Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 

Река Кереть. Лоция.

 

Отчёт о водном походе по маршруту: ст. Лоухи - оз. Петриярви - р. Кереть - Белое море - губа Чупа - ст. Чупа (протяжённость маршрута ~ 105-110км, категория сложности-III).

Характеристика маршрута.

Маршрут проходит по северо-восточной части Карелии. Из-за удобных подъезда и отъезда, а так же разнообразия реки и выходу в Белое море он очень популярен.

Это и порождает единственный его недостаток: порой бывает тяжело найти хорошую (и не занятую) стоянку.

На маршруте 9 крупных озёр, много плёсов. Пороги интересны и техничны, сложность их нарастает с приближением к морю.

Леса по всей длине реки, доминируют хвойные.

Кереть - сёможная река, рыбалка запрещена, но особых проблем с рыбнадзором не возникает. Но всё равно рыболовные снасти лучше поместить в чехлы, особенно после автомобильного моста у впадения Луоксы.

Условия проведения похода.

Заброска.

Последняя чрезвычайно проста: в Лоухах полно попуток на любой вкус и кошелёк. 30 минут тряски в машине, и мы высадились на мосту через реку. Там много мест для сборки судов. По дороге есть магазин.

Описание маршрута.

По озеру Петриярви идти по правому берегу, после острова покажется вход в реку. Скоро короткая шиверка (п.1). За ней плёс, в конце плёса – остров. Далее озеро Нижняя Ламба. Вскоре ещё одна шивера (п.2). За нею справа и слева гладкие плиты – ориентир п.3 Щелевого(к.с. – IIа).

Длина порога ~ 15-20м. Фактически это два слива с общим перепадом немного больше метра, расположенных почти под прямым углом друг к другу. Сливы чистые, на выходе полуметровые валы. На левом берегу стоянка с видом на порог.

За порогом плёс и менее чем через километр порог 4 Кривой(к.с. - IIа).

Ориентир – высокий правый берег, где, кстати, есть приличная стоянка на скалах. Осмотр желателен. Длина порога ~ 350-400м. Русло засорено камнями, требуется манёвр с пересечением струи слева направо. На выходе мелко.

Буквально в ста метрах ниже по реке п.5 – короткий и интересный. Нужен осмотр. Проход под самым правым берегом. Заход в слив по диагонали, затем манёвр в обход обливняка.

Вскоре озеро Долгое (длина около 15км), соединённое с озером Керчуг протокой длиной ~ 50м, которая является порогом 6 Керчуг. Проход без осмотра по центру. В пороге довольно сильное течение, высокие валы (надо идти с надетым фартуком). Слева на берегу можно пообедать. Вдоль порога – заросли черники и голубики!

Озеро Керчуг красивое, на нём много стоянок с хорошей рыбалкой. Протяжённость озера ~ 10км. Сразу за ним озеро Травяное, длинное и заболоченное. Выход на севере озера – узкая протока справа.

Река несколько километров узкая, с болотистыми берегами. Вскоре разлив – Варламовское озеро. За ним две извилистые быстрые шиверы (пороги 7 и 8) и порог 9 Белый зуб (или клык…).

Это двухсотметровая сильная шивера (к.с. - II) с обилием камней, на выходе гребёнка (вода – по колено!).

Справа перед порогом и слева за ним есть стоянки. С местом для палаток и дровами проблем нет, но если нет ветра, на этих стоянках немало мошки.

Лучше встать на одной из этих стоянок, так как через 300м перекатом начинается порог 10 Мураш (к.с. – IIIб). Необходим просмотр, на байдарке надо идти без матроса, ещё лучше – на разгруженных судах.

Порог начинается сливом ~ 0,6-0,8м через гряду камней. Заход справа налево из-под правого берега. Слив мощный, за ним валы и быстрое течение. Далее сильная шивера с падением около 4-5м на участке длиной 350-400м и сливом через гребёнку.

За порогом прекрасная стоянка справа и место для обеда /починки слева. Через пару километров озеро Новое длиной 5-6км. В озеро впадают две реки: Елеть и Чёрная. Приняв в себя воды этих рек, Кереть становится шире и полноводнее. На выходе из Нового несколько стоянок. Через 3км порог 11 Сухой. Собственно, порога или чего-либо, что может так называться, там нет. Это большая мель с небольшим течением.

Над Сухим проходит мост. Это трасса Санкт-Петербург – Мурманск.

Берега становятся болотистыми. Через 5-6км ж/д мост и деревня Кереть.

Далее интересная километровая шивера с хитрой траекторией движения и поворотами русла – п.12 Кривой2(к.с. - II). Сразу за ним озеро Кривое. Справа и слева после порога на выходе в озеро есть хорошие стоянки. На западе озера хорошая рыбака. В прилегающих лесах много ягод.

В двух – трёх километрах от озера перекатик и вскоре порог Долгий (п.13).Ориентир – островок посередине реки. Падение заметно на глаз. Прохождение слева.

Порог начинается мощным полутораметровым сливом сложной формы с навалом на острый камень слева. Требуется осмотр слива и точный заход. Опять же, на байдарке нужно идти без матроса.

Далее порог продолжается шиверой длиной более 3км. Некоторые её участки мощны и сложны, некоторые удивительно мелки. Общее падение более 12м. Прохождение порога (к.с. - IIIб) займёт немало времени.

На протяжении следующих 7-8км препятствиями будут лишь перекаты.

Высокий левый берег (до 30м) и шум воды являются ориентирами порога 14 Варацкого (к.c. - IIIб). Осмотр обязателен. Необходимо осмотреть весь порог, особенно главный слив.

Длина препятствия ~ 450-500м, падение ~ 6-7м. Посередине реки остров. Главный слив идётся вплотную к острову, чтобы тот был по правую руку. За винтовым сливом косая бочка и мощное течение, наваливающее на гряду камней. Далее мелкая, но сильная шивера с большим кол-вом камней, многие из которых не читаются с воды. Теоретически порог можно провести мелководной правой протокой. Обнос очень труден. Слева перед порогом приличная стоянка.

В конце порога мост автодороги Чупа – Плотина.

Через 2км озеро Варацкое. На озере много прекрасных стоянок. Озеро очень красивое. Остров надо обходить слева.

На выходе порог 15 Карешка (к.с. - IIа). Это извилистая быстрая шивера длиной 250-300м. За порогом плёс. На правом берегу стоянка с хорошей рыбалкой.

Через 200м резким поворотом налево начинается сложнейшее препятствие Керети - порог 16 Краснобыстрый (к.с. – IIIб).

Просмотр слева обязателен. Длина порога ~ 150-200м. Перепад 4-5м. Порог начинается быстрой шиверой. Далее у левого берега слив ~ 0,6-0,8м. Заход в слив по диагонали налево. Через 20м отлогий слив 1м с мощным жёстким валом высотой почти метр. Требуется манёвр с пересечением струи направо (слева сброс на камни с метровой высоты), где гладкий язык. Ещё через 10м слив ~ 0,8-1м с мощной бочкой. Далее шивера около 150м. Вскоре два схожих по структуре порога: п.17 и п. 18. Это короткие шиверы с довольно большим падением.

Вскоре раздвоение реки, идти справа. После трёхкилометрового плёса порог 19 Масляный (к.с. - IIб). Заметен перепад. Желателен просмотр. В пороге сильное течение, полуметровый слив с плиты с довольно высокими валами за ним. За сливом струя наваливает на правый берег.

Следующее препятствие (п.20) требует осмотра. Порог (к.с. - IIIа) начинается очень сильной и быстрой шиверой ~ 150м на правом повороте. В конце порога его кульминация – отлогий слив 0,8-1м с плиты и россыпь острых камней. Перепад на последних 30м около 2,5м.

После порога километровый плёс и раздвоение реки (есть стоянка). Идти в правую протоку. Через 50м порог 21 Павловский – длинная цепь простых шиверок. На левом берегу вдоль порога есть несколько неплохих стоянок.

Скальные берега и увеличение глубины реки – ориентиры интересного и техничного порога 22 Колупаевского (к.с. - III). Это длинная (более километра) крутопадающая (падение ~ 5-6м) шивера с большими обливняками, сложной линией движения, прижимами то к одному, то к другому берегу. Осмотр теряет практически весь смысл из-за большой длины препятствия и того, что с высокого берега многие камни не читаются. Слева перед и за порогом стоянка.

Сразу за Колупаевским виден мост дороги Чкаловский – Плотина. Здесь может встретиться рыбнадзор.

Под мостом пятидесятиметровый порог 23 – слив 0,6-0,8м и участок быстротока.

В ста метрах ниже в Кереть впадает река Луокса (Лоушка). После её впадения река становится заметно полноводнее. После переката на реке встретится связка порогов Медвежий – Кривой3 (к.с. - III).

Это одно из ключевых препятствий реки.

Шум Медвежьего (п.24) хорошо слышен. Ориентир – скальные плиты у правого берега. Порог требует осмотра справа, несмотря на его неудобность. Основную сложность представляет полуметровый чистый слив с мощнейшей косой бочкой около метра, обойти которую невозможно. Заход в слив по прямой, но последний смотрит почти на правый берег и мощно наваливает на скальную плиту. Требуется пересечение струи справа налево. Порог очень глубокий и чистый, основным препятствием являются жесткие метровые валы. Длина порога ~ 250-300м. Через 30-40м после Медвежьего порог 25 Кривой3.

Порог начинается косым сливом 1м с бочкой под левым берегом, и гребёнкой под правым. Далее участок длиной 700-800м с чрезвычайно мощным течением, “шахматной доской” из камней и валами не менее метра. Общий перепад около 7-9м. Просмотр труден, порог плохо запоминается, но первый слив стоит осмотреть справа.

Практически сразу после порога хорошая стоянка справа.

Следующие 4-5км реки осложнены только мелкими перекатами.

Последним и одним из наиболее сложных препятствий реки является порог 26 Керетский (Морской). К.с. – IIIб.

Это километровая мощная шивера с падением около 15м. По всей ширине реки разбросаны россыпи камней, течение сильное, валы 0,6-0,8м. Некоторые участки очень мелки (особенно на выходе).

Перед порогом натянуты заградительные сети, но за небольшую плату добрые местные вас пропустят. В крайнем случае, можно и обнести сеть по левому берегу (к этому же берегу надо приставать для осмотра порога).

Путь по морю прямо, вдоль посёлка Кереть. Отсюда можно выехать с маршрута на попутке, но поиск последней может занять много времени. Советуем всё же пройти по морю.

Внимание! Для надёжного ориентирования на море нужна карта масштаба 1:200000 , ещё лучше 1:100000.

По левому берегу залива и на о-ве Средний хорошие стоянки. За северной оконечностью Среднего открывается прекрасный вид на открытое море и о-в Кереть (советуем сплавать!).

До Чупы плыть ещё почти 30км. Двигаться следует по южному берегу Чупской губы. На мысу (слева) откроется стоянка на скальном берегу. На о-ве Олений (северной его части) также есть стоянки, но остров недавно полностью сгорел. Тем не менее, остановиться на нём можно (на западном мысу) для пополнения запаса пресной воды. Скальное озерко довольно живописно.

Заметим, что с юга острова большие группы туристов забирает катер.

Через километр на юге виден посёлок Чкаловский. В принципе, и из него можно уехать, но надёжнее всё-таки доплыть до Чупы.

Через 6-7км после Чкаловского на северном берегу губы виден посёлок Нижняя Полунга. До Чупы остаётся пройти ~ 15-17км. На северном берегу у ручейка есть хорошая стоянка.

В Чупе приставать для разборки судов на небольшой травяной поляне (между сараев) правее пристани. В городе есть магазин.

До станции Чупа можно добраться на попутке или на автобусе (местные покажут дорогу к остановке). Расписание автобуса привязано к расписанию поездов.

ОТЪЕЗД.

В Чупе могут возникнуть проблемы с билетами (каждый билет выписывают вручную и это занимает очень много времени), так что приезжать на станцию следует пораньше.


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |