Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 

Кирил К. 

 
Лоция реки Кереть 2003

 
   Предлагается Вашему вниманию первый самостоятельный опус моего сына - заядлого путешественника-водника Кирилла Каменецкого (14 лет) .
  
  
  Маршрут: мост через реку Кереть – оз. Петриярви – оз. Нижняя Ламба – р. Кереть – оз. Долгое – оз. Керчуг – оз. Травяное – р. Кереть – оз. Новое – р. Кереть – оз. Кривое – р. Кереть – оз. Варацкое – р. Кереть – БЕЛОЕ МОРЕ – о. Горелый.
  
  Время проведения похода: 13.07 – 31.07
  Категория сложности: III ( для байдарок )
  Уровень воды: вода малая или средняя
  Погода жаркая сухая. Грибов и ягод почти не было. Но зато река рыбная. На реке ловится плотва, окунь, щука. На море – горбуша, треска, сельдь и сёмга.
  Сплав. суда: КНБ ( Вуокса-2 ) - 3шт. В походе принимало участие 6 человек.
  Заброска
  На поезде №112 Москва – Мурманск, который отходит от Москвы в 1:17. Но приехали в Лоухи с опозданием примерно в 6 часов. На станциях в Лоухах выгружается групп 7-8, но и автомобилей типа «Козла» с прицепом или Уазика ждёт не меньше. Примерно по 160 рублей на человека и получаса тряски в машине можно доехать до моста через р. Кереть (19 км от Лоухов)
  Собираться можно с нескольких сторон от моста, но предпочтительней справа от дороги (слева по течению реки). Может собираться сразу несколько групп.
  Техническое описание
  Примерно в 12:30 мы отплыли с места сбора. На выходе из оз. Петриярви небольшая мель, далее ещё перекат и оз. Нижняя Ламба. После озера порог Щелевой (КС I-II). Порог начинается несильной шиверой, а кончается чистым сливом с плиты и валами после слива. Но очень важно, что заход в шиверу по центру чётко в небольшую бочку, так как справа вплотную к бочке стоит очень острый обливняк. Один экипаж из нашей группы разогнался и, попав на этот камень, совершили оверкиль и вдобавок получили 10-ти сантиметровую дыру. Прохождение слива по центру по основной струе не представляет сложности. Далее оз.-? и порог Кривой (КС II). Порог представляет собой 500-метровую шиверу. Проход по центру по языкам. В середине порога небольшой надводный камень, который надо проходить вплотную справа. Далее сразу начинается оз. Долгое. В конце озера остров-мыс. Надо обходить справа (на карте показана небольшая протока слева, но она либо заросла, либо ёё вообще не было). На выходе из озера порог Керчуг. Порог (50м) глубокий, проход без осмотра по центру. Сразу за порогом начинается оз. Керчуг. Самая лучшая стоянка на острове на высотке, хорошо оборудована, есть баня, стол и каркасный навес над столом. Оптимальное место для дневки. ( Для любителей GPS координаты: N 66° 06.200’ E 032° 39. 342’)
  Выход из озера сразу за островом, по берегам есть пара стоянок. И не советую искать стоянок слева от вхождения реки в озеро: там их просто нет(проверено). Далее озеро Травяное, длинное и скучное плавно перетекает в реку. Река делает поворот налево(справа остаётся заливчик, к краю которого подходит дорога), сужается, и начинается цепочка двух порогов. Проходятся без осмотра по основной струе в языки. После небольшого плёса начинается порог Белый Клык (КС II). Порог можно осмотреть. Проход по центру в основной слив. Но очень важно, что в конце порога стоит огромный обливняк, на котором сломала байдарку предыдущая группа. Камень находится по середине реки и в него бьёт струя, с наплыва не заметен. Обход этого обливняка ,справа. Сразу за порогом стоянка на левом берегу. Через 500 метров перекатом начинается порог Мураш (КС III). Осмотр обязателен по левому берегу. Заход в первый слив ближе к правому берегу, дальше по валам. Затем река делает поворот на 90° и до следующего поворота проход по центру по языкам. У выхода из порога (ориентир – высокий скалистый правый берег) – 2 подводных зубца прямо по середине реки ( их хорошо видно с воды). Обходить зубцы слева, максимально прижимаясь к крайнему, так как сразу за ними невидный с наплыва обливняк слева у берега. Матрос, пройдя зубец начинает интенсивно грести левым веслом, уводя байдарку от обливняка вправо, дело капитана – чуть выправить байдарку, чтобы не налететь на обливняк кормой. Порог очень мощный, стоят жёсткие валы, но все они – чистые. Порог прошли удачно. Сразу за порогом есть стоянка на правом берегу. Далее небольшой перекат и оз. Новое, одно из самых больших озёр на протяжении маршрута. Хорошая стоянка на третьем по счёту мысу. Но поскольку она была занята, мы встали сразу за мысом в лесочке на ночёвку. Место для ночёвки вполне пригодное, есть место для 2-3 палаток. (координаты N 66° 09. 570’ E 032° 43. 364’) выход из озера - сразу за мысом направо, через 1км начинается перекат Сухой и заканчивается автомобильным мостом. Далее длинный плёс и жел.-дор. мост. По путям 1,5 км до деревни Кереть. Магазина в деревне нет, только 2 раза в неделю останавливается поезд, в котором есть вагон-магазин (расписание у местных). За мостом несколько километров плёс, а затем перекат Кривой 2, который переходит в оз. Кривое. Озеро небольшое, но есть три хороших стоянки. Одна сразу на левом берегу от впадения реки и две на правом. Мы встали на левом берегу (координаты N 66° 11. 833’ E 032° 57. 076’), но вам это делать не советую. Во-первых, к стоянке подходит тропинка от деревни, а во-вторых, у нас там спёрли байдарку. Ночью рыбак по имени Витя из д. Кереть привязал к своей лодке одну из наших байдарок и уплыл. Утром встали, нет байдарки, подумали уплыла и до обеда прочесали всё озеро и реку почти до порога Варацкий – нет байдарки. Мы поняли, что ёё украли и решили идти в деревню разбираться (40 минут по тропе). В деревни нам сказали, что рыбачил вчера только Витя и он запросто мог украсть. Но мы пошли к Вите не как к вору, а как к лучшему рыбаку в деревни, который мог знать, куда утащили или где спрятали байдарку. И договорились, что за 500 рублей он ёё нам к 24:00 подвезёт. А сами между тем узнали, где он ловит рыбу и как ходит к озеру. Мы так же по болотам пошли к озеру, то есть к его заливу, и наткнулись на вещи из байдарки и после долгого поиска нашли и перевёрнутую байдарку в болотах метрах в ста от берега. И не замедлили вернуть ёё в лагерь. Ночью, естественно, никакой Витя не пришёл, и снялись со стоянки на следующий день. Так что советую затаскивать байды повыше к палаткам, чтобы не произошло того же. Продолжаю описание.
  Выход из озера – между двумя островами и далее 4км плёс порога Долгий (КС III). Порог представляет собой слив 1,15м и 4км шиверу за ним. Слив требует осмотра слева. Заход по центру по тёмной струе. За сливом спокойная вода метров 50, а затем река делает поворот налево, и начинается 4км шивера, проходится без осмотра. На пороге есть две стоянки: 1) на сливе, 2) за сливом. Далее небольшой плёс и порожек – проход без осмотра по центру с поворотом налево. Далее опять плёс и порог Варацкий (КС III). Осмотр обязательно, ориентир – песчаный пляж по левому берегу и шум за поворотом. Порог состоит из узкого (3м) слива, за которым стоит зубец и нужен маневр для его объезда, дальше шивера (200м) с огромным количеством обливняков. ( Если воды было бы побольше, то, наверное, зубец бы скрылся, а обливняков было бы меньше) Было решено провести байдарки справа от острова, а шиверу наудачу. Прошли все нормально и поплыли занимать обещанную стоянку на оз. Варацкое, которое начинается сразу за поворотом. При входе в озеро есть великолепнейшая стоянка на острове, на скале. Стоянку может быть не видно с воды, но видно баню (координаты: N 66° 12. 662’ E 033° 08. 163’). Сверху открывается потрясающий вид на окрестности. Единственный минус – это карабкаться наверх, но красота наверху того стоит. Стояли мы там 3 дня и даже сделали баню. На озере рыба хорошо ловится у заколов и в заводях. На острове есть ещё одна менее красивая, но тоже хорошая стоянка.
  Выход из озера – налево от острова. Сразу на выходе порог Карешка. Проходится без осмотра. Заход справа. За порогом плёс и поворотом налево начинается порог Красно-Быстрый (КС III). ( Есть стоянка на правом берегу). Это, пожалуй, самый мощный и красивый порог. Осмотр по левому берегу. Порог представляет собой 3 мощных слива друг за другом каскадом. Первый слив сразу за небольшой шиверой (50м). Это косой слив у левого берега. Очень важно, что заходить в него надо, направляя байдарку чётко на камень у левого берега, и тогда перед сливом снесёт на нужные 2 метра, и вы без труда пройдёте слив. Это из-за того, что сразу за сливом стоит мощный косой вал, который в лучшем случае поставит байдарку на ребро ( у нас так поставило 2 из 3 байдарок ). И если не учитывать этот снос и идти в середину слива, то можно запросто попасть на обливняк в правой части слива. Далее от надводной скалы резкий уход вправо, а после прохождение 2 и 3 слива налево в бочку. Порог прошли все. За порогом плёс, далее раздвоение – идти по правой протоке. После плёса – сужение и череда из двух порогов с заметным падением и высокими валами. Проходятся без осмотра по основной струе. Затем порог Масляный (КС II). Осмотр справа. Порог представляет собой небольшую шиверу, а за ней слив с плиты по всей ширине реки. Довольно красивое зрелище. Шивера проходится у левого берега, а затем резкий уход вправо и чистый проход слива у самого берега. За порогом мель (50м). Далее плёс, чередующийся с порогами, один из порогов Павловский проходится без осмотра. Далее порог Колупаевский (КС II-III). Ориентир – скалы на правом берегу. Это мощная шивера с большим количеством обливняков. Осмотр теряет всякий смысл из-за длинны порога (1,2км). Заход у левого берега, в конце порога раздвоение – идти надо левым берегом. Затем за поворотом мост дороги Чкаловский – Плотина. Под мостом небольшой слив. Проход в язык. У моста есть стоянка, но лучше не вставать, так как у одной группы спёрли рюкзак. За мостом втекает река Луокса. Далее плёс и порог Кривой III (KC III). Ориентир – сильный шум и гряда посередине реки. Осмотр справа. Порог состоит из двух ступеней. Первая ступень – порог Медвежий. Заход у правого берега в мощную косую бочку (нос байдарки должен быть направлен на берег), далее резкий уход влево и проход по бочкам и валам, оплывая обливняки. Вторая ступень представляет собой шиверу ? 300м. Проход без осмотра по бочкам и валам. За порогом метрах в 50 стоянка (координаты: N 66° 15. 120’ E 033° 27.052’). Много мест для палаток. К стоянке подходит дорога от заброшенного карьера. Мы там встали вместе с группой из Москвы, любезно согласившейся принять нас на ночь. За стоянкой перекаты, затем плёс около 1км, и за поворотом налево стоят сети. Местные по 15 рублей за байдарку откроют вам проход. Или возможен обнос по левому берегу ? 20 м. Сразу за сетями порог Керетский (Морской) (КС III). Это мощная шивера длинной 1,5 км. Осмотр по левому берегу. Поскольку в реке была малая вода, в середине порога выступала гряда, которую никак нельзя обойти. Решили провести. Если решите проходить, то это надо делать в прилив. Кстати за 70 р. В деревне можно купить лицензию на отлов 3 рыбок. На пороге, а особенно перед сетями, река просто кишит красной рыбой. За порогом уже видно море!!! Но перед выходом в море надо обязательно набрать пресной воды. Так как ближайшие источники:
   1) на о. Кереть (коорд. N 66°18.039’ E 033°37.047’)
   2) на о. Олений (коорд. N 66°19.122’ E 033°26.260’)
  3) на биостанции на о. Средний
  4) под крестом, который виден с воды на о. Горелый (не проверяли)
   О. Горелый – это остров между материком и о. Средний (на карте нет названия).
  После долгих поисков, во время которых исследовали почти весь о. Горелый и сев. Часть острова Средний поняли, что там стоянок нет и решили плыть обратно. Но встретившиеся нам биологи подсказали, что есть стоянка на о. Горелый с южной части (которую мы не исследовали). Это оказалась замечательная стоянка с красивейшими розовыми плитами, с которых только одно удовольствие купаться. На стоянке есть место для двух палаток и столик со скамейками (который мы сделали). На море хорошо ловится треска, особенно между островами Средний и Горелый. Я даже умудрился поймать треску на 3 кг. Мясо у трески очень вкусное нежное жирное. Треска ловится только донным блеснением и надо обязательно на блесну насаживать червя. Погода была жаркая, и мы купались и загорали 3 дня.
   Отъезд
  На четвёртый день мы собрали вещи и поплыли к биостанции, которая находится напротив нашего острова. Там на пристани собрали байдарки. И в 18:00 пришёл баркас, с которым мы договорились заранее на биостанции, и по 100р. с носа он отвёз нас до Чупы ( 2:50ч.). Там договорились с водителем Уазика, и он отвёз нас на вокзал ? 5км. На вокзале касса работает до 19:00, а мы приехали в 24ч. На поезд в 1:10 мы сели, договорившись с начальником поезда, что купим билеты в Кеми. И в 4:11 нас ждала Москва.

   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |