ВОДНЫЙ ПОХОД

Финансы

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ
Маршрут проходит почти целиком по территории Тофаларии - несомненно, самого удивительного и необычного района Восточного Саяна.
Неисчислимые препятствия таёжных троп, протянувшихся на сотни километров, ещё недавно изолировали Тофаларию от внешнего мира ничем не хуже, чем перевалы Памира или безводные пустыни. В Тофаларии да туриста интересно всё - история маленького народа тофа, его легенды, его современная жизнь в необычных условиях, где работают всего два вида транспорта - олень и авиация. И, конечно же, непреходящ интерес туристов к природе этого края. Тысячи, именно тысячи горных вершин, ледники, водопады, ущелья и озёра, способные ошеломить своей красотой самого бывалого путника - всё это раскинулось ни много ни мало на 29 тысяч квадратных километров, на которых нет ни одного скучного или неинтересного места, обделённого альпийскими цветами или скальниками-столбами.
Необычна и главная голубая артерия Тофаларии - река Уда. В отличие от всех других рек Саян, она не торопится покинуть горы. Восточный Саян раздвоился в Тофаларии на Удинский и Хонда-Джуглымский хребты, в узкой долине между которыми проложила своё русло Уда. И если можно с полной правотой сказать, что кто не был в Тофаларии, тот не был в Саянах, то это тем более справедливо для водников. Широкие плёсы, грозные пороги в каньонах-щелях, безобидные перекаты, водопады и ловушки - все виды препятствий представлены на Уде так, словно кто-то обошёл все саянские реки, отбирая для Уды всё самое оригинальное, самое грандиозное.
Велик и прекрасен этот край. Просто невозможно пройти по маршруту и не встретиться лицом к лицу с одним из обитателей тайги - все животные, обитающие в таёжной зоне Сибири, встречаются в Тофаларии.
Трудно словами передать специфичность природы этих мест. Тофаларию нужно видеть собственными глазами. (вернуться)

КРАТКО О ЗАБРОСКЕ
До Нижнеудинска добирались поездом. От ж/д вокзала до аэропорта ходит рейсовый автобус. Так же можно найти машину для доставки команды в аэропорт. Если требуется ночевать в ожидании рейса, то удобно остановиться на поляне, на берегу Уды. Дорога и тропа до поляны идут прямо от автобусной остановки вниз.
С Нижнеудинского аэропорта на вертолете МИ 8 забрасывались всей группой с грузом до Верхней Гутары. Поскольку вертолет не мог взять нас всех с грузом через перевал (1952 м), часть группы (10 человек) с пайкой на 4 дня и минимально необходимым на это время грузом шли пешком до устья реки Хатаги (~80 км), а остальная часть группы (7 человек) со всем оставшимся грузом на той же вертушке до устья Хатаги летели (~25 минут). Там мы и встретились через 4 дня.(вернуться)

ПЕШАЯ ЧАСТЬ
Подходы к верховьям реки Уды возможны с самых различных направлений. Со стороны Тувы можно пройти к истокам её правого притока, реки Чело-Монго, сделав перевал с Кижи-хема или Кош-пеша. С запада можно проникнуть к истоку Уды с Левого Казыра, с востока - поднявшись по Уде от Алыгджера. Но самыми короткими и лёгкими, несомненно, являются северные подходы. Из бассейна притока реки Гутары, р.Мурхоя , в верхнее течение Уды ведут несколько перевалов через Хонда-Джуглымский хребет. Наиболее доступны перевалы с Большого Мурхоя на ручей Сытляр-Атар и с Малого Мурхоя на Нижнюю Хонду. Первый ведёт к устью реки Хатаги, где сплав по реке Уде практически невозможен из-за её маловодности. Местом начала сплава для этого варианта подходов может служить устье реки Верхней Хонды, расположенное в 8 км ниже устья Хатаги (мы почти все эти километры проводили, за исключением, естественно, Верхнего каньона).
Пешую часть нашего маршрута (смотри схему) мы начали в Верхней Гутаре. Тропа идет от аэропорта через поселок, далее мимо оз.Гутарского и выходит на берег реки Мурхой. Далее тропа идет вдоль Мурхоя, переходя с берега на берег. На всём пути встречаются самые разнообразные естественные препятствия - сильно пересечённая местность, заболоченная тайга и тропа, переправы через ручьи, набор высоты, броды.
Тропа вдоль Большого Мурхоя постепенно слабеет. Причина этого -
более редкое посещение человеком удалённых от жилья мест и заметное изменение природных условий с приближением к водораздельному хребту. Местность становится более сырой и каменистой. Тропа много раз переходит с одного берега реки на другой, причём часто причиной для этого является более удобное место для сооружения оленьего загона. Но, как это бывает всегда в подобных случаях, движение без тропы более трудоёмко и требует большего времени, чем переправа.
Перевал в долину Уды представляет собою резкое понижение разветвлённой западной оконечности Хонда-Джуглымского хребта. Перевальная точка лишь на 150 200 метров выше границы леса. Седловина на протяжении нескольких километров сильно заболочена. Слабая, часто теряющаяся тропа то прижимается к прилегающим к седловине горам, то петляет среди болота, придерживаясь покрытых курумником возвышений. Альпийская высокотравная луговина занимает лишь небольшую зону до перевала со стороны Мурхоя и начинается на удинской стороне вблизи впадения.
Сытляр-Атара в Хатагу.
При планировании графика движения необходимо иметь в виду, что переход тропы на правый берег Сытляр-Атара обусловлен прижимами на его берегах, причём тропа после брода набирает значительную высоту, и выход к воде и дровам - это выход к началу спуска к реке Хатаге. Группа, которая будет ночевать за перевалом, должна брать с собою на перевал дрова или иметь соответствующие продукты для организации полноценного обеда вдали от леса. Однако лучше построить график движения так, чтобы за один ходовой день пройти через перевал и спуститься в долину Хатаги.
Тропа переходит через Хатагу несколькими рукавами, причем наиболее лёгкие броды расположены выше по течению Хатаги. Поэтому не следует стремиться спрямить путь в месте впадения Сытляр-Атара в Хатагу. Лучшая тропа вдоль Хатаги - самая верхняя. Несколько тропок, идущих вблизи воды, упираются в прижимы. Спуск к Уде - одно из самых живописных мест пешей части маршрута. Сухая тропа круто спускается в долину Уды по гребешку, который разделяет Уду и Хатагу. На противоположном склоне удинской долины открываются снежные островерхие вершины.
Уда от Хатаги до Верхней Хонды течёт в широкой плоскодонной долине, обрамлённой высокими, до 2500 м, горами. Река имеет небольшой уклон, ширину до 100 м и незначительную глубину. Берега поросли карликовой берёзкой и местами чахлой лиственничной тайгой. На стрелке Хатаги обширная поляна, служившая в недалёком прошлом местом для стоянки геологических партий. Поляна удобна для разбивки лагеря группами, чей маршрут включает радиальные выходы на живописные горные вершины, расположенные в восточной оконечности Удинского хребта.
На пешей части маршрута имеется большое число интересных объектов, посещение которых даёт заряд хорошего настроения, ради которого стоит преодолеть все трудности пути. Это каскад водопадов на безымянном левом притоке Большого Мурхоя (мы туда не ходили, поэтому гарантии их существования дать не можем), водопад на реке Хатаге вблизи её устья (очень симпатичный), оленьи стойбища на Большом Мурхое, ущелье реки Хатаги. Длина пешей части по нашему маршруту - 82 км.
Некоторые замечания по пешей части:
" На маршруте лучше пользоваться не нашей схемой, а найти хорошую цветную карту (например, километровку, которую взяли с собой Новосибирцы).
" Перед перевалом лучше всего заночевать, не уходя за кромку леса, так как выше дров найти достаточно трудно и очень сыро. Вообще, чем выше - тем сырее.
" Гнус (мошка) нас почти не беспокоил, пока не перевалили перевал. Средствами от насекомых до перевала почти никто не пользовался. Мошка достала уже внизу, где собирали суда (вечером без накомарников там было туговато).(вернуться)

ЛОЦИЯ РЕКИ УДА
От устья Хатаги до Верхнего каньона - многочисленные протоки, проводки. Ниже устья Хатаги около 400 м Уда течет одним руслом, затем около 4 км проводок, переходящих в Ш1 - еще более безрадостное нагромождение камней около 1,5 км. Ниже начинается Верхний каньон - в зависимости от уровня воды препятствие несложное или средней сложности. Длина около 1 км, осмотр с ЛБ. Ш3 и Ш4 - простые. Ниже П ПР Чело Монго Уда снова делится на протоки, на поворотах прижимы, в некоторых протоках бревна. Ниже П ПР Тер Яга река вновь собирается в единое русло, далее Ш5, до Л ПР Няндерма еще несколько слабых Ш, далее до устья П ПР Эден - тиши. Чуть выше у Л ПР Эгега станция метеорологов, есть баня. Ниже Эден уклон возрастает, простые Ш, несколько сложнее выше Л ПР ручья Широкого.
После Ш62 - крупные обломки скал в русле, через 250 м ПП и гладкий скалистый гребень серого цвета на ЛБ - ориентир П63 ХАНГОРОК. В конце ПП с ЛБ в воду выступает скала, сразу за скалой - улово у ЛБ. Здесь чалка к ЛБ для разведки П63. Впереди крутой ЛП, справа впадает П ПР Хангорок. Длина порога 100 м, несколько сливов, много камней, прижимы. Ниже плес и до устья Л ПР Байгыр лишь слабые перекаты. Ниже Л ПР Байгыр слабые Ш65 и Ш66, после которых перед крутым ЛП чалка к ЛБ для осмотра П67 БАЙГЫР. Сразу за поворотом огромная скала перегораживает все русло, ПЧР - узко, часто здесь завалы, ЛЧР - чище, но сильный прижим к скале. Далее простые Ш67 и Ш68, более сложная Ш69 на ЛП реки, в русле два камня - узости, Уда сжимается до 20 м.
Ниже Л ПР Сардык-Ой начинается остров. Левая протока мелкая, следует ПП, затем прямой участок. На ЛБ - бом, сразу за бомом чалка к ЛБ для разведки П72 САРДЫК. Порог начинается за ЛП реки, две ступени, вторую длиной до 600 м с камнем "Утюг" в конце (наиболее сложное место порога) следует осмотреть для выбора чалки перед П73 ХАНСКАЯ ЩЕЛЬ. Чалка возможна в самом начале входной Ш (длина Ш ~250 м) порога П73, выше треугольной скалы в ЛЧР.
П73 ХАНСКАЯ ЩЕЛЬ расположен на ЛП реки практически в устье крупного П ПР Хан. Суть - уйти от мощного прижима к скале ПБ с карнизом, отбойника практически нет. При наличии воды в Хане струя с Уды отжимается водой Хана влево, что значительно облегчает прохождение порога. Хорошая страховка на пороге проблематична, поскольку порог заканчивается в "щели" шириной 12-15 м с высокими отвесными берегами.
Ниже П73 - плес 200 м и П74 МАКБЕТ. Разведка с ЛБ, в нормальную воду - по камням в русле реки, в высокую - с высокой полки ЛБ. Ниже чалка к ЛБ для осмотра П75 ВОРОТА. Простой порог, начинается через 200 м быстротока от предыдущего. Ворота - крупный валун и плита в конце порога.
Ниже П75 - Ш с относительно медленным течением, переходящая на ПП в порог П76 КРИВОЙ. Разведка по ЛБ. Чалка до крутого ПП.
Ниже река делает длинную петлю влево, здесь расположены Ш77 и Ш78, после них плес, на котором чалка к ПБ для осмотра П79 СИТО. Левая часть завалена камнями, проход под правым берегом с прижимом.
Затем начинается Ш, переходящая в несложный П80 СТОРОЖЕВОЙ. Ниже порога начинается высокий бом ЛБ, в конце бома начинается входная Ш в НИЖНЕЕ УЩЕЛЬЕ, здесь необходимо искать чалки к ЛБ (бом переходит в валунные отмели). В 200 м ниже еле заметного Л ПР от берега Уды уходит хорошая тропа для обноса вещей, она выводит к устью Л ПР Таз Ой, впадающего в Уду ниже 4 ой ступени Каньона. Здесь имеется отличное место для базового лагеря. Обнос около 1,5 км.(вернуться)

ЛОЦИЯ НИЖНЕГО КАНЬОНА УДЫ
Порог ВОДОПАДНЫЙ - первые четыре ступени каньона, осмотр с ЛБ. Порогу предшествует Ш, которая в конце усложняется и переходит непосредственно в порог. 1 я ступень порога - 3 3,5 м слив в узком скальном коридоре шириной 5 м, в котором несется вспененный поток с хаотическим перемешиванием струй. Выйдя из коридора, струя метров через 20 упирается под прямым углом в скальный выступ ПБ. Большая часть струи уходит в улово-"ловушку" у ПБ, отбой от скалы слабый. Левая часть струи сливом от скалы уходит в основное русло. Через 100 м - 2 я ступень - 2,5 м широкий слив, разделенный скальным выступом. Через 50 м - 3 я ступень - 3 3,5 м слив в узком 5 7 м шириной русле. За сливом слева большое улово. Затем река расширяется, и после 50 м плеса - 4 я ступень - 1 1,5 м слив через все русло, ширина которого 20 25 м. Через 100 м после 4 ой ступени слева впадает ручей Таз ой. По меньшей мере 3 я и 4 я ступени проходимы в условиях средней воды. Проходимость на катамаранах 1 й ступени вызывает большое сомнение.
Порог КРОКОДИЛЫ - 5 я ступень, мощное и сложное препятствие. Начинается на 100 м ниже Л ПР Таз-Ой. Сложность зависит от уровня воды: в малую воду сложен заход, в большую - мощные бочки и бой в камень ПБ.
Порог КЛЮЧ - 6 я ступень - отделен от предыдущего 100 м быстротока. Длина 100 м, сложный проход в ЛЧР, большая бочка, грязный в ПЧР.
Порог ПРЯМОЙ - 7 я ступень - идется и страхуется вместе с предыдущим. Проще предыдущих. Заканчивается напротив красивого водопадного П ПР Нижний Ары Ой. Здесь есть возможность спуска по ЛБ к воде. Такие же спуски есть в середине порога ДЛИННЫЙ, после порога ДЛИННЫЙ, после порога ЗИГЗАГ, и затем после ЛОТКА.
Порог ДЛИННЫЙ - 8 я и 9 я ступени. Длина около 600 м, поочередные прижимы ЛБ + ПБ + ЛБ осложнены камнями и плохим просмотром порога с берега.
Порог ЗИГЗАГ - 10 я ступень. Начинается за ЛП и расположен на ПП. Грязные сливы, 100 % страховка перед кульминационной связкой каньона. За порогом чалка на ЛБ в небольшое улово, а затем для прохождения порога БАШМАК на недлинном участке (~50 м) необходимо перечалиться на ПБ.
Порог БАШМАК - 11 ступень, длина около 150 м. Узким закрученным валом Уда мчится через гряды камней и упирается в высокий бом ЛБ. Сильный прижим по ходу пьесы. Логично продираться вдоль ПБ, здесь также несколько прижимов. В конце узкий скальный коридор. За выступом правобережной скалы чалка в улово ПБ перед следующим порогом.
Порог ЛОТОК - 12 я ступень. Водопадный слив высотой 6-7 м, образованный обломком скалы у ПБ и плитой у ЛБ. Ниже мощный пенный котел и скальный коридор с хаотическими струями.
13 я и 14 я ступени - просты. Далее до поселка Алыгджер из препятствий можно обнаружить простые Ш83-85.(вернуться)

ЛОЦИЯ НИЖНЕЙ УДЫ
Принципиально отсутствует. Всевозможные КАМНИ проходятся сходу. Несколько серьезнее пороги ТРИ БАНДИТА, ДЖУГЛЫМСКИЙ и МИЛЛИОННЫЙ.
В трех км выше населенного пункта Плиты на ПБ Уды высоко над водой расположены ПЕЩЕРЫ ЧЕРСКОГО.
В пос. Порог удобно остановиться в 500 м ниже паромной переправы на ЛБ в небольшой роще. Отсюда близко до автобусной остановки. Также можно дойти (еще 50 км по воде) до Нижнеудинска.(вернуться)

ФИНАНСЫ
Отмечены примерные (округленные) финансовые затраты ярославского участника. Затраты участников из других городов получились больше или меньше в зависимости от затрат на железнодорожный или авиатранспорт при подъезде и выезде с маршрута (из города проживания до Нижнеудинска и из Нижнеудинска обратно). Все транспортные затраты на маршруте поделены на всех поровну, независимо от способа движения (вертолет или пешком на заброске, автобус или машина на выезде из Порога).

Поезд Ярославль - Нижнеудинск 950 рублей (плацкарт)
Вертолет Нижнеудинск - В.Гутара - река 3500 рублей
Питание на маршруте 1000 рублей
Поезд Нижнеудинск - Ярославль 1900 рублей (купе)
Питание в дороге, накладные расходы (автобус, машина, погулять, и т.д.)
1000 рублей
Итого 8500 рублей в ценах 2001 года. (вернуться)