Реклама: купить сруб недорого.


Ярославский клуб водного туризма “Ветер странствий”

 

Заметки

 

О водно-винно-туристском путешествии по Кавказу (р. Мзымта),

совершенном с 7 по 16 ноября 2002 г.

 

Маршрутная книжка: отсутствует.

 

Руководитель группы: отсутствует.

 

E-mail: SMorozov@technostar.ru

IYarushkin@dixis.yaroslavl.ru

Golubev1@mail.ru

Karpov@centr.yaroslavl.ru

 

Маршрутно-квалификационная комиссия не рассмотрела отчет и никогда его не увидит,  путешествие может быть зачтено всем участникам и отсутствующему руководителю

как нарушение Административного Кодекса с занесением в грудную клетку.

 

Маршрут имеет категорию сложности.

 

Отчет использовать в библиотеке Общества борьбы за трезвость

 

Ярославль 2003 г.

 

 

Справочные сведения о путешествии

1. Основная нитка маршрута:

2. Протяженность: пешей части - 0 км., сплава - ? км.

3. Продолжительность: общая - 10 дней, активной части - 4 дня; винной части – 2 дня;

4. Тип судов: катамаран-двойка “Твикс”; катамаран-двойка “Мини-Твикс”;

5. Сроки проведения: 7-16 ноября 2002 г.

6. Количество человек - 6;

7. Литраж маршрута: 76,5 л.

8. Предварительное рассмотрение заявочных материалов не произведено в туристской МКК Ярославской областной федерации туризма;

9. По заявочным материалам не дано заключение маршрутно-квалификационной комиссии Московского городского центрального туристского клуба.

 

 

Сведения об участниках путешествия

 

Ф.И.О.

Обязанности в группе

Год

рожд

Опыт в данном виде туризма

(фактический)

Адрес

Косолапкин Андрей

Алексеевич

пресекатель просмотров

1979

Большая Лаба 2(5)У - 2001

Томпуда 4У -  2001

Большая Лаба – Малая Лаба 2(5)У - 2002

 Ярославский р-н, дормилицыно, 93

Смирнов

Михаил

Вячеславович

зам. пресекателя просмотров

1978

 Большая Лаба 2(5)У - 2001

Большая Лаба – Малая Лаба 2(5)У - 2002

Светлая, 3 - 104

Голубев

Александр

Юрьевич

 

разливатель

1980

 Большая Лаба 2(5)У - 2001

Томпуда 4У -  2001

Большая Лаба – Малая Лаба 2(5)У – 2002

Иолдо - Кураган – Катунь 5У - 2002

Труфанова, 21/2 -121

Ярушкин

Илья

Александрович

спиртователь

1980

Большая Лаба 2(5)У – 2001

 Томпуда 4У -  2001

 Большая Лаба – Малая Лаба 2(5)У - 2002

 

Ленинградский пр-т, 67 - 205

Морозов

Сергей

Витальевич

фотограф - пессимист

1980

 Томпуда 4У -  2001

Большая Лаба – Малая Лаба 2(5)У - 2002

Труфанова, 12/3 - 105

Ивойлов

Михаил

Владимирович

фотограф - оптимист

1979

Большая Лаба – Малая Лаба 2(5)У - 2002

Радищева, 13 - 13

 

 

 

Мзымта. Три “Твикса”. Ноябрь’2002

 

 

7 ноября.

 

До Москвы поезд №146 Кострома – Москва, цена билета 156 р. Уезжаем с Московского вокзала в 2 часа ночи.

Прибываем в 6 утра, на Курском вокзале приобретаем билеты на поезд №104 Москва-Адлер, купе за 1012,6 р. Отправление в 8:10. На поезд садимся за 3 минуты до отправления. Пиво. Остановок мало, жарко. Настроение повышенное.

 

 

8 ноября.

 

Сказка. С утра поезд выехал к морю. Солнечно, легкий бриз. Мелькают курорты: Туапсе, Сочи, Лазаревское. Еще вчера – снег и поземка, и вдруг 10-15’С. В 12:23 прибываем в Адлер. Прямо на перроне атакуют водители, цены в районе 1000 р. и плохие варианты (на двух легковых, РАФы и т.п.). Находим ГАЗель (6 пассажирских мест и отсек для груза) за 700 р. Заезжаем на море, купаемся и встречаем группу москвичей, которые в 2001 г. снимали киль “крокодила” на Лабе. Они прошли Мзымту, обнеся Греческое ущелье (ГУ) и Ах-Цу. Едем к дядюшке Ашоту (поселок Нижневерхнее, дом 90), покупаем 7,5 л. вина (70р./л.) и хурму. По дороге пьем вино, едим хурму, слушаем армянскую музыку. Серпантин, горы, вино, проезжаем Красную поляну (КП). КП – по-южному опрятное поселение, бурно отстраивающееся богатыми домами. Говорят, там находится дача некого В.В.Путина. Через 6-7 км после КП находится канатка. Канатка – логическое продолжение КП, там находится подъемник, прокаты различного снаряжения для активного отдыха, рестораны и закусочные. За канаткой асфальт заканчивается, начинается неплохая грунтовая дорога. Но лучше найти внедорожник, т.к. в одном месте дорогу пересекает ручей, и водитель может отказаться ехать дальше. Около часа искали машину, и т.к. уже начинались сумерки (было около 16 часов), пришлось ехать на ГАЗ-66 за 600 р., что дороговато за 6-7 км пути. Проезжаем стрелку Мзымты и Пслуха, где стояла какая-то группа. Далее дорога уходит налево, в долину Пслуха, где через ~700 м находится Кордон Государственного Заказника. Машины за кордон не идут, либо идут при наличии каких-то документов. За кордоном находится развилка: одна дорога идет вдоль Пслуха, другая поднимается в гору и ведет к верховьям Мзымты. У кордона находится источник минеральной воды Нарзан. Стоянка у кордона очень плохая: поляна захламлена, дров совершенно нет, с трудом удалось приготовить ужин, костер горел исключительно благодаря постоянной работе сидушками. Мучения с ужином частично скрасило винцо…

 

 

9 ноября.

 

Подъем в 7 утра, завтрак и стапель. Выходим в 13 часов, старт у перегораживающего реку бревна. Воды в Пслухе даже для небольших двоек мало, постоянные “грязные” сливы с камнями. Один кат погнул тонкую поперечину. Около стрелки Мзымты и Пслуха интересное препятствие с нависающей корягой на правом берегу. Вода в Мзымте чистая, в последние дни не было сильных дождей. От стрелки Мзымты и Пслуха до первого порога Троллейбус около 500-800 м. Чалка на отмель ЛБ, встретили экипаж на Кулике-2, осматривающий порог. Троллейбус идем с вещами, без страховки и съемки. В нашу воду порог сложности не представляет, идем в правой части струи. За Троллейбусом чалка ЛБ и осмотр порога Островной. Ориентиры препятствия – левый поворот с островом в русле, прохождение по левой протоке. Сложность порога – бревно в русле на заходе, обход справа, около берега. Идем с вещами, страховка осуществляется двумя морковками, снимаем на фото. Заход в правой части струи, чтобы уйти от бревна, после бревна две бочки, чалка ЛБ. После Островного сложных препятствий нет, идем тандемом около 1,5 часов. Проходим мимо канатки, двух мостов, местами разбои. Стоянка на острове в 100 м ниже второго автомобильного моста. Стоянка отличная, много сухих дров. Вечером небольшой дождь. Всю ночь дождь.

 

 

10 ноября.

 

С утра небольшой дождь. Вода приобрела коричневый цвет и сильно поднялась. Выходим в 13 часов, начинается сильный ливень. Через 1,5-2 км навесная переправа с люлькой, чалка сразу за переправой на отмель острова, образованного основной правой струей и мелководной левой протокой. Осмотр по ЛБ трех порогов, начинающихся за островом, за левым поворотом. Осматриваем участок за поворотом. Заход справа, между первым обливным камнем и ПБ. Возможен заход по центру, но тогда кат попадает практически во все мощные бочки, что для малых судов нежелательно. Идем с вещами, тандемом. Пороги различить сложно, в нашу воду они представляют собой мощную шиверу с жвачными бочками и мощными валами. Пороги значительно превосходят по мощности все предыдущие препятствия. Длина порогов около 500-800 м, но т.к. мы осмотрели только заход до правого поворота, судить о протяженности сложно. На выходе порогов находится небольшое водохранилище плотины ГЭС, чалка ПБ. Сначала необходимо договориться с вооруженной охраной плотины о проносе судов. Как сказал охранник, возможно с 2003 года проход через плотину будет запрещен, т.к. в районе Греческого моста уже функционирует временный подготовительный лагерь спецназа, а около Белоснежки ведется строительство постоянной базы спецназа. В нашу воду до плотины расход реки составляет ~50 м3, часть воды на плотине забирается в трубу для отработки в турбинах ГЭС, поэтому в малую воду воды в ГУ может не быть вообще. Судя по количеству воды в ГУ, мы попали в высокую воду. Обносим суда за плотину, дорога по плотине уходит на ЛБ, где есть большая поляна для стоянки. ГУ начинается сразу за плотиной, но оффициально спуск на воду разрешен не ближе 1 км от плотины (при паводке плотина АВТОМАТИЧЕСКИ сбрасывает лишнюю воду; как сказал охранник, уже были претензии по поводу смыва зачаленных в ГУ судов). Занесли каты до места приблизительно на 200 м выше Белоснежки. Осмотр Белоснежки и участка перед ней. При этом мы увидели, как прямо на глазах стала повышаться вода, за 2-3 минуты поднявшись на 30-50 см, мощность потока на участке перед Белоснежкой резко возрасла, препятствия сильно изменились, цвет воды из коричневого перешел в черный, река стала напоминать поток грязи. Скорее всего, плотина начала сброс лишней воды, о чем нас и предупреждал охранник. Белоснежка тоже явно не оправдывала свое название, больше напоминая Черножопку. Оставляем суда перед Белоснежкой и обносим вещи ~ на 2 км ниже, проходя мимо двух мостов-акведуков (мосты для труб с водой, забираемой на плотине), палаточного лагеря и небольшого полигона спецназа у автомобильного Греческого моста. За базой спецназа одна дорога уходит в горы, а другая ведет к пастбищу с оградой, где мы устанавливаем базовый лагерь, около 500 м от спецназа. Вечером дождь, с наступлением темноты спецназ штурмует полигон, много стрельбы. Всю ночь идет дождь.

 

 

11 ноября.

 

Утром дождя нет. Осмотр Белоснежки и участка перед ней. По сравнению с моментом сброса лишней воды, уровень понизился. Общий уровень немного вырос. Прохождение участка до Белоснежки, чалка ЛБ в устье ручья. Сразу за ручьем начинается Белоснежка. Обнос одного ката за Белоснежку для страховки. Первый экипаж стартует без команды, поэтому страховка только двумя морковками, не успеваем снять фото. Второй кат идет со страховкой с воды, выставлены две морковки, снимаем фото. Заход сложный, но бочки проносные, несмотря на большой перепад. Прохождение в правой части струи. Обязателен тщательный просмотр и грамотная страховка, т.к. в 30-40 м за Белоснежкой начинаются следующие опасные препятствия, нельзя допустить самосплав, существует реальная угроза потери судов и серьезные последствия для экипажа. После Белоснежки идем тандемом, частично осматривая препятствия и намечая места возможных чалок. До Греческого моста идем с четырьмя чалками, последняя – непосредственно перед Греческим мостом, на ЛБ. Прохождение участка завершено в 16 часов. Пройдены пороги 7 гномов, 1-й трубный, Красная поляна. Подобное прохождение этого участка очень опасно, необходим сплошной просмотр и выставление страховки. Стоянка на прежнем месте, ночью привычная стрельба на полигоне спецназа, трассеры и прочее цвето-звуковое шоу.

 

 

12 ноября.

 

Собираем лагерь и относим вещи за порог Цепочка, около 200 м ниже нашей стоянки. На воду встали в 10.20. Вода незначительно поднялась. Сразу за Греческим мостом начинается опасный порог, обязателен просмотр, желательна страховка. Идем в прежнем режиме, тандемом с промежуточными чалками. Пройдены пороги 2-й трубный, Зигзаг, Цепочка. За Цепочкой, перед началом Кондовой шиверы на каты привязываем вещи. Кондовую шиверу идем без осмотра и промежуточных чалок. Кондовая шивера представляет собой мощный и опасный порог, в основном из-за бочек и больших валов, прижимы не сложные. Сначала падение крутое, но постепенно оно убывает, через несколько километров река представляет собой простой быстроток, появляются разбои. Идем до с. Кепша, чалка ПБ. Хороший ориентир Кепши – въезд в тоннель (по состоянию на ноябрь 2002 г не работает) и укрепления ПБ из камня и металлической сетки, есть указатель, видны дома. Ниже Кепши чалиться для обноса Ах-Цу менее удобно и более опасно. Ловим попутный КрАЗ, в кузов грузим каты. Идем пешком по дороге, осматривая Ах-Цу. Ах-Цу - порог категории VI, со сложным заходом и мощным основным сливом. Порог не идем ввиду отсутствия морального настроя и необходимого для постановки страховки альпинистского снаряжения – ПБ представляет собой скалу высотой несколько десятков метров. Удачное прохождение опытному экипажу по силам, при этом объем судна не является необходимым условием прохождения. Постановка страховки с воды возможна на ПБ и ЛБ - на выходе есть хорошие улова, порог достаточно локален. Спускаем суда к воде в 100 м ниже КПП, на склоне много колючек. Спуск занимает около часа. Необходимо хорошо выбрать место для спуска – это сэкономит массу времени и сил. После Ах-Цу препятствий нет, разбои. Идем до моря 2,5-3 часа, встаем на острове у ЛБ в  устье Мзымты. На острове много плавника, место недоступно для местного населения, небольшое неудобство – спать приходится на камнях.

 

 

13 ноября.

 

Ночью и утром дождь. Катаемся на морских волнах, даже киляемся. Покупаем билеты на 15 ноября и вино (“Что, у вас свадьба?”). За ужином празднуем успешное прохождение 15-ю литрами вина.

 

 

14 ноября.

 

Покупаем у дядюшки Ашота 54 л вина домой (“Что, опять свадьба, да?”).

 

 

15 ноября.

 

Собираемся и через рынок едем на вокзал. На вокзале нас забирают мильтоны, ссылаясь на отсутствие у нас регистрации. Причем мы, видимо, являемся злостными нарушителями Административного Кодекса, поскольку нас сразу решили штрафовать, даже не вынося предупреждения (вах-вах, это форма пропаганды турЫзма на югЭ, да?!). Мильтоны сразу предложили выложить в фонд развития местного отделения половину суммы штрафа. Попытка вымогания у нас денег не увенчалась успехом. Причем мильтон-капитан косил под барана и доказывал нам, что-де на месте, в родном сбербанке заплатить штраф мы ну никак не можем (неужто в России есть Адлерская финансовая автономия?). Мы заявили, что денег только на дорогу от Москвы, и что вообще-то топать 280 км до Ярославля мы не привыкли. Менты нас мурыжили-мурыжили, но толку с нас не было, так что пришлось капитану Н. нас отпустить восвояси. Уезжаем на 24-м поезде Адлер-Москва в 19.30, плацкарт за 738р.80к.

 

 

16 ноября.

 

В 9.20 прибываем на Курский вокзал. В 12.30 уезжаем от Ярославского вокзала на комфортабельном автобусе за 150 р.

 

 

Рекомендации по проведению осеннего похода

 

  1. Необходимо иметь в виду короткий световой день (заканчивать сплав не позднее 16:00).
  2. Не берите много теплых вещей. Они потребуются только по возвращении домой.
  3. Необходимо иметь несколько отчетов по разной воде.
  4. Тщательно выбирайте вино, выбор есть…
  5. Последняя удобная стоянка перед морем находится у КПП, сразу за Ах-Цу, дальше идет сплошная населенка.
  6. Чтобы дойти до моря засветло, необходимо стартовать после Ах-Цу не позднее12 часов.
  7. Категорически не рекомендуем идти устье Мзымты в сумерках – при большой волне каты может перекилять и отнести в море.

 

 

Автор заметок:  Сергей Морозов  e-mail: SMorozov@technostar.ru

 

 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |