Шокша-Оять. Май 2000


Прислал Забредун.

"DISCLAIMER OF WARRANTY. WE MAKE NO REPRESENTATIONS ABOUT THE SUITABILITY OF THIS THING FOR ANY PURPOSE. IT IS PROVIDED "AS IS" WITHOUT EXPRESS OR IMPLIED WARRANTY."

Маршрут по Ояти достаточно хорошо известен, в том числе имеются его описания в библиотеке Мошкова и туристической литературе. Тем не менее, мы сочли полезным добавить к ним свое, тем более что наш поход включал реку Шокша, мнения о которой разделяются, и часто находятся скорее в области домыслов. К сожалению, полностью превратить домыслы в наблюдения нам тоже не удалось :-(.

Наша команда

Транспортные средства

Две байдарки "Таймень-3". Старательно прокленные по кильсону и стрингерам, с латаными-перелатаными шкурами и местами гнутым набором. <

Маршрут

Оять (произносится с ударением на первый слог, как все тамошние названия) - крупная река Вепсовской возвышенности - очень интересного в туристическом отношении места на границе Ленинградской и Вологодской областей.Стандартный маршрут по Ояти начинается у поселка Курба (это мы ходили в 1985 году, дошли до Винниц). В этот раз решили попробовать приток Ояти - Шокшу и далее от Винниц по Ояти вниз. Маршрут вполне первомайский (если есть возможность взять все дни с 1-го по 9-е), летом там, похоже, воды совсем нет и делать нечего.

Время действия

ночь на 1-е мая 2000 года (отъезд из Москвы) --- 8-е мая 2000 года (снова в Москве).

Погода

Было очень холодно, ветренно и мокро. Вепсовская возышенность, пожалуй, - самый холодный угол Ленинградскоий области. Судя по трем первомайским водным и трем зимним лыжным походам по этой местности.

Заброска

Поездом №16 "Арктика" Москва-Мурманск (возможно любым Мурманским или Петрозаводским поездом) до станции Подпорожье. Наш поезд пришел в Подпорожье в начале второго дня. Станция находится далеко от города, до города ходит рейсовый городской автобус. Точно выяснить его расписанеи не удалось. Нам сказали "только что ушел, должен быть в без двадцати два, но могут отменить, в два точно будет". В два действительно был. На автобусе - до автостанции в Подпорожье (лучше спросить у кондуктора, автобус идет как-то хитро, проходит мимо автостанции, потом опять приходит на нее, в общем лишнюю остановку мы проехали и тащились назад с байдарками и рюкзаками - пустяк, конечно.

От автостанции - автобус до Винниц. Расписание опять же странное. На стене написано, что автобус до Винниц ходит три раза в неделю, в понедельник, кажется,в 14.00, в четверг и субботу - в 17.00. При этом есть ежедневный проходящий автобус из Питера до Винниц в 15.50, в расписании не обозначеный (междугородный Икарус). Вот на нем и уехали. По дороге Подпорожье-Винницы доехали до моста через реку Вытмукса (немного не доезжая деревни Заяцкое) и попросили нас там высадить. Удобные места для сборки байдарки - зеленые травяные полянки по левому берегу Вытмуксы выше и ниже моста, выше моста - подход удобней. Но очень холодно собирать байдарки было на холодном ветру. Построились, отошли с километр от моста и встали ночевать.

Р. Вытмукса-Шокшозеро-Шокша до озера Долгого (1 день)

Вытмукса - небольшая река, вряд ли проходимая летом. Течет среди берегов, поросших приятным для стоянки лесом. На реке обнаружен один небольшой порожек и некоторое количество завалов, три из которых потребовали остановится и задуматься. Два - обвели, один - разобрали. Длина Вытмуксы от моста до Шокшозера - километров 8. Шокшозеро, из которого вытекает Шокша - довольно большое озеро, примерно 3х5 км. От устья Вытмуксы идти правее большого острова, получается практически прямо к месту, где вытекает Шокша, всего километра 4. Шокша сразу после выхода из Шокшозера неторопливо течет в высоких песчаных берегах с хорошим лесом, но через некоторое время берега понижаются и река начинает петлять по собственному разливу. Кое-где можно срезать петли напрямую по залитым участкам, но в основном приходилось следовать руслу реки. Разлив очень широкий, берега сильно подтоплены,мест для стоянки становится все меньше (есть один участок длиной в несколько км. с приличными берегами и лесом), а ближе к озеру Малому негде встать вообще - все подтоплено и подболочено на большее расстояние от реки. После Малого и до Долгого река не меняется - петли по широкому разливу и медленное течение. Встать негде. В общем, найти место для стоянки удалось только на Долгом, ближе к его концу, у впадающего слева ручья (на нем в глубине леса стоит небольшой вагончик с печкой, с воды не виден). Примерно в середине Долгого по левому берегу есть изба, но у нас возникло подозрение, что она была занята и подходить мы к ней не стали.

Оз. Долгое - мост - пороги (1 день)

Ниже озера Долгого сначала все то же петляние по разливу в мокром лесу, потом берега постепенно становятся поприличней. Вскоре после "поприличнения" берегов - правый приток Шокши, текущий из Чикозера и автомобильный мост через реку (дорога Винницы - Чикозеро, идет вдоль реки, ближе к Винницам от реки заметно отходит). После моста начинаются пороги. Если нет желания пилить нудный сырой участок Шокши от Шокшозера до моста, до можно попробовать доехать сюда на попутке из Винниц (километров 10). Пороги идут по нарастающей, струя быстрая, глубина небольшая, река извилистая и изобилует островками, мелями и древесиной. Надо все просматривать и очень шустро маневрировать. В общем для байдарки развлечение вполне достойное, кат, наверное, просто будет не пролазить по ширине кое-где и скрести брюхом, даже двушка. На чем-нибудь мелко-надувном, типа Ласточки - наверное весело, но риск подраться на древесине довольно велик. Мы в одном месте недоманеврировали и налетели байдаркой на каменистую отмель. Налетели талантливо, проклейка автомобильной камерой не спасла - пробили шкуру. Пришлось вылазить на крутой высокий берег и шиться-клеиться. Там и заночевали, километрах в 4 по реке от Винниц и впадения Шокши в Оять.

Пешком до Винниц, плюхнулись в Оять (1 день)

С утра устроили совещание на тему "чего делать будем". Далее, до Ояти, на Шокше начинается самое интересное. Падение на последних 4-5 км - более 80 метров, причем чем ближе к Ояти, тем круче под горку. На последнем километре падение метров 25-30, судя по карте. Но посмотрев на воду, на необходимость просматривать каждый поворот, продираясь для этого по мокрому берегу и на собственное умение уворачиваться на байдарке от бросающихся под нее бульников... В общем, решили, что раз стоим в месте, где дорога близко подходит к реке, то от добра добра не ищут, если найдем непреодолимый упор где-то ниже (а вероятность найти, судя по характеру реки и карте была велика), то пробираться до дороги километра 1.5-2 в горку по бурелому - занятие сомнительное. Взяли байдарки на плечо и отнесли 5 км по дороге в Винницы (очень лень разбирать было). Потом сбегали за остальными вещами (для бешенной собаки 5 верст не крюк). В Винницах, посреди поселка, спустили байдарки под откос (очень высокий) и поставили на воду (местные жители не удивились - привыкли). Тут же одну вытащили - оказывается клеили-клеили, да недоклеили. Залепили текущий порез пластырем и поплыли искать стоянку где-нибудь за Винницами. Посмотрели на впадение Шокши - на вид каменистый порог с изрядным уклоном, довольно мелкий.
Винницы оказались поселком очень длинным, темно уже было, холодно, да и дождик. Гребли-гребли, как увидели первое сколько-нибудь пригодное для стоянки место после Винниц - встали. На левом (противоположном от поселка) берегу. Берег сыроватый, высокий, порос ивой да осиной, найти ровное место под палатку, не залезая особенно высоко - надо постараться. Такие берега всю дорогу дальше.

Оять до Надпорожья

Река однообразная, с высокими, не сильно удобными для стоянки берегами и постоянными поселками по правому берегу. По тому же берегу идет дорога. То ли от Ярославичей, то ли от Норгино есть автобусное сообщение с Винницами, дальше, до Надпорожья, регулярного сообщения нет. Течение довольно быстрое, время от времени встречаются шуршавчики, но по майскому половодью проходятся легко. Сколько-нибудь заметный шуршавчик - после впадения реки Тянуксы, есть невысокие валы, а больше ничего нет.
Достаточно интересное место - под деревней Надпорожье. Несколько ступеней порогов с мощной струей, прошли с ходу, без особых проблем. Только сидевшую впереди ребенку изрядно залило в валах, на что ребенка страшно обижалась. Но весело. После порогов влезли по крутому отвесному склону в деревню и выяснили, что через пару часов будет автобус в Алеховщину (крупный населенный пункт, до которого первоначально собирались идти). Быстро подумали, плюнули, собрались и пошли на автобус. Очень уж река нудная, холодно было, а развлечений после Надпорожья на ней нету.

Выброска

По дороге от Надпорожья до Алеховщины имеется более-менее регулярное сообщение, как рейсовые автобусы (не каждый день) , так и вахтовки, возящие строителей и еще кого-то. В общем, если не хочется плыть до Алеховщины, то уехать можно. В стороне от Алеховщины есть какой-то достаточно известный женский монастырь, но на это нашего любопытства уже не хватило.
От Алеховщины ходит автобус до Лодейного поля, минимум 2 раза в день. Мы уехали около 9 часов вечера. Ну а в Лодейном поле взяли билеты на поезд до Москвы - и домой.

Общее впечатление

Пороги на Шокше хоть и мелкие, даже на майские, но достаточно интересные, с большим падением, хорошей скоростью струи, достаточно резко меняющей направление. Самый низ мы не видели и проходимость оценить не можем, но по тому что видели - развлечение скорее слаломного свойства, усугубленное разного рода древесиной. Некоторое количества адреналина приобрести можно, но, вспоминая задним числом, ничего особо страшного. Все надо просматривать - постоянно струя раздваивается и скрывается за поворотом - легко влететь в ту протоку, в конце которой окажется мель или завал. Завалов, полностью перекрывающих реку, нет, но идти мешают и слалома добавляют. Оять ниже Винниц - довольно скучная река, особых красот, кроме пары мест, на ней нет, населенность высокая, кроме порогов в Надпорожье развлечься нечем :-)

Немного ностальгии

Выше Винниц, по воспоминаниям 15-ти летней давности, препятствий опять же нет, кроме пары подпорных плотин (теперь скорее всего разрушенных), в майское половодье практически скрытых под водой и образующих небольшие порожки. Но берега разнообразнее и веселее, по крайней мере есть на что посмотреть и где постоять. И местами надо уворачиваться от достаточно мощных прижимов. Тогда там был еще и лесосплав (сейчас давно нет), плавать вместе с ним по только что вскрывшей реке (еще и лед проплывал) было, помнится, малость стремно. Заброска в верховья Ояти - местным автобусом от Винниц до Курбы. А еще есть там недалеко речка Генуя (верхняя часть Капши), оставившая по себе самые приятные воспоминания (были на ней в 1986 г). Но заброска на нее, говорят, скончалась (раньше была лесовозная узкоколейка от ст. Заборье ж/дороги Волховстрой-Вологда, до пос. Красный бор и далее к оз. Леринскому)
   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |