Катамараны – записки дилетанта

 

 

 

Более двадцати лет сплавляюсь, в основном по тихим рекам. Семейный сплав.  Плавали на ПСНах, а в последнее время пересели на катамараны. «Сносились» ПСНы, а новые покупать дорого, вот и пришлось пересесть на катамараны. Сначала были чужие, а потом сшили свои. Т.к. друзей сплавщиков много, каждый советовал свое. В итоге «родили», и не один, катамаран. А т. к. в «инете» есть множество всего,  в том числе и по катамаранам, было прочитано многое. И какие они, и как их делать и т.д. и т.п.

А когда сделали свой, а потом и для друзей, родилась мысль опубликовать не то чтобы опыт, а скорее «размышлизмы» на эту тему, т.к. часть идей реализована, а часть ждет еще своей участи.

Сразу предупреждаю, что не претендую на истину в последней инстанции, тем более что по «бурным» рекам не ходил. И, тем не менее, с учетом богатого опыта моих друзей, матерых сплавщиков, опишу основные идеи изготовления катамаранов, вернее того материала, из которого надо производить их.

 

1.       Сейчас что не производитель, то оболочку делает из ТЕЗы. Мол, прочные, надежные, и, естественно, тяжелые. 

        Мое мнение: делать из авизента, или подобного материала, сейчас тьма тканей достаточно прочных, чем та, что лежит в основе тезы, даже без пропитки ПХВ. Например, для атомной промышленности выпущена специальная  ткань,  не боится ни щелочей, ни кислот, газо-водонепроницаемая (хотя со временем будет пропускать), прочная, вес 1кв.м. примерно 360г, достаточно дешевая. Продается!!!   Но для дополнительной прочности можно и пропитать соответствующими составами,  которые гораздо прочней и эластичней ТЕЗы. Пропитывать надо уже изготовленные и накачанные катамараны, но можно и в «разложенном» состоянии. Пропитку можно нанести в сколько угодно слоев, причем на те места, которые наиболее «ранимы». Зачем утяжелять свою участь при переноске.                                       

                       Мы сделали 5метровый катамаран, диаметром около 50см и весом в 6кг!!! Вместе с надувным баллоном!!! Причем в каждой гондоле было по два баллона, расположенные один над другим. Не как обычно – один баллон с перегородкой посередине. Кстати, в этом году на реках  Шумак-Китой  видели сплавщиков из Ижевска. Один катамаран был полностью из авизента. Проплыли, не подрался. Причем вес был достаточно большой за счет «надувастика». Вообще, чем мягче оболочка, тем менее она «ранима».

 

2.       Надувной элемент. На мой взгляд, один из подходящих материалов – это полиэтилен. Но он не очень эластичен, особенно толстый. Нашли пленку, (а сейчас пленок просто много, на все случаи жизни) которая «затыкает» по эластичности полиэтилен, порвать  практически невозможно (хотя, конечно, порвать можно все), но за счет суперэластичности она будет тянуться, но не рваться, проколоть, конечно,  можно. Пленка сразу готова к употреблению. Ее не надо клеить, не надо сваривать.  В случае прокола ремонтируется за минуту, причем не надо весь баллон вытаскивать из оболочки, надо только «оголить», т.е. вытащить это место на поверхность, но это в том случае, когда прорвана оболочка. Потом уже  штопаем оболочку.   А если это прокол через оболочку, то «додуваем» второй надувастик до полного объема и плывем дальше. Качество ремонта  - до конца сплава и дольше. Сушить можно и нужно не вынимая из оболочки. Вес и цена – можно сказать мизер по сравнению с обычными «чернухами» и прочими буржуйскими материалами.

 

3.      По клапанам вопрос тоже не возникает, все описано в «инете», хотя тоже есть свои мысли.

Клапан должен быть «двойным». Т.е. для накачки и выпуска воздуха чистый вход, а для подкачки  традиционный, с односторонним пропусканием.

 

 Вот, собственно и все мысли.

Если кого-то они заинтересовали, пишите, может быть более предметный разговор.

 

С уважением, Владимир.                                                                          

                   19.12.2005г.

 

E-mail: bear@escapenet.ru

 

  

 

Некоторые ответы на некоторые вопросы по изготовлению катамаранов.

 

Уважаемые коллеги по катамараностроению и эксплуатации оных.

После публикации на сайте моих «записок дилетанта» пошли письма с разными вопросами и по ткани, и по пропиткам, и по пленки, и по изготовлению из нее надувной части катамарана, ее герметизации, клейке, т.е. ремонте и т.д.

Поначалу честно и благородно отвечал каждому (а география вопрошающих простерлась от Владивостока до Усинска в Коми республике, со многими завязалась переписка), но потом понял, что суть вопросов одна и та же. Лучше ответить всем максимально обстоятельно, а уж при какой-то конкретике  можно будет и индивидуально отвечать.

Все вопросы я разбил на 3 основных вопроса, и, конечно, в каждом из вопросов есть свои «подвопросы», но они вошли в общие ответы на каждый вопрос.

 

Вопрос №1. Что за ткань «атомная», как я ее сам назвал, где ее брать, доставать, и чем она хороша.

Ответ №1.  Это спец. ткань, выпущенная для атомной промышленности. Она изготавливается  в Питере. "Обнаружил" ее осенью 2005г. Довольно случайно, поиски были другого плана.  Но, как говорят, ничего случайного не бывает. Сам в деле ее не пробовал, образец небольшой подарили. Для чего делалась, изготовители не умалчивают, но и особо не распространяются. Ее у них много и они ее продают. По техническим параметрам она весьма прочна и, на мой взгляд, хорошо подходит для изготовления катамаранов. Нитка крученая, полипропиленовая. Из этой нитки делаются сейчас всяческие стропы для подъема груза. Это основной материал для тяжелых грузоподъемных работ, если не брать во внимание кевлар (пуленепробиваемая ткань), из которого делаются парашютные стропы для торможения тяжелых самолетов. Но кевлар – это  дорого, но зато экзотично. Для своего друга доставал кевлар, когда он готовился к сплаву по какой-то «сумасшедшей» реке, где много мелей и порогов, и то он существенно подтерся. Как раз проблема эта и решается пропитками. Надо пропитать дно и другие части, дно можно покрыть не на один раз. Ну и  «подпитывай» это покрытие после каждого сплава. Больших проблем нет. И если эту «атомную» ткань немного пропитать, то будет идеальной оболочкой. «Поиспытывал» ее по своим меркам, попропитывал, понравилась.



Свойства ее, по мнению разработчиков и изготовителей такие, а также их адрес:

Это ткань  НТ-340. Она обладает уникальными свойствами:
- устойчива к воздействию кислот и щелочей;
- имеет высокий эффект водомаслоотталкивания;
- устойчива к многократным стиркам и сухим чисткам в любых средах;
- жирные и водные загрязнения не впитываются обработанной поверхностью;
- хорошая устойчивость к сухим загрязнениям;
- высокая прочность на разрыв и многоцикловым нагрузкам.

 E-mail: tektologic@tektologic.ru

 

Но цвет у нее белый и она, похоже, не красится, обычными красками для тканей. Но хорошо красится акриловыми пропитками, о которых пишу ниже.

Ширина около метра, вес 1кв. м  примерно 360г.
 По прочностным свойствам весьма хороша, в меру тяжелая, но прочность для сложных рек «окупает» ее вес. И еще раз повторю, что если ее пропитать соответствующими пропитками, то «сносу» ей не будет. Можно после каждого сплава просто промазывать стершиеся поверхности и т.д.

 

Вопрос №2. Что за пропитки.

Ответ №2.  Это целая  история, которая и на сегодняшний день все еще находится в стадии разработок. Но на сегодня есть один из оптимальных вариантов пропиток для любой ткани, от простой ХБ, до капрона, лавсана и т.п. Это акриловые водорастворимые пропитки. Они весьма тоже разнообразны, но один из вариантов  после полимеризации, а она осуществляется буквально за несколько часов, становится резиноподобным, полностью герметизирует ткань, если она не марлеобразная. Удлинение этой пропитки при растяжении составляет около 400%. Это просто здорово. Т.е. она нитку ткани не напрягает, сохраняет полностью эластичность ткани. Эта пропитка очень хорошо подойдет для изготовления гермомешков, для пропитки дна палаток и т.д. и т.п. Свойства этой пропитки от мороза не меняются, свои характеристики (по заявлению изготовителей) сохраняет не менее 10 лет. Плюс ко всему улучшает свойства обработанной ткани на истирание и, что самое главное, не уменьшает прочностные свойства на «раздир». Поверх этой, уже нанесенной пропитки, можно нанести слой более жесткой, но еще более стойкого слоя на истирание, из этого же класса пропитки.  И еще пару добавлений. Пропитки можно делать разноцветными, в таком случае можно использовать для шитья оболочки белую, светлую ткань, но и на темной они хорошо смотрятся, т.к. краски в этом варианте не прозрачные. И в эти пропитки можно добавить флюоресцирующие краски, от светового воздействия в течение дня, они потом часов 7-8 светятся в темноте. Представьте святящуюся в темноте флотилию байдарок и катамаранов. Да еще и у каждой посудины свой цвет. А некоторые еще и с надписями.

Сейчас прорабатываю вопрос по применению полиуретановой пропитки. Дело в том, что опять же существует великое множество этих пропиток, лаков и прочих подобных названий. Некоторые пробовал. Полиуретан обладает одним, очень существенным свойством. По прочности на истирание ему нет равных. Но жесткость некоторых пропиток  создает ненужный минус на разрыв. Так что если подыщу оптимальный вариант, то извещу об этом. А пока, на сегодняшний день – это акрил.

Теперь вопрос: а где его брать. Не знаю места, кроме Красноярска. По заявлению производителя, а они утверждают, что только они являются единственными в России поставщиками этой (мягкой) пропитки. При желании могу дать их адрес, списывайтесь.  Причем в жидком виде она не переносит морозов. Замерзает и деструктуризируется. Но после полимеризации мороз не страшен. Изготовители могут фасовать ее в герметические ведерки по 1л, 4л, и более.

И последнее, по пропиткам. Исходя из собственного опыта и теоретических рассуждений, за счет подобной пропитки можно уменьшить вес оболочки, делая ее из более легкой ткани и повышая ее прочностные свойства на истирание за счет подобных пропиток. Делая весь низ катамарана сплошным из ТЕЗы, мы излишне утяжеляем вес оболочки.  Нужно «укрепить» самые необходимые (трущиеся) места пропиткой, оставив необработанными, или обработанными «слегка» не очень нагружаемые места. Водорастворимая пропитка хорошо разводится водой, не меняя своих свойств, но, естественно, пропиточный слой становится более тонким. А для несложных рек эта технология будет незаменима. «Семейные» или как у нас называют «матрасные» сплавы они не требуют «супер» прочности, а это все уменьшает и стоимость катамарана, и силы на транспортировку.  Но каждый волен решать, что ему более подходит и провести необходимые эксперименты до того, как пуститься вплавь, чем я сейчас и занимаюсь.

 

Вопрос №3. Пленка для «надувастика».

Ответ №3.  Надувная часть катамарана, это, наверное, самая главная деталь.

Не вдаваясь в теоретические и материальные рассуждения по «этой детали» выскажу одну, на мой взгляд,  основную мысль, которая на сегодняшний день и назрела, и уже обретает «плоть» при изготовлении «надувастиков». Она и раньше была такой же,  просто реализовать ее было сложно. Не было подходящих материалов, но в советское время она многими реализовывалась посредством изделия №2, закупаемыми в больших количествах в аптеках, что неизменно вызывало легкий шок у продавцов аптек и окружающих, видевших это.

Надувная оболочка должна быть в идеале:

а) максимально герметичной;

б) максимально эластичной (как изделие №2);

в) максимально легкой;

г) максимально ремонтнопригодной;

д) всепогодной.

 Одним из таких материалов, используемый на сегодняшний день – это полиэтилен. Мои друзья, крутые сплавщики, использовали его на реках 5-ой категории. Но, тем не менее, у него есть недостатки. И по герметизации его, и по его эластичности, и по старению, хотя он практически не разлагается, но как-то «дубеет», потом при его укладке почему-то появляются микро царапины, которые со временем начинают пропускать воздух и другие «недочеты». Поэтому его берут потолще, что сказывается на эластичности. В общем можно использовать, но несколько хлопотно.

Плавали и мы на нем, все лето, правда, приходилось сначала один-два раза в день подкачивать, потом почаще.

Опускаю разбор всяких полиамидных пленок, т.к. если почитать о их применении в катамараностроении и ремонтопригодности, то мало не покажется.

 

Была поставлена задача – найти пленку с более подходящими характеристиками, обозначенными выше, т.е. близкими к идеалу. Подобные пленки, как выяснилось, могут делать, но куда бы ни обращался, везде «требовали заказ на километры или тонны пленки, да еще и оплату НИРа (научно-исследовательских работ). Но, тем не менее, недалеко от нас нашел изготовителя, который согласился сделать ту пленку, которая, по моим прикидкам необходимо для «надувашки».  В итоге  

этих «изысканий и мытарств, а также перепитий и переетий» явилась пленка, которую можно делать рукавом, правда пока шириной до 86-88см (на диаметр гондолы примерно в 55см), толщиной 50-75 микрон, вес примерно 100-120 грамм на погонный метр длины. А самое главное – она эластична. Хорошо заполняет неудобозаполняемые места в катамаране. Основной плюс – это то, что ее не надо совсем сваривать для герметизации. За счет своей эластичности она герметизируется обычной резинкой:

а) один торец надо просто заматывать. Т.к. эта пленка при изготовлении наматывается на бобину, при этом проходит через ряд валков и в силу своей эластичности, в отличие от полиэтилена, она довольно сильно слипается. Исходя из этого, "глухой" конец заматывать можно не герметизируя клеем, или каким либо герметиком. Берешь обычную резинку. От трусов или авиамодельную, мне больше нравится от первая, т.к. она в матерчатой оболочке и за счет этого более прочная, авиамодельная иногда при работе рвется, но это все сугубо хозяйское дело, и в "натяг" заматываешь  торец.

б) аналогично и с клапаном, но в месте клапана промазывается по краю периметра с внутренней стороны вся пленка каким-нибудь водостойким клеем или аналогичным герметиком, и клапан снаружи тоже. Но, согласно результатам последних экспериментов, можно затягивать и без герметика. При хорошем натяжении, опять же за счет эластичности пленки, происходит хорошая герметизация.  Резинки много не надо, примерно 0,5-0,6 метра на торец и около 1 метра на  клапан.

Клапан – это просто не раздутая ПЭТ бутылка, т.е. заготовка для бутылки, от которой отрезано
дно, место реза обязательно обработать наждачной шкуркой для устранения острых граней.  Т.к. пленка эластична, длина баллона делается подлиннее и конец баллона с клапаном просто заворачиваем, в обратную сторону. Он выходит в носовой части навстречу движения и "прячется" под матерчатым клапаном. Размещаем два "надувастика" один над другим. И хотя с моей точки зрения это излишество, но, тем не менее, это, опять же с точки зрения безопасности, необходимо.
 После заматывания торца, мы выворачиваем рукав на изнанку. Это улучшает и внешний вид, и лучше формуется в наружной оболочке при накачке, и дополнительно герметизирует, т.е. не столько герметизирует, сколько не напрягает эту часть давлением. В этом варианте воздух работает на
обжим замотанного конца, а не на его прорыв. Только поглубже надо его внутрь заталкивать, на 10-15см. В связи с этими "добавками" по длине, в корме 10-15см и в носовой части 20-25см (для заворачивания этого конца в обратную сторону) надо заготовку отрезать как минимум на 30-35см длинней наружной оболочки. Но, опять же исходя из эластичности пленки, после герметизации торца, можно рукав и не выворачивать, но все равно делать чуть длиннее, чтобы завернуть его в обратную сторону. При накачке, сначала накачивается нижний баллон примерно до половины объема, потом верхний до «упора». Каждый из этих двух «надувастиков» диаметром чуть больше диаметра наружной оболочки и при проколе любого из них, «оставшийся» в живых надувается до «упора».

 В качестве клапана можно использовать и обычную резиновую трубку, лучше силиконовую длиной примерно в 20см, диаметром 25-30мм, но в нее нужно вставить небольшую дюралевую или какую-нибудь жесткую трубку, длиной 4-5см, это для жесткости при намотке резинки.  Далее процесс аналогичный предыдущему. Герметизация затягиванием резинки, а общая герметизация загибанием и завязыванием трубки, или вставлением пробки. Все эти варианты уже обкатаны.

Как клеить разорванную пленку. Скотчем. Водостойким. Из моих экспериментов по склейке и из того, что было под рукой (в магазине) наиболее подошел двусторонний скотч. Он водостойкий, но надо два момента соблюсти:

а) чтобы не было складок на пленке;

б) не снимать бумажную основу с поверхности скотча, чтобы не прилипла эта часть к оболочке, когда накачиваешь.

Есть еще один хороший «супер-скотч Момент», армированный, серебристого цвета,  тот, который за 90р. И который клеит все, включая водопроводные шланги. Действительно клеит все. Но ввиду того, что его «конструкция» сделана так, что основа из клетчатой тряпочки, он начинает пропускать воздух по этим клеточкам. Прижимал, прокатывал и все равно в каком-нибудь месте начинает сочиться воздух. А в «боевых» условиях как прикатаешь и чем. Поэтому лучше поискать более гладкий, есть с металлизированной пленкой скотчи, тоже водостойкие, но у меня нет, потому и не могу сказать о его свойствах на предмет герметизации. Опять же пообещали в феврале прислать еще какой-то «супер», широкий и которым якобы можно заклеить даже пробоину в самой оболочке. А уж пленку, так вообще намертво. Но о нем говорить еще рано, надо попробовать.

Вытаскивать «надувастик» после сплава не надо, сушится вместе с оболочкой. У меня знакомые мужики уже лет 5-6 плавают на одном полиэтилене (т.е. на одной «надувашке») и сушат все эти годы ничего не вытаскивая из оболочки.  

И всепогодность. Понятно, что в морозы не плавают, но тем не менее, от мороза в 30 градусов пленке ничего не сделалось. Мороз она переносит лучше полиэтилена, даже на морозе она не «дубеет».

Вроде все. Понятно, что возникну еще вопросы, постараюсь ответить и на них.

С уважением ко всем, Владимир.

 




   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |