Реклама: my response


озеро Верхнее ВолгоОзеро Селигер /
Верхневолжские озера /
Верхняя Волга до Старицы

 

(с) 2000 Юрий Л. Льноградский aka GeOrGe  на основе многократно закрепленного опыта, полученного в уже надоевших хуже горькой редьки рейдов по указанному маршруту с друзьями, сестрами, родителями, любимыми девушками и т.п. в период с 1994 по 1999 год...

Содержание

Disclaimer
Старт
Озеро Селигер
Свапуща - Коковкино, сухопутный переход
               пеший вариант
               тракторный вариант
Коковкино и исток Волги
Верхневолжские озера
               общие замечания
               Стерж / Вселуг / Пено / Малое Волго / Большое Волго
Бейшлот
Верхняя Волга
               общие замечания
               бейшлот - Селижарово
               Селижарово
               Селижарово - Большая Коша
               Большая Коша - Бенские пороги
               Бенские пороги - Тудовка
               Тудовка - Кокошкино
               Кокошкино - Ржев
               Ржев - Старица
Ресурсы

Disclaimer

Относительно сложности похода: автор текста не относится к монстрам и лосям, при всем уважении к последним. Поэтому в дальнейшем просьба учитывать, что:

Словом, руководство для семейного чтения. Маршрут можно идти с детьми, собаками и самыми отъявленными  дамами. Можно даже тащить на маршрут нежных и утонченных подруг, которые раньше байдарки в глаза не видели. Чисто же мужская компания здесь предастся взаимоистреблению из-за отсутствия трудностей. Весь маршрут до Старицы реально пройти не напрягаясь за 15 ходовых дней при опять-таки 5-часовом рабочем дне.  

Относительно ситуации: маршрут крайне популярен у отдыхающих москвичей, чуть в меньшей степени - у питерцев. Автора туда носит нелегкая из Самары по ряду причин личного свойства, и он, видимо, нехарактерный случай. Соответственно, ментальность присутствующих сограждан - глубоко столичная, и далеко не лучшего пошиба, к сожалению. Рекомендуется иметь в виду.

Относительно красот: Карелия лучше; и Урал лучше; а уж Алтай наверняка лучше. Но Верхняя Волга - для семей, не обремененных мышечной массой. И там хорошо, несмотря ни на что.

Относительно копирайтов и т.п.: Для пояснений использовалась топографическая карта "Тверская область", масштаб 1 : 200 000, выпущенная в 1998 году усилиями 439-й ЦЭВКФ. Состояние местности - "на 1985-97 гг." (?!?). Приложенные фото сделаны на маршруте в разные годы Д.В.Егоровым, Л.А.Льноградским, Ю.Л.Льноградским, Д.В.Гребенцовым и, возможно, робкими руками некоторых девушек. Но девушки не  упоминаются: и случаи были единичными, и фамилии у них уже не те... Желающие использовать фотографии - пишите автору, разберемся.

Старт

Предлагаемый вариант старта - город Осташков Тверской губернии, куда ходит ежедневный московский поезд "Москва-Осташков" (пару лет назад у него был номер 666). Прибытие крайне удобное - сравнительно ранним утром, часов в восемь-девять. От вокзала до воды порядка двух километров пешком; есть вариант садиться на автобус и ехать до местного речного порта, но так далеко заходить в упрощении себе жизни все-таки не стоит. От вокзала надо идти по асфальтовой дороге, забирая по возможности влево и помня генеральную дирекцию "лево 45". Через некоторое время посреди лодочных бараков обнаруживается озеро Селигер. По пути следования, ежели отклониться чуть правее, имеет место почта и рынок.

Альтернативные варианты старта - выход с того же поезда "Москва - Осташков" на более ранних стадиях (например, на станциях Пено или Селижарово). Оба варианта выводят на тот же самый маршрут, только в более низких его точках, но это опять же полное безобразие, тем более что в этих вариантах само озеро Селигер из маршрута вычеркивается. На всякий случай: в Пено вокзал находится примерно в пятистах метрах от воды, есть смысл идти вперед по ходу следования поезда и собираться под мостом на левой его стороне. Где вокзал в Селижарове - автору неизвестно.

Озеро Селигер

озеро Селигер, вид со стоянки на острове ХачинСелигер представляет собой, по словам справочников, "жемчужину русской природы" со всеми вытекающими последствиями. Прелесть его в том, что посреди озера, имеющего форму огромной многолучевой звезды (заливы здесь называются плесами) наличествует большое количество больших островов, на которых встречается порой по несколько деревень, а также внутренние озера с внутренними островами. Между этими островами можно петлять в любом направлении, рекомендаций тут быть не может.

Собственно, классическая литература рекомендует, испытав все прелести Селигера, отправляться на юг по речке Селижаровке и в ее составе вливаться в Волгу, не мучая себя сухопутным переходом. Этот вариант оставляет в стороне:

Крайне рекомендуется не верить классической литературе и идти так, как это далее описывается. От Осташкова - на Север.

Первый же из островов по ходу следования, Городомля, имеет на своем теле то, что карта скромно называет "детским лагерем". По факту по побережью Городомли ходят патрулем товарищи майоры (sic!) МВД, так что рассчитывать на Городомлю не стоит. Что там за "детский лагерь", науке неизвестно.

Любителям резной старины и всяких монастырей есть смысл пройти самый крупный остров Селигера, Хачин, справа и посетить Нилову пустынь (на карте - село Заплавье); тем, кто от монастырей в благоговейный ступор не впадает, можно в ней же порекомендовать возможность забраться на колокольню и осмотреть окрестности с хорошей высоты. Тем, кто и от этого не в восторге, рекомендуется не заниматься ерундой и обходить Хачин сразу слева, потому что кроме пустыни справа в нем ничего особенного нет. Есть даже минус: с его правой стороны ордой приезжих мастеров водного мотоцикла принято оттачивать свое мастерство, и спать там невозможно из-за рева моторов вплоть до глубокой темноты.

Непогода на Селигере (вид с воды)Селигер довольно густо зарос специфическим тростником, который далее будет встречаться крайне редко. С одной стороны, он напоминает Вьетнам и в тростнике приятно играть в прятки, с другой стороны, из-за тростника сравнительно редки нормальные стоянки и песчаные пляжики. Потому на Селигере приходится выбирать между грязными стоянками посреди камыша и соседством отдыхающих и деревень. Но бывает, конечно, что и нормальные стоянки свободны.

Лес по берегам таков, что крайне рекомендуется не вставать во всякие осины и липы, даже если стоянка смотрится привлекательно. По соседству всегда найдется нормальная сосна, и качество этого леса искупит даже возможных соседей.

По Селигеру в советские времена активно ходила "Комета", для которой расставлены белые буйки. Если Хачин обходить слева, то по ним можно ориентироваться, чтобы пройти между островами наверняка и кратчайшим путем. Заблудиться на Селигере довольно сложно, но если повезет, то наказание будет достойно топографической тупости: почти все плесы тянутся на десятки километров, и можно нестись в тупик чуть ли не несколько дней (а уж часов точно).

Выход с Селигера - населенный пункт под названием Свапуща. Село достаточно крупное, чтобы все вокруг было напрочь истоптано коровами; искать стоянку на правом берегу бессмысленно (кругом, паг'дон, одни фекалии при полном отсутствии дров и пляжей), на левом - не рекомендуется (глухой елово-осиновый лес, плохой подход с воды, тростник).

Красивый вид с омерзительной стоянки на правом берегуПланирование последней стоянки на Селигере - дело довольно тонкое. Нюансы:

От Свапущи до верхневолжских озер имеет место примерно восьмикилометровый кусок суши, стиль прохождения которого накладывает отпечаток на выбор стоянки. Если понесете барахло на себе - вставайте близко к Свапуще, иначе на следующей день замучаетесь. Если рассчитываете на трактор - вставайте подальше.

Свапуща - Коковкино, сухопутный переход

Место выброса у СвапущиНезависимо от выбранного варианта (пешего или тракторного) приставать в Свапуще следует только тогда, когда берег уже совсем откровенно начнет загибаться наперерез. Пристань к тому моменту останется далеко сзади.

Дорога в этом месте проходит метрах в двадцати от воды, подходя к ней углом, а места для возможной разборки более чем достаточно (травяная лодочная стоянка).

Метрах в двухстах назад по дороге есть магазин, почта в Свапуще работает по своему усмотрению.

Пеший вариант

Рекомендации для пешего перехода: в обязательном порядке разобрать байдарки, в собранном виде они за восемь километров либо измотают как три дня пути, либо заставят идти с остановками через каждые сто метров. Один из вариантов - содрать шкуры и нести вдвоем собранные каркасы. Экономит время, но требует напарника с похожим темпом передвижения. А далее особых вариантов нет: поклажа взваливается на плечи, и вперед.

ПешочкомПока на дороге будут повороты, рядом будут люди, у которых можно спрашивать. Почти вся дорога идет лесом, покрытие - мелкий дробленый камень, слепни и комары присутствуют, но в терпимых количествах. По дороге будут попадаться всякие резные скамейки, будки, роднички, ручейки  и т.п.

Перепада высот как такового нет, разве что две-три небольших затяжных горки. Примерно за два километра до финиша дорога начнет вылезать в поле, здесь можно по ситуации срезать "влево 45", если не жалко рискнуть. Мы для простоты шли по дороге, которая уходит влево к отчетливо видимой воде.

Тракторный вариант

Реализуется путем поиска в селе человека, который готов за деньги или выпивку довезти до села Коковкино. Туристов там возят часто, много и с удовольствием, потому с некоторой вероятностью в рекомендованном месте причаливания уже будет сидеть очередь конкурентов или направляющие девочки-мальчики.

На трактореЦены не малые, но приемлемые (в водочном эквиваленте - порядка бутылки-полутора на перевозимое лицо). Если никто своих услуг не предлагает, то первый же спрошенный подскажет, к кому обратиться. При тракторном варианте байды разбирать не надо, достаточно разгрузить. При наличии более чем двух судов, скорее всего, их будут грузить следующим образом: большую часть на пол доньями кверху, остальные - вторым слоем в нормальной ротации. Если кто-то считает, что в таком варианте каркасы будут биться и ломаться по дороге, то он, к сожалению, отчасти прав, но альтернатив почти нет. Можно либо разобрать байды, либо сидеть рядом и всю дорогу придерживать посудины по мере сил. Где будет финиш - знает только тракторист, но это не так важно, потому что от Коковкино в любом случае надо уходить в тот же день. Нюанс тракторного варианта: если поселяне будут заниматься убором сена, то трактора в светлое время суток не найдется ни за какие деньги. Вывод: заранее опрашивать поселян в других населенных пунктах и готовиться к худшему.

Коковкино и исток Волги

Коковкино стоит на месте впадения Волги в озеро Стерж. Чтобы найти приличную стоянку, от Коковкина надо уйти километров на пять; в связи с этим посещение истока Волги надо грамотно планировать заранее. Либо в Свапущу надо попасть максимально рано, либо стоянку придется выбирать в темноте.

Путь к истоку декоративно-резнойДощатая тропинка через болотаИсток Волги (село Волговерховье) - около десяти километров от Коковкина по дороге. Разумеется, вещи надо бросать в Коковкино, их довольно легко положат во двор местные жители, обычно даже не попросят бонусов за хранение. Попутки на дороге есть, но в основном с плановыми туристами, и мест в них не бывает. Дорога того же качества, что и от Свапущи. Стоит масса указателей. Километра за три до финиша от дороги отделяется влево декоративная тропа с маркировкой "путь к истоку", которая действительно сокращает путь метров на пятьсот.

Сам по себе исток - большое болото, посреди которого стоит домик со смотровой дырой в полу. Строго говоря, осмотр истока сильно рекомендуется только любителям статистики. Декоративные валуны с надписями "Отсюда происходит величие земли русской" вызывают двойственное чувство. Дизайн в целом более чем достоен для Тверской области, но не более того. Зато в течение десяти лет менялся четырежды (sic!)

Состояние 1989 года Состояние 1996 года Состояние 1997 года Состояние 1998 года

Словом, на усмотрение путешествующих. Рядом с истоком стоит церковь красного камня, которая в 2000 году не функционировала, но ремонтировалась; влезть на колокольню вполне стоило. В Волговерховье есть магазин, но какой-то вялотекущий.

Возвращаясь к Коковкину, следует не расслабляться и помнить, что озеро Стерж вообще-то считается заповедником. Правда, юридическая база этого заявления очень туманна (был случай, когда лесников с их претензиями просто послали подальше, и они, помявшись, пошли), но при наличии в коллективе впечатлительных дам и детей разборки могут произвести неприятное впечатление. Потому рекомендуется отойти от деревень хотя бы на три-пять километров и стоянку делать на левом берегу по ходу следования, между Шелехово и Городком. Есть другой вариант, в чем-то дурной, но с красивой перспективой: ночевать непосредственно под Коковкином (утром через лагерь пройдут коровы), но зато на следующий день спокойно оценить Стерж. Он того стоит: ровное, без претензий, но совершенное в своей простоте озеро.

Верхневолжские озера

Общие замечания

Тростника почти нет, песчаные пляжи в ассортименте, стоянок (как обустроенных, так и диких) полно. Ищите и обрящете. Почти на всех стоянках есть мусорные ямы, которые надо найти и использовать. Иначе на озерах будет столько дерьма, что его не соберут никакие пионеры будущего.

озеро Стерж

озеро СтержКак уже сказано, заповедник со странным юридическим статусом. Подъезжающих на моторках активистов, которые будут требовать деньги за постой палаток, следует посылать на хрен, даже если они будут показывать бумаги. Неверующим рекомендуется демонстративно записать номер моторки активиста и посмотреть на его реакцию. Мнение специалиста, не являющегося москвичом: туристы из нашей славной столицы уже весьма испорчены западным взглядом на вещи и слишком много верят разным словам. А Тверская область в лице наиболее сообразительных жителей по мере возможностей делает на этом деньги...

озеро Стерж, вид на левый (восточный) берегСтерж очень хорош. Всем очень рекомендуется забыть при его посещении все свои дурные привычки и помолчать, работая веслами. Вот тогда ощущение того, что такое "совершенная простота", придет само собой.

село Ширково, вид с водыОсобенно сильно рекомендуется закрыть рот, когда Стерж переходит в озеро Вселуг через недлинную мелкую протоку с загибом вправо. Примерно на ее середине с левого борта постепенно открывается вид на село Ширково, в котором стоят бок о бок две церкви: одна красного кирпича, другая без единого гвоздя. Вот тут мы ничего говорить не будем. Закройте рты и смотрите влево.

Теоретически в Ширково есть человек, которые по просьбе открывает деревянную церковь и показывает ее внутренности. Однако повышенное наличие религиозной пропаганды в селе (там даже источники все как один святые и огорожены часовнями) делает пребывание там для пионеров старой закалки затруднительным. С воды Ширково лучше, чем изнутри.

озеро Вселуг

Утром на одной из стоянокТоже красивое и простое озеро, правда, после Стержа воспринимается уже не так остро. Маленький островок без названия, который имеет место в середине - исторический пункт, т.н. остров св. Зосимы и Савватея. До революции на нем функционировал мужской монастырь.

В 1996 году о монастыре напоминал только каменный фундамент посередине острова.

Вид с острова Зосимы и Савватея назад по маршрутуВ 1999 году какие-то ушлые молодые люди в черных джинсах от Версаче встречали проходящие мимо байды гордым заявлением, что монастырь восстанавливается, женщинам на остров нельзя, мужчины обязаны по два часа в день работать на постройке, а для стоянки отведено специальное место у параши. Разговоры с юными послушниками получались напряженными, и остров Зосимы и Савватея в 1999 году было проще обойти стороной. Интересен он, пожалуй, только тем, что по краям искусственным образом осыпан крупными валунами, напоминая что-то карельское.

На выходе из Вселуга обозначен мост, под которым якобы придется проехать. На самом деле там два моста, и оба разрушенные. По мелкой воде на пути будут торчать (сантиметров на десять-тридцать) вертикальные бревна-опоры старого моста, по высокой воде они в полуметре глубины, а вот по средней на них вполне можно сесть на ровном месте, вызвав бурный восторг у местных рыболовов... 

озеро Пено

Пено мало что из себя представляет - самое, пожалуй, невыразительное озеро на маршруте. Хотя песчаные пляжи, сосны и все прочее по-прежнему на месте. Здесь основной интерес - не само озеро, а выход из него. Выход осуществляется через населенный пункт, тоже Пено.

Во-первых, надо попасть под автомобильный мост, который становится виден с воды только метрах в двухстах (он расположен уже за изгибом протоки), поэтому к левому берегу надо выгребать уже при первых признаках серьезного жилья.

Во-вторых, сразу под мостом можно вылезти на берег (справа) и сходить по дороге в магазин (сто метров вправо по маршруту). Где-то в Пено есть почта.

В-третьих, протока будет идти через Пено километра два, все это время лихо срезая углы огородов и заборов. По высокой воде вообще можно приехать в чей-нибудь курятник. Местные рыбаки исповедуют вместо якорей две палки, воткнутые в дно у носа и кормы лодки, и по высокой (опять же) воде эти палки могут оказаться подводными.

В-четвертых, в Пено приходится проходить под железнодорожным мостом. И вот после него по мелкой воде попадаешь в легендарную протоку, на которую можно (кроме шуток) убить весь ходовой день. Потому при мелкой воде (когда бревна на выходе из Вселуга торчат хотя бы сантиметров на пятнадцать) на стоянку надо вставать непосредственно перед Пено. Иначе следующая стоянка будет в шесть утра.

Протоки на выходе из Пено по высокой водеПротока идет по квадрату три на три километра, в котором русла как такового нет. Есть неровности дна. При большой воде квадрат закрывается целиком, по нему плавают отдельные острова кувшинок и водорослей, и его можно с песнями резать поперек. На всю протоку уходит сорок минут.

При средней воде эти острова поднимаются над водой на пять сантиметров, и среди них приходится петлять, более или менее представляя себе направление. Это съедает часа три.

При низкой воде вместо островов получается полноценная протока шириной в четыре метра (без рукавов), которая укладывается на единицу площади с максимально возможной длиной. Суша поднимается выше уровня глаз (где находишься, непонятно). Возможности остановиться нет: естественно, нет топлива (так как это вообще-то дно), плюс к этому почва рыхлая. Попытки перетаскивать байдарки через сушу в следующий рукав протоки напрашиваются (действительно вышло бы быстрее), но нереальны: с грузом тонешь в земле по пояс. По мелкой воде на протоку можно убить шесть часов или даже больше.

Игры на водеДополнительных мерзостей две. Первая - это излюбленный район охоты на уток, и через Пено нельзя идти в выходные. Подстрелят или случайно задавят моторкой, были прецеденты. Вторая - после выходы из протоки по берегам тянутся довольно серьезные болота, и встать на ночевку сразу же не получится.

Таким образом, по высокой воде с Пено еще можно шутить, по средней и низкой рекомендуется следующее: стоянка на озере в виду населенного пункта Орлинка на противоположном от него берегу, на следующий день - прохождение протоки и выход из озера Малое Волго в Большое Волго, где есть просто блестящая сосновая стоянка на продуваемой горке, посередине между Мало-Ильинским и Никишками. Останавливаясь перед Пено, надо искать место сразу после появления в видимости Орлинки и самого Пено. Дальше на правом берегу пойдет редкая по качеству смесь комариных болот и коровьих выгонов.

Озеро Малое Волго

Приятное, красивое, но по мелкой воде неприятное огромным количеством топляка. Стволы торчат буквально отовсюду, глубина не превышает метра. По нормальной воде проходится без проблем и без комментариев. Заканчивается на характерном сужении берегов, где с обеих сторон стоит село Лохово.

Вариант стоянки на левом берегу протокиПротока между Малым и Большим Волго, заканчивающаяся около деревни Волга - самая красивая протока на всем маршруте. Соответственно, на ней есть и народ. Чистейшая проточная вода (тут уже есть чему и куда течь), отборный сосновый бор, песок. Рекомендуется стоянка на правом берегу после деревни Кобенево, перед самым примыканием правого залива. Люди там стоят довольно плотно, но место всегда найдется, скорее всего даже с оборудованной стоянкой (стол, навес и т.п.). Дальше в протоке будет более грязный лес (опять осина, липа и т.п.), хотя найти достойное место вполне реально.

Момент выходы из протоки в Большое Волго сопоставим в появлением ширковских церквей, только на сей раз без всякого религиозного опиума. Фотографам рекомендуется бросать весла и готовить камеру для панорамной съемки. Берега открываются с обеих сторон больше чем на 180 градусов, в первой половине дня солнце за спиной. Мечта поэта... Начать день таким образом стоит еще и потому, что при рекомендуемой схеме больше стоянок на озерах не будет.

Озеро Большое Волго

Хмурое утро на озереСамое большое озеро на маршруте, которое очень вовремя дает понять, что пора менять обстановку. Большое Волго стоит проскакивать с ходу, пока не начинаются расслабляющие сомнения в том, посильно ли это. Если на нем застрять, дальше будет неоптимальный график стоянок.

Предлагаемый пляжик в высокую водуТот же пляжик и те же деревья в высокую водуЛучше сделать в середине хороший обед: будет виден далеко отошедший от правого берега мыс с ярким песчаным обрывом. Теоретически тут можно и остаться на ночь, закрыв озеро за два дня вместо одного, но тогда лучше не торопиться утром. Мыс вызывает ностальгию еще и тем, что дважды (в 1996 и 1999 гг.) на нем была обнаружена с любовью выполненная из песка фигура голой женщины. Ищите, вдруг опять найдете?

Выход из озера выполняется мимо населенного пункта Селище, который стоит на горе. Лазать туда в магазин нет смысла - впереди более перспективное Селижарово. Потому Селище и его окрестности проскакиваются максимально быстро, тем более что тут начинается индустрия. По дороге приходится нырять под мост, между опорами которого стоят полусгнившие деревянные опоры его же старого варианта. Их видно при любой воде, проблем с прохождением нет. После моста и огибания очередного выпаса - озерная финишная прямая; озера завершаются первой волжской плотиной, которая гордо называется бейшлотом.

Бейшлот

Бейшлот основан в тысяча девятьсот затертом году для регуляции уровня воды и обеспечения судоходности Волги в районе РжеваБейшлот, вид со стороны выхода, разрушен во время Великой Отечественной и восстановлен в 1943. Ничего интересного в бейшлоте нет, разве что толпы рыбаков, которые с него ловят. Четыре заслонки; если открыто больше двух, то на Волге будет обеспечено течение и хороший уровень. Если открыта одна, есть вероятность ободрать шкуру на мелях.

Приставать к бейшлоту надо слева, метрах в тридцати от него есть приемлемый выход. В заслонки пока еще никого не утянуло, даже когда они были открыты все сразу.

Вещи переносятся примерно на сто - сто пятьдесят метров, ошибиться с местом новой посадки невозможно.

Верхняя Волга

Общие замечания

Волга населена в достаточной степени, чтобы идти туда вообще без продуктов. Местные жители давно и уверенно кормят туристов, даже вывешивая обращенные к воде рекламные объявления. Цены - это второй вопрос. На реке, в отличие от озер, вполне реально питаться грибами, много черники (там, где еще не обобрали). Комаров почти нет, за исключением болотистых мест.

Что касается технических характеристик. Течение местами разгоняется километров до пяти-семи в час, но обычно оно просто неплохое. Средний перепад высот - небольшой, от силы метр на километр. Дно - песчаное на отмелях и острокаменистое на мелях. В сухую погоду можно запросто докатиться до проводки судов вручную, если неправильно пойти вокруг какого-нибудь острова. Можно и просто пошкурить дно. В русле много отдельно стоящих обкатанных валунов, которые не столько требуют внимания, сколько разнообразят пейзаж.

Бейшлот-Селижарово

На этом небольшом участке (всего около десяти километров) рекомендуется сделать ночевку, удалившись от бейшлота на самую малость, буквально после первого же поворота, когда он еще слегка слышен. Главная причина - при рассматриваемом темпе преодоление бейшлота придется на вечер, и уходить за Селижарово поздно. Причины послабее: удобный утренний заход в Селижарово; приятное место; легкая передышка после первых метров по реке.

По низкой воде сразу за бейшлотом начинается примерно двухкилометровое бурление вокруг торчащих из воды валунов при очень неплохом течении, и нежных дам или впечатлительных детей с непривычки все это может излишне взнервировать. Реальной опасности тут, разумеется, нет в помине, но скорость после озер все-таки стоит почувствовать. А она будет и по высокой воде, когда валунов не видно. Проходя этот кусок, всегда стоит с умилением вспомнить рекомендации классической литературы, в соответствии с которыми следовало выходить из Селигера по речке Селижаровке и идти к бейшлоту против течения, чтобы прорваться к озерам...

Вид с левобережной стоянки назад по против теченияДля стоянок хороши оба берега: правый - обрывистый, песчаный, с прозрачным сосновым бором, левый - пологий, травянистый, в основном еловый. С обеих сторон идут дороги, по которым вечером может проехать несколько селижаровских рыбаков с бейшлота. Это не проблема. Здесь удобно то, что место воспринимается исключительно как рыболовное и можно набрать белых грибов не отходя от кассы.

Если в результате поисков стоянки впереди показывается железнодорожный мост, затею можно считать проваленной: чтобы не ночевать посреди Селижарова, вставать надо на первом же пятачке, но это будет не так здорово, как сразу после бейшлота.

От бейшлота и далее весь правый берег изрыт окопами (на этом берегу оборонялись советские войска). 

Селижарово

Районный центр со всеми вытекающими последствиями. Началом населенного пункта служит большой коровий выгон по левую руку; потом начинают попадаться на редкость вредные самодельные мостки, которые обычно просто лежат на воде, слабо поддерживаемые снизу самомнением их создателей. Как правило, в них оставлены узкие проломы для лодок, в которые обычно удается попасть и без предварительного осмотра. Если в команде есть люди, способные на относительно быстром течении встать в байдарке и не выпасть за борт, их надо попросить именно это и сделать.

В Селижарово есть смысл вылезать под автомобильным мостом (лучше на левом берегу, хотя это не норматив). Через мост проходит трасса Осташков-Москва. Слева от моста - центральная площадь с несколькими магазинами (около ста метров от воды), чуть в глубину и левее от центральной площади - почта, переговорный пункт. Справа от моста, метрах в пятистах, городской рынок, который работает примерно до полудня и на котором при удаче можно купить обычное мясо. В магазинах его нет. Мясо упомянуто в той связи, что в районе Селижарова постоянно начинает рождаться мысль о шашлыке...

Ниже моста Волга принимает слева речку Селижаровку и разливается в ширину метров до двадцати пяти.

От Селижарова и почти до самого Ржева вдоль левого берега идет довольно оживленное шоссе, расстояние до которого от нескольких сот метров до пяти-шести километров. Его всегда можно использовать как аварийный сход, где-то около пяти вечера по нему проходит последний плановый автобус на Ржев.

Селижарово - Большая Коша

Большая Коша в сухой годНиже Селижарова Волга почти на всем своем протяжении - мало чем выдающаяся река с более или менее постоянными характеристиками. То же самое место на Большой Коше в высокую водуПравый берег так и остается обрывистым и песчаным; там, где он вдруг отступает, останавливаться не стоит: луга либо служат коровьим пастбищем, либо таят комаров. По всей Волге стоит искать сосны, сосны и только сосны...

Вокруг много деревень, но все они стоят обычно на удалении от воды. Приходящие справа существенные притоки Большая и Малая Коша - скорее ориентиры, чем повод для обсуждения. По высокой воде можно попробовать пободаться с течением и пролезть вверх по одной из этих речек, пока хватает дури и сил; больше получаса эта затея все равно не займет, так как негде станет повернуть веслами.

Большая Коша - Бенские пороги

Утренняя река, левый берегУчасток не примечателен ничем особенным. Стоит отметить только то, что на стоянку непосредственно перед Бенскими порогами рассчитывать не стоит: лес очень грязный. Сами пороги начинаются после характерного разлива Волги до ширины около 50, а местами и 100 метров. Вход в струю - достаточно резкий, ширина реки - не более двадцати метров, вся серия порогов тянется не больше километра. Знатоки рекомендуют держаться максимально слева (по внешнему берегу), практически же только в низкую воду есть смысл куда-то держаться: при средней и высокой воде все камни на полметра под водой. При низкой воде они местами показываются, местами почти под водой. Валуны давно обкатаны течением, порвать шкуру нереально (в худшем случае протереть).

Если же показать Бенские пороги профессионалам, они будут долго смеяться...

Бенские пороги - Тудовка

Километрах в трех ниже Бенских порогах на правом берегу открывается очень привлекательный березняк, в котором вполне стоит остановиться, если время к вечеру. Правда, берег там не самый лучший.

Дальше Волга довольно долго течет без серьезных поворотов, медленно, долгими прямыми кусками, и это начинает приедаться. Особенно неприятен кусок перед селом Сытьково: исчезает лес с левого борта, вместо него появляется какие-то нарочито убогие провода, Волга делается прямой до неприличия. В дополнение ко всему прямо на берег вылезает довольно активная дорога.

Церковь в СытьковоСытьково легко отличить по стоящей слева на горе церкви с фрагментом купола, разрушенным снарядом; на этой церкви давно и уверенно живут аисты. Панорама от церкви стоит того, чтобы туда слазить. Сразу за церковью - паромная переправа с протянутой через реку стальной жилой (чуть ли не единственной на маршруте). Еще в паре километров - магазин, который с левого борта видно из положения сидя и в котором на удивление неплохо.

Почти сразу после магазина плотный комплекс деревень сходит на нет, Волга опять начинает петлять, и жизнь налаживается. Рекомендуется спланировать стоянки так, чтобы вставать километрах в пяти до Сытьково, а вечером идти до Новоалексеевского моста.

Новоалексеевский мост - явление на маршруте, которым обязательно надо разнообразить вялое течение дней. Вообще три волжских моста на участке до Ржева - это странное явление; на карте двух из них нет, потому вспоминаются они как-то вяло.

Отличительные признаки:

Первый (с некоторой вероятностью, между Климово и Колокольцево) - сравнительно невысокий, в белыми опорами и перманентно работающей насосной будкой мерзкого вида у правого берега. Сразу за ним течение сильно ускоряется и забирает влево. Здесь же появляется чуть ли не первый островок на Волге, который есть смысл обходить не справа (основным течением), а слева, очень маленькой и узкой протокой. В паре мест придется пролезть под стволы, зато есть редкая возможность кушать малину и ежевику с нависающего берега, не вылезая из байдарки.

Второй - Новоалексеевский (см. ниже)

Третий - еще дальше по течению, серебристый, высокий, на прямом отрезке реки и с большим количеством рыбаков по берегам.

Так вот Новоалексеевский мост задран вверх на неимоверную высоту. Сосны стоят много ниже его полотна. Рекомендуется следующая последовательность действий:

1. Гордо, не оборачиваясь, пройти под мостом, миновать следующий за ним двусторонний луг (как правило, с рыбаками и некоторым количеством машин).

2. Так же гордо пройти мимо каких-то невнятных мелких островков.

3. Увидев примерно в трех километрах ниже моста по левому берегу сосны, насторожиться и вставать на ночевку в самом их конце, когда до поворота реки влево остается буквально метров пятьдесят. На стоянке должны сохраниться деревянные столы длиной метров десять, на которых местная молодежь изредка справляет свадьбы.

4. Поставив лагерь, вернуться по прибрежной дороге к мосту, залезть на него и осмотреть окрестности (по желанию).

5. Возвращаясь от моста к лагерю, выбрать соответственно своим физическим потенциям место, раздеться, взять одежду в поднятую над головой руку и сплавиться по течению до лагеря, не подгребая. Просто на течении.

Волжские валуны в сухой годПриведенная последовательность действий приводит самых мрачных мизантропов в щенячье расположение духа. Купание при желании можно повторять несколько раз.

Чуть ниже по течению село Орехово с легендарной наклонной церковью.

Впадение справа Тудовки опять-таки не столько примечательность, сколько ориентир. На карте примерно в этих местах опять показаны пороги, но заметить их не удалось даже по мелкой воде.

Тудовка - Кокошкино

Участок между Харино и Першино - один из самых красивых на всем маршруте. Совершенно дикий сосновый лес, цапли в ассортименте. Если удастся, есть смысл поискать здесь стоянку, но рекомендовать нечего: мы, к сожалению, постоянно этот кусок пролетали.

Пример березовой стоянки ниже ТудовкиДалее вплоть до Кокошкино - местность без особых прелестей. Для стоянок здесь рекомендуется в основном левый берег и березовый лес. Места в нем более чем достаточно, поэтому стоящие лагеря проще пропускать. Если на выбранном месте стоянки покажутся приятной неожиданностью собранные кем-то в аккуратные кучи гнилые стволы, от стоянки надо уходить максимально быстро: это просто коровьи пастбища и предусмотрительность пастухов...

Кокошкино - первое место на реке, где можно пробовать сниматься правым берегом. Село трудно спутать с чем-то другим, оно производит достаточно индустриальное впечатление. Учитывая особенности дороги до Ржева, в таком финише можно найти здравый смысл.

Кокошкино - Ржев

Кусок от Кокошкино до Ржева населен довольно густо, мест для хорошей стоянки нет, для приемлемой - немного. Этот участок трудно рассматривать даже как матрасный поход, слишком чувствуется цивилизация. По правому берегу начинаются какие-то промышленные разработки, постоянно слышна трасса и т.п.

Туманное утро на последней стоянке перед РжевомКрайняя точка, на которой стоит ставить лагерь - крутой обрыв на левом берегу, после которого на том же берегу начинают просматриваться в полукилометре цистерны и трубы газовой станции. Стоянка вполне приемлемая, хотя на нее по выходным и приезжают купаться на машинах ржевские коммерсанты. Здесь вполне можно нарваться на природоохранный патруль, который, правда, интересуется охотничьим оружием, а не кострами и не мусором. Чтобы успеть от этой стоянки до Ржева (с учетом сбора байдарок и т.п.), вставать следует не позднее восьми.

Ниже обрыва мест для стоянки нет. Появляющиеся слева дачи - уже полноценный пригород, ниже которого весь левый берег будет закрыт. На правом берегу теоретически будет где встать (и это даже практиковалось), однако палатка стоит на виду у всего города, на крайне неровной поверхности перед глухим кленовым буреломом с полным отсутствием сухих дров.

На входе в Ржев следует, не снижая скорости, пройти под железнодорожным мостом (здесь уже дежурят дамы с двустволками, которые могут активно попросить поторапливаться). Появившаяся на правом берегу церковь (высоко на горе) - причина выкуривать последнюю сигарету. Сразу после церкви - автомобильный мост, финишировать следует прямо перед ним на правом берегу.

Справа по ходу движения (около трехсот метров) - автобусная остановка, до вокзала - три или четыре остановки. Железнодородный вокзал Ржев-II (на Москву) и автобусный вокзал находятся на одной площади. Поезда на Москву идут в основном вечером и ночью, но их немного: прибалтийские поезда новых пассажиров не берут, поезд из Великих Лук с большой вероятностью забит. Есть прямой смысл уезжать на автобусе: он прибывает в Москву на автовокзал, рядом с которым станция метро. Кроме государственных, от того же автовокзала ходят частные автобусы, которые в два раза дешевле (и, как показала печальная практика, в два раза проблемнее: один раз частник сломался под Волоколамском, и дальше пришлось ехать на чем бог послал).

Ржев - Старица

Продолжение от Ржева до Старицы может быть рекомендовано только окончательным маньякам выходного дня, которые и постоянное соседство трактора будут воспринимать как свежий воздух и природу. Детального описания здесь нет и не может быть - совершенно однообразная и скучная местность, обилие населения, частые поля, множество отдыхающих с громкоговорителями.

Некоторое разнообразие маршруту придает резкое повышение берегов перед Старицей, из-за которого приходится трансформировать поход в водно-горный и ставить лагерь после подъема на пятьдесят-сто метров по сорокаградусному уклону. При всем безумии именно такого рода ночевки на этом отрезке чего-то стоят: можно добыть неплохих грибов, лес на горах чист и светел, машины на них не проникают. На правом же берегу искать просто нечего: это бесконечные образцовые животноводческие угодья.

При необходимости маршрут можно прервать и раньше, в городе Зубцов, однако на протяжении от Ржева до Зубцова нет буквально ни единой приемлемой стоянки (только на слабую троечку), а расстояние таково, что проще уехать сразу из Ржева.

В Старице сходить с маршрута надо на правый берег примерно за пятьсот-семьсот метров до моста, который будет хорошо виден впереди, после чего подниматься в гору и спрашивать дорогу до автовокзала (около полукилометра после подъема). Проще всего уезжать на Тверь (автобусы ходят до вечера с промежутком около полутора часов), дорога из которой проблемы не составляет. В Твери автовокзал и железнодорожный вокзал также соседствуют.

Ресурсы

Для прохождения маршрута более чем достаточно любой общетуристской схемы любого масштаба. Заинтересованных в карте-двухкилометровке приглашаю писать, выдам электронной почтой бесплатно и беззвучно.

Закат на озере Большое Волго


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |