СИБИРСКИЙ МАРАФОН – 2001.



Александр Горюнов.


ФОТО:

Все - Машина - В болоте -

Они должны были вернуться в родной Новосибирск в середине августа, но приехали только в начале сентября.

Им говорили, что то, что они задумали - невозможно, но они захотели попробовать.

Участники Клуба экстремальных автопутешествий маршрутом Сибирского Марафона 2001 выбрали путь вдоль заброшенного

Обь-Енисейского канала по тайге и болотам Томской области и Красноярского края. Они просто не знали, что их ждет…

Телепрограмма "Вояж из Новосибирска" начинает в ближайших выпусках серию репортажей об уникальной экспедиции. Сегодня журналист программы, Роман Букатин, прошедший весь путь от начала до конца, специально для наших читателей раскрывает некоторые подробности этого путешествия.

Немного истории.

Как свидетельствуют документы, строительство великого водного транспортного пути под названием "Обь-Енисейский канал", соединившего нашу родную Обь с могучим Енисеем началось в 1883 году. Само место соединения, прокопанное вручную, - длиной всего 7,8 км, но кроме этого было построено 14 шлюзов, и по протяженности наш канал мог бы соперничать с известным воссоединителем 2-х океанов – Панамским (кстати, строились они примерно в одно время с разницей около 15 лет).

Работы, как это у нас в России принято, велись в неимоверных условиях, в глухой непроходимой тайге. Основными орудиями труда были крепкие мужицкие руки, да смекалка, да терпение. При этом, брали на "стройку века" не всех, а только самых здоровых. Так, в 1888 г. из тысячи кандидатов отобрали только 494 человека. В основном, это были жители Томской и Тобольской губерний. Строительство велось около 10 лет, общие траты составили 7 млн. рублей (сумма для того времени колоссальная).

Но когда Канал был сдан в эксплуатацию, началось строительство другого исполина – Сибирской железнодорожной магистрали, которая полностью перечеркнула значение водного пути. Жизнь на Канале, прежде бурная, приостановилась, померкла, а через некоторое время и вовсе покинула эти края. Надежды на "блага великие" и "прибыли большие", о коих мечтали купцы сибирские, вложившие внушительные средства в эту затею, рухнули в одночасье.

Обь-Енисейский канал умер . Навсегда.

В газете "Сибирский вестник" от 11 августа 1898 г. читаем: "Обь-Енисейский водный путь – мертворожденное дитя: неизвестно как его зачали, во время беременности исковеркали, изломали, а когда появилось на свет, то увидели, что не для мира сего оно сотворено."

Как это было.

Девятнадцать решительных новосибирцев на семи дерзких машинах 16 июля 2001 года отправились в Томскую область в деревню Катайга к человеку, знающему о канале все или почти все – егерю Александру Васильевичу Дубинцу.

Александр Васильевич много храбрецов в здешних краях повидал: и историки на канале бывали, и фотографы, и даже туристы. Кто пешком, кто на байдарке, но, чтобы на автомобилях, такого, сказал, еще не было… Ну, первые шлюзы посмотрите – рядом с ними дорога есть, пусть лесная, но езженная – а потом и домой повернете, потому как дальше ходу нет! Там болотА (ударение здесь ставится на последний слог).

Мы внимательно все это выслушали, самые душераздирающие описания предстоящих трудностей даже записали и покатили навстречу опасностям и приключениям.

…От самих шлюзов мало что осталось, в основном, стенки, да и те уже полусгнившие. На шлюзе Новом даже створки ворот сохранились. Сейчас они сомкнуты, но кто и когда закрывал их в последний раз – неизвестно.

По берегам нам часто встречались места бывших поселков строителей канала. Там, где стояли дома, - только ямы, поросшие мхом. На шлюзе Ильинском сохранились остатки кузницы и литейной мастерской. На одном из старинных кладбищ – чугунный крест с надписью: "Первый лоцманъ Обь-Енисейскаго водного пути Порфирiй Ципиряевъ по реке Кети умеръ 28 ноября 1889 года". И всюду на протяжении канала – следы упорного труда сибирских мужиков, ехавших сюда на маленьком пароходике со славным названием "Фортуна".

Представьте себе удивление староверов, которые уже десятки лет живут в глуши вдали от цивилизации, когда на улицы их деревень, радостно фырча и отряхиваясь от болотной тины, выезжали разукрашенные иномарки… Кержацких деревень там немало, и их жители в большинстве своем никогда не выходили из тайги, не ездили на поездах, не смотрели телевизор. Время словно остановилось в этих местах. Они живут в согласии с природой, ведут натуральное хозяйство и считают себя счастливыми. Рядом с ними чувствуешь себя нежеланным гостем, зашедшим куда-то не туда по тропинке Истории…

Вместо обещанного егерем Баронского тракта нам открылось мокрое да мшистое место, где проложена была когда-то бревенчатая гать. Верхний настил сгнил давно, а нижние бревна, те, что в воде, целехонькие стоят. С них-то и началось настоящее приключение, если, конечно, каждодневную рубку деревьев и укладывание их в болото можно назвать приключением. Баронский тракт практически был отстроен нами заново. Машины приходилось перетаскивать через топи вручную, скорость движения на таких участках не превышала 300 м в сутки.

Добавьте сюда порванные лебедки и сгоревшие сцепления, гнус и комаров, скудную пищу, запиваемую бурой болотной водой, не успевающую за ночь просохнуть одежду и обувь, постоянную усталость, нервы, болезни – и тогда Вы, может быть, поймете, что это было за экстремальное путешествие.

…Посмотреть в глаза этим людям, чтобы узнать зачем все это было нужно и чем в конце концов закончилось, Вы сможете в ближайших выпусках программы "Вояж из Новосибирска", в воскресенье в 10.25. на 6 канале (NTSC).




Оформление и получение Электронной визы в индию.

   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |