РЕКА ДОРОЖЕ ЗОЛОТА

дневник сплава по

рр. Балбанью-Кожим (Приполярный Урал)

25 июля – 5 августа 2005 г.

Команда:

Илюха (КБ «Снаряжение», Москва)

Ханума + Petrovich («Скаут 47», Москва)

Светка – (каяк «WaveSport  Diesel 65», Нижний)

Билли – (каяк «Prijon Kaituna», Рига)

Рома + Маша + девочка Настя + собака Ричи – (кат2 «Вольный Ветер», Москва)

Temlin + Катя – («Ватерфляй 3», Нижний)

И куча шмоток.

И  со всем этим мы попытались взлететь… J

1.  БАЛБАНЬЮ

25 июля

Поезд, наконец, прибыл в полседьмого утра. Вахтовку из Инты я заказала заранее, через директора нацпарка, которая оформила группе бесплатное посещение «Югыдва».  Сопровождал нас Юрий Киселев, зам. по северной части, рассказывал всякие истории, костерил золотодобытчиков, а я осторожно выспрашивала, как ловить верховую кумжу.  Процесс в точности совпадал с тем, что советовал Дырявник, но для этого надо было забираться выше озера.

Дорога до  Балбанты тошнотная, со Щугорской не сравнить.  Скорость  «Урала» 15-20 км в час. Ползли с остановкой  почти десять часов,  против шести планируемых, ибо долго выбирали, где сойти.  Известно, что все нормальные  люди идут с устья Пеленгичей. Но так как мы ненормальные, то ломанулись выше, несмотря на предупреждения бывалых туриков и нашего водилы. «Каждый отдыхает, как хочет!» - внушаю я недоверчивому соседу, пытаясь размазать по стеклу залетевшего овода. «Каждый сходит с ума по-своему!» - поправляет он.  Шофер у нас мудрый и терпеливый был; другой бы давно вывалил нас из кунга.

Весть путь я моталась, как в проруби, в  шине Шанца, опасаясь, что сглючит голову.  Такой битой дорогой пришлось ездить, пожалуй, только в Кабардино-Балкарии, уже на подступах к альплагерю. И там, и здесь лишь красота видов за окном поддерживала сознание J  Справа тянулся бесконечный Малды-Нырд

По пути то и дело попадались каменные  куропатки,  впереди во тьме сгустившихся туч грохотал гром и сверкали молнии, внушая робкий оптимизм в смысле воды…

С нами ехал отряд молчаливых горников, которые намеревались залезть на Народную, и далее, на Манарагу куда-то. В общем, замутить «пятерку» на месяцок.  Правда, в Санавоже их отговорили, вроде бы, от наполеоновских планов, так как с ними топали чайники.

Илюха тоже решил покорить самую высокую вершину Урала, для чего были взяты: флаг Весла.ру, две горелки с баллонами, бинокль, второй тент, карты гор, запасные рации и куча батареек.

…По разным литературным источникам, восхождение на Народную от озера Большое Балбанты занимает от 3 до 5 дней.  Столько ждать Илюху мы не могли, понятно, и он пообещал, что обернется за сутки.  Заявление показалось  мне сомнительным, однако Елена Игоревна с базы (зам по науке),  куда мы завернули оформиться, походя  заметила, что «мы с девченками как-то сбегали туда за один день».  Так что шанс есть!

Я бы на Народную не поперлась, честно… особенно в такую жару J Правда, люди,  побывавшие в самых верхушках Балбанью, бают, что там о-очень красиво.  И река в верховьях – это есть маленький ручеек на красном мху, среди суровых гор… Но лично мне было б ближе слазить, к примеру, на священную Шаман-гору рядом с рекой (г. Еркусей). По преданиям, ее нельзя фотографировать,  но я рискнула, предварительно извинившись, и пробормотав, что такую интересную гору просто нельзя не запечатлеть…

Доехав до вожделенного Балбанты, мы поняли, что оставаться там не хотим. Озеро чудесное, но в нем нет рыбы,   толпы горников,  поселок Желанный и кварцевые разработки явно портят вид. Но, самое главное,  сразу после озера – практически сухой каменный сад.  НезачОт!...

...Поехали обратно, переползли русло и вылезли у подножия Еркусей.  Воды там тоже не было почти, да и пьяная компания местных работяг, приехавших на вездеходе, не особо приглянулась.  Дрова отсутствуют, разве что... хмм... баня оленеводов, но она неприкосновенна. Все изнывали от жары, и хотелось на волю, однако мы мужественно  запихнулись обратно в салон.

Водила махнул стопочку для поднятия духа, вахтовка поползла ниже, и вскоре наш потный отряд остановился в паре сотен метров от Балбанью, рядом с ручьем, сбегавшим из  треугольного  снежника  на хребте Малды-Нырд.  Это следующий за Алькесвожем, на схеме он указан пунктиром. В смысле, то есть, то нет...

Идея сплавиться до основного русла по ручью посетила разгоряченный мозг Илюхи, и все его дружно поддержали. Все  прикольнее, чем тащиться с грузом по кустам и лесу. Заодно отметим первопроход!… J

Стоянка  (ст 1 стапель) оказалась лысовата , однако дрова после несложных поисков все равно нашлись (отсюда и далее никаких проблем с дровами на маршруте не было). Я смотрела на вываливаемые из мешков лодки,  и хмуро  размышляла, как же такая карусель из пяти разных видов судов вообще доедет до конца нашей сказки...

После тяжелой дороги, поев и поколдырив «за приезд»,  все упали в палатки,  дрыхнуть до упора…

26 июля

Но жизнь внесла в упор свои коррективы.

В три часа утра Артем и Катя ушли прогуляться на  снежник, засняв массу красоты: и ненароком разбудили Билли (вместе с остальным лагерем)...

В 5.40 меня разбудил Билли, и заявил, что мои часы, наверное, глючат,  ему сказали, пора готовить завтрак. Я потянулась сонной рукой к КПК – от тоже показывал жуткую рань,  обматерила напарника по дежурству и попыталась уснуть.

Обманутый  Билли все равно начал стучать топором и  варить кашу.  В результате ее пожирали уже в 7.30, а в восемь  над долиной повисла  жара...

Илюха, вчерась уклюкавшись, на восхождения был не способен...  J После завтрака принялись стапелиться.   В героический «Скаут» пришлось уложить всю раскладку каякеров и часть их шмоток – в результате у нас с Петровичем получилась офигенная баржа.  Шмотки таскать лениво, все время хочется в тень или в воду.

Вода в ручейке бодрящая,  так как вытекает прямо из льда, но в горный зной уже без разницы. Народ в неопрене постоянно ходит к ручейку,  полежать в струе…

Наконец, Артем с Катей уплыли, и  сказали, что будут ждать нас внизу, связь по рации каждый час.

Пока укладывались и увязывались, началась горная гроза.  Вокруг  грохотало и мелькало, в землю лупили капли величиной с хорошую вишню, а молнии были похожи на стволы деревьев.

Под струями дождя отвалили каякеры , и «семейный» кат.  Вода в ручье помутнела и явно стала прибывать, что меня изрядно порадовало. Петрович и Илюха продолжали копаться под ливнем,  увязывая груз, а я с подозрением прислушивалась к своей заднице, которая, как известно, датчик всяческих опасностей… Неожиданно грохот дождя прервал мой вопль: «АААА!!!! Лодки тащите! Шмотки на холм!!! Ойя, что деется!!!... мать…!!!»

Ручей вспучился буквально за несколько минут, образуя бешенные желтые валы,  неся мусор и коряги, и прямо на глазах размножился на четыре зверских рукава. Мы оказались отрезаны от группы.

Белая струйка, стекавшая со склона хребта, превратилась в грязный пенный вал, с водопадами и прочими прелестями. Я, как завороженная, наблюдала за катаклизмом на горе в бинокль, а потом принялась снимать на камеру. Через час снежник из треугольного превратился в покусанный мышами кусок сыра.  Ливень не прекращался, и вся аппаратура вмиг была замочена, но я продолжала снимать…

Мимо резво проплыло дерево, к которому совсем недавно была привязана байда Илюхи. Прикольно! Пришлось унести мелкие шмотки на холм, так как вода стала заливать берег.  Мужики старательно делают вид, что все это полная фигня. Они оттащили лодки повыше, и продолжали увязываться, а я побежала снимать лес, который прорезали многочисленныне струи разбушевавшейся стихии.  Из воды были слышны глухие удары валунов друг об друга – казалось, это продолжает  грохотать гром.  За ближайшим бульником образовалась  бочка, не внушившая мне радости…

Один сеанс связи с группой пришлось пропустить - я запретила включать рацию, пока бьют молнии. На следующем   была высказана мысль, что  мы останемся ночевать, так как вода очень высокая.  Но надежда дождаться ее спада угасла - мы ждали три часа, однако распоясавшийся ручей  продолжал не по-детски бурлить, подпитываясь размоченным ледником. Я с тоской смотрела на эту клоаку, а ребятам хотелось жареного петуха.  Петрович отечески пытается успокоить меня: «Ася, это всего-лишь кавказский плес!... Но если хочешь ругаться – ругайся!!!...»

Бойцы ушли разведать русло, вернулись и сказали, что страшно будет только первые сто метров, а за поворотом налево можно расслабиться, там уже, типа, выход в реку и прямая струя…

Мы решили идти первыми, чтобы, в случае чего, попытаться выловить Илюху.

…Валы залили нас по самые борта на первых же пятидесяти метрах. Лодка  весила, наверное, тонну, и управлять ею стало  тяжело.

После же поворота  Коля расслабился,  нас развернуло задом, и понесло хрен знает куда,  на затопленные стволы. Однако удалось выровниться. Я свирепо материлась всю дорогу и после каждого поворота орала:  «Коля, не расслабляйся…!!!»

Вместо обещанных 300 метров, «разведанных» мужиками, мы просвистели по канализации метров девятьсот, включая островной рукав Балбанью. И всю дорогу в мозгу стучалось: «...держать нос!» Зачалиться и подождать Илюху не получилось, несло как в трубе.

В чистую воду я вылетела с круглыми глазами, пересохшим горлом и с ощущением пустоты в желудке. В общем, начало  живенькое такое…   Желающим поиметь аналог следует дождаться грозы в долине... ;))

Нас уже ждали. Стоянки (ст 2) с воды не видно, народ вывесил два надувных мячика и суетился  под ивами  берегу.

Оказывается,  остальные  тоже испытали немало приятных минут, так как начало паводка успело задеть всю группу.  Ромка утопил любимую рыбацкую шапку, чуть не потерял весло, заклиненное в деревьях, а потом они минут двадцать искали Ричи, который покинул кат и предпочел сушу, почуяв опасность.  В одном месте Настю едва не снесло нависавшей веткой.  Хлебнули эмоций… да еще чай утопили, а ведь поход еще толком не начался!

Причалив и отлив , мы стали с тревогой ожидать нашего Маугли. Я уже знала, что он кильнется, и думала только о том, чтобы его  самонадеянная тушка благополучно доплыла до устья.  А ведь  паразит не  только не взял спаса, а еще и каску привязал к переднему очку. Кроме того, он ходит верхом на байдарке – ежу понятно, что его смыло  на первом  же валу…

…Через несколько минут из устья вылетела пустая байда, с разбитой каской на ней. Коля полез ее отлавливать. Мужики пошли искать Илью.  Однако вскоре он появился сам, с веслом, и сигареткой во рту, в бандане, весь мокрый, но целый.  Выслушав мою добрую тираду,  пошел сушиться к костру, где уже ждал обед.  Сегодня решили дальше не плыть, а устроили релакс в виде душевных водочных песнопений.

Потом долго думали, как назвать безымянный ручей… Уже в Москве я решила назвать его Сюрприз… J

27 июля

Почти всю ночь шел дождь, очень сильный; но, как ни странно, река поднялась немного. Однако уже вполне ходибельно для судов. Было хорошо видно, как в Балбанью сливаются две воды – желтая и  синяя. Стало быть, выше нас катаклизмов со снежниками не происходило.

Утром Илюха сжег разбитую каску. Похоже,  она все равно ему на голову не лезла… А вообще все хорошо. Мошки почти нет, овода тоже, есть комары, но это фигня.И дров хватает - полно плавуна, сухого тальника,  каких-то обгрызенных стволов…

...Денек выдался нелегким.

Сразу после стоянки - подряд три борзые шиверы с метровыми валами.

Непонятно, откуда, собсно, столько воды.  Несколько раз залило лодку, и я пожалела, что сделала ее без самоотлива. Такие  шиверы в Карелии зовут порогами и просматривают.  Мы же пролетали все без просмотра; я пыталась вести счет препятствиям, для лоции, но сбилась и плюнула на это дело. За шиверами начался камнеjопинг.

...А пейзаж вокруг роскошный – долину обрамляют хребет и горы, на восточном склоне разлеглись снежники, распадки зеленеют лиственницей, на небе – солнце,   вода, извиваясь, блестит  в камнях… и только мы... матерясь... вперемешку с порогами тащим лодки через мелкие разливы,   в общей сложности не менее 3 км.  Хорошо хоть вчера подлило!  Иначе тащили бы весь день, и «всухую».

Петрович мужественно тянет нашу баржу по струям между камнями, а я уныло шлепаю по берегу, или  прямо по воде. Камни в Балбанью крупные и скользкие, а струя ниже колен уже сбивает с ног...

Я постоянно черпаю в каску воду и надеваю на голову – иначе от жары мозги вянут. Как хорошо, что каска белая!...

Прошли только четыре часа, но все умотались в дупель, кроме каякеров. Хотя и им пришлось повозиться в мелководье...

Встали на красивом  плато справа (ст 3),  заросшем уж почти спелой голубикой.  У моей палатки растет крепенький подберезовик, навевая мысли о жарёхе с луком…. Комаров здесь  нет,  только крупная мошка; но гардекс зкстрим, как известно, рулит.

Поймали первого хариуса и упекли на ветке. Почин есть!

...Илюха обнаружил у себя дыры, надувное протащилось  без эксцессов.

Сидя  у затухающего костра, я бодро стучу грязным пальцем  по миниклаве – пишу, типа, этот дневник…  Народ неспешно трындит - былое и думы. Команда, наполовину набранная по Интернету в авральном порядке, похоже, удалась - все анархисты и раздолбаи... ))

28 июля

Ночью были заморозки, на плато лежал иней. С 7 утра снова жара. Все голяком, шоколад спасаем в воде. Она упала еще сантиметров на десять, посему  надо скорей валить к ручью, до устья которого осталось шесть километров.

Шли всего три часа. Шивер и порожков без счета.  Все идем по-прежнему без просмотра и остановок. Появились скалы. Кабы  воды поболе, то прижимы можно было назвать очень даже веселыми…  Порожки стали сильнее, валы – больше. Икстрим!!!  Машку на катамаране один раз накрыло с головой!  Мы несколько раз  сливали лодку, полную по уши. Я впереди постоянно мокрая сижу, и если прямые валы иногда удается проскочить, то косой обязательно всю замочит.  По недосмотру одна из раций полдня плавала в воде на дне лодки.

Плесов нет. Надо сказать, пока мы ни разу не гребли толком. Либо проводка, либо несешься  по струе и подруливаешь. Рукава приходится  угадывать сходу, и если уходишь в левый, к примеру,  то в правый уже не выгребешь.

Однако в русле по-прежнему встречаются разливы между островов,  где приходится идти проводкой, хотя уже куда легче и меньше, чем вчера.

Так прошли шесть км.  Пройденный участок оценили в «треху».  А что же тогда дальше?... Впрочем, вода низкая, так что прорвемся, думаю.

Встали метрах в двухстах перед устьем Пеленгичей, справа, на очередную полудневку, стоянка (ст 4)  напротив красивых белых скал.    …На стоянке навес, столик, масса бабочек и очень красивые виды. К сожалению, моховое плато за стоянкой полно разных ржавых изделий, оставленных то ли горе-старателями, то ли оленеводами, то ли  «стационарными» браконьерами. Видимо, бывший поселок. На металл, словно кожа земли, наползает мох, пытаясь поглотить деяния рук человеческих; но пройдет еще не одно десятилетие, прежде чем все это г… рассыпется в прах и  утонет в недрах Урала.

На плато нашли рога, кварц с хрусталем.

Неприятная новость – карта промокла через ламинат!!! Ну, блин, и ламинат… (Леня, ау.. J)

Я сожгла  руки, весь вечер ходила в  пантеноле.  У Коли проблемы с мышцами правой руки, не помогает даже массаж.

Пока суть да дело, Артем с Катькой напялили подводную амуницию и пошли нырять в яму у скалы. Говорят, как в аквариуме – все видно! Вода леденющая, но девочка Настя традиционно из нее не вылазит.

Рыжая сво такса слопала пачку масла, вываленную мною на просушку, и отгрызла увесистую часть копченой колбасы. По всей полянке разбросана фольга. Теперь дрыхнет, дергая во сне задней ногой… зверюге сегодня досталось: смыло с ката, прошла самосплавом  порог.

Зато Петрович всех порадовал – ушел к ручью, и к вечеру вернулся  со связкой  жирных хариусов. А говорят – в Балбанье рыбы нет! Ловить надо уметь…

29 июля

С утра жара несусветная. Глаза отекли, как после хорошей пьянки.

Шли меньше трех часов, прошли массу шивер и пару порожков со сливами; пока ничего особенного, в верховьях было круче. В каком-то пороге мы Петровичем умудрились боком засеть на два обливняка, между которыми била струя прямо в  скалу, с поворотом 90 градусов. Лодку накренило и стало захлестывать. Я заверещала, Коля выскочил прямо в слив и долго стаскивал нас, потом запрыгнул, и мы  еле увернулись от прижима. !С испугу просматривали пару островов, но потом я поняла, что ошиблась, смотреть надо дальше, за Санавожем. Хотя в хорошую воду пара порогов перед базой может стать недурной веселухой. Один из них обозначен на карте.

Разлив с островами, указанный на карте, наполовину провели, наполовину  промчались. Валы невысокие, но есть приличные места.

Все препятствия просвистели вразнобой, заснять "крутизну", увы, опять не удалось…

Испугавшись, что «долбанья» кончится раньше намеченного срока, встали на правом высоком продуваемом берегу (ст 5), перед небольшим ручейком. Вид обалденный, хотя немного сзади на противоположном берегу виднеется домик Санавожа, картины это не портит.

Поймали хариуса,  в ручье сделали запруду и пустили туда жить. С рыбой негусто, если не считать  тушек вчерашних.  Если еще не наловим – отпустим.

Начитавшись отчетов, я  стращаю всех завтрашним днем –  будут сплошные пороги,  крутые уральские яйца! Грозно диктую вслух с экрана дневник, где в одном из прижимов  завалило катамаран, народ потерял 4 весла, и т.п Все хихикают , я волнуюсь. Однако аппетит хороший…

Сразу за стоянкой в левом рукаве у острова  шуршит и плещется порожек, на который никто  не обратил внимания. Билли сбегал посмотреть и объявил, что все пороги, которые мы проходили до этого, отдыхают, а в Карелии ему бы дали имя.

Пошли «бояться». Порог действительно приличный, хоть и коротенький.  Бурный  поток с сильным падением, несколько ступеней, валы, бочки. Красивый, мечта каякера…

Пока я морщила извилины на предмет прохождения, прибежал взъерошенный Петрович и закричал, что на такой лодке он в порог не пойдет. Типа, Скаут идет в обход.

Ну и ладно, ну и славно,  значит, поснимаю с берега… J  Как мимнимум, одна лиственница завтра останется без удобрений JJJ… Все к лучшему -   нынче я пыталась искупаться, выдержала в воде ровно три секунды.  А если мы кильнемся (теперь уж точно!), то получится весьма неприятно, так как Х., традиционно,  без неопрена… и отнюдь не Маугли… J

30 июля

Сегодня первый раз варила кашу. Завтрак в восемь. Жара, небольшие облачка. Зато в лесу нашли смородину, а рыбу выпустили, наконец.

Проплывающего турья пока не видели.

Порог решили идти почти все, я выдала Машке свой спас и каску.

Кат и каяки прошли без вопросов, Илюха тоже, верхом на своем белом коне. Артем с Катькой завалились в первой бочаре, и пошли самосплавом. Ну, им не привыкать, нашим дайверам… Я лодку поймала в бочке и ругалась.  Вода в пороге белая, и, по выражению всех проплывших - "мягкая". Катальная. Через несколько сот метров,  за "Каталой", так же  слева,  прижим к скале с зубом. Требует просмотра. Но пока я туда добралась пешком, увешанная аппаратурой, Илюха уже успел кильнуться и выплыть, и заснять этот чудесный миг я не успела.

Дальше пошли сплошные пороги. Снова пыталась считать, однако быстро надоело. Практически за каждым поворотом реки – какая-нибудь  зловредина бурчащая! Появились длинные прижимы к скалам.   Мы с Колей три раза выливали лодку.  Некоторые проходы  я-таки сняла.  Креста, описанного в отчете 1999 года, мы не увидели нигде, хотя внимательно осматривали верхушки и окрестности.

Шли пять часов без перерыва, умудокались в лапоть, даже я подустала, хотя на разведки почти не вылезала - лень. Участок сложный.  Отчеты не наврали, уральская треха, даже в нашу невысокую водичку.   Отродясь столько препятствий не проходила за день! Но положить там кат и потерять несколько весел могли, на мой взгляд, только полные дятлы. Прижим с «карманами» проходится нормально, хотя, не исключаю, что там бывает и побольше воды. Струя при этом мощнее, но и маневр шире! Все линии движения хорошо просматриваются.

…Почти у самого устья нашли рюкзак «Salewa», полузанесенный песком, с  небольшим количеством вещичек. Утерявшие – пишите!

Наконец, после бурного дня,  мы встали в устье реки (ст 6),   слева, сразу за впадением в Кожим.

Красотища неописуемая. На другом берегу, в отвалах, розовеет палатка геологов, над горой дымка, предвещающая дождь, Балбанью сердито бурчит, вливаясь в старшего брата, а над нами  нависла угрюмая скала…

Приболел Ромик, перекупался. Дали таблетку - лука, чеснока и стопку спирта...

Палатку я поставила  у самого порога, на бугре, буду спать под белый шум.

«Беркут» неожиданно ловит чьи-то громкие переговоры. Настораживают названия улиц: «Морская», «Правый берег»… Интересно, откуда волна? Чудеса ионосферы!

Петрович наловил кучу хариусов; некрупных засолили, крупных жарим.

А мелких (до 20 см) отпускаем сразу, такой у нас вышел по лагерю указ…

...В палатке я лежала и вспомнила, как в мае определялась с маршрутом. Приполярных версий было несколько, а  увлечение радиоантеннами плавно отпочковалось в оккультное лозоходство.  Раскрутив рамку, сосредоточившись  и зажмурившись, я шагнула к карте СССР на стене и спросила Пустоту: "Куда я поеду?"  Открыв глаза,  обнаружила, что кончик проволоки указывает прямо... на бассейн Кожима. "Ну-ка, дай-ка я!" - просит мама и проделывает ту же операцию. Рамка отклоняется за пределы карты, на запад. "Куда это ты собралась?" - с подозрением спрашиваю я. "Да так... в Европу..." - бормочет она и с ужасом  смотрит на рамку.

Итак, добро было получено сюда! И вот я здесь, лежу над самым порогом, свободная, как птица, попахивая дымом и  чесноком...  Красота!

Вместо шума всю ночь из-под земли шел тяжкий зловещий гул, словно гномы катали туда-сюда подземную дрезину, наполненную золотом. Перетаскивать палатку лень. "Я лечу на космолете, я лечу на космолете... х... знает куда..." - долго уговариваю я себя, и под утро, наконец, засыпаю.

2. КОЖИМ

31 июля

С утра обложной дождь, похолодало. Ура, началось! Я по-прежнему мечтаю о грибах и на каждую тучу смотрю с робкой надеждой.

Ромка уже здоров, мудрое было лекарство.

Впереди клокочет «жуткий порог Манюку».  Вроде бы Манюку должен быть по карте дальше, с километр, а тут метров четыреста, от силы, с устья. «Это порог Манды» - настаивает Ромик. Его так зовут месттные. И по словам местных, на нем немало народу полегло.  Что за Манды?  Да, там две скалы… но это не повод…

Недолго спорили, решили:  кто хочет - идет, остальные обносят.

Один из биологов не поленился,  пошел смотреть наш проход.  Проход  удался, надо сказать, несмотря на холод и лупивший дождь. Илюха в болотных сапогах, верхом на белом каркаснике выглядел просто фантастически, но почему-то не убрался, и был заснят на видео героем. ...Вообще, глядя на Илюху, в ум невольно приходят философские мысли: "У мужика должен быть конь, алюминиевый меч и бутылка... Ну, и дальняя дорога..."   Соль порога - в прижиме: резкий поворот струи, бьющей в выступающую скалу.  К сожалению, фото с неудачным ракурсом, снимать надо было со скалы левого берега.

Не менее интересно выглядел обнос: «надувастики» провели  через запасную правую канализацию.

Шли семь часов, с перекусом и сушкой задниц на красивой оборудованной стоянке слева (ст 500).

Участок – сплошные пороги в виде шивер, иногда с хорошими валами, прижимами, и череда их нескончаемая; идем без просмотров. Два раза выливались. Очень красиво – самый, на мой взляд, шикарный участок маршрута, когда препятствия не представляют особой угрозы, а места вокруг захватывают дух.  Щугор, надо сказать, поблек… кругом скалы красноватые, черные, серые, с желтыми прожилками, полно здоровенных обливняков, шумят шиверы,  лиственничные сопки покрыты туманом…   Много чирка, есть утка, и все с утятами. Утята ныряют, но под водой долго продержаться не могут и выныривают у самой лодки с безнадегой в глазах…

Плесов практически нет, текуха знатная,  все суда шли в ветерком. Появилось полно интересных галечников; на одном нашла чудесную «мясную» яшму!

…Да-да, помню... Я и про ЭТО должна написать.

Хотя старалась не смотреть на бесконечные  отвалы серого песка по берегам, оставленные золотодобытчиками. Даже не снимала от огорчения, хотя морально была готова, конечно. И даже к худшему... Впрочем, снимать нечего: красоты у отвалов никакой, но и вопиющего уродства не заметила.  Кроме торчащих ржавых труб и зубчатых  колес иногда. Вывозить это дерьмище дорого, и еще не один год. Кое-где отсыпки разравняли,  они начали потихоньку зарастать… Но пройдет лет еще 10-15, прежде чем они превратятся в зеленые моховые холмы, поросшие березкой и хвойными. Дай Бог, чтобы сюда не вернулись разработчики-мародеры… Вода дороже золота!

И  вода эта уходит.  Печальную тенденцию видно еще с поезда, по крупным северным рекам.  Двина, Вычегда, Ижма, Печора - одни песочные залысины… Воду надо беречь, как зеницу ока, она перетекает неизвестно никуда…  Может, в Африку :) Что-то происходит с природой…  Что-то сдвинулось против часовой стрелки. Или мне, по обычаю,  мерещится?...

В общем, надеюсь,  дирекция парка и ЮНЕСКО не допустят старателей обратно. Достаточно того, что на Балбанты по-прежнему роют кварц, причем хозяин «раскопок», по слухам, москвич.

…К вечеру, замерзшие и уставшие, мы встали немного ниже устья Лимбекою (ст 7) на правом высоком берегу.  Там остатки какого-то сруба и  сопка  сплошного сухостоя. Классное место,  только шмотки тащить высоко.

К ужину на долину лег туман… палатка мокрая, на улице дубак. Но все равно – хорошо!

Так душевно постояли на верхотуре! Илюха даже надел белый свитер, по случаю воскресенья.  Говорили-говорили, обо всем, как водится...

А я  рассеянно думала, отчего же засох весь лес на сопке?...

1 августа

С утра солнце, ветерок, красота... Боюсь как бы опять нас не поджарило, а должны мы пропилить  25-30 км. Хватит, покатались, теперь пора грябать!

Каски и спасы можно снимать сразу после переправы, однако  в них уютнее.

После Лимбекою препятствий нет, кроме шивер и быстротоков, которые сильно помогают в процессе грябли. Вообще, в Кожиме текуха куда сильнее Щугорской, можно плыть на любых судах без напряга. Иногда встречаются мели и перекаты. ЧуднЫе скалы по-прежнему вздымаются со всех сторон, увеличились плесы и таинственные  ямы.  Так и мерещится семга в  мрачных глубинах… ;)

Зацепила по дороге здоровенного хариуса и всю дорогу ехала довольная, как свинья из лужи.  Лучше хариус в руке, чем красна-рыба в реке!... Правда, Петрович отловил одну крошечную пестрятку, и тут же выпустил, понятно. Расти, дура, большая!...

Туристов нет по-прежнему, но видели местных рыбачков.

Дошли до скалы у Дедушкиной избы, что на левом берегу. Встали на галечнике напротив (ст 8), погода отличная, солнце, облачка… Нашла еще яшму, и тут же потеряла. Обидно.

Зато в группе праздник – добыт глухарь!...

...Матерый Глухарь купался в пороге и был сбит каяком Билли... нет! Стая Матерых Глухарей  накинулась на Хануму, с целью отобрать колбасу. Х. долго отбивалась розовым веслом,  пока не прихлопнула насмерть одну из птиц.

Тоже нет... извините... в общем, Ромик, замахиваясь на перекате спиннингом, зашиб блесной по башке Матерого Глухаря, который подкрадывался сзади...

...Но все было не так: Илюха, проплывая, заметил загорающего на галечнике Матерого Глухаря. Быстро вытащив винтовку с оптическим прицелом,  с первого выстрела он снял птицу. Разрывная пуля попутно ощипала и распоторшила тушку.

И опять врут!!!

Матерый Глухарь, вечером прокравшийся к стоянке в поисках жрачки, умер от  заспиртованной черники!!!

…Оставшийся план проскочили без напряга, даже кат. Отдых стал по-настоящему матрасным - вялая текушка, лепота, теплынь, рыбалка, ягодки, ленивость в членах… С грибами  плохо, но, по всей видимости, в этом году их нет нигде. Зато видели «сухую»  радугу!

Вечеряли,  наслаждаясь закатной природой… Кровопийцы особо не донимают... а на воде они отсутствуют как класс, что удивительно. Наверное, ушли от жары за Полярный круг...

...Илюха где-то под покровом волшебного леса щипет нашу неожиданную курицу…  Все в ожидании экзотических блюд из дичи. Решили сделать суп из потрохов, и шашлык из филе, благо уксус и лимон еще не кончились.

2 августа

Утром солнце и ветер. Погода супер, хотя несколько вмордувиндисто.

Идем примерно 20 км до устья  Дурной.   Препятствий  нет, греби себе и греби...

На галечниках кое-где лежит змеевик, есть  кварциты. Ямы у скал все глубже и все загадочнее, плесы все шире.

Закачались на елках белые чайки  - значит, рыба пошла! И правда, рыбалка в быстротоках стала вполне приличной. Главное – повертеть мозгами и найти нужное место. Ну, и блесну, конечно.

В лесу  появились мелкие  подберезовики, уже есть спелая черника, красная смородина. Погода ясная, тепло. Остановились по пути немного половить, я поймала пару здоровенных харьюсов, двух поменьше, еще два сорвалось и четыре отпустила.   Своих решила печь в  фольге, а то все солят да маринуют, да на прутиках жарят -  надоело…

J

Встали на дневку (ст 9) немного пониже устья Дурной, у скал на правом берегу. Там оборудованная стоянка, с навесом и столом,  подосранная местными,  но если почистить, то так ничего.  Вид со стоянки замечательный.

Съели суп из глухариных потрохов, запили спиртом. Мясо глухаря  плотное и красноватое…  Вкус странный, дикий.

…А я  первый раз запекала рыбов, и получилось отменно! Правда, очень скоро рецепт был улучшен Ромкой:

Итак: берется потрошеная тушка (500-1000 гр) с головой, моется, спинной плавник вырезается. Намазывается внутри и  снаружи каменной солью (немного!), в брюшко и спинку кладутся специи для жарки рыбы, и в спинку еще вставляется пол-кружка лимона.

Рыба полностью заворачивается в фольгу, и закапывается в слабые угли минут на 20-25.  Получается просто потрясающе…!!! Таких вкусных жирных хариусов я не ела никогда! J

…В  девять вечера прибежал Петрович с трясущимися руками, горящим взором, и сказал, что у него сорвалась кумжа. Мужики, как водится,  отметили происшествие спиртом, и долго жестикулировали на тему лососевых.

3 августа

С утра едим  соленую и маринованную рыбу.  Илюха готовит угли для шашлыка.

Народ лениво препирается, идти до Седью или дневать.

Только умяли, с рыжей аппетитной  корочкой, с лучком...  шашлык (мммм…!!!),  как подрулила моторка с рыбохотинспекцией.   Все чином, тоже с  «корочкой». Увидев спиннинги,  инспектор хмуро сказал, что всякая ловля в парке запрещена, и долго  мы по этому поводу язык чесали. Инспектор явно не любит туристов. «Туристов же почти нет, мы только местных рыбаков  видели!» - говорю, и  чайку настойчиво предлагаю, глядя, как Петрович незаметно закапывает ногой глухариные кости.  Но пришельцы  куда-то очень спешили, видно. Ну, погундели и убрались восвояси…  Мы облегченно вздохнули.

Через полчаса я решила  прогуляться  выше по течению, грибков пошукать, места посмотреть. Места классные, только без гардекса лучше не соваться – комары как истребители.  По дороге нашла подосиновик, сообщила  эту радостную новость в лагерь по рации. Примерно в километре от нашего навеса натолкнулась на отличную, лучше нашей, чистенькую стоянку на поляне! С воды направо ведет незаметная  тропинка, ни в жисть не заметить. Поставила точку на карте. (ст 900)

Решила осмотреть подход к воде – и… оппа! Инспектора, только что посетившие нас,  ставили сеть.  Поплавок и четкие действия двух седоков не оставляли сомнений в том, что присходит. Ну и ну, блин, ваще… Хоть бы подальше отъехали!

Зум у меня слабенький, а «светиться» не хотелось.

…Справедливости ради, замечу, что инспектора эти не имеют отношения  к охране парка.  Местные егеря знают  все их «сеточные» места, а что они могут сделать?

Инспектора  на казанке - фигня, куда круче Интинская мафия на катере с воздушной подушкой, по имени «Комиссар»,  профигачившая мимо нас в верховья и обратно: эти и рыбу ловят, и зверя в нацпарке бьют, и никто им не указ.

Надо сказать, что из-за дорог, проложенных старателями, браконьеры всех мастей валят на воду. За весь маршрут мы не встретили ни одной (!) группы водников, только местные рыбаки, браконьеры, биологи, да геологи. И это при том, что маршрут считается весьма посещаемым турстами… Но это даже хорошо. Чем меньше я вижу нашего брата туриста, тем полнее отдыхаю J

Подъезды к воде надо закрывать.  Правда, непонятно, как… все удаленные кордоны местные  сжигают на корню.

…Загрустив от увиденного, я отправилась по тропе обратно. Пройдя метров пятьдесят,  чуть не вляпалась в целую цепочку здоровенных черничных «плюх».  Точно помню - их не было!!!    Присев над одной из куч,  обнаружила в ней большое количество непереваренной брусники, которая еще только начала созревать.

Ну и втопила же я, когда сообразила, что это медвежья куча!... Но все-таки одна гордая мысль билась  в черепе: увидев меня, обросрался медведь, а не наоборот! Уффф…

В лагере  пообсуждали, не напакостить ли  славным защитникам природы.  Например,  вытащить всю рыбу, а Роме поручить выточить березовый хрен с глазами и засунуть с сеть.  Но Ромику лень стало: он только что закончил толкушку для  варенья (пока я гуляла, приличные  женщины набрали целую кадку черники и нашли грибов), и лопаточку для сковородки с вензелями на ручке!

Сварили суп с грибами. Напекли массу блинов, с вареньем и сгущенкой. Сегодня целый день жрем! Но на то она и дневка J

Капнул дождь и удалился. Мошки нет, комары одни тоскливо пищат, и время им – до заката...

…Снова моторка: на этот раз приехала охрана парка с черной лайкой, проверили разрешение. Егерь не стал нас журить ни за что, и, вообще, классный мужик оказался.

После блинов перешли на спирт, настоянный на чернике. Бутылка с фиолетовым ужасом в чреве таяла на глазах... Давили песни, сидели в дыму, кайфовали… Илюха с Билли выпили почти весь запас и устроили  маппет-шоу. Описать это трудно, надо видеть… (я рыдала, монтируя фильм).

Билли, смутно глядя перед собой:

- Как... как называется эта река?

Илюха, в раздумьях качая лохматой башкой:

- Алкожим...?

- Алкожим!!! - дружно чокаются колдыри и синхронно выпивают.

Шоу закончилось уже ночью, когда у Билли проснулась совесть, и он решил помыть каны и принести воды. Взял все три кана и навернулся с обрыва. Долго слышался звон и матерное сопение.  Но тут подоспел на помощь верный Илюха…  благополучно набрал каны... и грохнулся целиком в воду. Петрович: "...Было все не так!!! Он не навернулся! Он осыпался, а Илюха низвергся!!! И вообще! это было далеко не один раз!!!..." ...Тут версия Петровича,  свидетеля великих ночных событий: коhttp://veslo.ru/2001/othet/b_kojim/koni.html

...А вообще, говорят, что голубика  еще круче в спирту, настоящий праздник  глюков! Эх, не попробовали...

4 августа

Всю ночь шел дождь. С утра хмарь, морось, изо рта идет пар, погода мерзкая… Хорошо, что дневку устроили вчера. Выдвигаемся до Седью, там у Ромы мечта зацепить семгу…

Сегодня у нашего Маугли  амнезия и головная боль. Он сурово молчит и  сушит шмотки у костра.

…От Дурной до кордона и ниже - очень красивые скалы, русло меандрирует в утесах, поросших  еловым и березовым лесом. Кое-где появилась редкая сосна… Река стала широкой, плесы увеличились, но течение есть по-прежнему есть, быстрины чередуются с мелкими шиверками и перекатами, почти повсеместно ловится хариус.

Петрович пересел в каяк, а на его место взгромоздился Билли, и сразу же почувствовал разницу... :)

Отпахали 24 км без перекуса.  Температура на воде – около восьми градусов.  Дождь, вмордувинд. Холодно так, что задубели ноги в «камарах», и руки скрючились. Спасаемся только непрерывной греблей. Где-то на середине пути миновали по правому берегу стоянку с навесом и щитом, но зафиксить не успела,  было не до хорошего.

Проплыли кордон, которого с воды не видно, угадался по моторке егеря, а затем и сам он со своей зверюгой вышел.

Хотели шпарить  до Седью, однако там негде оказалось встать - мелкий разлив с кустами, и авангард  втопил ниже устья, километра на четыре. На левом берегу, напротив красных скал есть небольшая стоянка (ст 10) с со столом и навесом.  Стоянка давно не посещалась, все заросло, поэтому палатки поставили на берегу. Березы вокруг все с содранной корой (это местные – убила бы!), под столом две пары рваных кроссовок. Каякеры, приплывшие последними, нарычали на нас за внеплановый бросок, но что сделано, того не воротишь.  Прощай, краснорыба!... А была ли ты?...  J

Причалив,  мужики, в которых еще теплилась жизнь,  полчаса валили двадцатиметровую сушину. К великому моему удивлению, завалили ее в нужную сторону, даже юбка не помялась… J Хватит на несколько групп.

Тут же развели костер и принялись греться и сушиться. До моста осталось 12 км.

На стоянке интересный галечник, в отличие от щугорского лиловый цвет преобладает над зеленым.   Набрала кучу камней… и все их забыла, когда утром снимались. Блин!...

Зато прямо рядом с навесом густо зреет  смородина –  накидала горсть ягод в остатки горючего, припрятанные вчера  от наших "фиолетовых" близнецов…

Петрович сел в каяк и, не отходя от кассы, наловил до фига рыбы; тушки частью печем по последнему рецепту,  частью  жарим на прутьях. Готовится и праздничный торт - из всего, что осталось: сухари, сахар, сгущенка, сухое молоко, сушеные ананасы, шоколад, курага… Готовый торт сначала подогрели у костра, затем положили в воду, охлаждаться.

А тут и дождь кончился, и жизнь наладилась.

Так что решили еще колдырнуть.

…А в торт  плюхнули для пропитки столько спирта, что  легла я спать косая.

5 августа, последний

С утра солнце, облачка и ветер. Что удивительно, с спину.  Погода такая, что успела высушить палатку. С криком пасутся  чайки на многочисленных кишках.

Два часа гребли  - и мы у моста!

Чудная погода для антистапеля.

Встали сразу за мостом на правому берегу (ст 11, антистапель).

Зачалиться  до  моста тоже можно, если приспичит, берега нормальные. Для тех, кто хочет заночевать у железки, лучше отплыть от поселка чуть дальше  и встать на острове с березами. Либо, не доплывая до моста, на левом берегу.  Но на левом берегу нет лесенки на полотно, а подъем крутой.

Сушимся, складываемся. Так  тепло, что я даже искупалась.

…В 16.30 мы, уже полностью собранные, стояли на мосту, около путевого домика, в ожидании «кукушки» (левый берег). Пришлось тащить шмотки через мост, но на другой стороне близко удобных мест нет, и  там тень, не просушиться толком. Поэтому наша полянка (50 м  за мостом направо) оказалась более-менее оптимальной.

Поезд опоздал, однако остановился и подобрал нас, и еще кучку местных. У «кукушки» два плацкартных вагона.  До Инты она идет минут 50, место стоит 75 рэ. Если поезд проходит мимо, есть шанс сбегать на Кожим-рудник, и слезно попросить остановиться на мосту восьмичасовой поезд. Еще бывают «окна» - это когда «кукушка» совсем не ходит. Но предсказать окно не может никто…

Поезда с Инты на Москву уходят в 23.20 и в 0.40, прибывают около 12 и 16, соответственно, в столицу.  Места обычно есть. Каяки можно сдать тут же, в багажное отделение....

На вокзале узнали  у турья, идущего с Харбея, что с Полярного можно без вопросов заброситься на Лонгот, несмотря на зловещие слухи о  кончине поселка.

Вот так-то!...

итоги…

Поход удался! :))) Все живы и довольны, потерь нет.  Маршрут отдыхательный и, на мой взгляд, один самых красивых, где я была.  Хотя, не исключаю, что  забылось...  В меру экстрима, в меру матраса, братья-туристы где-то в параллельных мирах, видимо...   Отснят шикарный фильм. Группа без адмирала - это как раз, что надо.  Даешь анархию на отдыхе!

Брат Кожим – красавец.  Когда рубцы от золоткопателей  затянутся -  станет еще красивее.

Сестрица Балбанью – вообще песня. Местами игрива, местами jопа, как и положено женщине… J Надо подгадывать с водой, и быть готовым к проводкам.  Верхняя часть маршрута, на мой взгляд, не для Тайменей (тяжело тащить в низкую воду, и может заломать в высокую)  и Щук (сложит, имхо)  И даже, наверное,  не для КНБ... Илюха не в счет, это особый случай опытного отморозка…. J

Спортивная часть маршрута требует опыта сплава, хотя бы карельской "трешки", чтобы не сидеть на всех камнях. Неопрен желателен. Вода в связке быстрая, зеленая и холодная. Купаться никого сильно не тянет, но ополоснуться после ходового дня реально.

В общем, и покувыркались, и отдохнули, и рыбы наелись, и красот насмотрелись…  От Кожимской воды затянулась здоровенная язва на ноге с двадцатилетним (!) стажем. Медь, серебро…?  Ну, не золото же, в конце-концов... :) Из-за золота только умирают.

Маршрут проходится за две недели с 1-2 дневками, подъезд  в воду,  выезд  с воды.  Поклонники смешанного отдыха оставляют лодки в Санавоже,  а сами едут до озера, чтобы совершить пешие восхождения, после чего  ловят попутную вахтовку обратно, и продолжают поход сплавом, сразу со спортивной части.

Можно идти  на три недели – с горными радиалками, долгими стоянками, вдумчивой рыбалочкой…  найдется, чем заняться,  любителям искать камни, нырять, и шастать по окрестностям...  но помнить по медведей на Кожиме.

Пройденный нами  маршрут условно делится  на 4 части:

1.    Верховья р. Балбанью от ручья Сюрприз до устья ручья Пеленгичей. Проводка и пороги типа шивер. Требуется опыт сплава и физическая сила. Минимум 2 дня. Если воды совсем мало – 3 дня. Достаточно 1-2 дождей, чтобы картина поменялась радикально. Горы!... Весьма красивая, хотя рискованная часть реки в смысле воды; нам, считаю, повезло.

2.    р. Балбанью от Пеленгичей до р. Кожим. Спортивный сплав III категории. Есть опасные места. Идется 2 дня. Можно проплыть за один (8-10 часов), но тяжело, особенно после Санавожа: проходы, просмотры, подстраховка сплава, съемки и т.п.

3.    р. Кожим до переправы. Уральская «двойка» (кроме порога «Манюку»), сплав интересный, быстрый, красивый, и не   опасный. Тем, кто не увлекается гряблей, матрасом,  ловлей рыбы и грибоягодами, можно сойти на переправе и попытаться уехать в Инту случайной «попуткой», или заказать ее заранее. До переправы от устья можно втопить за 1 день, течение быстрое.

4.    Кожим от переправы до ж/д моста. Матрасная, но тоже достаточно красивая  часть. Не требует опыта сплава; отдых,  заложить минимум 3 дня.   За мост плыть уже бессмысленно: дальше разливы, низовья Косью и т.п. – не самый развлекательный сплав, учитывая, что Печора вся  в нефтепродуктах …L

Машина от Инты до озера стоит 8 тыр. Но так как обычно везут 2 группы (много горников), то на всю нашу роту вышло 4 тыра; копейки.

====================================================================

О  СНАРЯЖЕНИИ

На наших лодках  остановлюсь особо, так как три из них быля взяты в поход хозяевами впервые:

1. Каркасная байдарка "Снаряжение" (Илюха)

2. Надувная байдарка "Скаут-47" (Ханума)

3. Надувная байдарка Ватерфляй-3 (Temlin) - описание будет позже

Пара слов о прочих девайсах:

1.    Велосипедные кожаные (ладонь) перчатки без пальцев. Супер! Жалею, что никогда не брала их раньше. Век живи, век учись… Руки словно никуда и не ездили %)  Голые пальцы позволяют пользовать аппаратуру, не снимая перчаток.

2.     Рации.  «Беркут 803А» с экономайзером потребления тока.  К сожалению, на дальность испытать не удалось – радиалок не было. Вокс не трогали. Вблизи, понятно, все работает. Новый  "суперфлекс" рулит.  Один Б. утоплен на полдня в воду; частично умер.  Будет сдан производителю для исследования.

3.    КПК Sony Clie UX50 + GPS BT-48 в презервативе.  Блютузная навигация не подкачала! Все находилось и показывалось превосходно. Зафиксированы точки стоянок. КПК так же играл  роль справочника (закачанные отчеты и т.п.), и  записной книжки – на нем набивался текст дневника.  4 подзарядки от двух «АА». Подзарядное устройство работало отлично.  За ночь – 100% зарядка аккумулятора.  Вообще, в блокноте писать привычнее, но зато: приехал – слил в комп – и текст готов! Прикольно.  Однако много жрет энергии, увы. Подумывала о солнечной батарее, т.к. погода была  самое то.

4.    Цифровик и КПК ехали в маленьком кофре от ФМК.  Кофр всегда на мне. Кофр отличный! Но. Рубчик внутреннего мешка (гермы) после несколький десятков закруток. стал вытираться. Вывод: неудачный вид каррингтона выбран для  гермы. Менять.

5.    Старая боевая видео-Сонька и цифуха Minolta Dimage G400 вынесли тяжкое бремя повышенной влажности. Неоднократно высушивались со всем отрытым, что можно открыть…   Японцы рулят!

6. Новинка - силиконовый тент (брал Илюха в ФМК). Классная вещь!  Легкий, тонкий, прочный, висел над костром без проблем. Устойчивый к искрам, на разрыв, на воду. Суперский, можно в рулез пихать однозначно.  Чего не хвататет - карманчиков по краям для складывания веревки (как это сделано у "Октопуса")

Карты для навигации скачаны с Весла, всего 5 километровок:

Q40 83,84              Q41 73,74

Q40 97,98(95,96)   Q41  85,86

Q41 97,98

Кстати, на базе Санавож можно купить туристическую карту-схему нацпарка. Там же инопланетные граждане могут поставить заветный штампик о пребывании..))

Привязанные "километровки" маршрута  (OZi) и точки стоянок wpt (архив 10 мег)

Весь мой фоторяд http://veslo.ru/2001/othet/b_kojim/foto2/index.html

Полезные ссылки:

Погода на Кожиме http://www.uralweb.ru/regweather/index.php?city_id=82

Расценки присутствия в Нацпарке http://uralkomi.narod.ru/np.html

Наиболее вменяемый (имхо) отчет http://www.veslo.ru/other3/Kogim-99.htm

Полезная инфа по маршруту http://uralkomi.narod.ru/kozim.html