ОТЧЕТ

О водном путешествии третьей категории сложности, совершенном группой туристов города Твери спортивно-туристского клуба  «Пролетарка» ТвГОО ФСТ в период с 30 апреля по 11 мая 2003 года по Западному Кавказу по маршруту : г. Тверь - г. Невинномысск - п. Архыз - р. Бол.Зеленчук - САО – п. Хурзук – р. Уллу-Кам – р. Кубань – г. Карачаевск - г. Невинномысск – г. Тверь.

Руководитель группы: Скобин Павел Анатольевич

 Маршрутно-квалификационная комиссия шифр                     рассмотрела отчет и считает, что путешествие соответствует 3 (третьей) категории сложности. Путешествие может быть зачтено всем участникам похода и руководителю. Отчет использовать в библиотеке ТвГОО ФСТ.

                            Отчёт принял: Вишняков Г. И.   _____________


  
СОДЕРЖАНИЕ  ОТЧЕТА

1.Справочные сведения.

1.1 Паспорт маршрута.

1.2 Состав группы.

1.3 Определяющие препятствия маршрута.

1.4 Сведения о районе путешествия.

2. Общая идея похода.

3. Транспорт.

3.1 Заброска.

3.2 Переброска.

3.3 Выброска.

4. Аварийные выходы.

5. График движения.

6. Техническое описание.

7. Смета расходов.

8. Итоги, выводы, рекомендации.

9. Список литературы.



1.Справочные сведения

 1.1 Паспорт маршрута

Вид туризма__________________________________________водный

Категория сложности__________________________________третья

Район путешествия______________________________Западный Кавказ

Нитка маршрута: г.Тверь - г.Невинномысск - п.Архыз - р.Бол.Зеленчук - САО – п. Хурзук – р. Уллу-Кам – р. Кубань – г. Карачаевск - г. Невинномысск – г. Тверь.

Протяженность сплава_______________________________ 110 км

Общая продолжительность похода_____________________ 11 дней

Продолжительность активной части маршрута___________ 8 дней

Количество участников_______________________________ 8 человек

Средства сплава________________________________ катамараны двойки

Время путешествия____________________________апрель-май 2003 года

Уровень воды: река Бол.Зеленчук_____________________выше среднего

Уровень воды: река Уллу-Кам________________________выше среднего

Уровень воды: река Кубань___________________________выше среднего

 

Адрес хранения отчета: г. Тверь, двор Пролетарки 38, библиотека ТвГОО ФСТ.

1.2 Состав группы

 

Ф. И.

Туристский опыт

Обязанности

Скобин П.

Поруста/Лужма 2 у, Мста 2 у, Ч.Черемош/Б. Черемош./Ч. Тиса 3у, Сев. Шуя 3 у, Сумульта 5у, Мзымта 2(4)р,  Кутсайоки  4р.

Руководитель

Болохова Т.

Явонь 2у, Мста 2 у, Ч.Черемош/Б. Черемош./Ч. Тиса 3у, Сев. Шуя 3у, Сумульта 5у, Мзымта 2(4)у,  Кутсайоки 4у.

Доктор/Фотограф

Котов Д.

Ч.Черемош/Б. Черемош./Ч. Тиса 3у, Мзымта 2(4)у,  Кутсайоки  4у.

Реммастер

Жуков А.

Умба 3у, Сев. Шуя 3 у,  Кутсайоки  4у.

Фотограф

Муст Т.

Мста 2 у, Ч.Черемош/Б. Черемош./Ч. Тиса 3у, Мзымта 2(4)у,  Кутсайоки  4у.

Завхоз/Дневник

Староверов В.

Мста 2 у, Ч.Черемош/Б. Черемош./Ч. Тиса 3у,  Кутсайоки  4у.

 

Кулагин А.

Мста 2 у, Ч.Черемош/Б. Черемош./Ч. Тиса 3у, Тумча  4у.

 

Кулагина Т.

Мста 2 у, Ч.Черемош/Б. Черемош./Ч. Тиса 3у, Тумча  4у.

 

1.3 Определяющие препятствия маршрута.

  Река Большой Зеленчук

 

Вид препятствия

Категория сложности

Протяжённость (условно).

Шивера «Архыз»

2

500 м.

Порог «1-ый Взрывной»

3

200 м.

Порог «2-ой Взрывной»

3

200 м.

Порог «Пушка»

3-4

600 м.

Порог «3-ий Взрывной»

2-3

100 м.

Порог «4-ый Взрывной»

3

150 м.

Порог «5-ый Взрывной» («Косой»)

3

300 м.

 

 

 Река Уллу-Кам – река Кубань

 

Вид препятствия

Категория сложности

Протяжённость (условно).

Хурзукский каскад

3-4

6 км.

Шивера «Даутская»

3

200 м.

Каньон «Аманхит»

3-4

2 км.

Порог « 1-ый Каменномостский»

3

30 м.

Порог « 2-ой Каменномостский»

(«Жёлоб»)

4

70 м.

 

1.4 Сведения о районе путешествия.

Маршрут проходит по территории Карачаево - Черкессии. Это край живописных пейзажей, лесов, чистых озёр,  бурных рек и минеральных источников.  Климат мягкий. Температура в мае колеблется от +2 до +25 градусов. Количество осадков умеренное. Большинство рек здесь имеют небольшую протяжённость. Сложность препятствий на них варьируется от 2 до 5 к. с. Крупнейшая река – Кубань. Её бассейну принадлежат реки Теберда, Аксаут, Маруха, Большой Зеленчук, Уруп, Большая Лаба.

2. Общая идея похода

Идея похода заключается в посещении интересного в спортивно-туристском плане района Зап. Кавказа с целью хорошо отдохнуть в период майских праздников. Данный район является новым для большинства участников, чем объясняется особый интерес к рекам  этого региона.

Основная задача данного похода – повышение туристского опыта участников и руководителя. Отработка спас. работ в реальных условиях горной реки. Подготовка к более сложным походам, в связи с этим планируется прохождение части препятствий 3-4 к. с. с ходу или с беглым просмотром.

3. Транспорт

Транспортные возможности района Зап. Кавказа чрезвычайно широки: удобные с точки зрения водника возможности доставки ж/д  и авиа транспортом до крупных населённых пунктов, развитая сеть автомобильных дорог.

3.1 Заброска

Г. Невинномысск крупный город в котором делают остановку много поездов. Для нас оптимальным вариантом был подъёзд до г. Невинномысск поездом № 49 С. Петербург-Невинномысск.  Отправление из Твери в 22 ч. 06 мин. и прибытие на конечную станцию в 8 ч. 13 мин. Удобство этого поезда заключается в том, что он не идёт через Москву и прибывает в Невинномысск  немного раньше Московского поезда. Таким образом найти машину для заброски без предварительного заказа не составляет проблем.

На перроне уже дежурят заказанные бомбилы, которые также предлагают свои услуги, если ожидаемые ими клиенты не приедут. Не рекомендуем сразу соглашаться на первые предложения. Можно выйти на привокзальную площадь и подобрать машину для поездки, удовлетворяющую по проходимости, вместимости и цене (не стесняйтесь в меру торговаться). Мы договорились заехать за Архыз с Метёлкиным Петром, владельцем РАФа, в который удачно погрузились. (Время на выгрузку из поезда,  поиски машины и погрузку -20 мин.)  Предварительно договориться о заброске можно по тел. в Невинномысске  (8-865-54) 32416 –  Метёлкин Пётр, 8222227171(мобила) – Метёлкин Алексей. С ним же можно договориться и о переброске. Дорога на Архыз в отличном состоянии, выше идёт хорошая грунтовка.

Перед Архызом граница природоохранной зоны. Местные охранники ночью спят, а днём любят потрясти турьё, тыча в лицо какое-то местное постановление о денежном сборе. Поэтому количество дней пребывания в природоохранной зоне на словах сводится к минимуму, вплоть до 1 дня (текущего), контроля никакого нет.

В Архызе пограничный пост – готовьте списки группы с паспортными данными.

 3.2 Переброска

Вариантов несколько:

1. Договориться о переброске с тем, кто  завозил.

Плюсы: Практически 100% гарантия.

Минусы: Если едут специально только за Вами, то цена соответствующая.

2. У моста на обсерваторию (САО) по правому берегу есть автобаза.

Плюсы: Вполне реально договориться.

Минусы: Выходные и особенно праздники – это святое.

3. Голосовать на дороге.

Плюсы: Нет беготни, стой себе и лови машину. Если даже не голосовать, водилы, увидев палатки, сами подъезжают и предлагают. За день уехать вполне можно, особенно на майские.

Минусы: Пассивное ожидание давит на нервы

4. Доехать до Зеленчукской на попутке или автобусе(15 руб.) и там искать машину.

Плюсы: Машину найдёте точно.

Минусы: Пробегать можно долго. В православные праздники трезвые водители только карачаевцы.

Мы воспользовались последним вариантом и наняли ПАЗ (разумный торг уместен), скооперировавшись с группой из Москвы. Владелец транспорта Анзор живёт у моста через Зеленчук (многие его знают). Мужик спокойный и ответственный. Своего телефона пока у него нет (в этом году проведёт), просил звонить, если что своему соседу Рашиду по тел. (код Зеленчукской) 42610.  Ему можно оставить свой телефон, Анзор перезвонит. 

3.3 Выброска

Выброска из г. Карачаевск возможна рейсовым автобусом с автовокзала (сообщение с г. Невинномысск регулярное) или наёмным транспортом. Найти машину в довольно большом городе особого труда не составляет. В период майских праздников местные водители в дневное время сами предлагают свои услуги на пор. «Жёлоб», чем мы успешно воспользовались (Икарус ООО «Теберда автотранс» на три групы).

4. Аварийные выходы.

 Вдоль каждой реки проходит оживлённая дорога. Сняться с маршрута в экстренной ситуации можно в любой точке.

5. График движения.

 

День

Дата

Участок

Расстояние

ЧХВ

Способ предвижения

1-2

30.04-02.05

Тверь-Невинномысск Невинномысск-Архыз

 

 

поезд

 

автомобиль

3

03.05

Архыз - пор. «Пушка»

6+10

2 ч. +3 ч.

пешком (рад. выход)

катамаран

4

04.05

пор. «Пушка» -САО

22

4 ч.

катамаран

5

05.05

САО-Хурзук

 

 

автобус

6

06.05

Хурзук-Учкулан

13

2,5 ч.

катамаран

7

07.05

Учкулан-Индыш

18

4 ч.

катамаран

8

08.05

Индыш-пор. Аманхит

20+5

3 ч.

катамаран

пешком (рад. выход)

9-11

09.05-11.05

пор. Аманхит –Карачаевск-Невинномыссск-Тверь

16

3 ч.

катамаран

автобус

поезд

 

02.05

 

Группа забросилась 1 км. ниже слияния р. Кизгич и р. Псыш в 12 ч. 30 мин.  В этот же день катамараны были собраны.

 

03.05

 

Подъём в 9. 00. Радиальный прогулка в верховья р. Псыш.  Завтрак. Выход на воду в 12. 00. Встали на стоянку за пор. «Пушка» в 15.00 на л. б. Обед. Катание. Ужин.

 

04.05

 

Подъём в 9.00. Завтрак. Катание. Обед. Выход в 14.00. Встали на стоянку ниже моста на САО у ЛЭП в 19.00 на л. б. Ужин.

 

05.05

 

Подъём руководителя в 9. 00. Поиск машины в станице Зеленчукская совместно с руководителем Московской группы Иваном. Заброска в верховья р. Кубань на р. Уллу – Кам. Группа забросилась на р. Уллу – Кам выше пос. Хурзук в 21.00.

 

06.05

 

Подъём в 10.00. Завтрак.  Выход в 12.00. Встали ниже пос. Учкулан в 15.00 на п. б. Обед. Отдых. Ужин.

 

07.05

 

Подъём в 10.00. Завтрак. Выход в 11. 00. Встали ниже пос. Индыш на л. б. в 15.00. Обед. Отдых. Ужин.

 

08.05

 

Подъём в 10.00.  Завтрак. Выход в 12. 00. Встали ниже Аманхита на п. б. у дороги в 15.00. Обед. Радальный выход к сторожевым домикам. Отдых. Ужин.

 

09.05

 

Подъём в 8. 00. Завтрак. Выход в 9.00. Антистапель ниже пор. «Жёлоб» в 13.00. Обед. Сушка катамаранов, отдых. Отъезд  в 16.30. Прогулка по Невинномысску, шашлык. Загрузка в поезд до Твери в 21.30.

 


6. Техническое описание

 

р. Большой Зеленчук

Препятствие

L, м.

Ориентиры, характеристики

Тактика прохождения, замечания

шивера "Архыз", 2 к.с.

500

Начинается через 150 м после моста, ведущего на турбазу "Архыз". На правом берегу ручей-водопад, за ним бом. На правом повороте реки гряда камней от левого берега, в нашу воду почти залита.

Без осмотра по основной струе.

Пор. "1 Взрывной", 3 к.с.

 

200

Ориентир – хорошо заметный ручей на правом берегу, высокий и обрывистый левый берег. Заход в порог на правом повороте реки. На входе шивера, перегороженная грядой камней с проходом справа. Струя с валами и бочками. В конце обливник с бочкой.

Чалка на крутой невысокий левый берег к деревьям до ручья (который на правом берегу). Осмотр слева по дороге. Заходили по основной струе с уходом к центру. Обходили обливной камень справа. Страховка ниже порога в любом удобном месте с левого берега.

 

Пор. "2 Взрывной", 3 к.с.

 

200

Через 500 м после предыдущего порога. Следует левый поворот реки, за тем на правом повороте реки порог. Левый берег - крутая осыпь из крупных камней. Шивера в сужении реки, косые и прямые валы, На входе и в центре бочки.

Беглый осмотр по левому берегу. Проходили по основной струе ближе к правому берегу тандемом с взаимной страховкой. Чалка после порога на левый берег. Страховку с берега можно выставлять за ключевым местом или ниже порога на слабом быстротоке (у крутой каменистой осыпи дороги) перед началом входной шиверы порога "Пушка". Есть стоянка.

Пор. "Пушка", 3-4 к.с.

 

300

Начинается сразу за вторым Взрывным порогом. На входе острый полуобливной камень. Входная шивера с валами. Затем река сужается и уходит в мини каньон. На основной струе несколько жестких косых валов, параллельно рядом с правым берегом быстрая каменистая шивера.

Осмотр по берегу затруднён, по дороге мало информативен, однако позволяет наметить генеральную линию движения. Прохождение тандемом. Камень на заходе обходили справа. Далее по основной струе, оставляя за собой возможность для манёвра вправо. За первой шиверой в каньоне возможна чалка на левом берегу.

Пор. "Пушка" (продолжение), 3 к.с.

300

Потом метров сорок шивера, а за ней река раздваивается. Правая протока чистая, но из-за скорости течения войти туда трудно. В левой протоке участок с последовательными сливами с бочками на левом повороте. В конце у бетонной лестницы хорошая чалка.

По основной струе тандемом. Есть стоянка. В 300 м. ниже также неплохое место для стоянки на л. б.

Пор. "3 Взрывной", 3 к.с.

100

Через 400 м быстротока и мелких шивер. Ориентир - на левом берегу дорога

подходит к реке. Шивера с сильным течением на правом повороте, обливниками и бочками за ними. На выходе несколько острых обливников. Следующие 400 м река течет, меняя ширину русла, перед мостом она сужается до 10 м., здесь несколько косых валов. Под мостом в центре русла обливняк, за ним бочка. На правом берегу хорошее место для стоянки. От моста до следующего порога 100 м.

 

Сходу по основной струе.

Пор. "4 Взрывной", 3 к.. с.

 

150

Порог находится на правом повороте. После разгонной шиверы струя проходит между трех камней, образуя бочки. Затем основная струя уходит в право между обливными камнями хаотически разбросанными в русле. В конце порога на левом повороте хорошее место для чалки. Дальше река течет одним руслом, встречаются мелкие шиверы с камнями, но серьезных препятствий нет.

Чалка для просмотра возможна к правому берегу за 20-30 м. перед правым поворотом. Проходили по основной струе через бочку у левого берега и затем к правому берегу с лавированием между камней. Страховку осуществляли с воды ниже порога. Морковку удобно ставить в конце порога у большого камня на правом берегу.

Пор. "5 Взрывной" ("Косой"), 3-4 к.с.

 

300

Через 1,5 км от предыдущего на правом крутом повороте реки. Ориентир - песчаный обрыв высотой 10 м на левом берегу на правом повороте. Ориентиром служит два больших обломка скалы у правого берега, за ними сразу порог. S-образный, самая сложная часть порога находится за вторым левым поворотом, осмотр затруднен. Но возможна чалка на правом берегу непосредственно перед этим участком.

 

Прохождение походной колонной по основной струе без осмотра.

Чалка возможна перед островом у левого берега или у каменистой осыпи.

Далее до моста на обсерваторию препятствий нет (указатель на САО у моста чётко виден с воды). В 200 м. ниже моста на левом берегу у ЛЭП хорошее место для стоянки. Дров мало, качество воды в реке оставляет желать лучшего. Чистая вода в ручье (от колонны ЛЭП по шоссе в сторону Архыза 100 м.) Отсюда удобно переехать на Кубань.

Участок реки ниже представляет небольшой спортивный интерес (разбои, мелкие быстротоки). Прошлогоднее наводнение промыло протоки в лесистом участке у пос. Даусуз. Тотальных завалов, непроходов, расчёсок с дороги не наблюдалось.

 

р. Уллу-Кам, Кубань

Хурзукский каскад, 3-4 к. с.

6 км.

Ориентир начала каскада – начало пос. Хурзук. Река сужается (ширина не более 10-12 м.), петляет в мини каньоне. В русле обилие полуобливных камней. Валы, бочки. Порожистые участки разделены короткими быстротоками. Очень приличный уклон ~ 15м/км. Показались строения по левому берегу – осторожно - навесной мост! Ориентир- чёткая тропинка, спускающаяся к реке с обеих берегов. Заметна за 25 м. до моста.

Прохождение сходу колонной с интервалом ~10-15 м. Чалка возможна после каждого локального усложнения. Сплав очень динамичен, требует высокой слаженности экипажа. Отличный тренировочный участок. (Правильно оценить количество воды в Уллу-Кам с дороги в процессе заброски сложно. Участок только для малогабаритных судов.)

Навесной мост - чалка за 15 м. перед мостом на л.б. Осмотр и перечалка. Обнос по л. б. 5 м.

Водозабор в пос. Учкулан

10

Ржавые железные конструкции хорошо заметны издали. Перед водозабором островок делит струю надвое. Левая струя протискивается сквозь полузакрытые затворы. Правая струя на 50% уходит в водозабор, остальное падает 0,4 м. сливом. От водозабора до впадения справа р. Учкулан множество полуобливных камней, река сильно теряет в расходе. В месте впадения – валы.

Перед островком в правую протоку. Чалка у самого водозабора на правый берег труда не представляет. В водозабор сильного подсоса нет. В сливе под бочкой арматура. Осмотр. Обнос 40 м. не разгружая суда.  За посёлком много мест для стоянки на п. б. После впадения р. Учкулан расход  увеличивается. Фон реки 2 к.с., локальные усложнения, разбои. До Даутской шиверы серьёзных препятствий нет.

Шивера «Даутская», 3 к. с.

200

Ориентир красный железный мост на  шоссе Карачаевск – Учкулан. Шивера находится за мостом, слева впадает р. Даут. После шиверы быстроток, разбои.

Прохождение походной колонной по основной струе. Чалка для осмотра возможна за мостом на правый берег.

Каньон «Аманхит», 3-4 к. с.

2 км.

Ориентиры    каньона - ширина реки около 30 м., отвесные скалы подходят вплотную к реке с обеих сторон, заметно падение. На полке п.б. за лиственной порослью видна дорога. Порог начинается на правом повороте. Выделяется 3 ступени, разделённые быстротоками. Первая ступень (простая) - валы, за ней быстроток. Вторая ступень - входной слив, за ним большой камень по центру. Проходы справа и слева. Серия валов, по центру основной слив ступени. На выходе 3-4 мощных вала, бочки. За ними быстроток. Третья ступень - на S-образном повороте. Сливы, бочки, эффектные валы. На выходе поджимает к острому камню л. б. Затем плёс.

Сходу, колонной с интервалом 10-12 м. Линия движения очевидна - по основной струе.

Чалка перед порогом и между ступенями возможна на п. б.  Стоянка сразу за препятствием на л. б. до впадения левого притока перед разрушенным мостом. В 300 м. ниже разрушенного моста стоянка на п. б. у дороги. До пор. «1-ый Каменномостский» сложных препятствий нет. Быстротоки, разбои.

Пор.«1-ый Каменномостский», 3-4 к. с.

30

Находится в посёлке. С наплыва заметить не просто. За 30 м. до порога достаточно сильное течение. Ориентиры – после не крутого зигзага прямо по курсу невысокие уплощённые сверху скальные стенки л. б. Относительно резкий взлёт п. б., на котором располагаются строения, огороды. На п. б.  у самой воды выходы камня. По л. б. отмель из крупной гальки.

Порог представляет собой резкое сужение русла между низкими скалистыми берегами. За ним плёс. На входе большой камень, не очень чётко видимый с наплыва. Проходы с обеих сторон. В левом проходе слив, обливной зуб, струя прижимает к острым скалам л. б. В правом проходе слив, мощные косые бочки, сюда уходит большая часть воды.

Чалка на отмель л. б. или на п. б. за 40 м. до порога. У п. б. течение заметно сильнее. Проходили слева от камня на входе. Много удобных мест для страховки.

Пор. «2-ой Каменномостский» («Жёлоб»), 4  к. с.

70

В километре ниже предыдущего. Ориентир -капитальный мост над порогом, по курсу невысокие скальные стенки л. б.  Река летит между скальными стенами сквозь узкий проход. Общее падение до 6 м. Сливы, валы, бочки. За порогом река расширяется и быстротоком стекает в шиверу.

Чалка на л. б. в устье ручья или на поляну п. б. Группа проходила препятствие с комбинированной страховкой. Порог хорошо осмотреть при заброске. Сниматься с маршрута удобно от этого порога или спустившись ниже до устья р. Теберда.

 

Порог «Космонавтов» на р. Б. Зеленчук,  первая ступень Даутской шиверы, пороги  "1 Взрывной",  "2 Взрывной " на р. Кубань а также  шиверы,  указанные в др. лоциях из общего фона рек не выделяются и идентифицируются только по береговым ориентирам. Это связано с достаточно высоким уровнем воды и прошлогодним наводнением.

 Частично техническое описание составлялось до похода, для использования в качестве лоции из нескольких имевшихся на руках отчётов. Многое оставлено без изменений. Нами лишь внесены небольшие дополнения для более полной картины. Выражаем особую благодарность всем авторам, отчёты которых нам помогли. Напоминаем, что описание составлено для весеннего уровня воды. При подготовке к летнему походу описание использовать только как справочный материал.

 

7. Смета расходов

На одного человека:

Поезд Тверь – Невинномысск                  720 р.

Автомобиль Невинномысск – Архыз      200 р.

Автобус САО – Хурзук                             195 р.

Автобус Карачаевск – Невинномысск     180 р.

Поезд Невинномысск – Тверь                  690 р.

Раскладка  на маршрут                              400 р.

Раскладка в поезд                                       50 р. + 50 р.

Всего                                                           2 485 р.            

8. Итоги, выводы, рекомендации

Полностью пройден запланированный интересный тренировочный маршрут. За период похода не произошло ни одного оверкиля, судами не получено ни одной дырки, потерян один новый половник. Результативно проведены спас. мероприятия по отношению к соседней группе. Основная цель - отдохнуть была успешно достигнута.  Из двух рек наибольшее количество положительных эмоций вызывает Большой Зеленчук. Замечательная природа, игрушечные горы, резвая вода.

 Как и предполагалось перед началом путешествия изюминкой стало прохождение технически не простого участка р. Уллу-Кам походной колонной. В противном случае маршрут по Кубани многое бы потерял, с учётом того, что взрывные пороги смыло наводнением да и сама долина Кубани не вызывает эстетического удовольствия от созерцания урбанистических пейзажей.

По итогам похода можно дать несколько рекомендаций:

относительно регистрации в данном регионе на период похода можно пока не беспокоиться, но на всякий случай стоит иметь при себе списки группы;

очень удобно ехать на эти Кавказские реки на своём транспорте, чтобы иметь возможность  несколько раз пройти наиболее интересные участки налегке и не иметь проблем с переездами;

туристам с карельским опытом настоятельно советуем совершать подобное путешествие только в составе опытной команды (свидетельство тому множество опасных ситуаций на наших глазах);

ещё раз напоминаем о недопустимости потребления алкоголя на воде.

 

9. Список литературы

1.     Отчет о походе N 5217. Руководитель Спрингис Н.Э. 1989г, Библиотека МГЦТК, Москва.

2.     Отчёт о походе р. Б. Зеленчук. Руководитель Милевский Е. В. 2000 г., http://www.whitewater.ru

3.     Отчёт о походе р. Аксаут – Б. Зеленчук. Турклуб "Альтаир". Руководитель Молодцов С. А. http://www.rcs.ru/win/public/water/index.htm

4.     Отчёт о походе р. Теберда – р. Кубань. Турклуб "Альтаир". Руководитель Молодцов С. А., 1994 г.http://www.rcs.ru/win/public/water/index.htm 

5.     Лоция р. Большой Зеленчук на http://www.whitewater.ru/tourism/rivers/kavkaz/bzelen4uk/kavkaz_bzelen4uk_00_locia.html

6.     Описание р. Большой Зеленчук на www.lib.ru

7.    Отчёт о походе Узункол, Уллу-Кам, Чирюкол, Адылсу, Баксан(июль - август). Руководитель Постнов Д. Э., 2001 г., Саратов на http://www.whitewater.ru

8.     Дневник-отчёт р. Большой Зеленчук и Кубань. Руководитель Похващев Е. 2002 г., ТК "Багульник" МГУ.

 

 

 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |