Определение (одно из возможных)

Поход: романтическое времяпрепровождение на природе с элементами самоистязания.

Под самоистязаниями подразумевается непрерывное перетаскивание грузов, борьба с холодом, голодом, сыростью, кровососущими и желанием поскорее оказаться дома. Кроме того, это непреднамеренные: моржевание, подводное плавание, утопление ценных вещей и сжигание одежды…

Пеший поход. Карелия, июль-август 1989 года.

Участники:

Позади диплом и выпуск, выпито столько, что организм больше не принимает. Вопрос о проведении похода решился уже в июне, благодаря обретённой книжке о всяческих тур. маршрутах, издания ~1972 года. Был выбран карельский пешеходный маршрут вдоль реки Сев. Шуя. По книжке выходило, что от станции Кильбо до Шуйозера и далее вдоль Шуи протоптана туристическая тропа. Поскольку до того времени мы ходили в поход только один раз вдоль р. Керженец, то понятия не имели, что пешие походы вдоль карельских рек отошли в прошлое.

Швед и ШураНаша походная песня началась сразу после выгрузки из поезда. Местные жители слыхом не сыхивали ни о какой тур. тропе и в конечном итоге мы пошли по какой-то узенькой тропке, выведшей нас на огромное высохшее болото, слегка перемежаемое каменистыми грядками. Поскольку в нашем распоряжении была лишь карта Карельской АССР масштаба 1:600 000, то шли по азимуту, а Швед периодически осматривал окрестности с деревьев. Жара стояла страшная, а мы по традиции забыли наполнить единственную фляжку и на привалах, да и по дороге, жадно поглощали голубику. В конечном итоге все набили оскомину. Спас нас Швед, обнаруживший с дерева ручей, от которого решили не уходить и встали на ночь. Следующий ходовой день опроверг наши оптимистичные прикидки скорости продвижения, поскольку ни к обеду, ни под вечер к Шуйозеру не вышли (по прямой от станции там всего 16 км. :)).

К концу дня у нас опять закончилась вода и у двоих развилась стойкая звуковая галлюцинация: казалось, что у третьего в рюкзаке плещется вода. Когда встали на ночёвку и вскрыли подозрительный рюкзак, то обнаружили там фляжку с 200 гр. спирта - обломс. Пока ставили палатку, на нас обессиленных и обезвоженных напала мошка. Я так впервые в жизни её увидел и, недооценив противника, лишь вяло отмахивался, пока две особо злобные твари не забрались под штормовку. Они выели у меня на животе по куску мяса и с урчанием догрызли их в кустах. Самое интересное, что следы от укусов держались лет пять.

Параллельные мирыОтражениеУтром выяснилось, что мы заночевали недалеко от автодороги и по ней без приключений добрались до пос. Пушной, направление нам показали мужики, починявшие дорогу. На Шуйозере встали километров через 10 после посёлка, обойдя ещё пару небольших озёр.

Красота, простор, ну, сами понимаете, - первый раз увидеть большое карельское озеро. На берегу толстый моховой ковёр, в нём клюква (ещё зелёная) и черники столько, что палатку ставить некуда – дно у неё и по сей день чёрное.

На следующий день выдвинуться не смогли и устроили днёвку со сбором черники и варкой компота, ловлей рыбы и помывкой личного состава. Рыбы, правда, наш штатный рыбак (Ивахин) не наловил, то ли её там не было из-за отходов зверофермы, что в Пушном, то ли Ивахин сам затравил её своими шампунями.

Через день Шура покинул нас со Шведом - около пос. Лехта он сел на автобус и отчалил в Москву к невесте - счастливчик! А мы, утяжелив рюкзаки, отправились в пос. Шуезеро, искать переправу к истоку Шуи.

В посёлке закупили пакет старого печенья и поглазели на чёрные досчатые дома бывшей турбазы или дома отдыха. Наконец нашли деда, который за червонец перевёз нас на своей моторизированной лохани к истоку.

На берег сошли, наверное, часов в 12 и стали держать совет - как двигаться дальше. Ещё в Москве, опять в той же книге, вычитали, что можно по реке на плоту сплавляться. Опять же с собой имели справочник туриста, в котором описано, как плот делать.… Да будет плот! (Естественно мы не имели ни какого представления о самой Шуе :))

Камера! Топор! Начали!Сразу замочили длинные прутья - вицу делать - это такая штука для вязки брёвен, должна получаться путём скручивания толстых сырых прутьев. Топорики наши хорошо видно на фотографиях, но это нас не испугало.

Мы не бобры,...Часам к 10 вечера брёвна срубили и приступили к изготовлению вицы. Скручивание прутьев отняло последние силы и не дало никаких результатов: то ли древесина была не та, то ли мы их недостаточно размочили - после двух оборотов прут рвался в месте первоначального перекрута. Пришлось для вязки плота использовать найденную проволоку и куски бечёвки.

Плот был готов приблизительно к половине первого ночи. К моменту окончания постройки настроение было какое-то тревожное: во-первых, конечно, нас было уже только двое, а во-вторых, из леса явственно тянуло дымком и, по причине засухи, была вероятность лесного пожара. Швед, зараза, видя моё взвинченное состояние, посулил. что пожар из леса сейчас ещё и волков нагонит :). Короче, я стоял за немедленный спуск плота и Эх, Боливар...ночёвку на воде.

Плотик хоть и получился очень скромных размеров - напрочь отказался спускаться на воду. Мы, оказывается, связали его очень далеко от воды, да и просто сдвинуть с места его было невозможно. Тут уж мы проявили не дюжую смекалку и, применив катки и рычаги, столкнули-таки плот в воду. Плот благополучно притоп. Не до конца, конечно, что-то осталось на поверхности, но этого еле-еле хватало на одного человека, при этом брёвна отчаянно "ходили". После такого неуспеха никакой пожар уже не пугал, а сил осталось только на то, чтобы поставить палатку и упасть на голый коврик.

На следующее утро встали поздно, попробовали ещё раз приручить наш плот, проявляя при этом чудеса эквилибристики. Потом плюнули, наскоро поели и двинулись вдоль реки. Самое интересное, что сразу за поворотом реки обнаружился матёрый завал и вокруг него длиннющая тропа обноса. Так началось наше непродолжительное путешествие вдоль реки Шуя.

Вот такое, блин, настроение, ...Сначала мы шли по 50 минут с 10-минутными перерывами, потом 45/15, потом 30/30, а потом под вечер я просто приспал в моховой ложбинке. Швед ведь он лось, ему одно удовольствие на длинных ногах по болоту полосить, а я прыгай за ним с кочки на кочку. На второй ... вот такой, блин, пейзаждень столкнулись с непредвиденным препятствием: старые каналы, предназначенные, по-видимому, для осушения ближних болот. Один из таких каналов преодолевали нагишом вброд, по горло в воде с торфяной крошкой, всё шмотьё несли на голове. Несколько раз видели байдарочников. Когда они проплывали мимо нас очень хотелось метнуть топор в ближайшую байду.

Таким образом мы шли в течении двух дней. На третий устроили днёвку, в месте недоступном для байдарочников и целый день отъедались черникой и отпивались бруснично-черничным компотом. После расслабухи опять лезть в болото не было никакого желания, поэтому решили выходить на мурманскую автодорогу и идти по ней до пересечения с Шуей, что и было проделано за 1,5 ходовых дня.

Асфальт оказался для ног хуже кочек - я в своих кроссах набил мозоли в самых неожиданных местах, даже на пятках (на подошве). По дороге встретили уже знакомых нам автодорожников, те отнеслись к нам с подозрением, спрашивали, где третий. Около моста через Шую пообедали, и, решив не сбавлять темп, протопали ещё 15 км. по мурманке до поворота на старую разобранную узкоколейку. По ней, как нам сказали люди у моста, шла тропа до Шуерецкого. По тропе дошли до почти Karelian camelразвалившегося моста через Шую.

Как шли - точно не помню, помню шёл дождь, привалы почти не делали, т.к. после них сложно было разогнаться на сбитых ногах и ещё я горланил всякие песни - от Машины до "Дорога без конца…" и "Хорошо живёт на свете…". Швед мужественно терпел. Палатку ставили в темноте, с трудом запалили какую-то сырую корягу, выпили чая со спиртом и упали. Утром мимо нас проплыли две байды, народ спросил, где наша байда, мы сказали что пешком, они спросили чего это мы так и в молчании скрылись за поворотом.

К полудню были в Шуерецком. Там разговорились с одним пьяным мужиком. Отнёсся он к нам с душой, сказал, что сам карел, и попытался объяснить, как добраться до Шуерецкой губы, минуя болотину. Он даже нарисовал схему, которая хранится у меня до сих пор в качестве образчика наскальной графики. В его объяснении фигурировали понятия "зимник" и "няша". Ну, с зимником более-менее понятно, хотя и лето, а вот няша… Он спрашивает у меня: "Ты", говорит, "знаешь, что такое няша?", я говорю: "Нет", он говорит – "Ну зыбун?", я: "Зыбучий песок, что-ли?". Он развеселился и пояснил, что нет, няша - это когда дна нет и она около ручьёв и ещё, что выбраться из неё одному невозможно, а его из этой самой няши моторкой выдёргивали. Ещё он нам хотел ружьё подарить, но мы не взяли.Следопыт

Поблагодарив мужика, мы, как могли, привязали схему к местности и, выломав из забора на задворках Шуерецкого двухметровую жердь, отважно пошли на встречу неизвестности и няши. Ага, вот и первый ручей – ничего особенного – симпатичные камушки, мох. Так, вот и второй и либо на нём, либо на третьем должна быть няша. Выглядел ручей совершенно безобидно: каменистый спуск с нашей стороны, пологий зелёный бережок с берёзками, поднимающийся на грядку, с другой. Даже камушки в русле. На всякий случай решили ткнуть жердью в центре ручейка. Жердь проткнула плотный верхний слой русла и ушла вся, дна достать не удалось. Няша оказалась густым киселём из серой глины, а это, видимо, покруче трясины. По частям переправившись на другой берег, решили идти по нему и пошли. Тут я дай, думаю, проверю грунт, и слегка подпрыгнул: впечатление было такое, как будто находишься в центре большого водяного матраца. В считанные секунды мы уже были на каменной гряде. Через некоторое время вышли на бескрайнее болото, отыскали чей-то след и, посчитав его зимником, двинулись к лесу, стоявшему на другой стороне. Болото было покрыто ровным слоем мягкого мха, идти по которому было одно удовольствие.

Лес за болотом был какой-то нереальный, как в сказке: густые разлапистые ели, седые от белого мха, звериные тропы и вдоль них черника, гроздьями свисающая с кустов. Не прошли мы и пятидесяти метров, как на тропу, прямо перед нами, вывалила толстая мохнатая задница и резво почесала вперёд. Медведь, подумал я, ещё до того, как он встал метров через тридцать на задние лапы и принялся нас рассматривать. Я "по тормозам" и рюкзачок начинаю отстёгивать, чтобы, во-первых, топор с взрывпакетом достать, а, во-вторых, бежать легче было. Швед на меня сзади налетел и спрашивает "Ты, чего?", я так тихо: "медведь", он: "Где?", я: "Тихо, вон смотри впереди стоит", он: "Да это коряга какая-то", я: "Сам ты коряга, топор, давай, доставай!!!". Ну, тут медведю видимо надоело на нас смотреть, он свернул на другую тропу, и ушёл в чащу. Минут через пять мы начали осторожно продвигаться вперёд и, в том месте, откуда выбежал мишка, обнаружили разворошённый муравейник.Оставшуюся часть пути по лесу я погукивал на все мало-мальски подозрительные кусты, а Швед шёл сзади и подло прикалывался. Потом оказалось, что Швед тылы прикрывал, т.к., по его словам, медведи сзади нападают.

ОтливНа последнем привалеПалатку, из предосторожности, поставили вдали от леса на берегу моря. Из-за этого спали очень плохо, – палатка хлопала на ветру как парус.

Утром двинулись по берегу моря; до Кеми оставалось ещё 50 км. Зарядил дождь и, после того, как мы в течение часа обходили тростниковую "дельту" очередного ручья, настроение упало совсем. На обеденном привале решили поворачивать обратно в Шуерецкое. Обратно добирались с ветерком, – встретили семью черничников, и они подвезли нас на своей лодке.

На станции, в ожидании поезда до Беломорска, решили уничтожить НЗ – банку сгущёнки. Я, без чая, смог осилить только четверть банки, а Швед присосался, только шуба заворачивается. Я спрашиваю: "Швед, как в тебя влезает-то столько?", подразумевая, что свою часть в поезде добью. Швед насупился так и говорит: "В походе-то всё поровну делили, а я вон, на сколько тебя больше!" и быстро дожрал банку.

Конец.

P.S. После этого похода мы со Шведом байдарочниками стали, но это уже совсем другая песня…