Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 

Парус для байды за 2 часа

 

       Не у всех есть возможность походить на «правильной» яхте на Большой воде. Но что бы испытать чувства, знакомые еще древнему человеку, когда шкот натягивается, лодка движется и слушается руля нужно совсем не много. Если для Вас парус – основной движитель в походе или самоцель – надо шить или покупать что-то серьезное. Но если хочется просто попробовать «подержать веревочку» или воспользоваться в походе попутным ветром – можно обойтись подручными средствами. Хочу поделиться своим опытом.

Так получилось, что я с детства «заболел» парусом, а возможностей (Большой воды и ресурсов) почти не было. К тому же не люблю шить. В 1981 я поклеил первый парус из полиэтилена, снятого с парника, он нормально тянул сплавной катамаран-четверку по течению Угры. Клеил лавсановым скотчем (для магнитофонных лент), который очень быстро отваливался. С помощью пластыря шпринтовый парус неплохо поработал в четырех матрасных походах.

Огородный опыт мамы показал, что полиэтилен лучше всего усиливать полиэтиленом с помощью утюга. Такой вспомогательный парус для байды понравился и мне, и друзьям. Конечно, серьезные «складные» яхтсмены посмеются над моей парниковой затеей. Но нормальное парусное вооружение - это либо очень трудоемко, либо дорого.

 

Проект

            По-моему лавировать в байдарочном походе по реке почти без толку*. При слабом ветре на веслах быстрее, а свежий лучше пережидать на стоянке: идти против речной волны на обычной байде практически невозможно. Поэтому мои требования к вспомогательному парусу очень просты:

-   безопасность,

-   удобство использования на гребной байдарке без переделок,

-   минимальный вес в упаковке,

-   доступность.

Превращать лодку в тримаран (или в клипер) мне не хотелось. То есть, только штатный руль, ни каких поплавков и шверцев, мачта из подручного материала в штатном или накладном степсе. Сделать такую мачту длинной, прямой и гладкой нелегко, поэтому парус должен стоять свободно от мачты. Латинскому парусу тоже требуется ровный каркас. Так что невысокий рейковый парус казался самым подходящим*. Он не скользит по мачте, а значит, она может быть кривая и шершавая. Во время дождя четырехугольником с оттяжками по углам очень удобно накрываться. Парус рекомендуемой площади 3-4 кв в легкий ветерок уже тащит Салют-3 против течения Оки у Серпухова, а в свежий примерно соответствует мореходности и прочности байды. В самый слабый ветер можно помогать веслом, для этого важно, что бы перейти с паруса на весла было легко. А в сильный лучше отдыхать в палатке на берегу.

На рисунке размеры паруса приведены для Салюта-3 или Тайменя-2/3. Лучше, если нижняя шкаторина паруса будет впереди спинки капитана. Мачта высотой до 3м – хоть из орешины, лишь бы в байду становилась. Реек 1.5-1.7м (лучше более-менее прямой) то же можно вырезать на месте, из дома надо нести только парус, колечко-блок и веревки. Для безопасности мачта должна стоять свободно, ванты и штаги не дадут свободно отпустить парус по ветру.

По это же причине гик ни разу не ставил: в свежий ветер без него спокойнее. А в слабый можно и веслом угол оттянуть, под шкот стоит пропилить небольшую выемку в лопасти без острых углов. К тому же и матроса по голове не бьет, и убирать парус проще.

Конечно, на лавировку надеяться не стоит, но бакштагом до галфинда (боком к ветру) байда пойдет, если дно не плоское. По крайней мере, полиэтиленовый парус гораздо безопаснее, удобнее и симпатичнее, чем спинакер из палаточного тента. Вес минимальный, грести не мешает. Попробуйте, даже если Вам удастся пройти под парусом всего пару часов за поход – Вы не пожалеете о загубленном парнике. А как бывает обидно веслаться под попутняк на спокойной речке!

           

Конструкция

Парус усиливается по тем же принципам, что и современные «большие» паруса:

-    Никаких булиней или ликтроса, только та же пленка, в крайнем случае - скотч или пластырь.

-    Швы и фальшивые швы – усилители (полосы шириной 5-8см через 40см) – в один слой.  

-    По передней шкаторине (кромке) – 2-3 слоя,

-    По задней – 1 слой,

-    В углах многослойные «звездочки» с длинными лучами,

-    Внутрь звездочки заплавляется кусок плотной ткани размером с ладонь, к нему пришивается капроновая петля.

 

О профиле Вашего Первого Паруса можно заранее не беспокоиться, пусть будет плоским: все шкаторины (кромки), кроме задней, прямые. По задней шкаторине можно сделать слабый отрицательный серп (сделать кромку слегка вогнутой), чтоб не вибрировала.

Найти ровный материал для рейка гораздо легче, чем для мачты. Парус надевается на него карманом по верхней шкаторине и набивается оттяжкой верхнего угла. Фал вяжется к рейку на расстоянии 1/3 – 1/4 от переднего конца.

Блок для фала (веревка для подъема паруса) делаю из обычного проволочного кольца. Чтобы кольцо не прижимало фал к мачте, ставлю его ребром вдоль дерева в небольшой паз. Любые накладные детали на «дровяном» рангоуте надежнее всего привязывать мокрыми капроновыми веревочками. Что бы вязка не соскальзывала, нужно сделать небольшой желобок. Опыт показал, что два гвоздика, вбитые в мачту над степсом - удобная утка для фала.

Галс-оттяжка (от переднего-нижнего угла паруса) крепится не накоротко к мачте, а к шпангоуту, то есть у паруса есть «свобода» относительно мачты. Это вредно для крутого бейдевинда, зато гораздо удобнее на гребной байдарке. Такой парус можно легко спустить, уложить на деке или запихнуть внутрь (так он не мешает грести), достаточно отдать фал. Поэтому можно быстро переходить от весел к парусу. Оттяжка к шпангоуту страхует мачту (не дает выскочить). При смене галса при таком креплении парус легко перебросить на подветренную сторону мачты, особенно если она загнута назад (прямая редко попадается). Обычно это делается для «устранения искажения профиля паруса мачтой». Мне показалось более важным, что реек не прижимается к мачте (сохраняется свобода) и выглядит парус с ровным пузом по-прежнему красиво. Парус, не связанный жестко с корпусом кренит лодку плавно.

По высоте парус должен нормально проходить над пригнувшимся матросом. В слабый ветер реек можно поднимать до упора в колечко. В сильный ветер парус лучше поставить ниже. Для этого достаточно подготовить еще один усиленный галсовый угол с петелькой. Травится фал и снимается гик (если был). Оттяжка перевязывается к «штормовому» (верхнему) галс-углу и укорачивается.  Хотя площадь почти не меняется, снижение высоты парусности заметно облегчает управление.

 

Совершенствование

Рейковый парус можно доработать прямо в походе.

Первым делом надо вырезать мачту повыше из ровного сухого ствола и поставить гик. Легкий гик-распорка, который упирается рогатиной в мачту выше галсового угла*, хорошего расправляет парус в слабый ветер. Галсовый угол паруса крепится по-прежнему к шпангоуту. Конструкции простая, но настроить такой парус сложнее. Обычно если парус нормально стоит без гика, трудно будет избежать складок с гиком (или наоборот). Переносить парус при смене галса через гик хлопотно.

Заманчиво сделать парус полностью балансирным* (гик, как и реек, торчит вперед от мачты): закрепить нижние углы паруса к концам гика оттяжками, а сам гик оттянуть вниз снастью, привязанной на 1/4 от его носка. Нижняя шкаторина остается свободной, поэтому гик можно делать из любого материала. Стоит надеть шкотовую петлю паруса на гик и растянуть парус вдоль гика отдельной регулируемой снастью (грота-шкот). Обычный шкот (гика-шкот) для управления привязать к концу (ноку) гика. Если не крепить гик к мачте, работать с парусом будет удобно. Мне кажется, что парус на таком каркасе будет меньше растягиваться. Теперь можно набивать фал туже. Правда теперь при смене галса он не уйдет за мачту сам, придется растравить фал (или оттяжку).

Если парус сильно скручивается – хорошо помогает второй шкот от верхнего угла рейка *. Реек можно сделать заранее из байдарочного привального бруса или стрингера. Это позволяет при склейке аккуратно задать профиль паруса, но тут нужен опыт*. Горб по задней шкаторине можно поддерживать латами из щепок, приклеенных скотчем.

Думаю, что такой парус уже позволит лавировать, были бы шверцы. Только не забывайте, что любое усложнение парусного вооружения неизбежно добавляет хлопот на гребной лодке.

 

Технология

Для байдарочного паруса годится обычная (неармированная) парниковая полиэтиленовая пленка. Если есть выбор, лучше взять потолще. Обычный скотч (из «канцтоваров») держится на полиэтилене несколько дней, зато и склеить парус можно за полтора часа прямо на дневке. У меня ушел весь рулончик 30м без остатка. Конечно, пленка должна быть сухой и чистой (полиэтилен электризуется и притягивает пыль). Значок в верхнем углу, выполненный цветной лентой отлично смотрится. Труднее всего закрепить оттяжки по углам: веревки быстро рвут пленку. Надо плотно наклеить в углу «звездочку» из 8-10 слоев ленты и прожечь (не прорезать) дырочку в этом бутерброде. Лучше аккуратно собрать полотнище дома из пленки с помощью утюга и обязательно усилить углы тканью. Такой парус будет работать несколько походов. Мой даже растягивался «правильно», не давая морщин и большого пуза. Дело в том, что основа и усилители растягиваются примерно одинаково, если сделаны из одного материала, а парус, усиленный скотчем быстро кривится. Если перекосит или выпучит – смело утюг в руки, подрезайте, делайте закладки-заплатки, создавайте свой Профиль Паруса.

       Если лениво много водить утюгом, разумный компромисс: утюжить только углы,  запрессовывая в них кусок ткани с ладонь, а фальшивые швы и кромки – скотчем.

Несколько советов по технологии склейки полиэтилена утюгом:

1.      Не стоит использовать новый утюг, которым гладят одежду.

2.      Клеить на ровной поверхности с мягкой подкладкой типа гладильной доски.

3.      Утюжить лучше через тефлоновую пленку с запасом по ширине. Можно обойтись газетой, но она обычно приклеивается, получается несимпатично. Когда-то цветы упаковывали в лавсановую (гремучую) пленку, она то же годится.

4.      Температура утюга - примерно чуть горячее кипения воды. Прогрев регулировать временем глажки.

5.      Нормально прогретый шов обычно становится более прозрачным.

6.      Много слоев пленки лучше клеить по одному.

7.      Обычно горячий шов липнет к тряпке, на которой все гладится. Это нормально, но отрывать можно только как остынет (а стынет он медленно).

 

Всему этому нетрудно научиться по ходу дела. Полезно сперва потренироваться на тенте для палатки. У меня еще НИ ОДИН утюженный шов не разошелся, но все равно полезно взять с собой на воду целый ролик скотча.

 

Опыт

В 1991 собрался на водохранилище с байдаркой. Опять ни времени, ни ресурсов. Достал старый парус. Мутный задубевший полиэтилен легко отделился от пластыря, но сам разваливаться не собирался (старше 10 лет!). Подрезал, залатал дырки и усилил полотнище огородным спецутюгом за 2.5 часа (учился гладить не спеша). На разливах ниже Калязина поднялся свежий Ветер. Сосны гудели, рвались оттяжки у палаток. Волга покрылась барашками, но волна была не высокая: не хватало разгона поперек реки. Мачту и реек вырезал из сухой сосны, для фала привязал на топе колечко–блок и забил в мачту два гвоздика – утку для фала. Моторизованные соседи настоятельно советовали нам «посохнуть»: на «Казанках» в такую погоду на плесе уже неуютно. Выходили вдвоем на пустом «Салюте-3» с ласковым именем «Калоша». Против волны естественно шли на веслах. При подъеме реек дергался, но когда фал нормально набит, растравленный парус вел себя довольно спокойно. Уваливаюсь, осторожно выбираю шкот (только в руке!), мачта угрожающе прогнулась, байда пошла. Корму подбросило волной и лодка на несколько секунд перестала слушаться руля (огромного «Салютовского» руля, опущенного вертикально, на стальных тягах!). Я только хотел крикнуть матросу: «На веслах так не пойдешь!», вдруг нос задрало вверх, гребень волны вскипел на деке у меня под локтем. Следующая волна опять подняла корму, лодка еще наддала, нос клюнул вниз и выбросил в стороны два веера пены. Водномоторники выразили восторг жестами. Как не увлекателен серфинг а байдарке, но грести против ветра не легко, надо идти круче. Лодка без шверцев чудесно уваливается, а приводится к ветру неохотно. Однако «Салют» имеет острый глубокий форштевень и мощный руль. Так что после балластировки на нос и подстройки паруса нам удалось довольно долго нарезать Волгу в галфвинд. Парус стоял очень прилично, плотная передняя шкаторина не заворачивалась, а плавно волновалась на критическом угле атаки – ясный сигнал даже для неопытного рулевого: пора подобрать шкот. Мачта прогибалась, парус надувался и далеко уходил от мачты под ветер на фале и галс-оттяжке. Конечно, это не идеальная форма крыла, зато парус ведет себя гораздо спокойнее, чем туго набитый по мачте. Всегда есть время сбросить ветер и уменьшить крен. Работа на шкоте напоминала работу на брасе спинакера: травлю до заполаскивания, затем подтягиваю наполненный ветром парус. Лодка кренится и рвется вперед, вдоль волны, поплевывая пеной против ветра. Мы откренивали, сидя на пайолах («Салют-3» - очень остойчивая и мореходная лодка) и иногда хватали верхушки волн в открытый кокпит сподветра. Старый полиэтиленовый парус отлично выдержал часов 5 таких прогулок. Волнорезом работала жена, поэтому мне не удалось испытать конструкцию на предельных режимах. Наверно, в походе такие упражнения уже перебор. Однако в любой ситуации достаточно было потравить шкот и сразу становилось спокойнее. В свежий ветер гик не понадобился.

 

Еще два таких же паруса служат байдарочникам на открытой воде.

 

*Здесь я отсылаю Вас к авторитету В.М.Перегудова

http://www.fund.ru/~lsa/TRPS/TPF.html

 

 

Попутного ветра!

Егор Светогоров

s_egor@hotmail.com

 

 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |