Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 

О походах на байдарках

 

 

 

 

Скажу прямо и честно: люблю я байдарку. Не потому, что это моя "первая любовь", а потому, что с ней можно многое. Можно нагрузиться сетями и неспешно перемещаться от острова к острову где-нибудь на водохранилище, можно устроить "загребалки" на скорость и время на какой-нибудь полноводной или не очень речке средней полосы, а можно покувыркаться и на порогах. Но если первые два способа применения байдарки предусмотрены конструктивно, то последний требует неких пояснений, поскольку последствия кувырканий могут быть иной раз неприятными для судна и его экипажа. Потому вопросы подготовки байдарки к порогам, технике прохождения препятствий будут рассмотрены в данной статье.

Кроме того, основываясь на собственном опыте приведу некие рекомендации по подготовке и проведению водного похода вообще. Кажется тема избитая, но прочитав в появившееся свободное время, некоторые рекомендации и советы по этому поводу (в частности рекомендации Афанасенкова), а также зная сложившиеся стереотипы в этой области, захотелось высказаться. Дело в том, что начинал я ходить под предводительством самого себя и имел в багаже информацию о воде лишь из повести Коваля "Самая лёгкая лодка в мире", воспоминаний родственников, да ещё имел горячее желание "победить". Никаких старших товарищей не было. Да и не хотел я, честно говоря, таковых. Хотелось всё самому. Потому мы создавали свои правила с нуля, исходили из практической целесообразности, делали и организовывали всё так как мы это понимаем, как нам было удобно и казалось правильным. Не ориентировались ни на какие советы и чужой опыт (всё равно этого не было). Может именно по этому я нашёл достаточно много отличий в "нашей технике" от "общепринятых подходов".

Хочу надеятся, что наш опыт может быть полезен байдарочникам и им сочувствующим другим водникам.

 

Подготовка к походу - общие рекомендации.

 

Их условно можно разделить на две части: до отъезда и на стапеле. 

До отъезда вы должны прояснить для всей своей группы:

а)сколько времени продлится поход с учётом возможных задержек.

б)сколько будет стоить участие в походе.

в)какая основная цель похода (оттянуться, напиться, спорт, темп или др.)

г)кто главный

д)Какие препятствия будут на маршруте.

 

До отъезда вы должны сделать:

а)Проверить байдарки, фартуки, юбки, спасы, каски на воде. Особенно важно это для новичков.

б)Несколько раз кильнуться на воде. Новичкам - дабы узнали что это такое, бывалым - чтобы вспомнили и ещё раз почуствовали лодку.

в)всем привится от энцефалита (прививка состоит из двух частей. Надо начинать минимум за месяц), ибо лучше не рисковать своим здоровьем.

г)Ещё раз прочить правила оказания первой помощи и реанимации при утоплении, а также ознакомить всех с техникой покидания лодки, сплава в пороге без лодки и пр.

д)купить продукты, медикаменты.

е)проверить общее снаряжение: палатки, топоры, пилы, примуса и т.п.

ё)проверить личное снаряжение каждого (чтоб не оказалось, что кто-то без сапог, кто-то без свитера и пр.

ж)примерно распланировать график движения (остановки, дневные прогоны).

з)определить раскладку груза на человека при заброске.

 

На стапеле вы должны сделать:

а)усилить каркас байдарки

б)кильнуться ещё по разу всеми экипажами рядом с берегом.

в)перед отплытие хорошо и грамотно распределить вес по байдаркам. Я делаю акцент именно на весе, а не на составе груза на экипаж. Особенно важно думать о весе в начале похода - когда доля продуктов ещё велика.

 

О подготовке байдарки.

 

 Чем жёстче корпус байдарки, тем лучше она управляется, тем проще она переносит всякие пороги. Акцент делаю потому, что каркас байдарки с течением времени имеет обыкновение разбалтываться и гнуться. Если вам предстоит путешествие только по спокойной воде, то это может и не принципиально, а вот если вы собрались на пороги - надо усиливать.

Усиление каркаса, в основном, осуществляется в продольной плоскости. Мы испытывали разные варианты: уголки, первязки и пр. Самым оптимальным зарекомендовал себя способ усиления брёвнышками (под кильсоном) и рогатками на сочленение кильсона с передним и задним... забыл как называется, то, что изогнутое и образует нос и корму судна. Шкура должна быть проклеена. О шкуре - особый разговор. Я покупал свою "Таймешку" ещё в те золотые годы, когда она выпускалась в классическом непроклееном виде. Но и та заводская порклейка, что наблюдается сегодня как-то не очень впечатляет. Короче, чем большая площадь шкуры у вас будет проклеена - тем лучше. Особое внимание - порклейке кильсона и первых двух стрингеров после него. И ещё - не пытайтесь наклеить на резинувую шкуру проклейку из тезы. Всё равно ничего не выйдет.

Желательно проложить между шкурой и каркасом пенку от коврика (в тех местах, где они соприкасаются). Обратить внимание на то, чтобы пенка была закреплена и не сползала.

Обвязка. Честно говоря, я её не люблю. Толк в ней только один - есть за что ухватиться при перетаскивании, проводке и т.п. Зато масса недостатков: собирает траву как только представляется возможность, цепляется за камни и коряги, что может быть причиной оверкиля, принципиально тормозит движение.

Фартук. Типов фартуков относительно много. Наиболее надёжным, хотя чуть более трудоёмким, зарекомендовал себя фартук на шнуровке с заправкой бахромы под фальшборта. Юбка не должна быть пришита к фартуку!!!!!!

Особое место занимает ремнабор. В ремнаборе обязательно должны быть: много заплаток в рулонах (не кругляшки и квадратики - а полосы. Нужно если вы раздерёте шкуру совсем сильно), крепкие толстые капроновые нитки и сапожная игла, шкурка, напильник, клей резиновый, бензин, плоскогубцы, ручная маленькая дрель с несколькими свёрлами (на серьёзные или длинные маршруты), гвозди разные, проволока, нож.

 

О продуктах

 

Сразу скажу, что я не признаю никаких "500 грамовых" рационов! Потому и вам не советую осуществлять эксперименты над собой. Для тех, кто не знает, сообщаю, что принцип 500 грамового рациона заключается в том, что человек в день съедает продуктов итого не более 500 грамм. Акцент делается на каши, сою и сублиматы. Тем самым достигается существенная экономия веса. Вся эта философия глубоко мне чужда. Во-первых, от похода надо получать удовольствие. Еда и её количество тоже сюда входят. Во-вторых, через несколько дней "голодания" человек ослабевает. Понижается его реакция, выносливость, он может заболеть, не говоря уже о морально-психологическом состоянии "вечно голодного". Поэтому мы, водники, можем позволить себе продуктов взять столько сколько надо, а не столько сколько берёт с собой в горы одинокий альпинист. Главное до воды дотащить, а там уже дело в шляпе (единственная беда - когда пешка длинная, но туда обычно на байдарках не ходят).

Рекомендую расчитывать продукты из следующих принципов:

1)расчитывать на каждый день полноценного питания в походе вне зависимости от того собираетесь ли вы ловить рыбу, собирать ли ягоды-грибы (полный автоном). Можно заложить возможность дозакупки продуктов на маршруте, если там есть крупное село (полуавтоном). В деревнях не всегда есть магазины. Стоит помнить, что типичные пордукты для сельских магазинов: тушёнка, сахар (не всегда, ибо идёт на брагу), мука, чай, соль, хлеб. Остальное - как повезёт. Всегда предпочтительней полный автоном.

2)Предусматривать трёхразовое питание. Мы практикуем Суворовский принцип "завтрак съешь сам, обед с другом подели, ужин у врага отбери": с утра обильный завтрак (с тушёнкой и т.д.). В середине дня, где-нибудь на порогах, перекус из бутербродов с супом и чаем (всё из термосов, кроме бутербродов, естественно), здесь никаких костров обычно не разводим. Вечером обильный ужин с продолжительным чаепитием.

3)Производить централизованный расчёт продуктов на всю группу. Общая стоимость продуктов делится на всех в равных частях. Определить дневную норму продуктов на одного человека и огласить её. При расчётах не думать, что человек питается маковой росинкой.

4)Закупку продуктов осуществлять рекомендуем централизованно проверенными людьми. В этом случае исключается возможность "пролёта" с чем-нибудь.

5)До отъезда произвести все взаиморасчёты внутри группы, чтобы не оставалось на поезд вопросов кто кому и сколько должен. В поезде уже надо думать о прекрасном, а не о бренных деньгах.

6)Сухари можно хранить в наволочке, а все сыпучие и макаронные - в пластиковых бутылках.

7)Практика показывает, что может быть большой расход сахара и соли - ягоды, грибы, рыба.

 

Рассадка в байдарке и управление движением.

 

Пункт 1. Командовать в лодке должен один человек - капитан. Обсуждение всех вопросов по поводу движения - на берегу во время просмотра препятствия. Сели в лодку - командует капитан.

Пункт 2. Наиболее оптимальной, по нашему опыту, является рассадка, когда впереди сидит капитан. Да, именно впереди. Также, мы ВСЕГДА пользуемся рулём. Капитан даёт указания матросу и корректирует его действия. Практика эта проверенна временем и оправдала себя.

 

Достоинства расположения капитана впереди:

1)впереди сидящему лучше и удобнее читать воду, а также видеть препятствия, соответственно, давать грамотные указания.

2)как более опытный, капитан может быстрее и правильнее отреагировать на возникающие проблемы (зацепиться за воду, оттолкнуть бревно, вытянуть лодку из бочки и т.п.).

3)Матрос видит и учится как надо работать: в каком темпе грести, как держать баланс, табанить и пр.

4)Достигается большая синхронность экипажа: матрос ровняется на капитана, а не капитан пытается компенсировать то, что "нагрёб" матрос.

5)Матросу не так страшно в сложных порогах и он не теряется.

 

Недостатки

1)капитан первым получает вал в лицо и он более мокрый,

2)у капитана должен быть могучий голос.

 

Управление при помощи руля, тактика и стратегия прохождения препятствий.

 

Большинство байдарочников почему-то не любит ходить с рулём. Подозреваю здесь две причины:

1)популярностью пользуются двойки, а в них при загрузке шмотками места для пидалей руля не остаётся.

2)относительно муторная процедура установки руля и его "настройки".

3)не понимание зачем это надо.

 

Если с вопросами по первым двум пунктами я поделать ничего не могу (разве предложить плавать на  трёшках или ставить руль перед порогами, после разгрузки судна), то объяснить зачем он хотя бы нужен  - постараюсь. Итак, самое главное - при управлении байдаркой с помощью руля судно НЕ ТЕРЯЕТ СКОРОСТЬ. Пользоваться рулём надо как на больших перегонах по озёрам, так и в порогах. Здесь будет уместно сделать экскурс в область тактики байдарочного плавания (пусть простят меня любители поумничать на тему "... мы не плаваем, мы ходим"). Что является особенностью байдарки? Байдарка, в отличие от катамарана, каяка и прочих всяких скаутов имеет ярко выражённое килевое строение. Это значит, что она хорошо держит направление, "режет" воду, в то время как вышеперечисленные суда "скользят" по воде, ибо брюхо у них плоское. Отсюда вытекают все преимущества и недостатки байдарки. По спокойное воде она легко держит направление, её мало волнует ветер, скорость движения достаточно приличная. Надо отметить, что байдарка является пожалуй самом скоростным судном из всех остальных туристическо-спортивных судов. В порогах на большой скорости она может "разрезать" достаточно серьёзные боковые струи и валы.

Итак, главное преимущество байдарки: скорость, чем выше скорость, тем выше способность держать тот курс, который задан, выше устойчивость.

В то же время, требуется гораздо больше усилий, чтобы изменить направление движения байдарки (особенно, если надо поворачивать радикально) чем на других судах. Если делать это табаня, то это приведёт к потере скорости и, соответственно, к потере преимуществ байдарки. Поэтому пользование рулём значительно облегчает жизнь и экономит силы. Ещё один вывод: если байдарку разогнали там где не до конца понятно что река имеет из себя впереди, то запросто можно улететь в кусты, на камень или ещё в какое место.

Тактика прохождения порога на байдарке:

1)Линия движения байдарки должна быть максимально прямой, идти надо "по воде", а не "против" (по стремнине, если таковая есть).

2)Не бояться протыкать валы.

3)Скорость прохождения должна быть максимально возможной (естественнно, не настолько чтобы вылетать с поворота и врубаться во что-нибудь).

4)Использовать руль для сохранения скорости и уверенного маневрирования.

5)Не включать в схему прохождения порога необходимость поворота в пороге более чем на 45 градусов, если это не улово приличных размеров.

6)В пороге надо работать! Не сидеть и куковать, а разгоняться (если надо), делать зацепы за воду, короче, работать! Это момент принципиальный.

Здесь хочу сделать замечание - при прохождении шивер скорость наоборот должна быть минимальной. В этом случае угрозу представляют, в основном, не валы, сливы и пр, а камни. Потому при прохождении шивер надо перемещаться как можно медленнее.

Стратегия:

1)Обязательный просмотр любого препятствия на реке с выходом на берег и прогулкой вдоль оного.

2)Определение схемы движения с берега, определение кто, что делает в экипаже. Проигрывание прохождения порога (хотя бы в голове).

3)Разгрузка байдарки и перенос шмоток по берегу (если это не 100% халявный порог).

4)Выставление страховки

5)Прохождение порога.

Зачастую непросмотр порога объясняется банальной ленью - дескать, вызезать, куда-то идти... Во-первых, размять руки-ноги всегда полезно, во-вторых, пренебрежение техникой безопасности рано или поздно доведёт до могилы.

 

Распорядок дня и обязанности

 

Хочу подчеркнуть, что распорядок дня для каждой группы свой - в зависимости от привычек. Наши группы никогда не стремились встречать рассвет и ложиться спать раньше чем солнце сядет (хотя в белые ночи чего только не бывало!). Потому, если возникала необходимость активизироваться и нагнать расстояние, то этот вопрос решался не за счёт сокращения времени сна и ранних побудок, а за счёт более активной работы вёслами и оптимизации времени на сборы. К примеру: встали в двенадцать - выплыли в час. Временем окончания движения для нас было: либо достижение заданной точки (порог, озеро и т.п.), либо же начинали ставить лагерь за час до наступления темноты. Самое главное - получать удовольствие от всего в походе: если хочется спать - спите, хочется подорваться с утра пораньше - вперёд с песнями.

Порядок установки лагеря:

1)Первым делом выгружаются вещи и ставятся палатки. Это необходимо на тот случай, если вдруг хлынет дождь - вещи должны быть укрыты.

2)Все переодеваются в сухопутную одежду. Мокрыми бродить по лесу - радости мало.

3)Все идут за дровами за исключением кострового, который разводит огонь и обустраивает костёр.

4)Повар начинает готовить ужин, остальные обустраивают лагерь: накрывают стол, натягивают верёвки для просушки и т.п.

5)Ужин.

6)культурная пограмма (если есть силы) - песни, пляски и т.п.

7)отбой - может быть единовременным, а может быть постепенным.

 

Дежурства: у нас принято выбирать одного-двух костровых, которые занимаются этим делом весь поход. Повора определяются на стоянку, то есть готовят ужин-завтрак и бутерброды с чаем-супом на перекус. Дежурят по очереди, обычно экипажами. При этом, если ты костровой, то это не отменяет твоей очереди быть повором. Посуду моет каждый сам за себя тогда, когда ему хочется. Хотя и за друга тоже можно вымыть. Также, справедливости ради, у нас никогда не было жёстких графиков на счёт дежурств. Ну если не хочет человек - не надо, может ему плохо сейчас, потом тебя подменит. Правда тут есть маленькое "но". Заключается оно в том какие люди идут в поход. Надо, чтобы люди были порядочными. Банально? Банально. Вывод следующий - не ходите с незнакомыми людьми. Как говорится: уж лучше и не есть, чем кушать что попало, и лучше одному, чем вместе с кем попало. К вопросу подбора экипажа относитесь очень серъёзно.

 

Успехов и побольше хороших впечатлений.

 

Рыбкин С.А.

Rybkine@yandex.ru

 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |