Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь

ПОНЬГОМА-2001 **

-----------------------------

Впечатления.

А здесь - большая фотоподборка по Поньгоме!

Блиииин!!!
Забыты черви!...

...В два часа ночи дядя Миша звонит из поезда по сотовому приятелю в Москву, слезно просит выпустить парней из багажника на волю...
Остались только у Ваньки, но как-то хреново им в газетном кульке. Думается, до звездного часа своего они не доживут.

Ударили, как водится, по зеленому змию, распугав песнями соседей. Я не пью, пытаюсь выдержать мораторий, на сколько возможно.

Ночь.
Проклятый боров сверху не перестает храпеть. Мужик чужой, но водник все же - это спасает его от мощного выплеска отрицательной энергии. В этом плане со мной шутки плохи!... Злобно поблескиваю глазками в темноте и сдерживаюсь изо всех сил.

К утру с верхней полки свешивается волосатый окорок, храп усложняется, мужик берет выше, сложнее, захлебываясь собственным искусством; я уже слушаю с интересом - все равно не спала, из всего надо извлекать удовольствие.

Рядом раскинулось утреннее Мишино тело с открытым ртом. Хочется чем-нибудь прикрыть его, но лень...

Вагон пробуждается со стонами, скрипами и запахами.

Мы еще не знаем, на какую реку едем. В неизвестности есть некий шарм.
Ах, со мной это впервые!...

Кереть или Поньгома? На первой я уже была, и настроена резко против.
В одну реку не входят дважды!
Все должно выяснится после Петрозаводска, когда омобиленные мужички кое-куда кое-кому позвонят, справиться об уровне воды. Я знаю, что он будет низэнький-низэнький, но помалкиваю. Впрочем, это не секрет - нынешнее лето в Карелии на редкость маловодное, вся печаль Божия обрушилась на центральное Черноземье.

...Куда?

Дебаты в разгаре.
Но еще никто не знает, что добрый Андрюха уже заказал машину до Поньгомы. Это маленький сюрприз для нашей маленькой семьи из четырнадцати матерых и шести мелких клювов.

В Кеми уже ждет кунг. Ехать почти стольник, но нам не привыкать. Я, как всегда, занимаю место в кабине. В кунге у меня клаустрофобия и потребность в гигиенических пакетиках.
Художника всякий растрясти может - а вот потом поди, собери...

К озеру Поньгома подъехали в 4 утра, и, щелкая зубами, расползлись по палаткам. Сослепу поставилась на огромный валун, и всю ночь вилась телом вокруг, устало ругаясь.

"...Успокой меня глазами,
Успокой меня душой..." ***

Ванька выгуливает червей - они еще бодры и веселы. Приятно не знать своего будущего. Скользкие танцы внушают некоторую надежду, но при температуре ниже 15 градусов я пессимистка...
Не месяц май - и это минус.
Но нет дождя - и это плюс!

Вяло стапелевались до вечера - никак не могли собрать кат. Выяснилось, что никто не умеет его собирать вообще. Кое-как увязали шмотки, посадили сверху пару детей и двинулись:
три Щуки, два Тайменя со шкурой из ТЭЗы, две КНБ и одна КБ.
Отмахали всего несколько км по озеру, обнаружили, что уже девять вечера и пора вставать на ночлег. Ката не видно (где-то борется с ветром, родимый) - четыре женских проворных ручонки явно не справляются с этой тушей.
Решили ставить лагерь и думать, как жить дальше.

Что там, за занавеской тьмы ?...

Я умудрилась поймать камень в самом центре озера. Читать воду разучилась совершенно, одна надежда на толстую шкуру и наглое лицо.
Да, сегодня гречка с изюмом.
Спирт рабавили прямо с борта и положили в камни охлаждаться. Дети нашли бутылку и выкинули куда-то в озеро.

"...Где-то там не спит ребенок,
Так похожий на меня..."

Пришлось снаряжать группу захвата для спасения драгоценного пойла...

Ночью черви сдохли, не выдержав тягот первого дня.
Комаров мало, и все они добрые - что вызывает недоумение и душевный дискомфорт.
Серега со своей пятилетней кнопкой удрал вперед. И пришлось ему ночевать в гордом одиночестве в темно-синем лесу, на поганых болотах.
Ребята в два мотора смотались в истоку реки. Возвертясь, доложили, что каркасные байды вряд ли пройдут - настолько жидкий ручеек.
В общем, праздник начался.

...Прошкрябали с пяток километров мелких порожков и шивер. Я сижу на каждом камне. Иногда приходится вылезать, чтобы оттолкнутся бойкой ножкой. Все, как люди, в гидрах, одна я с голой задницей, как всегда. Но задница в боевом азарте, потому есть надежда, что не отмерзнет.

У ката, по выражению детей, под дном перманентно "поют слоны". Сверху матерятся взрослые, проходя пешком почти каждую шиверу.
...Зачем кат в Карелии на 2-3 "звездочных" реках - для меня необъяснимо. О, эти тайны человеческого мозга!...
Но детям весело - и это главное.

Через полчаса на ровном месте со страшным грохотом взрывается баллон одной из Щук - она поцеловалась с металлической рамой катамарана. Народ тут же пошел ко дну, лодка наполовину затопла боком.
Охрененная конструкция!
Разгрузили, смотали, рассовали до стоянки людей и шмотки. На озере кат забуксовал, посадили жилистых мужичков.

"...Мне так будет много легче
Позабыть и перейти..."

Но все равно кат движется с трудом.
Порвалась-таки я на извилистом порожке. На озере лодка наполнилась водой и шла тяжело, как беременная.
Легких же "поцелуев" с камнями уже штук тридцать, сбилась со счета.

"...Поцелуй меня глазами,
Поцелуй меня душой..."

Народу нет никого, первый раз прохожу маршрут в такой приятной одинокости.
Дети ведут себя достойно - еще не акклиматизировались.
Вечером семья напилась и песни орала, а я дырку клеила и про себя мурлыкала "отцвели уж давно хризантемы в саду...".
И всего-то прошли семь километров!...

...Весь следующий день веселились на мелких порожках. Больших дыр нет. Идем медленно. Дойдем ли до моря - неизвестно. Ветер на Вокшозере - "взадвест", подумать только! Боги повернулись к нам рылом. Но кату и это не помогает.
Измотанные, нашли приличную стоянку, делаем дневку. Ветер почти ураганный, мой гроб утром свалился мне на нос, но я не заметила, так как спала, натянув на голову до подбородка старый рукав.
Детей почти не видно - они живут своей отдельной жизнью,
Играют в свои игры, говорят на своем языке. Иногда кормятся и спят.

Стали появляться грибы, черники - непуганые моря. После похода по лесу кроссовки синеют от карельской крови. Кругом болота, манит морошка хитрыми желтыми глазками... На берегах лежат глыбы кварца.
Вспугнула двух нелетных уток, дальше шла со здоровенным камнем в руке, но увы.
Серега поймал первого окунька и зарядил капкан на щуку. Впервые вижу столь хитрое устройство - подарок одного псковского дедульки.

Людей нет, чувствуем себя просто хозяевами тайги.

..........Эге-гееееееееееееййй!!!!!!

Решили поставить сеть, так как рыбнадзор на верхнем участке Поньгомы отсутствует. На удочки нашу ораву не прокормишь.
Сеть принесла жирную щуку и двух окуней - негусто. Сварили рыбий бульон, для оздоровления поникших местами организмов.

Налетели ветры злые, ой, да с восточной стороны.
Переходили озеро по метровым волнам, нахлебалась я адреналинчику по самые жизненно важные органы. Кат еле волочится, как больная собака.
Остальные идут с вытаращенными глазами. Ваньку на его трехместной Щуке вообще унесло.
Между нами, девочками: в такую погоду озеро переходить было нельзя, но что сделано - того топором не вырубишь...

...Сегодня прошли массу шкуродеров и три "трехзвездочных" порога. Низкая вода ослабила силу струи, но зато осложнила проход обмелевшими сливами и массой торчащих в беспорядке зубов.
10 часов ходу - выложились по полной. Нельзя так самоистязаться, блин! Под конец дня уже хочу домой, к маме.
Серега вывалился на одном сливе из лодки, но быстро вскочил обратно. И еще он по деревьям лазает, как обезьяна. Хороший парень наш Серега!

Эрика с Вадиком упустили весло, но поймали сотней метров ниже. Кат доблестно борется за звание самого сексуального судна Карелии... Экипаж хмур, как тучи над Амуром. Все стараются не встречаться с ними взглядами, но куда денешься с подводной лодки?...

Уровень воды уже на 20-30 см ниже приличного. Часть шивер прохожу пешком, так как вечно не попадаю в струю.
Встали на симпатичной песчаной косе Большого Рогозера.
Жарим очередную щуку.

...

Заморозки,
заморозки...

Надела на себя все, что было, сверху - спас. Изо рта валит пар. Всю ночь в лесу зловеще выла промерзшая нахрен сова, требуя пищи, тепла и любви...
Поставили на ночь сеть за порогом.
Строим баньку...

Маринованные подберезовики и уха из свежей рыбы - жизнь налаживается!
Но зубы почистить сегодня не удалось - вода ледяная.
Обойдутся "Орбитом"...
Народ после бани пил "Очаково", а я-то приличная женщина. Дернула 50 гр. спирту и пошла давить клопа.

"...Обними меня покрепче
Да прижми к своей груди..."

Заморозки,
заморозки...

...Вчера проходили отвратительнейший порог, не радовало даже солнышко...

Руки-крюки задубели, как у шахтера, не отмываются и не гнутся. Держат только весло. И ложку. Антикомарином не пользуюсь - 1 комар на кубометр воздуха - это не комары, а извращение. Комаров жалко.

"...Стебель жизни очень тонок,
Не губи его, шаля..."

У Наташки - первый водный поход. Все пальцы потрескались до крови.
Сегодня ночью она уклюкалась спиртом в полную свинью. Наверное, с горя. Прикуривала по четыре сигареты одновременно. Громко смеялась.
Короче, вела себя, как настоящая леди.

Мы с Мишкой три часа ее реанимировали у плакучей сосны. В зарослях нас отыскала Ольга, которая свалилась в воду и бегала теперь босиком и без штанов. Она сказала, что ей скучно и она ищет компанию. Лучшей компании было не найти...

В общем, легли в шесть утра, в девять подъем.

Сашины детки бегают между палатками, орут и свистят в полицейский свисток. На мою угрозу залепить в ухо хором отвечают: "А у нас папа есть!"

Наташка, отягощенная гирями совести, утром полезла ко мне в палатку говорить спасибо и в результате порвала ее.
Теперь вот сидит, шьет... Синдром белошвейки.
Через полчаса отплывать...

Вода упала еще больше.

Камни в русле стоят, как надгробия. Вчерашний денек выдался приятным - пилили по шкуродерам, растянувшись на несколько километров. Стали попадаться группы, захватывающие стоянки - сказывается близость трассы "Москва-Мурманск".
"Корней" обносили из-за мелкости, прошли лишь кат и три Щуки под улюлюканье группы поддержки.

Мимо вальяжно, как мастодонты в посудной лавке, проплыли три здоровеных ката-четверки. Какой черт занес их на эту реку? "А мы и сами не знаем..." - безнадежно махнули рукой с ката. Я печально провожаю их взглядом - красиво жить не запретишь!

Моя шкура стоически выдерживает все посадки и заклинивания. Спрыгиваю исключительно сексуальными телодвижениями... Обидно тратить столько энергии на камни!!!
Но не одна я в поле-то ночую. Катамаран это делает непрерывно. Непонятно, кто кого имеет - река экипаж, или экипаж - реку. По-моему, оба просто слились в экстазе.
Не знаю, как оно ТАМ, но в окуляр смотрится забавно...

Генка пробил в днище окно в европу и его оставили зашиваться.

В одиннадцать вечера, не найдя стоянки, поперлись в порог категории "IIб" (две б..). Идем без просмотра, все сонные и злые. Не смотреть же целых пятьсот метров! Все равно темно, ни черта не видно. Порог явная трешка, но делать нечего. Иду бревном, как обычно.
Нет предела совершенству!

Капитально заклинило боком в одном из сливов, но мир не без добрых мужчин - подскакивает такой вот гидраха-парень и стаскивает тебя с обворожительной улыбкой из черничных зубов...
Жопа мокрая, ноги ледяные.
Я рада этому - закалка еще на год-полтора, как минимум...

У отсутствующего порога №55, перед островом, делаем стоянку на левом берегу, прямо в нетоптанном лесу. Наутро оказалось, что место просто шикарное - тут тебе и заливчик для спиннингистов, и с береговых плит можно половить-постирать. Стоим прямо на могучем черничнике, а грибов просто до фигища; когда я проснулась в 16.00, народ уже три часа трудился над чисткой даров леса.
Я старательно обхожу костер, чтобы не припахали.

Сегодня у нас: пирожки с подосиновиками (тесто уже подходит - брависсимо, Юлия!), суп чисто из белых, и сорный гриб подберезовик, как всегда - в маринованном виде - на закуску. В противне лежат еще теплые кусочки жареной щуки...
Оооо, эти пирожки... Шипящая корочка, грибы соседствуют с сыром и луком. Слюна до колен.
Юля, я Ваша навеки! Путь к моему желудку лежит через сами занете что...
Ровно 100 пирожков. Всем по пять. Каждый, как мышь, прячет лакомство в заначку и хищно скалится на соседа.
Не знаю, как получилось, но я съела шесть штук. Загадка...

Чайки с дурными воплями пасутся на рыбьих кишках.
Махнула "Поньгомовки", дабы не простудится. Все сопливые симптомы как рукой сняло! У настоящей женщины в походе голова должна быть в тепле, задница в холоде, горячее сердце и крючковатые забинтованные руки. Все, как у чекиста.

Жизнь невообразимо хороша, особенно в лучах теплого северного солнышка.
Сейчас буду клеиться.

Мужчины умотали ловить щук. Серега долго вываживал
здоровенную даму, и произошел естественный отбор - Серега кильнулся, а щука сорвалась и уплыла коротать свой рыбий век дальше. Незадачливому рыболову выдано 100 гр. штормовых, сухие штаны на пять размеров больше и пропеллер. "Не одна я зад мочу!.." - злорадная мысль.

Ночью пели песни при свечах, нам тихо вторили две б.. о своей быстротечной жизни...
Мы с Наташкой здорово спелись на два голоса, особенно удаются романсы - пугаем сов.

Да, кстати - девочка Наташа у нас больше не курит и не пьет.

Слегка покапало, но с моря движется голубой фронт (я видел! я знаю!), и я предчувствую штиль...

Приближаемся к морю.

"...Для меня ты - ангел Божий,
Без тебя такая муть..."

Чем ближе к раю, тем больше чертей.

Утопили три фотоаппарата.

Генка кильнулся и вымочил дите и матроса, а сам как гусь - сухой и толстый. Наташка с Мишкой тоже кильнулись и счастливо улыбаются. Познанье жизни - это роскошь...
Первый раз одела каску.

Два раза была на грани киля, но вовремя выскакивала. Задница мокрая по грудь, ноги просто стоптала о дно реки. В общем, неплохой выдался денек.

Уровень воды упал на полметра, обнажив гнилые подбережины. Кат идет ножками. Если дойдет до моря - получит почетный приз "Золотое гребло" и морские звезды на плечи...
Пока сушили Генкину дочь и перекусывали, незаметно подкралась полночь.
А впереди еще порог Морской. Дети и женщины пошли берегом.

Со страху забыла сменить шляпу на каску, а уж смотреть-то и подавно не стала. В конце слива чуть не навернулась на растянутую сеть (справа раскинулась деревня Поньгома, единственный населенный пункт на всем маршруте). Дальше - мерзкая шивера.

Где-то за ней носом угадывается море...

"Мне явись, как исцеленье,
Светом будь в моем окне..."

Вот оно!...

Отлив - и опять осторожно ползем в сумерках между надгробий. Катамаран - пешком, естессно. Ползет по кладбищу своих надежд.

Набрали полусоленой воды в бутыли. Мужики договорились с утлым баркасом, который отвезет нас на остров Поньгома. В час ночи нас зацепили потащили в никуда...

Фантастическое зрелище - почти на сто метров растянулась вереница из 9 связанных лодок; баркасик с трудом бухтит и чавкает мотором, лодки покачиваются на ленивых волнах... Те из детей, которые не умерли от холода - в полном восторге.

Качка - ничто по сравнению с давешним переходом озера в волну; я почти дремлю, оперевшись на весло. В тучах пытается засветиться круглая морда Луны, смотрящая в изумлении на кавалькаду ночных идиотов.
Скинули нас на высоком скалистом берегу, отлив обнажил скользкую морскую капусту и медуз-неудачниц на камнях, и я тут же грохнулась, поранив ногу.

Утром - полный штиль, солнце, перспектива, даль, вечная жизнь... Омерзительно пахнет водорослями - в общем, красота неописуемая.

Безлюдье.
Орут чайки.
Народ уже наловил звезд, морских чертей и кучу трески. На острове полно золотого корня, грибов и ягод. Дети опять исчезли, растворились в природе. А мужики ладят очередную баньку. Меня в ледяное море не затащишь, достаточно мокрых ног, а так же рук, тянущихся за звездами. Звезды затаились в водорослях, испуганно прилепились к скалам, как маленькие человечки, но вездесущие мы не оставляем им шансов...

Дров полно - плавник. Вода пресная есть в скальных углублениях. У нас отдельные лужи - с "фэйри" для мытья посуды, без "фэйри" для питья, с морской водой для живых рыб...

Лежу на теплом лишайном камне, смотрю на закат и тащусь от происходящего. Чувствую, как лето обнимает меня...

"...Обними меня глазами,
Обними меня душой..."

Стоило пройти пешком пол-Поньгомы... Тем более, что сейчас жарят треску. Перо-то пишет, а клюв уже щелкает вовсю!

Скромно поужинали - плов с тушенкой, грибы жареные, картофельное пюре, грибы маринованные, треска жареная,  семга малосольная, кета соленая, вино красное для женщин, спирт-разведенка для мужчин, детям чай и сладкое в ассортименте. Отошла от стола, переваливаясь на коротеньких ножках, как пингвин.
Так жить нельзя!!!

...С утра опять солнце и легкая грусть - последняя дневка.

Ночью чайки сожрали всю кашу из мисок, всех рыб из аквариума и всех сушащихся звезд. Пошли на охоту по новой. Я отгоняю наглые клювы от своей добычи веслом...
Злые домыслы о том, что я родственница чайкам, мною игнорируются.

Генка напился спирта, по недоумению разбавленного морской водой. Спутали лужу. Выпил один полуторалитровую бутыль, потом долго запивал обычной разведенкой с лимоном.
Потом еще париться пошел.
Есть еще мужики в наших селениях!...
Правда, назад дойти не смог, только с проводницей.

...Весь день гуляли по острову.

Наташка на четвереньках пасется в болотах, как морская корова, методично объедая все морошковые кусты. Я съела тонну черники, которая здесь величиной чуть ли ни с вишню. Найден череп неизвестного животного (оказалось - тюлень! (прим. перев.)) и бульник с вкраплениями граната.  Череп ни на что не похож и воняет ужасно. Кому-то не повезло...
Хибинских гранатов в окрестностях полно, стоит лишь повнимательнее порыться в отливной зоне. Мишка оборвал весь золотой корень на острове. Зачем - осталось загадкой.
Набрали мешок подосиновиков, и тоже непонятно, что с ними теперь делать. Грибы торчат гротеском на каждом шагу, в камнях у самого прибоя.

Завтра ранний подъем и гребать, и гребать, и гребать по морю далёко...

Встали не рано.

Гребали еще меньше.

Завернули за мыс, а там - бац - уже и деревенька. Опа! Непонятно, где нас ночью таскали 50 мин за 650 руб.
Серега толкал кат носом. Последний путь - он трудный самый...

Антистапель под солнцем - и в этом повезло. Ловим почтовый фургон до Куземы.
Ранний приезд на станцию оправдал себя - взяли все оставшиеся билеты, в разных вагонах. Подъехавшие позже две группы пробакланили.

Поезд - в три ночи. Откуда-то появились, наконец, комары и мошка, и попытались оттянуться на нас за все десять дней. Кыш, кыш, пернатые!... После драки крыльями не машут.

Маемся по платформе. Народ скупает чернику ведрами. Пошли предательские разговорчики о гражданке...

Истошный женский крик:

Юлька с Вадиком сделали нам ручкой и укатили на Соловецкие острова, продолжать банкет.

В поезде группа, ехавшая с Керети, поведала, что погода у них была на букву "икс"; дожди, холод, два дня не могли выплыть с озера из-за шторма. Хекс...
А южнее нас - обложняк стокилометровый.
Выходит, попали мы прямо в глаз урагана. Даже зарницы видны вдалях, а у нас тепло и сухо.
Звезды легли, как надо...

По дороге ели копченого сига и пели песни.
И пили пиво. Глаза нетрезвые прощаются, навеки изучаются...

Я выпила аж целую бутылку "бочкарева" - женский алкоголизм неизлечим. Максимум - стойкая ремиссия.

Москва встретила своих бойцов хмуро.
И они быстро разбежались - кто по любимым, кто по улицам.

Лето кончилось.

"...Обними меня покрепче..."

"...И еще чего-нибудь..."

Москва - р. Поньгома - Белое Море - Москва

Июль-август 2001 г.

М.М.(С)

-----------------------------------------------------

** - Примечание переводчика:

Вопреки ожиданиям и описанию Шилова стоянок на реке - навалом.
Болотные места проскакиваются за один перегон легко.
Мы ни разу не стояли на плохом месте, а где стоянки не было - делали сами. В качестве текстовой лоции руководствовались описанием Афиногенова: http://www.lib.ru/TURIZM/ponxgoma2.txt_with-icons.html
(от 1996 года) и картой-двухкилометровкой.
Так же полезными считаю впечатления Д.Шварца о Поньгоме: Http://slazav.chat.ru/pon00ds.htm (в КОИ-8)

Надо сказать, что за пять лет стоянок на реке и на озерах значительно прибавилось, зато исчезли многие перекаты, а так же отсутствовали некоторые пороги (в частности, № 15, 16, 55. А порог №54 (IIб) был явной "трешкой" (наверное, потому, что мы проходили его ночью без просмотра)))).
Часть "двушек-а" превратилась в "единички" и наоборот, но это, имхо, чистая зависимость от уровня воды.

Опять-таки, кое-где "проходы слева" заменились "проходами справа" и т.п. В общем, руководстоваться столь подробным описанием мелких препятствий оказалось в итоге неуместным, все желательно смотреть своими глазами.

На Вокшозере отличная стоянка с баней и пляжем есть и по правому берегу, только до нее надо хорошо погрести - но зато она по пути. И два хороших стойбища не только перед Роман-порогом, но и после (один - сразу, другой - через км примерно,
обе по левому берегу).
Впрочем, всего не перечислишь...

Не совсем, опять же, ясно с приливами-отливами. У Афиногенова прилив в час ночи (достигает кульминации в три ночи ?), у нас же в это время был самый отлив.
Приливы-отливы подкрадываются незаметно, так что лодки лучше затаскивать повыше на скалы. За одну дневку вы легко разберетесь с их графиком...

Предложенный нами маршрут от оз. Поньгома (с отличной здровенной поляной для стапелевки, заброска - с Кеми по лесовозной дороге, ~100 км, 2000 руб) исключает волоки, что существенно для детского похода, а так же предполагает хороший отдых на Белом море, при благоприятной погоде, и легкий отъезд на станцию Кузема (~10 км. на машине от деревни Поньгома). Реку никак нельзя назвать спортивной, но адреналинчик, тем не менее, обеспечен.

Вопреки опасениям, при средней и ниже воде лодки идут вполне сносно, хоть и шкрябаются (исключение - Таймени с "родной" шкурой и катамараны. На них лучше туда не ходить, снег башка попадет...).
На самом деле, я ожидала больше дыр, но все оказалось гораздо проще, несмотря на катастрофически низкий уровень. На шкуродерах главное - не разгоняться :)) Идти отрицаловкой.

Речка на порожках - мелкая, извилистая, фарватер мечется от берега к берегу, под водой тоже полно камней, которых иногда не видно и не слышно с воды - сюрпризы, типа. Но они почти все гладкие, облизываются. "Двушки" и "единички" смотрятся с воды, идутся сходу. При неудачном раскладе всегда можно вылезти и исправить ситуацию. У "двушек" много сливчиков, надо быть начеку.

"Трешки" крайне рекомендуется осмотреть.
На плесах достаточно глубоко, но при низкой воде опять-таки камни дают о себе знать в самых неожиданных местах....
Большая часть реки не требует наличия каски, кроме порогов со сливами. Детям - обязательно (пример: неожиданный киль матерого волка на пороге-"двушке", при этом из байды вывалился ребенок). Спасы - обязательно.

До острова можно добраться самостоятельно часа за два "лету" (максимум), но только при отсутствии ветра на море. Две оборудованных стоянки будут смотреть вам прямо в лицо.

Маршрут рассчитан на 2 недели с дорогой. У нас было 4 дневки.
Остальное - ходовые дни, от 4 до 10 часов. Могли пройти быстрее, но часто ждали кат - в результате прощелкали как минимум еще дневку.

Ни разу ничего не украли.

В общем, могу порекомендовать Поньгому как несложную шкурную речку с троечными элементами для детских походов и для чайников. Желательно - на поддувных лодках.

-------------------------------------------------------

*** - отрядная песня.

Кстати, великолепный романс.

Em H7 Em C Am6 H7 Em H7
Успокой меня глазами, успокой меня душой

Em D7 G A7 D7 G
И босыми встань ногами на сердечную мозоль

Dm6 E7 Am D7+3 D7 G
Боль доставь мне наслаждение исцарапай спину мне

E7 Am F#m-5 Em C Am H7 C /H /B
Мне явись как исцеление, светом будь в моем окне

F#7 H7 Em
Светом будь в моем окне

Обними меня глазами
Обними меня душой
Как пред строгими богами
Я перед тобой одной
Обними меня покрепче
Да прижми к своей груди
Мне так будет много легче
Позабыть и перейти

Поцелуй меня глазами
Поцелуй меня душой
Оборвать все нити сразу
Легче нежели по одной
Стебель жизни очень тонок
А не губи его шаля
Где-то там не спит ребенок
Так похожий на меня

C#7 F#m - и т.д. на тон выше

Успокой меня глазами
Успокой меня душой
И босыми встань ногами
Hа сердечную мозоль
Для меня ты ангел божий
Без тебя - такая муть
Мне скажи ты мой хороший
И еще чего-нибудь

H7 (вернулись в ми минор)