Суна 2003 Дневник

Авторы: Наталья Филаретова, Александр Губкин Е-mail: gubkin_alexandr@mail.ru

Записи велись во время похода. Редактирование – июль 2004.
По сравнению с прошлогодним походом по Керети (Дневник по Керети 2002 в текстах Хронов) мы модернизировали наше снаряжение и Щуку2. Состав экспедиции остался прежним: Наташенька Филаретова; Александр Губкин, автор сих строк; Байдарка «Щука 2». Маршрут: Средняя Карелия Ст. Брусничная - оз. Суккозеро - р. Суккозерка -оз. Гимольское - Суна - Гирвас Сроки проведения мероприятия: 3 августа - 17 августа 2003 г. Используемые материалы: Все в Internet.
3 августа (воскресенье) 1 день Приехали на Ладожский вокзал. Поезд С.Петербург - Костамукша. Фотка: "Наркомовские 100гр. перед боем." Мы погрузились в поезд без проблем и неспеша поехали мимо знакомых мест. Погода солнечная, теплая. 4 августа (понедельник) 2 день Поезд опоздал на 2 часа и мы прибыли на станцию Брусничная в 8ч.25мин. Назвать это станцией сложно. Нет даже какого-либо подобия платформы. Просто разъезд. Погода солнечная. Мужик (местный), с которым я разговорился на предыдущей остановке, где поезд долго стоял, и который также выходил в Брусничной, схватил мою байду (это упаковка кг. 10-12) и со словами "Нам туда!" поволок байду по путям вперед. Нам ничего не оставалось как взвалить рюкзачки и следовать за ним. Действительно, метров через 200 направо, не доходя моста, есть выход к озеру и поляна. Там мы и расположились на стапель. Из нашего поезда вылезла команда, но они сразу рванули в лес к озеру. По-видимому, там есть еще подходы. Как позже выяснилось они на кате 4-ке. Что делать на Суне на таком танке? Наш знакомец побалагурил и удалился, а мы занялись делами. Много времени ушло на изготовление швертов. Наконец нужная конструкция была найдена. Также размышляли над компановкой лодки. На Керети в прошлом году это представляло большую проблему. Учитывая опыт мы сменили спальники и палатку на более компактные. Компановка лодки приводится в Приложении, а вид со швертами здесь. В 14ч. отплыли. Идти напрямик через озеро на Щуке мы не рискнули. Дул свежий ветерок. Но с кормовым швертом лодка стояла на курсе как Таймешка, а боковые стабилизировали на волне. И тут нас застала первая гроза. Пришлось высадится на крохотный островок с несколькими соснами. Молния сверкала прямо над нашими головами. Зрелище впечатляющее. Отметив это событие поплыли дальше. Через некоторое время нас застала еще одна гроза. В этот раз мы пережидали ее в лесу. В 19ч нашли стоянку на мысу неподалеку от входа в Суккозерку (как мы определили по карте). Выглянуло вечернее солнышко и мы ужинали и пили в том числе и чай. 5 августа (вторник) 3 день Собирались и вышли в 13ч15мин. Погода отличная: солнце, жарко. Бортовые шверты не ставили. Кормовой решили оставить: с ним управляемость лодки очень хорошая, как у Таймешки. На входе в Суккозерку перекат и разрушенная плотина. Смело проходим, садимся в одном месте на камень, отпихиваемся ногами. На Щуке по таким местам ходить без проблем. В 14ч. 15мин. выплываем в тихую речку с болотистыми берегами. Встретили группу из Тамбова на таймешках. Они стояли в болоте и клеились после первых препятствий. При выходе из оз. Колми переката не обнаружили. Сразу два порожка. Вот первый и второй. А в 16ч. 50мин. пор. Нежданный. Погода жаркая, купались, пили кофе, который готовим в маленькой турку на костре. Отплыли в 19ч. 30мин. В 20ч 00мин. вошли в Торосозеро и в заливе выбросили компас. В 20ч.30мин подошли к порогу с мостом на входе в Гимольское озеро. Прокатились по порожку и двинулись по Гимольскому озеру. Обогнули островок слева и в 21ч.30мин. встали на левом берегу в огромных камнях. 6 августа (среда) 4 день (дневка) Проснулись не рано - погода пасмурная. Позавтракали, собрались грузить лодку и тут пошел мелкий дождь. Решили переждать под деревом. Накрыли вещи, сидим, ждем у моря погоды. Посидели и решили сварить кофейку. Поставили тент и попили кофейку. Еще посидели. Решили устроить дневку. Собрали ягод и сварили кисель. Сделали к палатке растяжки, которые отсутствовали. Дождь шел ровно сутки. 7 августа (четверг) 5 день Дождь шел до 14 часов. Вышли в 17 часов и прошли до конца острова Денга. Встали в 18.45. А это наша лодка снаряженная для прохождения озера 8 августа (пятница) 6 день Отправились около 13ч. 30м. На озере сильный ветер. Плывем от острова к острову, стараясь спрятаться от ветра и волн. На Таймешке мы плавали при существенно большем волнении и не испытывали такого страха. На Щуке прыгаешь по гребешкам волн и чувствуешь свою неустойчивость в этом мире. Шверты здорово гасят боковую качку, но по вертикали постоянное движение вверх-вниз. Может быть от этого и обостренное чувство страха. Хотя, в целом, если рассудить, то идти на Щуке в волну более безопасно, чем на Таймешке. Во-первых, Щука не утонет, даже если будет полная воды с вещами и экипажем. Во-вторых, при оверкиле ее можно вернуть в исходное положение и забраться в нее с воды. Это все подтверждено экспериментвльно, правда в леденой воде на 9 мая. Острова кончились и впереди большой плес. Ветер дует в корму и мы очень быстро его пересекли. Спрятались за мысами. Очень тихо. Встретили двух, как выяснилось, отдыхающих земляков. Поинтересовались, где Суна. Те неопределенно махнули рукой и сказали, что недалеко. Мы двинулись дальше и изрядно проплыв, обнаружили речку. Двинулись по ней. Вскоре обнаружили, что течение встречное. Речка раздвоилась. Идем по правой до завала из бревен. Остатки моста. Вернулись и пошли по левой протоке. Опять мост и не далеко жел. дорога. Вылезли, осмотрелись. Старая дорога, а дальше новая, по которой идут поезда. Времени 18ч. 45м. Решили встать на старой дороге между протоками. Периодически идет дождик. 9 августа (суббота) 7 день Встали пораньше. Солнце, тихо. Позавтракали, собрались. Грузится с воды невозможно. Поэтому грузим на берегу, а потом сталкиваем в воду. Опять входим в Гимольское, опять ветер, волны и солнце. Прошли по краешку, сделали проводку в тростнике и камнях и входим в Суну. В реке тихо и соднечно. Добрались до озера Кудамгубского. Там ветер и волны с барашками. Между остравами заросли дрока и протока. Плывем по ней. Вода кончается, но видно, что лодки здесь протаскивают. Мы тоже тащим. Выходим в озеро. Теперь плывем по ветру, но много травы, которая наматывается на шверты. Озеро сужается и переходит в речку. Входим в Чудозеро. Заросли дрока и тростника. Пытаемся ориентироваться по карте. Впереди виден песчаный пляж. Решаем плыть к нему и там встать, если возможно. До пляжа плыли полчаса при попутном холодном ветре. Стоянка отличная и очень большая.Есть стол и баня. Мы уже обедали, когда причалила тамбовская команда. Они на следующий день решили сделать дневку. Как выяснилось, они идут до Порос озера. Узнав, что мы идем до Гирваса, спрашивали, зачем нам пороги. На этот вопрос мы толком ответить не могли. 10 августа (воскресение) 8 день Отплыли в 14ч. На другой стороне мыса тоже хорошие стоянки. За мысом считается, что озеро кончилось и началась Суна. Очень симпатичные островки, есть стоянки, берега высокие. Дошли до моста в Поросозеро. Слева большой поселок. Его проплыли и стали искать стоянку. Встали в Суне недалеко от порогов и от поселка. Попробовали ловить рыбу, но неудачно. Ночью у нас украли удочку и банку сгущенки, приготовленную на завтрак. Вечером проплывали две таймешки из Тольятти. Остановились посмотреть нашу лодочку и ушли вперед. 11 августа (понедельник) 9 день Начались пороги. Первый - Пристанский. Начало, середина, конец, А это тоже вид с обратной стороныи и еще вид. Одели"спасики " и поехали. Вначале большие валы метров 50, затем поменьше. Лодку наровит перевернуть. Открениваюсь как могу и мы проезжаем. Наташа все время гребет, а вконце порога замечает: "Ах ты в лодке? А мне показалось, что тебя нет." Подходим к Волазменскому (у старой мельницы). Здесь валы пожалуй поболе, да и не 50, а 200-250 метров. А это фотки: "Валазменский 1" " Валазменский 2"" Валазменский 3"" Валазменский 4" " Валазменский 5"" Валазменский 6" Купаться не хотелось, поэтому обнесли. Встретили рыбаков на машине. (Потом видели их в Петрозаводске.) Далее Мельничный. Перед ним проехали "жуткий перекат". А когда оглянулись, то увидели гряду здоровенных камней. Прошли в три этапа: вместе проехали быстроток, затем Наташа вышла и я подъехал к основному сливу. Потом и я поехал: вид1 вид2 вид3 Потом долго шли по Пяльвозеру. Очень болотистые берега. В самом конце увидели высокий каменный лоб на левом берегу с избушкой, под ним песчаный пляж. Проходили аборигены, собиравшие ягоды. Сказали, что деревня в 16 км., а по берегу проходит дорога. 12 августа (вторник) 10 день Вышли из озера. Впереди остров. Нужно идти в левую протоку, но мы пошли вправо и вошли не в тот залив. Через 0.5 часа уперлись в непроходимую груду камней. Повернули обратно, нашли нужную протоку и шли 7 км. среди сплошных болот. Потом началась шивера Мартокоски. Три слива с поворотами. Затем череда шивер и порожков. Встали в середине Лебякоски после очередной шиверы. Место красивое, высокий берег, камни. Купались и ужинали с видом на перекат. 13 августа (среда) 11 день С утра попили кофейку и начали проходить Лебикоски дальше. На одном сливе чуть не кильнулись. Я почуствовал крен и хотел уперется веслом в камень слева, но промахнулся и врезал камню прямой. Содрал палец на костяшке. После шиверы шли часа 2 среди болот до Линдозера. После Линдозера - мост, за ним П22. Сначала шивера с валами. Затем быстроток и опять слив с валами. Проехали первый слив. Зачалились справа. Наташа хотела посмотреть, что дальше, но это оказалось сложно сделать. Выбрались на быстроток и проехали выходной слив с валами. Дальше была шивера Шильмяйтокоски. Едем без осмотра. Вначале каменная гряда. Перепрыгиваем через внушительный камень. Чувствуется, как он проходит под лодкой. Далее поворот и в конце слева плита, а справа большой обливник. Проехали через край бочки за обливником и зачалились у левого берега. Справа в улове клеились ребята из Москвы. Потом еще парочка порогов и П24. Его осмотрели. Вначале слив с гряды и в русле справа зуб, который с воды плохо видно. Прыгаем с гряды слева, а не по центру. Затем едем направо в струю и берем влево, объезжая зуб. На выходе слив с камней (горка). Вплываем в кокое-то озерцо. Уже поздно. Мы после скачек по бочкам и валам все мокрые. Встаем на низкой стоянке в елках. 14 августа (четверг) 12 день Порог Сухой. Проходим у самого левого берега. Сплошная рулежка и много камней. За порогом много хороших стоянок. Описанный в лоции ручей разглядели с трудом. Потом три шиверы. Последнюю смотрели. За ней порог Длиный. Начали смотреть начальную часть. Нашли маленький красный гриб. Тут подъехали москвичи и посмотрев с воды поехали. Затем мы проехали. При входе нужно брать немного левее, поскольку справа большая бочка. Затем по струе и немного правее. А дальше по сливам. На перекурах нашли еще два белых. Прошли без осмотра оставшиеся порожки и Ледяную шиверу. Выплыли на спокойную воду с высокими скалистыми берегами. Конец порогам. Проплыли 1ч. 45м. и нашли на мысу отличную стоянку перед Викшеозером. 15 августа (пятница) 13 день (дневка) Погода отличная: солнце и ветерок. Набрали ягод. Сварили кисель и сделали немного брусничного варенья. А потом стали делать баню на берегу. Баню сделали белую. На берегу валялось много бревнышек, из которых сделали пол. На бревна набросали веток. Затем каркас, обтянутый полиэтиленом. Кусок полиэтилена возим специально для этой цели, а также используется костровой тент. Все склеивается скочем. В костре греются камни такого размера, чтобы их можно было поднять на лопатке. В канах приносим кипяток. Когда все готово, три камня из костра заносятся под полиэтилен. Шести камешков (когда первые 3 остынут добавляются следующие) вполне хватает. Намывшись, напарившись обедаем и пьем чай. К счастью я повесил костровой тент просто просушиться, который использовал для бани. Когда стемнело, неожиданно полил ливень как из ведра. Лил не перестовая 2 часа. Все вокруг мокрое. 16 августа (суббота) 14 день Последний день. Встали рано. Кругом плотный туман. Со стоянки даже берега не видно. Пока завтракали и собирались, туман рассеился. Тихий солнечный день. Вода как стекло. Выплыли в 11ч. 15м., а приплыли к плотине в 13ч. Там уже собиралась большая команда с собаками и детьми. Они сходили в поселок и пригнали микроавтобус. Каким-то образом они все туда запихнулись и уехали. На другой стороне плотины стоял автобус, подобный тому, в котором разъезжал капитан Жиглов, только автобус был белый. Оказалось, что он по договоренности ждет байдарку москвичей и согласен нас взять. Байдарка задерживалась, водитель нервничал, поскольку до отхода московского поезда оставалось времени немного. Наконец появилась Свирь с парнем и девушкой. Быстренько все разобрали и побрасали в автобус. В 17ч. уехали. В 18ч 30м были в Петрозаводске. Ребята успели на московский поезд. А мы сдали все в камеру хранения и отправились гулять по Петрозаводску. Наш поезд в 23ч. (Коммент.Наверное, в заключение следует сделать определенные выводы по плаванию на Щ-2: - Учитывая предыдущий опыт на Керети, взяли другие спальники и палатку, которые помещаются во второй наплыв. На корме - мешок с рюкзаками и чайник. - кормовой шверт придает устойчивость на курсе, управляется как Таймешка. В пороге на валах на корме можно грести и выравнивать лодку, что важно, так как сохраняется положительная скорость. Без кормового шверта выравнять Щ-2 можно только табаня. У нас где-то перед Длиным сломался кормовой шверт. Поэтому на последних порогах я это ощутил. - бортовые шверты придают ощутимую устойчивость при плавании по волнам. ПРИЛОЖЕНИЕ Компановка лодки Щука-2 при походе вдвоем Компановка лодки: 1) Носовой отсек: - банки со сгущенкой: упаковка топор, пила; перекус; сапоги. 2) отсек под носовым седеньем: - большой хозмешок. 3) наплыв на носу: - два мешка с одеждой; часть продуктов. 4) наплыв посередине лодки: - палатка; спальники; лягушка для надувания лодки; фотоаппарат; кружка. 5) кормовой отсек: - сапоги; ведро с продуктами под сидением; бачки; полиэтилен. 6) сверху на корме: - мешок с рюкзаками, чайником; шверты, если не используются.