Маршрут р.Рессета – р.Жиздра

(Брянская – Калужская обл.)

Москва- г.Брянск - пл. 46 км - дер.Красное - дер.Рессета – дер.Хотьково – дер.Чернышено – Думиничи – Москва

28/04-6/05 2001

Курсор можно не читать, это больше для “внутреннего пользования”.

Автор: Ольга Плясова-Бакунина

Какие ждут нас испытанья

За нас решит сама река,

Нам не простит она незнанья

Какой бы смирной не была.

Неожидаемые трудности с билетами ( в подходящем поезде, только общий вагон, который при ближайшем рассмотрении оказался ещё и купейным). Поезд Москва – Брянск (доп.); отправление в 23.30, прибытие в Брянск в 5 утра. Все разместились в одном купе, даже умудрились поспать под могучий храп Геннадия.

Утром пассажиры торопливо покидали вагон, кто-то споткнулся об оставленное в коридоре “железо” от байды и в сердцах выдал: “Кто, блин, тут ЛЫЖИ разложил!” Эта фраза, произнесенная накануне майских праздников, в поезде Москва-Брянск, нас окончательно пробудила и заставила выгружаться.

На вокзале мы прозябали (от слова зябли) до 9.00 - время отправления “кукушки” до ст. Дудоровский. Машинист легко согласился притормозить, на мостике через речку. И всю дорогу мы волновались, просили граждан предупредить нас за ранее,- нам только до моста, не проехать бы (а то, у нас тут с собой 300 кг тротила, недобро пошутил Дима). Машинист не забыл, остановился точно на мосту. Было это примерно через два часа.

Речушка под ним, еще не Рессета, это – её небольшой приток р. Обельна. Место для стапеля там не очень удачное, “маловато будет”.

В 14.30 мы уже на воде. Река неширокая, метров 10, течение чувствуется. Выход в Рессету не определить, речушка затейливо петляет среди заливных лугов, берега заболоченны. Через час сплава можно встретить несколько островков твердой земли. На одном из них выходили размять ноги. В 18.00 углядев на левом берегу неплохое место для стоянки, решили дальше не плыть, не рисковать - и разбили лагерь. Это стоянка рядом с дер. Красное. До моста, примерно, еще час сплава. Но встать негде, кругом заливные луга.

Первая стоянка запомнилась диковатым не среднерусским пейзажем: мох, лишайники, низкорослые елочки и березки вокруг озерцов с талой водой. Палатки разбили ближе к берегу, на продуваемом месте, удивительно много комаров. А ближе к ночи стали носиться на “бреющем” полете огромные майские жуки.

Утром отплыли в 10 с копейками. Виктор с сыном на “Таймене-3”, Геннадий, Катерина и Никита на “Щуке” и мы, как обычно: Дима –капитан, Игорь –матрос, я – болтаюсь по середине, мучаю их советами и подгребаю иногда для “сугреву” и предания нашей лодке максимального ускорения. В этот день мы могли бы пройти побольше, но не успели отчалить, как начались проблемы со “Щукой”. То ли перекачали баллоны, то ли не правильно уложили вещи, но её завертело, закружило, было страшно шевельнуться. Димка предложил поменяться местами с Никитой, думая, что все дело в нем, и “предать лодке поступательное движение”. Никиту пересадили к нам, Димка пошел к ним в матросы. Но опять ничего не получилось, догадались слегка приспустить баллоны, но все напрасно, “Щуке” грозил оверкиль при каждом более-менее нормальном гребке. Катерина- истерически смеялась, Геннадий – грязно ругался, пытаясь хоть как -то управлять, Димка замер, стараясь не делать вообще никаких телодвижений.

Ребята упилили вперед и ждали нас у моста, мы же с Игорем плелись рядом с этой “неправильной” лодкой, готовые в любой момент прийти на помощь.

Река же закручивала причудливые петли, понемногу ускоряясь, среди изумрудной болотной зелени. К мосту подплыли часам к 12.

Взмокшего от напряжения Димку забрали обратно, теперь уже плачущую Катерину, долго уговаривали не обращать на Генкины нервные окрики внимания (под это дело была выпита моя “первая” заначка), неунывающего Кита пересадили к ребятам. Переложили вещи, обеспечив “Щуке”, максимально низкую посадку, и поплыли дальше.

В этот день дошли почти до дер. Рессета, около 6 часов вечера, справа по курсу в ельнике увидели огромный совершенно новый деревянный шатер над длиннющим столом с лавками. Мимо такой стоянки грешно было бы проплыть, тем более, что завтра ожидалась дневка. Здесь первый раз все купались, вода, особенно под вечер, оказалась удивительно нехолодной.

Вечер, да и пожалуй следующий день, были как всегда в походах, кризисно- переломные. Человек из одной жизни, попадает в другую, с новыми условиями, правилами, напрягами.

Так, что мы все очень много галдели, пили, успокаивали друг друга, обижались, объяснялись, болели, охотились на гадюк, а некоторые даже их жрали. И опять пили, пели, поздравляли Катерину с Днем рождения, танцевали на столе - в общем “праздник удался”.

2 мая.

Утром , примерно, за 1 час доплыли до дер. Рессеты. Ориентиром служит витиеватый железный крест на левом берегу, прямо над рекой. Бедная, полупустая деревня. Попетляв, по старой памяти, заломив несколько крутых поворотов, река входит в более высокие берега. Уже гораздо чаще чем раньше тянутся по берегам, в основном дубравы, иногда попадаются и крутые сосновые откосы и светлые берёзовые перелески. И практически на всем протяжении реки, только потянет ветерком, и дыхнёт нежным ароматом цветущей черемухи.

Много рыбатских заколов, все проходимы, бревна поперек реки, с узким проходом под берегом. Довольно приличное течение.

Мост у Дудоровского проплыли около трёх часов дня, практически сразу, после “перекуса”. Минут через 30 причалили, что бы размяться и обратили внимание, что как то потемнело и похолод, и судя по всему, надвигается гроза. Не успели встать на воду, как налетел, захлестнул, очень сильный ветер. Поднялись волны, быстрое течение подгоняет сзади, а ему навстречу ветер – не поднять головы – с трудом выгребаем. Мы замыкающие, пытаясь ещё выловить, слетевшую Игореву бейсболку, чуть приотстали. Вдруг видим, “Щука” уже лежит кверху днищем и Катюха барахтается в волнах. Припустили к ним на подмогу. В этом месте, на их счастье, был и клочок не очень пологой, но твердой земли и река не широкая, так, что когда мы подплыли, то Геннадий уже и лодку притянул к берегу, и дрожащая Катерина уже стояла на земле, судорожно сжимая весло, как наивысшую драгоценность.

Шкипер скомандывал плыть за Виктором. Мы припустили изо всех возможных сил. Наконец догнали ребят, они заподозрив неладное , причалили и ждали нас. Разгрузив байду, Виктор с Димой поплыли обратно. Игорь, я и мальчишки – разводим костер, готовим чай. Минут через 20 вернулись все вместе. Геннадий с Катюхой сумели самостоятельно перевернуть “Щуку” и уже отплывали, когда подошла помощь. Плавцов переодели,, напоили чаем с водкой (моя вторая “заначка”), Катерину поздравили с “боевым крещением”.

В этот вечер остановились на самом первом подходящем месте. Справа, высокий песчаный берег, наверху – сосны. В общем неплохая стоянка, приблизительно в районе Коммуны –Рессеты.

3 мая.

Утром быстро собрались и вышли в 10.00. Река уже четко вошла в берега, течение хорошее, в воде встречаются коряги, мели, но все это легко проходимо. Через 1 час сплава высоковольтная линия. Много классных стоянок – песчаные отмели, высокие берега, дубовые рощи, сосны – на любой вкус.

Около часа дня подплыли к дер. Хотьково. Ориентиром служат бетонные плиты и металлическая труба по левому берегу. Можно встать здесь, а можно и проплыть за излучину. В Хотьково приличный магазин, закупили все необходимое.

После Хотьково река становиться еще шире (метров 20-30), но течение попрежднему хорошее, русло спремляется.

До впадения в р.Жиздру доплыли за 1,5 час. Вскоре вытянулось вдоль левого берега сел. Чернышено. Река сделалась еще шире, вдоль деревни плыли неспеша, можно сказать, отпустив байды “на волю волн”. Деревня большая, проплывали мин.40 -50. Как только закончились признаки человеческого жилья, не доплыв с полкилометра до строящегося моста, на правом берегу увидели большую песчаную косу. В глубине – заросли черемухи, сосновый лесок. Вышли посмотреть и поняли – вот она земля обетованная. Воздух пропитан черемухой и весенней свежестью, сосенки навострили рыжеватые побеги, травка зеленеет, солнышко припекает. Полянка – чудо. Решили – остаёмся. И остались аж на целых 2 днёвки, решив не плыть до Дретова, не искушать судьбу стоянием на мосту, в ожидании попутки. Из Чернышено ведь тоже можно уехать. Отвисали там 2 дня. Загорали, купались, переправлялись на другой берег и ходили в деревню за пивом.

5 мая, несмотря на наши опасения (суббота, праздничные дни), договорились с водителем старенького автобуса-ЗИЛ, доставить нас на следующий день в Думиничи. (Административное здание (ул. Ленина,….- найти легко. Но водитель автобуса неместный, калужанин, возит строителей моста.), там же в конторе узнали расписание поездов.

С вечера переправились на правый “деревенский” берег. Сложили байды и вещи.

В 7 утра “карета” была подана. Меньше чем за час доехали до Думиничей по растоптанной грунтовой дороге, проложенной через болотистые сумрачные леса. Заплатили – 300 руб. (Я сговаривалась на 100).

Думиничи похожи на старинный подмосковный дачный поселок. Ухоженный, крохотный вокзальчик. Кассир появляется по расписанию, перед прибытием поезда, или электрички. До Москвы всего два поезда: Хмельницкий-Москва (№129? 9.30; ежед.) и Одесса – Москва в 15 часов, (только по четн.). Но электрички до Сухиничей, крупная узловая станция, ходят часто. От туда или до Калуги, или до Москвы.

Билеты нам достались только в купейном вагоне ( 200 руб.), в двух разных. Мы рассредоточили вещи по платформе. Но когда поезд подъехал, двери 9 вагона нам никто не открыл, а через 2 мин. вагончик тронулся, а мы на перроне остались. И если бы Бамбино (Виктор), матеря на чём свет стоит всю “самостийну Хохляндию” не дернул стоп-кран, куковать бы нам на вокзале. Закидали вещи в ближайший открытый вагон. Потом дикие, темные от загара, или от грязи, нечесаные, и небритые дядьки и тетьки, а так же их дети бегали по вагонам перетаскивая неимоверных размеров вещи, торчали у туалета. Забившись в одно купе горланили песни, распивали спиртные напитки и жрали ножом из консервных банок кильку и шпроты.

И почему- то было ужасно здорово,и как всегда немного грустно.

В 14.00 прибыли в Москве, а через 30 мин. разбежались по домам.

Расписание электрички Брянск-Дударёво Тел. на железнодорожном вокзале: 8-08322-2-10-20

9.00 пон.,вт,ср,суб.,воскр.

20.40 ср.чет.пятн,суб. воскр. В пути 3.5 часа.

Автобус из Чернышено до Думиничей ходит 3 дня в неделю (пон., среда, четв. (пятница?). Можно узнать точнее позвонив на автобазу в Думиничи. Справочная в Думиничах: 8-08447-91222.

Реклама: Если вы хотите купить квартиру в москве.