Сывтуга 2005

Сходили весной 2005 года на Сывтугу… прикольно получилось.

6 мая 2005 года

Отъезд тринадцати мужиков на поезде № 316, в 22.27, до ст. Плесецкая, Сев.ж.д.

7 мая 2005 года

Прибыли в 15.40. Погрузились в зафрактованный ПАЗик, и поехали в сторону Сывтозера. Ехали долго, до 20.00 – 21.00. Прошли по лежневке 1,5 – 2,0 км. Заночевали прям на лежневке.

8 мая 2005 года

День пеших прогулок и сборки катамаранов. После обеда пытались найти дорогу к озеру. Кругом одни болота. Предполагаемый путь нашли только к вечеру. Потеряли полдня.

9 мая 2005 года

От места выгрузки надо идти по лежневке до явной развилки. Нам по правой. Дальше мост через первый ручей. 500-700 метров от выгрузки. Потом еще 500-800 метров и второй мост над ручьем. Это наш. Здесь стапель. Далее по ручью до болота, это примерно 500-800 метров. Направление запад, северо-запад. Далее форсирование этого болота, т.е. волок собранных катамаранов с вещами по болоту. Болото держит, но на всякий случай, все в спасжилетах. Идти по болоту 1500-2000 метров. Дальше струечка через лес выводит еще через 1,0-1,5 км к протоке Шардозерка, между озерами, Шардозером и Сывтозером., в начале струечки лежит старая моторка.

Потом по Шардозерке, 1,5 – 2 км до Сывтозера. Оно подо льдом, закраин нет. Вышли на лед озера и точно на север пошли по льду. Передняя пара катамаран тащит, как бурлаки, на веревочках, задние – за упоры. Все в спасжилетах и гидрах, два неопрена а двое в резиновых штанах. Лед держит хорошо. Шли ровно 2 часа, с парой остановок по 3-5 минут. Выходную струю Сывтуги видно издалека. Прошли по ней по заболоченному, сильно подтопленному лесу 40-50 минут и вышли к избушке рыбаков. Хозяин, Дмитрий, очень удивился столь раннему появлению туристов, но встретил очень радушно. Пообедали и пошли дальше. Через 1-1,5 часа хода впали в озерное расширение. Побродили по озеру, нашли выходную струечку, и шли до места, где можно заночевать, еще 1-1,5 часа. Увидели с ПБ тропку на горке, и тут же к ней причалили. Как оказалось – правильно, далее сплошь затопленный лес. ЧХВ – 8-9 часов.

Вечером празднование дня Победы с парадами и салютами….

10 мая 2005 года

Привет с Большого Бодуна…. Но в 9.04 – уже вышли в реку. Далее – залитый лес и завалы. Но завалы не очень сложные, 2-4 бревна, через 300-800 метров между ними. Нет отчаянных сибирских заломов на километры в длину и метры в толщину. Все идется, либо напрямик, либо через затопленный лес. Топор, естественно, лежал сверху, и очень даже пригодился.

Шли целый день, с двухчасовым перекусом. ЧХВ – 7,5 - 8 часов. Встали на ПБ, после того как оформились берега, пошли первые шиверки. Прошли вперед, нашли оборудованную стоянку. Время 19.00. Как оказалось до Чертового Ущелья – 8 минут по берегу.  Очень удачно.  Ущелье действительно очень похоже на ущелье, 3-4-5 метровые скальные стенки и нехилое струячево между ними. Падение 6-7-8 метров, длина – 500-700 метров. Валы, валики, навал то на ПБ, то на ЛБ, бочечки, бочки, бочажищи. Но все проносное, при хорошей скорости и расходе 20-30 кубов. Карелия - блин!!!! Саянская четверка!!!!!!! Или слабая пять, с учетом ледяных закраин, бревен в русле и длины всего препятствия, до первых чалок, 1500 -2000 метров.

Вдоль ущелья хорошо набитая тропа. В самом ущелье два бревна, одно наше. Не трогай лихо, пока оно тихо! Хотелось зайти чисто! Хорошо хоть легло по потоку… Второе поперек реки, но на выходе. Обходится легко.

11 мая 2005 года

Утром обнесли вещи и одну двойку на страховку, и по очереди в 10.40 и 11.20 стартовали в Ущелье.

Вставило всем!!!!!! Полет!!!! Ущелье шли 4,5 минуты. Сложности на входе и около дерева в пороге.

Погода холодная, северная. Воздух +5°С - + 8°С, вода +2°С, ночью – минус, ветер, дождик, иногда – негреющее солнце… В лесу снег, в воде иногда лед.

В 12.00-12.20 закончили прохождение Чертова Ущелья. Пообедали и пошли дальше, к Переломам. Дошли до них в 18.10-18.40. Разведка причалила на ЛБ, за 100 метров до порога, остальных остановили на ПБ, за 400-500 метров.

Издалека услышали грозный гул порога, дальше вода кончилась, небо, елки и лишь из-за перелома воды, взлетают фонтаны белой пены.

На ПБ, над самым порогом, оборудованная стоянка. Перечалились. Разбили лагерь. Осмотрелись, начали носить суда. ЧХВ за день – 4-5 часов.

12 мая 2005 года

День порогов. Четыре ступени переломов, Мельница и Падун за один день.

Переломы в нашу воду – хорошая пять, входная ступень – слабая шесть. Если положит в первой ступени, последствия самые неприятные. Для простоты обозвали ступени Переломов банально. Соответственно:

- 1-я ступень, «ПП» - по аналогии с Б.Лабой, - водоскат через всю реку, с падением 5-6 метров, на длине 20-30 метров. Белое поле из сливов, бочек, бочечек, бочажищ, фонтанов, петухов и султанов. Все это не слабо пульсирует, под грозный гул порога…. Месиво воды упирается в скалу, раздваивая поток. Меньшая часть потока крутится в пенном котле, слева от скалы, большая часть потока, хорошей струей устремляется к следующей ступени, через 150-200 метров.

- 2-я ступень, «Прыжок» - на входе большой петух с ПБ, на полреки, высотой больше метра, с ЛБ вода падает с камня, высотой 1-1,5 метра, тоже на пол реки. Прыгать по любому, либо вверх, либо вниз… Проносная мощная ступень, шириной 8-10 метров, при падении 2-3-4 метра на длине 30-50 метров. Берега скальные стенки – 2-3-4 метра. Скорость реки огромная. Через 100-150 метров 3-я ступень.

- 3-я ступень, «Косой» - поток шириной 8-10 метров, раздваивается и падает двумя, примерно равными струями, от ЛБ и от ПБ, под острым углом друг к другу, вниз в пенную яму. Падение воды 2.0  -3.0 метра, на длине  10-20 метров. Очень опасно. Любой заход, чреват заходом в косой вал левым или правым бортом. Через 100-150- метров, с ПБ, маленькое улово, на один баллон катамарана, и через 5-10 метров слив в 4-ю ступень Перелома.

- 4-я ступень, «Труба» - узость в скалах и язык воды бросает от борта к борту, наваливая то на ПБ, то на ЛБ. Падение 2-3 метра на длине 20-25 метров. Далее быстроток в высоких берегах. Причалить – проблемы.

Длина всего препятствия 1000-1500 метров, падение 15-20 метров, т.е. примерно 15-20 м/км, при расходе под 30 кубов – ни фига себе, Карелия! Это скорее Саяны/Алтай!

Берега Переломов – скальные, каньонного типа, по 5-6-8 метров. Все хорошо смотрится. Тропа, наверху, хорошо набита. После нас – просека, для обноса машин.

Все утро таскали вещи, ставили съемку, страховку. Первый катамаран обнесли за «ПП», остальные положили выше «Трубы». Там же положили вещи. Собирались зачалиться, первым судном, после «Косого», для вязки вещей. Остальные суда готовились стартовать с вещами в «Трубу»… Как говорится – три раза ХА – ХА…

В 11.20, по тюленьи, стартовали в выходную струю «ПП», 15 секунд и вот он, «Прыжок». Заход из под ЛБ, по краю петуха – удачно, далее все по центру, тем более, что вода стремится в центр струи. «Косой» пробили на большой скорости. Дальше не хватило сил на чалке, и на малой скорости свалились в «Трубу». Нас буквально размазало по скале ПБ, открен судна, «сухая» гребля по каменной стенке и вырвались. Полсекунды до киля…

Зачалились через 400-500 метров. Отдышались, пошли за вещами. Встали на страховку остальных судов.

Первая двойка прошла «Трубу» оставив там весло. Догнали, отдали свою запаску, зачалились еще через 400-500 метров, полетали… Весло потеряли. Все остальные суда сильно наваливало на ПБ. После Переломов собрались, пообщались и в 12.00-12.40 пошли дальше. Через 1.5-2.0 ЧХВ подошли к «Мельнице». Ее видно издалека, еще раньше слышно.

«Мельница» - каньончик в невысоких каменных берегах, длиной 150-200 метров с падением 5-6 метров. Прямая труба, проносное, но очень мощное препятствие. Далее быстроток, остров и расширение реки перед последним порогом реки – Падун. По ПБ брошенная деревня с таким же названием.

Падун – косая каменная ступенька, понижающаяся от ПБ к ЛБ. Под ПБ вода падает вертикально с высоты 5-6 метров. Дальше, к ЛБ, высота ступеньки падает до 2-3 метров, но количество воды, падающей с нее, растет.

Ходить такие пороги, наверное, можно и нужно, но у нас кончалось время на детальную обработку порога. С ходу такие препятствия лучше не брать. Пожалейте хотя бы суда…

Совместили перекус с обносом по ПБ и в 16.00-16.20 пошли дальше, вниз, вниз, вниз… В цивилизацию, в люди. Шли до 20.00-20.20. 4 часа ЧХВ.

13 мая 2005 года

День выхода – струя кончилась, немного бревен, целый день дождь. 10-11 часов ЧХВ. Встали в 22.20, основная группа пришла в 23.30…

14 мая 2005 года

Второй день выхода с реки. Вышли в 10.10. Через 45 минут стрелка Кожи и Сывтуги. Катер на ЛБ Кожи. Постояли, пообщались. До поселка Усть-Кожа – 12 км, до поселка Порог, где выход к ж.д. еще 36. Дальше полетели как реактивные. До Усть-Кожи долетели за час. В поселке облом с катером, но хорошо с пивом, водкой, колбасой, хлебом и др. прелестями цивилизации, кроме транспорта. Перекусили и бегом до Порога, уже по славной речке Онега, метров 300-500 шириной. Ветер в морду. До Порога шли 5-6 часов. Течение 5-5.5 км/час. В 19.00-19.30 конец похода. 7-8 ЧХВ.

Далее разбор судов, погрузка в местную подоспевшую «буханку». Ей пришлось два раза ездить на станцию. Станция - Вонгуда Сев.ж.д. Далее везде. Все поезда – ночью, все три…

15 мая 2005 года

две двойки, объемом 1,2 и 1,4 тонны

Люди: четверо «спортсменов» - возраст 40-50 лет

Просто мужики, охотники, рыбаки – возраст 30-50 лет

Половодье, снег, лед, ветер, ледяные дожди, минус ночью, легкий плюс днем – это не для слабых духом и телом….