Реклама: Порше Центр Таганка - ремонт порше кайен.

Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь

Кереть-Винча 2003. Китайцы осваивают Карелию

Алексей Курохтин, май 2004

alkur@mail333.com

Собственно китаец был только один - это сделанная в дружественном Китае лодка SVX-500 фирмы Sevylor, по нехорошей, американской, лизенции. Лодка была обкатана на двух вполне серьезных речках, и совсем не пострадала - меньше чем экипаж уж точно.

Кереть-Винча 2003. Китайцы осваивают Карелию... 1

Аппендикс. Домыслы о лодке SVX-500. 18

Участники:

Кереть (03.08-09.08)

Наташа -             морская свинка, водяной скорпиончик, разум экспедиции и просто лапочка. Не дает в обиду мужа (меня).

Леха -             мрачный пессимист-скептик, руководитель паники в походе (это я)

Катя  -             воплощенный поток энергии, будущий мастер психологии и

любительница экстрима.

Винча (10.08-16.08)

те же +

Артем -             созерцатель с крайне развитым воображением, изредка возвращающийся в действительность из своего мета-космоса.

Начинающий гурман.

Ира -               источник хорошего настроения, веселого щебетания и официальный помойщик канов.

Опыт участников, в качественном отношении, достаточно схож - Карелия летом да Щегринка весной. Для Иры это второй поход, для Наташки примерно 100-ый, остальные посередине. Ходили на Тайменях / Салютах, Ласточках / Муренах / Щуках, Егерях / Скаутах и Туристах / ПСНах. А вот от катамаранов / рафтов и речек, на которых они нужны, Господь оборонил.

Возраст участников - 24 плюс-минус 3 года, причем в основном минус.

Плавсредства:

Идея и литература:

Ни по одной из этих рек никто из нас до сей поры не сплавлялся. Мы с Наташкой были прошлый год на Винче, но пешком, заценили Собачий и Падун. Основные пожелания к маршруту были у нас такими:

-        выход к морю и время повалять дурака на нем

-        наличие крутых порогов, для эстетики и, возможно, сплава

-        обилие проходимых порогов, чтоб было спортивно и интересно

-        выход в цивилизацию посреди маршрута, где мы должны встретить Артема и Иру, участвующих только во второй неделе похода. В произвольной точке на карте мы их встречать не хотели. Ведь они должны были привезти продукты !!

С маршрутом мы возились долго, выбирали, высчитывали километры, и в конце концов все сошлось: первая неделя - Кереть от начала и по морю до Чупы втроем, вторая неделя - Винча с ее крутыми порогами и выход через Нольозеро впятером. Всякие "вкусности" на Винче, типа волока в озеро Кукас и выброски через Софпорог, к сожалению, были сразу отринуты - ну никак по километражу не выходит.

По Керети мы удовлетворились одним хорошим и полным описанием http://veslo.ru/2001/othet/lockeret.html, а по Винче двумя - прикольным "путешествием дилетантов" http://veslo.ru/2001/othet/vincha/vincha_kukas2000.html и еще одним, более близким нашей специфике http://veslo.ru/OTHER2/Vincha.htm - народ ходил на Егерях / Скаутах. Не сказать чтоб мы уж прямо изучили все доступные ресурсы, но штук по пять-семь на реку посмотрели все-таки. В качестве карты был стандартный "Атлас Карелии", двушка.

Часть 1. Кереть. Storm und Drang.

01.08. Отъезд.

Ура ! Окончивши рабочий день и купив тот самый SVX-500 (самое время) едем на вокзал. Поезд 112, 0117 (уже 02.08) из Москвы, три верхних боковых в плацкарте, конечно. Хорошо хоть так - кто-то в последний момент сдал билеты, и они достались нам - сезон. Сразу легли спать - какие еще варианты в такой "большой" компании при трех боковушках. Да, на вокзале турья - ну просто чОртова уйма - в некоторых местах перегораживают платформу полностью плотной толпой. Дым стоит - топор вешать можно - или даже катамаран. У нас в вагоне туриков только еще одна компания из четырех человек. В Твери залезла огромная банда на катамаранах - совершенно "по-турьи" -  всех разбудили, а особо любопытным еще и наподдали карандашами с железом. Они ехали на Кутсайоки.

02.08. Поезд. Москва - Лоухи.

Встретили моего однокурсника (физфак МГУ), да и работали мы в одной конторе. Они еще с одним парнем (тоже сокурсником) на Таймене-3 на Шую пошли. Потом встретились, говорят клея извели изрядно - всюду малая вода по Карелии ...

Рядом молодая мамаша, с ребетенком лет полутора, который все время носится туда-сюда по вагону, а мы время от времени за ним присматриваем, ну и общаемся с ними о том о сем.

03.08. Лоухи. оз. Петриярви - оз. Керчуг.

Чуть-чуть опоздали, приехали в Лоухи в 540. Вышла толпа туристов - к куче автомобилей разного пошиба. Видимо, большинство договорилось с водителями заранее, т.к. когда только пошли искать машину, народ уже вовсю грузился. Нас согласилась подобрать другая группа, которая шла на Елеть-Кереть. Она состояла из дюжины мужиков прожжено-туристского вида (ну там старые штормовки выцветшие, уже заготовленная щетина или бороды, все как надо). У них три недели на все про все - вот везука - у нас одна. Вообще, встретивши позже много групп на Керети, мы узнали, что три недели это самый популярный срок для Керети, изредка две.

Это слегка меняло наши планы - мы хотели доехать чуть пониже, где М-18 (Ленинград-Мурманск) вплотную подходит к Керети. Чтоб не пилить лишнего по озерам, а, с другой стороны, не пропустить потенциально интересный порог Мураш. Короче, поехали мы с ними на запад до моста между озерами Нюкки и Петриярви, удовольствие обошлось в 300 руб. (сэкономили - водила сказал, что меньше чем за 500 машины не ходят). В районе моста две группы, потом подъехала еще одна. Мы сначала заезжали за лицензиями на рыбную ловлю для ребят из попутной группы и чуть тормознули. Лицензии нужны, ибо, по слухам, рыбнадзор свирепствует. Лицензия на поимку одной семги и (не или) двух горбуш стоит 150 руб.

При сборке подошло двое парней - с портвейном. У них в команде матерая тетенька, которая их гоняет и не дает спокойно выпить. Ну что ж - помогли парням, долг туриста. Собрались раньше всех и в 1300 выплыли. При сборке, кстати, выяснились определенные преимущества нашей ласточки перед Скаутом:

- отделения для баллонов (двух донных и двух бортовых) застегиваются на несколько молний, и пропихивать баллоны явно удобнее

- обратные клапаны дают возможность быстро накачать лодку до большого давления (твердая как бревно)

- 5-10 минут на всю сборку (ну 15, считая вставку баллонов)

А со Скаутом при сборке конечно лажанулись - лень было баллоны в Москве вставить, и перепутали бортовые. Хотя специально два раза проверил, "где лево, а где право". А чревато это тем, что сосок по мере накачивания уходит все глубже внутрь. Ну, повозились - переставили. Да, у нас конечно не было затычек к Скауту (попробуйте купить в сезон), поэтому затыкали деревяшками, обвязывали веревками и т.д. Эх, обратный бы клапан сюда; такие "маленькие удобства" уж точно поставили бы лодку вне конкуренции среди класса туристов-халявщиков.

Да, ну вот. Сначала Катя поплыла на Скауте, а мы с Наташкой на нашей китайчонке. Стали очевидными две вещи: Катя на Скауте отстает, а у нас полно воды - там есть дренажные отверстия. "Дряннажные, мать их" - подумали мы, но, как вышло, напрасно. Потом научились правильно пользоваться этими игрушками, и никогда не закрывали - даже на озерах. Я пересел в Скаут, а Катя матросом в SVX к Наташке. В результате дело пошло лучше, девчонки меня с легкостью обогнали. На Петриярви ПОПУТНЫЙ ветер - ну и ну; сразу стало ясно, что придется за это расплачиваться черными днями дождей, встречного, бокового и прочих мерзких направлений ветра.  Жара, солнышко светит, перекатики, порог Щелевой. Мы описание невнимательно прочли, подумали было что это Кривой - два слива под прямым углом (на повороте) - ну чем не Кривой ? На пороге, на левом берегу, турики, на байдарках, катаются и обедают. Один нам начал профессионально сигналить - как гаишник - лицом к нам, левая рука вверх, а правая в сторону, и молчок. Видимо, "держи левей !". Девчонки, из уважения к возрасту и чтобы польстить, пропускали меня вперед на порогах (а может то был холодный женский расчет ?). В общем слились мы без проблем, симпатичный порожек, скалки по обоим берегам. Сразу за порогом - обед (а не жалкий перекус). Катя нашла компас в воде, почти рабочий.

Наташа: по Керети явно ходят не только вниз по течению, но и вверх - мы встретили 3 группы, на разных участках реки, двигающиеся против течения реки и основного туристо-потока.

Порог Кривой что-то особо не запомнился. Керчуг, красивая шиверка в одноименное озеро. Группа на катамаранах откуда-то выползла, и поплыла дальше по озеру. А мы решили вставать - на ближайшем к устью островке. Встали в 1830, правда перед этим полчаса качались на волнушках в озере - солнышко, ветер, хорошо (до сезона дождей оставалось около суток).

В 2215 подвалила группа, ищущая где бы приткнуться, на байдарках и катамаранах. Нацелились на наш остров (а с воды наш скромный лагерь плохо видно) и жестко обломались - мы заняли единственное местечко. Тем не менее, их руководитель, деловой такой дед, бодренько прошпарил через наш лагерь, убедился что ловить нечего, и они ломанули дальше. (Позже, узнав эту историю, Артем удивился - "а что ж вы им не сказали: уже поздно, плывите дальше ?" Пять баллов :-)) Встали на соседнем, бОльшем острове, а мы похихикали над незадачливыми туриками. Знать бы, что завтра мы сами, как последние чайники ...

04.08. оз. Керчуг - оз. Кривое.

Этот день по плану и должен был быть ломовым - хотелось проплыть М-18 и железную дорогу, и встать где-нибудь за деревней. Чего не должно было быть, так это позднего подъема, но он случился. В результате вышли мы в 1300, а по плану было подъем - 8 и отплытие - 11. Уже стало ясно, что раньше десяти вечера едва ли встанем ...

Озеро Травяное - не видно что заболоченное, берега в скалках, явно есть стоянки. Видели группу, ловившую рыбу около острова на байдарке и катамаране. Потом ломились по реке без просмотра, остановились после порога Мураш. Все препятствия - шиверы, иногда достаточно круто падающие, красивые. Думали что Мураш - это Белый Зуб, все ориентиры вроде как по описанию (и это значит что нам ломить и ломить). Спасибо, подплыл мужик на байдарке с кучей детишек (стояли на правом берегу ниже порога), и разъяснил, что это был Мураш. Их очень заинтересовала наша лодка, попросил перевернуть-показать.  Собственно, на Мураше солнце и кончилось. После сухого перекуса с холодным чаем поплыли дальше, часов в пять.

Озеро Новое - туча мошки и комарья прямо над водой, обнаглели совсем. Прячутся в ветровой тени и не отстают сволочи; бояться только никотина, чем и пользуюсь. Встретили группу на двух Тайменях, три мужика и девушка, они отплывали от мыса. Нас они конечно перегнали, но поскольку ловили рыбу, мы их неоднократно настигали и общались. Мы уже определились, что хотим вставать на озере Кривом, а они криво ухмыльнулись: "Дойдете ли ?"

Ну вот наконец и М-18, а потом железка и оз. Кривое. Вот тут туристов-то и дофига - групп 5 на одно озерцо. Девчонки зацепились с группой, которая стояла прямо в устье, те радушно предлагали нам встать прямо посреди их лагеря (время пол-одиннацатого), ибо больше все равно негде, да к тому же местные тут лодки воруют, выкуп 500 рублей. Говорят, что стоЯт здесь давно, уже пара маленьких групп тусовалась с ними вместе. Да, а сами они из Тулы, два мужика, девушки, детишки, группа мирная, явно не "дикие" экстремалы. Наталья с Катей поплыли смотреть противоположный берег, а я остался лясы точить и угощаться их фирменным суперским киселем. По резултатам разведки девчонок, на дальнем берегу кочкарник, но встать в принципе можно. Что и пришлось сделать (в 2315), т.к. другое присмотренное место невдалеке от гостеприимной группы загажено по самое не балуйся. Вымотались изрядно, поставили палатку, поужинали, спа-а-ать. По подсчетам специалистов, проплыли 32-35 км, что для нашего состава и плавсредств прямо скажем немало. Самый длинный переход за этот поход.

05.08. оз. Кривое - оз. Варацкое.

А ночью ломанул тропический ливень, ознаменовав начало пасмурного сезона с мелкими и иногда крупными дождичками. Палатка стояла в кочкарнике, в ямке, стойки поломаны, тент прилегает к палатке и протекает - короче все основательно вымокло, включая спальники. Ну да зато встали рано - в восемь (в луже спать противно) и выплыли позавтракав в 1130. Собрались за три с половиной часа по мокроте - ну чем не рекорд ? Нас сразу обогнала еще группа на двух Тайменях - 4 мужика, пилили вовсю, со зверскими лицами. "Хе-хе, погоняемся на порогах", подумали мы. Догнали их на Долгом, они смотрели сливчики, мы тоже чуть поглядели и ломанулись. Мелко, для Тайменя тут геморрой обеспечен, а порог действительно долгий. Как сказано в описании, "прохождение препятствия займет немало времени". Короче, в этот день и последующие, мы эту группу больше не видели, отстали они - для наших-то лодок здешний шкуродер опасности не представляет.

Порог Варацкий посмотрели, решили поснимать. На правом берегу, на деревьях, распялена рваная шкура Тайменя, вроде бы свеженькая - байдарочники, ахтунг! Проход вплотную к островку, и потом надо немножко поколбаситься в выходном сливчике. Прошли чисто, буря восторгов, дождь (с самой ночи в общем-то). Пообедали за мостом дороги Чупа-Плотина (по-взрослому). Не заметили в кострище тюбик с клеем, в результате получился достаточно мощный хлопок и омерзительная вонь на весь час обеда. Принимаем решение встать рано - и сушиться - ибо мокрый спальник есть отстой, а дожди кончаться не собираются. Проплыли все озеро Варацкое, хотели встать на реке, но не вышло - правый берег в истоке занят большой группой, на Карежке стоянки не видно, а на Краснобыстрый сегодня идти не хотим. Вернулись к островку напротив истока, очень симпатичная стоянка (даже две) за деревьями в глубине. Встали в семь. С этого дня всегда накрываем палатку дополнительным тентом, благо он новый и не промокает. Видели как в озере плещет и вылетает из воды крупная рыбина - красиво. Вообще озеро очень симпатичное, спокойное, с приятными берегами. Дневка на нем, или парочка, да в хорошую погоду, сделает жизнь приятней.

06.08. оз. Варацкое - остров на Белом море.

Очередной ломовой переход. Встали в 845, выплыли в 1130, недурно, все по плану. Спали в высушенных спальниках, и палатка не промокла - блаженство. Порог Краснобыстрый посмотрели, симпатично, прошли чисто. Хотя дождь, пелена мороси, и с воды практически ни черта не видно. В конце группа катамаранщиков на правом берегу. У одного ката очень нехило порван баллон. Видимо, забыли про "сброс на камни с метровой высоты" слева. А может просто на солнышке перегрелись (хотя где они нашли солнце ?!)

Ну а дальнейший наш сплав (да частично и бывший) лучше всего определяется двумя терминами: "мрачный лом" и "безобразная свалка". Потому как торопились, снимали мало, а Краснобыстрый был последним порогом, который мы просматривали (хотя знали, что "сложность препятствий увеличивается с приближением к морю"). Спешили, чтобы сделать дневку на море, и заложить пару дней на выход по морю в Чупу (как выяснилось, очень мудро Наталья это придумала).

Порог Масляный шли без просмотра, не запомнилось, видимо чисто. Потом Безымянный порог (по описанию) - красивый слив с волнушками под левым берегом со скалкой, а потом, почти сразу, скат с плиты. Я увидел конечно, что "река кончается", и надо бы под правый берег резко, но как-то и сил не было, и видно было что скат с плиты небольшой, прошел по центру. Таймень бы, думаю, за это поплатился. Девчонки проделали примерно то же самое, но вышли почти под правый берег, чище скатились. Я им усиленно сигнализировал - "бери правей!", но они, противные, даже и не взглянули - а, без сопливых разберемся! На наших лодках там особо можно и не маневрировать, что им будет. Но хочется-то чисто пройти - "как на Таймене" - и почувствовать от этого прилив гордости :-) Порог Колупаевский без просмотра, чисто. Потом мост автодороги Чкаловский-Плотина - куча автотуристов-рыбаков, огромные стационарные палатки, самовар, крутые иномарки. Джип, проезжавший по мосту, нам приветственно побибикал. На мосту табличка, предупреждающая что на карьере Чкаловский ниже с утра и до пяти вечера ведутся взрывработы - "Турики - ахтунг !"  В перекатике под мостом, по пояс в воде, мужик рыбу ловит, поздоровались.

Связка Медвежий-Кривой 3, пришлось поманеврировать порядочно (из любви к искусству в основном впрочем). Поразил непонятной формы слив - как будто три водяных вала, и все "неправильные" - куда плыть - неясно. Ну, значит ровно и по центру, так решил и я, и потом девчонки. Вышли обе лодки из слива правым боком вперед, под 90о, развернула прямо-таки загадочная сила, да еще и лодку на бок хорошо поставила ... Позже, на Винче, на пороге Хариус, со мной и Наташкой случилось что-то вроде того (считает Наташка), но с более серьезными последствиями. Около четырех пообедали, перекусом. А в 1830 уже были на последнем, Морском, пороге. Действительно, сеть поперек всей реки в три ряда. За сетью омут метров 15 и порог. В омуте рыбы - как грязи, кишит. И некие подозрительные граждане ее "ловят". Ловля, прямо скажем, уродская, потому как ловится рыба в основном крючком за плавник (гарпунится!). В чем кайф - непонятно, видимо, "в деньгах счастье". Потрепались чуть с представителем местного рыбхозяйства. Говорит, считают рыбу, 30 % пропускают вверх на нерест, а 70 изводят на ловлю и переработку. А местные говорят, что рыбы в Керети все меньше и меньше. Обнесли сети по левому берегу, не разгружая лодки, метров 50. Нас, к счастью, не загарпунили, и около семи мы ломанулись в Морской. Прямо скажем, подустали, но прошли в общем-то нормально, чиркнув пару-тройку раз по камням. Наталья с Катей продолжают "срабатываться", выяснять, кто же должен грести/табанить, когда камень уже перед носом :-) Порог мелкий, с крутым падением, длинный, камней много, нужен быстрый маневр, едва осуществимый после восьмичасового рабочего дня на веслах. Но красиво конечно, валы высокие, вода быстрая.

За порогом живописные виды, особенно на нежилую деревню по левому берегу. И вполне ощутимый, чтобы не сказать - средней силы, "вмордувинд". Грести тяжело, пересекаем по диагонали под левый берег, надеемся спрятаться. Проплыли мимо острова в устье в море (на нашей двушке он без имени, с озером в скалках), на острове группа, человек 20. Просвистели мимо них и нужного пролива перед островом, пришлось чуть вернуться. И тут к ветру добавилось обалденной силы приливное течение в узком проливе между островом и материком ! (а мы были уверены, что вечером отлив). Повыгребавшись пару минут на одном месте, поняли - прилив - не выплывем, надо вставать на острове. Тут на берег очень удачно вышли двое из группы, и показали нам спасительную стоянку, прямо рядом, где мы пол-девятого и встали. Вода прибывает на глазах, пока таскали вещи, лодки удалось провести к берегу еще метров на 10 по воде. Соленая вода. А на противоположном конце острова, где группа стоит, практически пресная из Керети. Завтра - дневка !!! Первая и единственная в этой части похода.

07.08. Дневка на острове.

На море - красота ! Прилив-отлив, стоячие волны в проливе (ветер с течением борются), соленый ветер, кайф ! И живностью Белое море, не в пример другим, богато - морские звезды разных форм и размеров, медузы красного цвета, рачки, пескожилы, чайки, крачки, кулики-сороки, разноцветные водоросли и все такое прочее. Не зря сюда шли. Девчонки ходили смотреть на открытое море (на Прямую Салму). У нас-то "море" условное, сторона острова обращенная к материку, до которого метров 100. Нащелкали всяких звезд и медуз, одну даже мне принесли потрогать (прямо рядом со стоянкой звезд не было, слишком мелко, но потом-то мы их тысячами видели, на Оленьем). Ближе к вечеру мы с Наташкой пошли искать обозначенное на карте озеро, дабы пополнить запасы пресной воды. Через пару минут, поднявшись на горку и спустившись направо, нашли болотце с морошкой, голубикой и прочей ягодой. Подумали, что это и есть озеро, прослезились. Там есть конечно открытые лужицы, но воду набирать долговато, да и с мутью она будет. Потом я совершил чудеса ориентирования и мы ломанулись не туда. Наташка решила предоставить мне свободу, чтоб потом поехидничать. Ну, зато нашли большое озеро еще через минут 5 ! Озерцо красивое, вода хорошая. Обрадованный своими успехами в ориентировании, решил и дальше возглавлять колонну - в результате вышли на другой конец острова, почти к стоянке большой группы. Она уже снялась кстати, на катере на Нижнюю Полунгу (местные ударяют на первый слог, на О). Посидели, отдохнули чуть, в лесу душновато, влажно и жарко. Вернулись по берегу, островок небольшой. По нашим следам вышло двое парней, с нами не поздоровались, хотя прошли в метре. Ну мы тоже пошли - а через минуту встретили других двух парней, которые явно тоже хотели уклониться от светских формальностей, но мы им не дали шанса. Катя, сидевшая в лагере, не видела ни одну из этих парочек - хотя обе были просто обязаны пройти мимо. Откуда они  взялись, и куда потом делись, осталось для нас загадкой.

08.08. остров без имени - остров Олений.

Вышли нормально. Средней силы боковой ветер, из моря, волнушки. Обогнули большой полуостров, плывем вдоль южного берега, на запад; ветер все равно в правый бок, с дальнего берега губы Чупы. Волнение чуть усилилось, барашков стало побольше; с чувством глубокого удовлетворения отмечаю, что девчонки профессионально повернули нос к волне, чуть на север. Потом оказалось, что их туда тянуло, и они изо всей дури, в два правых весла боролись с этим явлением. Левыми не гребли практически. Мы даже состроили целую теорию, что китайская лодочка парусит мало, поэтому ветер ее особо не беспокоит, а вот волна затягивает (и прочий бред). Потом, на Винче, на Княжегубском водохранилище, мы этот эффект воспроизвести не смогли, хотя бывал там и встречный и боковой (почти) средней силы ветер - лодка шла нормально. Правда, на Керети она была почти пустой, а на Винче наоборот, практически под завязку (270 кг по паспорту). Темное дело в общем.

Встали передохнуть на скальном мысу - ориентир (если сохранится) оранжевый спасательный круг и череп лося. В чистенькой лужице в скале набираем пресную воду - дождевую, чистую. Отплыли, решили встать на западной стороне Оленьего острова, по южному берегу. Тут я девчонок даже чуть обогнал - их неумолимо тянула на север загадочная сила, а Скаут черную магию преодолевал без труда. Взяли на восточную оконечность Оленьего, там и спрятались от ветра. Точнее даже он стал попутным, и сразу чуть стих. Плывем вдоль острова, южная сторона значительно изуродована - всюду взорванный камень, карьеры. В 1550 доплываем до нужной точки и сгоняем оттуда группу на трех Тайменях - они выбрасываются на Полунгу. Передали нам стоянку из рук в руки, побазарили с ними чуть. Рассказали, что тут добывали кварц и слюду, для нужд радиотехники. Показали ориентир, по которому можно найти упомянутое в описании озерцо - насыпь белого камня на берегу, озеро прямо рядом. Говорят, дров колотых нам не оставили, и вообще, «все дрова пожгли». Сами они шли с Энгозера (видимо по Воньге ?) по морю. Вчера попали в сильный шторм на острове Сидоров - метровые волны, фиг отчалишь. Стоянка - шикарная поляна, можно встать и большой группой. Встали так рано, потому что девчонок ветер измотал, да и у нас еще целый день на выход, и из Полунги оказывается уехать можно ... Красивый марсианский пейзаж из-за кучи пескожильих «кратеров», море звезд, медузы. Сходили на озерцо с Катей, а потом с Наташкой, но воды не набирали, ни к чему уже вроде.

09.08. остров Олений - Нижняя Полунга. Станция Чупа.

Встали нормально, быстренько собрались. Вот тут-то нас ветер с северного берега и накрыл - ну уж не то что бы прямо сильный, но средней силы совершенно точно. До островка в жалком километре-полутора, где мы остановились передохнуть, девчонки плыли 25 минут, а я вообще 40, не расслабляясь нифига. Кайфу добавляли приличные волны, которые сходились как будто с трех сторон в проливе между островами - как ни плыви, будешь боком к волне. (А плыли мы по диагонали на северный берег, потому как практически уже решили выезжать из Полунги). Девчонки, заметив некоторую мою неадекватность, стали описывать привлекательные варианты взятия на буксир, или всяких пересаживаний. На плесе после оз. Нового, в безветрие, они меня минут на 5 брали, развлечения ради, было круто. Ну, мужчинская гордость не позволяет конечно, да и едва ли это поможет при таком ветре и волне. К тому же, ветер явно стих, и стал просто ощутимым, а не средней силы. С воды и островка дивные виды на поселок Чкаловский на южном берегу - так и манит. Но мы туда не поплыли - вдруг там машин нет, а потом три часа выгребаться ?! Отдохнули, пересекаем на северный берег практически перпендикулярно, доплыли за 25 / 28 минут - совсем другое дело ! Теперь пилить по безветрию вдоль берега ...

Не доходя дороги, выходящей на берег (хорошо видна с воды), натыкаемся на огромный стационарный лагерь студентов-биологов из Москвы. На берегу соблазнительная буханка под парами - рвем к ней во все шесть лап ! Парни едут в Хетоламбину, и в ближайшие сутки возвращаться не планируют, так что с буханкой облом. Часть их группы тусуется в заповеднике, на Кемлудских островах. Говорят, что из Полунги выехать нереально - да че тут ! - гораздо проще доплыть до Чупы (15 км) и там чуть-чуть прочапать до станции пешком (6 км) ! Злобно щуримся на их молодые, веселые лица.

Тем не менее плывем на Полунгу конечно. Пристаем в 1510 на самой окраине и идем с Катей искать машинку. Поселок здоровый - куча дачников, да и местные жители есть, одних буханок штук десять во дворах. Есть пара-тройка профессиональных извозчиков. Обошли дворов пять, легковушечники отказываются везти, а буханковод в море, забирает какую-то группу на катере. Живет он по правую сторону, после поворота главной дороги на Хетоламбину и магазина (магазин работает до 1600, но нам не повезло - учет). Порекомендовали позвонить в Малиновую Варакку, что мы и сделали - заказали на 2000 буханку за 400 р. Водитель - Олег, телефон Вам скажет любой местный житель. Да, телефон - это местная достопримечательность - висит во дворе, прямо на доме. Идите по главной дороге в сторону Чупы и сверните у трансформаторной будки налево (это первый же перекресток). Телефон необычный - шахтерский, взрывопрочный, похож на старый таксофон. По межгороду с него не позвонишь, я думаю.

Обедаем, собираемся. Олег подъехал на полчаса раньше, так что в восемь с небольшим мы уже на станции Чупа. Договариваемся, что он выбросит нас с Винчи, а то мало ли. Забросить к сожалению не может, дела.

Часть 2. Винча. Продолжение банкета.

вечер 09.08. - утро 10.08. Сидение на чемоданах. Рандеву.

Все знают, как мерзко сидеть на вокзале, особенно в отсутствие выпивки и большой компании. Ближайший к станции магазин, кстати, в поселке - километрах в пяти (по слухам, не были). Работает до полуночи. Где-то в Чупе еще есть бар или кафешка - под утро заходил представитель закона, одна из тургрупп там надебоширила и забыла то ли своего участника, то ли его документы. Да, а рядом со станцией есть баня - с утра часов до четырех дня работает как мужская, а потом до девяти вечера как женская. Мы опять же не были, нам рано :-) А вот туалет местный совсем не радует - самое натуральное мерзкое и грязное очко. На вокзале с нами групп пять туристов разного пошиба, в том числе одна из совсем детей из Ленинграда с кучей баллонов, свинцовых грузил и прочих аквалангистских причиндал. Одна из групп, несколько парней на Егерях/Скаутах, только-только с Винчи. Полученная от них вводная утешает мало :

-        народу как грязи

-        небывало малая вода

-        парни не шли основных сливов ни одного из порогов между Собачьим и Домашним (включительно), все обносили. Сочли непроходимыми, по причине все той же малой воды. "Даже каякеры все обносили, а мы (и вы) то куда ?"

Под утро стало реально холодно, иней на стеклах машин. Договорились с буханкой, до Винчи - 3000 р., до Степановой губы - 2500 р. Выбираем Степанову, за 2000 р. Большинство водил работают в паре - молодой парень с отцом/дедом; приучают детишек к промыслу. Подъехал поезд - все тот же 112-ый, а в нем Ира, Артем, продукты !!! Рандеву состоялось, все по плану, ура ! Ехали на машине почти 2 часа - дорога паршивенькая, а до Винчи еще хуже и на два раздолбанных моста больше, поэтому + 500 р. За нами гонится еще одна буханка, тоже с туриками -  за рулем дед-экстремал. К счастью, они поехали на Винчу, а мы свернули налево, к Степановой.

10.08. Тикшеозеро (Степанова губа) - последний Еловый порог

Приехали в 900, позавтракали, собрались и выплыли в 1230. Пока собирались, видели местного мужика (живет в избе), очень прикольного наглого котенка (ловит мышей, хотя совсем мелкий) и туриста с огромной, но не злой овчаркой Диком. Я наконец-то пересел к Наташке за капитана (то есть назад), а Катя, Ира и Артем водрузились на гору вещей в Скаут. По озеру плывут в три весла, впечатляет - шлеп-шлеп-шлеп на огромной галоше. Чуть отстают, даже когда один гребу. Фантастика, но SVX прет по озерам почти как Таймень ! Первые 20 минут никак не мог приноровиться после Скаута - сидишь существенно ниже и длинное весло от Салюта-3 приходится втыкать в воду под невообразимым углом. Начал (и продолжал весь поход) парить всем мозги, что лодка диктует более медленный темп гребли, чем Скаут, с более длинным гребком, как раз для старых толстых енотов. После того как стали подкладывать шмотки под сиденья, все наладилось, но отказываться от своей "теории" было уже поздно. Кстати, вещи под сиденьем необходимы и по другой причине - в SVXe всегда есть вода на дне (при открытых дренажных отверстиях), так что сидеть просто на сидении - это сидеть в луже.

Плывем вдоль правого берега, срезая заливы, а иногда заплывая - пытаемся угадать, какой мерзкий, мелкий и болотистый закоулок является истоком Винчи. Находим, по туристским палаткам на длинном мысу, исток - за мысом. По описаниям знаем, что надо идти правым рукавом. Дико мелко, река вытекает несколькими ручейками, первые 50 метров - проводка до омута, плыть совершенно негде. Потом несколько мелких перекатов, шкуродер, приходится несколько раз вылезать. Мысль одна - "вот блин !" На Керети все же было существенно поглубже. Кое-как доползаем до Ака-порога - мост, который надо обнести, а прямо перед ним скалка по правому берегу с белым значком "О". Догоняем ту самую группу, стартовавшую с Винчи - у них куча Щук и какой-то мега-Скаут от Рафтмастера - новая, более мощная модификация, выглядит  внушительно и симпатично. Они обносятся по правому, а мы по левому берегу, поздоровались, но в контакт с братьями по разуму не вступили. Они явно планируют пообедать на пороге. Сам Ака-порог по данной воде - мелкая шивера, чуть лучше предыдущих.

А потом, после еще одного перекатика, понеслась череда из восьми Еловых порогов. Кое-где достаточно глубоко и идем чисто, а кое-где елозим по камням и вылезаем. Со счету сбились сразу конечно. На шестом Еловом (видимо) - небольшая авария. Там нехилые каменюки через всю реку. Мы с Наташкой просвистели через них чисто, но застряли в мелководном выходе так, что нам за пару секунд нахлестало полную лодку воды. Лодка чуть на боку была, и мощная струя с камня резво залила нас через корму, пока вылазили и снимались. Но чу - дренажные отвестия ! За минуту вся вода ушла, хотя была открыта только половина отверстий (дальние от пассажиров - чтоб совсем в луже не сидеть) А вот Скаут таки попался - навалился на одну из каменюк боком, стало наворачивать (это Скаут-то !) и нахлестало воды по самое не балуйся. Артем выпустил весло,  Катя спрыгнула в воду выше пояса (где столько воды нашла-то ?! :-)) Артем долго и безуспешно уговаривал Катю дать ему весло - и правильно - потерял - греби как знаешь ! Катя с Ирой причалили к левому берегу после порога, мы поймали весло, а потом и Артема с камней сняли, там местами, оказывается, глубоко. Разгрузили Скаут, вылили воду. Предлагается вставать, т.к. все спальники вероятно мокрые, плывем на правый берег посмотреть. У самого берега ловить нечего; поднявшись на одну терраску, нашли кострище и место для одной-полутора палаток; а на самом верху - вроде и для двух есть, но пилить вверх ! с вещами ! Короче, стоянка не супер, вещи таскать далеко, спальники оказались сухими, поэтому Большую Панику объявлять пока не стали, плывем дальше.

Восьмой Еловый вычислить нетрудно, по существенно большему перепаду, заметному на глаз. Причалили слева, идем смотреть. Два сливчика, вроде все ясно (в нашу, очень мелкую, воду: зайти по центру, у сливов держать под левым берегом, но чем правее, тем лучше; затем выход под правым берегом, и опять налево, пересекая струю). Решаем встать на левом берегу перед сливчиками, а потом скатиться. Подплываем почти под стоянку и вытаскиваем вещи - так ближе и легче. Левая протока очень маловодна, устанешь лодки с вещами по ней к стоянке проводить после порога. Скатитлсь чисто, симпатично, нам удалось уйти супер-направо после первого же слива. Артем с Катей чуть подсели на выходе - бухнуло боком об камень, когда они совсем расслабились, и плюхнуло в лодку обоих. Встаем в достаточно разумное время, около семи.

Внимательный читатель заметит, что про обед речи не шло - мы, трое "керетских", уже вполне готовы к двухразовому режиму питания, а "москвичи" еще не оголодали как следует.

11.08. последний Еловый порог - порог Домашний.

Да, вовсе не зря мы заложили целый день на этот переход - опять же спасибо Наталье. Если бы не проспали до 1030, было бы вообще классно ! Подразумевалось, что это будет полудневка, с обильным фотографированием и, возможно, сплавом по Собачьему. Я правда думал, что мы встанем сразу за Падуном (на правом берегу стоянки там нет, но на левом вроде есть, сами не видели). Узнав, что наша цель Пайозеро, и что пороги Хариус и Домашний тоже не совсем для детей (см. описания), подумал, что в лагере будем в 2200, эхе-хе.  Вышли в 1345 и вскоре были у моста перед Собачьим. Здесь стало ясно, насколько мало воды, даже по сравнению с прошлым годом, когда мы тут с Наташкой пешкодралили на Кукас. Глянув на Собачий с моста, мы еще не испугались. Мощно, но вроде как реалистичные варианты прохождения есть. Потом подошли по левому берегу к основной четырехметровой ступеньке. Выглядит преомерзительно, струя мощная, но очень мелко, камушки близко-близко. Хе-хе, все понятно, для нас непроход. По инерции, в течение этого дня все-таки вяло обсуждали вариант прохождения - "а если в спасжилетах и касках ?", "а навести страховку ? ", "сделать упоры в лодке ?" и т.д. У ступеньки висит обломок деревянного весла с надписью "Прошли !" и подписями. Че то записей позднее 2001-го года не видно ...

В 1430 мы с Артемом пошли на разведку на Пайозеро, что там со стоянкой, а девчонок оставили снимать красоты и развлекаться. Пошли по правому берегу по дороге, дошли до дальнего конца Пайозера, есть оборудованная стоянка у дороги на озере, а перед этим в лесу, и наверняка еще, но какие-то паршивые все. Вернулись к отвороту к реке (идти от Собачьего моста километра два), свернули, там метрах в пятистах дивная незанятая стоянка прямо на пороге Домашний. На левом берегу тоже стоянка, тоже свободна. Мельком посмотрели основной слив, хммм. Вернулись обратно, и в 1630 начали таскать вещи. Я пытался пропихнуть мазу встать на Собачьем, чтоб избежать двух ходок с вещами и сплава в уже недетское в общем-то время, но наткнулся на стену полного непонимания. Наташа: мазы надо было раньше пропихивать - когда все просыпал на свете, есть график и все, я сказала. Ну что ж, раз доктор сказал в морг ... В первую ходку пошли все кроме Кати, потом Иру оставили в (будущем) лагере, а Катю обменяли на Наташку при второй ходке. Ире поручили заниматься разворачиванием лагеря, с чем она обалденно справилась (а вечером, когда дотащились до лагеря в полном составе, это оказалось как нельзя более кстати !!)

Вернувшись после первой ходки, видим подплывшую банду тех самых щуководов. Веселые ребята,  с детишками и пугливой и чуть безбашенной эрделихой. Одна из лодок - Щука-4 - вот это монстр ! с очень боевым и бывалым видом. Даже на спокойной воде вся винтом перекручена и изогнута, так и ждет случая кильнутся. Лично я (и не только) отношу эти лодки к классу Опасных Корытец, как Мурена и Ласточка, но, с другой стороны, куча народу, включая Катю и Наташкиного батю ими не нахвалится. Видимо, "мы просто не умеем их готовить". Запомнилась фраза одного из туриков, владельца Щучки: "Щука всем хорошая лодка, но если где поперек реки не проходит - там идти нельзя. Обязательно развернется, ляжет и плотину устроит".

Часов в семь возвращаемся к мосту после второй ходки и начинаем обнос пустых лодок под основную ступень Собачьего - сразу оттуда и поплывем. Прошли нормальненько под левым берегом, к которому ощутимо прижимает. В фильме очень хорошо видно, насколько же пустой Скаут выше сидит, чем наш SVX (правда, надо учитывать весовые категории - живая масса нашего экипажа на полцентнера поболее будет. Наташа: это потому что ты такой большой и много ешь, а не я). Артем с Катей пропилили верхом все каменюки, от которых мы ожесточенно отгребались.

Причалили к левому берегу перед Падуном. Вот где самое зверство-то ! Огромная гора пены, метров 10, каменюки, бревна, гвозди, валы, прижим - все 33 удовольствия. Обносимся по правому берегу, под основной слив. Предлагаю убрать видеокамеру в герму к хреням собачьим, а то съемка занимает столько времени, что в лагере будем только завтра. В 2040 проходим нижнюю ступень Падуна (чистый и безопасный полутораметровый слив). Мы с Артемом, да и девчонки тоже конечно, порядочно умотались. Мужики-то вообще можно сказать в пеший поход сходили - по 20 км прочапали. Да и обнос Собачьего, а в особенности, Падуна, не особо комфортным был, скорее мерзким. Кое-как прошли выходную шиверу, чешем дальше.

После еще одной шиверки - порог Хариус. Этого зверя никто из команды пока не видел. Пристаем к левому берегу, вяло и суетливо смотрим основной слив под правым. Ничего опасного не видим, глаза замылились, и хочется скорее кушать и баиньки - лезем с Наташкой первыми. Хариус обошелся с разгильдяями сурово, но справедливо. Хоть зашли четко по намеченной линии движения (по центру, чуть направо; потом хотели вернуться к центру), на первой же ступеньке лодку поставило на бок, и даже чуть круче, а нас вышвырнуло. Под ступенькой улово, глубоко, дна не достаю. Наташка смогла залезть в лодку, я тоже было собрался, но тут лодка снова поймала струю, рванула, и Наташку снова выбросило, а я повис на кормовой петле. Наташка слилась по центру на спине, там чистенько, чуть ударилась пальцами руки. Мы с лодкой поплыли справа, под берегом, я сзади на пузе. Побился всем чем мог справа  - особенно коленом и локтем, да вдобавок хорошо приложило грудью об плиту. За сливом глубина повыше пояса, там мы с лодкой все таки останавились (хотя она сопротивлялась). Ищу Наташку - подплыла через секунду, весло в руке, вид не побитый - ну слава Богу ! Переправили лодку на левый берег, вылезли. Весла не потеряли, в лодке тоже все на месте, даже герма с камерой. Она очень трогательно плыла сама по себе впереди лодки (но была привязана к лодке, конечно). Мысль - "щас ведь и Катя с Артемом сюда попрут !!!" К счастью вижу, Катя идет к нам по берегу. Артем удачно заметил, что мы "как-то странно махали веслами" :-), и предложил посмотреть вначале, чем у нас дело кончилось. Приходим в себя и идем обносить Скаут - ну его к Аллаху этот Хариус ! - завтра на свежую голову посмотрим, все равно дневка. Наташка, жалостливо озираясь на меня: "Леха - если тебе какой сливчик или перекат не понравятся - скажи, лучше по берегу обнесем !" Говорит, никогда не видела у меня таких больших и блестящих глаз :-)

Наконец в 2140 дочапали до Домашнего - то есть до лагеря ! Ира - молодец ! - поставила обе палатки в одно лицо, разобрала вещи и спокойно завалилась спать, вместо того чтоб беспокойно бродить и думать "ну когда же они приплывут !" Впрочем, часов мы ей благоразумно не оставили. Катя хочет идти Домашний - спускаю всех собак на нее - ну куда, ночью, порог как следует не смотрен, все подустали, только что приключилась Большая Бяка, ужин надо делать и спать и т.д. Откладываем на завтра, никуда он от нас не убежит, - стоим-то прямо на пороге !

Небольшое морализаторское отступление, или как профессионально создать Экстремальную Ситуацию. Можно и на ровном месте конечно гробануться, чего там, но матерые разгильдяи никогда не доверяются слепому случаю, а тупорылят планомерно. Итак:

-        запланируйте проход сложного препятствия на самый конец долгого и тяжелого перехода

-        прочтите описание препятствия только непосредственно в день выхода

-        проспите запланированный ранний выход; но не сильно - иначе и ежику станет ясно, что планы надо менять

-        на осмотр препятствия потратьте ровно столько времени, чтобы понять, что опасного ничего нет, и смело лезьте в петлю

-        спасжилеты удобно подкладывать под попу, а каски уместятся в корме или носу любой лодки; наколенники и налокотники - это вообще для хоккеистов, речники эти девайсы не используют

-        страховка с берега ? - нонсенс !

Если Вы хотите еще большего "экстрима", чем вышло у нас, то, вдобавок,

-        плывите с вещами и не парьтесь с их привязыванием

-        описаний и просмотров избегайте как класса

-        оденьте плавки, максимум маечку, а не пару штанов и свитеров; не так жарко, и камни "пощупаете" в полную силу

-        бросайте лодку и весло, как только представится возможность, а то мешают только

Для дальнейшего изучения, рекомендуем прочесть вот это описание - http://turizm.lib.ru/t/turism/vincha2.shtml Ребята шли верхнюю часть Хариуса (до слива) на Тайменях  и с вещами , видимо по большой воде. Мы тянем максимум на второе место, мне кажется ... :-)

12.08. Дневка на Домашнем. Прогулки и катание.

Встали поздно, вяло завтракаем, валяем дурака на полную катушку. Артем занимается математикой и русским, мы по мере сил помогаем. Ему поступать - появилась возможность получить высшее образование - и он крайне сознательно грызет гранит науки почти все свободное время. Пытается чинить Катин фотоаппарат, тот тупорылит со вспышкой и экспонометром. Катя накаляет обстановку частыми репликами о том, что ей хочется идти Хариус. Оставляем Артема в лагере, а сами идем глядеть на Хариус и Падун. На трезвую голову порог выглядит вполне опасно, рваный камень, сильный прижим, остатки ряжа, невидна линия прохождения - мне по крайней мере. Мнения разделились.

Катя: я хочу идти Хариус ! Я могу пройти Хариус !! То, что один экипаж кильнулся, не означает, что порог непроходим.

Наташа: наверное, чисто пройти все-таки можно. Надо  навести страховку с берега, надеть каски и спасжилеты, обмотать суставы бинтом. Но вообще лучше не надо.

Я: Чисто не пройти, вывалит обязательно; риск сильно побиться велик, идти не надо (большому дяде страшно).

Ира: Ну а че, пустите Катю одну, пусть пройдет, если хочет !

Артем: ммм?... (по всем признакам, ему сюда лезть не хочется)

Закончилось дело небольшим скандалом, Хариус не пошли. Возможно я и перегнул, и можно там пройти, но как-то опыта не хватает для достоверной оценки. А Наташка поддержала, видя что мне вторая серия не нужна особо. Короче, бунт против порогов подавлен, идем показывать Ире Падун. На правом берегу сладкая-сладкая черника с голубикой на самом верху, на солнечном месте. Возвращаемся в лагерь, собираем подосиновики, вроде перемирие.

Вечером, часам к восьми, наконец собираемся идти Домашний - там гораздо менее страшно. Артем посеял очки, скинул в реку и не заметил. Долго-долго копошимся в реке, ищем - помимо сотни коряг и камней, офигенно похожих на очки, Катя нашла ножик. Наконец, впариваем Артему Ирины очки, идем намечать линию движения по сливу под правым берегом. Процесс долгий и нудный, очевиден проход слева, но хочется чего-то более симпатичного. Махание руками, цоканье языком - есть  вариант пройти совсем справа - минуя неприятные каменюки по центру и не рискуя (вроде) зацепить их кормой. Справа существенно мельче, но Скауту это может и по барабану будет. Прохождение изначально очень грязное, но, в такую воду, возможно, безопасное. Наконец, Катя (за капитана) с Артемом идут - спасжилеты, каски, все по-взрослому. Решают идти справа. Жаль не успели заснять, Наташка как раз отвлеклась, когда они пошли - лодку вертело как стрелку компаса над магнитом, так что в основном она шла боком. На удивление, киля не произошло - все нормально - сплавились ! Артему явно не понравилось, поэтому потом девчонок катал уже я. Окончательно убедились, что справа как-то мерзко, идем с Катей слева (но под правым берегом, конечно), она теперь за матроса. Прошли чисто ! Повезло, нашли "золотую середину". Чувствую, начинает болеть ушибленный на Хариусе локоть. Потом идем с Ирой, забрали экстремально налево, половина лодки летит по воздуху над скалкой, страхуюсь от нее веслом (а проще говоря, опираюсь и скребу веслом по камню на протяжении пары метров). Тем не менее, проходим вполне нормально. Кульминация - идем с Наташкой. На входе сразу сели под левым краем слива. Я че то устал, вяло снимаюсь, Наташка помогает. Слезли, идем слева, нос чуть направо. Главный слив прошли идеально, но, поплатились за это на последней каменюке на выходе. Прошлые разы мы ее оставляли справа, а в этот раз слева - навалило боком, выкинуло через левый борт обоих под ступеньку. На медленной прокрутке, в фильме, здорово смотрится. Вот это киль так киль - тренировочный можно сказать - под ступенькой течения никакого, глубина по пояс, лодка рядом, стоишь на ровной плите, размышляешь о том о сем ... Наташка обиделась конечно: "всех прокатил, а жену не смог, да ?" На просьбу о повторном прохождении отвечаю отказом в грубой форме - рука болит, да и сколько можно судьбу искушать ?! Все, на сегодня приключения окончены ...

13.08. порог Домашний - материк в районе Частых островов.

Встали нормально, планируем проплыть до района Частых островов, чтобы последний ходовой день был покороче (подъем по Нольозерке). Тюри-порог на выходе из Пайозера запомнился небольшим, но зрелищным скатом с плиты через всю реку в конце, а так короткая шиверка. Озеро Каменное - ни одного камня не видно, зато увидели лосиху на левом берегу на самом выходе. Красавица, здоровая зверюга, без рогов. Залезла в озеро на водопой, а потом чуть постояла на берегу. Очень чуткая - Наташка открыла сумку с камерой метрах в 150 - сразу навострила уши. На выходе - порог Каменный. Не знаем, что представляет из себя Кивиристи (с которым этот порог сравнивают) - a здесь чистейший слив сразу за мостом и потом мелкая шиверка в каньоне. Впрочем, обжегшись на молоке, смотрим каньон до конца, на всякий пожарный случай. Челозеро - красивое, вытянутое, ни ветра, ни туриков, на выходе Винча-порог - тоже короткая шиверка. Вплываем в Княжегубское водохранилище. Очень красиво и тихо - горушки на севере, особенно величественные в пасмурную погоду. Только Катя спросила - а есть ли тут деревни ?  - а я ответил - нет - видим деревню Моша - там явно живут, дачники наверное. На воде несколько моторок, и на паре из них как будто кто-то катается на водных лыжах, или тянут на буксире что. Встречного восточного ветра совсем нет - только легкий приятный южный бриз - кайф ! Жмемся к берегу, там всюду затопленный лес, иногда лодка чиркает по дну, очень мелко, куча микроскопических островков. Находим пролив шириной метров 15 и выплываем на открытую воду. В озеро Пудос мы сразу решили не заплывать - опять же, чтобы не добавлять лишнего к подъему по Нольозерке. Часов в шесть встаем на материке за Частыми островами - на мысу примерно напротив главной вершины Ивановой горы. Шестичасовой переход без обеда, плотно подсели на двухразовое питание.

14.08. Дневка на Княжегубском водохранилище.

Дневку запланировали, чтобы Ира, Артем и Катя имели удовольствие сходить на Иванову гору (а мы с Наташкой побездельничать в лагере) Мы с ней там были прошлый год, залазили с юго-востока, пересчитав все предвершинки. Самой  пакостной особенностью нам показалось обилие мух, комаров и мошки, которых ни высота, ни ветер явно не смущали. Но сверху виды шикарные, озера, леса, горы, карьер Винга на безымянной горушке севернее дороги. Отправились на гору без четверти три, обещались вернуться около восьми. Мы с Наташкой переделали все что можно, даже принялись за это описание. В восемь начали паниковать потихоньку, бродить туда-сюда, смотреть на берег и гадать, какая злая судьбина постигла отважных восходителей. Но ребята опоздали не сильно, и часов в девять мы их увидели - километрах в полутора восточнее. Сплавал за ними, девчонкам понравилось, а Артему не очень - "видал я и покруче горы". Они с Ирой сидели-ждали, пока Катя лазила на предвершину и фотографировала. Главную вершину не покорили, времени не хватило. Потери: Катя посеяла наручные часы, и оторвала пару лишних деталек от фотоаппарата. Все вымокли при штурме вброд залива Пудоса, а Артем еще и ногу разбил. Но общее впечатление - положительное !

15.08. Княжегубское водохранилище - Нольозеро

"Альтернативная палатка" (Катя, Ира, Артем) как обычно галдела часов до четырех ночи. Как следствие, Артем заболел - вот не вовремя ! Плывем против вполне ощутимого встречного ветра - мы с Наташкой значительно обгоняем, ждем. Отдыхаем после примерно часа сплава, Артем валяется на земле, совсем убитый и невыспатый. Вообще, забавно - из тех описаний Винчи, которые читали, во всех кто-то заболевал на Княжегубском ! Специфика видимо. По ходу дела, Артем садится в середину, гребут Катя с Ирой. Ждем их еще через час. Перед этим у нас было искушение - куча машин и палаток на берегу - а не это ли устье Нольозерки ?! Нет !! Это всего лишь банда автотуристов на дороге, обозначенной на карте.

Приплывают Катя с Ирой, языки на плече (ветер почти средней силы !) Пересаживаюсь к Артему с Ирой за капитана, Катя в нашу за матроса - это примерно выравнивает скорости. Выходим в устье Нольозерки - там ориентир -  бона из камней в воде (а еще сиреневый плащ, обмотанный вокруг древесного ствола), - короче ясно - устье ! Очень мелко, мать ее так.  Потихоньку прем вперед - на перекатах - проводка, на плесах - плывем. Когда начали подъем, догнала какая-то группа - но мы от них ломанулись и потом не видели. Начали подъем где-то в 1540, и выплыли в Нольозеро в 1730 - я бы сказал очень бодренько, несмотря на всеобщую усталость. Ну и в шесть с чем-то встали на ближайшем песчаном пляжике дивного Нольозерья. Выглянуло солнышко, да здравствует окончание мрачного лома !!

Finis (16.08 - 18.08)

Собственно, дальше ничего особо интересного не было. 16.08. выбросились с благословенного Нольозерья на Чупу - Олег приехал за нами как договаривались и даже раньше. Привез пиво, за что ему огромное человеческое спасибо ! При сборке лодки нашли маленькую форель, размером с палец - единственная пойманная рыбка за весь поход. У Наташки в Чупе начался жуткий конъюнктивит - то ли от простуды, то ли от вокзальной грязи, который не проходил долго-долго. А 18.08 утром вернулись в душную и грязную Москву и начались серые трудовые будни ...

Маршрут очень рекомендуем - и желаем больше воды и дневок ! :-)

Аппендикс. Домыслы о лодке SVX-500.

Кратко просуммируем наши ощущения от лодочки. Всюду подразумевается сравнение со Скаутом, как наиболее родственным плавсредством. Да и шли они бок о бок две недели, так что само напрашивается. Матерые речники, возможно, похихикают над наивностью некоторых пунктов,  но мы старались :-)

Достоинства:

-        низкая посадка - лодка не парусит, а устойчивость как у Скаута (почти)

-        узкие обводы - скорость как у Тайменя (ну почти, почти !)

-        обратные клапаны - большое давление, лодка твердая и жесткая

-        кили из твердой резины принимают на себя основные удары/царапы и, наверное, помогают держаться на курсе

-        лодка маневренная благодаря всему вышеперечисленному

-        прочная толстая ткань шкуры и баллонов

-        грузоподъемна - 270 кг по паспорту (и в реале); мЕста для груза достаточно, хотя тяжелые, но необъемные, вещи приветствуются

-        конструкция - быстрая и легкая сборка/разборка

-        дренажные отверстия - вода уходит из лодки моментально

-        сиденья - действительно удобно

-        открыть дренажные отверстия очень легко - тыкнув пальчиком

Недостатки:

-        низкая посадка - захлестывает, чиркаешь по камням

-        узкие обводы - крупные вещи вылазят габаритами на борта, неэстетично

-        кили из твердой резины чиркают напропалую по маловодью

-        дренажные отверстия - в лодке всегда вода (если открыты)

-        во внутренних полостях скапливается много воды, которую так сразу не сольешь. Что добавляет удовольствия при обносах.

-        закрыть дренажные отверстия можно только на  берегу, сдув донные баллоны, а если с удобствами, то и бортовые.

-        из-за резиновых килей лодка не складывается в упаковку разумных размеров; оригинальная упаковка абсолютно безмазова - баул челночника

-        тяжелая, сволочь - по паспорту 25 кг; по ощущениям больше

-        прилагаемый ремнабор состоит из мини-заплаточки и микро-пузырька с клеем. Либо издеваются, либо намекают, что клеиться не придется

По нашему мнению, достоинства лодки с запасом перевешивают недостатки (в смысле достоинств больше). Сказать же, кто лучше, Скаут или она, не можем - нам оба зверя нравятся :-)