Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 

Через Атлантику на байдарке 

 

 

Текст, фото: Кирилл Иванов (ХоММяк)

 

Наверно, нет такого человека, который бы не мечтал в детстве о морских просторах, не восхищался бы подвигами великих путешественников и первооткрывателей далеких земель. Не могут не захватывать дух правдивые истории и легенды о Колумбе, Магеллане, Афанасии Никитине, Амундсене.

Оттуда же, из детства, - мечты покорить океан, совершить кругосветное плавание. Для кого-то это так и остается мечтой. Для Сергея Филатова же подготовка трансатлантического перехода стала делом минувшего десятилетия. Это ответственное мероприятие планируется осуществить в октябре 2005 года. Уникальность заключается в том, что переход планируется совершить не на океанской яхте, а на КНБ – каркасно-надувной байдарке.

 

 

 

Филатов Сергей Иванович

Родился в 1956 году. В 1978 окончил МЭИ. По специальности - атомщик. Занимался многими видами спорта: греблей, бадминтоном, подводной стрельбой, лыжами. С 1995 года сотрудник кафедры прикладных и экстремальных видов спорта Российского Государственного университета  физкультуры.

 

 Сергей Филатов не просто спортсмен. Его можно назвать еще и врачом, и психологом, и просто человеком, мечтающим осуществить переход по маршруту Колумба на байдарке.

Сергей Иванович рассказывает, что желание пересечь океан появилось после прочтения книги польского писателя Анджея Урбанчика “В одиночку через океан”. Кроме желания появился вполне уместный вопрос: как это сделать?

 

Сергей Филатов рассказывает:  

«Проблема в том, что в байдарке, в отличие от академической гребли, работает только верхняя часть тела. При этом ноги остаются неподвижными. Это дает крайне негативный эффект на сверхдлинных дистанциях. На примере Линдеманна, который в 1956 году переплыл на байдарке Атлантику, известно, что через 72 дня – именно столько длился его переход – он смог выбраться из лодки, но идти не мог. Ноги в коленных суставах не гнулись. Наша же задача сейчас не просто перейти Атлантику, но и сразу выпрыгнуть на берег в бодром здравии и пойти куда-нибудь развлечься на острове.

Вот я и задумался: почему «байдарочники» не могут подключить силу ног, как «академисты». В результате в 1994 году я усовершенствовал байдарку и мы стали позиционировать ее как байдарку для бодибилдинга. При гребле на моей байдарке работают и руки, и ноги».   

 

Суть усовершенствования заключается в том, что на байдарку ставится подвижная банка (сиденье для гребца), за счет чего ноги тоже участвуют в процессе гребли. Тогда же Сергей Филатов опробовал новый стиль гребли, который назван по фамилии изобретателя – «филстайл».

Работая над проектом, Филатов уделяет особенное внимание психологической подготовке. Ведь кроме объективных физических трудностей, перед гребцом стоит проблема преодолеть одиночество в океане. Открытый океан для человека это сильнейший стресс. На тысячи километров вокруг – никого, несмотря на то, что по замыслу Филатова на байдарке будет установлена система спутниковой навигации и компьютер, через который в Интернет в режиме  реального времени передаются данные датчиков, контролирующих состояние спортсмена. 

 

 

- Первый трансокеанский одиночный переход состоялся в 1875 году. Молодой датчанин Альфред Енсен пересек Атлантику от Ливерпуля до Глостера за 39 дней на рыбацком 6-метровом боте.

- На байдарке первым преодолел Атлантику немец Франц Ромер в 1928 году. Плавание Лиссабон — Канарские острова — остров Сент-Томас (Виргинские острова) продолжалось 66 дней, не считая месячной остановки на Лансароте.

- В 1956 году трансатлантический переход на серийной байдарке повторил врач Ханнес Линдеманн. Путешествие по маршруту Лас-Пальмас – остров Сан-Мартин заняло 72 дня.

 

 

Сергей Филатов: «Линдеманн пишет о прямой и тесной связи между внутренним монологом человека и шансами на успех деятельности.  Собственные переживания натолкнули его на мысль, что прежде, чем  попасть в экстремальную ситуацию, человек в корне меняет свой внутренний монолог, т.е. поворачивает его в негативную сторону. Сначала возникает фраза «больше не могу», а потом следует поражение.

Чтобы быть способным грамотно действовать в стрессовой ситуации, необходимо обладать достаточными знаниями. Большие шансы на успех у тех, кто реалистично оценивает свою эффективность и уверен в ней. Чем крепче такая уверенность, тем сильнее готовность к возможным трудностям, и тем вероятнее успех. При условии, конечно, ориентировки на реалистичную оценку возможности успеха.

Гребная подготовка на эргометре или в лодке должна обязательно сочетаться с психофизическим тренингом. С этой целью мы разработали компьютерную программу диагностики и коррекции психофизического состояния человека, которую применяем в нашем институте при подготовке спортсменов высшей квалификации.

В океане самая большая неприятность – так называемые волны убийцы, возникающие словно ниоткуда. А так байдарка достаточно удобное средство».  

Непосредственно процесс подготовки перехода через океан на байдарке начался в прошлом году.

 

Сергей Филатов: «Мы регулярно проводим исследования, как должен питаться человек в пограничных условиях. В рационе должны быть необходимые вещества, а также дополнительные аминокислоты, которые стимулируют работу мозга, сердечной мышцы. С собой необходимо взять только запас еды из расчета на 106 дней, по килограмму в день. И это несмотря на то, что я рассчитываю пройти маршрут дней за 40. Море есть море, всякое может случиться. Воду будем опреснять устройством, работающим от солнечной энергии».

 

Особо подчеркивается, что в мероприятии используется почти серийная байдарка.

 

Сергей Филатов: «Линдеманн ведь шел без каких-либо переделок. Я был на канале в Крылатском и увидел там байдарку, которая мне сразу понравилась. Вышел на производителя, «ФМК», ребята оказались хорошие. Я обкатал их серийную байдарку в Адлере, и потом они сделали плавсредство по моему проекту. Ведь проблема для гребца, что он в этой байдарке не только бодрствует, но и спит и совершает все остальные свойственные человеку действия. Соответственно, байдарка чуть больше, там  предусмотрено место для установки небольшой палаточки, тента, чтобы я мог находиться хотя бы в полулежачем состоянии.  Кроме этого руль в океане малоэффективен, так как скорость обтекающего потока невелика. Соответственно делается плавучий якорь и плавучий парус. В этой связке байдарка идет по океанскому течению как на автопилоте. Еще нужны маленькие штормовые надувные парусишки, которые одновременно служат устройством безопасности».

 

Николай Фатеев (один из производителей байдарки): Разумеется, то, что мы сделали, нуждается еще в доработке. Для перехода через океан байдарка снабжена самоотливным кокпитом. Ведь в море волна постоянно захлестывает. Соответственно ее нужно куда-то удалять. Задача – чтобы это происходило произвольно. Кроме этого, мы добавили к нашей серийной модели надувные емкости по бортам, чтобы лодка в случае переворота сама восстанавливала ровный киль.

 

Весной-летом 2005 года Сергей Филатов намерен осуществить пробный переход по черному морю. Выход на основной маршрут через Атлантику Тенерифе – Барбадос намечен на октябрь из Тенерифе. Время выбрано неслучайно: в этом сезоне вероятность возникновения шторма минимальна.

Сергей Филатов не скрывает: его цель поставить своеобразный рекорд, который заключается не только в самом факте перехода, но и в том, что человек, совершивший его, остается в хорошей физической форме. Кроме этого в процессе будут получены весьма ценные для науки данные о деятельности человеческого организма в условиях, приближенных к критическим, что даст возможность усовершенствования программ подготовки спортсменов. >>

 

  

Более подробно о мероприятии можно прочитать на сайте РГУФК  http://www.sportedu.ru/atlantic/

 

февраль 2005 г.

 

 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |