Письмо друзьям.

 

             Всем кто меня знает. Оценка событий 3-го мая 2004 года. Большая Лаба. 11.00 – 12.00…

             Весна пришла внезапно. Уже погрузились в паровоз, тронулись на юг. В Армавире были утром 2-го мая 2004 года. Дальше встреча с автобусом, погрузка в автобус (ПАЗ) и три – четыре часа дороги. Все - мы на Б.Лабе в районе моста, выше Соленых Скал. Стоим базовым лагерем. Стапель, подготовка к завтрашнему дню – день раскатки экипажей. По плану – первый прогон до Кирпича. Далее обнос до Затычки и дальнейший прогон до Курджиново, к заказанному грузовику.

             Первый бросок, прошел успешно. Штатными экипажами - две четверки и две двойки, все штурмовые машины, (МОНСТРИЩЕ-3,5 тонны / Рапира-2,2 тонны /Субару - 2,5 тонны / Пруша - 2,0 тонны – водоизмещение соответственно). Далее обнос, обвоз одной четверки и двух двоек к Затычке. В 11 с копейками начали спуск машин с крутого берега, ниже Затычки. Успели спустить только Субару. Очень большую двойку, с двумя поперечинами, связанную «Ламбадой».

             В этот момент у воды находилось два человека, Мелехов Алексей Николаевич и я, автор этих строк, Пилютин Игорь Валентинович, 51 и 46 лет возраста соответственно….

             Это к вопросу о квалификации и опыта участников дальнейших событий. Далее пишу за себя, командира группы и капитана одной из двоек – Субару.

             Сверху крикнули о том, что к Затычке подходит перевернутый катамаран, почти тут же – идет человек и весло.  Тут я первый раз увидел человека, уже во входных сливах Затычки. Он шел перед перевернутым катамараном, без каски, лицо в воде, одно плечо чуть поднято над водой спасжилетом, признаков жизни или борьбы за нее, не было. Шока у меня не было – только одно - с кем стартуем, где жилет, каска весло.… Поэтому прохождение выходных сливов человеком не видел. Слышал стук рамы о скалу в Затычке. Потом мимо прошел человек, синее весло и перевернутая четверка FOX-400, «Рафтмастера».

             Стартовали за ними через одну-две минуты. Я и Мелехов А.Н., капитан другой двойки – Пруша. Мелехов в гидрокомбинезоне, в полуодетом спасе, в незастегнутой каске. Я в полуодетом спасе, без гидрозащиты, только гидроноски в вибрамах, в незастегнутой каске.

             Долго гнались и обогнали катамаран, догнали и бросили на раму весло. Долго не могли догнать человека. Фон препятствий – троечная шивера, но умывает и останавливает, не по детски. Человека вынесло на мель под левым берегом. Прошли по воде 1-1,5 километра. Подошли к нему сверху, Мелехов уцепился за верхнюю куртку, попытались чалиться. С трудом остановили катамаран, привязали его к берегу, занялись человеком…

             Молодой, худощавый парень, средних кондиций. Глаза полуоткрыты, рот тоже. Далее – как учили, на колено – вылить, выдавить воду. Далее срезали жилет, на спину – дыхательный массаж - рот – в рот + непрямой массаж сердца. Один вдох – четыре качка на грудину.

             Так занимались минут 15-20. У самих стресс. Время очень условно. Дальше я оставил Мелехова одного, пошел за помощью.

             Причалили мы к крутому, заросшему левому берегу, сверху - дорога. Когда поднялся наверх, встретил первых людей из береговой группы, судя по одежде. Соорудил знак из веток, на краю дороги и пошел вверх по течению, собирая народ.

Дошел / добежал до Затычки, свою группу уже не обнаружил. Побежал назад.

             Когда спустился к катамарану, нашел всю свою группу в районе чалки первого катамарана. Человека откачивало то ли трое, то ли четверо – безуспешно…

Общее время реанимации – 60-80 минут, по моим оценкам. Поговорив с одним из представителей группы, приняли решение о транспортировке тела вниз по реке, до того места, где дорога выходит к берегу. В группе была «Нива» с прицепом, номера – 09 (Карачаево-Черкесия).

             Дорога спустилась к реке в Рожкао, около моста через Б.Лабу. Зачалились выше моста на 100-150 метров. Положили погибшего в прицеп, посчитали свою миссию выполненной.

             Далее наша группа должна была идти в Курджиново, к ожидающему нас грузовику. Так и сделали. Тем более что катамаран к этому моменту не нашли. Решили идти по плану, собирая все подряд и вынося к дороге. Представителя группы, где произошло ЧП, об этом предупредили.

             Катамаран нашли на правом берегу, на мели, на нижнем конце Рожкао. Еще подобрали два весла, третье отдали на машину. Катамаран вынесли и поставили около дороги. Сами в Курджиново попали в 18.20. Машина, ЗиЛ-157, с двумя водителями, уже ждала на берегу, около автомоста через Б.Лабу. В базовый лагерь приехали затемно.

             Фамилии, имена участников событий не спрашивали. Группа – сборная, в основном народ из Ростова-на-Дону. Погибшему 29 лет, женат…

 

РЕЗЮМЕ:

 

- Мелехов А.Н. говорит, что при реанимации из человека, просто бил запах коньяка. Сколько народ выпил, мы не знаем, не наливали, но Алексею Николаевичу я верю как себе. Он не пьет, вообще, с осени 2001 года, не курит еще дольше. Запахи спиртного чует очень остро.

- Картину переворота описал другой участник нашей группы, мой напарник с 1999 года, Божко Аркадий Николаевич, возраст 47 лет, походный стаж – 35-40 лет, как считать.

             Катамаран перевернуло после выноса на расческу левого берега. Машину поставило на кормовую свечку, с нее посыпался народ. Трое очень быстро оказались на берегу, четвертый, по рассказам, вроде был на катамаране. Двойка на страховке тут же стартовала, и тут же легла. Их самих спасали. Т.е. человек на кате ушел во вторую часть соленых скал один. Дальше вертикальные стенки каньона. Что было дальше, никто не знает. Итог – один погибший.

             Катамаран – старого образца, с карманами под продолины, без каких либо ручек. Для Кирпича – очень спортивная машина.

             Вода на Б.Лабе была не шуточная, в Затычке народ легко сплавлялся под правым берегом на четверках. Над зубом в, основном сливе, шло 50-70 см воды. Погода стояла хорошая, солнце добавляло по 10-15 см каждый день. Но паводка еще не было. Вода еще не коричневая и не совсем жесткая.

             Наша группа проходила Кирпич 7 мая, одной 3,5 тонной четверкой, четырьмя здоровыми мужиками. Как раз трое, из них, отмечены выше, четвертый – Дима, 90-95 кг тренированных мышц. Навтыкало всем.

             Дима заявил, что теперь он знает, откуда выделяется адреналин. Идти Кирпич, на меньших машинах, никто даже не заикался.

             Катамаран еще и порвали. Не сильно, но где и как, никто не знает.

            

Выводы из всего изложенного понятны и известны.

 

Развал спортивной школы в начале 90-х дает о себе знать. Такое количество «чайников», на очень серьезной реке, просто пугает. Сколько нужно еще погибших – я не знаю. Запретами, как принято, ничего не решить. Народ ходил, ходит, и будет ходить на реки, в горы, в океан.

Как командир своей группы, мелкий авторитет для некоторой части водной тусовки Москвы и Московской, я делаю, что могу…  

 

Контактный телефон: +7 916 5964481

E-mail: paper@mail.ru

Страничка в Интернете: www.wwv.ru

 

 

 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |