Сплавные реки и водоемы Ярославской обл.

составитель Е.М.Бороздинский
обработка и вставка дополнений Архипов И.

бета версия

Несколько лет назад я зашел в гости к Е.М.Бороздинскому - первому мастеру спорта СССР по туризму среди ярославских туристов. Евгений Михайлович долгое время возглавлял водную комиссию МКК, и так как он человек дотошный и увлекающийся, то собирал с 1983 года информацию по рекам Ярославской области. Эту тетрадку он и передал мне тогда для публикации. Во время закрытия городского клуба туристов пропало в неизвестном направлении большое количество отчетов о походах (кстати то же самое произошло и в центре детско-юношеского туризма во время переезда). Поэтому информация сейчас зачастую передается устно, по книжкам и по тем немногим отчетам, которые сохранились на руках и в клубах, при этом не всегда является достоверной. Полного же перечня я нигде не встречал, кроме данного сборника.
Данный вариант еще довольно "сырой", но публикация его, я думаю, послужит исправлению ошибок и наполнению его новыми материалами. По крайней мере это гораздо лучше, чем лежать в столе.
В будующей версии планируется снабдить каждый водный ресурс подробной географической (длинна реки, населенные пункты и т.д.), а также списком природных и культурных объектов. Помимо этого в ближайшее время планируется в дополнение выложить список спортивных туристских маршрутов Ярославской области по всем видам туризма.

Введение
р.Сара оз.Неро р.Векса (из Неро) р.Которосль
р.Устье р.Кубрь р.Солоница р.Корожечна
р.Юхоть р.Черемуха (Черемха) р.Ить р.Обнора
р. Соть р.Согожа р.Ухра р.Сить
р.Сутка р.Нерль (Волжская) р.Ухтома. р.Трубеж
Плещеево оз. р.Векса (Плещеево оз.) оз.Сомино р.Сабля.
р.Сольба р.Молокша р. Улейма. р.Могза
р.Лама р.Пукша р.Нерль (Клязьменская) р.Уча
р. Нора   Список литературы

Введение (16)

В пределах Ярославлской обл. 4327 водотоков, причем наибольшее количество - 3696 - составляют ручьи и очень маленькие речки, длина которых не превышает 10 км. Длину от 11 до 20 км имеют 245 речек, от 21 до 50 км имеют 64 реки; от 51 до 200 км - 18 рек и, наконец, 11 относительно крупных рек области имеют длину от 101 до 150 км. Большинство из этих рек несут свои воды в главную реку нашей области - Волгу, являясь ее притоками или притоками ее притоков. Несколько рек впадает в озеро Неро и Плещеево, а также в реку Кострому.
Развитие современной речной сети в пределах области, как и на смежных территориях, происходило после ледниковой эпохи, так как отступление ледника сопровождалось появлением многочисленных озер и болот. В периоды интенсивного таяния снегов и ледников озера переполнялись водой. Вследствие неодинакового уровня вода из одних озер перетекала через перемычки в другие. Возникали протоки. По мере врезания и углубления протоков происходило соединение озер как бы в цепочку. В дальнейшем протоки оказывались настолько широкими, что вместе с системой озер превращались в реку. Предполагается, что так образовались многие реки нашей области, в том числе и Волга в своем верхнем течении. В книжке А. Н. Иванова "Геологическое прошлое Ярославской области" (1955 г.) сказано, что в послеледниковую эпоху на территории Ярославской и Костромской областей существовали два очень крупных озера - Молого-Шекс-нинское и Ярославско-Костромское, возникшие после таяния ледника. Со временем перемычки между ними были прорезаны протоком, который соединил эти озера. В свою очередь Ярославско-Костромское соединилось протоком, прорезавшим перемычку у Плеса, с речной системой, включавшей в себя Унжу, Каму, Среднюю и Нижнюю Волгу. Вода озер через протоки была спущена, на месте оказались широкие долины. Такие широкие волжские долины мы можем наблюдать в Некрасовском районе или на месте Рыбинского водохранилища в пределах Молого-Шекс-нинской низины. На участках, где образовывались протоки, долина Волги превращается как бы в узкий коридор. Таким участком является расстояние от Ярославля до Рыбинска, особенно в пределах Тутаевского района. Вместе с процессом формирования долины нашей главной реки Волги шло образование и других рек области, таких как Которосль, Обнора, Согожа, Ухра, Соть и
другие.
Речная сеть Ярославской области развита достаточно хорошо. Истоки всех рек находятся на высоте от 100 до 290 метров над уровнем моря. Падение их русла на каждый километр составляет от 7 до 12 см, что характерно для рек равнинного типа. Течение таких рек, как правило, плавное, спокойное, берега порастают осокой. Некоторые мелкие речки летом пересыхают, зимой промерзают до дна. Но во время весеннего снеготаяния или-в период осенних дождей даже эти маленькие речушки как бы преображаются, становятся полноводными, а более крупные реки нередко превращаются в бурные потоки, которые смывают на своем пути мосты, прибрежные постройки, размывают высокие берега. Таким образом в жизни рек наблюдается определенный режим, связанный с сезонами года.
Массовое таяние льда на реках у нас обычно происходит в первую декаду апреля, а числа с 15-20, когда сходит снежный покров, начинается весенний ледоход, который длится до 8 дней (это зависит от величины реки). Таким образом, под ледяным "панцирем" реки находятся около 5 месяцев.
С середины мая, после спада половодья, до конца сентября на реках устанавливается летняя межень - период летнего низкого стояния воды. Если зимняя межень (ноябрь-март) связана с переходом рек только на подземное питание, то летняя межень вызывается большим испарением влаги с поверхности земли.

Таблица режима рек по временам года
(по С. М. Воскобойниковой и др., 1966)

Время года
Поступление воды в реки в % от год. стока
Состояние уровня воды
Зима
5-10
Межень
Недостаточное поступление осадочных грунтовых вод
Подо льдом от 0 до + 4°С

Сложной и в определенной мере трагичной оказалась судьба нашей главной реки - Волги.
Волга берет начало в пределах Тверской области на Валдайской возвышенности у деревни Волгино-Верховье и в нашу область входит в Угличском районе около села Прилуки. По Ярославской территории Волга течет на протяжении около 340 километров. До строительства Рыбинского водохранилища ширина Волги в пределах Ярославской области достигала 500-600 метров, а глубина в половодье и паводки доходила до 10-13 метров. Но это только на протяжении полутора-двух месяцев. В остальное же время глубина ее составляла всего 1 -1,5 метра. И, как отмечается в старых путеводителях по Волге, в летнее время пароходство от Твери до Ярославля совершенно прекращалось. На отдельных участках даже у Ярославля и Костромы Волгу переходили вброд. В межень-глубины у Углича, Мышкина, Рыбинска падали до 30 сантиметров.
С ростом и развитием городов, расположенных по берегам Волги, а также городов Московской области и самой Москвы появляется большая потребность в воде. Она нужна как населению, так и промышленному производству. Возрастает потребность в электроэнергии, в дешевом транспортном сообщении. Образно говоря, решение этих проблем было возложено на Волгу. Первоначально на территории Тверской области появляется Иваньковское водохранилище, обеспечившее Москву и область водой, затем в 1940 г. появляется Угличская ГЭС и Угличское водохранилище. Длина этого водохранилища 136 километров, площадь зеркала 249 квадратных километров. Весной (13 апреля) 1941 г. были перекрыты последние отверстия Переборской железобетонной плотины у Рыбинска. Воды Волги, Шексны и Мологи с 1941 по 1947 годы заполняли Молого-Шекснинскую низину. Образовавшееся Рыбинское водохранилище заняло площадь в 4550 квадратных километров. Средняя глубина его 5,6 метра, наибольшая - 30,4. Длина его с северо-запада на юго-восток 100 километров, средняя ширина с запада на восток местами доходит до 50 километров.
Вместе с сооружением Рыбинского водохранилища с географической карты Ярославской области исчез один город - Молога - и 663 более мелких населенных пункта, жители которых вынуждены были переселиться на новые места.
С 1955 по 1957 годы заполнялось Горьковское водохранилище. Занимаемая им площадь составляет 1591 квадратный километр, средняя глубина около 6 метров, максимальная - 21. С сооружением Горьковского водохранилища связано образование Костромских разливов в пределах Ярославско-Костромской низины.
После сооружения перечисленных гидроузлов исстари известная река Волга в своем верхнем течении практически прекратила свое существование. Она преобразилась в Новую Волгу Прекратились ежегодные паводки, приносившие с собой разрушения прибрежных построек. Ширина реки стала почти неизменной в течение всего года. Волга стала полноводной, глубина ее на фарватере никогда не бывает меньше 2,5 метров.
В Ярославской области насчитывается около 80 озер, из них более тридцати имеют площадь более 6 гектаров.
По своему происхождению эти озера делятся в основном на два типа. Первый - ледниково-эрозионный, к которым относятся такие озера как Неро, Плещееве, Сомино, Вашутинское и другие; второй - пойменные озера. К ним, например, можно отнести Яхробольское, Искробольское, Шачебольское и другие. К особому типу следует отнести искусственные озера, созданные трудом человека, Таковым является Рыбинское водохранилище.

Наиболее крупные реки области

В Любимском р-не
В р.Кострому
170
Согожа В Вологодской обл. В Рыбинское водохр.
125
Ухра В Тутаевском р-не В Рыбинское водохр.
126
Сить В Тверской обл. В Рыбинское водохр.
158
100
Сутка В Некоузском р-не В Рыбинское водохр.

Наиболее крупные озера Ярославской области

Бассейн Которосли
(правые притоки)
- Даниловский и Любимский райноы:
Соть, с притоками, Касть , Вожа, Лунка, Сонжа, Обнора с притоками, Уча, Шарна, Куза
На юге
Нассейн Нерли, байсейн р.Устье и Которосли,
на северо-западе
бассейн Согожи и Ухры на севере и др. (вернуться)

р.Сара

Стекает с южн. отрогов Борисоглебской возвышенности, начилаясь из Сарского болота, проходит по югу Яр. области и впадает с юга в оз.Неро.
Длинна (93 км.) Течет преимушщественно по открытым места, по плоской низине. В нижнем течении идет параллельно Яр.шоссе, пересекает ж/д в с Деболовская.
В р-не с.Петровское река мелкая и извилистая, после ж/д моста - глубже. В августе взя заросла камышами. Перед с.Поречье-Рыбное - плотина (ориентир - водокачка на лев. берегу). Далее река становиться шире. Мели встречаются только в с.Порчеье - Рыбное.
Сплав от Лазарево - в половодье.
Лазарево-Новотроицкое (23) - Петровское(20) - оз.Неро (29)

Препятствия - низкие мостики и плотинки.

(М 59(1)) (вернуться)

оз.Неро

Имеет грушевидную форму и вытянуто в длину с Ю-З на С-В до 12 км.. Ширина до 8 км. Берега низкие, заболочены, безлесы. На С-З берега - купола церквей Ростова.
Площадь 5130 га, глубина до 3,5 м.
Впадает около 20 рек и ручьев, вытекает только Векса.
[2]

Озеро Неро занимает южную часть Ростовской низины. По очертанию береговой линии Неро имеет грушевидную форму. Оно вытянуто с юго-запада на северо-восток. Наиболее узкой является его северная часть. Площадь озера равна 5130 га, длина его достигает 12,5 км. Наибольшая ширина озера 8 км. Берега озера Неро низкие, заболоченные. Нередко прибрежная часть представлена множеством небольших низких островов. Длина береговой линии озера около 45 км.
Озеро Неро принимает в себя реку Сару и еще около 20 небольших речек. Вытекает из озера одна река Векса, которая после слияния с р. Устье образует реку Которосль, впадающую в р. Волгу в пределах города Ярославля.
Свыше 80% площади озера имеет глубины от 0,5 до 1 метра. Наибольшая же глубина едва достигает 4 метров.

Вследствии мелководья обильно покрыто растительностью. Тростник, камыш, водные растения (рдесты). В летнее время - подводные луга через которые трудно проезать и на лодке. Вода слабопроточная.
Богатсово - отложения органического сапропеля. Водится : лещ, плотва, щука.(вернуться)

р.Векса (из Неро)

Вход в реку из оз.Неро среди многочисленных островов, камышей. Начинается течение. Течет на север. Длинна 9-7 км.
Через 3 км. - шоссейный мост у с. Белогостицы. Под мостом сваи старого моста.
Через 2 км. после села перед правым поворотом - плотина. Узкий перезод у левого берега.
Берега становятся высокие и крутые. При слиянии с р.Устье образует р.Которосль.(вернуться)

р.Которосль

Начинается от слияния рек Вексы и Устья.
В верзхнем течении пересекает ровную открытую поверхность С-В части Ростовской низины. В ср.течении прорезает холмистую местность узкой и глубокой долиной, после чего течет в пределах Ярославской -Костромской низины, часто меняя направление и образуя огромные излучины.
Длинна 125 км., ширина 25-60 км., глубина 1,5 - 3 м. После слияния р.Векса и Устье в Маленниках - разрушенная плотина. Весной река разливается до 4-5 км. (за д.Стрелы) Расстояние от слияния до р.Лахость по книге (Бассейн Верзхней Волги) " - 35 км., по сведениям от местных жителей - 50 км. Далее течет почти по прямой.
За г.Гаврилов Ям у пос Гагарино - перекат ("урев" по местному). Далее - живописная лесистая местность. Ниже с.Карабиха - участок "16 камней" с быстрым течением.
После ж/д моста - берега открытые. Течение плавное, многочисленные повороты.

р.Устье - Лахость(35(50)) - Гаврилов Ям(5) - Кр.Ткачи(39) - Волга (48)
По весенним разливам идется по азимуту 40 на группу деревьев правого берега у д.Черная. За Кузовково - устье Лахости.
М 59,60 (1)(вернуться)

р.Устье

Начинается близ (около 2 км.) с. Заозерье Углического р-на с отрогов Борисоглебской возвышенности.
Пос. Борисоглебский Монастырь XVI в. со Сретенской церковью на сев. стороне.
Ширина реки в послеке 4-5 м., глубина 1,3 - 1,5 м. Ниже местность безлесая. От д.Марково - смешанные леса. Затем до Семибратово - редкий ивняк.
Впадает в Которосль Длинна 145 км.. В р-не с.Троицкого и Ильинского (начало река в 3-х км. от села) - густые заросли ивняка и камыше.
Около д.Зманово - прав. приток Ильма. Далее - полноводнее. Пор берегам - залежи охристой глины и гравия. Лес. Глубина 2,5 м.. Можно начинать и от с.Высоково (после Зменево).
В р-не пос. Борисоглебского - ГЭС. В монастыре снимался к.ф. "Афанасий Никитин" (1957 г.)
у д.Марково - лув приток Мокза.
у д. Бородино - приток Луть.

Течет в низине между Угличесокй и Борисогебской возвышенностью.
В Заозерье - вотчина декабриста Одоевского А.И. и Волконсокого. Здесь созраниласт сальба, где провел детство С.Щедрин - есть музей.
На р.Устье были построены ГЖС: Акульовская, Алмазихиская, Борисоглебская, Горкинская, Термизоводская, сейчас не действуют
Заозерье (сплав по весне) - Троицкое (29) - устье Ильмы(29) - Борисоглебский(39) - устье Могзы(24) - Семибратово(15) - Которосоль (11)
м 60 (1)(вернуться)

р.Кубрь

Начинается в 20 км. южнее Переславля. в Ляховском болоте, длинна 87 км.
От. с.Новое первые 12 км. - узкая, частые завалы (например в р-не дер.ж Ченцы Ярославской обл., д.Мостище Владимирской обл., дер.Пустынь).
Впадает в р.Нерль Волжскую. В устье - в с.Андрианво - дом рыбака.
м 35(1). В ср.течении охотничье хозяйство. Дно местами галечное, с валунами. Несколько плотин.
(отч.171 - 73 г.)
Площадь водосбора 1009 км2.
В р-не от Андрианово до плотины и водозхранилища - заповедник, стоянки запрещены.
в 5-6 км. от устья - межколхозная ГЭС (с 1972 г.), плотина 5м, перепад 3,5 м., обнос 150 м.. Течение после нее быстрое.Ддо нее - водохранилище дл 3,5 км., ширина 2,5 км.. Оно засорено, мелкое. Пересекать напрямик трудно.
Подмер по реке - до с.Кубринского. Выше завалы, заборы, мостики. В д.Антонники Владимирская обл. до Моск. шоссе . 20 км.(вернуться)

р.Солоница

Начинается из Писцовых болот Иваноской обл. впадает в Волгу. Длинна 132 км., в пределах области 30 км (32).

Сплав можно начать из Нерехты. От вокзала до берега Солоницы порядка 2-3 км. налево от ж.д (если стоять лицом в сторону Костромы).
Сначала река сильно петляет. Постоянно видны колокольни церквей.
Потом река преодолевает разливы (весной говорят что можно заблудиться). Ближе к М.Солям появляется по берегам хвойный лес. Сплав можно закончить у шоссе Ярославль - Кострома в районе М.Солей. Отъезд на рейсовом автобусе.(вернуться)

р.Корожечна

Начинается в Тверской обл. на склонах Бежецких холмов , впадает в Волгу ниже Углича.
Длинна 140 км. (в пределах области - 45).
Основные притоки - левый - р.Кодка (Катка)
м27(1)(вернуться)

р.Юхоть

Начинается из болот рпилегающих к Богоявленскому оз. в Большесельском р-не, впадает в Волгу. Длинна 70 км.
Пройдя около 3 часов от Богоявлен. оз. р.Юхоть вливается в Карачуновское болото. После него - Чудиновское болото. В центре этого болотоа - возвышенность (Лыщики). После Чудиновского болота близ. д.Перепечино - левый приток Вожжа (дл.10 км.) После нее ширина 8-10 м. Берега низкие, заболоченные с кустарником, дно илистое.От д.Миглино до Б.Село река прорезает холмистую местность. Глубже, Быстрее.
Около д.Гармино - слева впадает Молокша (дл.36 км.)
Б.Село входило в состав Юхотской вотчины фельдмаршала Шереметьва Б.П., которую ему пожаловал Петр ! за победы в Северной войнею.
В устье притока Улеймы (У городища) - еи , сосны, хорошая стоянка. Далее посчтепенно - поля и ряд деревьев. Устье Юхоти - напротив Мышкина.
От Б.Села до Мышкина - 59 км.:
Б.Село - Н.Село(19) - устье Улеймы(городище (19)) - устье (Мышкин(21)

В Медведкове - ширина до 10 м., глубина 1 м, Узкие проходы, камыш, водоросли, За н.Селопм (ниже) мели по 100-150 м., Есть раки. В Б.Селе - плотина, обнос.(вернуться)

р.Черемуха (Черемха)

Начинается из Варегова в Борисоглебском р-не, впадает в Волгу в г.Рыбинске. 72 км.
от. д.Кузьминское до Рбынискк 63 км.
Кузьминское - Елохово(29) - Михайловское(19) - Рыбинск(15)(вернуться)

р.Ить

Начинается в Даниловском р-не. Впадает в Волгу длинна 68 км.(вернуться)

р.Обнора

Течет в неширокой долине через смешанные леса. Рельеф равнинный. Начинается в Вологодской обл. впадает справа в р.Кострому. 127 км. (в обл - 90 км.)
Исток в северных отрогах Даниловской возвышенности. Ширина до 60 м., падение 20 см./км.
Левый приток - Нурма и Великуша (в верховьях). Сплав весной от Ростилово на Нурме (13 км.) Летом - мелко и заросли тростника.
От р.Великуши - лес, кусты, деревни вдали от берегов. В пределах Ярославской обл.ж заросли тростников изчезают, глубина увеличивается , глухих мест нет. Проводка моста в с. Слободка, обнос плотины в с.Воскресенское. Леса кончаются за притоком Руша. От п.Сандогора - автобусы, катера.
Устье Нурмы - Аркатьево(30) - Воскресенк(11) - Любим(37) - Шарна(ж/д) - р.Руша(13) - устье(12)
Любим - Устье 34 км. по [15]

По отч. № 34(78 г.). Рейсовым автоб. Ярославль Вологда до с.Завялье Метрах в 300 - исток Обноры. Воды мало. Можно пройти до с.Юношеское на Нурме и плыть по более полной воде (10-12 м.) Кустарник, ели , березы. За р.Ночечково на лев. Бер. впадает р.Великуша.
Селищево-КОзловоШепено(низкий трос) - Аркаово(сваи, заколы) - Уварово- Плещагово (нач. Яросал. обл.) - песч. косы - р.Куза(5 км.) - Рождество12 км.) Любим 10 км. - д.Шарна (оарна 8-10 м) - патформа 399 км. - авто и ж\д мост(вернуться)

р. Соть

Начинается у с.Красное Любимского р-на . впадает в Костромское водохрю. 170 км..
Стекаетс со склонрв Даниловской возвышенности.
Осн. притоки - прав. - Лунка и Конча.
От п.Коза (мост) и Левинского - сплав весной.
Коза - Левинское (29) - Ильинское(12) - ж/д мост(14) - устье Лунки(8) - Титово(21) - устье (28)

До устья Лунки - перекаты и пороги. Ниже - еловый лес. Ширина 10-15 м.
У Максимово и Титово - обнос плотины. Пороги у Лютнево и Чернягино. У д.Мыс - мост. За 6-7 км. до устья берега для стоянок не удобны.(вернуться)

р.Согожа

Начинается в Вологодской обл. Впадает в Рыбинское водохр. Падение 20 см. /км.
Длинна 125 км, (в области 90 км.). Ширина до Клина до 60 м, в низовья 80., довольно глубокая.
После впадения в нее р.Ухтомв - судоходна (от пристани Клин. У Клина глубина 6 м., ширина 80 м.,
Левые притоки : Сегожя, Госа, Ухтома, Патра, Сога; правые : Тулша, Шельга, Репа.
От устья Ухтомы до П.Володаркса - 39 км.
Возле д.КЛадово - запань, обнос.
[15]
Течет по облесенной долине Шекснинской низменности. Раньше была левым притоком Шексны. Берега покрыты лесом. Много мест для бивуаков Ниже Клина более удобен правый берег. Объекты: старинные сленеия, славящиеся изхготовлением художеств. кружев и г.Пошщехонье володасрк (сплавной рейд, золотобойный промысел с XVIII в.)
Перевесье - Голодайка(31) - Устье (44).
В эти пункты попутной машиной из Вологы. В Голодайку - автоусом из П.Воласка.
От Перевестя река извилиста, лес отсупает. Пртив Далматово снова походит к воде. Ниже долматов в 3 км. - приток Легежа . В 3-х км. ниже р.Нось, сплава устье Ремпы. В 6 км. ниже Согожу персекает Вологда - Пошех. Володарск.
В 9 км. за Голодайокй - лев. приток Ухтома. Далее лев. берег населен , дорога от с.Бакланка в Пош.Володарск.(вернуться)

р.Ухра

Начинается с Даниловской возвыш. у с.Стояново Тутаевского р-на , впадает в Рыб. вдзрю Глубина в устье 2 м., ширина до Арефино около 60 м., длина 126 км., скорость небольшая падение 20 см./км.
На берегах преобладает лиственный лес.
В Вахтино - автобусом из Данилова (сойти у моста через Ухру в 2 км. от Вахтино. До моста от Данилова 15 км.)
Вахитно - Слободка(31) - Арефино(41) - Почеболка(27)
от Вахтино до устья - 82 км.[15]
В начале (мост на дороге от Данилова) - перекаты, пороги, завалы. Река узкая, бурная, извилмистая. У Труднеево - порожек, у Сыромятки - обнос старой плотины. У Рябино - остатки плотины. Течение до 6-7 км/ч. Ниже Городищи - полноводная река со слабым течением, но с порожками и перекатами. Ниже Козлово в высоких лесистых берегах. У Арефино (у старого моста) до 200 м.. До Шахтино ходят теплоходы от Пошехонья Ниже Чикова в 11 км. пристано Ланушка (ватобус)
Раньше впадала в Шексну.
От Вхотина до прав. пр. Уъхлонки - 28 км. В 12 км. ниже с,Спас - устье лев. пр. Вожерки, за Горечово - устье Ушлонки. Далее в 25 км. с Вартожово. Далее до устья 39 км. За Вартоново в 1 км. р.Саха слева. Лес, за ней в 18 км. - Арефино. Ниже в 9 км. - пристань Чишково. В 5 км. за устьем Патры - пристань Ратаевское Горка от нее 15 км. до Поc.Володасркого.

р.Сить.

Начинается с Сонковоской возышенности в Тверской обл., впадает в Рыбинское водохрю. Длинна 158 км. (в области 100 км.)
Притоки Болотец и Верекса.
д.Родионово - Правдино(27) - Красное(24) - Покровское на Сити(19) - Брейтово(23).
Лесистые берега. Река узкая, петляет. Летом мелеет и заростает доворослями.
Сплав лучше весной.
м.41(1)
На берегу Сити в 1238 г. бытва с татаро-монг. завоевателями.
(14) от Родионово до Правдино - низкие пешех. мостики (у д.Новинское и Правдино) Скорость около 4 км. в час.
В д.Правдино можно купить хлеб. За дер. ж/б мост Ниже 5-7 км. правый птижим. Далее в д.Стеанилово - место стоянки хана Батыя перед битвой 1237 года. Битва у д.Лопатино на левом берегу реки в 6-7 км. от Очанилова. На месте битвы - памятник.
Далее течение возхростает около 10 км. час. Шиверы с одиночными камнями. Этот участок до д.Гавирлово наиболее сложный. Далее до п.Брейтово - река спокойна. Лесосплав. Качера. У п.Брейтово после моста войти в залив на лев. берегу к речному возкалу.(вернуться)

р.Сутка

Начинается у с.Козьмодемьянсоке Некоузского р-на , впадает в Рыбинское водохр. Длина 84 км.(вернуться)

р.Нерль (Волжская).

Начинается из озю.Сомино, впадает в Волгу близ Скнятино. Длина 112 км (116) Береа в верховьях хаболочены. На участке от с.Копнино до д.Святово (8 км.), заросла кустарником, камышем, луговым хвощем. Глубина 1-2 м., есть омуты. По берегам - лес.
После д.Святово и Боняково ставовится полноводнее , глубже.
Ширина в верховьях 30-35 м., в ср. течении до 75 м, в зоне подпора Волги до 200 м.
Глубина 1,5 - 3 м, в устье до 4-х м..
Водосборная площ. - 3610 км".
Сплав лучше в мае-июне, летом мелеет и заростает.
(м 34(1))

Населенные пункты : Желчиково, Мериново (лев. б.) Ниже - разлушен. Копнинская ГЭС, сваи. Камышево, Святово (прав. б.) с мостом, Мясоедово (пеш мостик). У Андрианово (лев. б.) - ж/б мост.
У хороброво -0 слив у разруш. плотины.
От устья до Калязина 29 км. можно вверх по Волге до Скнятина на ж.Д. линии Углич - Москва.
От устья Сабли до устья Нерли - 39 км. Берега до Свечина (Копнино) болотистые , для стоянок неудобны.

Прим: [13] у Хутора бывш. плотина. Течение сильное , Лес. Высокий берег. За 3-4 км. до впадения р.Куборь река мелеет . На дне булыжник. После слияния станоситься глубокой. После Анрианоского моста - спокойна. Разруш плотина . Ночевка у Хмельников. В Поречье есть магазин, столовая

В с. Кештино красивые берега, сосновый лес. Ширина 50-60 м., лубина у берегов 2-3 м., Много водного граашрта. Черезх 1 час - ж,д мост (около 10 км) . За мостом =- разлив реки с падением р.Ветошки. Острова. Идти по правой стороне . Волгу узнать сложно.(вернуться)

р.Ухтома.

Впадает в Согожу ниже Юдино.
В р-не притока - р.Кашин - гутой хвойный лес. Длина 88 км.
Осн. приток - левй Шелекша.

с. Куковой, Никольское (41) - Увтье (16)

Узкая, быстрая, извилистая, лесистая. Есть отдельные камни. В верховьях берега низкие с кустарником.
м 45 (1)(вернуться)

р.Трубеж.

Вытекает из Берендеевских болот. Длинна 33 км. Впадает в Плещеево оз. в г.Переславле в устье 18-25 км., глубина до 2,5 м.
В верхнем течении - ручей.

м 34(1) Водосборная пл. 253 км.2(вернуться)

Плещеево оз.

Площадь 50 км.2 Длина с Ю-В на С-З 9,5 км., ширина 6,5 км.
Часть меловодна, в центре - 25 м (средняя глубина 11м).
Вытекает только р.Векса.
Притоки? Трубеж, Куротня, Никольский погост, Кумарь, Веськовка, поток Галев и Сиваныч.
Берега высокие (местами до 35-40 м)
Длина береговой линии 26, 49 км.

м.34(1)
Ночлег на зап. берегу близ Криушино или на вост в р-не п/лагеря у хутора Симож.

[2]
Вода прозрачная и читсая, водная растительность развита слоа. Впадает около 10 речек и ручьев, вытекает одна Векса.Водтися щука, налим, лещ, окунь и ряпушка (переславская селедка).
[5]
Рельеф воронкообразню Донные отложения - ил, ракушечник. Площ. водосбора 436 км2
Вода умеренно маягкая.. [13] Идти не ближе 100 м от правого берега (мелко). В центре стоячая волна (от ключей).

Вторым по площади является озеро Плещеево. Оно занимает центральную часть Переславского административного района. На юго-восточном берегу озера расположен город Переславль-За-лесский.
В плане озеро имеет овальную форму. Длина озера 9,75 км, наибольшая ширина 6,75 км. Площадь озера 5002 га, длина береговой линии 26,49 км.
Рельеф дна озера воронкообразный, наибольшая глубина достигает 25 метров. Состав донных отложений зависит от глубины. В глубоководных впадинах (18-25 м) лежит черный ил, на глубинах в 15-18 м ил принимает оливковую окраску; для глубины от 15 до 2 метров наиболее характерными являются ракушечники. Наконец, в самой мелководной прибрежной зоне дно песчаное.
Плещееве озеро - проточное. В него впадает несколько малых рек, из которых наиболее известной является р. Трубеж. Вытекает из озера всего одна речка - Векса, которая после восьмикилометрового пути впадает в озеро Сомино.
Вода в озере Плещееве достаточно чистая. Весной прозрачность ее достигает 8,75 метров, в конце же лета в результате развития фитопланктона (мелких зеленых водорослей) эта прозрачность падает до 1,1 метра.
Большую известность Плещееве озеро получило после того, как на нем по указу Петра Первого был построен первый Российский флот. Знаменито это озеро еще и прекрасной вкусной рыбой, из которой особенно примечательная ряпушка - "переславская сельдь".

(вернуться)

р.Векса (из Плещеево оз.)

Длина 9 км. Впадает в оз. Сомино. Течение быстрое. (до 4 км/ч) Ширина в истоке до 30 м., глубина 1,5 м (в начале 0,5 м.)
м34(1)
После Купанского - обнос плотины (перепад 1 м., За усольем берега заболочены и для стоянок неудобны.
[5]
Красивые берега. Русло извилистое. Ширина 20-30 м.
Усольско-Купанское торфопредпри - большой населен. пункт 3-х этажные дома.
В конце села - водосбросная плотниа. Ближе к оз. Сомино растительность бледнее. Много поворотов.
За с.Копнино - два наплавных мосте. За Копнино черезх 4 часа - перекат с подв. камнем.
[13]
Вход в реку виден издали (домик) У домика - перекат. Крутые повороты, прижимы(вернуться)

оз.Сомино.

Длина 3 км., ширина 1,3 км. Левый берег заболочен, на правом - лес. Дно заилено.
Глубина не более 1 м.
м34(1)
Берега болотистые остановка возможна на правом брегу около середины озера. Из Сомино вытекает Нероль (Волжская)
[5] Жидкий ил. Вода магкая. Чистая. Мелкое. По берегам заросли камыша.(вернуться)

р.Сабля.

Правый притиок Нерли. Впадает близ Устья ил Мякишево.
ДЖлдина 78 км.
Сильное течение спалв в половодье.
м36 (1)
от Соменково до устья Сабли - 51 км. В Семенкове - плотина. Около Жданова - плотина и порог - устье р.Сольбы до устья Бабли - 24 км.

[78]
В семенкове - большой слив, вода прыгает по камням, перепад более 1 м.,
[13]
дно каменистое Места не очень привлекательные.(вернуться)

р.Сольба.

Левый приток Сабли.
Впадает в Нее в 24 км. от ее устья. Слильное течение Длина 54 км.
В мае интересна для слпава. Берега низкие с заливными лугами и старицами. Леса мало. от д.Колган до Запорья - 21 км., от Запорья до устья Сольбы - 18(вернуться)

р.Молокша

Левый приток Юхоти
Длинна 39 км. с Клеменьево.
Клеменьтеьево - Березино(13) - Высоково(11) - Н.Село(15)

м 39(1)
Сплав от Клементьева в половодье.

[13] В р-не Б.села глубокая, но грязная (устье)
Выше 800-1000 м. мелеет .Много камней. Течение 5-6 км/ч., Еще шли через 2-3 вверх для лодок становитсься слишком мелка. Но местность красиваяОстрова, Лес. Лев. берег высокий но длитерен, к тому же с Домашкина - воинская часть, запретная зона.(вернуться)

р. Улейма.

д.Улейма - Грибаново(29) - Савино (10) - Покровское(9) - Городище (10)

Всего 58 км.
Сплав от д.Улейма в половодье
м40(1)(вернуться)

р.Могза

Впадает в Устье ниже Макарово . Длина 87 км. В верховьях - живописная местрость, лес. В истоказ узкая , крутые берега, завалы.
От д.Порелки сплав в половодье. Погорелки - Клинцево(15) - Юркино(19) - Устье (24)
Ниже Погорелок река узкая, но глубокая. Глухой лес, сильное течение, берега крутые.
После Клицевского смоста течение 6-8 км/ч. Сваи.
В Звенячеве - обнос плотины, черезх 2 км. другой, в Покровском - третья.
От Борисоглебского до Погорелки - попутн. транспорт - 12 км. через Тарасово.
[13] В р-не Дамашкина - воинская часть, запретная зона.
Здесь на реке завалы почти черезх 50 м. Берег - болото, трава до плеч, комары, дно каменистое. Некот камни приходится разбрасывать, чтобы пройти. В Погорелках р узкая, но глубокая, Далее входит в лес. На поворотах - отмели. Жилья нет. Омуты. У малаховки плыть уже хорошо. Появляются мосты. Но есть еще и завалы. Под мостом возле Кринцева старые сваи, течение сильное. Приток Яксура. В Звеничеве - одна плотина. Обнос. Через 2 км. еще , у Покровского еще . Далее острова, узости, камыши . От Юркина сплав леса. Река петляет.(вернуться)

р. Лахость.

Правый приток р. Которосль. Начинается в Ивановской обл. Частично течет по границе. Длина 96 км.
Сильно петляет, имеет перекаты, остатки пеш. мостов и мельниц.
От Тюгаево сплав в пловодье, Тугаево - Стогинское(30) - Устье (48)
В Тюгаево реку пересекает шоссе Гаврило Ям - Иваново

В Стогинском реку пересекает шоссе Гаврилов Ям - Иваново, ходит рейсовый автобус от Гаврилов Яма.
В рулсе встречаются камни и коряги.
Есть низкие мосты. На ср. маршрута реку пересекает нефтепровод, торчат остатки арматуры. Перед устьем сильно петляет, нет хороших стоянок, берега безлесные.
За д.Кузовково впадает в Которосль.
Ширина 5-15 м.. глубина 1-4 м.(вернуться)

р.Кострома

Начинается на севере Костромской обл. восточнее г.Солигалич.
В верзховьях - узкая долина. В низовьях в широкой (лдо 20 м.) долине Костромской низины. Длина до гКострома - 354 км.
В межень ширина у с.Верховье - 8 м., у с. Печенка - 60 м., в устье у г.Костромы - 120. Скорость 3 км/ч у Солигалича. Глубина 0,5 - 2 до 2-3 м. В низовья берега безлесые. Новое устье р.Костромы - у с.Саметь.
Река судозходна до г.Буй. Течет на границе с костромской обл.
Солигалич - устье Вочи(11) - Верх. Березовец(23) - Калинино(10) - устье Егзани(13) - Печенга(23) - Никола Чудца (7) - Чалища(31) - устье Нелекшы ш шаги(25) - устье Вексы Галмячской (Буй)(13) - устье Тобзы(21) - устье Шачи(28) - устье Обноры (13) - устье Андобы(19) - водохранилище(32)
м 63(1)(вернуться)

Костромское водохранилище.

образовано в 1956 г. плотиной у Куниково. площ.ж 176 км2, ширина 16, длина с С-В на Ю-З 24 км., глубина 2-12 км.(вернуться)

р. Уча

Длина 83 км..
Впадает в Обнору справа у гор.Любим.
Пречистое - Шильпухово(18) - Любим(23)
м 70 (1)(вернуться)

р. Лунка

Длина 37 км.
Узкая, мелкая, порожистая.
. В ср. течении - перекаты, пороги, заколы. Живописна. От Слободы сплав весной.

Слобода - Покров(ж/д мост) (9 км) - Устье (5).

Перекаты, завалы - у с. Покров - обнос 2 плотин и 14 порогов
м74 (1)
Начинается на границе Данил. и Пречистинского р-нов.
отч. № 80(вернуться)

р. Касть

Начинается близ истоков р.Ить. Юго западнее Данилова.
Впадает в Ю-З часть Костромского водохр. Длина 99 км.
Старово - Середа (36) - Бухалово(29) - устье (11)
Сплав весной, Скорость , стоячие волны, слалом среди деревьев. У бол. озерки 0- обнос моста.(вернуться)

Рыбинское море.

Весной 1941 г. было закончено строительство дамб, плотины и шлюзов.
Наполнялось до 1947 г.
Длина около 100 км., ширина около 56 км.
Площадь 45690 км2
Переселено 663 населенных пункта (120 000 человек, город Молога)(вернуться)

р.Волга

Начинается у дер. Волгино с Валдайской возв. По области входит у с. Прилуки Углич. района. - 340 км., всего длинна 3690 км.
Ср.Ширина 500-650 м. [2]
В воде мало минеральн. вещ. и множество органич. из-за чего окраска желтая.
От Прилуки до Глебова течет с Ю-З на С, от Андронова до Туноношны с С-З на Ю-В, от Туношны до Костромы на С-В

Площадь водосбора 1380000 км 2
Расход 250 км3 в год
[13] В устье Нерли - разливы , острова, песчаные берега, сосны.
В Новокайово - дом отдыха.
На островах заказник МО.
В Кашине ж,д мост, Грязевой курорт. На Калязин лучше идти правой протокой (короче на 6 км.) Перед Калязиным затопленная церковь. Стоянка ниже в 10 км. - "Гранет ручей"..
Далее до Углича 60 км.. Обнос через дамбу между ТЭС и шлюзом (только засветло)
Мышкин. Устье р.Юхоть(вернуться)

р. Пахма

Впадает в Которосль
Верховьях узкая, сильно петляет, много завалов, лесистые берега, бобринные плотины.
Ниже русло расширятеся лес отходит, поля, с/х угодья, деревни, ширина русла до 30
При впадении в Которосль ширина русла 50-60 м.

Сплав осуществлялс от Афонино до Богослов весной.
Выше река очень узкая, ниже практически не представляет интереса, т.к. течет в безлесных берегах, препятствий нет, но при желании можно дойти до Ярославля.(вернуться)

р. Вондель

Впадает в Которосль(вернуться)

р.Сутка

Впадает с юга в Рыб. море(вернуться)

р.Ильд

От Нового Некоуза до Рыб. моря(вернуться)

р.Сога

Впадает в Рыб .море в Пош. Володарске(вернуться)

р.Туношна (Туношенка)

Приток Волги, впадает в Волгу в р-не п.Туношна.(вернуться)

р.Кисьма

Впадает в Туношну.(вернуться)

р.Печегда

Вытаекает из Вареговских болот
Сплав можно начинать выше Чебаково
от Чебаково до Волги(вернуться)

р.Колокша

Лев. приток Волги(вернуться)

р.Коровка

приток Черемухи(вернуться)

р.Себла

Впадает с юга в Рыб. море(вернуться)

р.Кештом

Впадает с востока в Рыб. море(вернуться)

р.Катка

Приток Корожечны(вернуться)

р.Верекса

Приток Соти(вернуться)

р.Урдома

Лев. приток Волги в р-не Тутаева(вернуться)

р.Шаха

Правый приток Нерли Крязьменской(вернуться)

р.Лама

Впадает в Рыб. море.(вернуться)

р.Пукша

Впадает в Волгу(вернуться)

р.Нерль (Клязьменская)

2-я часть (описание весеннее, отчет № 24 ЯКТ)
Со ст.Итларь 2,5 км автобусом до реки (к Ж\Д мосту). Ширина реки 5-8 м. По Бер. сел. В Пречистом - плотина со сливом 1 м От Пречистово до Лучков - подводные камни. В Лучках - плотина, обнос. Черех 12 км Ворончихинская ГЭС, сваи. След. плотина вблизи Мирславля. Обнос. Река спок, шщирокая.
Вблизи Стилцева - последний участко леса. Далее до Зренилова - ьещьоесная равинна. В Петровском плотина, обносю а Петровском ж/д мост. Станция. Лес появляется коло Зернилова. Идет км. 10 Вблизи Суздаля железобет. мост. Сваи старого моста. В Кидекше то же самое. За Переборовым до Барского и еще км. 3 лесной массив.
В Бураково - плотина . Обносю Далее река шире и глубже. Возле Перецкого - плотина. В Боголюбове мост. (вернуться)

р.Уча (Обнора)

от с.Пречитого до г.Любима (устье Учи) - 39 км.
Сплав по весне.
г.Любим - родина Л.Н. Трефолева, автора "Дубинушщки" и "Камаринской". Подъезд по ж,д линии Данилов - Грязевец. В окресностях с.Шельшухово леса нет.(вернуться)

р. Нора

Возможность сплава только весной. От п.Ченцы можно пройти только на каяках (много завалов) По берегам реки заросли кустарника. В райное пересечении трассы Рыбинск-Ярославль река уходит под шоссе в большой акведук (квадратную трубу?). Ширина порядка 2 м., на выходе небольшой слив. Далее до Норского воды станоситься больше, но периодически попадаются завалы. Перед выходом в Волгу был большой ледяной затор - донный лед, глубина составляла порядка 10-15 см. Далее сплав до Скобыкинского бора (или можно окончить сплав раньше).

п.Ченцы - шоссе (сады) 5 км. - устье (3-4 км.)
Сплав возможен только в пик паводка.(вернуться)

Список литературы

1. Бассейн Верхней Волги" Рыжжсовский , серия "По родным просторам" (М …)
2. Ярославлский край 1983 г. Учебное пособие для 4 кл.
3. "Лесами, полями, лугами, озерами мрем и реками к моей родной земле " И.Ковалев
4. Отчет ЯКТ № 121 и 147
5. Отчет !?! (Плещеево оз. Нерль - Кубрь)
6. Отчет № 189 (Соть)
7. Отчет № 24 (Итларь - Нерль - Клязьма)
8. Отчет № 81, 138 - (Устье - Которосль)
9. Отчет № 80 (Лунка, Соть, Ухра, Волга)
10. Отчет № 34 (Обнора)
11. Отчет № 104 (Трубеж - Нерль - Волга)
12. Отчет № 78 (оз.Плещеево - Нерль - Сольба - Сабля - С??? - Устье - Которосль)
13. Отчет № 55 (о.Плещеево - Нерль - Волга - Юхоть - Могза - волок Устье - Которосль )
14. пасп. № 25-85 (ЯКТ) , 24-85
15. "По рекам Заволжья" Коробков и др. серия "По родным просторам".
16. "География Ярославской обл." учебное пособие. В.Н.Баранов, Ю.А.Белоусов, А.А.Сорин