МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛУБ

 

 

 

 

 

 


ОТЧЕТ

о водном туристическом путешествии I категории сложности по маршруту:
 
 
г. Москва–ст. Пустошка–пос. Копылок–р. Великая–оз. Ясское– оз. Езерище – р. Великая –
 д. Желуды –д. Речки – д. Дорбыши.– ст. Идрица – г. Москва.
 
 
 
 
 
 
Район                            :  ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Сроки совершения     :  29 апреля – 8 мая 2004 г.

Маршрутная книжка : № 1/4 - 106 выдана МКК МосГорЦТК
Руководитель               :  Лаврухин Д. В. ( Тел. дом. 371-51-75 )
                   ( E-mail : Denis_Lavruhin@mtu-net.ru )
 
Маршрут имеет I к.с. (первую) 
Рецензент: Рязанский Н.М.
 
 
 
Москва 2004г.
 

 

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ.. 4

1.1 Паспорт маршрута  5

1.2 Состав группы   6

1.3 Средства сплава  6

2. ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА.. 5

3. ИДЕЯ И ОСОБЕННОСТЬ ДАННОГО ПОХОДА.. 7

3. ИДЕЯ И ОСОБЕННОСТЬ ДАННОГО ПОХОДА.. 7

4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.. 7

1.1 Варианты подъезда и отъезда, аварийные сходы   7

1.2 Лоция маршрута  7

29 апреля 2004г. День 1. Дорога. 7

30 апреля 2004г. День 2. 7

1 мая 2004г. День 3. 8

2 мая 2004г. День 4. 9

3 мая 2004г. День 5. 9

4 мая 2004г. День 6. 10

5 мая 2004г. День 7. Осмотр окрестностей. 11

5. НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ ( ЗАНЯТИЯ ) НА МАРШРУТЕ.. 11

6. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.. 11

7. ЛИТЕРАТУРА.. 12

8. ПРИЛОЖЕНИЕ.. 12

8.1 Картография маршрута  12

8.2 Фотоматериалы   13

 

 


1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ

1.1 Паспорт маршрута

Вид туризма: водный

Район: Псковская область

Нитка маршрута:

г. Москва – ст. Пустошка – пос. Копылок – р. Великая– оз. Ясское – оз. Езерище –
р. Великая –д. Желуды – д. Речки – д. Дорбыши.– ст. Идрица – г. Москва.

Средства сплава : 2 каркасные байдарки (Салют-2, Таймень-3)

Категория сложности: I

Протяженность маршрута (включая радиальные выходы): 75 км*

Ходовых дней: 6

Дневок: 2

Сроки проведения: 29 апреля – 8 мая 2004 г.

Количество участников: 4

 


* В силу извилистости русла реки, определенная по карте протяженность маршрута является приближенной (сильно заниженной). Реальная протяженность больше, причем не менее чем в 1.5 раза. В этом легко убедиться, внимательно рассмотрев график движения. 

 


1.2 Состав группы

ФИО

Год
рожд.

Место работы

Средство сплава

Опыт

Обязанности в группе

1              

ЛАВРУХИН Денис Владимирович

1976г

МИФИ,
м. н с.

Салют-2

Сяпся-Шуя (Карелия,1-2р),
Березайка (Тверская обл.,1р)
Суна (Карелия, 2р)

Руководитель,
капитан

2              

ЛАВРУХИНА Елена Викторовна

1973г

Институт. хирургии
им. Вишневского, Врач

Салют-2

Сяпся-Шуя (Карелия,1-2у),
Березайка (Тверская обл.,1у)
Суна (Карелия, 2у)

Врач

3              

КОРОСТЫЛЕВ Константин Александрович

1976г

ЗАО “Валкон”

Системный программист

Таймень- 3

Березайка (Тверская обл.,1у)
Суна (Карелия, 2у)

Участник

4              

ДУХВАЛОВ Антон Геннадиевич

1977г

МИФИ, инженер

Таймень- 3

Сяпся-Шуя (Карелия,1-2у),
Березайка (Тверская обл.,1у)
Суна (Карелия, 2у.)

Рем. мастер,

капитан

 

1.3 Средства сплава

Две каркасные байдарки: Салют-2 и Таймень-3, полностью снаряженные
(фартук, 2 юбки, 2 емкости непотопляемости, обвязка, спасательный конец).

 

2. ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА

Дата

День пути

Участок маршрута

Сложные препятствия на участке

Км

29.04.2004 –30.05.2004

1
-
2

г. Москва - ст. Пустошка - пос. Копылок

Временами дождь, холодно.

-

-

30.05.2004

2

Пос. Копылок - д. Высоцкое

Время на воде: 3ч. 10мин.

Отстаем от планового графика движения на 10км

Солнечно, но прохладно. Утром в течение 30 минут моросил маленький дождик. В ночь на 1.05 очень сильно замерзли.

-

10*

1.05.2004

3

М.н. – дер. Устье.
Время на воде: 5ч. 20мин.
Отстаем от планового графика движения на 13км

Небо ясное, солнечно и тепло. Температура +15 - +18оС. Вода теплая.

В 1150 отплыли, к 1350 достигли плотины Поддубенской ГЭС. От плотины отошли в1730. В 2050 за дер. Устье, немного не доходя до выхода в озеро Ясское, встали на ночевку.

Ночь гораздо теплее.

Разрушенная плотина ГЭС
в дер.
Поддубье

11*

2.05.2004

4

М.н. – оз. Езерище
Время в пути: 4ч. 15мин
Отстаем от планового графика движения на 26.5км

Тепло. Светит солнце.

Отошли в 1245. Около 1700 встали на стоянку.

Ночь теплая.

Разрушенная плотина в дер. Заозерье

13*

3.05.2004

5

М.н. – дер. Речки
Время в пути: не менее 7часов
Из-за отмены дневки опережаем план движения на 4.5км

На солнце очень жарко!

Встали на ночлег в 1900.

Разрушенные мосты, шиверы

31

4.05.2004

6

М.н. – дер. Дорбыши
Время в пути: 2 ч.

Жарко, но сильный ветер.

Около 1 часа шли по реке, еще 1 час по водохранилищу. Встали на стоянку примерно в 1300.

Затопленные деревья

9

5.05.2004

7

Осмотр окрестностей

Жарко.

Радиальный выход к плотине Шершеневской ГЭС, работы по оборудованию стоянки

-

5

6.05.2004

8

Сборы

-

-

7.05.2004

9

дер. Дорбыши – ст. Идрица

-

-

7.05.2004

8.05.2004

9

-
10

ст. Идрица - г. Москва

-

-

*Примечание: в силу извилистости русла реки на данных участках, измеренное по карте расстояние является приблизительным, в реальности это участки маршрута в 2-3 раза длиннее.

 
3. ИДЕЯ И ОСОБЕННОСТЬ ДАННОГО ПОХОДА

Наш поход преследовал три цели. Во-первых, испытательную, заключающуюся в испытании приобретенной (б/у) байдарки Таймень-3 и проверки прошедшей капитальный ремонт байдарки Салюта-2 (новая ПВХ оболочка, чисто металлический каркас). Во-вторых, нам было необходимо восстановить утраченную после зимы спортивную формы. И, наконец, в-третьих, очень хотелось посетить одну из красивейших рек северо-запада России.

Выбор начального пункта маршрута от станции Пустошка был обусловлен максимальным удобством подъезда. По той же причине был выбран и конечный пункт маршрута в деревне Дорбыши.

Отличительной особенностью нашего маршрута по сравнению со стандартными весенними маршрутами по реке Великой, является участок от устья реки Идрица до деревни Дорбыши. Со спортивной точки зрения он не представляет особого интереса, поэтому в основном массе группы его  не проходят, сокращения число ходовых дней. Нас же этот участок заинтересовал с краеведческой точки зрения.

4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

1.1 Варианты подъезда и отъезда, аварийные сходы

От Москвы до станции Пустошка можно доехать поездом по Рижской железной дороге. Оттуда необходимо добраться до пос. Копылок. Доставка машиной на берег реки (в пос. Копылок) обошлась нам в 200 рублей (в сумме на четырех человек).

Аварийно сойти с маршрута можно на турбазе Аллоль, расположенной на озере Зверино вблизи автомобильного моста через р.Великая или же вблизи устья реки Идрица.

Конечный пункт маршрута (дер. Дорбыши) с “большой землей” соединяет грунтовая дорога: дер. Родионово – ж/д станция Идрица, по которой регулярно ходят автобусы. Во время учебного года в них возят детей в школу, поэтому отмен не бывает. На альтернативный попутный транспорт рассчитывать не следует, так как у местных жителей машин нет. Транспорта нет даже в деревенской администрации. В принципе, на самый крайний случай, в дер. Кицково можно договориться взять автобус на автобазе детского интерната, но это выйдет очень дорого: директор просит оплатить горючее туда + горючее обратно + за работу = примерно 500рублей. Для сравнения, поездка со всеми вещами на рейсовом автобусе обошлась нам всего в 60 рублей (в сумме на всех).

1.2 Лоция маршрута

29 апреля 2004г. День 1. Дорога.

В 1920 прибыли на Рижский вокзал, погрузились в поезд “Великие Луки”. В 2013 поезд отправился. Поход начался!

30 апреля 2004г. День 2.

Около 10 утра прибыли на станцию Пустошка. Не отходя от поезда, сразу договорились с водителем Алексеем (местный телефон 21822, код Пустошки 81142). Судя по всему, он в единственном числе осуществляет доставку всех туристов на реку Великая.

В 11 50 прибыли на место - поляну рядом с полуразрушенным зданием Копылковской ГЭС. Собрали байдарки, погрузились. Таким образом, в 1550 , началась активная часть похода.

Прошли оз. Заволоцкое (сразу за плотиной), вышли в реку. Хотя течение быстрое, “по карте” продвигаемся очень медленно - река сильно петляет. В дополнение к этому, много завалов из сильно склоненных к воде или уже совсем упавших деревьев. Поэтому даже наша карта в 1см 1км показывает только “генеральное” направление, в реальности все расстояния значительно длиннее, минимум в 2-3 раза.

Прошли оз. Быстрое. Примерно через 1 час хода от деревни Маслово (сразу за деревней Высоцкое) начался хороший лес. В 1900 встали на стоянку в сосновом лесочке на высоком левом берегу. Стоянка оборудована, только нет стола.

 1 мая 2004г. День 3.

Отплыли в 1150. Вскоре начался каскад очень хороших стоянок. 

В русле много завалов, есть и непроходимые участки - надо обносить. Течение сильное. К 1350, преодолев нескольких шивер (2-3 штуки), дошли до разрушенной плотины ГЭС. Река размыла берег и устремилась справа, в обход плотины. Это остатки Поддубенской ГЭС и собственно деревня Поддубье. Деревня расположена на левом берегу. Для справки - ниже платины в 5-7 минутах хода есть отличный железобетонный мост через реку.

При зачаливании перед плотиной, экипаж Салюта-2 не учел сильного течения и, встав лагом к струе, перевернулся на обливном камне у правого берега. Экипаж самостоятельно   поймал уплывшее весло, вылез на берег и вернул байдарку в исходное положение. Таким образом, переворот произошел без потерь. Однако купание в холодной воде сделало нас осторожнее, поэтому, хотя после просмотра можно было бы и попробовать пройти плотину сидя в байдарках, все - таки решили совершить обнос. Обнос не длинный, порядка 70-100 метров по хорошей тропе вдоль правого берегу.

Мы уже заканчивали обнос, когда к злополучному камню подошла другая группа из Москвы на трех байдарки. На наших глазах, одну из байдарок (Таймень-3) сразу же намотало на камень. Наша группа приняла активное участие в спасательных работах. После извлечения байдарки на берег, точнее того, что от нее осталось, выяснилось, что фальшборта, стрингеры и кильсон переломились, оболочка из ПВХ получила множественный повреждения (!). Нам неизвестно, смог ли  экипаж Тайменя-3 восстановить эти многочисленные повреждения или снялся с маршрута.

В 17 30 отошли от плотины. После несколько крутых поворотов реки показался высокий бетонный мост, который прошли без осмотра. Еще через несколько метров - деревянный мостик в одну доску шириной, который нельзя пройти ни в какую воду, т.к. он построен совсем низко. Пришлось на руках поднимать лодки из воды и проносить над мостом.

Далее в реке периодически попадаются камни, древесные завалы. Вскоре нам повстречался еще один полуразрушенный деревянный мост (предположительно в районе деревни Бородино). С воды он кажется непроходимым, но при просмотре с берега видно, что справа имеется протока, по которой его можно обойти - правый пролет моста разрушен - проход свободен.

Река сильно извивается, самый длинный прямой участок русла участок не превышает 50 метров. Следующая преграда расположена вблизи деревни Устье. Это сваи от старого разрушенного моста. Проходили их  очень осторожно, на минимальной скорости. Через 20 метров от свай - железобетонный мост. Для осмотра, не доходя моста, мы зачалились в уютной бухточке по левому берегу. Мост пришлось обнести, т.к. вода очень высокая и под ним не протиснуться. В принципе, в низкую воду после просмотра можно попытаться под мостом пройти, но делать это следует очень аккуратно, т.к. по рассказам ветеранов и отчетам под этим мостом в левом пролете торчит железная арматурина.

Мы сделали еще буквально пару поворотов, и слева на высоком песчаном берегу (в сосновом лесу) обнаружили отличную оборудованную стоянку, где и встали на ночевку. Таким образом, ходовой день завершился  в 2050. По-видимому, эта стоянка сообщается с какой-то автомобильной дорогой. В лесу есть накатанные автомобильные колеи, на наших глазах с поляны уехал микроавтобус.

 2 мая 2004г. День 4.

Отошли в 1245. До входа в озеро Ясское есть еще несколько хороших стоянок, например, сразу после нашей, тоже на левом берегу.

Пересекли озеро Ясское напрямик, держа курс на мыс на противоположном берегу, благо полный штиль. Озеро очень живописное, есть хорошие стоянки по обоим берегам. Из озера Ясское в озеро Зверино ведет широкая красивая протока,  по обоим берегам которой так же много хороших стоянок.

Вышли в озеро Зверино, пошли вдоль левого берега. В конце озера, перед автомобильным мостом, на левом берегу расположена турбаза Аллоль. Около турбазы причалили перекусить, заодно осмотрели проход под мостом. Мост состоит из трех пролетов, проход возможен (свободен) под любом из них.

После моста также есть много хороших стоянок, с сосновым лесом и высокими  песчаными берегами. Часть из них доступны и для автомашин, так что при необходимости здесь можно аварийно сниматься.  Кое – где на реке снова встречаются древесные завалы, но их уже гораздо меньше, чем на предыдущем участке.

Следующее серьезное препятствие – “три в одном” - расположено в деревне Заозерье. Опознать его просто: как только в воде появится первый камень, значит начинается шиверка, сразу за которой деревянный мост. Практически под мостом разрушенная плотина. Перед началом шиверы мы пристали к левому берегу и все внимательно осмотрели. При  прохождении моста держались крайнего левого пролета, в высокую воду там пройти легко. В низкую воду может быть сложнее, так как поперек прохода на дне лежит бревно. Поэтому, это место лучше просмотреть заранее. На участке от данного препятствия  до входа в озеро Езерище никаких затруднений больше нет.

При входе в озеро резко свернули направо (курс - на мыс) и сместились к левому берегу. Далее шли вдоль него. Ближе к концу озера, и слева и справа много хороших стоянок с удобным для причаливания берегом. Около 1700 встали на стоянку на правом берегу в сосновом лесу. Это полуостров с заболоченным перешейком. Там хорошо оборудованная стоянка со скамейками, есть даже стол.  На самом берегу путешественников  встречает пень в виде слоника, а в глубине – дерево, напоминающее трезубец или логотип из компьютерной игры “ Quake II ”.

 3 мая 2004г. День 5.

Из озера вышли в реку. По обоим берегам опять много хороших стоянок. Река довольно извилистая, течение сильное - по данным карты почти 2км/час. Вскоре появилась деревня Усохи. За деревней огромный железобетонный мост, который проходим в любом месте. За мостом съезды к воде - брод. Почти сразу за бродом, в Великую справа втекает приток - река Аллоль. Далее река течет в своеобразном “желобе”, образованном высокими берегами. Не смотря на высоту берегов, попадаются стоянки. Встречаются перекаты и порожки с бурным течением. Река достаточно широкая, в русле периодически вкрапляются маленькие островки, которых нет на карте. Древесных завалов мало.

Очень хорошая стоянка (много места, оборудовано, дрова, даже есть баня!) на правом высоком песчаном берегу, пропустить ее невозможно. Напротив стоянки маленький островок. Высадились, осмотрели местность. Стояли примерно минут 45.

Вскоре после стоянки, нам встретились остатки двух  разрушенных деревянных мостов. На карте их нет. Первый мост оба экипажа прошли сходу - вдоль правого берега. При преодолении второго моста, один из экипажей попытался пройти по среднему пролету, но наскочил  на расположенное под водой поперечное бревно (остаток настила) и застрял. Второй экипаж не смог подойти к ним близко из-за бревен и сильного течения, причалил у правого берега. Капитану застрявшей байдарки пришлось высаживаться на остатки бревенчатой опоры моста и сталкивать свое судно. Освобожденную из плена байдарку причалил к берегу оставшийся в ней второй член экипажа, капитану пришлось добираться до берега вплавь. Сразу после злополучного моста, на правом берегу устроили мини привал: попили горячего чая из термоса, перекусили бутербродами.

После мостов начинается цепочка достаточно мощных шивер и перекатов “карельского типа”. Потом - разрушенная плотина, которую прошли без осмотра вдоль левого берега.

Деревня Халое – 13 домов. Здесь река успокаивается, больше шивер не будет. Вскоре Великая принимает слева еще один приток - реку Неведрянка, которую трудно заметить из-за растительности. Со стоянками становится плохо.

В деревне Яковлево отличный железобетонный мост (на карте обозначен). Перед ним остатки старого деревянного моста, но проходу ничего не мешает. Далее деревня Пристань. Еще через 0.5 км слева впадает новый приток - река Идрица. Берег в месте впадения Идрицы высокий и поросший сосновым лесом,  но высаживаться не удобно - уж слишком он крутой.

До следующей деревни - Желуды 20 – 25 минут хода. Деревня расположена на левом берегу. Перед деревней высокий песчаный откос, поросший сосновым лесом. Там хорошая стоянка со столом, которую видно с воды. Но вот беда - с лодками туда не залезть, даже при нашем очень большом желании поскорее разбить лагерь!

За деревней Желуды в течение 40-45 минут снова нет даже намеков на стоянки. Берега либо заболочены, либо очень высокие, не вылезти наверх. Ближайшее место для обустройства лагеря обнаружилось только у деревни Речки, на правом берегу, его нам подсказал местный рыбак. Таким образом, только в 1900 мы наконец-то встали на ночлег. Место оказалось действительно хорошее: выход на берег легкий, песочек, есть стол со скамейками, за 10-15 минут по лесной дороге можно сходить в деревню.

 4 мая 2004г. День 6.

Примерно 1 час шли по реке, вода спокойная. Берега подтоплены, чувствуется влияние Шершеневской ГЭС. Затем началось водохранилище. Из воды торчат макушки деревьев, которые при затоплении почему-то не спилили. Между ними надо идти очень осторожно, а тут еще и сильный ветер. К счастью, временами встречаются места свободные от “подводного леса”.

Примерно через 1 час ходу по водохранилищу увидели деревню Дорбыши – на берегу одинокие домики и грунтовая дорога. Есть хорошее место для причаливания. Встали на стоянку примерно в 1300.

Хотя берег и высокий, он поднимается плавно. Здесь очень удобно заканчивать маршрут: в 10 метрах от стоянки проходит дорога, по ней регулярно ходит автобус до железнодорожной станции  Идрица. Автобус останавливается в любом месте, а не только на автобусной остановке (которая достаточно далеко) - надо только проголосовать. Каждый рабочий день он дважды едет в Идрицу: в 7 30 и в 1430. В пути примерно 30 мин.

В Дорбышах магазина нет, он в соседней деревне - Кицково. Там же есть почта.

5 мая 2004г. День 7. Осмотр окрестностей.

Шершеневская ГЭС и одноименная деревня расположены от нашего лагеря примерно в 5 км хода по воде или в 4 км хода по дороге. Пешеходная разведка показала, что до плотины больше нет хороших мест для стоянки. Деревня Шершни состоит из заброшенного клуба и нескольких домов. Работники ГЭС живут в вагончике. По правому берегу есть удобный обнос плотины, всего метров 50-70 по хорошей тропе, однако берега реки, расположенные ниже плотины по течению, выглядят не очень приглядно.

По результатам разведки было решено дальше на байдарках не идти, а остаться около деревни Дорбыши и оборудовать стоянку; лодки просушить и разобрать.

5. НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ ( ЗАНЯТИЯ ) НА МАРШРУТЕ

На реке Великая в 60х – 80х годах ХХ века было построено много малых ГЭС. Интересно осмотреть эти сооружения: Копылковская ГЭС (пос. Копылок, заброшено) – плотина и здание, Поддуденская ГЭС (пос. Поддубье, разрушено) – остатки плотины, Шершеневская ГЭС (дер. Шершни, работает). 

Во время обноса плотины Поддубенской ГЭС проводились спасательные работы – группе из Москвы помогали извлечь из воды Таймень-3, намотанный на камень. Байдарка была полностью заполнена  водой и крепко сидела на камне, при этом в ней не оказалось даже емкостей непотопляемости! Увиденная нами картина лишний раз подтвердила утверждение о том, что обвязка + фартук + емкости непотопляемости должны быть в лодке всегда, не зависимо от сложности маршрута.

В конечном пункте похода - в деревне Дорбыши - была оборудована стоянка: построен деревянный стол, скамейки, сложено кострище с ветрозащитной стенкой.

6. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Река Великая очень живописна, безусловно, хотя бы один раз ее надо увидеть!

Маршрут вполне соответствует I категории сложности и доступен как подготовленным, так и начинающим группам. Для его прохождения не требуется особого снаряжения или опыта. Более или менее сложены только три его небольших участка: участок вблизи деревни Поддубье, прохождение моста в деревне Заозерье, а так же шиверы в конце “желоба”. При планировании дневных переходов, безусловно, необходимо учесть быстроту течения и извилистость реки - все измеренные по карте расстояния следует умножать, по крайней мере, на 2, а то и на 3 (см. примечание к графику движения). Кроме того, следует принимать во внимание полное отсутствие мест пополнения запасов (магазинов).

Самое удобное время для прохождения маршрута, видимо, май-июнь: весной и в начале лета воды уровень воды еще достаточно, поэтому прохождение разрушенных мостов и шивер максимально просто. В конце лета вода спадет, проступят мели, но в качестве своеобразной компенсации появятся грибы и ягоды -  по рассказам, на Великой созревает много земляники.

Подъезд и сходы удобные: подъезд – ж/д станция Пустошка, сходы - турбаза Аллоль, деревня Дорбыши, деревня Шершни. В принципе, можно продолжить маршрут и дальше, до города Опочка. Однако, вблизи города негде разбить лагерь, да и вода будет загрязнена (непригодна для питья). По этой причине, мы изначально планировали завершить поход не доходя Опочки - сняться на участке между деревнями Заверняйка и Копотиловка, где Великая вплотную приближается к шоссе А-117. К сожалению, для реализации задуманного нам не хватало ходового времени, кроме того, из данной точки нет прямого сообщения с железной дорогой (по А-117 надо доехать до Опочки, а уже оттуда по М-20 до станции Пустошка).

7. ЛИТЕРАТУРА

1.       Воронов Ю.Б. 100 Избранных маршрутов на байдарке. М.: Мир 1993

2.       Рыжавский Г. По рекам и озерам средней России,  М.: ФиС 2000.

3.       Плечко Л., Сабанеева И. Водные маршруты СССР. Европейская часть. М.: ФиС 1973.

8. ПРИЛОЖЕНИЕ

8.1 Картография маршрута

Листы O-35-XXIX (Опочка), O-35-XXXV (Себеж), O-35-XXXVI (Невель), Псковская область.
Смотри  карты по адресу
: http://mapo35.narod.ru/index.html


8.2 Фотоматериалы

 


пос. Копылок
Копылковская ГЭС

 

 



дер. Поддубье
Вид на разрушенную плотину ГЭС

 


дер. Поддубье
Спасательные работы перед плотиной

 



стоянка
не доходя озера Ясское

 


остановка
на территории турбазы Аллоль

 


дер. Заозерье
Салют-2 проходит разрушенную плотину

 



«Желоб»
Хорошее место для стоянки

 


«Желоб»
Высадка капитана Салюта-2 на разрушенный мост

 


дер. Речки
Стоянка

 



озеро Езерище
Стоянка

 


дер. Дорбыши
Высадка на берег

 


дер. Дорбыши
Оборудование стоянки (постройка стола)

 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |