Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 


Не ходите дети в Африку гулять?

Небольшое предисловие.

Красная зона, статья насыщенная эмоционально до предела, даже, наверное, сверх каких-то разумных пределов и, честно говоря, мне напомнила об истории одной моей знакомой одноклубницы. Вкратце ее можно изложить так:

Она ходила, и не плохо, прошла сама пятерку, сводила тройку, в группе поддержки работала на шестерке. Водный туризм ей очень нравился, со всех сторон, опасность его она вроде бы осознавала достаточно точно. Но, случилось так, что она встретила молодого человека, который ей понравился, но о туризме имел очень смутное представление. Парень, пришел к нам в клуб, признаться, понравился и мне, но  он погиб в третьем своем походе, на тройке. Обстоятельства сейчас значения не имеют, а вот с ней случился некоторый моральный слом. В течение многих лет я, как руководитель школы, не имел от нее других оценок, кроме как руководитель клуба самоубийств, и так далее в том же стиле, со всеми вытекающими и втекающими.

К чему это я? Эмоции, эмоции, когда они начинают довлеть над разумом... Эмоции не просят об ответе, как впрочем, и риторические вопросы, эмоции нуждаются в сочувствии. Не думаю, что хоть кто-то может считать Красной Зоной походы третей категории сложности, но, между прочим, на тройках гибнет больше чем на пятерках, по крайней мере, так говорила статистика, которая велась в Советском Союзе.

По первому прочтению у меня не возникло желание писать хоть что-то в ответ, но доводы, которые приводились в обоснование своего эмоционального настроя, вызывали у меня протест, поэтому я все же открыл Word`а и начал стучать по Клаве.

Ну, что сказать, устроены так люди...

Так же, как автор предыдущего материала хочу оговорить следующее: это сугубо мои размышления, они основаны на моем опыте и на моем восприятии действительности, кто-то, возможно, со мной согласится, кто-то тоже захочет подискутировать, как не смог промолчать и я, но как, надеюсь, удастся обосновать далее, серьезных доводов нет ни у меня, ни у моих оппонентов, так, что стоит воспринимать все ниже написанное, как еще одно мнение, которое, возможно, имеет право на существование.

Еще одна оговорка, цитаты, это только опорные точки к предыдущей статье, так как вырванные из контекста и эмоционального фона, они могут восприниматься совсем не так, как задумывались автором.

...Я откровенно признаюсь: нихера я не понимаю в том, чего ради люди ходят по сложным речкам.

Главный постулат статьи «Красная Зона» состоит в том, что ходить в сложные маршруты это сродни тому, как играть в русскую рулетку, а соответственно ничего кроме осознания того, что это смертельно опасно, а остальные, узнав, будут писать кипятком, от человека не требуется. Посмотрел на свою жизнь, понял, что имеешь право или очень хочется, ну – крути барабан...

Признаюсь, что тоже не очень понимаю, хотя и сам хожу, и других вожу, но несколько мыслей на эту тему, все же высказать, наверное, имеет смысл. Для меня, любой поход, в чем-то сродни хорошему добротному блюду, которое приносит насыщение, я с равным удовольствием, хожу и на двоечку и на шестерку, препятствия на маршруте сродни приправе, которое это блюдо делает вкуснее. Причем, когда я с детьми иду в двоечку или троечку, адреналина я получаю не меньше, чем скажем с некоторых шестерок, то же относится и к низким, категориям, когда ведешь группу новичков по двойке, то цирка и эмоций, соответственно, тоже за глаза. Но почему же тогда я не останавливаюсь, скажем, на тройке? Почему меня тянет в шесть? Не знаю, но опять же «имею мнение».

Желание узнать, что за углом, за ближайшей кочкой, горкой, речкой присуще всему живому миру, если бы этого не было, то не думаю, что жизни бы удалось так распространиться по нашей старушке Земле. Естественно, что в первую очередь такое любопытство характерно для молодых особей, но ведь «гуляют» не только молодые, но и вполне матерые звери. Особенно это характерно для высших животных и, еще ярче проявляется у человека, а для того чтобы дальше попасть, надо преодолеть больше незнакомых, а значит и опасных участков, а отсюда я делаю вывод о том, что стремление к риску и любопытство заложено в нас матушкой природой и особых объяснений не требует.

У меня есть подозрение, что со смертью любят играть либо по жизни неустроенные, либо очень безответственные люди, которым пох..., что они оставят в этом мире.

Первое подозрение-утверждение, которое вызвало у меня резкое отторжение. Очень надеюсь, что это просто эмоции, не очень удачно сформулированные, так как берусь утверждать, что серьезных результатов в туризме добивались только люди, которые и в мирной жизни достигли чего-то существенного. В первую очередь, и этого нельзя забывать никогда, туризм это отдых от работы. Мы ходим в свои отпуска, на свои заработанные деньги, а для того чтобы работать ты должен что-то в этой жизни уметь, кроме того, что пользоваться веревкой и махать веслом. Просто о реализации этих людей вне походов мы мало что знаем, по той простой причине, что все это находится вне сферы пересечения наших интересов. Те, кто не умеют ничего другого, как правило, на мой взгляд, уходят в другие виды спорта, туда, где за это платят деньги, например в рафтинг, это не плохо и не хорошо, просто так устроена эта жизнь.

Спортивный компонент туризма вторичен, соревноваться можно в чем угодно, в том числе и в том, кто красивее завяжет бантик, или, например, у кого длиннее ногти, или кто красивее задерет ноги, а еще лучше, кто быстрее проплывет на резиновой бабе. Почему бы, не посоревноваться в том кто грамотней и безопасней построит свой отдых? Дух соревнования в человечестве очень силен, и противиться ему я не вижу смысла, главное – это правильно и разумно договориться о правилах. Тем более что такие соревнования позволяют находить и делать общедоступными новые интересные тактические и технические приемы или образцы снаряжения.

Гибнут в походах люди разные, в том числе и действительно лучшие, ответственные люди, могу напомнить, что водный туризм, зародившийся еще до братьев Абалаковых, начинался на деревянных, плотах и байдарках, без касок, жилетов, гидр, и прочих премудростей, которыми, так насыщенны теперь наши походы. Если быть честными, то необходимо признать, что все наше снаряжение родилось именно в результате гибели многих из тех, кто шел до нас. Когда-то маршруты, которые у нас безвозвратно ушли в зеленую зону, по вашей терминологии, были очень даже красными, и увешаны табличками по самое «не хочу», тот же Саянский Казыр, по которому и начинали сплавы Абалаковы, или нижняя Катунь. Этот путь был бы не возможен, если бы в походах гибли только молодые идиоты в компании себе подобных, не способные думать и находить решения, или те, кто просто желает поиграть в русскую рулетку, согласитесь, сокращать степень риска им просто не интересно.

Ни слова о том, что человека никто не гнал ТУДА!

Снова «...неправда ваша, тетенька...» Вопрос о том, гнал или не гнал, несколько не очевиден, есть еще и очень большое давление социума, на любого человека, так откуда бы я узнал, что в походе хорошо, если бы мне кто-то не рассказал. А в современных условиях посмотрите на эти кретинские передачи типа «220 вольт» где прямым текстом ведется реклама о том, что прыгнуть с сухой плотины высотой метров 5 на байде в мелкую лужу это подвиг, а человек, который это совершил, герой, заслуживающий всяческих похвал и кипятка от девочек. Таких передач, рассчитанных на полных дебилов, рекламирующих «экстрим» сейчас море и не считаться с этим невозможно.

Люди подверженные рекламе, мало способны к такому труду, как пошевелить собственными мозгами. Если реклама говорит, что девушки будут бесконечно любить крутого водника, если он сделает что-то безумное, то обязательно найдется десяток идиотов, которые срочно кинутся бросаться с 30 метровых водопадов, не владея ничем и не умея ничего, тем более что в рекламе все так легко и просто, а вот похорон в рекламных роликах нет...

Зачем тогда искать потом виноватых?...

Виноватые есть, и искать их надо. Кроме того, чаще всего, вполне могли быть способы избежать трагедии, и эти пути найти необходимо. С виноватыми сложнее, чаще всего, если это нормальные люди, они накажут себя сами, так, как не сможет никто другой, но бывают и другие ситуации. Простой пример, но без имен: Человек, потерявший почти всю свою команду (погибли в разных походах или разбежались), готов любого желающего, за его деньги, разумеется, прокатить по любой шестерке. Осознайте ЛЮБОГО! Нет вопросов о здоровье, психике и просто подготовке, все как в магазине – плати бабки и упивайся адреналином... пока жив.

Брать человека с четверкой на шесть, конечно, преступление, но все ли преступления, завершаются наказаниями? Если бы каждое нарушение каралось сразу, то вряд ли нашлись бы те, кто пойдет в порог без каски, или в ненадежном жилете. К сожалению, чаще всего спускает, а раз один раз прошло нормально, то почему нельзя повторить, тем более что старшим-то товарищам, вообще, можно все...

Эти проблемы были всегда, и деться от них некуда, кроме того, конечно же, есть фактор случайности. Даже когда вы переходите улицу на зеленый свет, вы не гарантированы, от пьяного кретина который очень торопится проскочить на красный, да еще и с каким-нибудь подвыподвертом, который лишит вас возможности среагировать вовремя... Случайности есть и будут всегда, вопрос в том, как их влияние свести к минимуму, как оставить себе и товарищу шанс побороться.

Да, неудобно говорить живым о мертвых, почему-то стыдно. Стыдно, что ты живой, а они - нет. Молодые, во цвете сил... Что происходит?

А давно ли стало неудобно говорить о мертвых? Во времена Советского Союза, каждый случай гибели, становился предметом разбора. Да, в этих разборах было очень много для того чтобы прикрыть задницы бюрократов от туризма, но было и полезное, самое главное была статистика, где как, при каких обстоятельствах в какое время. Так, из этой статистики вылез совершенно неожиданный факт, что подавляющее число аварий с тяжелыми последствиями происходит после 16-ти местного времени, и не важно когда встали, когда начали работать, статистика неумолима, после 16, а особенно после 18-ти, вероятность того, что самая простая авария выльется в тяжелые проблемы, резко возрастает, и спорить с этим просто невозможно. Пытаться объяснить, пожалуйста, хоть диссертации пиши, а вот спорить с ней (статистикой) бесполезно, нужно просто знать и не планировать прохождений серьезных препятствий на вторую половину дня.

Деление рек по категориям, действительно условно, но дело не в том, что они очерчивают какие-то зоны, просто это ступени роста. Необходимо признать, что категории до третьей, включительно, это, скорее, маршруты, для обучения, как бы, средняя школа. Кому-то большего и не надо, далеко не все идут в вузы, они вполне удовлетворены тем, что имеют, и не стремятся к большему, это их право, не забывайте туризм это отдых. Маршруты четвертой и пятой категории, это, как бы высшее образование в туризме, оно доступно и нужно не всем, но всегда будут находиться желающие его получить и использовать в своей жизни.

В советские времена, пятерка от шестерки очерчивалась довольно четко и жестко, если человек все делает правильно на пяти он обязан выжить, на шестерке, от твоих умений, зависит далеко не все, так как это зона не освоенного, это зона действительной, а не мнимой опасности. Опять же для того чтобы четко провести эту границу, необходима статистика, которой так не хватает в нашей современной походной жизни. Причем нужна статистика не только по погибшим, но и статистика по аварийным ситуациям, в которых никто не погиб, только так можно сделать какие-то обоснованные выводы о том, насколько опасен в реальности маршрут, а на сколько в данном конкретном случае виновато раздолбайство  или случайности, от которых никто, никогда и нигде, опять же, не застрахован.

Кроме того, такая статистика, могла бы помочь понять и определить некоторые заблуждения в конструировании судов и другого снаряжения. Так я глубоко убежден, что одной из причин, того, что на водных маршрутах стало больше погибших, является мода на жилеты малого объема, со мной можно спорить до потери разумной речи, но это бессмысленно, так как ни у меня, ни у моих оппонентов нет ничего кроме собственного опыта и наблюдений, а это, согласитесь, довод малоубедительный, наличие статистики об удачах и неудачах самосплава, во многом помогло бы решить этот спор, но вот статистики такой, к сожалению нет.

Далее о категориях, в старых статистиках, кстати, выплывала и другая интересная подробность, что число погибших по категориях распределялось следующим образом: больше всего всегда гибло в шести, что естественно, потом в тройках (!) (Я уже об этом упоминал), потом в пяти, потом в четырех, потом в двойке, и совершенно естественно, что меньше всего в единичках – есть, о чем задуматься? Это относилось не только к водному туризму, это относилось к туризму вообще.

Но из всего прошлогоднего списка, к примеру, только один водник погиб на слабокатегорийной реке - выводы очевидны.

Неверно и не очевидно, так я совершенно точно знаю, что очень много смертей произошло в прошлом и позапрошлом году на коммерческих сплавах по Катуни, а это двойка, по-моему теперь, добавить нечего, разве что то, что смерти на низких категориях, нам, скорее всего, просто не известны, по той простой причине, что как бы там ни было, общение в сети во многом замкнуто на людей, которые ходят на более сложные маршруты, а соответственно и информация о погибших на этих маршрутах для нас более доступна.

Видимо, на этом ответ на обоснование эмоциональных всплесков можно было бы закончить, но тогда получится, обычный сетевой треп, который никого ничему не учит, не объясняет и не дает повода для работы мысли, а может попробовать сделать некоторые выводы?

Какие выводы?

А вывод, собственно один – пока у нас не будет надежной информации, а мы будем делиться своими эмоциями, будем терять товарищей, а зона неосвоенного, так и будет оставаться полем, где мы оставляем друзей и не потому, что так должно быть, а просто потому, что мы, как маленькие дети, не научились главному – собирать информацию, анализировать и делать выводы...

Что можно сделать, чтобы это было не так? Во-первых, накапливать, ее родимую, то есть информацию для дальнейшей с ней работы. А для этого необходимо ее каким-то образом нормализовать, то есть, не достаточно знания того, что кто-то погиб в таком-то пороге, на такой-то реке, такая информация, прошу прошения за цинизм, это повод выпить за еще одну душу отошедшую на суд своему Богу, и ничего более. Необходимо точно знать, как, в какое время, на какой машине, как был одет, как стояла и работала страховка, что не сработало и так далее и так далее... Видимо, чтобы такая информация была исходно нормализована, получать ее необходимо с помощью вопросника. Создание такого вопросника это отдельная немаленькая задачка, и делать ее должны люди, которые уже имеют немалый опыт разбора аварийных ситуаций.

Во-вторых, должна быть создана база, достаточно удобная для того, чтобы ее мог заполнять любой желающий, с другой стороны удобная по выборке любого заложенного в нее параметра, с третей стороны необходима минимальная проверка на честность.

Третье, должна быть создана база маршрутов, где легко и удобно было бы отметиться, что, например, группа Васи Водохлюпина, в таком-то составе маршрут прошла, уровень воды такой-то, поимела следующие неприятности на таких-то участках маршрута, при таких-то обстоятельствах, либо не поимела...

Все выше перечисленное это первые шаги, которые рано или поздно кем-то будут сделаны обязательно, но почему не сейчас и не на таком хорошо посещаемом сайте, как Весло?

Я хорошо осознаю, что на основании этой базы очень не скоро появятся реальные знания, может быть, пройдет несколько лет, прежде чем затраченные труды на создание этого механизма заработают в полную силу, но начинать-то все равно придется, так почему не теперь и не вашей команде? Команде, которая сумела сделать столь популярный у туристов уголок общения, и которая старается вести работу по информационному обеспечению.

 

 

Николай. Автор просил не указывать ФИО.

 

nikolay_p_s@ngs.ru

 

 

 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |