Реклама: http://teplopaket.ru/

Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 

Центральный совет по туризму и экскурсиям

Московский городской совет по туризму и экскурсиям

 

 


 

О Т Ч Е Т

 

о прохождении группы 1/4-340 в составе 6 человек водного маршрута III К.С. в районе Карелии по реке Чирка-Кемь, 165 км при низкой воде.


Руководитель группы:

Алеев Дмитрий Константинович

(г.Москва, Осенняя 22-13,дом. тел.413-61-33).

 

 

 

 


Август 2002 г.

Содержание

I. Паспорт.

II.Состав группы.

III. Материальное обеспечение.

IV. График похода

V. Описание реки "Чирка-Кемь"

VI. Описание подходов и отходов

VII. Техническое описание маршрута.

VIII. Общая оценка, впечатления

IX. Список использованной литературы

X. Приложения

 

 

I. Паспорт.

Группа туристов г.Москвы в составе 6 человек совершила с 2.08. по 20.08. 2002 года водный поход III категории сложности в районе Карелии по маршруту: ст.Сонозеро - р.Чирка-Кемь - оз.Момсоярви - оз.Челгозеро - р.Чирка-Кемь - пос.Боровой. Протяженность маршрута - 165 км. Уровень воды - низкий. Руководитель группы Алеев Д.К.(тел. (095) 413-61-33).

 

 

II. Состав группы.

1. Алеев Дмитрий Константинович. 1977 г.р. ВНИИА. Рук. 3+ К.С. 1к

2. Кузнецова Ольга Николаевна. 1982 г.р. ВНИИА. Уч. 3 К.С. 1м

3. Поцелуев Вадим Александрович. 1977 г.р. ЭТМ Уч. 3+ К.С. 2к

4.Чудикова Юлия Владимировна. 1978 г.р. - Уч. 3+ К.С. 2м

5.Пономарев Георгий Викторович. 1977 г.р. ВНИИА Уч. 2 К.С.

6.Сироткина Надежда Борисовна. 1984 г.р. ВНИИА Уч. 2 К.С. 3м


(1 - номер судна, м - матрос, к - капитан)

 

III. Материальное обеспечение.

Группа из 6 человек была обеспечена следующими плавсредствами:

1. "Таймень-2 ПВХ"

    1. "Таймень-2 ПВХ" с поддувными бортами
    2. "Катамаран-2" самодельный

,а также имела в своем полном распоряжении 2 палатки (4 и 2места).

 

Смета по деньгам на одного человека:

    1. Проезд "Москва-Петрозаводск" на поезде N_182 "Москва-Мурманск"

      - 320р (плацкарт).

    2. Проезд "Петрозаводск-Сонозеро" на поезде N_680 "Петрозаводск -

      Костомукша" -

      200р (общий)

    3. Проезд "Станция Сонозеро-р.Чирка-Кемь" (2км) на автомашине

      - 250р с группы, т.е. 42р.

    4. Проезд " р.Чирка-Кемь - Станция Боровой" (2км) на автомашине

      - 250р с группы, т.е. 42р.

    5. Проезд "Боровой-Петрозаводск" на поезде N_680 "Ледмозеро-Петрозаводск"

      - 200р (общий)

    6. Проезд "Петрозаводск-Москва" на поезде N_181 "Мурманск-Москва"

      - 350р. (плацкарт)

    7. Закупка продуктов питания на поход в среднем

- 1000р.

ИТОГО: - 2155р. (из них 1155р. на дорогу)

 

 

 

 

IV. График похода

 

Даты

Участки маршрута

Км

Примечания

2.08-4.08

г.Москва-г.Петрозаводск-ст.Сонозеро

 

поезд

4.08.

Р.Чирка-Кемь-оз.Верхнее Шулгоярви

15

Облачно, ветер.

1-ый завал.

5.08.

Оз.Верх.Шулгоярви-оз.Нижнее Шулгоярви - р.Чирка-Кемь (после П6)

20

Пасмурно, ветер.

2-й завал.

6.08.

Р.Чирка-Кемь

8

Облачно.

7.08.

р.Чирка-Кемь (после П19)

20

Утром дождь, потом солнце.

3-й завал.

8.08.

Р.Чирка-Кемь - оз.Момсоярви

20

Солнечно, вечером-дождь.

9.08.

Дневка

 

Солнечно

10.08.

Оз.Момсоярви-оз.Калмозеро-оз.Челгозеро-р.Чирка-Кемь (до П27)

22

Облачно, много дождей.

11.08.

Р.Чирка-Кемь-оз.Нижн.Тахколамбина.

10

Солнечно

12.08.

Дневка

 

Солнечно

13.08.

Оз.Нижн.Тахколамбина-р.Чирка-Кемь (до впадения р.Хяме)

12

Солнечно

14.08.

Р.Чирка-Кемь (после П42)

20

Пасмурно, дожди

15.08.

Дневка

 

Солнечно

16.08.

Р.Чирка-Кемь (после П55)

13

Солнечно *

17.08.

Р.Чирка-Кемь (до пос.Боровой)

5

Солнечно

18.08-20.08

Пос.Боровой0г.Петрозаводск-г.Москва

 

Поезд

Итого: 165 км активным ходом

 

 

 

V. Описание реки "Чирка-Кемь"

 

Реки Муезерка и Чирка-Кемь входят в бассейн р.Кеми, который является самым большим в Карелии. Р.Муезерка берет начало из Муйозера и впадает в Чирку-Кемь с левой стороны. Общая протяженность реки 52 км. Река Чирка-Кемь берет начало из оз.Кемаль и впадает в реку Кемь с правой стороны. Общая протяженность реки 180 км. Обе реки протекают по сильно пересеченной местности, что особенно заметно в среднем течении Чирки у порогов Кривой и Тахко. Там скальные гряды, или сельги, как их называют в Карелии, поднимаются до 100м. Раньше обе реки были сплавными, и поэтому тайга по берегам практически вырублена, хотя и встречаются еще нетронутые участки. По берегам раскиданы избушки сплавщиков, рыбаков, косарей. Прекрасно ловится рыба - и на удочку, и на спиннинг. Практически всюду в подлеске черника, голубика, брусника; на болотах встречается морошка. Населенных пунктов на маршруте нет.

Река Чирка-Кемь протекает в субмередианальном направлении в центральной части северной Карелии. В связи с особенностями геологического строения района, река изобилует многочисленными препятствиями (пороги, шиверы, перекаты и т.д.), обусловленными выходами скальных пород. Рельеф района путешествия моренно-ледниковый: гряды, межгрядовые долины рек и ручьев, многочисленные ледниковые озера, россыпи валунов. В прошлом район был повсеместно залесен (леса преимущественно еловые), ныне, в связи с недавними интенсивными лесоразработками, многие площади лесов сведены, заболочены. В связи с интенсивным лесосплавом по берегам местных рек часто встречаются ряжи, сейчас полуразрушенные; "расчески", завалы и т.д. В связи с тем, что сейчас лесозаготовка практически прекращена, район путешествия малонаселен.

 

 

 

 

 

 

VI. Описание подходов и отходов

 

Подъезд

Существует 3 варианта подъезда. 1-ый: От Петрозаводска (Петербурга) доехать до станции Сонозеро, от которой 2 км до реки (можно доехать эти 2 км на машине за 150р с группы) - до места пересечения ж/д моста с рекой. В Сонозеро поезд прибывает рано утром (часов в 5). До Борового плыть 165 км.

2-й вариант - по той же железной дороге (которая до Костомукшы) доехать до ст.Муезерская, откуда по реке Муезерка впасть в Чирка-Кемь. Маршрут сокращается на 40 км, пропуская все мелкие перекаты и завалы в начале Чирка-Кеми (заменяя их на 2 дня такого же мелководья и болота р.Муезерка).

Третий вариант самый дорогой - от ст.Муезерка поймать машину до пос.Тикша, или даже до пос.Андронова Гора - а там стапелиться у автомоста через реку. До Борового остается плыть при этом всего 80 км, пропуская красивые озера с пляжами, но зато оставляя себе самый интересный участок реки. Этот вариант может потянуть на 1000-1500р. с группы. Вариантов тьма.

Отъезд

От реки до пос.Боровой - 1,5 км, которые так же можно проделать на машине за 150р с группы. Правда есть одна деталь. Из Борового поезд ходит только по ЧЕТНЫМ числам в 16:55. Поезд представляет собой 2 вагона - плацкартный и общий, которые потом подцепляются в Ледмозере к поезду из Костомукши - и все это идет до Петрозаводска. До Питера поезда не ходят! Попасть в эти вагоны легко - это наподобие электрички, всегда можно договорится с проводницами доехать до Ледмозера, а там уже купить билеты до Петрозаводска. Кроме Борового, можно уехать еще и из Юшкозера - это на 20 км дальше по реке. Оттуда этот же поезд также уходит по четным числам.

 

 

 

VII. Техническое описание маршрута.

(165 км, в НИЗКУЮ воду в засушливое лето)

 

Техническое описание составлено следующим образом: номер участка (препятствия), его название, смещение от начала маршрута в км и длина препятствия.

  1. Участок реки от ст.Сонозеро до оз.Верхнее Шулгоярви (0-й км | 15 км). Начальный участок маршрута. Встретится 4 мелких переката I КС (П1-4), проход без осмотра. В середине участка есть мощный завал (обнос по левому берегу ~70 м). На обносе есть небольшое место для стоянки. На участке есть одна средненькая стоянка на втором перекате (3 км), и одна небольшая на завале. Но лучше вставать на озере - и на северном и на южном берегу есть пляжные заливы с соснами. Озеро небольшое - 1,5 км в длину. За этим озером небольшая протока ведет в оз.Нижнее Шулгоярви. (Примечание: на карте Карелии 1:200000 есть ошибка - названия этих озер поменяны местами!).

  2. Участок реки от оз.Нижнее Шулгоярви до Мансельгского каскада (15-й км | 20 км). На этом участке встретится всего лишь один порог I КС, без осмотра, а так же небольшой завал. Стоянки есть только вначале оз.Нижнее Шулгоярви.

  3. Мансельгский каскад (35-й км | 6 км).

    Этот каскад представляет собой последовательность 6-и порогов (П6-12) I-III КС. На 1,5 КС "тянут" П6-8, причем первый из них можно просмотреть. П10 "Грядовый" 2 КС - посмотреть выходной слив 0,5 м. Заход в слив от центра реки смещаясь к правому берегу. После слива много мелких камней. Осмотр, сигнальщик справа. [см. Схему П10], [Фото 1]. Так же заслуживает внимание порог П12 "Валунный", которому мы дали III КС. Осмотр, сигнальщики справа. Основную сложность представляет выход порога, т.к. в центре реки основная струя бьет в большой валун, и разбивается на 2 части. [см. Схему П12]. Выход направо невозможен из-за камней, а выход налево технически сложен, т.к. приходится делать два резких поворота. Существует большая опасности налететь на этот валун, что одна из наших байдарок и сделала. [Фото 2]. Удобная стоянка есть сразу после П6 на правом берегу (подняться наверх).

  4. Участок реки от П12 до безымянного озера (41-й км | 8 км). Правый берег высокий - г.Кемивара. Участок представляет длинный плес. В конце его, ~ за 3 км до озера встретится последний на реке завал (3-ий), обнос завала справа - 20м до ближайшей свободной протоки. Стоянки есть в начале участка. Одна из стоянок на левом берегу сделана прямо на лесной дороге, подходящей к воде. Хотя там и есть баня, стоянка сильно засрана (скорее всего это местные рыбаки). Именно на этой стоянке мы нашли много грибов на ближайших сопках. Проход в озеро оказался свободным (нас пугали, что он завален, и что надо искать какой-то прокоп). Перед озером на левом берегу есть избушка. Маленькое первое озеро перетекает в озеро побольше, пересекать его нужно прямо.

  5. Участок реки от безымянного озера до П18 "Сухой" (49-й км | 12 км). Наконец-то появляются перекаты и пороги (П13-П17). Все прошли без осмотра, т.к. категории в них никакой. Единственно, что требует внимание это порог П17. Начинается этот порог у островного разбоя, а заканчивается под автомобильным мостом (дорога на Муезерский). В нашем варианте мы все протоки прошли справа, т.к. в левой протоке под мостом был завал (!). Завал виден издалека, поэтому туда можно и не соваться. Под мостом как обычно мелко. Сразу за мостом слева ряж, место для перекуса (рядом с дорогой). Далее идет плес до порога П18 "Сухой" 1,5 КС. Длина его около 1 км, река разбивается на большие длинные острова, все рукава "мелкие" и пересохшие, много камней. В некоторых местах приходится делать проводку. Мы все шли разными протоками - все они одинаковые. Стоянка на участке есть недалеко от впадения протоки от оз.Лебединое.

  6. Участок реки от П18 "Сухой" до П21 "Ряжевый" (61-й км | 6 км). Сразу за П18 есть небольшой перекат П19, затем 3 км плеса до небольшого залива слева. В начале залива (левый берег) и в конце его есть неплохие стоянки. От последней пешком недалеко до небольшого лесного озера. Дальше на участке встретятся несложный П20, а затем П21 "Ряжевый" 2 КС. Начинается он характерной ряжевой стенкой, начинающейся у правого берега, и идущей к левому. Для порога около 300 м. Заход по левому берегу, далее везде по струе. На выходе небольшой слив.

  7. Участок реки от П21 "Ряжевый" до оз.Момсоярви (67-й км | 15 км). Скучный болотистый участок, на котором почти нет стоянок. После П21 встретятся еще два порожка П22 и П23. За полкилометра до впадения слева р.Муезерки встретится полуразрушенный мост через реку. Потом река начинает делать широкие петли по болотистым полям. Стоянки есть не доходя до озера пару километров на правом берегу, и при выходе в озеро на высоком левом. На самом озере правый берег представляет из себя 500-метровую песчаную косу, на которой как минимум 5 отличных стоянок, из них две с банями. На выходе из озера на острове есть еще одна хорошая стоянка с баней. Здесь хорошо сделать дневку.

  8. Участок маршрута от оз.Момсоярви до оз.Челгозеро (82-й км | 15 км). Чисто озерный участок, на котором хорошо ловится рыба. Из озера Момсоярви, огибая длинный остров в конце него, мы попадаем в озеро Калмозеро. Поворачиваем на север, и плывем до конца него вдоль берега. Далее по реке идем до автомобильного моста. Это поселок Андронова Гора (см. варианты заброски). Отсюда можно пешком /на попутке добраться до крупного пос.Тикша. Там есть почта и магазин. Далее река попадает в оз.Челгозеро, которое надо переплыть, ориентируясь чуть левее видневшейся на горизонте Елоховой горы. Это единственное место, где надо пересекать озеро (~2 км). Остальные озера тоже небольшие. Хорошие стоянки есть в конце оз.Момсоярви, в начале оз.Калмозеро на западном и восточном берегу, а так же на оз.Челгозеро там, где вытекает из него река Чирка-Кемь.

  9. Участок реки от оз.Челгозеро до П26 "Хауда" (97-й км | 5 км). От озера нужно держаться левой протоки, правая - тупиковая. Через 1-2 км по ходу реки находится новый ж/д мост, который отсутствует на карте (и в большинство описаний его тоже нет). Этот мост построен в 2001г до пос.Ледмозеро, и является скорее всего одним из пунктов подготовки к строительству недалеко от р.Чирка-Кемь АЭС. Так нам сказал местный рыбак… За этим мостом встретятся несложные П24 "Нахко" и П25 "Лоухи-1", проход без осмотра. Далее будет автомобильный мост лесовозной дороги, под ним несложный перекат. Совсем немного остается до порога "Хауда".

  1. П26 "Хауда" 2,5 КС (102-й км | 100 м). Наконец-то первый многоводный порог 3 КС. Хотя в нашу воду он скорее 2,5 КС. Порог состоит из двух сливов. Первый проходится по правому берегу, далее чуть смещаясь к центру сливаемся во второй слив - основной, с валами до 1 м. Под сливом бочка и, по моему, камни. После основного слива река шиверной дугой уходит налево, уже ничего серьезного нет. Байдарки пошли в центр бочки, а катамаран взял еще левее, налетел на вал и в бочку не попал. Если бы было больше воды, в бочку можно прыгать смело - пару назойливых камней утонет. [Фото 3]. Осмотр порога, и страховка справа. На том же правом берегу есть стоянка. Далее через пару километров будет связка порогов П27 "Кривой" и П28 "Тахко-падун".

  2. П 27 "Кривой" 3 КС (104-й км | 250 м). Ориентир порога - грохот воды, высокий скальный ряж справа. Встать на стоянку/осмотр можно как на правом, так и на левом берегу перед порогом. Порог расположен на левом повороте вдоль высокой скалы справа и невысокой слева. Мы осматривали порог слева. Взгляните на схему [см. Схему П27]. Вначале порога небольшие сливы и мини-бочки, на выходе мощный слив с бочками. Под порогом небольшой залив. Через 200м начинается водопад П28 "Тахко-падун", поэтому совершенно необходимо выставить нижнюю активную страховку (у нас это был катамаран). Страховка с берега нецелесообразна, но мы на всякий случай выставили внизу сигнальщика для точного захода в слив. Заход в порог под правым берегом (слева мель и камни), далее, прыгая еще в один слив можно уйти либо к левому берегу (оставив камень посередине реки справа) - в небольшую бочку, либо продолжать идти по правой струе. Все пути ведут к левому берегу в конце, где и начинается выходной слив [Фото 4]. Далее можно пристать к правому берегу - на высокой скале есть стоянка с отличным видом на "Тахко-падун".

  3. П 28 "Тахко-падун" 3 КС (105-й км | 100 м). Это порог водопадного слива около 2 м. [Фото 5]. По всей длине чаши идут продольные скальные образования, между которыми и осуществляется прыжок. При большой воде без риска повредить байдарку можно прыгнуть и по центру водопада, однако мы выбрали наиболее безопасный вариант - самый левый край котла. Осмотр и страховку лучше осуществлять слева, обнос и проводку - справа. [см. Схему П28]. Слева от котла есть ряж, под ним камни, с которых удобно страховать и сигналить. Вариант для байдарок: заход по левому берегу, сильно прижавшись к ряжу (ну что бы веслами можно было грести), перед самым котлом, вдоль камней слева резко вывести нос байдарки направо, и прыгать. Самое сложное в этом случае удержать равновесие внизу - в пене котла, т.к. там необходимо выправить байдарку вдоль течения. После пены в русле есть еще пару обливняков, их проходить либо по центру, либо справа от них. Катамаран у нас прыгал посередине котла без особых проблем. Единственное, что им нужно сигналить - с воды водопад почти не виден. Справа под порогом можно устроить стоянку. На левом берегу находится платная турбаза.

     

  4. Участок реки от П28 "Тахко-падун" до впадения р.Няугу (105-й км | 16 км). Сразу после П28 начинаются длинные красивые озера - Верхнее и Нижнее Тахколамбины. Живописный лесистый участок, хорошо идет рыбалка, много ягод и грибов. Хорошие стоянки есть на острове Верхней Тахколамбины, на левом и на правом берегу в конце Нижней Тахколамбины в районе ур.Келлогора. Через 1 км после окончания последнего озера, в р.Чирка-Кемь слева под углом 130-140 градусов впадает р.Няугу,

  5. Участок реки от впадения р.Няугу до П33 "Никутный" (121-й км | 19 км). Через 1 км после впадения р.Няугу идет связка Ледмозерских порогов 2 КС. Хочется отметить, что проходить эти пороги ближе к вечеру тяжело - солнце светит в глаза. Заход в П29 "Ледмозерский-1" под правым берегом (слева мелко), есть небольшие минибочки на входе, далее по основной струе и валам (камней не обнаружено), ближе к левому берегу, не попадая в прижим к ряжевой стенке левого берега. Длина порога- 75-100 метров. Чалка у правого берега прямо у порога, осмотр там же, но тропа не очень удобна и много кустов. Через 800-1000 метров порог П30 "Ледмозерский- 2". Осмотр и чалка с левого берега. Заход по центру, далее по основной струе, на выходе есть бочка (перед ней некоторые могут усмотреть слив около 50 см), после нее высокие валы. Не надо прижиматься к левому берегу, где есть достаточное количество мелей. Длина порога- 100 метров. [Фото 6] Сразу после порога справа и слева есть хорошие оборудованные стоянки (включая баню). Далее следует около 12 км плеса, сначала река разливается в круглом заливчике 400х800 метров, в котором есть несколько заболоченных травянистых островков. Наиболее кратчайший путь прохождения- держаться правого берега. Через 3-4 км плеса левый берег представляет собой заболоченный березняк, а справа - большая каменная плита-платформа, уходящая в воду. Сразу за ней можно чалиться на стоянку. Слева под углом 90 градусов впадает приток Хяме. После него слева расположен островок, а через 500 метров слева впадает следующий приток- Растас, после него (100-150 метров) слева песчаный пляж и стоянка. Далее река поворачивает направо на 90 градусов и через 1 км по правому берегу избушка и сарай. Река опять широкая, еще около 4 км лопаты. Далее в течение 1 км река течет среди многих мелких травянистых островков (ситник и осока) и постепенно сужается; делится на две протоки (идти правой) и поворачивает направо, потом изгибается влево - порог П31 Кильбо (I кс). Никакой сложности не представляет, идти без просмотра, по струе. Даже в нашу низкую воду и этот, и следующий порог П32 "Омос" (на самом деле перекат) были залиты, в большую воду их наверное вообще нет. Через 1.5 км слева видны остатки ряжа, справа небольшой каменистый заливчик, удобный для чалки. Это ориентиры порога П33 Никутный (или Никутт).

  6. Участок реки от П33 "Никутный" до П42 "Рокконе" (140-й км | 8 км). Этот участок представляет собой сплошную череду порогов. Внимание заслуживает только П33, П42 и может быть П41. П33 "Никутный" 2,5 КС замечателен своей большой бочкой на входе и такими же, но чуть поменьше бочками и валами на выходе. [Фото 7] Протяженность порога 300-400 м. Вход по центру через основную бочку, либо во валу края бочки, далее по основной струе можно по желанию пройти еще одну бочку у левого берега, или пройти по центру на выход (там немного мелко). Страховку можно осуществлять с левого или правого берега сразу после бочки, или внизу порога в улове слева. Осмотр и чалку лучше проводить слева (там где ряж). Сразу после порога справа есть средненькая стоянка. Далее река немного петляет и через 1 км расположен порог П34 "Железные Ворота" П34 имеет 5 ступеней (порог и 4 переката) входная ступень более мощная, есть валы и минибочки. Можно идти без просмотра (длина 50 метров), далее на протяжении 300-500 метров еще 4 ступени из перекатов, есть довольно много камней, но можно идти по основной струе даже при низкой воде. Далее река делится на протоки (идти в левую), в них П35 "Островной порог" (50 метров, I кс, бурный перекатик, проход по основной струе и валам без просмотра). При проходе по левой протоке сразу после порога вправо уходит заливчик с песчаным выходом, направо уходит еще одна протока, а в самом заливчике 3 травянистых островка, по заливчику идти прямо. На выходе из него порог П36 "Битуш" (I кс), длина 100м, идти по основной струе по валам, на выходе слева в воде лежит большой скальный обломок неправильной формы. Небольшое расширение, около 0.5 км, затем русло сужается, а река поворачивает влево, перед поворотом в русле остатки плотины (несколько камней и бревна) – ориентиры порога П37 "Грядовый". Идти по центральной струе мимо обломков плотины. Если хочется просматривать, то с правого берега. Далее встретится перекаты П38 "Раух", П39 "Ручей" и П40 "Грядовый", проход без осмотра. Стоит обратить внимание на П41 "Елоха" - 2 КС, который начинается через 100м после П40. Основная опасность - налететь на камни в выходном сливе, ибо течение там мощное. Главное, что через 200 м начинается серьезный порог П42 "Рокконе", и что бы не улететь в него, требуется поставить активную страховку под П41. Осмотр справа, идти по струе.

  7. П42 "Рокконе" 3 КС (148-й км | 300 м).

    С виду начинается как обычный перекат, но шум воды и заметное падение реки должны вас убедить в обратном. Осмотр и чалка в каменном заливчике справа. Заход в порог под левым берегом, затем смещаясь к центру. Порог длинный с большими валами. Страховку лучше осуществлять под порогом, т.к. основная сложность порога именно в выходе, хотя конечно, можно кильнуться и в центре порога. [см. Схему П42]. Как видно из схемы, основная струя разбивается о груду камней на выходе. Путь II гораздо безопаснее, но с правого берега практически не читается. Путь I технически сложнее: идущие друг за дружкой бочки и выходной слив 0,5 м ЧЕРЕЗ бульники, на которые несет основная струя. Выход оттуда только путем резкого ухода вправо. Один наш экипаж не справился с управлением, и налетел на эти бульники боком. Чудом не кильнулся.

  8. Участок реки от П42 "Рокконе" до П53 "Горшок" (148-й км | 12 км). Далее после порога встречается заболоченный остров. Идти правым вариантом. Река поворачивает налево, правый берег очень высокий, с песчаными пляжами, по нему на протяжение 500 метров есть по крайней мере 5 хорошо оборудованных стоянок с банями и этническими поделками туристов [Фото 8]. Дальше появляются острова, которые называют Старое Сосно. Хороший, но длинный вариант - вернуться против течения к развилке, и пойти вокруг острова СЛЕВА. Там несколько перекатов П43-45 "Сосновые пороги", но воды значительно больше, чем справа от острова. Если пойти вокруг острова справа, то рукав уткнется в жутко-мелкий порог. С воды читается проход влево, но там плита и мель, лучше идти в перекатик справа (потребуется проводка) - длина 50 метров. Далее ступень длиной 100 метров с несколькими бочками (мелкие), быстрым течением и большим количеством камней в русле, требует маневра. Далее по ходу встретится еще пару несложных перекатов П46-П48. Примерно через 1,5 км река делится на несколько проток, разных по количеству воды - "Сотые острова", или острова Шалсари. Не знаю, какой путь вернее, мы прошли разными: и просто по самым правым протокам, и через середину. В середине на некоторых островах есть стоянки. Вообще заблудиться там тяжело - течение одно. Через километр после островов начинается участок простых перекатов, который так же лучше проходить в первой половине дня, когда солнце не слепит глаза. После простых перекатов П49 "Елисей" и П50 следует километровая шивера П51 "Олений" (2 КС), которую мы так же прошли без осмотра. В русле много камней, остатки ряжевых стенок, идти по основной струе, осмотр нецелесообразен. Сразу за ней простой перекат П52 "Лоухи-2", проход без просмотра, и через 200м порог П53 "Горшок".

  9. Участок реки от П53 "Горшок" до пос. Боровой (160-й км | 5 км). Порог П53 (2,5 КС) последнее серьезное препятствие на маршруте. Ориентиры - каменистый заливчик и ряж справа, в глубине в лесу - избушка [Фото 9]. Осмотр справа. По середине порога лежит большой ряж, проход справа от него, слева - мели. Вход по центру, далее уходить ближе к центральному ряжу в слив, образованный камнями и по-моему остатками бревен, затем быстро смещаться к правому берегу (там тоже ряж), и идти по валам (слева на выходе обливняки, не читаемые с воды, и мели). Протяженность порога 150 м. Через километр будут последние П54 и П55 - простые перекаты, после которых 4 км плеса до пос.Боровой. На этом участке стоянки есть как на правом берегу, так и на левом, ближе к поселку, но уже грязные. Перед поселком заливчик, затем река делает зигзаг влево-вправо. В этом месте на правом берегу можно встать на стоянку. Чалка лучше всего сразу после первых строений-сараев на полянке после песчанного пляжика слева (видна линия электропередач), туда подходит дорога из деревни (500 метров) и от станции (1 км, идти через деревню). Впереди виден грязно-красный автомобильный мост.

 

 

 

VIII. Общая оценка, впечатления

 

Давным-давно эта река считалась самой спортивной в Карелии. Давали ей оценку не ниже 4 КС. Кроме того, там, говорили, очень красиво. Именно это и послужило основными критериями, по которым мы выбрали эту речку. Устали мы, знаете ли, от шкуродера. Как раз купили новые Таймени со шкурой ПВХ. Так получилось, что взяли катамаран. Двушку. С двумя почти-что "чайниками".

Сразу скажу, что по малой воде там неинтересно (как и везде) - а в 2002 году, как вы помните была страшная засуха. В МГЦТК нам дали этой речке "слабую 3-ку". И что характерно - они оказались правы! Более того, на 3-ку тянут от силы 3-4 порога (по-моему). Катамаранам там делать нечего - много длинных плесов, а пороги можно не смотреть. Заслуживает внимания один Тахко-бадун, но и тот не требует техники. Итак, какие же наши общие впечатления?

Короче, речка у меня лично, оставила совершенно не спортивное чувство. Вернулся как с курорта. Благо с погодой было нормально. Наверняка я бы пошел туда где-нибудь с середины (там самое интересное) при большой воде, а так - скучно. Новичкам можно идти туда без проблем - конечно кильнуться там есть где, у нас даже это почти не произошло, но люди спокойно все проходили на загруженной "резине". В лоции все верно, но несколько преувеличенно. Хотя Тахко-бадун оставляет после себя все же некоторое ощущение... похмелья.

 

IX. Список использованной литературы

    1. А.Л. Шилов. “На байдарках по Карелии”, 1997. Старенькая книжка, в которой уже далеко не все правда, но, тем не менее, дает общее представление о реке. К тому же там есть схема реки, которой я часто пользовался при разработке маршрута.

2. Топографическая карта “республика Карелия”, 1:200 000. Если отсканировать карту, а потом распечатать ее в цвете, то очень неплохо получается. Отсканированная карты была любезно взята с сайта Михаила Афанасенко http://www.afanas.ru

    1. Отчеты из интернета. Последние годы я лично пользуюсь именно этим источником. Советую посетить сайты http://www.veslo.ru и http://www.lib.ru где вы найдете много интересного для себя. Конкретно же использовались следующие электронные отчеты и описания:

 

 

X. Приложения

 

В приложения мы включили карту маршрута (отсканированная карта Карелии в оригинальном масштабе 1:200000), на которой показаны места наших стоянок.

Так же мы включили схему маршрута, взятая из книжки А.Л. Шилова [1], которая нам очень помогла при разработке маршрута, а при некоторой доработке служила своеобразной лоцией. На эту схему мы нанесли все препятствия с указанием из КС, а так же возможные места стоянок (зеленые метки), и места наших стоянок (синие треугольники) и дневок (закрашенные синие треугольники). Указан километраж участков.

В техническом описании встречаются рукотворные схемы порогов со своими специфическими обозначениями. Их расшифровку мы так же включили в приложения.

Так как мы все-таки встретили пограничника, то приводим тут "рыбу" листка с паспортными данными, который вам необходимо заранее составить и завизировать в МКК.

Ну и конечно же фотографии, которые помогут вам дополнить и углубить образ этой прекрасной реки. Удачи!

  1. Расшифровка схем порогов.

  2. "Рыба" листка паспортных данных для пограничников.


ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА

ОБЪЕДИНЕНИЕ ТУРИСТОВ МОСКВЫ

Группа туристов номер_маршрутки совершает водный поход под руководством фамилия_руководителя по маршруту нитка_маршрута с дата_начала по дата_конца в составе

 

 

  1. ФИО, дата и место рождения, Паспорт серия/номер, кем и когда выдан, прописка.

.

.

.

  1. ФИО, дата и место рождения, Паспорт серия/номер, кем и когда выдан, прописка.

 

 

 

Президент

_________Черников С.И.


На подпись необходимо поставить печать в МКК.


3. Схема марштура

Верхнее течение

Нижнее течение


Расшифровка схем: красным - пороги с номерами, зеленым треугольником - возможные стоянки, синие ПОЛЫЕ треугольники с номерами - наши стоянки, то же самое но с заштрихованными треугольниками - дневки, карандашом сделаны отметки в КМ относительно начала маршрута. Схемы взяты из книги "На байдарках по Карелии" Шилова.


Алеев Дмитрий 2002


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |