Реклама: шейные платки оптом


В поисках светлой воды

  Щугор'2004

 

Фото и видео
Цифровые
пленочные 1 
пленочные 2
Ролики (от 6 до 16 мег, 640x480 AVI):
Дневной улов
Одна из ступеней Большого Порога
Рыбалочка...
Водопад на Верхних Воротах 
С вершины Тельпос-Иза
Верховья и биологический нонсенс - чайка на ёлке :)

Архив готовых карт для КПК PalmOs

 

…Идея съездить на Урал зрела давно, но найти удобную матрасную речку оказалось не так-то просто.

Во-первых,  требовалась заброска колесами в воду, да и выброска тоже. Во-вторых,  желателен был минимум населенки, отсутствие зон, да и туристов, по возможности. В-третьих,  большая часть группы захотела не слишком холодной, но чистой воды, поэтому Приполярный-Полярный как-то незаметно отпали, а Средний и Южный даже не рассматривался  - не секрет, что на многих «всесоюзных  маршрутах» воду из рек пить уже нельзя,  а количество заразных клещей  превысило все разумные пределы. В результате из толстой папки  Уральских претендентов остался только Щугор…

Неясности с заброской  при должном подходе прояснились, а опыт выброски, полагаю, будет полезен многим, чем более, что за несколько лет (с последнего отчета) ситуация поменялась.

 

 

Парк

 

  В этом году Национальный Природный парк «Югыд Ва» отметил круглую дату – 10 лет со дня основания!  Это – много, учитывая, в сколь непростое время  приходится  защищать от посягательств заповедные места  в нашей стране.

 

Территория парка лежит на западных склонах Северного и Приполярного Урала, и части Припечорской низменности. Вместе с примыкающим к нему на юге Печоро-Илычским заповедником  парк включен в Список Всемирного Природного наследия ЮНЕСКО. На территории "Югыд Ва" запрещена любая хозяйственная и промышленная деятельность. Природа национального парка  уникальна – это единственный уголок Европы, где она сохранилась практически в не нарушенном состоянии. На сегодняшний день парк представляет собою  самый большой участок девственной северной тайги в России и Европе, в нем обитают более тридцати видов млекопитающих и сто двадцать видов птиц.  Среди непривычных для москвича – бурундук, песец, северный олень, россомаха. Здесь сосредоточены места произрастания чрезвычайно редких видов растений, многие из них занесены в Международную и Российскую Красные Книги. Геологическая история оставила  многочисленные памятники природы, которых в пределах парка более полустони.

По густоте речной сети территория не имеет равных в мире. Основная рыба водоемов – хариус.  В чистейшие реки заходит нереститься семга…. Парк является одним из  крупнейших природных резерватов мира, занимающий без малого два миллиона гектаров.   И охраняет все это  полсотни егерей за зарплату, которую и писать-то стыдно. Государству невыгодно охранять парки,  ему проще продать леса и воды в частные руки.  Спонсорства от города газовщиков Вуктыла, видимо, тоже ожидать не приходится – новых разработок газа на территории уже давно не ведется, доятся старые скважины.  Небольшой денежный приток на территорию возможен только за счет туризма – то-есть, нас с вами, уважаемые водники.

 

Желающих запустить свои  когти  в природные комплексы Печорского Урала хватает – леспромышленники, золотодобытчики, освоители «недр», да и просто браконьеры. В 2002 году глава Коми Топоров пытался перенести границы национального парка, чтобы начать добычу золота и кварцитопесчаников, нарушив тем самым экосистему парка в чувствительных горных районах. Насколько я понимаю, номер не прошел.

По рассказам егерей, где-то на притоках до сих пор гниют драги, завезенные предприимчивыми коммерсантами… 

Неизвестно, чем бы закончилась борьба  за столь богатую территорию, если бы не активная позиция дирекции  нацпарка (директор – Татьяна Фомичева) и  патронаж ЮНЕСКО.  Правда, борьба эта все продолжается… Разговор с Татьяной Савватеевной о нуждах и проблемах парка был мне близок и понятен - я сама выросла в национальном парке, директором которого был мой отец.

 

В 90-ые годы в парке функционировало несколько турбаз круглогодичного действия и имелась своя туристическая служба с персоналом, предполагалось бурное развите экологического и геологического туризма, совмещенного со сплавом по рекам Кожим, Б.Сыня,  Подчерье, Щугор, Вангыр, Косью и прочим. В начале столетия из-за отсутствия средств многие начинания  в этой области заглохли, приток туристов значительно сократился. К примеру, на Щугоре мы не видели ни одной действующей турбазы  (что, в общем-то, нас только порадовало: чем меньше будет турбаз и лагерей по берегам Уральских рек, тем привлекательнее они для «диких» туристов. Это  аксиома! J)

Зато в последние годы, похоже,  возрос научный интерес к парку – зоологические отряды,  изыскательские экспедиции ученых Коми и России вновь обратили свои взоры к «Югыд Ва». Состав флоры и фауны  парка еще не достаточно изучен, а что говорить тогда о его недрах!…

 

Сохранить столь уникальный природный комплекс –  прямая обязанность государства. А что требуется от нас? Ну… хотя бы не гадить.

 

 

 

Река

 

Щугор – матрасная река, за исключением довольно веселого трехкилометрового порога в верховьях. Зарождается она из родников  в самом сердце  Северного Урала, бодро течет между хребтов по долине на север, а затем уходит на запад, по Припечорской низменности и впадает в Печору.  Общее падение реки – более 330 метров, а длина маршрута от газопровода до устья – порядка 320 километров.

Протекает Щугор по территории  «Югыд Ва»,  что на языке коми означает «светлая вода».  На мой взгляд, именно Щугор  олицетворяет парк – более чистой и прозрачной воды на всем протяжении сплава я не видела никогда. Даже только ради этого можно совершить столь неблизкое путешествие!…  Воду в любое время можно пить с борта, разбавлять чай; под лодкой видны проплывющие красавцы-хариусы,  цветная галька на дне видна до мельчайших деталей,  а в солнечный день дно в ямах видны на глубине до восьми метров!  Дети практически постоянно находились в воде, несмотря на ее прохладу.  После похода у меня не было ни одной трещины на пальцах, как обычно бывало после Карелии… Честно говоря, воду я ожидала куда холоднее, и всем наказала взять болотники, однако река прекрасно идется в неопреновых тапках и даже в обычных кедах, а рыбу без проблем можно ловить с берега и с лодки.

На всем протяжении реки в нее сбегают сотни мелких ручейков и родничков,  девственно-чистых и холодных. Дно реки – всегда разнокалиберная галька. 

 

Характер у Щугора  стремительный, но не опасный – мелкие перекаты, быстрины и шиверы перемежаются вялыми глубокими разливами или стоячими ямами у скал. Однако даже в столь низкую воду, в которую мы традиционно угодили (на 40 см меньше обычной),  в среднем течении реки удавалось делать до 40 километров (местами река бежит со скоростью ~4 км/ч), а тридцатник шелся вообще без напряга.  Правда, в низах мы серьезно боролись в ветром, а в верховьях пришлось пару дней  покорячиться, волоча лодки через обмелевшие перекаты, что сильно сократило скорость передвижения (~15 км в день).  Но бечевание   там не особо напряжно: завалов на Щугоре нет, река петляет от галечника к галечнику, мелкие места  идутся вброд.  Река постоянно дробится на острова, заставляя читать воду и выбирать нужную протоку на уровне интуиции. Не всегда понижение кромки леса указывает на хорошую струю, а широкий и на вид полноводный рукав может быть 10 см глубиной.

 

Притоки от засухи превратились в скромные ручейки, заваленные камнями, и живо напомнили мне печально-героический поход по Лахне. Ленинградцы, стапелевавшиеся с нами, крепко попали  - они намеревались на кате поднятся по Торговой, проволочься и спуститься по Малому Патоку в Щугор. В результате ребята почти весь путь пронесли кат на руках, шли без дневок и нормального отдыха. Встетили мы их уже на антистапеле, исхудавших и молчаливых; и только спирт, кажется,  влил в них жизнь… J

 

 

 

Берега

 

Лес мрачен, густ, полон валежника и не предназначен для прогулок – настоящие звериные чащобы.  Так что проблема  сухостоя для костра отсутствует. Веселых полянок, полей и лугов практически нет – их миссию выполняют поросшие травой каменные галечники и осыпи.

Стоянок на Щугоре, в их развратном Карельском понимании, тоже почти нет. Лично меня это лишь порадовало. Слава Богу, эта река еще не затоптана и не загажена. После стапеля, за две недели пребывания на воде мы не встретили ни одного туриста. 

Можно плыть 20, 30 километров – и берега будут везде неприветливы – либо галечники, либо скалы, либо кочковатые полянки с непроходимым древостоем и травой по самую шею. Кривые березы и больные коричневатые елки, поросшие бородами, кое-где перемежаются яркой молодой пихтой или кедром.  Сосен нет, они появляются только на Печоре, где начинается песок.

В принцие, на крайняк можно встать где угодно, берега не болотисты – что мы и сделали в паре случаев. Пару раз мы вставали на островах (отмечено). Рекомендую вставать с наветренной стороны, чтобы ветер разгонял жрачей. Но большинство обозначенных на электронной карте стоянок все же пригодны для обитания группы, хотя их пришлось поискать. Официально парком помечена всего пара стоянок – одна из них  напротив скал Верхних Ворот, и еще неплохие места на «чужой стоянке» и «стоянке № 6»; последнюю видно с воды только благодаря столбику, выложенному из камней. Метеостанция уже не существует,  как таковая, однако ориентир остался: на высоком правом берегу  среди деревьев не сразу виден маленький серый домик, и щит без надписи. В домике три грязных матраса, так что ночевать лучше на берегу; что мы и сделали.

 

К сожалению, грибов в Коми не было из-за месячного отсутствия дождей,  зато чернику можно было найти почти на всех скалах, поросших мхом. Брусника только завязывалась, а морошка сидела в низинах, но большим спросом не пользовалась, ибо спирт на ней маловкусен J

Надо отметить, что погода нам сильно благоволила в этот раз – фактически, мы вернулись с курорта, да еще с живой водой!

 

 

 

КПП и егеря, опера и браконьеры…

 

На КПП в низовьях Щугора (отмечен на palm-карте) мы с огромным удовольстивием пообщались с госинспектором Николаем Михайловичем, который работает в парке практически со дня его основания и рассказал  нам много интересного о жизни края.  От него мы узнали, что такой жары и такой ранней мошки  вообще трудно прпомнить. Поэтому и вода ниже на полметра, и даров нет…  

…КПП – своеобразный кордон для налетчиков с Печоры, но к туристам здесь относятся  по-человечески.  Не хапай лишнего, не гадь, туши костры  - и тебе будут рады.  Так как мест для стоянок не было, нам предложили остановиться переночевать. Часть группы устроилась в избе с печкой,  а  любители свежего воздуха поставили во дворе палатки.

Поговорили о браконьерстве, рыбалке. Все егеря прекрасно знают, что турье ловит хариуса на спиннинг; ну, ведро наловит, посолит-пожарит, не большой убыток. В парке страшны другие звери, о которых ниже…

 

Оперативники, подчиняющиеся Комирыбводу, незаметно подкрадываются к гостям на фантастическом  пепелаце – катере на воздушной подушке. Лица их неподкупны, взор строг... 8) Воздушная подушка позволяет  быстро ходить по реке и преодолевать перекаты вверх по течению. Опера отлавливают браконьеров и хмуро заглядывают в лодки туристов. Но туристы семгу не ловят,  класть ее некуда, шмотья полно. Семгу мы каждый день можем купить в соседнем супермаркете. Остаются браконьеры…

Однако беда  в том, что пепелац не может перелезть через Большой Порог. А браконеры в основном орудуют до порога. Правда, туда вроде как не  доходит семга, зато хариуса и озерных лососей (пелядь, кумжу)  вывозят, наверное, грузовиками. Не спиннингом же они их ловят?…  Кроме того, и стреляют, видимо, зверье.

Не секрет, что трасса для обслуживания газопровода – единственный путь попасть «колесами в воду» на Щугор; с другой стороны, безусловно, она нанесла ущерб парку и открыла двери многочисленным двуногим «хищникам».

…От газопровода и почти на 30 километров вниз «Уралы»   браконьеров ходят прямо по реке. Мы много раз шли по плотно наезженным   колеям, бегущим  от галечника к галечнику, а где кос нет, «Урал» чешет прямо по руслу сотнями метров. На перекатах вздыбленное  колесами  дно гребнями перегораживает русло, мешая миграции мальков. Фарисейский мост через Щугор, построенный газовщиками – это просто отмазка для   дирекции парка.  Как иллюстрация, за нами беззастенчиво перся зеленый «Урал», который  встал «на ночь» на острове прямо напротив, примерно в 25 км от моста. Может, «гонца» с притока ждали.  Возможно, это сами парковые егеря дурят, но подплывать к ночным гостям мы не стали.

…Честно скажу,  узнав про уровень воды, я пыталась  в Вуктыле провентилировать, можно ли заброситься ниже по течению на «Урале» по берегу реки.  Мне был дан «экологический отлуп», с чем я уныло согласилась. Теперь мы знаем, что машины спокойно бегают по руслу. Но теперь я увидела и Щугор. И такой варварский способ заброски на чистейшую реку мне лично не по душе, я уж лучше покорячусь немного в проводочку, тем более верховья очень красивы, и там стоит прогуляться. Сегодня, если бы мне предложили проехать пару десятков км на машине, я бы категорически отказалась.

 

…Рейсовый катер,  везший нас  обратно в Вуктыл, остановился напротив Андроново, в нескольких км ниже Усть-Щугора (отмечено точкой «браконьеры») – пара мужичков вышла из леса и загрузила кучу тяжелых, туго завязанных крафт-мешков на борт. Наверное, там были  желуди :)

 

 

 

Большой порог

 

Порог начинается от хребта Сумьях-ньер и тремя ступенями течет на север примерно 3 км. Каждая супень перемежается некоторым успокением. Не знаю, как бы мы шли порог, если бы перед этим полтора суток не лил дождь, добавив нам сантиметров двадцать… Надо сказать, что порог приятно порадовал экстримом – первая ступень оценилась как 2 категория, вторая – «трешка», третья примерно 2,5.  По большому счету, все свелось к искусной лавировке на хорошем течении между здоровенными камнями, с валами, сливами и даже бочками. Наш распальцованный, но малоопытный каякер два раза кильнулся,  без спаса и каски, но в болотных сапогах, что навело меня на мысль о случайностях, порождающих трагедии, и о том, что чайникам на порог все же надо брать спассредсва... Все остальные суда прошли нормально.  На пороге отменная рыбалка, особенно перед ним и после второй ступени.

Для катамарана струи между камями  узковаты, и, сдается мне, катамарану на этой реке вообще делать нечего.

 

Порог мы прошли за два часа, из них час – рыбалка в ожидании самого медлительного экипажа. В  некоторых отчетах «порог проходили 3 дня» - ну, это удел избранных J

 

 

Тельпос-Из

 

О восхождении на Тельпос-Из следует сказать отдельно. Это самая высокая гора на Северном Урале, 1617 метров над уровнем моря. Конечно, горной болезнью там не заболеешь, но даже такие горы лишний раз доказали нам, что с ними надо обходиться почтительно. 

…Восходила группа со "стоянки № 6" (с севера) , сделав петлю слева направо. Пройдены обе вершины. Из восьми человек до самого верха добрались только трое: Ирина Колоскова, Маша Соловьева и наш Илюха Постоев.

 

 Сделана отличная цифровая фотоподборка, благо погода была ясной – огромная редкость для Тельпос-Иза.

Переоценка сил и неправильная планировка времени на восхождение-спуск наглядно показали, что рожденный плавать редко станет альпинистом …)) Я до полуночи  в расстройстве бегала внизу с рацией, каждый час связываясь с Илюхой,  который бодро сообщал, что «негритят» становится все меньше и меньше, а потом он вообще выпал из зоны радиосвязи…

Часть группы, ушедшая в 10 утра, вернулась только в три часа ночи, совершенно измотанная.  В результате распиз…ского отношения к горным ветрам Северного Урала один из членов группы после восхождения на плато (даже не доходя до вершины) серьезно заболел, два дня пролежал в горячке, и еще два дня его в лежачем положении волокли на веревочке в моей «труповозке» (так ласково окрестили «Скаут-36»).  Правда, потом оказалось, что в Усть-Щугоре нет больницы, но, к счастью, мужик сам оклемался, хотя впал в хандру и запросился  в цивилизацию.

Потеря сил и переохлаждение могли легко спровоцировать воспаление легких - у меня так уже погиб один знакомый, хотя и на бОльшей высоте...  Мы засуетились,  и тут-то выяснилось, что никто из группы не взял антибиотиков! Старые  волки уже привыкли, что в маирасных походах бывают только поносы и порезы; такая привычка легко могла обернуться драмой для новичка, учитывая, что на протяжении трехсот километров  населенные пункты и дороги в том районе отсутствуют.

 

…Тельпос-Из величественнен, насколько это возможно для рассыпающегося на глазах Урала, а виды с него – великолепны.  Голые, поросшие суровым лишайником склоны, камнепады, ледники, голубая вода озера , чистейшие ручьи, масса ягод на подступах, ветер и первобытное запустение…    Планируя спуск по Щугору, обязательно заложите время на восхождение – не пожалеете.

Кстати, воду брать на гору не надо – там  полно своей. Лучше теплее одевайтесь…

 

 

 

Скалы и пещеры

 

Среднее течение Щугора изобилует красивыми скалами, покрытыми суровым ельником, цепляющимся корнями за камни – то в виде утесов, то длинных каменнных стен. Сыпуха перемежается  твердыми породами,  на которых вполне можно устраивать соревнования по скалолазанию. Великолепны Верхние, Средние и Нижние Ворота, обрамляющие реку с обоих берегов. У скал обычно находятся ямы, где можно зацепить язя или окуня.

Основные пещеры находятся на Средних Воротах.  Мы-то сдуру полезли в мелкий (~ 30 м) грот на первых же скалах Средних Ворот, но настоящую пещерную разведку лучше  устраивать ниже. Кроме того, мы так и не поняли, где там 100 метровая пещера... Видимо, на правом берегу, там, где многочисленные "дыры". Неплохо, если кто-нибудь возьмет с собой  баночку ацетона и сотрет плебейские росписи «гостей» на скалах.  К сожалению,  время у нас поджимало и  по графику не успевали даже краем глаза заглянуть в темные манящие отверстия в  Средних Воротах...

На Верхних Воротах, где у нас была отменная дневка в черничнике, на правом берегу  скалу прорезает сырое ущелье безымянного ручья. По правому бережку идет узкая тропа, которая приводит к красавцу-водопаду, бьющему прямо из дыры в скале.

В высокую воду в ручей заходит хариус, освежиться, а у скалы в яме сидит язь…

 

 

 

Рыбы и рыбалка

 

Рыбалка на Щугоре – это хариус. Чтобы словить щуку, окуня, пелядь – надо идти на внутренние озера по берегам притоков – Торговой, обоих Патоков. В ямах кое-где стоит язь. Семга летом не клюет – она вообще ничего не ест, поднимаясь с Баренцева моря   по Печоре и Щугору. Обычно семга доходит до порогов и там мечет икру. В сентябре, отметав икру, семга защищает ее, набрасываясь на все, что проплывает мимо и убивает. В это время ее можно поймать на блесну, но, во-первых, ловля ее запрещена, а во-вторых, в сентябре уже заморозки.

Семужье стадо обычно сопровождает туча крикливых чаек. Чайки, похоже, вообще прижились на Щугоре: мы видели их и в самых верховьях, они сидят на елях, как совы – зрелище неповторимое… J Осталось загадкой, как они цепляются за ветки перепончатыми лапами.

 

Хариус в Щугоре крупный и боевой. Мы ловили тушки от 400 грамм до полутора килограмм. Мелких не брали. Клюет хариус практически везде, лучше всего – у быстрин, на  блесну, и на мушку. Ловля спортивная, азарная. Ловили даже дети!

Бешенная рыбалка лично мне быстро надела, и вскоре получилось, как в известном анекдоте: «наливают, отпускают…» В нижнем течении я вообще не доставала спиннинг  – жалко, тем более что стали попадаться сплошь самки с икрой.

Рыбок мы жарили, солили, делали шашлык. Уха из хариуса никакая, если не добавить в котелок язя или окуня…

Для тех, кто азартен, но занят и весь год живет в ожидании единственной рыбалки, спиннингование на Щугоре – просто отрада души!

Заготавливать хариуса бессмыссленно – через пару дней в кане стабильно заводятся опарыши. Так что ловить его стоит только по потребности, а после нескольких дней объедания потребность эта быстро утихает. Знай во всем меру!

 

Официально рыбная ловля  в парке запрещена, но все знают, что все ловят. Рыбалка – это почти  основное, за чем едут на некатегорийную речку.  Следовало, наверное,  для посетителей парка как-то лицензировать  лов хотя бы хариуса, чтобы не прятать в испуге удочки при появлении пепелаца.

Что касается ружей, то про них лучше забыть сразу.

 

 

Животные и «жрачи»

 

…Звери, пережив налет оводов, попрятались в непроходимых чащобах. Вокруг Щугора обитает большое количество млекопитающих, в том числе хищников, но они держатся от людей подальше, в этом смысле река безопасна. Мы видели  лосиху с лосенком, северного оленя, здоровенного русака, бурундука, лягушек, массу крупных жуков-усачей, ос, пчел,  гусениц ночного бражника.  Есть бабочки, что вовсе не странно – вокруг полно цветов!

Видели и мелкого мышевидного грызуна с длинным хвостом и вытянутым рыльцем, который был приянт за выхухоль, принесен мне и долго бегал по одежде, после чего не нашел ничего лучшего, как зарыться в волосах… Я вынуждена разочаровать общественность – это не наш тотемный зверек, а землеройка-белозубка или водяная кутора. Скорее, последнняя – кутора хорошо плавает, не брезгует мальками, и, видимо, это ее мы нашли в желудке у крупного хариуса,  запечатлев тушку на фото. Еще есть вероятнось вымытия землероек из норок, сделанных близко к воде.  Резкое поднятие уровня реки при сильном дожде в  верховьях застает землероек врасплох – я наблюдала плывущую в перекате кверху лапами мертвую зверюшку. Вот почему здешние хариусы такие здоровенные – мышами питаются J

 

 

Из птиц визуально доминируют чайки, от верха до низа, есть соколки и много полевых луней, высматривающих живность, снующую в поросших травой камнях. Змей мы не видели, клещей тоже – не та широта...

Комар, старый друг турья, на реке был весьма скромен, зато раньше времени активизировалась мошка. В верхушках ее почти не было, зато  в низовьях, в безветрие –  роились целые тучи.  В одном месте мы встали с подветрененой стороны на остров и поплатились за лень: столько мошки я ни видела нигде! Достаточно взглянуть на десятисекундный видеролик, где я снимаю свои ноги…  J

                                                       .. Немного мошки...(о. Давди)

Такое количество гнуси объясняется катастрофической жарой в этом году, несвойственной Уралу. Бороться с мелкой дрянью можно только накомарником или спреем «Гардекс-Экстрим» в красных баллончиках. Ничто другое не помогало.

Для отпугивания мошки был применен  народный способ – разведенный в воде ванилин. Самое прикольное, что это действует! Ванилин не раздражает кожу на лице, но, к сожалению, запах  его быстро выветривается. В общем, Гардекс все же надежнее.

 

Но мошка оказалаось цветочками по сравнению с тем, что ожидало бы нас, приедь мы на неделю раньше!

Оказывается, на Щугоре месяц свирепствовал овод, и даже в Вуктыле зажирал людей. Шофер "Волги" показал мне забитый трупами оводов багажник - некогда почистить. Уральский овод здоровый, как лось; в отличе от остальных жрачей он выдирает кусок кожи при укусе, намереваясь отложить туда яйца. Весь июль обезумевшие звери выскакивали из леса и кидались в Щугор, стараясь спастись от полчиш шкуроедов. Олени погружались в воду аж до рогов!  В этом районе уже лет тридцать не припомнят такой жары и разгула оводов – так что нам повезло: твари сошли буквально за три дня до нашего приезда.

Что касается  мошки -  лично я отнеслась к ней без истерики, считая тварь обычным атрибутом северных похождений. Мошка сохраняет маршруты нехоженными и реки чистыми, мошкой питается хариус – отрада души рыболова – нехай живет, пакостная зверюка!… J

 

 

«Жрачи» и научное окрытие J

 

Мною было совершено любопытное открытие: мошка на Щугоре не садится на зеленое!

Я ставила  рядом разные гермы: салатовую, синюю, серую – мошка облепляла все, кроме салатовой. С одеждой то же самое: белый, серый, черный, синий, красный, желтый – излюбленные цвета.  А вот на зеленую толстовку или болотную футболку жрачи откровенно не садились! Причем дело не в структуре ткани, как предположили некоторые.  Например, толстовка – очень привлекательная, «теплая» и зацепистая структура, х-б футболка тоже. Тем не менее, даже на себе я наблюдала сей удивительный факт: облепив непроходимым слоем мои черные штаны, мошка не садилась на верхнюю часть тела. Отдельные особи если ошибочно и присаживались, то тут же отлетали.

Выводы очевидны…

Возможно, зеленый цвет мошка считает растительным, и потому не привлекательным. Но как быть, к примеру, с синей ветровкой или ярко-желтым каррингтоном?  Таких животных нет в помине в здешних лесах, а эта палитра ей явно очень нравится.  Загадки природы…

 

…В общем,  открытие на нобелевку тянет! J

 

 

Камни

 

Щугор – рай для любителей поковыряться в камнях. Роскошные галечники, фактически, не кончаются до самой Печоры. Правда, сердоликов и халцедонов, как на Яренге, там не обнаружилось, золота и малахитов тоже, зато  был найден великолепный кристалл дымчатого хрусталя. Попадаются «яйца» - обкатанные до кварцевидной мути кристаллы  хрусталя или кварца. Из нескольких расколотых яиц в одном обнаружился откровенный хрусталь. В двух с половиной кило камней, привезенных домой,  я обнаружила дома сиенит (родственник гранита, но без кварца), оливины и серпентины (змеевики) оливинового происхождения, сургучную рисунчатую яшму (подарок Ромки! J), зеленые яшмы, конгломераты с сургучной яшмой, образец с кристалликами уваровита (зеленая разновидность граната).  Остальные красивости не поддались классификации, но разве они от этого менее ценны?…J

На берегах полно кварцитов, в верховьях – еще и кальцитов; увы, один очень красивый натек свалился с лодки и был утерян…

А жилку золота в верхушках мы все же встретили, в огромном валуне, лежащем прямо посреди русла, но было не до него – тащили, понимаешь, лодки…

 

 

Солнце, ветер и лодки…

 

Какая бы жара не стояла, на Щугор обязательно надо брать теплую шапку и хорошую ветровку с поларкой. И крем от солнца.  За один солнечный день  Урал способен спалить шкуру куда хуже, чем на Юге.  У меня сгорели  руки до локтей, а кисти рук стали похожи на налитые водой резиновые перчатки от жестокого отека. Вместо крема можно надеть футболку с длинными рукавами  и матерчатые перчатки.

Ветер в долине Щугора всегда дует в лицо, куда бы вы не повернули. С одной стороны, это хорошо – сдувает кровососов, с другой – иногда совершенно не дает двигаться вперед.

Особенно страдают надувные лодки. «Одномоторный» «Скаут» иногда  совсем не двигался вперед при сильном вмордувинде,  а в разливах ближе к устью,  где река становится широченной, он не шел даже на веревочке. «Таймень» с двумя гребцами несколько минут вообще не мог сдвинуть меня с места! «Щукам» приходилось крепко  упираться, а «Таймени» и  КБ шли довольно хорошо.

 

Расскажу по-подробнее о моей лодке. Справедливости ради хочется отметить, что на текухе «Скаут» - самое то. Благодаря никакой осадке, он прекрасно проходит мелкие перекаты, обожает шиверы и пороги. В пороге я вообще получила огромное удовольствие,  заваливаясь в бочки то боком, то задом – «Скаут» почти невозможно перевернуть.  За весь поход он ни разу не сдулся, ничего не оторвалось а на днище не осталось ни одного подера, хотя по камням он волочился километрами. Качество у «Рафтмастера» отменное, что говорить. Кроме того, в него влезли все мои шмотки, на удивление – «Скаут» - экспедиционное соло, с небольшим весом, нормальной управляемостью.

Я сидела почти вровень с бортами, и гребла вдоль них своим обычным веслом (227 см).  Стиль моей гребли почти не изменился по сравнению с «Десной». Надувное дно  оказалось очень комфорным для ног и самой лодки, которая благодаря ему «облизывает»  препятствия. Зато «кости» фартука  не особо удались – постоянно выпадали из карманов, перекручивались – конструкция непродумана.  Кроме того, передний фартук лучше укоротить – иначе тяжело часто влезать-вылезать.

«Скаут-36»  невозможно в принципе «переломить» в пороге и очень тяжело кильнуть.

…Но шмотки создали собою солидный горб, который  только добавил парусности лодке, у которой сильно задраны круглые носы.  Озерные маршруты и разливы с ветром – смерть для  «одномоторного» «Скаута».  Выгребая из последних сил против  штормовых порывов в устье, я не раз пожалела, что продала «Десну»…

…Видимо, надувнуха - не для женщин в разливе J  Придется еще покупать себе «Маринку», не иначе…

 

Утверждать, как был сказано в одном отчете, что «Щуки» - идеальное средство сплава для Щугора – не возьмусь. Если в верховьях они «делали» тяжелые каркасники на мелких перекатах и шиверах, то в низовьях безнадежно отставали и упирались рогом в неравной борьбе с ветром… Самой лучшей лодкой, по-моему, оказалась КБ «Колибри» - загруженая под «соло», она отделалась малой осадкой, а отличные  ходовые качества позволили бы ей всегда идти впереди, если бы Илюха постоянно не волок кого-то на буксире J

 

 

 

Заброска и выброска

 

 

Чтобы не было накладок и ненужных ожиданий, заброску лучше заказать заранее. У группы больше 8 человек могут быть проблемы – нам пришлось заказывать целый ПАЗик до Вуктыла, что обошлось почти  в два раза дороже.

Следует приехать в Ухту (поезда с Ярославки на Сосногорск, Воркуту или Лабытнанги) не позже 21.00  – иначе машина не успеет к парому, и несколько часов придется просидеть в ожидании на берегу Печоры.  До Вуктыла машина идет примерно 4-5 часов. Дорога сначала асфальт, потом бетонка, потом укатанная грунтовка, крейсерская скорость 80 км/ч.   Вокруг сплошные выморочные болота, сам Вуктыл тоже стоит фактически на болотах. А под болотами - газ, газ... Недалеко от города постоянно горит "вечный огонь", сжигая миллионы кубометров газа впустую...

 

В Вуктыле придется переночевать,  а утром оформиться в дирекции парка    и  поехать на реку. Кстати, в этом же доме есть продуктовый магазин, где можно купить почти всю необходимую еду. «Уралы» не принадлежат парку, и дирекция  вынуждена искать машины на стороне, у газовщиков. Есть «батоны», они дешевле.  Правда, «батон»  с паралелльной группой сломался, не дойдя до перевала, и нам пришлось взять на борт шесть человек с грузом.

 

Машина вдоль газопровода идет порядка 7 часов.  Только по этой дороге можно добраться до Щугора. Дорога, как ни странно, полне вменяемая. Очень красивы виды с первого перевала, можно остановиться перекусить и поснимать.  Основной же перевал неприветлив –  машина ползет тяжело, дорога условна. Для тех, кто не видел гор – перевал через хребет Тондер покажется откровением.Урал действительно кажется седым от лишайников, которыми поросли обломки камней  на рассыпающихся вершинах…

За два дня до нашего приезда газовщики запретили проезд вдоль газопровода из-за очередной аварии. Слава Богу, дирекция парка устроила нас на ночь в своих пенатах и решила этот вопрос.

На конечной точке стапелеваться особо негде, однако небольшая группа все же может поставить палатки у самого берега и переночевать. Мы собрали лодки с вечера, так что следующий день получился полностью ходовым. Координаты стапеля: N63 18 32.6 E59 11 20.0, примерно 5 км ниже отметки 389 на карте.

 

Для того, чтобы заказать обе машины, можно связаться с дирекцией Нацпарка не позднее чем за 10  дней до выезда.

Телефоны: 8-821-46-24-763 Фомичева Татьяна Савватеевна (директор парка),

                   8-821-46-22-639 Умрилова Валентина (помощник директора).

Адрес: г.Вуктыл, Комсомольская, 5.

Можно так же общаться по почте: ftsnpark@komifree.ru

Все вопросы можно решить письменно, в том числе не помешает выслать список группы с паспортными данными и маршрутом, чтобы  меньше тратить времени на оформление. Без путевки у группы могут быть проблемы  на КПП и с операми.

На всякий случай, служба спасения Коми: 8-821-46-912-63

 

 

…О выброске  следует сказать отдельно.  Тем,  у кого нет проблем со средствами, можно заранее заказать через дирекцию катер из Вуктыла  к  устью Щугора через нацпарк, и заодно машину.  Но так как оплачивать придется оба прогона,  катер обойдется в круглую сумму. Поэтому лучше подгадать свой выход в Печору так, чтобы выйти ко вторнику или четвергу, когда от Усть-Щугора идет рейсовый катер на Вуктыл (расписание – 13.30, но иногда опаздывает). Катер идет до пристани порядка 4 часов. Чтобы совсем уж было хорошо, можно заказать прямо из Усть-Щугора машину к пристани до Ухты или Сосногорска.  Ни почты, ни больницы в селе нет, зато есть несколько изб, откуда можно позвонить, договорившись с хозяевами. Мы звонили из дома продавщицы (сразу отмечу, что магазин в селе не работает, все привозится только под заказ и рассчитывать на жратву и выпивку там не стоит, разве натурпродукты кто продаст – есть коровы, огороды.) Мы вынуждены были переночевать на берегу Печоры перед самой деревней, на травянистом берегу, надеясь только на свои продукты.

Местные ведут себя тихо, только колдыри выпрашивают спирт, да за день до нашего приезда из одного дома уперли иконы…

Телефон диспетчерской такси г.Вуктыла (из Усть-Щугора) : 9-2-10-44

С небольшими накладками, но грузовая «Газель» была подана к пристани и за 3000 рублей и 4 часа привезла нас в Сосногорск, где мы сразу взяли билеты на поезд Лабытнанги-Москва (уходит в полвторого ночи, в Москву приходит в 5 утра).

Можно так же от пристани подъехать к автостанции Вуктыла и уехать на Сосногорск рейсовым автобусом. – если влезете ;)   На пристани есть ларек - пиво-чипсы, а до города довольно далеко.

В  привокзальном ночном магазине Сосногорска есть тоже нечего,  поэтому подтяните пояса до первых бабулек с пирожками и картошечкой на полустанках J

 

Описанный способ выброски – единственно реальный на сегодняшний день.
  Мечты уехать на барже в славный город Печору не сбылись. Баржи почти не ходят и никого
 на борт уже не берут – мы почти  целый день кантовались на берегу, криками зазывая проезжающие 
плавсредства.
 Забудьте так же о возожности уехать на катерах или машинах с Усть-Вои или Березовки.  Все дороги – 
зимники, а катера в Печорском районе в этом году вообще отменили -  из-за катастрофически низкой воды. 
Кроме того,  лопатить несколько десятков км по Печоре оказалось занятием малоприятным:  отделившаяся 
часть группы  три дня гребала в вмордувинд, попала в шторм с метровой волной, на берегах встать негде – 
либо травостой по пояс, либо тайга - густой валежник или болото… 
Вода в реке отвратная, отдает гнильем, а  камни  по берегу покрыты нефтяной пленкой.

Фарватер Печоры там давно не чистят – нет средств, соответственно, с навигацией каждый год все хуже и хуже. Помог им только случай: катер-разметчик сжалился над малыми детьми  и довез до ребят до Бызовой, откуда рейсовым автобусом они попали в г. Печору (20 км) и уехали тем же Лабытнанговским поездом. В результате Рома с Машкой и Михаил приехали в Москву на 3 дня позже нас.

 

Цены:

 

Приведу основные цены на 2004 год, округленно:

-        плацкарт Москва - Ухта – 640 р (1 чел).

-        Газель от Ухты  до Вуктыла – 2500-2600, ПАЗик – 5000 р.  Кстати, на обратном пути с нас содрали деньги за переправу на пароме, отдельно – 250 р.

-        «Урал» до Щугора: от 10000 до 14000 р.

-        «Батон» до Щугора: ~ 5000 р.

-        Катер от Усть-Щугора до Вуктыла – 400 р. билет (1 чел)

-        Машина от Вуктыла до Сосногорска (или Ухты) – 3000 р.

-        Плацкарт Сосногорск – Москва – 720 р.

-        Заказ катера от Усть-Щугора к  Вуктылу – ~ 7000 р.

-     гостиница в Вуктыле:  от 200 до 320 (1 чел). за разные номера.

-     Ночевка "на полу" в дирекции парка:  30 руб (1 чел).

Путевка и прочее:

-        1 день пребывания в парке: 35 р со взрослого и 10 р с ребенка

-        Фото, видеосъемка, оформление проезда, сопровождения, разрешения и проч – в сумме примерно 1200. Плюс какие-то орграсходы. На суммы еще накручивается НДС и тп; в общем, без ста грамм не разобраться.

Я  бы посоветовала  дирекции упростить расчеты с посетителями. Например, я могу  сказать, что не буду производить съемки, и 300 рублей занычу. Кто  проверит? А снимают, тем не менее, все. Поэтому лучше  не  увеличивать список выплат, тем более с копейками, как выслали мне, а просто увеличить сумму путевки на взрослого туриста. Скажем, до 50-60 рублей.  Тогда  человек сможет нормально  подсчитать заранее, во что ему обойдется путешествие, и будет уверен, что в эту сумму вошло все необходимое для расчетов с парком.

 В среднем, мне кажется,  заброска-путевка-выброска обойдется в 150 уе на человека. Меньше, чем в Турцию, а удовольствия – на порядок больше!

 

 

Аппаратура и карты

 

Создания рук человеческих вели себя по-разному. Боевая камера Сони  сдохла на третий день сплава – выпала деталь. Учитывая, что цифровая камера, взятая Иркой, оказалась с подыхающим аккумулятором,  полнометражный фильм на этот раз накрылся медным тазом.

Зато великолепно показал себя в походных условиях компактный цифровик Minolta Dimage G400. Постоянные съемки, с воды и в дождь не особо повлияли на жизнь фотоаппарата, и если бы не постоянные просмотры отснятого и удаления, могло бы даже хватить одной батареи (всего было взято 2 аккумулятора,  330 мег памяти.) К сожалению, в конце маршрута мною были посеяны две флешки - все отснятые многочисленные утесы, скалы, Ворота и водопад – посыпаю голову пеплом! – кроме одной фотографии Нижних Ворот «цифры» этих мест больше нет. Скалы среднего течения и низовья  восполнены сканером с обычных фото и видео-сюжетами. Кстати, хочу отметить, что ни на одну фотографию в галерее не накладывались никакие фильтры - все "живое".

 

Так же отменно работала пара: GPS Geko201 и наладонник Palm Sony Clie  Peg SJ22.  Раза три в день я  определяла наше местонахождение с погрешностью метров 30 на топографической карте. Отмечены стоянки, почти все перекусы, порог, КПП, стапель-антистапель. В принципе, можно было обойтись и без этого, но точное местонахождение помогало нам понять пройденное расстояние и определить скорость движения – помощь электроники в этом трудно переоценить. «Пальма»  рулила однозначно. Во-первых, в нее были скачаны в формате txt все нужные адреса, отчеты и описания, чтобы не везти ворох бумаг. Во-вторых, топографические карты – аналоги взятых бумажных – тоже жили в ней без проблем, и программа PathAway версии 3.х зарекомендовала себя самым положительным образом. В-третьих, наличие в ней полноэкранного калькулятора с сенсорным экраном сильно облегчило нам жизнь при взаиморасчетах на заброске-выброске. В-четвертых, в ней прекрасно можно рисовать схемы порогов и прочего, при желании, мне просто было в облом, а дневничок я вела по старинке, в блокноте. Тем не менее, с помощью стилуса и виртуальной клавы можно вести записи, а еще лучше – купить маленькую гибкую клаву, которая к  пальмовым сонькам продается.

«Наладонник» жил исправно, даже в сырости. Никаких проблем в соединении с GPS и определении на карте на было. Замечательный тандем уместился в боксе для сидюков и ехал в тезовом мешочке на лодке прямо под рукой.

 Черно-белые копии карт в ПЗУ не понадобились – флешка с цветными работала без сбоев.

«Геко» тоже работал без проблем,  одного комплекта батареек хвататет за глаза при использовании навигатора несколько раз в день (без записи трека; всего – 14 дней).  «Пальма» съела свой заряд,  3 алкалайновых «Кроны» Энерджайзер и пару плоских батареек; подозреваю, что в них еще осталось полно энергии, хотя  заряд был отдан аж на 60%, но емкость ихняя тоже не мелкая.

Собсно, при столь устойчивой работе аппаратуры можно было вообще не брать бумажных карт… J (шютка) Впрочем, доля истины в этом все же все же есть – не у всех имеются лазерные принтеры и ламинат для распечатки карт, зато все могут закачать их в КПК.

 

 

В группе были три СиБи рации – два «Беркута 601м2» и «Алан 42».  В принципе, одна из раций практически не использовалась. Разная скрость движения экипажей растягивала нас на несколько километров, поэтому связь была весьма кстати. Обычные «флексы» показали себя не лучшим образом в боевой обстановке, и их пришлось заменить на «суперфлексы» с отвесами. Илюхин Алан два раза падал в воду, мой Беркут неоднократно находился под дождем – проблем не наблюдалось, кроме подсевших от сырости батареек; их грели у костра. Идеальная связь была при подъеме  на Тельпос-Из: лагерь- гора – 5, 6, 7 и 8 (вершина) километров. При этом на Алан был надет беркутовский «суперфлекс».  Однако, когда группа спустилась в ущелье и пошла с другой стороны горы, связь практически прекратилсь, иногда доносились лишь обрывки фраз.

На «Беркут» по вечерам иногда ловились диспетчера, но совершенно непонятно, из какого города и с какой стороны Урала (805-ый канал). Ближайший город находился не ближе 80-100 км. Однако это совершенно не мешало нам общаться, и в какой-то момент диспетчера  показались нам единственной возможностью связаться с людьми в случае форс-мажора (а мажор почти наступил, когда заболел Кнышев).

 

Карты для распечатки и калибровки брались из библиотеки Весла.ру, Северный и Приполярный Урал– всего 6 штук:

 

Q40-139,140

Q40-129,130

Q40-141,142

Q40-143,144

P4005-06

P4011-12

 

Две «трешки» верховий и 4 километровки. В «трешках»  сторона квадрата соответствует 10 км, в в остальных – 2 км. Электронные версии карт построены на их основе и заточены для работы карманного компьютера под PalmOs и программы PathAway 3.

Бумажный комплект я  подарила госинспектору на КПП – оказывается, у егерей нет топографических цветных километровок!

Вообще, большинства домиков, указанных на генштабовских разворотах, уже не существует. Зато появились новые, которые я отметила на электронных  картах для palm.

На месте вымершей деревни Мичабичевник уже строится домик и банька – строители уверены, что клепают «резиденцию»  для бывшего главы Коми, а госинспекция причисляет строения к нацпарковским объектам. Правды найти не удалось J

 

Подробное описание работы с цифровой фотокамерой Minolta Dimage G400, рациями «Беркут», Palm Sony Clie, GPS и программы PathAway вы можете прочитать в моих статьях в разделе «Снаряжение».

 

 

 

Благодарности

 

Выражаю  благодарность директору парка Фомичовой Татьяне Савватеевне и ее помощнику Умриловой Валентине  за помощь в заброске

 

А так же  капитану катера "Путейский-40" Шпакову Виктору Кирилловичу и прорабу Вадиму за 
отзывчивость и помощь в выброске
 

А так же Илюхе, без помощи которого я бы до сих пор еще гребла J

 

 

Выводы

 

 

Щугор – отличная неэкстремальная речка с беспрецедентной по чистоте водой, отсутствием населенки и клещей, прекрасной рыбалкой, замечательными видами,  дикими берегами, приличным течением,  скалистыми утесами; плывя по нему, ощущаешь истинный отдых и полное отрешение от цивилизации. В отличие от закрытых русел Карелии и равнинных рек, глаз просто отдыхал на далеких сопках, то розовых от заката, то мрачных от насевших туч… Пробегающие под дном цветные узоры облизанных камней и скальные плиты с кварцевыми прожилками постоянно напоминали, что ты в объятиях древнейших гор... И все остальное становилось неважно и далеко.  Я поехала в поход совершенно больная, как разбитое корыто, но грёблетерапия и прохладная живая вода совершили чудо – теперь Щугор будет стойко ассоциироваться у меня с санаторием J

 

Первое знакомство с Уралом оставило самые приятные впечатления, несмотря на отсутствие в этот год грибов и несколько длинноватый маршрут. Но укоротить его невозможно, к сожалению или к счастью.  Поэтому в две недели Щугор никак не уложится, для нормального отдыха нужно 20 дней. Весь маршрут (с парой-тройкой дневок)  проходится за 13-14 дней, заброска-выброска – 5-6 дней. Минимально известное время прохождения без дневок, при высокой воде – 8 дней. Но это скорее самоистязание, чем отдых.

Ветер в лицо и мошка, появившаяся в низовьях – пожалуй, единственные неприятности маршрута. Как бороться с мошкой, я уже писала, а ветер, похоже, из всей группы напряг только меня… J

 

 Наиболее вменяемое описание реки http://webdesign.perm.ru/005/05/index3302.htm

Правда, в нашу малую воду много чего поменялось - и камней больше, и сила порожков-шивер не та, и течение слабее, и вода теплее. В общем, надо делать поправки на ветер :)

 

 Фото: Илюха, Роман Соловьев, Ханума.

 Часть информации о парке "Югыд Ва" взята из Интернета.

 

Ханума

лето   2004  г.

 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |