Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь

Кереть 2002 Дневник

Авторы: Наталья Филаретова, Александр Губкин Е-mail: gubkin_alexandr@mail.ru

Записи велись во время похода. Редактирование – сентябрь 2002.
По сравнению с прошлогодним походом по Воньге (Дневник по Воньге2001 в текстах Хронов) состав немного поменялся, а именно, вместо старушки-Таймешки2 мы приобрели Щуку2. Таймешку после весеннего похода отдали в хорошие руки, а сами решили пересесть в совершенно другой вид плавательных средств. Что из этого получилось - в этом дневнике. Состав экспедиции: Наташенька Филаретова, автор Дневника; Александр Губкин, автор комментариев; Байдарка «Щука 2». Маршрут: Северная Карелия Ст.Лоухи - оз. Плотничное - р. Кереть -оз. Кривое - ст. Кереть Сроки проведения мероприятия: 7 августа - 19 августа 2002 г. Используемые материалы: Все в Internet.
7 августа (среда) 1 день Приехали на станцию Лоухи в 14ч.45мин. Поезд 22 С.Петербург - Мурманск. Нас ждали Газ-69 с водителем и попутчиком. (Коммент. Это не значит, что машину заказали из Питера. Просто существует мнение, что где бы не появились нас ждут. Пока оправдывается.) Мы загрузились и за 20 мин. доехали до стоянки у дер. Парфеево. 2,5 часа мы укладывали вещи, пытаясь все втиснуть в маленькую лодочку. Здоровенный мешок со спальниками пришлось привязать на корму. Когда все было запихано, то стало ясно, что нам сесть некуда. Фотка: "А я то куда сяду?!" В 18ч. все-таки взгромаздились в лодку и поплыли. Управлять лодкой очень трудно. Она крутится на месте. Увидели гаражи бывшей деревни Парфеево, сориентировались по местности, узнали о. Реутошуари. Поплыли вдоль него. Хорошо виден вход в р. Кереть. Доплыли до входа и повернули слегка назад налево в залив искать стоянку. Увидели несколько песчанных пляжей. Выбрали один из них. Пристали. На горке стоянка, на которой давно никто не был. Мы встали. Было 18ч. 30мин. Мы были все мокрые, хотя погода была хорошая. В лодке полно воды. Разгрузились. Стали сушиться и сушить продукты. Не могли найти мешок с умывальными принадлежностями. Долго искали и решили утром в качестве прогулки сплавать на место стапеля. Легли спать. (Коммент. Трудно привыкнуть к рысканию плоскодонки после плавания на протяжении почти всей жизни в "Салютах" и "Тайменях". Мокрые по двум причинам: 1-впередисидящий кидает на мешок и фартук, в конечном счете все оказывается на фартуке, который плоский и рано или поздно просачивается в лодку. В Таймене вода скатывается с деки. 2- нет расстояния между ногами и шкурой. В Таймене стрингера подняты. Поэтому создается ощущение, что сидишь в воде) 8 августа (четверг) 2 день (дневка) Погода хорошая. Позавтракали и поплыли в Парфеево. Через 1ч. 20мин. нашли место стапеля. Мешка не обнаружили. Попа опять мокрая, хотя плыли в пустой лодке. Решили купить недостающее в Лоухах. На шоссе машины не останавливались. Я пошла пешком. Через один километр меня подобрал дед на развалюшке, довез до сельмага, где я купила бритву, шампунь, мыло, мочалку, щетки зубные - 2 шт., пасту зубную, крем, 2 бутылки пива "Пит" и бутылку 1л. водки "Кузмич на охоте". Дед отвез меня обратно, где воспряв духом после пива и съев 0,5л. черники (Саша собрал пока я ездила) мы решили возвращаться. И тут-то в носу нашей чудесной лодки мы и нашли черный пакет, который так долго искали вчера. В результате обнаружилось, что в нее не только непросто запихать вещи, но и достать обратно. Кроме того из нее трудно вылить воду, а высушить ее вообще невозможно. Через 1,5 часа мы вернулись на нашу стоянку. Пообедали, поспали, сшили два узких мешка. Решили положить в них часть продуктов по бокам под фартук. 9 августа (пятница) 3 день Начали собираться в 11ч., а вышли в 13ч. 30мин. Погода пасмурная, ветер. При входе в Кереть встретили кат. С ним плыли по оз. Нюкки. Боролись с лодкой. Очень трудно держать курс. Если удается, то скорость приличная. На волнах лодка подпрыгивает. При выходе из озера 2 моста: ж.д. и автомобильный. Без особенностей. Вошли в оз. Петриярви. При входе перекат. Пошел дождь. Остановились перекусить на мысу, почти под ж.д. насыпью. Кат нас обогнал. Дальше пошли по правому берегу до острова, обогнули его справа и вошли в Кереть. Порог Щелевой прошли без осмотра. Остановились на каменистом берегу оз. Нижняя Амба. Моросит дождь. Куча мошек. Меня съели, глаз распух. Ужас! (Коммент.Щелевой при столь малом количестве воды не выглядел даже как шивера. Просто течение и камешки в русле, которые объехали. Лодка хорошо управляется, если гребет один на корме.) 10 августа (суббота) 4 день По протоке дошли до порога Кривой1. Осмотрели с левого берега. Наметили маршрут прохода. Но лодка управляется плохо, прошли не везде как наметили, однако удачно. Но последний участок не осмотрели, боком вошли в бочку и перевернулись. Лодка - большой спасательный круг, плыла на боку, течение сильное, вода прохладная, солнце светит. Одно весло нашли в маленьком затишке, другое утонуло. Фотки: "А вот этот обливник!" "Продолжение1" "Продолжение2" "Продолжение3" За нами шли ребята из Москвы на катах, они тоже искали наше весло, но безрезультатно. Стали сушиться. Вещи все целы (кроме весла и панамки) и, как потом выяснилось, многие даже сухие. Вылили воду из фартука, кое-что губкой со дна. Поплыли дальше с одним веслом. Вторая часть Кривого порога. Осмотрели. Проходили в два приема. Заход по центру, и к левому берегу, затем к правому берегу. Зачалились перед поворотом. Еще раз посмотрели остаток порога, наметили путь. Реализовали его не точно, но удачно, боком перепрыгнув небольшой обливник. Фотки: "Вход во вторую шиверу." "И я перед входом." "Шивера." "Шивера далее." Вторая часть порога проходилась на частично разгруженной лодке (отвязали спальники с кормы и, вытащили чайник и два мешка с продуктами). Потом таскали оставшиеся вещи. Но это еще не все! Дальше - еще один порог. 2 мощных слива. Выбрали меньший. Пробивать бочку с одним веслом не рискнули. Однако, перейти в правый слив не удалось. Вместо 2 метров вправо лодка сместилась на 1 и мы бортом сели на большой камень. Щука не перевернулась, а свесилась с двух сторон камня. Мы устойчиво сидели и обсуждали, что дальше делать. Созрело решение. Единственное весло отдали мне, Саша выскочил на камень и спихнул с него лодку, но впрыгнуть в нее не успел, я уплыла, а он нырнул в порог, догнал и зацепился, а к концу порога даже вскарабкался на нее. Часть порога лодка плыла задом, но не перевернулась. Саша переоделся, принес вещи и, проплыв чуть-чуть, встали в начале оз. Долгое. Помылись, поужинали, допили остатки "Кузмича" за счастливое спасение и легли спать. (Коммент.Порог Кривой1 представлял 4 ступени. Вначале длинный участок (метров 500), который мы просмотрели и прошли, но не так как наметили, поскольку планировали как для Таймешки. Щука таких маневров на струе, по-видимому, делать не может. В дальнейшем эта ошибка повторялась, пока не освоились. После первого порога метров 200 спокойный участок с быстрым течением. Затем слив довольно мощный. В конце спокойного участка мы решили чалится, чтобы осмотреть слив, но тут меня попутал лукавый и я в последний момент решил пройти без осмотра, поскольку он короткий и конец виден. Но справа на входе слива большой обливник с хорошей бочкой. Гладкий слив в обход бочки шел слева. Мы находились ближе к правому берегу и необходимо было сделать траверс струи. Опять сказались навыки каркасной байды при принятии решения. В конце концов мы пошли по самому краю струи и нас завалило в бочку. Возможно отрицательную роль сыграл тяжелый мешок, привязанный на корме на деке. Но полного оверкиля не получилось! Два пробковых спасика, привязанные на носу, и злополучный мешок на корме не позволили байде завершить переворот. Она плыла на боку я вылезал из пришитой к деке юбки, а Наташенька и этого не думала делать, а просто стала хлебать воду. Пришлось мне крикнуть: "Вылезай". Мы отпинали байду к левому берегу на плоский камень и стали искать весла. Одно лежала прямо за бочкой у правого берега. Другого видно не было. Никого вокруг не было. Нужно было доставать весло. Зашел подальше от слива вверх по течению и переплыл на другую сторону. Взял весло и опять прошел вверх по реке и поплыл обратно. Плыть с веслом удовольствие ниже среднего, да и в слив снести может. Поэтому проплыв чуть далее средины, я бросил весло к берегу. Не добросил и оно немного поплавав стало погружаться. Но я вспомнил спортивные молодые годы и был уже рядом, схватил весло и выбрался на берег. Мы обсушились, отлились, поискали утонувшее весло и поплыли дальше, но с одним веслом. О тритоновских веслах разговор особый. Лопасти на трубке достаточно свободно болтаются, а пробки - это одна видимость. Таймешкины весла все-таки плавали долго без дополнительных приспособлений. Кроме того, лопасти на этих веслах соединяются одним тоненьким штивтом, а не двумя, как старые весла. На втором Кривом пороге лопасть неожиданно отстегнулась! Хорошо успел быстро поставить на место. Что ж, надо модернизировать весла! После спокойного участка опять длинный участок - третья ступень Кривого! Затем довольно большой разлив и последняя ступенька - слив с зубом посредине. Слева слив с плиты с бочкой. Справа - чистый слив, но правее бочки и заход требует траверса струи. Решили попытаться попасть в чистый слив правее зуба. И опять нам это не удалось, но Щучка продемонстрировала свои лучшие качества. Мы сидели бортом на камне, по разные стороны. Было половина девятого вечера, на реке никого не было, солнце стояло над лесом и нужно было как-то выбираться. Конечно такой ситуации с каркасной байдой быть не могло - либо мы сделали траверс струи, либо байду обмотало на зубе. Уф, и накупался я в этот день!) 11 августа (воскресенье) 5 день (дневка) Жарили грибы, варили кисель. Хорошая погода. Все высохло. Фотка: "Дневка." 12 августа (понедельник) 6 день Отправились около 14ч. Ветрено. С одним веслом рулить оказывается проще, скорость почти такая же и еще мы сухие. Сплошные преимущества. Встретили кат двойку, каяк и "Скаут" из Москвы. Москвичи отметили, что даже с одним веслом мы их "делаем". Запасного весла у них не оказалось. Дошли до порога Керчуг за 2 часа .Фотка: "Порог Керчуг" Посмотрели, как прошли ребята ("Порог Керчуг идет кат.") и прошли сами центром, потом немного влево. Чуть не перевернулись после порога. Щука не любит резких движений. Проплыли еще полчаса и встали в озере Травянистом. Погода солнечная. Стоянка хорошая, но грязновато. Ловили рыбу на булочку. Нажарили три сковородки крупной плотвы. 13 августа (вторник) 7 день Вышли в 14ч. Солнце, тихо. По протокам доплыли до переката перед порогами за 1ч. 40мин. Перекусили. За перекатом - порог 7. Короткий мощный слив с центральной струей и камнем в конце посредине струи. Прошли слева. Через полчаса порог 8. Короткий, проход по центру левее острова, потом чуть влево. Через 500м. порог 9. Довольно длинный трудный вход, много камней. Нужно попасть в центральную струю, затем левее к скале посередине порога, затем правее. Фотки:"Порог 9" "Порог 9 (продолжение 1)" "Порог 9 (продолжение 2)" "Порог 9 (продолжение 3)" Солнце светило прямо в глаз, ничего не было видно. Мы прошли не по нашему плану, но довольно удачно, перепрыгнув несколько обливников. Я была сердитая, так как перед этим 30 мин. искала Сашу, а он, как выяснилось, искал нашу лодку. После порога на левом берегу есть стоянка. Мы на ней встали, так как уже было около 20ч. и впереди Мураш. Вторую ночь очень холодно, ясное небо. 14 августа (среда) 8 день Встали в 10ч. к 13 собрались и пошли смотреть Мураш. Очень тепло, солнце. Фотографировали порог: "Мураш. Вход." "Мураш. Первая ступень 1" "Мураш. Первая ступень 2" "Мураш. Первая ступень 3" "Мураш. Задворки." "Мураш. Прямой участок 1" "Мураш. Прямой участок 2" "Мураш. Прямой участок 3" "Мураш. Прямой участок 4" "Мураш. Второй поворот 1" "Мураш. Второй поворот 2" "Мураш. Второй поворот 3" "Мураш. Второй поворот 4" Перенесли почти все вещи в конец порога по тропе по левому берегу около 1км. На обратном пути смотрели порог и решали: плыть или обносить. Порог начинается большой шиверой, затем мощный слив с больших камней. Проход по центру и слева около ряжевой стенки (по описанию) при нашем уровне воды (мало) был не реален. Пока мы думали, появилась группа из Москвы: кат 2 с девушками, байдарки Таймень2 и Таймень3. Мы остались посмотреть как они пройдут. Девушки на кате спрыгнули посредине. Затем Толик на Т2. При заходе приходилось объезжать камни справа, а затем траверс струи, чтобы папасть в правый чистый слив. Толику вывернуть вправо не удалось и он спрыгнул влево между камней, удачно обойдя выступвющий обливник. Затем зачалился вправо в затишок. Для нас такие маневры невозможны. Два Александра на Т3 приселе на камне при входе, но спихнулись и здорово работали, чтобы попасть в правый слив. Это им удалось. Уже в конце при выходе из струи в затишок у капитана сломалось весло. Мы решили плыть, хотя сомнения меня не покидали. Одели спасики. В лодке остались только палатка (6-7кг) и хозмешок под моим сидением. Пошли по шивере близко к правому берегу, слегка садились на камни. Перед входом в слив сели на камни, пришлось вылезать и сталкивать, но зато мы попали в нужную правую струю. Прошли по валам, за валами обливняки с бочками. Мы перепрыгнули и зачалились вправо. Опять встал вопрос: плыть или не плыть дальше? Река после ряжевой стенки поворачивает на 90 град. влево.На камне стоял Толик и сказал: "Что делать? Плыть-то надо." Это был ответ на вопрос. Дальше идет длиный прямой участок с обливняками до скалы справа и камнем, торчащем из воды слева и обливником рядом с ним.. Нужно было пройти в трех метрах от торчащего камня. Дальше поворот направо. Нам удалось вписаться в слив и проплыть у камня, но уйти влево не смогли и перескакивали 2 ряда обливников. (По плану мы должны были уйти влево) Дальше посредине два зуба на выходе. Между ними и до и рядом обливники. Мы хотели уйти влево, но нас несло между двумя зубьями. В результате уйти влево удалось, но сели на камни. Стаскивались всеми способами - веслом, ногами, руками. Лодку удалось удержать по струе (легче чем Таймень). Наконец пролезли в узкую щель между камнями и последний участок через обливники. Ура! Нас поздравили москвичи. Мы целы, единственное весло при нас, в лодке слекга вода. Отметили прохождение из фляжки и поплыли через озеро Новое. Пока мы грузились через порог прошла еще одна команда - "Скаут" с женщиной, детьми и собакой (шли первые), кат и каяк. Нам сказали, что нужны каски, так как дальше пороги круче. Встали у выхода из озера Новое. Пришел мужик с соседней стоянки и сказал, что здесь есть медвежьи следы. Наелись грибов и легли спать. 15 августа (четверг) 9 день (дневка) Идет дождь. Встали поздно. Позавтракали в 14ч. 30мин. Приходили гости (Толик). Саша учил его ловить рыбу, отдал крючки и муку. Пригласили нас вечером на чай. Банька проблематична. Дождь мелкий целый день. Сварили много киселя из брусники и голубики.. На ужин - грибы по-мурашски в горчичном соусе. Под вечер дождь кончился. Мы поехали в гости на другой берег озера с киселем и сухариками. В пустой лодке сидеть невозможно. Туда приплыли наполовину мокрые. Народ топил баню и варил ужин. Наш кисель очень понравился. Нас угостили черникой со сгущенкой. Очень вкусно. Домой приехали в полночь. "Наши знакомые." "Наши знакомые." 16 августа (пятница) 10 день(еще одна дневка) Пасмурно утром, но дождя нет. Решили сделать баньку. Топили 2 часа. "Топим баньку." "Топим баньку." "Топим баньку." Здорово попарились. Собрали чернику. Рыба с берега не ловится. Озеро мелкое. К вечеру ясное небо и солнце. "Заход солнца 1" "Заход солнца 2" 17 августа (суббота) 11 день Утром солнце, холодный северный ветер. Отплыли 13ч.30мин. За 40 мин. доплыли до порога Сухой. На самом деле это длинный (3км) перекат. Очень мелко. Бревна в русле. Конец переката за автомобильным мостом. В 16ч. 30мин. доплыли до ж.д. моста. По берегам - болото. Через 20мин. порог Кривой2. "У порога Кривого 1" "У порога Кривого 2" "У порога Кривого 3" Сначала очень мелкий перекат, за углом один слив по центру, затем резкий поворот влево. Там несколько языков и обливники. Опять не заметили обливник, традиционно сели на него боком, толкались веслом, руками и ногами. Слезли. У весла выскочила лопасть. (Весло хилое! Вернуть производителю!) Вплыли в озеро Кривое. На входе две стоянки высокие. Одна с банькой. Мы заплыли в левый залив. Единственная стоянка в левом дальнем углу. От нее тропа до станции Кереть. Прогулялись по дорожке не до конца. Легли спать. Решили утром собраться и пойти, а от ст. Кереть как-нибудь добраться до Лоухи. 18 августа (воскресенье) 12 день Встали, активно собираемся, подплывают рыбаки и говорят, что до ст. Лоухи электричка будет только в 20ч., а автомобильных дорог нет. Я пошла на станцию. Оказывается она закрыта, магазина нет. Лавка приехжает через день с "веселым" поездом (Мурманск-СПб по четным). Оставалось одно: ждать до завтра. В середине дня начал моросить дождь. Мы пошли за грибами и ягодами. Два раза жарили грибы, поймали 2 плотвы (одна - огромная). Собрали черники и брусники. Завтра в 10ч.10мин. электричка в Лоухи. 19 августа (понедельник) 13 день Всю ночь шел дождь. Проснулись в 6ч.30мин. - все мокрое. Саша пошел варить кашу, я собиралась в палатке. Позавтракали, собрались все под дождем. В 9ч. вышли. Шли по тропе через 3 болота и возвышенности 40мин (без груза 20). "Станция Кереть" В 10ч.20мин. пришла электричка Кандалакша-Лоухи. Мы сели и в 10ч.50мин. были в Лоухах."Станция Лоухи" Сразу купили билеты на 21 поезд. Он отправляется в 16ч. 49мин. Есть еще 11 поезд - в 18ч. 50мин. Выяснили, что от ст.Лоухи до ст.Кереть электрички в 7ч10мин и 16ч30мин (Лоухи-Кандалакша) кроме праздничных и воскресных дней. Вещи сдали в камеру хранения, прогулялись по центру Лоухи, пообедали в местном ресторане и в 17ч. уехали. (Коммент.Наверное, в заключение следует сделать ряд выводов: 1 - Щука-2 отличается от Щ3, описания и советы по которой присутствуют в Инете. У нее достаточная продольная жесткость и возможность бедрами управлять лодкой. Удерживать ее на курсе, наверное легче, чем тройку. Недостатки по сравнению с тройкой: мало места и гребцы мешают друг другу при интенсивной работе. Мешают на первых порах и не при интенсивной работе. IMHO к этому надо привыкнуть. Мало места - в нашем варианте при одной лодке - особенно чувствительно. Если идти в компании с катами и пр. вместительными средствами, то проблем вообще нет. В нашем варианте одной лодки необходимо сменить спальники и палатку в первую очередь. Затем сшить специальные гермы по размерам свободного пространства в лодке. На корму можно привязывать, но легкие вещи, которые неудобно размещать под декой или в мешках. Например, любимый чайник. (Чайник - на самом деле чайник, а не новичок, увязавшийся посмотреть, чтой-то мы там делаем на этой речонке) 2 - по сравнению с каркасными байдами управлять на гладкой воде Щ2 конечно труднее, но не настолько. А в пороге нужно просто изучить возможности лодки. ) А в заключение - стихи автора Когда под веслом добежит вода К какому-нибудь "Мурашу" Зажмурь глаза и представь, что я Рядом с тобой сижу. Мы в "Щуке" любимой опять вдвоем Нас, мокрых, несет в струю. А я касаюсь твоей щеки И шепотом говорю: "Задумаем вместе, чтоб этот маршрут Стал радостной нашей судьбой; Попросим тихонько, чтоб навсегда Мы были вдвоем с тобой! Я твердо верю, что будет так Всей силой моей любви. Пусть каждый вздох наш И каждый шаг Приблизит свиданий дни! Ты трудностям, боли, тоске не верь, Пройдет их недолгий срок! Еще ты, любимый откроешь дверь Однажды на мой звонок, Еще изумительная гроза Подарит нам счастья свет! Да будет так!..." И открой глаза, Моя на ладони твоей слеза, Но нет меня рядом, нет. Н.Ф. 28.09.02