Детский поход на выходные

 

 

 

Кто-то любит бурные речки, кому-то милее равнинные, парусники предпочитают широкие озера и водохранилища. А люблю Лужу. Что делать, область-то кА-Лужская!

Мое «дежурное блюдо»: река Лужа от Ильинского (Ильинские рубежи на Варшавском шоссе, примерно 150км от Москвы) до Малого Ярославца. По реке  примерно 70км, + еще 12км до Шемякина, + еще 5км до моста Киевского шоссе через Протву (ниже Обнинска). Главное удобство: для заброски достаточно добраться от Малоярославца до Ильинского. А вылезать в Шемякино совсем просто - платформа в 300м от реки. Из Малоярославца удобнее выбираться на машине от моста. От него до станции топать 4км. Второе удобство: в «среднюю» воду маршрут проходится на байде с вечера пятницы по вечер воскресенья. Конечно, это «матрасный» сплав, но если веслами не махать или спать до 12, то и ко вторнику не доберешься, так что любителям отдохнуть-порыбачить нужно добавить дневку.

Именно из-за этого удобства это маршрут я прошел не менее 9 раз. Это грубое нарушение основных Правил, но, как известно, в одну Лужу нельзя войти дважды.

            Речка маленькая, но на Байде или надувнушке множно пройти по любой воде. Проходили даже летом на сплавном кате-4 шириной 2м, правда, замучились 4 дня переправы разбирать. Перекаты есть, мелей в межень много, порогов – нет, одна рабочая старая плотина и две полуразрушенные. Что мне больше всего нравится в этой речке – она не дает скучать. Несколько связанных плесов обязательно чередуются стремнинками, перекатами или просто мелями. Во многих местах речка узкая, очень извилистая и глубокая, по крайней мере, для своего размера. Местами Лужа расширяется и мелеет, но почти везде для байды можно найти фарватер. «Коровьи» пляжи вдоль полей сменяют глинистые подмытые обрывы и высокие лесистые берега.

Воду всегда берем прямо из реки. Обычно кипятим, но 20 лет назад пили и так. Проблем не было, пока не напились из какой-то трубы, торчащей из обрыва. В случае сырой погоды на неудачных «ольховых» ночевках спасала пенка-поддувало. Наломать ивы на костер можно почти везде.

 

Заброска

Автобус от Малого до Ильинского – вероятно самое категорийное препятствие на маршруте, поэтому лучше подрядить частника на станции. Мы заранее договариваемся с микроавтобусом из Обнинска. В Ильинском лучше всего собираться у моста на левом берегу. Поворот на мост – около музея, расстояние – около 2км, твердое покрытие. Мы от автобуса с «Салютами» доходили. В возрасте 11 лет доты и история обороны Подольских Курсантов произвели на меня сильное впечатление. В другой раз, пока буду собирать Байды, отправлю детей в музей. Хотя со следующей остановки (на другой стороне оврага) до речки ближе, собираться там не так удобно, да и топать по деревне. Приток Лужи на дне оврага не сокращает путь даже весной - завалы.

 

Маршрут

Все описано для средне-летней воды. В половодье 3 дня на реке делать нечего, но в завал или под кусты затащить может. В межень придется частенько брести рядом с судном, а речка обычно довольно прохладная.

Лужа с начала миниатюрна и извилиста. В среднем идет прямо на Север. Весной несколько раз прижимало байды под кусты (там где-то должен быть комплект эмалированных мисок и ложек). Встать вечером в пятницу можно буквально через 30-40 минут после старта. Несколько удобных полянок есть на правом низком берегу. Даже в июле ночью может натянуть холодный туман.  Лес узкой полосой вдоль речки, в основном лиственный, но елки встречаются.

На левом будет деревня Афанасово, несколько мостов разной разрушенности. Сразу за старым мостом есть сваи, чуть ниже к бетонным опорам лучше не прижиматься, когда-то торчала арматурка. После моста стоит пройти дальше еще немного. Течение слабеет, берега обрывистые.  В конце плеса перед крутым поворотом на Восток - старая плотина (около 40см). Даже в самую низкую воду груженные байды проводили на чалке под правым берегом. В среднюю – проходили с разгону посредине, но сваи лучше проверить заранее. По высокой воде ее не видно. После плотины будут «хвойные» стоянки слева. Лужа выкидывает несколько петель и обходит Юрьевское (на правом берегу, есть нормальная дорога от Кудиново), отклоняясь к Востоку, а затем плавно загибается к Югу. На этом северном колене река выходит на поля, начинаются мели. Только надоедает смотреть на низкие берега - в одной излучин в форме Z замечательный перекат. Он живет почти до самой низкой воды. В первый раз я поймал в нем валун: «Салют» гордо задрал нос и прочно встал посреди реки, так что вокруг было...  ну нам тогда по пояс. На выходе из Z – еще один коварный перекатик в узости с острыми камешками.

После брода опять появляются леса на высоких берегах, вылезать, правда, не везде удобно. Пора подумать о ночевке перед Малоярославцем. После резкого поворота прямо на Юг - деревня Шемякино (не путать с одноименной станцией ЖД) на высоком берегу слева. Река плавно забирает чуть на Запад и идет от деревни почти километр прямо, как канал (для Лужи – это необычно). В конце канала (и в конце поля по правому берегу) – необычно красивый высокий лесистый берег перед поворотом реки налево. Это наше любимое место для последней ночевки. Можно встать в открытой пойме, но там сыровато и мы ставим палатки (и затаскиваем байды) еще выше - на «мысу» с видом на деревню. Пожалуйста, пользуйтесь только тем кострищем, которое там уже есть! На склоне земляника, сосны. Наверху буквально в 150м - проезжая (бетон/грейдер) дорога, но в июне 2002 на берегу следов «активного отдыха» не было вообще, стояла нетоптаная трава по грудь. Выбраться можно и отсюда (в 2002 Билайн наверху был, а вообще МТС в наших краях надежнее). Но с дороги реки не видно, место надо точно согласовать по карте и встретить машину. Ехать лучше через Кудиново и Теняково, а не через Панское: на 1-ом (по течению) мосту плохой настил, хотя местные ездят, даже грузовики.

Ниже до 1-ого моста есть еще пара уютных полянок справа. Капитальный мост с поломанным настилом, стоит внимательно проверить коряги под ним. Дальше - петля на Запад. Еще один мост. В 2002 перед ним был завал, аккуратно прошли не вылезая. За вторым мостом места для стоянки похуже. Река идет на Юго-Восток 2км. После широкой излучины на Юг (мимо Панского), река принимает ручеек слева. Неплохое место. Но и перед самым городом тоже есть где переночевать (1.5 км от ручейка), лучше на левом берегу. Справа на высоком берегу начинаются дачи. Лужа причудливо петляет почти в самом городе, но цивилизация почти не чувствуется. Река обходит большое болотистое поле на левом берегу, где местные жители подтопили (разрушив плотину) войско Наполеона и задержали его до прихода основных сил наших. Похоже, что плотину так до конца и не разобрали: следите за сваями! Еще попадаются несколько разрушенных мостов. Последний ряд высоких свай с завалом (справа большой дом) чисто обходится под правым берегом. Через 500м – высокий бетонный мост, единственный нормальный автомост в городе. Перед новым мостом – остатки старого, течение уходит под них через сваи с завалами, это не всегда можно пройти, будьте осторожны! Если вылезать – то перед развалинами. Под бетонным мостом приличная струя, камни, но ничего особенного.

В Малоярославце удобно собираться перед мостом на правом берегу. Мост один, не заблудитесь, на машине найти легко.

            Еще 12 км до Шемякина. По берегам дачи и лагеря. Появляются рыбачки на резиновых лодках. В выходные все удобные места заняты. Большого леса нет, но в крайнем случае можно где-нибудь приткнуться, ива на костер найдется. Вроде совсем как на деревенской улице, но в мае 1987 встретили на берегу волка. По средней воде есть пара перекатов в протоках. С одной излучины видны провода ЖД. Впереди - подвесной мост (обычно висит), слева густые кусты у воды, справа кончаются кусты, открывается травянистый крутой берег. На станцию (300м справа) вылезать здесь. Удобная полянка для упаковки. Найти место на машине с первого раза не просто (лучше до Протвы докатиться). После 20:00 можно влезть в электричку даже вечером в воскресенье. Последние на Москву (+/- 2003г): 19:20, 20:00Вых, 20:40, 21:20ВСК, 21:40.

Наконец, если Вы еще не наелись, до устья осталось меньше 2км. Двойной ЖД мост (по течению Протвы) видно с места впадения. Под первым мостом коварные стремнинки в протоках. Обычно левая проходима. По краям сваи, затем очень глубоко. С разгону не стоит. Дальше – сразу мост Варшавки, удобно собираться чуть выше на левом. Еще через 2 км вдоль дач и деревни – Киевское шоссе. Там сейчас стройка, не скажу точно, где удобнее собираться, но берега открытые, с моста Вас будет видно.

 

Через 80-90км Протва впадает в Оку у Протвино. Но это не Лужа! Речка совершенно другая, скучная, буквально 2.5 переката! Полно пляжников, нормального леса почти нет.  В основном – глинистые обрывы.

 

Билайн берет только в Малоярославце и окрестностях (то есть в самом конце), МТС по карте – еще и в Ильинском. Кстати, у МТС нашлась довольно приличная карта:

http://www.mts.kaluga.ru/mts/ru-full/page-view?obj=184

 

Удачной Лужи!

Егор Светогоров

s_egor@hotmail.com

 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |