>

«ИНТЕРРАЛЛИ БЕЛАЯ 2002»

(воросы, ответы и околоспортивные наблюдения)

 

Геннадий Рыжов, капитан команды «БАСК - Рязань» (г. Рязань).

(К сожалению, не уточнил спортивных званий и статуса Г. Рыжова в команде, но на всякий случай пишу «капитан». Сам себя он назвал, кажется, представителем, не помню, в этот момент диктофон ещё не включил. Курсивы далее – мои примечания. Сергей  Шинкарёв)

 

Ш. Сколько лет участвуете в «Интерралли»?

Г. Р. В Интерралли мы участвовали впервые в 1991 году. 

Ш. Общий соревновательный стаж?

Г. Р. Всего в соревнованиях водников? 15 лет.

Ш. Состязания на реке Белой меняются в худшую или в лучшую сторону?

Г. Р. Если по организации, то сказать трудно. Мне кажется – в худшую. Да и по участию тоже. Когда мы в 91-ом приехали на «Интерралли», то команд и участников здесь было невообразимо много, я даже не могу назвать точное число, но только из Москвы, например, пять команд было, Питер, Рязань и так далее... Было очень много команд.

Ш. В каком году был сильнейший состав спортсменов на «Интерралли»?

Г. Р. Ну, на моей памяти, в 98-ом или 99-ом, хотя 91 год тоже собрал сильные команды, потом был спад некоторый,  а вот соревнования 98-99 собрали действительно «цвет нации».

Ш. Можно ли говорить об оттоке спортсменов из рафтинга и водного туризма в каякинг?

Г. Р. Нет. Как такового оттока нет. Скорее меняются приоритеты. Кому-то становится неинтересно в рафтинге - он переходит в каякинг, кто-то меняет сферу деятельности вообще. Но, во всяком случае, примеры есть – перехода именно из рафтинга в каякинг. Давыдов, например, Селезнёв, однако как такового оттока я не наблюдаю. Ещё пошла волна тех ребят, которые сразу сели в каяк. Они рафтингом вообще не занимались. Это просто две разные вещи – как сноуборд и лыжи.

Ш. Сегодня ваша команда была второй на дистанции после «Нева-Тур». Каковы причины их лидерства?

Г. Р. Первая – эти ребята с огромным опытом. Ведь они уже пять раз участвовали в чемпионатах мира. В нынешнем году у них поменялся состав, но костяк остался. А пять чемпионатов мира – цифра очень красноречивая. То, что они были на чемпионатах мира четвёртыми, вторыми и первыми подтверждает, что «Нева» - это элита мирового рафтинга. Ребята на своём месте. Их опыт - огромное дело. Второе – они чётко «читают» воду. И используют это на сто процентов.

Ш. Действительно ли существует сегодня в России питерская школа рафтинга?

Г. Р. Да. Можно уверенно сказать, что питерская школа рафтинга уже есть и она доминирующая. Она доказала свою жизнеспособность. На мировом уровне ребята не выпадают практически пять-шесть лет. С ними очень считаются. Я участвовал в Чемпионате Европы, в Праге, в 99-ом году, и видел - «Неву» очень уважают. Знают их возможности.

Ш. Поговорим о шансах вашей команды – реально для «БАСК-Рязань» участие в европейском или мировом чемпионатах?

Г. Р. Да. Мы надеемся и мы стараемся. А как получится – трудно прогнозировать.

Ш. Кто ближайшие соперники сегодня, кроме «Нева-Тур»?

Г. Р.  На данный момент сложилась такая ситуация в России. Есть европейский рафтинг, то есть до Урала. Москва, Питер и Рязань - эти три команды на данный момент сильнейшие в европейской России. Сейчас активно развивается сибирский рафтинг с центром в Горно-Алтайске. Там есть несколько команд, которые стараются набрать форму. Как у них получится, и что из этого выйдет…, посмотрим. У них богатый опыт хождения по большим рекам. Я их видел год назад. Срок немалый, и, как они выглядят на данный момент, сложно сказать.

Ш. Однако не будем забывать, что Мзымта, где запланирован финал – малорасходная река.

Г. Р. Да.  В том году мы на Катуни встречались с алтайскими командами. До последнего дня были там на втором месте. И проиграли длинную гонку. Ошибка у нас была именно из-за большой воды. В какой-то момент неверно «прочитали» и проиграли. Разыгрывалось две путёвки, одна в Америку – чемпионат мира, и другая по линии «Кэмэл» - в Африку. Горно-алтайская команда поехала в Замбию. Вода там была очень большая. Они заняли 14 место.

Ш. Вернёмся в Адыгею. Как вы считаете – соревнования «Интерралли Белая» должны жить?

Г. Р. Да.  Это хорошая река, хорошие условия для гонок и отличный полигон вообще для испытаний каких-то. Нужно, на мой взгляд, больше организации и больше интереса. С 91 года мы пропустили лишь одну весну на Белой. Видимо, можем сравнивать. Когда люди этим действительно занимаются, когда больше уделяется внимания организации, делается максимум и для спортсменов, для зрителей - дело будет жить. На данный момент водный туризм приходит в какой-то упадок по стране. Это видно и по Лосеву. Меньше команд стало. Но, тем не менее, около 20-ти команд набирается. Иногда больше. Только делается всё как-то по старинке. Может  мало денег вкладывается. Что-то такое… не привлекает людей. Вероятно, стоит активней заниматься рассылкой материалов, информировать - что-то с этим связано. Наверное, больше с финансированием, в этом  проблема. И, мне кажется, всё идёт от туристско-спортивного союза. Начальству или ничего не хочется делать, или они уже изработались.

 

Пётр Карьянов, мастер спорта СССР, трехкратный чемпион СССР, двукратный серебряный призёр страны по водному туризму.

(Интервью записано по окончании соревнований  «Интерралли Белая 2002»)

 

Ш. Сколько лет Вы главный судья соревнований на Белой?

П. К. Думаю, что лет 19.

Ш. Насколько удались соревнования в этом году?

П. К. В организационном плане считаю, что одни из лучших, за все мои годы. Огромная заслуга Госкомитета по спорту и туризму республики Адыгея. Сменился председатель и дела резко пошли в нужном направлении. А что касается количества команд, то с каждым годом их становится всё меньше. Видимо есть объективные причины. Сейчас у нас 32 экипажа всего-навсего, полных четыре команды.

Ш. Не считаете ли Вы, что модному понятию «промоушн» нужно уделять больше внимания?

П. К. Безусловно. Конечно, конечно.

Ш. Ситуация с финансированием изменилась?

П. К. Нет. С централизованным финансированием она ухудшилась. Все расходы взяла на себя республика Адыгея из своего крошечного бюджета и из других источников, в какой-то надежде, что когда-то она получит возмещение из Москвы. В календарном плане мы стоим и финансирование открыто. Все бумаги подписаны, а денег, как всегда, нет.

Ш. До последнего момента оставалась неясной ситуация с рафтингом. Кто виноват в путанице, которая возникла в последние недели перед соревнованиями?

П. К. Этот вопрос лучше задать президенту федерации рафтинга. Я держал с ним тесный контакт и знаю, что у него были сложности с утверждением этого положения в Госкомспорте. Там активное неприятие этого вида, как самостоятельного. Видимо, туристско-спортивный союз России не последнюю роль там играет. Он получил печать на своём положении буквально за день до отъезда. Именно поэтому он его не публиковал.

Ш. В связи с трагедией 2000 года изменилась организация спасработ, были внесены коррективы в работу?

П. К. Нет. Идеология спасательных работ не изменилась. Мы считаем, что здесь дело не в идеологии. Разбор прошёл очень тщательный этого несчастного случая. В разборе участвовали ведущие водники страны. Были подключены очень мощные технические средства для выяснения причин. Причины выяснены, установлены, они никак не связаны с неудачной идеологией страховки. Версий много, в том числе и в Интернете. К слову, лично я, когда его включаю, порцию виртуального адреналина получаю на неделю. На самом деле - это доказанный факт - мы имеем несчастный случай, связанный с ничтожным объёмом спасательного жилета и с физической усталостью спортсмена, который прошёл всю дистанцию и в конце получил 2 порога. Мы считаем, что это неправильная постановка в рафте, но у них свои коврижки. Они говорят, что на чемпионате мира ещё сложнее и труднее. И они берут с людей подписку где, открытым текстом, участник пишет, что в моей смерти прошу винить «клаву». А что касается конкретно спасработ, то была проведена работа по укреплению мастерства спасателей, многочисленные тренировки и так далее. А сама  идеология, то есть 4 метательных конца на четырёх спортсменов, не изменилась.

Ш. Вернёмся к рафтингу. Считаете ли оправданным финал чемпионата России проводить на Мзымте?

П. К. Нет. Моё мнение как водника, с многолетним стажем, что это всё как-то для галочки. Это, вот, как Мста, прошлогодний отбор. Финал можно было бы поменять местами - Мзымту и Белую. То есть сделать отбор на Мзымте, а сильнейшего объявить на Белой. Но опять же это – в чужой огород со своими уставами…

Ш. Водный туризм, рафтинг и каякинг в какой-то мере конкурируют в последнее время. Туризм всё же останется?

П. К. А я особенно не считаю, что интересы пересекаются. Скажем, каякинг -  представитель, так сказать, просто экстремального направления в нашем деле, рафтинг – это более коммерческое направление, а бродяги-туристы, как были они бессребреники, так они и останутся. Другое дело, что какие-то глубинные процессы, на мой взгляд, в обществе происходят. Падает интерес к этим вещам. То ли людей заедает коммерция, то ли жизнь не позволяет.

Ш. «Интерралли» более 20 лет существует?

П. К. 24-ый год.

Ш. Не случится так, что в следующем году соревнований не станет?

П. К. Нет. Они будут. Другое дело, насколько мощным будет представительство. Хотим в этом направлении изменить положение к лучшему. Это как раз о рекламной компании. Начнём её, буквально закончив эти состязания. Уже начнем рекламу следующих соревнований. Если мы с Москвой не договоримся о том, что бы положения выходили в срок и о прочих важных деталях – значит, выйдем из-под центральной федерации и проведём открытый кубок Адыгеи или краевые открытые соревнования. Класс порогов от этого не изменится. Однако, вообще говоря, опасения насчёт будущего определённые есть. Представительство уменьшается, уменьшается и уменьшается.

 

Сергей Петров, чемпион мира по рафтингу 2000 года, руководитель команды «Нева-Тур» (г. Санкт-Петербург).

(Разговор состоялся вечером, 4 мая. Соревнования по технике водного туризма, то, что собственно и называется «Интерралли Белая», уже закончились. Спортсмены и зрители разъехались. Остались две команды и организаторы европейского отбора Чемпионата России по рафтингу.)

 

Ш. Ваше мнение о соревнованиях?

С. П. Именно об «Интерралли»  или о том, что происходит сейчас?

Ш. О том, что происходит сейчас.

С. П. Это соревнования не в рамках «Интерралли», я так понимаю, это соревнования именно по рафтингу. Этап отбора, так вроде было заявлено, но впечатления удручающие.  Из планировавшихся минимально пяти или шести  команд приехало всего две. И среди этих двух команд происходит отбор на финал. Часть отбора планируется проводить ещё и на Мзымте. Не радует такая организация. Почему и для чего – не понятно.

 

Что сказано, то сказано. Мне добавить по сути совершенно нечего, да и желания нет. Поэтому сообщу лишь о некоторых внесоревновательных моментах. Сначала о плохом. Кажется, впервые в Гузерипле наблюдалось крупномасштабное воровство. Сразу в одну ночь у нескольких команд украли кучу снаряжения. Начиная с посуды, заканчивая средствами сплава. Спасжилеты, обувь, каски, вёсла и даже новенькая двухместная игровая лодочка питерцев пропали бесследно. Шума, как обычно, поднимать не стали. Грустно. Ещё - народ стал больше пить – один известный водник по этому поводу заметил: «Знаешь, старик, хорошо, что ты приехал с опозданием и не видел, что творилось здесь в начале. Я себе уже сказал – всё, больше на этой поляне мне делать нечего».

Теперь о хорошем. Еду по дороге и раздумываю – чего бы экстремального поснимать? Топорики совершенно не тянут на зрелище. Скука. Гляжу – бредёт в районе Топоров одинокий каякер. А недалече стоит автобус с хорошо различимой символикой «ABV». Спрашиваю – уважаемый одинокий каякер, нет ли желания в Топоры запереться? Он говорит – ага, именно туда и собираюсь, только морковочку не посоветуете где взять? Я ему с готовностью – да вот же, у нас, здесь она, только попросите. Тут у собеседника в глазах нездешний, драконовский огонь полыхнул и в небесах немного громыхнуло. Чу, думаю, неужто киборг? А он и спрашивает – ты кто? Шинкарёв – отвечаю. А я – говорит – Торпеда. Нашли, вобщем, друг друга. Я, счастливый, начал по берегу метаться, оператора за помочи держать, чтоб он в речку не свалился. А Торпеда тем временем в пластик обулся и занырнул. Прошёл исключительно чисто. Водичка не успела его зацепить - растерялась. Глядя на Старшего Товарища, четверо его перцев сели в большую резиновую лодку, попросили считать их рафтерами и ухнули туда же. И так же чисто. Учитывая, что верёвка была одна на всех, киляться им не следовало. Так они и поступили. А телевизионщикам, конечно, хотелось большего, поэтому мы прямо, по товарищески, ехидно и вкрадчиво сказали – ну, теперь можно и в Киши. Прямоту оценили, не послали и перенесли Киши на завтра. Вечером, за ужином, Торпеда объяснил, что ребятки на рафте – практически дебютанты. Серьёзные засады ещё не ходили. И в Топоры первый раз прыгнули. Удачно. Рафты там ходят с трудом. Сам Старший Товарищ тоже, кстати, веслом махал после годичного перерыва. Это всё заграница нас губит – глубокомысленно отметил я. Незаметно, за пивом, обсудили будущее российскогоээээкстрима, по моему, и подытожили так. Я сказал, что необходимо думать о зрителе, и меня всякая там правильная гребля не  волнует, а главное – красивый кадр. А Торпеда сказал, что ему мой красивый кадр до лампочки, и главное – ходить грамотно и самому в кайф. Или наоборот мы сказали. Пиво пили. Не помню. На следующий день терпели телевизионщики невыносимые мытарства, наблюдая рафтёров на воде минус первой категории и ждали продолжения банкета. Однако Киши не состоялись по причине резкого ухудшения погоды – оно, видимо, и к лучшему.

И ещё – нельзя не отметить, что в этот раз на «Интерралли» побывал сам Сергей Папуш, известный как «отец российского слалома». Вместе с ещё одним отцом-основателем, Николаем Дерикочмой, они были замечены в общественных местах, вероятно, за обменом историческим опытом. Каюсь, прозевал их встречу. Очень жаль. Не могу сказать, удались ли соревнования, но для меня «Интерралли» пока остаётся главным событием года. В июне серьёзно присмотримся к Мзымте – может быть, приоритеты изменятся. «Всё возможно  и все правы».



ФОТКИ:

Нева-Тур:
"Торпеда" сигает в Топоры:
АБВ-шники дебютируют в Топорах:
БАСК-Рязань:
Разное:

 

Сергей Шинкарёв

7.05.2002.




   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |