Путешествие за три жопы

Дневник пеше-водного похода по р. Лахна

(с/з Карелия), 3-16 августа 2003 г.

Фотогорафии похода
Видео-ролики похода
Карта заброски - город, отстойник, истоки.

Предполагаемый  маршрут: г. Петрозаводск – г. Костомукша - оз. Рахмеярви – оз. Казляярви – р. Лахна – оз. Лахнаярви – р. Лахна – оз. Пуштосьярви – р. Пизьма - оз. Пизьмаярви - оз. Юшкозеро – пос. Новое Юшкозеро – г. Петрозаводск.

Вода: ~88 км, 5 дней хода, 5 дневок, отсутствие пешки.

Реальный маршрут: г. Петрозаводск – г. Костомукша – оз. Крусинкиярви – безымянные озера – р. Лахна – оз. Лахнаярви – р. Лахна – автодорога через Вокнаволок – г. Костомукша – г. Петрозаводск.

Вода: ~45 км, из них ~12 км первопрохода, 10 дней хода,  0 дневок, сплошная пешка.

Линия маршрута (синим отмечен планируемый, красным - реальный)

Суда: Два ката-двойки от Красна Солнышка, КНБ от ФМК "Десна-2", «Таймень-2», «Егерь», постоянно травящий по швам, и «Ласточка-11» Ярославского резинового завода (для покатушек). 12 человек, из них трое довольно самостоятельных детей двенадцати-пятнадцати лет от роду.

Экипажи:

Кат1, «Ласточка» – Кирилл, Вика, Андрей-маленький

Кат2 -  Слава, Лиза

КНБ – Я

«Таймень» – Андрей, Галка и дочь Катя

«Егерь» – Саша, дочь Юля и Катя-большая

День 1.

Жопа – это не ругательство. Это либо образ жизни, либо окружающая среда, поэтому  здесь и далее прошу  не воспринимать данное слово, как оскорбление  вашего нежного уха и вспыльчивого разума.

С самого начала все как-то сложилось непросто – в день отъезда меня пробило приступом ВСД, в результате я угрюмо сидела на вокзальном полу и пила минеральную воду, пока честной народ радовался жизни. В поезде от «Даниссимо» прошиб понос, а потом я разбила ногу о педаль унитаза.

Свирепое солнце.

Мужики издыхают от жары, но мужественно пьют – потому что так надо.

Все радуются, что первый раз в жизни приедут в Карелию не в дождь.

По дороге страстно обсуждаем будущее путешествие и вслух читаем отчет 812 года…

( Маленькое отступление: в Интернете было найдено только одно описание сплава по Лахне  – лето 2001 года,  автор – Герман Фокин. Текст гордо назван первопроходом. http://shg.phys.msu.su/personal/Fokin/journey2001/Pistagf.html  Группа прошла связку  Писта – Лахна - Чирка.  С Пистой и Чиркой вроде все ясно, речки топтанные. А первый (и единственный) документированный поход по Лахне с заброской от оз. Рахмеярви (руководитель - Медведева) уже 12 лет  лежит в библиотеке, так что первопроходом группы можно считать  только короткий волок с оз. Казляярви в Лахну, и пролетает даже  могучая ходка из Кенто. Второй миф – автор не мог пройти «красивую таежную реку» Пуштось, так как она впадает в систему юга. Однако и этого крошечного описания было достаточно, чтобы понять, что без волока никак не обойтись. Андрей, выбиравший маршрут, прощелкал  сей момент, за что мы позже с лихвой поплатились, ибо уже  на этапе выбора реки можно было сделать выводы о ее верховьях.

Есть еще одна описалка Лахны, http://ktmz.boom.ru/library/wwte/kar10/belmore/kuito.html но она не самостоятельна, это выжимка из вышеуказанного отчета.

С другой стороны, летний отчет 1991 года из библиотеки изобиловал мощными порогами и сливами, метровыми валами и каменными покатушечными канализациями. В общем, хорошая двойка с элементами тройки. Разговоры на Весле.ру о небывало высоком уровне воды на Родине подлили масла в огонь. Сам же Андрюха пару лет назад гонялся в низовьях, и красочно расписывал нам  песчаные пляжи  на больших озерах и белую воду в порогах. Хотя это было в июне… Кроме того, заказная заброска и легкая выброска - Новое Юшкозеро лежит прямо на ж/д ветке - соблазнила нас, развесивших уши до земли. Я предложила другую реку в качестве альтернативы, но настаивать не стала - заниматься плотно маршрутом, увы, не было времени.

Кстати, технический отчет  91 года оказался на редкость убогим – только технические описания прохождения порогов по высокой воде и организация страховки. Этот отчет накопал Андрей, который специально ездил на Большую Коммунистическую. Позже капитаны встречались в кабаке, обсудить маршрут. Я не смогла из-за  работы, положилась на мужиков... Кто же знал, что грабли подкрадутся незаметно....

Фокинцы назвали порог перед первой дорогой Бобровым («Порог Бобровым я назвал»), но в предыдущем отчете он назван Падуном -  надо все-таки сверяться  с первоисточниками J

Далее кое-где синим выделены стихи из отчета Германа.)

…Ну так вот: отчет из библиотеки пугал водой и экстримом. При мысли о метровых валах  я вся покрывалась испариной и нежно поглаживала каску. Изначально  не понравилась короткость маршрута – по самым скромным подсчетам, вся эта фигня опытной группой проходится за пять дней, ну, максимум - шесть. От четырех дневок мы просто опухнем! Но, в конце концов, Андрей меня убедил: «Наломался я за год, блин, хочется отдыха. Будем день идти, день стоять.» Ну и ладно… Станем жарить рыбку, варить компоты и печь блинчики с грибами. В Петрозаводске, где мы шмонались в ожидании паровоза на запад, купила бутылочку «Тинькоффа» и занычила – выпью на дневке, под грибочки, всем на зависть! Хихи.

В Суоярви погранец, обходивший поезд, взял у нас заранее заготовленный список и исчез.

…То же повторилось и в Костомукше, куда группа прибыла в девять утра. Больше встреч и проблем с погранцами не было. К обеду  мы намеревались быть на воде, тем более, что нас ждала заказанная на автобазе «Алмаз» машина.  Не успели сесть в автобусик, небо тут же затянуло бурой тиной, и, как водится, полил дождь. Карелия в своем репертуаре!

Ехать, судя по карте – не больше двадцати км, колесами в воду.  Объехали отстойник, именующийся официально «озером Костомукшским», или совсем неприлично - «хвостохранилище» . Отстойник – это просто бывшее озеро, в которое давно и со вкусом сбрасывает  рапу местный горно-обогатительный комбинат. Кое-где из продырявленных труб бьют струи  серого дерьма, выливаясь на условную дорогу… Дорога тоже проложена по рапе – иначе никак, вокруг непроход. Вид кладбища природы ужасен – птицы здесь не летают,  только серые скелеты леса торчат по берегам, как в сне наркомана. У отстойника мы заблудили, и час тыкались туда-сюда, ища мифический поворот на Рахмеярви, указанный на карте жидким пунктиром. Вроде нашли, двинулись.  Машина ползет медленно, дорога ужасна. Еще через два  часа стало ясно, что происходит что-то не то. Водила дорогу явно не знает. Андрюха  с Кириллом водят по карте волосатыми пальцами, таращатся в компас и чешут в затылках. Автобус уперся в старую вырубку, дальше дороги нет. ЛЭП, которая должна быть далеко слева от нас, почему-то оказалась далеко справа. Куда двигать дальше – неясно. Где мы находимся – тоже. GPS отсутствует – а кто знал, что он нужен в Карелии??… Вокруг бесконечные, насколько хватает глаз, гривки и болотца. Я предложила сделать глубокую разведку вперед, чтобы хоть как-то привязаться к местности…

Мужики вернулись нескоро, но улыбаясь – определились. Оказывается, в полутора километрах впереди – озерко, по всем признакам входящее в истоковую систему Лахны, но сильно южнее. Вроде бы это Крусинкиярви? И то хлеб…

Из машины  пришлось выйти, чтобы облегчить ему путь по вырубке. Мужики шли впереди, раскидывая стволы и камни, и указывая объезды пней, но очень скоро железное рыло  уперлось в полный непроход, и водила выключил зажигание.

Приехали.

За пять часов насилования автобуса  пришлось дать щедрые чаевые… Думаю, половина уйдет на ремонт. В общем, первопроход начался, так как никто еще не забрасывался на Лахну таким способом.  По крайней мере, документов по поводу найдено не было. Директор автобазы поведал, что последний раз их машины возили куда-то турье лет пятнадцать назад, после чего мы поняли, что на реке мы будем совершенно одни. УРА!!!

Дальше пришлось волочься самим, примерно километр.  Шли через топкую низину. Места выморочные, но колоритные очень. Встали на западном мысу озера, различимом на карте. Стоянок, понятно, здесь нет. Это – единственное высокое место – мшистая скала, остальные берега заболочены.  Стапель откладывается – семь вечера, все устали, как собаки, и хотят жрать…  Тут же кинулись купаться – вода теплющая, хотя торфяное дно довольно противное. Андрей с первого заброса поймал окуня. Всю ночь меня мучили сомнения – а то ли это озеро? А если из него ничего не вытекает?! Тогда мы в полной заднице, ибо назад пути уже нет.

Теплая дивная ночь в совершенно безлюдном месте стала нам наградой. Расшвыряли вещи, как попало, и заснули…

День 2.

Спала раздетой. Комфортно - как убитая. Это значит, что новые палатка и спальник успешно прошли боевое крещение.

Проснулась только от воплей дежурных. Жарко. Комары лютуют. Лес – елово-сосновый, много сухостоя. И болота, болота…

Поели и  начали стапелеваться.  Каты собирали до 9 вечера.

Выплыли…

Протоку нашли, но не сразу. Пришлось поблудить и потерять один кат. Крошечный неширокий рукавчик, уходящий на юг, сразу и не увидишь.

Прошли метров пятьдесят – и тут же  уперлись в завал. Жопа! Сразу лежит толстенное бревно. Судя по его ветхому виду, у нас явный первопроход. Ствол мужественно распилили кольцевыми пилами, но через тридцать метров – еще бревно. Потом – еще…

А потом – еще…

Бог мой… И еще…!!!

…Так, с песнями, матом и плясками, повизгивая пилой, прошли метров двести. Стоп! То-ли бобровая плотина, то ли мертвый завал – русло полностью перегорожено переплетением из стволов и веток. Вода подперта, за плотиной падает сразу на полметра и течет жидкой струйкой между камнями. Я неловко пошутила, предложив разобрать плотину.

Полный непроход – начались издержки «пионеров».

После короткого совещания и разведки разгрузили суда и сделали обнос метров на двести пятьдесят. Особенно весело, конечно, неслись два ката… Про катамараны в Карелии я уже размышляла в Поньгомском отчете, так что повторяться как-то  не с руки J Но мужики в группе крепкие, хотя и пьют, как сволочи.

Обносили по правому берегу, сначала лесом, потом болотом. Троп, понятно, здесь нет никаких даже в помине, окромя звериных.

Вышли к мелкому безымянному озерку… Итак, за сегодня  пройдено километра полтора, вместе с обносом. Это рекорд! Но, учитывая долгую стапелевку, ходовой день вполне нормальный.

День 3.

Эта ночь  уже похолоднее.

Первый день физических нагрузок дал себя знать,  под утро все же заснула. Начался Карельский моросняк-обложняк, но с ветерком, как ни странно – сдуло всю мошку, так что бодро  позавтракали без спреев.

Сегодняшняя задача – пройти 5-и километровую протоку до следующего озерка.

…Я думала, что вчера уже видела Жопу, ее хитро улыбающийся лик, но глубоко ошибалась. Хорошо, что вода на редкость не холодна – иначе мужики отморозили бы все заповедные места.  Гидры, понятно, никто из них не взял – на фига в Карелии гидра, на двоечную реку?…

Не успели мы выплыть из безымянного озерка, как тут же столкнулись с аналогичным мощнейшим завалом. Та же подпруженная вода, тот же перепад, та же струйка-непроход в камнях…

«Красива очень и нежна
Таежная река Лахна
Порой тиха, порой быстра
В верховьях - домики бобра»

Сразу видно, что группа Фокина здесь не ходила. Чертовы бобры!!!… Чтоб им провалиться вместе с домиками…

После плотины полная задница, метров на двести. Снова решили  обносить, по буреломам и болотам. Походя Славка выловил здоровенную щуку, а  девчонки нашли первый подосиновик. Пока мы тащили мелкие вещи, мужики передумали обносить и решили проволочь суда по камням, так как лес совершенно непроходимый.

Вот они, радости заднепрохода!  Пейзаж такой: поскальзываясь на мокрых камнях, с жутким матом, четверо мужиков где-то тащат, а где-то несут на плечах гребанные средства сплава. Пока я готовила перекус, выяснилось, что ребята уперлись в еще большую жопу  - русло перегородил невиданный пятидесятиметровый завал, с бревнами по 80 сантиметров в обхвате, вода ушла куда-то под землю, камни и кусты, и ее скорее слышно, чем видно…

Поматюкавшись, мужички вынуждены были все же свернуть в лес и дотащить лодки до первого спокойного плеса, неспешно протекающего в болоте, заваленном  стволами и корягами. Вернулись они мокрые по пояс и злые. Но наскоро разложенный костер и водочка подогрели дух!

Метров  триста плывем по болоту, периодически пропиливаясь.

Дождь идет, не переставая.

Пока проводились и пилились, Андрей на «Таймене» ушел чуть вперед и в одиночку раскидал очередную бобровую плотину.  Кабан, да и только! J  Подплываем – стоит разъяренный мужик по не хочу в воде,  морда красная, на голове бандана с черепами, раскидывает бревна и ветки в разные стороны.  Видно, как в образовавшийся проход ринулась вода и каменная жопа внизу стала быстро наполняться водой. Пока подошли каты, уровень плотины и реки внизу почти сравнялся. Подоспевшие мужики  помоги разворотить плотину так, чтобы могли пройти катамараны. Славка утопил японские часы – дань Главному  Бобру, не иначе.

Скоро бревно впереди, под которым мы намеревались проплыть,  окунулось в воду.  Пришлось его тоже пилить.

После разбора завала образовался порожек, названный Соколовым. Полюбовавшись на дело рук своих, мы быстро прошмыгнули вниз, пока вода вся не слилась… Дальше шли  медленно, периодически махая топором, пропиливаясь и проводясь. Бац – новая плотина.  Не вылезая из воды, ребята принялись мочить ее в восемь рук. Образовавшийся порожек назвали Кирилл-порог, по имени главного разрушителя.

Видела бобра, в панике уплывающего от нас.  Теперь все бобры в округе прокляли нас до седьмого колена, не иначе… Сегодня придут ночью к нам в лагерь, а впереди – Главный Бобер с золотыми часами на шее… И начнут валить на нас елки, и сдохнем мы здесь все ни за понюх табаку...

Тьфу, накаркала. Метров через пятьдесят – еще плотина.  За ней камни и довольно злобная  зигзагообразная струя. Это - порог  «Сашкина радость», он протаскивал через него все лодки. Меня даже не выгрузили - бедная шкура!  Такого гнусного насилия она не видывала с 97 года!

Только передохнули – и новый завал. На нем мужики корячились долго. Пока расчищали струю, вода сверху так сильно упала, что пришлось перетаскиваться через бревно, которое за полчаса до этого было все в воде. Впереди виднеется болото и  чистая  вода! О, радость… Последний ствол, который распилили мы с Андрюхой – я, сидя в лодке, он – стоя на бревне – и вот она, свобода!!!

Путь открыт… Вопрос – куда.

Дождь.

Сегодня прошли около 2 км. Неплохо! Причалили в десять вечера, в полной глухомани, у протоки, вытекающей из круглого озерка Петраярви.  Водная подкачка радует сердце. Протока обозначена ниточкой, на самом деле это – широченный разлив, метров шестьдесят.  Это означает только одно – впереди очередная бобровая западня.

Вокруг полная дичь, камни  и мрачная тайга. И тишина...

А  берег – болото. Ужинать. Спать… Впервые глотнула из фляжки клюквы с коньяком – тяжела жисть таежная, однако…

Лежа в палатке, поймала себя на мысли, что совершенно не вспоминаю  ни о ком из прошлой жизни: Словно природа наложила жестокое табу.

Голова пуста, как горшочек без меда. Настоящий отдых!

День 4.

Дождь шел всю ночь и закончился лишь в девять утра. Непривычно сильный для Карелии. Удивительно, но в палатке ничего не промокло. Хотя тент изнутри – сырой, но, к счастью, по конструкции он нигде не соприкасается с внутренней палаткой. Спальник уютен. А зубы не чищу вторые сутки – это плохо… Но подойти к воде в обычной обуви невозможно, а вновь одеть мокрые «Камары» - это  пытка.

Влажность настолько высокая, что не сохнет ничего, даже у костра. В результате под ветровку пришлось одеть мокрую копченую кофту. Брррр…

Сегодня план – пройти 3 км до следующего безымянного озерка, откуда река, судя по карте, расширяется в три раза. На катамаранщиков жалко смотреть. Но, надеюсь, недолго осталось мучиться старушкам… Надо сделать последний рывок, чтобы выйти на чистую воду.

Пока мужики  осматривали предсказанный мною завал, я сплавала посмотреть, что же стало с нашим последним порожком…

Вода слилась капитально, только  кувшинки и бутоны лилий недвижимые стоят, и коряги торчат, как руки мертвецов. Порога нет и в помине. Накрылись именные порожки J!!

Ё-хо-хоо… Ну ладно.

По камням в протоке видно, что вода совсем недавно упала сантиметров на 25. Это плохо. Это очень плохо. Это значит, что…

Поплыла обратно. Из разлива можно выплыть, осторожно пробираясь между гробовыми камнями. Двести метров каменной жопы. Лодки кое-как прокрались, чучелом и тушкой,  катамараны проводят и проносят. Баллоны жалобно поют – странно, что ни один еще не лопнул! То Вика, то Андрей-маленький крутятся на резиновой «Ласточке» -  похоже, это единственное судно, годное к нынешнему походу.  Хихи!

До кучи сверху льет, не переставая. Все мокрые снизу до верху, но уже все равно. Небо серое. В душе тоска. Одно слово – задница. Не ходите, дети, в Африку  гулять! В смысле, не забрасывайтесь на истоки рек. Ибо это только для сильных духом и руками. И для слабых мозгами.

Про стволы, разгребаемые и распиливаемые попутно, уже нет сил писать – сбилась со счета.

Слава Богу, показалось  тихое болото. Болото – наш друг. Несмотря на его ужасный вид,  мертвые деревья,  желтую трясину, коряги и то, что мошка жрет нас нещадно - вид стоячей, глубокой воды – это  счастье. А мошку привычно отгоняешь матом, потому что прыскаться некогда, все равно тут же смоется водой…

100 метров счастья – и новое препятствие – плывун. Это что-то новенькое!

…Плывун, в отличие от зыбуна, растет прямо на реке. Это плотно наросшая на поверхности трава. По ней условно можно ходить, нога тонет в травяных корнях, и при резком движении ты уходишь в воду. Глубина здесь метра два. Объезда и обхода нет.  По берегам – топь с дохлыми елками. Плывун в болоте – это песня!  Что делать – надо протаскивать лодки  по плывуну.  Но от чего отталкиваться ногами – не совсем ясно. Попытавшись самостоятельно выйти на зыбкую плешь, я тут же ушла по колено в болотную жижу. Вторая нога отплыла с лодкой в сторону. Получился  тушераздирающий шпагат, и почти оверкиль… Но чуть-чуть – не считается!

Проковыляла, опираясь на весло. Страшно. Сосет по колено. Ползу и тихо напеваю про себя: "И все, о чееем так долго я мечтааал, нечаянно сбылоооось….Твою маа-ать...."

Сашка помог  протащить лодку по траве. Всего десять метров – а сколько удовольствия!

«На Лахне, Пуштосе и Пизьме
Красивых, диких много мест.
Здесь красота, как будто в призме
Комар и тот почти не ест»

Я бы сказала – в клизме. И  мошка зажрала до костей.

Метров шестьсот плывем. Показался лес, русло резко сузилось, водичка вновь убого побежала между  камней. Вылезаем, волокем лодки. Каты на последнем издыхании. Прошли чуть-чуть – и поперек лежит ствол, чуть ли не метр в обхвате. Не знала, что в Карелии бывают такие деревья. За стволом – каменная задница и рукотворная плотина. Даже не плотина, а псевдомост, устроенный для лесовозов. Делается это так – в реку кидаются  огромные камни, потом все это заваливается песком и бревнами. Русло почти полностью перегораживается, вода уходит вбок и исчезает в болотах.  Люди отсюда давно ушли, а жопа осталась.

Поубивать бы этих лесорубов.

Припарковались, пошли смотреть, что и как. Вырубка  давно заброшена. Вид ее ужасен. Кругом пни, сучья, брошенные трухлявые стволы и  бревна. Между ними – топко, место заболотилось. Земля разворочена гигантскими колесами трейлеров.  Глядя на этот кошмар, со смехом вспомнила баталии  на veslo.ru по поводу вырубания рам для катамаранов. Рубите, господа, не смущайтесь!  Это наименьший вред, который вы можете нанести природе.

Стали искать последнее перед расширением Лахны озеро. Андрюха аж потрусил  на ближайшую сопку – нету! Разбежались по местности километра на два. Выяснилось, что сильно забрали влево от реки. Еще выяснилось, что в болотах очень легко заблудиться.

Пересекли ручей, втекающий слева и обозначенный на карте. Привязались!  Значит, озеро где-то в километре от нас… Ну, что ж, километр – это нормальный ходовой день.

Обследование русла дальше показало, что надо делать обнос. Топляки через каждые пять метров, воды нет. Такую жопу  не прочистишь и за полгода…

По пути едим морошку и чернику – все верховья буквально усеяны ими. Дети самостоятельно пасутся где-то в болотах, как тапиры, поедая халявные витамины…

Решили вставать – нет сил больше ни на что.

Перевалили разгруженные лодки через исполинское дерево, подвели пешком по воде к мосту. На сегодня – баста!!! Тем более, что сегодня у Кирюхи – ДЫР.

Встали прямо в развороченном лесу. Мой «Хоббит» вписался  в колею от громадной шины, у моста.  Место – медвежуть, и мошек столько, что неба не видно, но дальше вообще не встать, полная девственность, понимаешь…

Надо срочно выпить и сменить мокрые трусы. Нет, сначала трусы, потом выпить.

Сегодня опять прошли около двух км.

За мостом – следы медведя.

Четвертый день близких отношений с рекой. Хорошо, мужики у нас матерые... Любят ее неспешно и без выкрутасов, силы берегут. Молодые давно бы кончились! А бабы - лесом, лесом...

Выпив, ушла под тент проверять аппаратуру – съемки на дожде, не всякая сволочь выдержит. Уникальные кадры надо сберечь для потомков – в назидание!

День 5.

Дождь опять лил всю ночь, и затих к утру.  Итого – сорок часов рыдающих хлябей небесных. На месте зада дно слегка промокло, коврик влажный. Хваленые 10000 столбов! Но, все же, я лежала в канаве – скидка. И тело упитанное. Не всякая палатка, претендующая на легкий вес,  выдержит  подобную экзекуцию.

Мужики плотно позавтракали и ушли делать крутой обнос судов по очень пересеченной местности. Километр проноса по болотистой тайге занял четыре часа. Кое-где  лес приходилось  прорубать.

Проглянуло солнце.  Ветерок погнал облака и сдул проклятую мошку. Господи, хорошо-то как…!!! Запахло багульником.  Лес здесь, оказывается, елово-сосновый, кое-где точат хмурые березы. Пролетела бабочка.  Подсушились, приготовили обед. Жаль, нет грибов, а рыбу ловить некогда. Какие там дневки… Какая баня… Успеть бы дойти до первой дороги и вернутся в цивилизацию до окончания отпуска! И не расчесать до крови щиколотки и запястья, искусанные заживо…

Дети набрали вагон ягод и тут же их слопали – до компота, чувствую, в этом году не дойдет. Катька-большая все утро рубила дрова, как Челентано.

А Юлька не заклеивает больше лицо пластырем от мошки - плюнула. Все равно не спастись!

…А вот и орлы наши вернулись с марш-броска. Шатаются. Вид у них печальный. А у нас уже борщ кипит  и гречка булькает. Андрюха  махнул спирта и пообещал, что если сегодня выйдем в Лахну – будет петь нам полночи. Зря, что ли, гитару брали.  С поезда еще даже не расчехляли – первый случай в моей практике сплава.

А лес - порой непроходняк
И зверь-то здесь пройдет не всяк
Но нам так надо для души
Пятьсот шагов - упал, дыши”

Для души, может, оно и надо. Но баба-яга протестует!!!… Всеми тремя конечностями.

После обеда потащили мешки со шмотьем. После второй ходки я поняла, что обломалась – в груди запрыгала  жаба. Славка отловил меня в лесу с последним мешком и забрал его. Спас, в общем. Долго сидела на пеньке, проклиная судьбу. Тяжело дышала открытым ртом. А в рот мошка залетает, сволочь!

Дальше живу с трудом. Не боец… Чего-чего, а волока я не планировала. Кто у нас адмирал?! Удавить адмирала!!!

Нет адмирала...

А вот и  новый вид препятствий – лавирование между топляками и корягами. Про камни я молчу – на них сидим почти постоянно. Но камни – фигня по сравнению с острым сучком! Течения нет, однако  тепло и не капает.  Так прошли почти километр. У самого выхода в вожделенное озерко – камни, пришлось вылезать и со скрипом протаскивать лодки.

Озеро – дикое и очень красивое. С эхом.  Мать-мать-мать… Чувствуется, что кишит  рыбой. Лахна переводится как «лещ». Не знаю, как с лещами, но окуней полно. Поймали, выпустили. Куда их?… Повздыхали и двинули дальше   - некогда в бирюльки играть.

Вытекающая из озера протока загромождена камнями, через сто метров – очередной полуразрушенный мост-плотина. На левом высоком берегу – старая лесовозная изба и сортир. Дальше – жопа. В смысле, проводка по камням. Никакого утолщения русла, указанного на карте. Скорее, сужение в несколько раз! Можно грешить на уровень воды, но куда девать деревья, растущие у самых берегов, которым на вид  лет по пятьдесят?  Такое впечатление, что карельскую «двушку» рисовали в начале прошлого века.  Аминь!

Резко похолодало. Посмотрели на все это  мужики, и  идти дальше  обломались. Мы вернулись на озеро, нашли единственный высокий мыс с беломошником и свили гнезда. Первый раз – более-менее приличное стойбище, с видом на закат.

Выпили. Пройдено около трех км.

Тропинок и людей пока нет.

День 6.

Точно над нами распласталось уникальное явление – граница погоды и непогоды. Справа в тугие  свинцовые спирали свился мрачный циклон, слева светит солнце и гуляют легкие перистые облачка антициклона.

Укатали сивку крутые горки – всю ночь меня плющило и колбасило, несмотря на превентивно выпитые тридцать капель… Был момент, когда хотелось выползти из палатки и заорать благим матом, но не хотелось никого будить. Сначала я задыхалась, потом трясло где-то час, словно   через тело пропустили тыщу вольт. Колотило так, что стучали зубы и дергались ноги.  ВСД, ведьма плешивая, накрыла.. как тазом.  Думала, сдохну к утру, но почему-то заснула и проснулась живой. Все-таки здесь болеть нельзя, все равно скорую не вызовешь, а до ближайшей дороги идти еще несколько дней.

За бортом – ветер, верхушки сосен шумят, как море… Холодно. Но солнечно. Безымянное озеро назвали озером Надежды, а я бы назвала его Лохозеро. Никакого просвета дальше нет, весь день мудокались в камнях и воде. Сначала метров четыреста шиверы, с перепадом в несколько метров. Если налить воды, здесь получился бы неплохой порог!  Есть сливчики, условно претендующие на вторую категорию. Кое-где русло сужается до метра.

Мужички каты разгрузили и несут пешком по каменной реке.

Матросы  и дети с вещами  скачут по мокрым камням, периодически падая и матюкаясь. Обходов нет, непролазные прибрежные заросли посещались до нас разве что бобрами. Затем несколько километров отдыха – Лахна петляет в живописном болоте, течения нет, русло захламлено топляком. Привычно пилим, рубим и растаскиваем…

Где-то прошли порожек, обозначенный на карте черточкой, но не заметили. Видимо, это была очередная боброплотина, которую походя рас..ячили, а суда протащили. Попутно ловим – поймали трех щук и несколько окуней. Наконец-то рыбка!

А грибов все нет.

Река незаметно вошла в широкий разлив и резко повернула на восток, набирая силу. Слева мелькнула все та же ЛЭП – теперь  мы точно знаем, что вышли из истоков и вошли в основную Ура!  Здесь, фактически, официальный наш первопроход заканчивается. Может, дальше полегче оно пойдет?...Мужики приободрились, расслабились. Плывем неспешно, меча блесны между лилиями и кувшинками. Протоки просто кишат непуганой рыбой.  На спиннинг ловится только щука и окунь, понятно. Окунь некрупный, зато щуки толстые – травяные, в пятнышках, с очень светлым брюхом. Мясо самое что ни на есть диетическое. Чистить окуней никто не хочет, их пекут в фольге, а щук просто варим со специями – они еле влезают в кан.

Неожиданно  рай закончился – река вошла в лес и…. исчезла. Очередная мелкая жопа.  Все заросло травой и забросано камнями. Камни стали крупнее и злее. На них видно, что вода ушла и продолжает уходить. Сантиметров тридцать точно - тю-тю. Снова тащим своих лошадок на руках, и довольно долго. Сужение на карте, понятно, не обозначено. Я в одном месте в очередной раз поскользнулась и грохнулась в воду. «Camaro Classik», блин. Пару слов о них скажу ниже…  Но все же это легче, чем фигачить с грузом по тайге.

Дальше пошел плес, но недолго – снова вылазить, снова тащить. Наконец, вода уперлась в неразбираемый завал. Место – наимрачнейшее – лес сжал реку, гнус, камни, болото, в таких местах не встают, но народ опух и двигаться дальше не может.  Разведчики ушли вперед и обнаружили еще одну заброшенную лесовозку, а за ней – километр жопы.

С трудом нашли места для палаток метрах в 30 метрах от берега.  Но… обалденно пахнет багульником, жарится рыба, варится суп… Галка привычно костерит дочь. В общем, это все же лучше, чем торчать в Москве за компьютером.

Замариновали тощую партию грибков – на закусь.  Я подсчитала – прошли около восьми километров. Круто!  Осмотрела себя в палатке: руки опухли и стали как грабли, ноги в синяках от щиколоток до бедер. После такого отдыха надо ехать в санаторий…

Зато нет насморка.

Спали на кочках.

День 7.

Встали не рано.

Все тело болит – выяснилось, что под кочками были камни, и я ночью обвивалась вокруг них, как змея.  Утро встретило нас, слава те, без дождя. Нарубились гречки и задумались о жизни… Сегодня на десерт  в обозримом километре – завал и труба, в которую упаковали реку суки-лесорубы. Чтоб им пусто было. Трубу придется обносить…

Понежились, поклевали ягод. На серьезный сбор нету времени. Какой там отдых! Осталось три ходовых дня, в упор до грунтовки перед Пуштосьярви.  Прощайте,  песчаные пляжи на больших озерах… Вспомнился Гарин: "Прощайте. Прощальный свершаю обряд, Осенние листья, как порох, горят, И капли на стёклах, как звёзды, чисты - Сжигаю мосты, сжигаю мосты.  Я больше уже не приду в этот сад,    Иду, чтоб уже не вернуться назад, До ранней зелёной, последней звезды - Сжигаю мосты, сжигаю мосты......."

Сегодня весь день проводили и обносили то, что указано черточкой на карте.  На бумаге – широченный разлив, на деле – узкая каменная канализация с периодическими завалами, которые уже нет сил пропиливать – обрубаем сучки и переваливаем лодки. Иногда не разгружая, мою – точно. Каты приходится обносить.

Затем снова тяжелая проводка.

Слышно, как Кирилл взбадривает сына: «Чтобы дойти до хорошей воды, сынок, надо, понимаешь, поработать…! Шевелись, так тебя и разэтак!!!»

Оба уже чувствуют, что хорошей воды  не будет,  но так приятно думать о приятном…

Непосредственно порог двухступенчатый, примерно 250 и 200 метров жидкой струйки. Есть подобия сливов – в высокую воду это, наверное, интересно. Несколько раз упала, но, к счастью, ничего не сломала, немного разодрала руку.  А Сашка, упав раз десять,  сломал-таки палец. У Андрюхи расцарапана вся грудь – ухнул  рылом вперед со скалы. Галка тоже ..нулась с камня, спас лишь надувной спасжилет. В общем, серьезных травм нет - ребята уже научились группироваться при падении, как хорошие жокеи.

А вот и труба! Вновь сталкерский вид развороченного леса. Все брошено, даже напиленные бревна. Обнесли. Дальше – немного спокойной воды. Пасмурно, но дождя нет. Хоть сверху сухие…

До озера Лахнаярви – около восьми км, и если будет чистая вода, есть шанс добраться сегодня, но в предсказатели уже никто не рвется. Вода падает на глазах – надо шевелиться.

…На перекус встали в болото. Я вырезала ножом у Вики занозу. Пожрали и  двинулись по болотистым протокам, переваливаясь через топляки и попиливая коряги. На карте Лахна здесь – метров пятьдесят, на самом деле от силы – десять. А то и пять. Картографов порубать в капусту!!! Лодки ушли вперед, ждать каты надоело. Русло чуток расширилось и неспешно потекло в болотистой низине, с кучей древесных стоячих трупов по берегам. Поймала несколько окуней.

Затем ландшафт немного поменялся: лес стал повыше, пореже и посветлее, ель немного уступила сосне,  поменьше стало серых мертвяков. В одном месте река расширяется настолько, что разлив напоминает небольшое озерко. На правом берегу – заброшенная изба, не обозначенная на карте. На «озерке» можно встать, при желании – там высокие дикие берега, вид у них пристойный, по нам надо вперед…

После нескольких ленивых извивов река проходит под ЛЭП, и сразу после нее… очередная жопень. Мы подумали, что каты, увидев это, забастуют насмерть, и приняли решение встать на пороге, отплыв метров сто от проводов в лес.  «Ж» - это первый порог, худо-бедно описанный во взятом из библиотеки отчете. Названия порог не  имеет, но у нас они теперь все на одну букву… Так что давать им приличные имена нет никакого смысла. Порожек – мини-имитация Имисева: канализация в камнях. В высокую воду представляет интерес – быстрая струя, лавировка в камнях, хороший перепад. А сейчас придется ножками…

Вообще, нам капитально не повезло с водой, так как в обоих описания народ, вроде, проходил без больших проблем. А нынче нам воды не налили за плохое поведение.

Встали  на правом берегу.  Вроде даже и ничего, нашли холмик глубоко в лесу,  с мшарником и высокими соснами. Только за водой по камням бегать неудобно. Чай с тиной.

Вокруг меня встревожено мечется летучая мышь. Интересно, где она тут живет? В дупле? Около палатки  стол из огромного камня, покрытого мхом. Налила себе в стаканчик, задумалась о будущем… Похоже, мы крепко влипли. С такими темпами я не успеваю в Москву.

В 12 часов ночи послышались крики катамаранщиков. С реки начало доноситься что-то вроде первого конфликта. Удивительно, что это произошло только сейчас.. Я бы давно всех расстреляла, будь у меня катамаран.

Кирилл выкинул «Ласточку» - лишние двенадцать кило груза никому не нужны на обносах.

Пройдено километров шесть. В общем, встали мы буквально в паре бросков от вожделенного озера.

Угрюмо заснули.

День 8.

…Утром запекли в фольге тринадцать окуней и слопали перед выходом. Плохое число, но вкусное…

Вышли не рано, как всегда. Усталость и анархия приведут к тому, что мы  застрянем  в жопе надолго. Нужен ли в группе грозный Адмирал? Вряд ли… Адмирал не нальет воды и не  проложит дорогу. Не перетащит суда и шмотки.  Адмирала сожрут сразу, ибо есть виноватый. А так вроде  виноватых нет, и можно двигать дальше, не упрекая себя за каннибализм.

Идем в проводку, разбирая завалы и переваливаясь через подтопленные стволы. Дело это стало настолько привычным, что уже не верится, что где-то бывает по-другому. В итоге прошли где пешком, где раком  по руслу около двух километров.  Местами удается плыть. В одном порожке  проплыла под поваленной елкой - не стали даже сучки обрубать -  пришлось накрениться так сильно, что черпнула бортом. Хорошо, что у меня не каяк... И было, что черпать!…  Получила заряд адреналина.

Когда впереди  забрезжил плес, из глоток вырвался звериный крик радости.

Плес –  длинный подступ к извилистому озеру Лахнаярви. Похоже, это единственное приличное озеро, на котором нам придется побывать: три остальных, больших – за занавеской тьмы. Хочется устроить дневку, но увы… не заработали.

Перед самым озером  последняя каменная гряда, лодки пришлось протаскивать. Хороший такой порожек… был бы… эх.

И тут же у Андрюхи сошла щука-чудовище.

Каты отстали безнадежно, а мы решили пройти по озеру, сколько возможно, и встать у истоков следующей жопы.  Озеро очень красивое. Абсолютно дикое. Утки, чирки, гуси. Белые лебеди! Я никогда не видала в Карелии белых лебедей… Вот что значит – полное  отсутствие двуногих тварей. Ради этого стоило плыть!   Апофеозом стал здоровенный белоголовый птыц, с истеричным криком круживший над нами. "Белоголовый ореееел!!!" – радостно завопили мы.  Представьте себе островок, на нем – одинокую сосну, на ней – гнездо величиной с собачью будку, а в нем торчит голова с мощным загнутым клювом… Просто  чума.  Впоследствии оказалось, что это здоровенная скопа, с белой шапочкой на башке. А белоголовые орлы живут в Америке. Вообще,  скопа птица скрытная, но тут оборалась конкретно, все же гнездо. Наверное, людей никогда не видала, бедная.

Ловить в озере надо на проводку, и «вертушки»  уже не катят. Щука хватает жадно серебристую и зеленую колебалку, а окунь явно неравнодушен к мормышке.

Несмотря на живописные, кое-где каменные берега, место для стоянки пришлось искать почти час, но в результате природа наградила нас славным стойбищем на правом берегу, перед поворотом озера на север. Я расположилась под громадной старой сосной, и тут же стала лопать чернику, не отходя от палатки. Опять головокружительно пахнет багульником.

…Уже десять вечера, а катов все нет. Плыли 10 часов без перекуса, надеясь дождаться  Кирилла и Славку, а теперь желудок сжимается в кулачок… все, не фига ждать!

Поужинали.

Ждали отставшие экипажи до темноты. Посовещались и решили:  если каты не появятся завтра к трем часам дня, уходим вперед,  ибо  время летит быстрее нас... Пересчитали жрачку – вроде хватает.  Есть один кан, топор и пила. Я все же надеюсь, что завтра они появятся.  Наверное, встали у начала Лахнаярви. Вот, блин, дела какие. Непредвиденные...

Готовим ужин -  и спать. Сегодня прошли около восьми км, из которых шесть – озеро. Заваливаюсь с невеселыми мыслями… Надо любой ценой успеть в четверг в поселок Юшкозеро,  вечером (в 19.20, по Фокину), по четным дням, оттуда уходит поезд на Петрозаводск.

Кровь из носа –  пробиться к дороге, а то если не поляжешь здесь, то повесят на работе.

День 9.

…К двум часам дня приплыли изнуренные катамаранщики и тут же кинулись греть бледные мокрые ноги к  костру и пить чай. Слава Богу! Мы уже собрались и нервничаем. Сколько раз принимали лебединый клик за вопли Лизаветы! И даже отвечали дружным «А-аааааааааа!!!!!!!», только эхо над водой…

Дураки.

Дальше опять плывем вместе. Так оно лучше и веселее. Сегодня – тяжелый участок, сплошные пороги.  Вернее, это были пороги, а сейчас – череда пеше-водных жоп.  Зато бобровых плотин стало явно поменьше.

Выплыли в четыре.  На выходе из озера – старый разрушенный мост. Сколько ему лет – неизвестно, так как дорога давно заросла.

Затем длинный плес.  На карте слева нарисована изба, на самом деле она – справа. Остатки картографов – добить!

…Жопки чередуются с плесами, и так несколько километров. На карте это обозначено группой черточек и скромным названием «пороги». Воды чуть-чуть прибавилось, даже каты пошли веселей, одним баллоном в воде.

Провелись еще через один бывший мостик. Ну и любят же местные строить мостики!!! Поглядев на карту, я поняла, что здесь когда-то проходила та самая дорога пунктиром, которая должна была привести нас на Рахмеярви от отстойника. Здесь дороги давно уже нет, можно смело стирать ее с бумаги…

Вылезать и протаскивать лодку уже не стало сил,  и последние шиверы я проходила, опираясь на весло и отпихиваясь от камней… Это стало роковой ошибкой – буквально перед длинным «отдыхательным» разливом  писец подкрался незаметно – сердце трепыхнулось в груди, и так я и осталась сидеть, опустив голову, как плющиха на тополе.  Надорвалася старушка!

…Меня пересадили в балластом в «Егерь», а девочка Юля радостно залезла в мою лодку и понеслась впереди всех. Прошли еще шиверу.  Чувствую себя старой списанной скаковой лошадью, которую везут  на  далекое ранчо, доживать свой век.

Могли бы проплыть еще, хотя бы плес, но встали из-за меня.

Выгрузились на правом берегу,  прямо в начале разлива, где – наконец-то! – первое место, похожее на стоянку, хотя, по виду,  очень давно не посещаемую. На этот раз высокий моховой мыс  усеян брусникой, а у кострища есть аж бревна для сидения. Старые, правда. Давненько сюда рыбачки не хаживали. Но цивилизация, типа!  За стоянкой, под правым берегом весело  шумит впадающий ручей. Несмотря на мошку, местечко обалденно красивое, но меня уже ничего не радовало…

Пока Юлька, чудный ребенок,  разгружала мои мешки и ставила   палатку, меня прислонили к дереву и пошли разводить костер к ужину.  Ждем каты.

И до чего ж они обрадовались, что мы так быстро встали!  Славка где-то при обносе  потерял куртку – сплошные у него потери.

Катамаранщики у нас на редкость выносливые и терпеливые. Если и матерят жизнь, то про себя. …А красивое место и водочка быстро сняли усталость. Искупались. Мужики и Катя-маленькая поймали шесть здоровенных щук, вечером их с трудом запихнули в кан, а бедные окуни  достались местным зверюшкам, ибо до них руки не дошли.

Пройдено около шести км.

Ночью задушевно пели – первый раз за поход… За несколько часов  удалось не спеть ни одной сопливой бардовской песни!

«Когда-нибудь мы вспомним это-ооо! - опрокинув по кружке, угрюмо басят мужики, - И не поверится самии-и-имм!!»

«Нас ждет огонь смертельный, но всееее ж бессилен он!!!» - пищат в унисон девицы.

«Сомненья прочь - уходит в ночь отдельный, десятый наш десантный батальо-ооон!»

Часа в три батальон, наконец, заснул.

День 10.

Выплыли в час. Плесы, шиверы… На карте – одна черточка, а на самом деле шивер до фига. Я снова сижу на «Егере», свесив нос. Теперь, когда освободились руки, можно половить и на проводку! В результате одна щука сошла, а одна-таки попалась, дура. Юлька, четырнадцатилетний капитан, ушла так далеко вперед, что папаша  забеспокоился. Ребенок явно  кайфует от одиночного плавания – а что я говорила! Учитывая, что вес у нее никакой, проходит почти все порожки без зацепов.

Мне же не раз пришлось вылезать из надувного матраса и топать по берегу, продираясь в зарослях и падая в камнях – впервые я почувствовала незавидную участь женщин-матросов. Нет уж… Лучше  сдохнуть капитаном :)

…Юльку нагнали только в заходной шивере на Падуне – ее расклинило в камнях, и слава Богу, а дальше-то с леденящим шумом заворачивалась жопа в виде угловатого слива и бочки, причем под мостиком из бревен, видимо, проложенных рыбаками (хотя мы ни одного человека так и не встретили на всем пути).  Бревна раскидали. Из-за маловодности Падун пройти было невозможно, пришлось иметь его пешком, как обычно…  Лодки проводили по одной, ничего не поранили и не затопили, ура, хотя мужики изрядно замерзли, бултыхаясь в воде.

После порога, последнего в этом путешествии, впереди нас ожидало крошечное озерко, дальний залив которого упирается прямо в грунтовку.  Услышали шум машины – и погребли веселей – дорога живет!!! Есть шанс уехать.

Пройдена последняя десятка миль…

А Карелия, хитрюга, широко улыбнулась нам напоследок – ветер стих, тучи испарились, и засветило вдруг солнце, открылся шикарный песочный пляж и хорошее место для стоянки, а пока рыскали, разведывая подходы к дороге – нашли уйму подосиновиков.  …Жюльен! Песок!  Кайф!!!

Дети купаются  и визжат от восторга.

Откопала забытую бутылочку «Тинкоффа», но всю выпить не смогла.  Вот до чего ослабла, растакую мать…

Кругом – заросли вереска. Замечена пчела и бабочка, а вечером опять металась мышь на фоне громадной оранжевой Луны.

Колдовство…

Небыстрый отъезд

Встали лениво. Тепло. Все развешанные вещи высохли. Сложили лодки,  в народе брожение умов – не остаться ли тут на денек?

Не остаться.  Выяснилось, что по дороге ходят только легковушки, а поезд из Юшкозера уходит не в 19.20, а где-то около трех. То есть уже ушел. Следующий – через два дня. Значит, надо пробиваться  обратно к Костомукше или в Ледмозеро. Местные ягодники, остановившиеся на «козле», любезно рассказали нам все, что знали.  Были шибко удивлены – туристы здесь не ходят, да и вода месяц как спала на полметра. Оп-ляля!…  Порадовались, что мы раздраконили как  минимум дюжину боброплотин. Местные ненавидят бобров. Иногда от злости их едят – говорят, мясо похоже на куриное.

Посовещавшись,  послали двух гонцов на Боровой, за машиной. Это километров пятьдесят, тьфу, в общем.  Ждали до вечера – небо опять затянуло, а вот и они, родимые, и слегка косые, и уже поспел суп из очередных подосиновиков… Быстро похлебали, загрузились в «Волкваген» и отломали стольник до Костомукши. Дорога так себе. Дети по дороге только что не блевали, а так ничего.

Прибыли ночью, Андрей сразу заехал к Сергею Волкову (это организатор Костомукшских водных ралли).  К сожалению, Волкова не было  в день приезда, иначе он однозначно отговорил нас от Лахны, и мы бы скинулись на другую реку… Судьба!

Поселили нашу кодлу в финском домике с умывальником, кухней и двумя клозетами – в детский турклуб  на окраине.  Сама Костомукша – удивительный, чистенький  городок – дома невысокие, стоят  прямо среди леса. Куда не кинешь взор – голубые волны тайги…  Народ одет вполне цивильно и помахивает мобильниками – чувствуется влияние финнов.

Очень странно было расстилать спальники на дощатом полу, хотелось вырваться на волю и поставить у барака палатки…

Утром побегли за билетами, а потом по магазинам. Сразу накупили проклятой отравы – пиво, чипсы, пепси. И мороженное!!!

Ночь на рельсах, и мы в вновь в Карельской столице. Поезд уходит днем. Сдали шмотки в камеру хранения и гуляем…

Петрозаводску,  основанному Петром, между прочим, тоже 300 лет, но это осталось незамеченным на фоне Большого Брата. Город  приятный. Машин мало и они вежливые. Старый центр напоминает Ленинград, а народ одет не хуже, чем в Москве, а местами и лучше. Прогулялись по набережной, посидели в кабачке. Онежская губа убегает вдаль, качая на себе здоровенные белые пароходы…

Прощай, старушка-Карелия... В следующем году я точно пойду не в тебя.

А напоследок я скажу - размышления и сюрпризы

Теперь, дома на диванчике, можно подытожить содеянное:

- нехорошо это - забрасываться в верховья таежных рек :) Плохо, сложно, матерно. Не ходите.

- тем не менее, первопроход - это круто. Даже небольшой. Будет что вспомнить.

-  за десять дней  я  не видела ни одного  человека.  Впервые за практику сплава.

-  греет мысль, что там, где мы ходили, вряд ли кто еще полезет в здравом уме.  И никто никогда не засрет эти места!

-  мужикам надо поставить памятник за самоотверженность. Если бы не они, до сих пор куковали бы мы в лесу...

-   не зря брала каску! В ней отлично перевозится видеокамера.

-  ходить надо только одинаковыми средствами сплава - или все лодки, или все каты, и т.д.

- катамараны в Карелию категорически брать нельзя, за исключением пары-тройки борзых рек, известных всем.

- претендующим на адмиральство немножко  лучше надо разрабатывать маршрут, чтобы не вляпаться неизвестно куда.

- несмотря на претендующих на адмиральство, надо самой изучать и прорабатывать маршрут

-  идя неизвестно куда, надо трезво оценивать свои силы. Не знаю, сколько мне понадобится на восстановление. Больше 3 кило поднимать в ближайшие полгода категорически не рекомендовано.

- но, в целом, было экслюзивно :))  Душа отдыхала. А тело все равно когда-нибудь развалится.

Осмотрела несчастную шкуру своей "Десны". Сорвана масса старых заплаток, куча подеров. Но ни одна рана не прошла насквозь, слава Богу. И пеший поход моя птичка выдержала с честью! :)) Спасибо "ФМК".

...Однако главный сюрприз ждал меня впереди, когда я разбирала рюкзак. Решила вновь пробежать глазами помятые листочки с отчетом по Лахне, тем, где метровые валы.  На первом же листе черным по белому было напечатано:

"... Тропа выводит на берег озера Рахмеярви. Из южной части озера вытекает ручей, ... воды мало даже  в период весеннего половодья....... Проходимость его летом очень сомнительна ..... Описание дается по высокой воде (начало июня). ....... "

Вот тебе и сходили за хлебушком!

Если глаза на жопе, то неча на зеркало пенять...

Несколько слов но новом снаряжении, взятом в поход:

1. Рюкзак  Lhotse-100, Exterme Line, фирмы «Red Fox». Что сказать… Отличный, удобный рюкзак из кордуры, при этом симпатичный, с грамотной во всех отношениях спинкой – динамическая подвеска IBC, «дышащая» мягкая спина,  «дышащая» подушка под крестец, мягкие лямки, грудные стяжки, пластины жесткости из алюминия,  все необходимые затяжки  и ремешки,  боковые встрочные карманы, две секции. Юлька, таскавшая его, осталась довольна J Мужики тоже. Есть маленький недостаток – только одна петля-ручка для переноски руками, хотелось бы две, и чуть подлинее толстую часть поясного ремня (специально для дам-с).  Поэтому общая  оценка – пять с минусом.
  2. Антикомарин Gardex-Extreme в красном баллончике.  Хорошая штука, хотя достаточно дорогая.  Отгоняет мошку и прочую тварь. Оценка – отлично.
  3. Палатка Solo Explorer фирмы «Hobbit».  Плюсы: легкая, очень компактная,  легко найти под нее место -  ставится в любой канаве J , быстро собирается и разбирается, отличная вентиляция, два входа с сеткой, юбка оправдала себя на кочкарниках, закрывая просветы, нормально «держит» ветер, достаточно места для лежачего тела (комфортный сон), не сломалось ни одной молнии (их 8), внутренняя палатка нигде не соприкасается с тентом,  необходимое мне шмотье удалось разместить под тентами и в палатке (учитывая, однако, что часть вещей осталась запакованной в лодке). Минусы: малое пространство для манипуляций сидя, палатка комфортна для сна, но не для активного в ней "проживания". После очень длительного сильного дождя (почти 40 часов) тент изнутри стал мокрым (но не протек). Вещь ни одна не промокла. Оценка – четыре с плюсом.
  4. Неопреновые боты для подводного плавания «Camaro Classik», 6 мм, подкладка титан-плюш, мягкий окоем щиколотки, молния. Проводила в них целые дни в воде, много ходила, в т.ч. по лесу в разведку и тп. Ноги не стынут и не парятся, удобно. Хорошо ведут себя на сухих и покрытых мхом камнях. Но – на мокрых скользят, как сволочи. Особенно в поперечном направлении, «благодаря» идиотской форме протектора. Проводилось несколько тестов  сравнения с кроссовками: если  на последних можно было спокойно  сидеть на наклонном мокром камне у воды, то в «Камарах» тут же съезжаешь в воду. Из-за этого я неоднократно поскальзывалась и падала при проводке. Оценка – 4 с минусом.
  5. Спальник «Chinook Mont Blank», от +10 до –10, вес 2 кило, подкладка – х/б, утеплитель – Hollofil-2.  Спать очень уютно и комфортно, в холодные ночи спала только в трусах и футболке, тепло, дышит, чрезвычайно довольна, оценка – пять.

6.   Брюки-самосбросы «Атом» непромокаемые дышащие (типа горетекса), фирма «Alpin Lowe»,  японская технология AIMMS, керамическая запатентованная система дыхания и поддержки микроклимата (Triple Point Ceramic). Цена - 130 енотов. Плюсы: легкие и очень прочные, из rip-stopa, усилены на попе, коленях и внутренних щиколотках, не рвутся, не продуваются, не прокусываются, очень быстро сохнут,  имеют карманы с водозащитными молниями, хорошо пошиты по фигуре. Действительно дышат, тепло, комфортны на голых ногах Я ничего под них не поддевала. Минусы:  после долгого сидения прилипают к заднице,  а после длительного и сильного воздействия водой все-таки промокают, не оправдывая своего основного предназначения и высокой цены. В них великолепно ходить в мокрую пешку по лесу или по горам, но сидеть в луже  под многочасовым дождем – будет то же самое, что в брюках из болоньи. На черта у брюк молнии для самосбрасывания - осталось загадкой. Кроме того, за такие бабки можно было навесить получше фиксатор для поясной резинки. Ни фига он не фиксировал, пришлось отломать и выкинуть, а резинку завязать узлом. Оценка с точки зрения водника – три с плюсом, с точки зрения трека - четыре. Деньги на ветер...

7.  Тент от "Октопуса", 3.6 х  3.6. Прочная ламинированная ткань, из которого раньше делали днища для палаток. Тяжелый (полтора кг), но кондовый. Не протекал, не програл. Есть кармашки для веревок, чтоб не спутывались. Был достаточен для нашей компании. Оценка - пять, хотя такие нелегкие девайсы лучше для машинного отдыха.