Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь

Сарьюга-Шарью. Поход 99 года.

Петр Сломинский.

Дневник одного путешествия

“Мы все отправляемся в искпедицию. Все, все!

И берем с собой про… Покушать.

Мы должны что-то открыть”.

А.А.Милн

29 июля 1999 г.

Итак, вечерней лошадью за нумером 120 “Москва-Лабытнанги” в 22 часа 11 минут мы тронулись в путь из Москвы. Нас 9 человек с одной собакой.

Это:

“Скаут” с Петром и Надей Сломинскими и Лидой Новиковой, а также ну очень маленькой собачкой Винчей (шелти возрастом ровно в 1 год);

Таймень-3 № 1 команды Дроздов (Сергей, Наташа, Катя, Маша);

Таймень-3 № 2 с лосевым экипажем из Андрея Мельникова и Ивана Калиты.

Идей при этом было две. Или Сыня-Седью-Щугор (третий раз на те же грабли!!!), или Сарьюга-Шарью. Как ни странно, главный адепт Сыни г-н Дрозд быстро отказался от своей идеи и уже при посадке в поезд было четко ясно, что идем на Сарьюгу.

ПЫСЫ (то есть постскриптум. Написан тогда, когда все стало забываться). Все-таки семья и жена в первую очередь – великая сила. То, что не смогли сделать 3 мужика, Наталья сделала легко и просто. Семга на Сыне – это вещь, но с женой не поспоришь. Посему моя доля по убеждению Дрозда не делать неверный шаг сошла на нет.

30.09.99.

Поезд. Преферанс. Дрозд выиграл. КАК ВСЕГДА!!!

(Надежда, дочь автора этого опуса: Вот дался им этот преферанс! Им бы 32 карты и поллитру – и поезд может хоть взлететь, все равно не заметят!)

ПЫСЫ. Дети – это сволочи (М.Гольдберг, из неопубликованного).

31.07.99.

В 7.45 точно по расписанию (МПС – Слава!) поезд дополз до станции Сыня. На станции Косью (куда нам надо, чтобы попасть на Сарьюгу) 120 поезд (как выяснилось) не останавливается. Посему выкинулись и добирались до Косью уже на местном поезде, Печора- Кожим. Он по расписанию приходит в 7.57, пришел в 8.15 (не слава МПС) и довез нас даже не до Косью, а чуть дальше – до моста через р.Косью. Это от станции в 5 километрах. При этом сервис был полный и неназойливый – от момента посадки (грузились мы со всей беготней минут этак десять вместо 2 по расписанию) до момента высадки (под вопрос машиниста, на какой берег нам удобнее). Соответственно в 10.45 мы были на мосту в 50 метрах от реки. Собрались и без десяти час ушли вниз по Косью. Шли недолго до 14.40. В реке – очень много воды, впадает куча ручьев. Следствие плохой местной погоды – по словам местных, лето гнилое, льет практически каждый день. Нам повезло, собирались при солнышке, но к вечеру (только пообедали, где-то в половине пятого) пошел первый дождик на Косью. Не сплошняком – но до вечера он принимался еще несколько раз.

Итого в этот день – 1.50 минут вниз по Косью. Прошли немного, сколько точно – бог знает. Но до устья Кожима явно не дошли. Стоянка – на правом берегу на галечной косе. Место ничем не примечательное.

(Собака явно решила, что за бортом гораздо лучше, а потому все полтора часа порывалась сигануть в воду. Что ж, потом бывали моменты, когда я была готова с ней согласиться: в воде, по крайней мере, хоть комаров и прочей пакости нет, а мокрей я бы уже не стала.)

1.08.99

“Все ветер и дождь, все ветер и дождь,

Что ни день, все одно и тож…”

Вильям Шекспир

Дождик опять идет. С самого утра – в основном мелкая пыль, но есть и более мощные порывы. Под этим дождем завтракаем, собираемся, чуть пережидаем очередной порыв – и дальше в путь. Определились с точкой стояния на Косью (см. карту) и вышли с неясной целью дойти до устья Сарьюги. В итоге это и удалось – 3,5 часа хода до обеда (практически без дождя), обед (в дождь – пошел, как только пристали на обед), 3 часа хода после обеда (как ни странно, без дождя).

(Надобно заметить, что выбор у нас был небольшой. Либо дождь, либо комары. Хотя вру, был еще третий вариант – и то, и другое в одном флаконе.)

Обедали уже ниже устья Кожима. Надо отметить, что после устья характер реки резко меняется – ширина достигает метров 400, а течение исчезает практически полностью (выше устья Кожима – 4-5 км/час).

Вход в Сарьюгу - по левому берегу. Ориентир – песчаный обрыв на ЛБ как раз на входе в Сарьюгу. Такой обрыв после устья Кожима – второй. Первый немного выше в месте старого русла Косью. В невысокую воду перед устьем Сарьюги будет роскошная песчаная коса, остатки которой видны и сегодня – в воду, по словам местных жителей, очень высокую. Кстати, в устье Сарьюги явное место тусовки местного населения - а именно, рыбачков.

Всего за день – 6,5 часа. От начала – 8ч 20 минут.

2.08.99

Первый день вверх по Сарьюге. С утра – без дождя, но облачность низкая и 100%. Ветер, как и все эти дни – запад/юго-запад.

3-4.08.99

Все вверх и вверх по Сарьюге. Все время – на веслах, при скорости от 1 до 3 км/час в зависимости от течения. Было 2-3 участка, где выгребали, по крайней мере мы на “Скауте”, на пределе сил.

( Для него, лося здоровенного, может, и было 2-3 таких участка. Для нас, слабых женщин, такой участок был один: с начала и до ужина. Плюс к тому еще и собака на руках. Да еще на этом надувном матрасе, то бишь, на “Скауте”. Свихнуться можно!)

Примечания Дрозда. Слегка представлюсь. Моя специализация в походе - Эксперт по рыбалке. Не рыбак, а именно Эксперт. Моя задача - подойти к воде на незнакомом водоёме, нахмурившись, посмотреть на поверхность, на окружающий рельеф и флору. Минут через 15 безапелляционно изречь, какая рыба будет брать в каком месте на какую снасть и на какую насадку, а какая - никогда. И, хотя у меня бывают чудовищные проколы(например, через пять минут после моего заявления, что хариусом здесь и не пахнет, юниор притаскивает рекордный экземпляр), мне, как эксперту, пока верят. Зачем я хожу в походы с этой компанией? Главная причина: эти любители приключений и <спортивных> маршрутов затаскивают меня в такие рыбные Клондайки, куда я бы без них никогда не забрался. Ради этого приходится терпеть волны на озёрах, волоки, 100-километровые подъёмы и, самое противное, пороги. Но, как констатировал Лис, - нет в мире совершенства!

Примечание 1. <Песнь о <Скауте>. Наш Командор Пётр имеет слабость к транспортным средствам, вернее, к их смене. В походы он брал поочерёдно всё, что плавает. На этот раз он выбрал <Скаут>. Штука впечатляющая. Особенно на воде. Когда на нём громоздится Эверест из барахла, потребного для семьи из 3-х человек с собакой, собирающихся 3 недели путешествовать с комфортом вдали от магазинов. Надо сказать, что Пётр обладает комплекцией Портоса, на тропе или воде приходится рвать жилы, чтобы не потерять его из виду. Приятное путешествие превращается в изматывающий труд а-ля Корчагин. А тута!!! А здеся!!! Теперь пыхтел Пётр (и его экипаж). Мы же, на <Тайменях> могли наслаждаться путешествием, любоваться пейзажем, шутить и улыбаться. Благодаря <Скауту> маршрут стал лёгкой прогулкой. Слава <Скауту>!

В целом до развилки шли 2 ходовых дня по 6ч 30 минут плюс 1 час сегодня. По ходу река меняется очень мало - ширина от 15 до 20 метров с крутыми берегами. Стоянок удобных нет, оба раза стояли в неудобьях, в первую очередь, с точки зрения посадки/высадки. Сразу у берега глубоко – наверху площадку под 3-4 палатки найти нет проблем, но вот вылези на этот берег … Виной всему – крайне высокий уровень воды, минимум на 50-70 см выше обычной межени. В результате все прибрежные отмели или косы затоплены.

Примечание 2. <Эпизод>. Как-то, выгребая против течения, услышали оглушительный треск. Бросив вёсла, стали озираться. И тут перед нами в 20 метрах, во всём своём великолепии, через речку перелетел громадный глухарь.

4.08.99 дошли до развилки между Б.Сарьюгой и Нечей и встали на дневку. В месте развилки Неча – речка шириной метров 5 в крутых берегах. Сарьюга – много шире, метров 10-15. Промахнуть ее – практически невозможно. Стоянка – на ПБ (или ЛБ по ходу) прямо против Сарьюги. Она вполне приличного качества и относительно посещаема - это первое место на Сарьюге, где присутствие человека ощущается.

Итого от начала – 22 часа 20 минут.

5.08.99

Сегодня – первая дневка (я думала, не доживу). Первый день без дождя и с голубым небом. До этого дождь – мелкий и нудный – шел практически без перерыва почти сутки и кончился часа в 3 ночи. А сегодня – солнышко.

Дрозд поймал первых хариусов (мелких). Рыбы – пока! – мало, наверно, потому, что очень высокая вода.

В лагерь прилетела птичка-невеличка (вроде бы, свиристель ), садилась на коньки палаток, на головы, разрешала погладить.

6.08.99

Идем дальше вверх по Сарьюге. После развилки ширина реки где-то 10 метров, река сильно петляет. Появилась (наконец-то!) галька, галечные отмели, заросли “лопухов”. Идем в смешанном варианте: то на веслах, то копыта в грунт и на веревочке ташшим за собой наши суденышки a la бурлаки на Волге. Чем дальше, тем больше бурлачим. Воды опять же много, при падении уровня сантиметров на 30-40 поток станет много уже, перекаты на косах будут более выражены и в целом условия подъема будут похуже. В одном месте пропилили проход в свежей упавшей строго поперек русла елке.

Примечание 3. <Техника восхождения>. За два похода по Сыне мы разработали оптимальную технику подъёма вверх по течению. Наш неутомимый любитель экстремальных маршрутов Саша, в первый Сыньский поход, привязав за пояс лодку на верёвочку, взял в каждую руку по ивовому дрыну и в туристских ботиночках по пояс в воде устремился <к вершинам>. У меня же страсть к болотным сапогам и к сухим ногам. Да и вода в Уральских реках - брр! Окончательный унифицированный способ подъёма выглядит так - два дрына, болотные сапоги, армейский ремень и верёвка такой длины, чтобы не мешала прыгать в лодку (на первое сиденье) на плесах.

Всего шли 6 часов, прошли, по нашей оценке, 12 км. Стоянка по ходу на ЛБ (орографически – ПБ) в ельнике над косой после очень характерного обрыва высотой метров 12-15 из песка и камней. Такой обрыв – второй после развилки. На этом месте в принципе когда-то – но давно – стояли. Было старое кострище и какая-то непонятного назначения яма. (Очень напоминала могилу для человека ростом с сидящую собаку).

Итого от начала - 28 ч 20 минут.

7-8.09.99

Всего за два дня – 12 часов хода. Сегодня стоим сразу после участка скал, напротив последней из них на большой луговине по ЛБ. Участок скал на всем подъеме самый тяжелый, в первую очередь, из-за обилия камней неправильной формы и с весьма острыми гранями. Нога часто проскальзывает, упора нет и вообще легко навернуться. Плюс к этому в скалах течение довольно приличное. Но в целом в нашу высокую воду все идется тип-топ, пока ничего не рвали и не клеили. Река в целом - сочетание перекатов и участков с относительно слабым течением, где можно плыть на веслах. По мере подъема тягунов больше, спокойной воды – меньше. И река постепенно мелеет.

Вчера была первая нормальная рыба – 6 хариусов весом около килограмма каждый (4 – Ванька и 2 – П.А.). Один из Ванькиных – подлинный великан, килограмма на полтора минимум. Нашли также чуть-чуть грибов и сделали гречку с грибами.

Примечание 4. <Ода хариусу>. В этот год хариус был крупен, но капризен. Предпочитал живого слепня, причём, активно брыкающегося на поверхности воды. Чтобы зря не махать спиннингом, пускали одного-двух <контрольных> слепней. Если были всплески, кидали насаженного на крючок. Блёсенку-вращалку хватали самые голодные и опрометчивые. Позже, на Сарьюге, начали брать на <бомбошку> - утяжеленный поплавок с двумя искусственными мушками на поводках. Ранее мне доводилось половить хариуса на многих реках на самые немыслимые насадки ( от варёного яйца до цветка зверобоя). Поэтому в этот раз, при такой его разборчивости, ловить было по настоящему интересно.

Да, на реке довольно много упавших стволов – за вчера один раз дерево обносили и шесть раз пилили проходы по технологии “сыр”. Но в целом это не завалы - в основном всего по одному дереву, и их скорее всего в следующий ледоход снесет. (А на следующий год новые упадут, так что не обольщайтесь на этот счет. Впрочем, данное времяпрепровождение отлично укрепляет нервы.)

И еще. В эти два дня погода шепчет. Тепло – днем под 25. Небо голубое, солнышко и почти нет облаков.

По идее завтра должны выйти на развилку – если река позволит.

Итого от начала 40 часов 20 минут.

9-10.08.99

Итак, мы дошли до второй развилки. Это отняло у нас 6ч 30 минут вчера и 1 час сегодня – начиная от конца скал (конец условный, так как скальные выходы - хотя и менее выраженные - есть и дальше). Они постепенно отходят от воды, река течет по широкой долине и сильно меандрирует, разбиваясь на протоки. В этих протоках вчера произошел казус с Палычем – заблудился на полтора часа и без помощи П.А. так и не выбрался. Слегка блукали и дамы с детьми, пущенные для облегчения мужской доли по берегу.

(Тоже мне мужчины! Блукали… Мы-то уже думали, что планида наша такова: пропасть без вести в глухих лесах либо утонуть в болоте. Когда мы, выбравшись из очередного болота, продравшись через очередной ивнячок и вскарабкавшись на очередную гору, где-то на горизонте разглядели маленькое, черненькое и движущееся и поняли, что это – о неужели! – они, нашей радости не было предела.)

Река в основном – заросли лопушника от берега до берега, воды не видно. Подчас чистой струи не найдешь и прешь как танк по лопухам (я бы сказала, как подводная лодка в степях Украины); кстати, чем лопух больше – тем глубже. Течение большей частью не очень сильное, особенно в лопухах. Но есть участки быстринок, где приходится упираться.

Теперь о развилке. Насчет слов Вяжлинского об участке с разливом и без лопушника шли у нас напряженные дебаты о величине разлива и размере участка без лопушника. Но действительность превзошла все ожидания. Разлив оказался расширением реки метров до 20 (это с 10-15 метров до разлива). А лопухов не было метров 30 – такие участки попадались и ранее. В то же время участок слияния Правой и Левой Сарьюг спутать сложно - место однозначное.

(Видимо, в неожиданном приступе скромности (что с ним случается исключительно редко) П.А. умолчал о том, как мы чуть не учесали вверх по безымянному притоку Сарьюги. Вот уж там все было по Вяжлинскому: и разлив и отсутствие лопухов. Ну да ладно.)

От описанной Вяжлинским стоянки геологов 91 года следов практически не осталось - только несколько ящиков, какой-то будкосарай типа сортир и пара табличек по ТБ при горных работах. Плюс к этому все это с воды не видно и было обнаружено чисто случайно - был вечер, собирались вставать и случайно выбрели на бывшую стоянку.

Над развилкой в лесу - зимняя избушка, относительно недавно срубленная. С воды не видна и от реки довольно далеко – метров 200. В избушке – буржуйка, чайник, умывальник, полати с медвежьей и чьей-то еще шкурами.

На развилке в этом самом месте без лопушника - куча хариусов, активно хватающих слепней и блесенку. Но слепней – лучше. Быстро поймали штук 15 мерных хариусов, жарим и солим. Стояли на правом по ходу берегу собственно в начале Правой Сарьюги - там большая заросшая травой поляна. Единственный минус - дров маловато. (На мой взгляд, был там и второй минус: до воды без болотников (коих у меня нет) добраться проблематично.)

Итого с начала – 47 часов 50 минут.

11.08.99

Дневка – хоз. дела, мелкий ремонт, рыбалка. Натаскали хариуса на жарку и посол, полностью набили соленым хариусом пятилитровый кан.

Но главное дело дня – разведка. П.А. с Ванькой дошли до Шарью и нашли оптимальный (ха-ха!) (ПЫСЫ. Именно оптимальный, ребенок как всегда не прав) вариант волока.

Разведчики вышли в 10.30 и по ПБ (по ходу) пошли вверх по Сарьюге. Прошли вдоль реки метров 200, потом поднялись наверх у выхода к реке скал и дальше шли поверху - по скальному гребню, поросшему лесом. Там идти относительно легко - мох, подлеска мало. И так примерно час до того момента, как гряда кончилась и перешла в лесное болото – кочки с бочагами с водой между ними и мокрыми моховыми участками. По дороге – два ручья, в нашу воду весело бегущие. Ручьи – шириной не больше метра. Пару раз выходили к краю гряды, проверяли направление. Один раз вышли к самой реке – в том месте она была глубока и чиста от лопухов.

По болотистому лесу (по карте – край болота, лежащего между Сарьюгой и Шарью) вышли на край болота, где и нашли старую вездеходную колею. Вот уж действительно старую - она заметна только на некоторых участках и если не знать, что она тут была – пролетишь и не заметишь. На колею вышли метрах в 200 от берега Сарьюги и вначале по колее пошли к берегу. До него колея не доходит. Берег – болото, кочки с водой и зарослями ивняка. Берега реки тоже все в густом ивняке, так что место выгрузки отметили Ванькиным пожертвованным носовым платком. Потом пошли по колее в сторону Шарью (кстати, на этом участке можно найти не одну колею, а целый пучок) и метрах в 150 от берега наткнулись на относительно сухой пятачок. Его также замаркировали. На него можно с берега после разгрузки байдарок перетащить вещи – все-таки сухо. От этой площадки по колее (которую лучше всего видно по особенностям растительности) до Шарью минут 40-45 налегке (туда шли 40 минут, обратно – 45, примерно 3 км). Дорога – болото, в нашем случае мокрое. Воды местами по щиколотку и даже чуть больше. На Шарью сразу после пересечения ее колеей – приличная полянка, на которой можно встать. Шарью в этом месте вполне приличная река шириной метра 4 и глубиной по колено (то есть, то колено нашей собаке). И опять лопухи.

Обратно бежали максимально быстро и уже в 3 часа были в лагере. Погода была очень даже ничего и жизнь отравляли только кучи слепней (мягко сказано).

12.08.99.

Волок – и этим все сказано. Встали на час раньше обычного и уже в 9 были на воде.

Подъем по Сарьюге можно разбить на два этапа. Первый – река шириной 5-7 метров, мелко или очень мелко, лопухи. В некоторых местах байды прокидывали втроем-вчетвером на раз-два-три - воды там не было практически совсем. (ПЫСЫ. В другую воду этот участок становится скорее всего совсем сухим и тогда имеет смысл лодки разбирать на развилке и волочиться прямо оттуда на Шарью. Причем лучше верхом, по гребню – внизу по луговине идти намного тяжелее из-за густой травы и ивняка). Как ни странно, получили всего одну дырку – Палыч нанес своему “Тайменю” треугольную рану размером 6х6 см. Как истинный хирург, рану ушил и пошел дальше. Шил вместе с Дроздом и урвавший момент П.А. в омуте между двумя мелями успел поймать двух щук (а заодно посеять отличный нож).

Вторая часть подъема - глубоко и узко. Глубоко – это примерно по пояс, а узко – это примерно метр с кепкой от ивняка на одном берегу до ивняка на другом (Мало того, что этот матрас недоделанный активно сопротивлялся нашим попыткам втащить его вверх по течению, он еще оказался и излишне полноват в талии; в отличие от юрких “Тайменев”, худо-бедно пролезавших в узкие проходы, наш пепелац застревал и его вырубали топором.) Плюс крутые повороты – так что не плывешь, а проталкиваешься. Но с русским “ухнем” и топором прошли и этот кусок и к 13.30 подошли к оставленному вчера Ванькиному платку. В том месте река чуть расширяется - метров до 3 - и остается столь же глубокой, так что высадка на берег через ивняки – задача также на “ух”. Метров на 200-300 ниже того места, где вылезли мы, есть еще одна возможная площадка для выхода, отмеченная какой-то очень старой тряпкой типа “майка”. Там вроде есть сухая площадка, пригодная для ночлега (гм-м).

Дальше по плану перекинули все вещи на сухую поляну, найденную вчера. Там пообедали, собрали вещи в рюкзаки и в 4 часа вышли в первую ходку на Шарью. Забрали большую часть вещей и оставили женскую часть на Шарью ставить лагерь, а мужчины пошли на вторую ходку и вернулись в лагерь к 20 часам. За две ходки унесли все, кроме байд.

ПЫСЫ. Бедная Винча – большую часть дороги она проделала на “Скауте”, а здесь на волоке пришлось идти самой. В общем, после второго перекура собака решила дальше не идти. Но заставили – и после прихода в лагерь и постановки палатки псина влезла туда и продрыхла, как брандмайор, до утра.

Завтра с утра – ходка за байдами, перекур до обеда, обед – и вниз по Шарью. Тем более что погода нам благоприятствует – солнышко, тепло. Вот только гадов – слепней, комаров, мошки - многовато. По общей оценке это первый поход, когда без накомарника жить невозможно (ладно, можно и в накомарнике пожить, но есть в нем можно разве только спагетти).

13.08.99

С утра, как планировали, сходили за байдами и пошли ловить хариуса. Наловили на жарешку, пообедали – и решили сегодня никуда не плыть. У всех какая-то апатия после волока, да и лезть в жуткий, по описанию Вяжлинского (да и по нашим первым впечатлениям, полученным во время рыбалки), ивняк на ночь глядя не охота (лично мне не хотелось лезть в него и утром).

14.08.99

Первый день вниз по Шарью, который начался с дождя. Пошел он еще вчера вечером, часов в 11, и шел всю ночь и утро с достаточной силой. Когда чуть стих (но отнюдь не прекратился) – часам к 9 утра - позавтракали и в 12 вышли в путь.

В целом в тот день шли 4 ч 30 мин и прошли весь участок ивняка и километра 4-5 после него. Встали сразу после начала высоких берегов, на ЛБ напротив скальных выходов на ПБ.

Об ивняке. Примерно первый час – проводка при глубине реки от 10 до 6 см и ширине 1,5 метра. В общем, очень узенький и меленький канал, в котором ивняк смыкается над головой. Все это идется достаточно легко (но опять же по высокой воде) и только в нескольких местах пришлось срубить мешающие ветки. Ну и в нескольких местах сверхмелко. На этом участке выкидываться, если порвешься, некуда - стена ивняка плавно переходит в болото, опять же поросшее ивняком. Главный минус этого участка и в этот день - крайняя промоклость ивняка, каждое касание которого приводит к потоку воды. Дождь-то идет не переставая - пусть мелкий, но частый.

Ниже появляются просветы в ивняке, река становится пошире (метров до 2 с половиной) и поглубже. В большинстве мест вам по пояс будет. Тут уже плывешь и плывешь достаточно быстро – но временами река сужается и в ивах еле протискиваешься. Плюс повороты на 90 градусов при ширине реки в 2 метра также не сахар. Но абсолютных непроходов нет – хотя на некоторых перекатах мелко и приходится выскакивать и протаскивать лодки. На этом участке кое-где можно выкинутся на берег и переночевать – если совсем прижмет.

Все безобразие кончается после двух притоков – правого и левого. После них река расширяется метров до 15-20 и становится медленно-тягучей. Такая река продолжается примерно час до первых лопухов, от которых мы плыли до стоянки еще минут 30.

Все было бы совсем отлично, если бы не дождь. Вода сверху, вода снизу – и к вечеру все были мокры до последней нитки (и комары!). Но тем не менее, встав на стоянку и кинув лагерь, отловили двух щук и двух хариусов и организовали на ужин нодью с жареной рыбой. И, естественно, с огненной водой (в кои то веки упомянул про водочку, между тем как распитие оной происходило почти каждый день; взрослые дяди и тети доблестно спаивали Ваньку, бывшего в походе без родителей. Добрый Дрозд напоил собственную дочь Маньку (8 лет от роду) еще в поезде, когда она попросила папу дать ей водички; как Дрозд утверждает, по ошибке).

15.08.99

Сегодня шли 5 ч 30 мин и дошли до начала скал, где и встали примерно в 1 км от самой первой скалы. Стоянка - на ЛБ сразу после отвесной скалы на ПБ, круто падающей в воду. Шли очень легко и очень быстро – по высокой воде все идется со свистом, все перекатики пролетаются на ура практически без касаний дна. Но вот если воды будет на 30-40 сантиметров меньше - то это будет тяжко. Кое-где на перекатах даже стояки попадаются – высотой сантиметров по 10. Перекаты перемежаются с более спокойными участками почти без течения. В целом до скал река течет в холмах и болотах – один берег высокий, а другой - болото пополам с тундрой, заросшей карликовой березой. Много рыбы – за день прямо на ходу наловили на уху (и сварили ее в обед) и на жарешку (на ужин по принципу ешь от пуза).

Прошли упомянутую у Вяжлинского колею, на которой они стояли, и правый приток. В общем, мы за два дня проскочили весело и быстро то, что у Вяжлинского и Ко заняло 6 дней. Вот что значит вода!

16.08.99

Сегодня шли всего 2 часа и искали место для последней в этом году дневки. Прошли при этом километров 15 – река несет весьма быстро, да и мы ей помогаем. Весь день – скалы. И стоим тоже в скалах – но что это за ворота, посчитать сложно. Стоянка на ЛБ, напротив по ПБ – отвесная скала высотой метров 50-60. Сразу после стоянки (метров 200) почти такая же скала уже на нашем берегу. Место о’кей – небольшой галечный пляж, березовый лес со мхом под палатками и уйма рыбы. Хариуса хоть ложкой черпай - за вторую половину дня практически от лодок наловили хвостов 30 мерного (грамм 600-700) хариуса. Идет на бомбошку или мепсы всех цветов.

17.08.99

Дневка. Ловим рыбу, варим уху (тройная из одних хариусов), печем хлеб. Место действительно очень удачное. Жаль, нет грибов и ягод - но год такой, что эти дары природы не уродились. Зато погода шепчет – солнышко, дождик только чуть прыснул. В общем, поход кончается - завтра бросок до устья Шарью. Далековато, но по такой воде это вполне вероятно (вечна надежда в сердце человека).

В результате дневки к вечеру засолили восьмилитровый кан хариуса. Еле упихали в него рыбу. И это не считая ухи и жарешки. На самом деле могли бы наловить еще – но как-то наелись (Хватит! Они, значит, ловят, у них этот, как его, азарт, а чистить кому? То-то!).

Примечание 5. <О медведях...>. Медведей на этот раз мы не встретили. Но их присутствие где-то рядом ощущалось. Я не охотник, но уж больно характерными были следы лёжки возле наших стоянок и, пардон, экскременты. Люди-то здесь не водятся... А на выходе в Усу, на глинистом берегу, куда я высадил своих дочек <попастись>, были явственные отпечатки следов когтистых лап. Так мне сказали мои правдивые дочери.

18-19.08.99

Два последних ходовых дня по Шарью и Усе – от, скорее всего, третьих ворот до ж/д моста через Усу.

День первый – 8 часов хода при скорости 6-7 км/час. День удивительного перехода от быстрой и чистой реки, текущей в скалах, с перекатами и чуть ли не мини-порогами - до медленно текущей в песчано-ивовых берегах реки (правда, опять же не глубокой). Притом меняется все – от растительности на берегу (от ели и березы к иве) до характера дна (от каменистого до илисто-песчаного, в котором нога тонет). Встали на ночлег, как выяснилось утром, в 30 минутах до устья Шарью и в 1 часе от описанного Вяжлинским первого балка (жив, курилка). Балок - жилая бочка, типичная для всяких северных поселков. Стоит на высоком ЛБ и отлично видна с воды. Второй балок на ПБ прямо у устья Шарью также хорошо виден с воды. В этот день встретили первых людей после того, как вошли в Сарьюгу. Тоже турики, муж с женой. Подымались от Усы вверх по Шарью до скал и теперь плывут обратно на своем надувном катамаранчике.

Примечание 6. <Элегия пейзажу>. К сожалению, было трудно вертеть головой по сторонам во время сплава. Однако, хотя бы боковым зрением, видно, что участок реки после днёвки - один из самых красивых. Скальные сбросы, журчащие с них многочисленные ручьи. Уклон реки хорошо виден, ощущение такое, что катишься вниз по ледяной горке. А под лодкой сквозь прозрачную воду проносится разноцветная галька...

День второй – 30 минут до устья Шарью и далее до ж/д моста через Усу. От устья до моста – километров 30, видно его километров за пять. Погода была довольно мерзкая, с сильным ветром и порывами дождя. Ветер при этом был естественно мордотык – особенно с утра. После обеда он подстих и идти стало полегче (кстати, в месте обеда мы нашли первые за поход ягоды: чернику и морошку).

Примечание 7 <Сказание о ходящем по водам>. Уса поражает простором. После узких таёжных речек 2 км ширины впечатляет. Берега облезлые, глинистые, стоят створы для судов. Вода мутная. Как-то оглянувшись, увидели такую картину: посреди реки по щиколотки в воде бредёт Пётр и на верёвочке ведёт за собой свой ковчег. Светящегося нимба над головой не наблюдалось. Разгадка этого чуда отыскалась быстро - я и сам попал на песчаную мель, коих здесь множество.

У моста теперь не ВОХРы, одна казарма пустует и служит пристанищем для местных коров. У моста – поселочек из каких-то времянок, балков и прочих хибар, где проживают рыбачки из Усинска. В связи с этим теперь у моста останавливаются два поезда в сторону Москвы - в 6.20 утра местный, Усинск-Печора, и в 15.30 опять же местный – но с прицепными вагонами сразу до Москвы. Их в Печоре перецепляют к поезду “Москва-Лабытнанги”.

Мы пришли к мосту в 16.30, Дрозд и П.А. сходили в поселок и узнали все выше написанное. Плюс нашли место относительной паршивости для разбивки палаток и последнего ночлега. От этого места (оно сразу после моста) до остановки поезда – всего метров 150 (зато почти по вертикали). Немного подсохли (чуть-чуть – дождь то и дело брызгал), пожевали и залегли спать с подъемом в 4 часа с тем, чтобы успеть на поезд в 6.20 (уже почти ночью пришли два местных мужика – “побеседовать” под водочку, на беседу отрядили П.А. и Палыча; остальные с нетерпением ждали конца беседы и голодали. Именно поэтому мы и легли поздновато).

20.08.99

День последний. Все по плану – встали, собрались, в 5.45 уже торчали на насыпи. Поезд почти не опоздал (полчаса, видимо, не считаются и мы с успехом в него погрузились. Поезд оказался с сервисом в виде кипяточка и мы позавтракали – благо вчера местное население подарило нам хлебушка (мы сами не местные…). Усинские рыбаки возвращались домой в Усу и остатки хлеба отдали нам.

В Печору поезд опоздал - но нам по большому счету это было без разницы, так как сидеть в Печоре пришлось до восьми вечера – только тогда был первый поезд на Москву. Остальные идут еще позже -ночью. Билеты взяли без проблем и вечером спокойно загрузились в поезд.