Чем опасны искусственные плотины

(обсуждение на Весле.Ру. Составил Дмитрий Кувалин.)

ghbvec -- 4/7/2003 11:49:40 AM:

Володарский в субботу обошелся без трупов... Случайно...
Под сливом перевернулась Щука-2. Два человека держались за байдарку. Выбраться сами не могли. Через 10 минут!!! купания им на выручку пошел кат-2 "Тритон". Также засел под сливом. С трудом вытащили людей на кат (сами вылезти не могли), один из них вырвал затычку баллона. На подмогу пошел второй кат. Бросили морковку с аварийного ката. Привязали на буксир, но выдернуть кат из-под слива не смогли. Кат под сливом перевернулся. Люди по натянутой морковке между катами выбрались из бочки. Все живы. Потеряно, по предварительным подсчетам, весло - 1 шт., морковка - 1 шт.
Выводы и рекомендации:
1. Большие спасы не давали выйти из бочки
2. Не надо играться с техногенными бочками если не уверен в своих силах.
Дополняйте...

I.K.S. -- 4/14/2003 3:01:30 PM:

Кажется, в прошлом году (или позапрошлом),
была очень похожая ситуация...
Пошел кат-2 на спущенных баллонах, тормознулся, киль.
Снизу подошел - к-2, порядка КС или Кулик, залез вплотную к первому, тормознулся, вылезти не смог. Дальше, кажется, подошел третий к-2 с тем же эффектом.
Кульминацией стал К-4, который тоже подошел снизу и так же застрял в бочаре, не в силах развернуться для выхода из нее.
Картинка была до саркастической, до трагизма: в бочке висят бусы из 3 (4) катамаранов...
Народ с моста кидает на палубу моркву - коротка... Вторую - коротка...
Только связав три морквы, достали четверу, потом двойку, потом еще две...
Каждый раз, когда я лезу в бочку на Володарке, я вспоминаю эту картинку и прошу ребят подстраховать,

если что ...

Д.Кувалин 4/7/2003 3:33:05 PM:

Повторю в который раз - бочки правильной формы после ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫХ ПЛОТИН С ОКРУГЛЫМ ОГОЛОВКОМ при должном уровне воды - ОЧЕНЬ ОПАСНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ. Одно из самых опасных в природе. Несмотря на внешнюю безобидность. У нас просто очень мало сливов такого типа. А Европе, например, во многих местах против таких сливов в описаниях часто стоит пометка, которую принято трактовать как "непроход" или "фатальное препятствие" (при соответствующем уровне воды).
Все дело в структуре бочки за сливом. При отсутствии разрывающих языков или перекосов ИЗ НЕЕ НЕТ ПОВЕРХНОСТНОГО ВЫХОДА. А ПРИДОННАЯ СТРУЯ, которая вытаскивает из бочки, НАХОДИТСЯ ОЧЕНЬ ГЛУБОКО. Обычно наиболее вероятный способ выхода из нее - попытаться сместиться вбок до ее края и зацепиться за боковую струю. Но этот способ более-менее работает только при нахождении в неперевернутом судне и только если сбоку бочку не подпирают камни и бетонные конструкции. (Тут недавно звали покататься на плотину на Малой Истре. Так там именно этот случай. В высокую воду залипнешь - самостоятельно хрен вылезешь. Без человека с морквой чуть ниже слива - смертельно опасно).
Если
слой воды над оголовком плотины не очень толст, можно еще попытаться отпихнуться веслом от тела самой плотины.
При сливе шириной свыше 20 метров и отсутствии нормального доступа к человеку в сливе - ситуация ОЧЕНЬ близка к критической. Даже точный бросок морковки с каяка и катамарана может не помочь.
Так что, господа байдарочники и начинающие каякеры, очень рекомендую вам устраивать отработку прохождения бочек на сливах другой структуры.
А уж если полезли, то основной критерий безопасной проходимости такой: ширина обратного противотока после слива не должна превышать длины лодки (для веретеннообразных лодок с хорошими гребцами это соотношение, в принципе, может доходить и до 1,5; но и то при высоте слива не больше 2м).
И, как минимум, не надо лезть в подобные сливы без скорости или лагом.
Также помните, что такие сливы очень быстро превращаются из легко проходимых в полную задницу даже при относительно небольшом изменении уровня воды. Практический совет здесь таков: как только уровень воды поднимется настолько, что на перегибе перпендикулярного слива не будет видно тела плотины, и при этом будет отсутствовать проносная струя в самой бочке, стоит сразу спуститься к воде и померить ширину противотока.

Old Paddler -- 4/18/2003 10:53:04 AM:
Я тоже знаю пару случаев.
Первый произошел во время детского турслета. Молодая руководительница попросила байдарку и с двумя детьми решила покататься ниже плотины. В конце концов, байдарку подтянуло под слив плотины. Двое выплыли, один ребенок там остался. Спасатели позже извлекли его из
-под плотины.
Второй случай. У нас на р.Печегда есть небольшая плотинка. Один из молодых каякеров решил траверсировать струю ниже плотины, но не рассчитал и был затянут обратной струей под слив, где его колбасило некоторое время. Он отстрелился от каяка и удачно выбрался, а лодку пришлось выбивать каяком сверху, т.к. она застряла там довольно хорошо.

Si -- 4/17/2003 9:31:32 PM:

У нас тоже погиб каякер в 96м году - подошел по неопытности слишком близко (снизу), был втянут в противоток, нашли через два дня. Поплыл один, никто ничего не видел, помочь было некому. Известны случаи выхода оттуда людей живыми - по донной струе. Известны и плохие исходы - примерно 50 на 50. Параметры плотины: высота 3-4 метра, ширина слива метров 10, на перегибе обычно 5-10 см воды, крутизна градусов 60-70, противоток метров 8, глубина неизвестна, на дне и в стенках кое-где размыта арматура. Р.Сев. Донец, пос. Эсхар.

AlGol -- 4/17/2003 10:11:51 AM:
По тому же поводу советую почитать вот это:
http://www.whitewater.ru/misc/people/MishaKrivonogov.htm
Очень отрезвляет горячие головы.

Finik -- 4/9/2003 12:03:50 AM:

М.Истра.

…Лет восемь назад по реке шла команда водников МАИ, две байды-двойки. Одна пара стала обносить, вторая пошла слив - в результате труп. Подробностей нет, все рассказы на эмоциях…

Alexey_T -- 4/7/2003 3:56:10 PM:
>> бочки правильной формы после ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫХ ПЛОТИН С ОКРУГЛЫМ ОГОЛОВКОМ при должном уровне воды - ОЧЕНЬ ОПАСНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ
А какое влияние оказывает округлость оголовка и как ее определить?

Д.Кувалин -- 4/7/2003 4:55:39 PM:

Я бы скорее сделал упор на крутизну слива. Мне кажется, что плохие бочки возникают при крутизне слива в 40 градусов и выше (при отсутствии заметного уклона вниз по течению сразу после слива). А поднятие дна через несколько метров после слива еще более увеличивает "плохость" бочки.
Что касается профиля "плохих" плотин, то обычно они, ИМХО, имеют вид половинки от опрокинутой параболы.

vvs -- 4/7/2003 11:56:08 PM:

>>>плохие бочки возникают при крутизне слива в 40 градусов и выше (при отсутствии заметного уклона вниз по течению сразу после слива>>>
Рискну предположить, что крутизна слива на криминальность бочки влияет лишь опосредованно. Важно, чтобы глубина под сливом была относительно небольшой. Поток должен достать дна и отразиться от него с образованием высокой поганки. С нее противоток обеспечен. Под искусственными плотинами в мягком грунте слив вымывает заглубленный рельеф (>>>поднятие дна через несколько метров после слива>>>), который отражает поток вверх с минимальным рассеянием энергии потока. Высота поганки едва ли не приближается к высоте слива. Если яма под сливом достаточно глубока, чтобы появился подпор с боков - получите глухую бочку.
Корреляция с крутизной слива конечно есть - чем круче слив, тем с большей глубины он может отразиться с образованием поганки.

Finik, 4/9/2003 7:47:37 AM:

Так в чем основная опасность - после киля в бочке остаться, ко дну
подожмет или что? Я просто не совсем представляю процесс.
В дополнение: ширина слива примерно 4м, вертикальная высота 2, слив округлый, угол 50-60гр, слой воды над сливом порядка 10см, бочки внизу нет вообще, вместо неё две вертикальные поганки примерно в 3-х метрах за сливом. Слева по ходу
вертикальная бетонная стенка длиной около 6м, за ней выход на берег, справа чистая вода. Дно на предмет техногенного мусора не просматривалось (хотели посмотреть эхолотом, но не получилось, да и говорят, в такой воде просто работать не будет). Внешне всё выглядит прикольно и дружелюбно.
Идея прыжков была такая - с верхнего моста промерить глубину слива, проверить возможность встать на байде под слив и прощупать дно, если всё чисто и возможно - попробовать.
Мне виделась основная проблема в непроходе верхней части слива из-за большой осадки лодки, и, как следствие, зацеп за слив, возможный переворот и три метра кувырков по бетону на пару с каяком. Сейчас уровень над сливом нормальный, просто скатиться с горки , два гребка и на берег.

Д.Кувалин, 4/9/2003 6:25:11 PM:
>>>Так в чем основная опасность - после киля в бочке остаться, ко дну подожмет или что? Я просто не совсем представляю процесс
Зависит от того, как в эту бочку (гриб) попасть. Если импульс будет хороший, то лодку просто пробросит вперед без особых проблем. И даже если при таком прохождении она вдруг кильнется, тот же импульс поможет ей вывалиться из гриба вниз по течению.
Если же у лодки (или отдельно плывущего человека) импульс окажется слабеньким (наример, из-за низкой скорости), то тот же гриб
отбросит ее (его) назад под слив. И далее объект начнет циркулировать в этом пространстве. Сперва слив его притопит, потом под водой вытолкнет слегка вперед. Затем объект всплывет, но до вершины гриба, и двинется назад под слив. Ну и так далее. Если этим объектом будет отдельно плывущий человек, то ему будет довольно тяжело дышать, так как большую часть времени он будет находиться под водой или в пене. Ну, а холодная вода полностью лишит его возможности двигаться не более, чем за 4-5 минут.
Единственный вариант самостоятельного выхода - занырнуть под сливом поглубже, попытаться достать придонную струю и уйти по ней.
Если человек будет в этой ситуации висеть на лодке, то ему будет полегче. И запас времени у него будет побольше. Но самостоятельно выбраться он все равно вряд ли сможет.
Да. И еще не надо заходить под такой слив лагом, чтобы постоять на бочке. Встать-то можно легко и быстро. И опору на весло в стационарном потоке тоже найдешь без труда. Но при попытке выйти вбок нос и корма будут утыкаться в бетонные стенки, и лодка будет беспомощно ездить вдоль слива. А попытки раскрутиться непосредственно под сливом или вырваться лагом будут блокироваться все тем же грибом.
А малое количество воды над сливом - это не особенно страшно. Ну, зацепишь бетон брюхом.
Ну, затормозится лодка. На траекторию лодки в сливе это обстоятельство практически не влияет. Вот сразу за сливом желательно успеть сделать быстрый гребок. А то гриб может развернуть корпус лодки и поставить ее лагом под слив. Что будет дальше, смотри выше.

Finik -- 4/16/2003 8:59:44 PM:

Я, в принципе, давно уже съездил, посмотрел, вот написать мне недосуг было, но, видимо, поделюсь своими наблюдениями, не рассматривая данный конкретный случай. 1. Всё, что написано в этом флейме и про Володарку соответствует действительности на сто процентов. Впрочем, там всё настолько очевидно, что не надо быть большим знатоком водного потока, что бы понять, что выбраться из-под слива весьма проблематично. 2. С моей точки зрения, наибольшую опасность будет представлять не сам слив, а весьма сильный неустойчивый вертикальный поток, поганка или гриб, тут как угодно. По стабильному противотоку выгрести вполне реально, но болтающийся гриб с весьма мощным выбросом довольно быстро положит лодочку, а после этого начнется процесс, описанный Димой. 3. Весьма проблематичной представляется возможность поднырнуть под слив и уйти по донной струе. В спасжилете и при очень сильном вертикальном потоке это весьма трудно. 4. При решении идти подобные сливы особое внимание необходимо уделять страховке, желательно с воды и с берега одновременно. Причем класс страхующих должен быть выше класса идущих

Тимофей -- 4/17/2003 2:59:36 AM:
Я в свое время проходил эту плотину, но глупость была полнейшая. Мы на КНБ прыгнули, а каяк лег. Я спустил морковку с моста, каякер поймал ее, и мы его втроем вытащили. Но! У нас был кое-какой опыт (4-5кс), и психика у этого каякера была деревянная. Именно это и предопределило успех спасработ. Тем не менее, прохождение опасно и не нужно. Лучший путь - по берегу справа.
А в прошедшие выходные перед плотиной было метров сто льда, и прохождение было в принципе невозможно. И сейчас, при наличии опыт Шавлы, Ак-Алахи, Кара-Алахи и т.д., желания пройти у меня не возникает. А воды было уже примерно на 20-30 см ниже максимума, который в этом году совпал с ледоходом. Тем не менее, снега в лесу до фига и на эти выходные воды хватит.
Хотя редкий человек слушает и принимает подобные советы, я все-таки надеюсь, что хоть кто-нибудь начнет смотреть на подобные препятствия, как опасный непроход.

Д.Кувалин -- 4/17/2003 2:42:14 PM:

Я не хотел бы объявлять плотину на М.Истре непроходимой. Она, безусловно, проходима. Причем, похоже, при любом уровне воды. Ширина зоны обратного противотока, если не ошибаюсь, там никогда не превышает 3-4 метров. Стало быть, для того чтобы успешно пройти слив, надо выполнить всего 3 условия: хорошо разогнаться, зайти на перегиб перпендикулярно линии слива и сделать 2-3-4 акцентированных гребка в момент выныривания лодки из воды. Если ваша лодка не похожа на маленькую мыльницу, то все получится более-менее легко. Не понадобится даже никакой особой техники или опыта.

Сам я проходил эту плотину 2 или 3 раза. При этом, как минимум, однажды через главный слив в высокую воду, не испытав при этом особых проблем даже на мягком КНК. Обнес лишь раз, и то только потому, что все сливы были густо забиты древесным мусором.

В своих предыдущих постингах я хотел обратить внимание на другое: ОЧЕНЬ ВЫСОКУЮ СТЕПЕНЬ КОВАРСТВА И СКРЫТОЙ ОПАСНОСТИ этого и других подобных мест.

Если по каким-то причинам вам не удастся выполнить описанные выше действия, и сплавщик с лодкой или без нее не сумеет пересечь зону обратного противотока, то ситуация из благостной моментально превратится в опасную и даже смертельно опасную. Опыт гребца и наличие хорошего снаряжения в ней практически ничем не помогут (разве что хорошая гидра даст на пару минут больше времени для сохранения физической дееспособности).

А причины застревания под сливом могут быть самые разные:

- Незнание про опасность нахождения под сливами такого профиля (ровный, крутой, широкий, с большой глубиной). В результате залезли туда умышленно.

- Безалаберность и невнимательность: поленились просмотреть или протрепались и не успели разогнаться.

- Грубая техническая ошибка над сливом: не под тем углом зашли на слив; либо потому, что не умеют вести лодку по прямой, либо потому, что в последний момент сорвался гребок и т.д.

- Грубая техническая ошибка под сливом: забыли вовремя сделать выталкивающие или корректирующие направление гребки, выронили весло и т.п.

- Столкновение с препятствием под сливом. Например, поймали лодкой или собственным животом циркулирующее в противотоке бревно. Или воткнулись носом лодки в дно и затормозились (хотя классический пин в таком месте маловероятен - где есть глубокая бочка, там до дна всегда далеко; а если в бочке где-то торчит неглубокий выступ или камень, то в ней тут же появляются разрывы, и она становится гораздо менее опасной).

- Неожиданный пульсирующий всплеск воды (гриб) большой мощности.

Что может произойти дальше, описывалось в предыдущих флеймах.

А побороть эту ситуацию можно будет с помощью береговой страховки либо счастливого стечения обстоятельств.

В заключение хотел бы дать практические рекомендации по прохождению плотины на М.Истре.

Сначала надо остановиться и просмотреть слив. Затем.

1) Оценить его мощность и высоту. Но главное, что надо, это убедиться в чистоте проходов и отсутствии крупного мусора на предполагаемой траектории движения (не знаю, как сейчас, но раньше и основной, и боковые сливы чаще бывали забиты, чем чисты).

2) Убедиться, что зона чистой воды для разгона имеет длину не меньше 10-20 метров.

3) Визуально оценить ширину обратного противотока.

Если она меньше длины лодки, то, в принципе, в слив можно прыгать.

Если ширина противотока и длина лодки сопоставимы и тем более если противоток шире, то не имея многократного опыта прохождения подобных сливов, плотину лучше не проходить.

4) Если по первым двум пунктам все в порядке, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСТАВИТЬ ЛЮДЕЙ НА СТРАХОВКУ.

У страхующих ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть веревка, длина которой позволяет подать ее в любую точку слива. (Как раз на М.Истре это условие соблюсти несложно. Даже основной слив неширок, прямо над ним идет пешеходный мостик с перилами. Можно также расположиться над бетонной стенкой на левом берегу).

При этом очень желательно, если для страховки будет использоваться система из двух веревок.

Одна подается непосредственно аварийному клиенту. Может даже сверху - с мостика.

А вторая, с карабином на конце, должна быть зацеплена за середину первой и идти вниз по направлению реки. За эту вторую веревку клиента можно будет более-менее надежно вытянуть вниз по течению (а не вбок или вверх, что гораздо сложнее).

Единственная ситуация, когда заранее подготовленной веревочной страховкой можно пренебречь, это сочетание низкой воды, чистого слива и опытного гребца (гребцов) на скоростной лодке.

Потом, как уже говорилось выше, надо хорошо разогнаться, перпендикулярно зайти и сделать сильные гребки в ту же секунду после выныривания из воды за сливом.

Если хотя бы один из описанных компонентов вызывает сомнение, то плотину лучше обнести, не заморачиваясь. Спортивная ценность ее преодоления невелика, а опасность во многих случаях слишком реальна.

2003 г.

----------------------------

Дополнение  от  Валерия Федцова  vodnik@rol.ru

 

Хочу добавить еще три аспекта этой проблемы.

Описанные ситуации имели место быть на Володарке, в апреле месяце. А годы - наверное, не так важно.
 
первый.
Пройдя порог в очередной раз, пройдя его чисто, (посудина - малого объема кат-двойка), зачалились на левом берегу. Чуть передохнув, обнесли кат по мосту выше порога, на правый берег. Все было уже готово к началу нового прохождения порога. И тут... мимо нас проплывает деревянные брус. В сечении сантиметров 15х15, длиной метров 6. Само, собой, намокший (в воде, как-никак) и тяжелый.Прикидочно - килограммов эдак на 120. (вес высчитывается легко - объем бруса 0,15 х 0,15 х 6 = 0,135 куб.м. Принимая плотность воды 1000 кг*/куб.м. и учитывая то, что брус несколько возвышался над водой, получаю такую цифру). Ну это я отвлекся.
Отплытие временно отложили, и я побежал на мост - просмотреть, как энтот брус сквозь бочару пройдет.
Так вот. Брус, будучи развернут по течению, бочару пробить и пройти порог не смог!!!! Вздыбившись на валу, был развернут поперек течения, скатился под слив и долго его там  колбасило. Временами брус, медленно, вроде бы нехотя, кантуясь в бочке,  вставал практически вертикально, до половины выступая над водой, иногда наклонно, вдоль бочки, перегораживая слив, а то и одним своим концом норовил достать до начала слива. Минут эдак через 10 вертикально вставший брус ушел под воду, а на поверхность выбросило лишь две его половинки. Одну, что хорошо, уже за валом. Вынесло, видать донной струей. И минут еще через 5 из бочки выкинуло и вторую половину бруса 
Нетрудно представить, что будет с экипажем, проглядевшим такого попутчика и поймавшего его в бочке.
Хотя никакой разницы и нет - брус это как в этом случае, или просто подмытое дерево.
К чему это я? Думаю нелишним будет выставлять в таких местах наблюдателей, в чьи обязанности входило бы отслеживание всякого мусора, по реке плыть захотевшего. Благо народу на таких сборищах всегда предостаточно, и свободные в данный момент от прохождения порога могут встать на наблюдение. Да и про уважение к бурной воде вообще и отдельным порогам в частности напомнить. Брус - он не спичка, а сломан был.
И про такую беду рек, верховья который населены - река часто несет всякий мусор.
 
Второй.
Место действия там же.  Двумя часами ранее. Идем в порог. Мост уже позади и быстро надвигается слив. Гребем что есть силы, набираем скорость. Скатываемся со слива и взлетаем на вал. И тут... Когда мы уже были на валу, под носом баллона напарника вспухает какой-то пульсирующий пирамидальный валик, на гребне основного вала. Наш кат ставит вертикально на корму, и в следующий момент, уже нижней по течению стороне вала, киляемся через корму.. Нас несет вниз. Река широкая, но неглубокая, не более метра - ногами то и дело цепляюсь за грунт. Ну а грунт - гравий, щебень, арматурины, прочий мусор. Неэстетично. Это я к тому, что на сливах есть и некоторая непредсказуемость структуры водного потока. Готовым к ней быть невозможно, но желательно. (сам не понял, что сказал, но по другому не получилось)
 
Третий.
Местные парни, обычно под хмельком, иногда не прочь попроситься в экипаж на одно-два прохождения. Плохого в этом ничего не было бы, если бы они не от редкого случая к случаю, а постоянно признавали необходимость гидрокостюма, каски и спаса. Обеспечение безопасности, одним-двумя словами. 
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 
 

   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |