Реклама: Ступени из камня http://www.plazastone.ru/production/1/stupeni/

Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 


Рассказ о Походе по р. Поньгоме

рекам и озерам от Ручья Ялнош и Шомбозера до Куземы
Прислала Ольга Горбенко.



 

Необходимые комментарии к изложенному ниже:

Жанр данного опуса определить трудно, наверное, это попытка положить свои впечатления на бумагу и поделиться опытом с читателями. Описываемые события имели место 16.07 – 28.07.2000г.Погода благоприятствовала Походу. К сожалению, маловодность реки в указанный период не позволяет точно указать количество проходимых порогов и их сложность. Наиболее существенные препятствия описаны, кажется, достаточно подробно.

16.07. Заброска. На станции Кемь, как и обещано, ждал “Урал” с водителем( г. Кемь 2-18-07 (Сазонкин Евгений))Заброска 150 км стоила 1700р=$60). 3 часа по тряской дороге с риском улететь в кювет (водила периодически засыпает), и мы почти на месте. Видимо, дороги к Шомбозеру нет, нас выбросили “в 5 км” на берегу ручья Ялнош. Эти самые 5км на поверку оказались 7 или 8, причём включали все прелести водного похода. Но об этом чуть позже. А пока – попытки проснуться, последние глотки запасённого пива, первый костёр и каша на свежем воздухе, злющие комары. Солнечно, жарко, ветра почти нет. Водитель пожелал удачи, приглашал зимой на охоту. Выпил 50 и уехал. Довольно ленивый стапель (ковырялись часа 3), погрузка. Наконец – то на воде!

7 км по узенькому, мелкому ручью включали: греблю по спокойной воде, греблю по течению, проводку по песчаным отмелям, некое подобие слалома на мелковатом перекатике и даже волок в обход непроходимого завала. Новички в восторге! Всё, что можно, и в одном флаконе! Конечно, надо было бы кильнуться, но уж очень мелко было. Без эмоций: ручей изрядно засорён, течение несильное, очень красиво. Перекат, отмечен на карте как порог (возможно, из – за низкой воды). 200 м, 3 ступени, сходу. Заход справа, дальше по струе. На выходе в струе камень.

Выход в Шомбозеро. Довольно поздно, посему ищем стоянку. Прошли около 5 км. Естественно, против ветра при изрядной волне. Нашли некое подобие стоянки – грязноватое зимовье на правом берегу за маленьким каменным островом. Учитывая время (почти полночь), решили дальше не ходить.

17.07. Оставшиеся 5 км по Шомбозеру. Вышка 116, отмеченная на карте, отсутствует! Река Шомба. Из 5 отмеченных на карте порогов первые 4 – сплошной петлявый шкуродёр (мало воды). Порог 5 – короткий, перепад »1 м. Заход слева, манёвр право – лево – право. На выходе в струе обливник. Избу, обозначенную на карте, не видели.

Озеро Кукуа. Показалось изрядно заросшим. Стоянка на первом мысу по правому берегу (зимовье с баней). Командор хвастается выловленной где – то в Шомбе щукой. Взвесили – почти 2кг.

18.07. Неранний подъём, жареная рыба на завтрак. Вообще, утренние сборы и приготовления достойны восхищения – раньше 15 часов не выходили ни разу. Как всегда, существенно лучшие стоянки (песчаные плесы) в 2 км впереди. Обозначенные пороги на выходе. Проход в левую протоку. Простой перекат. Сходу.

Озеро без названия на сгибе карты. На выходе из озера порог, перед ним стоянка. Порог интересный. Около 800 м, перепад 1 м. Заход слева вплотную к опоре моста. Извилистая струя, много камней, слалом. На выходе совсем мелко, у левого берега чуть глубже. Озеро Кургиево. Так вот что значит “заросшее”! Сплошной хвощ метров 600, очень мелко, но обошлось без проводки Искать протоки ближе к правому берегу (или просеки?) Движение ближе к правому берегу. Д Кургиево обитаема, но знакомится с аборигенами не стали.

Озеро Лулло. Мелкое, мутное и заросшее. Стоянка на мысу у разв. Валенваракка (чистенький рыбачий домик). От стоянки до протоки в озеро Вотана -- около 2км.

19.07. Тихое солнечное утро. В палатках – сущая баня. Все проснулись очень рано, полезли в озеро. По такой погоде грести бы и грести, но очень хочется подняться к развалинам. Прогулялись, посмотрели. Приятное место. Тем временем подул довольно сильный ветер. (Какого направления? - Правильно!). Оставшиеся 2 км до протоки шли около часа, последнюю часть галсами. Протока неочевидна, т. к. заливчик сильно зарос. Сама протока приводит в первобытный восторг, абсолютно чистый ручей длиной около 1 км, местами мелко, попадаются брёвна на берегу и в воде. Частично на вёслах, частично в проводку.

Озеро Вотана. Первый раз – ветер в спину (взадштаг). Видимо потому, что по протоке мы вышли против течения. Подняли паруса (весла + пенки). Посреди озера ветер сменился-таки на встречный. Само озеро симпатичное, но плохо со стоянками. Берега обжиты и замусорены, рядом проходит дорога. Проход в озеро Цеппи – широкая протока, находится левее слепого залива, расположенного правее домика, за возвышенностью с буреломом. Обозначенный мост разрушен.

Озеро Цеппи – чистенькое, но плохо со стоянками. Ночевали на маленьком острове у правого берега в створе двух больших мысов (на карте не обозначен). Пробовали ловить Рыбу: на спининг окуни, на окуневый глаз окуни, но уже на удочку. В общем, ловится.

20.07. Волок в озеро Кивиярви. Покороче – прямо через гряду, малозаметная тропа начинается (как мне кажется) чуть левее мыса на северном берегу оз. Цеппи. Более длинный путь – тропа правее, в конце тропы сыровато, начало тропы не видели.

Озеро Кивиярви. Чистое, красивое, глубокое, много пляжей. Жаль проходить мимо. Искупались.

Волок в озеро Поньгома. Начало сырое (старая гать), местами вязко, после пересечения лесовозной дороги сухо. Пока перетаскивались, по дороге прошла одна машина – запах гари чувствовался минут 40. Вдоль дороги много грибов. Берег озера Поньгома в этом месте сильно засорён, много лодок. Не стали задерживаться, хотя очень хотелось искупаться, перекусили и двинулись дальше.

Прошли по озеру около 5 км, пока нашли приличную стоянку. На левом берегу, за группой островов. Маленький песчаный пляж с баней, чуть дальше каменные плиты.

21.07. Первая днёвка. Попарились в бане. Выпили пивка.

22.07. Ой, как не хочется грести. Вся река – сплошной перекат с короткими участками ровной воды. Заслуживают внимания 2 порожка, обозначены на карте перед выходом в Вокшозеро. Оба короткие, метров 100. Первый – мелкий заход, затем несколько обливных камней и хорошая струя упирается в здоровенный “телевизор” на выходе. Пока на него смотришь во все глаза, забываешь обо всем, тут-то и подсовывают в струю обливнячок (Уйти от него просто: нужно смотреть на струю). Все здорово попортили себе борта. Второй – перепад полметра, эдакая короткая горка. На выходе – камень, который легко перепрыгивается на скорости. Ближе к полуночи под вопли возмущения ищем стоянку. Начинается дождь. Встали напротив урочища Вокшозеро на мысу. Паршиво, мало места, много муравьёв, но выбирать уже не приходится, хотя и виднеются длинные пляжи прямо по ходу. Но идет Гроза. За паршивость стоянки были вознаграждены обилием голубики и черники. Завтра тяжёлый день – встреча ещё одного члена команды на мосту Мурманской трассы.

23.07. Наиболее ответственное за весь поход мероприятие – встреча члена команды. : Назначена на 12, но в это время только встали на воду. Выход задержался из – за дождя. Пока народ отсиживался в палатках, командор выловил ещё одного “крокодила”, и одного как говорит, упустил.

7 км до моста трассы М18 шли около 3 часов. Рекой это назвать трудно – сплошные камни ( можно говорить о пяти порогах, в том числе порог (4-й по счету от оз. Волиналамбина) У гранитной скалы, где заход справа, и выход тоже справа вдоль скалы, по струе - гряда камней с левого берега и бревно, и следующий (через 100 метров) с заходом по левому берегу, глубоко).

Персонаж был обнаружен спящим на берегу, Т3, заглядевшись, малость наехал на камень на шивере. На трассе была предпринята попытка дозаправится бензином. Стояли голосовали по часам час, бензина не достали. Остановилось всего три машины, все дизеля. Поахали, пожевали бутерброды, допили пиво, поехали дальше.

Порог Падун (верхний). Мощный слив через плиты, две “ступеньки” по полметра каждая, расстояние между ними 4 – 5 метров. Проходится практически по прямой. Важно набрать скорость и хорошенько прицелиться в провал между зубцами второй плиты. При недостаточной скорости – зацеп первой “ступеньки”, Слезать с нее трудно, надо упираться. После основного слива – несильно влево и зигзаги между камнями.

Проходили порог странными экипажами, очень хотелось покатать молодёжь. Итоги: Т3, экипаж в составе Ольга, Лёха (вновь прибывший чайник), Глеб (к) – здорово сели кормой на первой плите (уж очень длинная штука Т3). Страшно видеть, как через деку внутрь байдарки хлещет вода, все обошлось. С2 – 1, Вадим и Глеб, прошли чисто, лишь слегка чиркнув по первой плите. См. ‘эффект большой скорости’. С2 – 2, Ирина и Я, основной слив чисто, что – то поймали на выходе (сильно забрали лево). Потерь и разрушений нет.

Прошли немного вперёд, зачалились перед порогом “Стол”, посмотрели, обнеслись и встали чуть ниже на оборудованной стоянке, отложив решение вопроса о прохождении на утро. Праздник “Приехали” (он-же “За-Столье”). Прошли посмотрели следующий за “Столом” порог. Длинная и красивая “трёшка”.

24.07. Утром прошёл дождь, настроение паршивое. В “Стол” решили не соваться (мелко). Подошёл катамаран – двойка с пассажирами – девочка и кошка. Посмотрели на порог, погрузились, прошли первую ступеньку, потом их развернуло лагом и посадило на каменную грядку второй ступени (ошибка?). Столкнулись, постояли в улове, пошли дальше. Следующий порог прошли чисто и красиво, с пассажирами. Часа через два подошёл второй катамаран – двойка,( Экипаж из Луганска, Юра, Лариса и сын Вадим. Милые люди, часто пересекались в дальнейшем на маршруте, помогая друг другу чем могли.) наш командор уболтал капитана и полез в порог с ним. Прошли лучше, чем первые, но тоже странно. Ушли дальше.

К прохождению следующего за Столом порога готовились долго, ещё раз ходили смотреть, прикидывали линию движения. Движение сложное: первая ступень по мелкой каменной россыпи проходится по линии право – лево – право, в конце манёвры между камнями, вторая ступень – узкие “ворота” на крутом (90° ) левом повороте из – под правого берега через кручёный вал, дальше прижим к левому берегу, лучше идти ближе к краю струи, правый поворот по краю струи, выход чистый. В описаниях предлагается проходить с остановкой между первой и второй ступенями (возможность есть), но уж очень не хотелось. Больше всех при прохождении пострадала Т3 – дыры по кильсону длиной 10 см, сидели на камнях первой ступени и вблизи “ворот” под левым берегом (основной пробой), С2 – 2 – чисто, С2 – 1 – дыры 2 – 3 см, сели где – то на выходе. Все пообдирали борта в прижиме. Далее несложные перекаты и выход в Большое Рогозеро. . Протока в Малое Рогозеро спрятана, то есть распадается на 2 рукава, нужно идти в правый (видимо). Мы соблазнились большой водой, и намотали лишний 2 км против ветра.Как всегда, против ветра, по сильной волне, кое – где галсами, с Т3 рискующим превратится в подводную лодку (черпались каской). Нашли шикарную стоянку – на продуваемом сухом мысу, песчаный пляж, баня, много ягод, мелко.

25.07. Днёвка. Серьёзный ремонт Т3. Зашили дырки, заменили часть проклейки, перебрали скелет. Из – за мыса показался катамаран, мужик тащит на верёвочке. Знакомый, с которым наш командор сплавлялся через “Стол”. Выяснилось, что дядька проскочил протоку в Малое Рогозеро. Посмотрели в карту, попили чаю, вырубили дядьке новое топорище и разжились плёнкой для бани. Вечером строили песчаные замки на пляже, топили баню. Настроение ленивое, холодно, до конца похода 2 – 3 – 4 дня.

26.07. Неранний подъём, переход через Большое Рогозеро по ветру!! Проход каменистый. Малое Рогозеро, как всегда, Мордвинд. На выходе из озера – интересный порожек. Мелковатый заход справа, резкий (90° ) поворот влево и затем сразу вправо из прижима. При этом ещё и камней понатыкано. Сильное течение, узко, места для манёвра почти нет. Итог – в прижим попали все, кто – то сидел на камнях на заходе, кто – то не вписался в поворот. С2 – 2 пробил дыру под шпангоутом. Заметив изрядный фонтанчик, заткнули дырку тряпочкой. Помогло. Подтекало, конечно, но совсем несильно. Народ, возите с собой кусочки “пенки” или старые заплатки! Пригодится! Дальше неинтересные перекатики и порожки и Роман – порог. Начался дождь, и потому встали над порогом с группой Белорусов на катамаранах. Катастрофическое отсутствие сухих дров. Вниз ушла группа на байдарках, нет, наверное всё – таки “с байдарками”, так как ушли по берегу.

27.07. Утром ходили смотреть на порог. Два или три раза. Чем дальше, тем страшнее. Несложный заход, справа от ледолома, ближе к правому берегу, не попасть на камень, дальше в створ моста и вниз. На выходе вроде тоже понятно – под правым берегом или по правому краю длинной косой “бочки”, вперёд по мелковатой шивере. Но посередине! Основной слив вдоль левого берега – сплошные каменные ступеньки, воды сантиметров 10. Заход справа, поворот влево – вправо среди камней (не “между”, а именно “среди”) по 90° каждый. Суть манёвра в том, что лодку надо перенести на параллельный курс 3 – 4 м левее. Дальше малозаметные с воды камни, каменная гряда слева, широкий слив через плиту, уход в правый край длинной “бочки”. Пока смотрели, проходил катамаран – 4, для них мелковато, сидели на камнях в начале второй ступени.

В порог пошли все на разгруженных байдарках. На первом сливе сидели тоже все (ну очень мелко). С2 – 2 сидел на камнях после слива перед каменной грядой. Слезли, но не успели выгрести вправо и ушли в косой слив почти лагом. Оказалось, не так страшно, течение несильное. Т3 красиво зашел в первый слив но после ушёл сильно влево, сел на камни носом, капитану пришлось выгружаться и стаскивать лодку. В итоге их развернуло струёй, в косой слив они уходили кормой вперёд (зато теперь мастера телемарков), но въехали в каменную гряду и их развернуло “как надо”. Свалились в слив почти лагом и, кажется, поймали что – то на выходной шивере. С2 – 1 прошёл лучше всех, после первого слива вообще не надо было уходить влево или вправо. Благополучно миновали все обливники, пройдя левее С2 – 2, но правее Т3, аккуратно вышли под правый берег по самому краю косого слива и “под громкие крики и рукоплескания” сели на камень под берегом.

Дальше мелкие и не очень перекатики и порожки. На Корней – пороге догнали вчерашнюю группу на байдарках. Проводят лодки по краю основного слива, командир жалуется на отсутствие фартуков. Дескать, будь фартуки, проходили бы порог нормально. Первое впечатление – как же он собирается это делать? По описаниям, порог проходим только по высокой воде. Начало – прямой слив- (Вот только проскочить бы между “Хаотично нагроможденными камнями”, проход слева, 2 “ступеньки”, среди них “горка” перепад 0,7 м, потом пауза метров 10 и слив метра 1,5 по каменным плитам. Под левым берегом поглубже, но много камней. На выходе – каменная гряда слева, глубокая недлинная шивера.

Пока проводили Т3 и С2 – 2, сомневались, проходить порог или нет. Вроде бы мало воды, предпоследний день, каменисто и пенисто на второй ступени. Мялись, прикидывали, в итоге капитан С2 – 2 сел первым номером в С2 – 1 и вдвоём они в порог свалились. Понять ничего толком не успели, вроде бы куда – то гребли и где – то отруливали. Смотреть со стороны – так байдарку скрутило винтом. По–видимому, самое сложное – это точно зайти в первый слив и попасть на “горку”. На спокойной воде несильно вправо и вплотную к левому берегу прямо по пене с ударом кормой о камни. После слива уходить к правому берегу и выбираться по шивере.

После Корнея – несложные перекатики и порожки (все сходу). Крупный правый приток Егут, река становится шире почти вдвое, чуть сильнее течение. Множество камней, проходы все более не очевидны. Встали на левом берегу над длинной шиверой за местом впадения ручья (обозначен на карте).

28.07. Становится понятно, что на море не успеваем. Ленивый подъем, немного ремонта, немного гребли, антистапель у разрушенной переправы (на карте в этом месте обозначен мост). Место сырое и гнусное (много гнуса). Масса голубики. Первая треть обозначенной на карте дороги до станции Кузема – по болоту. Лето сухое, поэтому не очень топко, хотя местами по гатям. Всего дорога (с грузом) занимает 1ч – 1ч 10м. Прямой московский поезд № 133 прибывает на станцию в 1ч 52мин., прибытие в Москву в 4ч 35мин.
 
 

В заключение, состав экипажей.

Т3 – Горбенко Ольга “Адмирала”(к), Белотелов Вадим (1м), Репин Алексей (2м)

С2 – 1 – Горбенко Глеб (к), Горбенко Елена (м), Горбенко Дмитрий (п)

С2 – 2 – Грачёв Александр (к), Демидова Ирина (м)

Состав Судов.

Т3 Стандартный Таймень –3

С2-2 Салют-3(Красный ) Производства 1967г!! обретший в 1998г новую шкуру из ТЕЗЫ

С2-1 Салют-3 (Оранжево-синий) обретший в 1998г новую шкуру из ТЕЗЫ

Резюме по судам :

Т3 надо брать много клея, бензина и заплаток. У нас ушло 7 тюбиков. Проклеиваться надо заранее старательно и тщательно (экономит Время на ремонт на реке.)

Салюты. Исправлен Конструктивный недостаток все шли кормой вперед, улучшаются скоростные показатели хотя и управление таким “перевертышем” несколько другое. Хорошая вещь ТЕЗА! Легко клеится ТГФом или пайкой. Крепко держится, не рвется на камнях. НО!! боится Ударного воздействия. По сему всем очень рекомендую засовывание коврика под кильсон и первый стрингер. Также стоит отметить засовывание тапочек и кедов под шпангоуты, очень короткие кницы Салютов cпособствуют частому пробиванию шкуры по шпангоуту. При пошиве шкуры из ТЕЗЫ следует тщательно выбирать материал!!

Спасибо:

и всем остальным за то, что теперь так весело.
   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |