Областной клуб туризма, город Новосибирск.

Клуб водного туризма “Сплав”

ОТЧЕТ

О водном путешествии

по реке Мундыбаш

II категории сложности

Картографический материал

1

2

3

4

5

 

Руководитель

Деревянкин Александр Юрьевич

Год 2001.

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю II категорией сложности. Отчет использовать в библиотеке зональной МКК города Новосибирска.

Председатель МКК Сиволобов Н.П.

Год 2001.

 

Оглавление

1. Основные сведения о маршруте *

2. Описание района путешествия *

2.1. Гидрографическая характеристика *

2.2. Растительность *

2.3. Животный мир *

2.4. Населенные пункты, транспорт. *

2.5. Туристское освоение *

3. Состав группы *

4. Подготовка к походу *

5. Организация подъезда и отъезда *

6. График движения *

7. Обеспечение безопасности *

8. Техническое описание маршрута *

9. Дневник похода *

10. Выводы и рекомендации *

10.1. Средства сплава *

10.2. Ремонтный набор *

10.3. Фототехника *

10.4. Аптечка *

10.5. Костровой набор *

10.6. Палатки *

12. Картографический материал *

 

В отчете приводятся материалы, необходимые для организации и проведения путешествия по реке Мундыбаш в Кузнецком Алатау.

Нитка маршрута: Новосибирск – Новокузнецк – о.п.521км – р.Мундыбаш – п. Мундыбаш – Новокузнецк – Новосибирск. Маршрут является одним из интереснейших маршрутов II категории сложности.

Рекомендуемые суда: катамараны, байдарки, каяки.

  1. Основные сведения о маршруте
  2. В мае 2001 г. туристическая группа под руководством Деревянкина А.Ю. совершила водное туристическое путешествие второй категории сложности по реке Мундыбаш. Маршрутная книжка номер 3 – 7 – 01, выдана МКК клуба водного туризма “Сплав” города Новосибирска.

    Нитка маршрута: Новосибирск – Новокузнецк – о.п.521км – р.Мундыбаш (сплав II к.сл.) – п. Мундыбаш – Новокузнецк – Новосибирск. Продолжительность путешествия - 4 дня (с 29 апреля по 3 мая 1998 года). Сплав 75 километров.

    В том числе:

    1 сутки – подъезд.

    1 сутки – отъезд.

    3 дня – активная часть.

    из них: строительство судов – 0,5 дня.

    сплав – 3 дня.

    разборка и сушка – 1.5 часа.

    Полное сплавное время - 13 часов, средняя скорость – 7,7 км/ч.

    Количество участников - 6 человек (2 мужчин, 4 женщины).

    Количество судов: 3 катамарана-двойки.

    Вода: выше средней.

  3. Описание района путешествия
    1. Гидрографическая характеристика
    2. Р.Мундыбаш является правымпритоком р.Кондома и протекает преимущественно с юга на север. Характер реки – паводковый. Паводок – весенний и связан с таянием снегов, в этом районе обычно обильных. Сплав имеет смысл только во время паводка, обычно на майских праздниках. Ширина реки в это время составляет от 20 до 50 метров. Основной сплавной участок на реке расположен между о.п.521 км и ст.Мундыбаш железнодорожной ветки Новокузнецк-Таштагол. Часто туристы заезжают даже выше ст.Калары и сплавляются оттуда, но в спортивном плане там ничего нет, кроме объезда кустов.

    3. Растительность
    4. Растительность является типичной для этой местности – смешанный лес, преимущественно хвойные деревья, но хватает и лиственных пород деревьев. По берегам в пойме реки много тальника.

    5. Животный мир
    6. Из животного мира можно отметить большое количество уток, а также клещей. Правда клещи нам не досаждали, т.к. было холодно. Но в других погодных условиях (когда начинает пригревать) им там раздолье. Может быть, водится какая-то рыба.

    7. Населенные пункты, транспорт.
    8. Основная транспортная магистраль – железная дорога Новокузнецк-Таштагол, где ходят пара поездов и электрички.

    9. Туристское освоение

    Река освоена чрезвычайно хорошо из-за легкости заброски, поскольку чугунка идет практически все время вдоль нее. Каждую весну туда выбирается куча народу поразлагаться. В этом году даже проводили соревнования по типу длинной гонки со стартом в районе ст.Калары и финиша под автомобильным мостом (см. лист 4 схемы)

  4. Состав группы
  5. Фамилия Имя Отчество

    Год рождения

    Место работы

    Опыт

    Обязанности в группе

    1

    Деревянкин Александр Юрьевич

    1970

    ИК СО РАН

    Лепсы 4у,

    Бердь 1р

    Руководитель лоцман двойки

    2

    Стенина Татьяна Викторовна

    1971

    НЦ КЭМ

    Р.Бердь 1у

    Врач, лоцман двойки

    3

    Шумакова Ирина Александровна

    1981

    НГУ

    Р.Буготак 1у

    Матрос двойки

    4

    Кирпичникова Анастасия Михайловна

    1979

    НГУ

    Р.Буготак, 1у

    Матрос двойки

    5

    Аркова Ольга Владимировна

    1979

    ИэиОПП

    Р.Буготак, 1у

    Завхоз, матрос двойки

    6

    Коковин Сергей Гелиевич

    1956

    НГУ

    Р.Сисим 2у

    Реммастер, лоцман двойки

  6. Подготовка к походу
  7. Целью похода была подготока новичков к летним походам более высокой категории сложности, тренировка их навыков и умений. Маршрут был выбран из соображений легкости заброски и минимального времени, необходимого для его прохождения. Из-за дефицита времени и несобранности новичков подготовка к походу проходила в цейтноте, из-за чего выезд был перенесен с 28-го апреля на 29-е из-за отсутствия билетов на поезд.

    Исходя из этого, подготовка к походу свелась к подбору личного снаряжения для новичков и организационных собраний непосредственно перед походом.

  8. Организация подъезда и отъезда
  9. График движения
  10. Дата

    День

    Участок пути

    Км

    Ход. Время

    Характер пути, препятствия, опасные участки.

    Метеоусловия

    29.04

    1

    Новосибирск-Новокузнецк

    30.04

    2

    Новокузнецк-о.п.521 км

    Холодно, ночью выпал снег

    2

    Строительство

    Переменная облачность, прохладно.

    Сплав до д.Кухта

    1.5 часа

    Спокойная вода, препятствие – встречный северный ветер (бр-р-р)

    Переменная облачность, холодно.

    1.05

    3

    Сплав до автомобильного моста

    10

    7.5 часов

    3.5 часа сплава – спокойная вода, далее идет верхний каскад порогов, разведки не требуют.

    Переменная облачность, холодно, ветер.

    2.05

    4

    Сплав до ст.Мундыбаш

    2.5 часа

    Нижний каскад порогов, разведки не требуют

    Переменная облачность, холодно, ветер, утром дождь.

    Ст.Мундыбаш – Новокузнецк

    Солнце, тепло

    3.05

    5

    Новокузнецк-Новосибирск

    Солнце, жара

    Наилучший вариант заброски – поезд 605 Новосибирск-Междуреченск до Новокузнецка с пересадкой на 658 Кемерово-Таштагол. Билеты лучше брать заранее на оба поезда, т.к. между прибытием одного и отправлением другого около 40 минут. Возможен вариант заброски с ночевкой в Новокузнецке: прямая электричка до Новокузнецка (отпр. 10-07 мск, вт.чтв.сб.вс.). Обязательно просить 3 класс, так дешевле (68 руб). Потом единственной электричкой до Таштагола в 1-30 мск., или опять же 658 поездом, который уходит часом позже. Из Мундыбаша идет уже несколько электричек до Новокузнецка, расписание можно узнать в Мундыбаше, если забрасываться поездом. Он там стоит 30 минут. При отъезде со ст.Мундыбаш на электричке 10-40 мск подход к платформе может быть перекрыт встречной электричкой. Будъте бдительны и осторожны, не перебегайте дорогу перед приближающимся поездом!

  11. Обеспечение безопасности
  12. Для обеспечения безопасности использовались индивидуальные средства защиты: каски, гидрокостюмы и спасжилеты. Для групповой безопасности были взяты 2 “морковки”, на маршруте использовалась страховка с воды. Пороги проходились без разведки в кильватерной колонне.

  13. Техническое описание маршрута
  14. Большинство порогов на реке представляют собой сливы, шиверы, валы и отдельно стоящие обливники. Выделить и идентифицировать пороги обозначенные на карте, не представляется возможным, так как их наличие или отсутствие сильно зависит от уровня воды. Пороги легкие. Хорошо читаются с воды и опасности не представляют даже для неопытных экипажей катамаранов. Для байдарок в ряде мест возможно потребуется разведка или наличие достаточного опыта для прохождения с ходу.

  15. Дневник похода
  16. Из-за тормозов (процесс, не люди) при подготовке похода не купили билеты на 605 поезд на 28-е апреля, а только на 22 Кисловодск-Новокузнецк, который отходил с вокзала в 5-30 следующего утра. Потом прошла информация о сквозной электричке до Новокузнецка, которая отправлялась в 13-07 29-го, и мы решили ехать на ней. Сдача билетов обошлась нам в 30 рублей с носа. Договорились, что встречаемся 29-го на вокзале в 12-00. Поскольку мужиков было двое, они были самыми загруженными, на каждом ехало по полторы машины. К 12-20 собралась почти вся группа, за исключением Сергея. Руководитель пошел за билетами на электричку (которые покупались в билетных кассах, как на поезд). Там он открыл для себя существование 3-х классов вагонов, причем билеты были только в 1-й. По 170 рублей (при цене плацкарта 110-130р.).В слегка бессознательном состоянии билеты были куплены, о чем и было сообщено в дальнейшем членам команды. Реакция участников удивила – могли и убить.

    За 20 минут до отправления Сергея еще нет. Звонок домой мало проясняет ситуацию – пол-двенадцатого он с сопровождением вышел из дому и когда доберется – неизвестно. За 10 минут до отправления вырисовываются две фигуры с трубами и кучей кулей и кульков. Выпадаем в осадок и грузимся. На поезд.

    Электричка идет 6 часов, за это время показали пару фильмов. На вокзал приехали в 10 часов вечера местного времени (ох уж эти часовые пояса!). Далее по тексту время местное. Пошарились по городу, закупили остаток продуктов. Для осмотра рекомендуется местный центральный парк по пр.Металлургов.

    Спать удобно на втором этаже под картой ж/д СССР.Паспорта и билеты держать под рукой.Перед закрытием вокзала в 00-00 их проверяет патруль из ментов и дежурных. Туалет платный ночью не работает, бесплатных нет, вокзал крепко заперт – выйти не удасться. Терпи с 00-00 до 5-00.

    Утром уехали на электричке в 5-30, на месте (о.п.521 км) были около 8 часов. Реки от дороги не видно, но деваться там некуда. Через пол-часа уже начали строиться. Правда строительство продолжалось, с обедом и перекурами, до 17-00. Было холодно и мокро, поскольку ночью выпадал снег.

    Наконец вышли, но прошли только 1.5 часа, так как все замерзли. Течение достаточно сильное, но река спокойная. Холодно. Солнце еще не село, а на улице уже меньше нуля.

    Утром дежурные встали в 9-00, до 12-00 собирались. За это время мимо нас прошла куча народа на каяках, катах, лодках и т.д. Первые 3 часа прошли по спокойной воде. Сильный встречный ветер. После полуторачасового перекуса пошли дальше. Здесь нас догнал катамаран Паши Гридина, известного в широких кругах человека. Уговорили нас идти до финиша гонки, в которой они “участвовали”. Участие заключалось в периодическом макании ложек женской частью экипажа под храп капитана или песни. Через пол-часа от старта после перекуса начался верхний каскад порогов. По нашей воде он был сильно залит и особых усилий для прохождения не требовал. Но для новичков это интересно. Так шли до 21-00 до автомобильного моста, где и был финиш регаты. Место для стоянки не очень, но уже было поздно, да и от народа уходить не хотелось. Вечером очень душевно посидели с кемеровчанами, попели песни.

    Утром нас пригласили участвовать в торжественном закрытии соревнований (для массовости). После чего в 11 часов отчалили. Почти сразу начался второй каскад порогов, гораздо более интересный и мощный. Пару раз даже забрызгивало с головой. Последний порог с хорошими валами был под правым берегом ввиду железной дороги. Этот участок сплава занял 2.5.часа почти непрерывного удовольствия.

    Финиш – под мостом на станции Мундыбаш. Народу разбиралось там много, местные жители охотились за дровами. Разбирались на удивление быстро. Ольга сходила на вокзал, узнала расписание электричек. Ближайшая была на 14-30. На часах – 12-50. Время есть, никуда не торопимся. Через 20 минут пробивает – на часах новосибирское время, и до отправления – 20 минут (ох уж эти часовые пояса!!!). Очень быстро закидываем вещи в кули, что не вошло – в руки, и галопом на перрон.

    Стоим. Тетки пошли до ветру, не торопятся. Пришлось воздействовать на сознание. Побежали. И не зря. Наша электричка приходит на друой путь, а на первый приходит встречная электричка. Не поторопились бы – ехали бы отдельно.

    На вокзале билетов до Новосибирска нет. Спим вторую ночь на втором этаже. Утром уезжаем на родной сквозной электричке, и в 12-30 новос. приезжаем на вокзал. Там за 100 рублей фрахтуем маршрутку и со всеми удобствами едем домой.

  17. Выводы и рекомендации
  18. Поход прошел успешно, цели, в основном, достигнуты. Не удались ряд тренировочных задумок из-за цейтнота (потеряли день на поездах). Участники вели себя достойно и адекватно, и могут быть порекомендованы в походы 3 к.сл. Руководитель приобрел бесценный опыт того, что участие новичков в походах 1-2 к.сл. не освобождает от неусыпного допоходного и походного контроля за ними.

    Рекомендации: приобретайте билеты заранее и следите за сменой местного времени.

    Приложения

    1. Средства сплава
    2. 3 катамарана двойки

      Итого вес средств сплава 43 кг.

    3. Ремонтный набор
    4. Пассатижи

      Проволока

      Заплатки капроновые

      Заплатки резиновые

      Клей резиновый

      Бензин

      Шкурка наждачная

      Напильник

      Изолента

      Нитки капроновые

      Иголки разные

       

      Вес рем. набора 2 кг.

    5. Фототехника
    6. В походе были использованы два фотоаппарата, общим весом 1 кг.

    7. Аптечка
    8. Йод 5 ампул

      Спирт нашатырный 2 ампулы

      Жгут 1 шт.

      Валидол 10 таблеток

      Сода питьевая 30 г

      Вата 1 пачка

      Перманганат калия 20 г

      Бинты эластичные 2 шт.

      Спирт этиловый 0,33 л

      Жгут 1 шт.

      Левомицетин 20 табл.

      Йод 1 пузырек

      Пластырь бактерицидный

      Лейкопластырь 1 рулон

      Спирт нашатырный 8 ампул

      Ампициллин 20 табл.

      Борная кислота 3 г.

      Анальгин 10 табл.

      Кислота аскорбиновая 3 упак.

      Аспирин 20 табл.

      Уголь активированный 20 табл.

      Димедрол 10 табл.

      Но-шпа 10 табл.

      Вес аптечки 1 кг

    9. Костровой набор
    10. Котлы

      Топор

      Пила-цепь

      Вес набора: 1.5 кг

    11. Палатки

Общий вес: 5 кг

Итого: вес общественного снаряжения составил 53.5 кг. Каждый из членов команды свое индивидуальное снаряжение изготовлял или подбирал сам, поэтому указать веса невозможно, в среднем вес одежды, спальников и личного снаряжения был около 10 кг. Продуктовая раскладка рассчитывалась из расчета 750 грамм в день на одного человека. Всего вес продуктов составил 19.5 кг. Итого выходной вес составил 133.5 кг или 22.25 кг на человека в среднем. Женщины несли по 18 кг, мужчинам осталось по 31 кг.


 
   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |