ИЗГОТОВЛЕНИЕ САМОДЕЛЬНЫХ ВЕСЕЛ
Норель Олег.
Давно
собирался написать эту статью, но все не хватало времени, но сейчас время
появилось. В этой статье я хочу поделиться своим опытом изготовления весел.
Весло пожалуй самая важная часть снаряжения туриста водника, так как даже если
ты имеешь самое лучшее судно, и самую лучшую технику то, взяв в руки лопату, ты
многие приемы управления судном применять не сможешь.
Сразу оговорюсь, эта статья
не для жителей Москвы и Питера, Новосибирска и других городов, где водный
туризм хорошо развит, есть сеть магазинов, фирмы изготовляющие снаряжение, и т.
д., там то о чем я пишу просто не нужно. Я пишу для тех, кто вынужден делать
снаряжение сам или ехать за ним в большую даль. Например, у нас в Одессе
специального водного снаряжения нет вообще, поэтому весла, спасжилеты, суда
делаем сами. Но я не об этом. В статье я привожу результаты своих экспериментов
по изготовлению весел. Эксперименты по изготовлению весел я начал в 1999 году.
Все конструкции опробовались в реальных походах. В результате я остановился на
двух конструкциях самой первой, испытанной в нескольких походах, выездах, и
последней, испытанной в этом году в походе 5 к.с. р. Бий-Хем - р.Улуг-О.
Конструкция №1 Деревянное весло.
Преимущества легкость в изготовлении (можно
сделать практически на любой кухне), высокая скорость изготовления (в 2000 году
я с товарищем за одну неделю сделали 12 весел) доступность всех материалов, не
требует каких либо особых навыков.
Недостатки недостаточная
прочность весла (весло живет не более 1,5 – 2 сезонов, хотя отдельные весла
прожили 3 сезона), и большой вес весла 1500 – 1800 г. В данной конструкции вес
напрямую завязан с прочностью, чем тяжелее, тем прочнее.
Для изготовления весла
понадобятся
Порядок изготовления
следующий.
![]() ![]() |
|||
![]() ![]() ![]() ![]() |
|||
Рис. 3
Рис. 4.
Рис. 5.
Рис 6.
Рис 7.
Конструкция №2. Металлическое весло.
Преимущества: весло
относительно легкое вес весла около 1200 гр., весло прочное, веслом можно
выполнять весь арсенал приемов водного слалома.
Недостаток, требует большого
количества разных материалов, требует доступа в хорошую слесарную мастерскую, и
навыков работы с различными материалами.
Лучше изготавливать сразу
несколько весел сразу, это позволит снизить себестоимость каждого весла.
Для изготовления весла
потребуется
Дюраль марки Д16Т или Д1Т.
Порядок изготовления весла
следующий:
1.
Вырезаем из дюраля
лопасть весла см. рис 8. Я скопировал форму весла фирмы TNP, увеличив площадь весла до 1100 см2.
Рис. 8.
2.
Турбинкой
разрезаем вдоль оси дюралевую трубу. Если полученный паз будет смещен от
центра, то в дальнейшем лопасть может принять форму ложки. В принципе такую
форму веслу можно придать и специально, но можно сделать лопасть ровной.
Выпуклость лопасти будет направлена в сторону противоположную смещению паза.
Дина паза должна быть короче длины лопасти на 10 мм см. рис. 9.
Рис. 9.
3.
Вставив в паз лопасть, киянкой аккуратно деформируем
дюралевую трубу и придаем ей форму изображенную на рис.10.
Рис. 10.
Перед
деформацией дюраль необходимо натереть мылом и нагреть до момента почернения
мыла. В этом случае меньше риск того, что на трубе при деформации образуются трещины.
После деформации концы трубы разойдутся в стороны, поэтому на конце трубы через
лопасть сверлим отверстие под болт М5.
4.
Берем трубу Æ8 и Æ14 и разрезаем вдоль. Вставив в паз стальную пластину,
которая толще лопасти на 0.1 -0.2 мм придаем киянкой трубе форму буквы «П» см
рис. 11.
Рис. 11.
5.
На полученной
детали из трубы Æ14 вырезаем
необходимые пазы см. рис. 12. Зачищаем на полученных кантах все заусенцы,
острые кромки и т. д.
Рис. 12.
6.
Приклепываем
полученные канты по периметру лопасти весла. В качестве заклепок используем н/ж
проволоку и гвозди см рис. 13. Широкий кант приклепываем снизу пятью заклепками
Æ4 мм, каждый
лепесток закрепляем заклепкой из гвоздя. Узкий кант удобно приклепывать следующим образом. Насаживаем кант на лопасть, сверлим, приклепываем снизу
одной заклепкой, дальше насаживаем кант, при необходимости слегка деформируем,
клепаем следующую заклепку и т. д. Опыт показывает, что на остальных радиусах
весла нет необходимости делать лепестки. Алюминиевый кант достаточно легко
деформируется.
Рис. 13.
7. Вставляем лопасть в паз и стягиваем всю конструкцию
винтом М5. Низ рукоятки необходимо закрепить минимум четырьмя заклепками Æ4 см. рис. 13, так как концы рукоятки будут стремится
разойтись в стороны. Лопасть к рукоятке крепим 4 – 5 заклепками Æ4. В местах, где невозможно высверлить потай, трубу
деформируем с помощью шариков от подшипника см. рис. 14. После сборки лопасти и
рукоятки болт М5 можно убрать (отверстие от болта никак не скажется на
характеристиках весла.)
Рис. 14
8.
Вырезаем из
дерева ручку см. рис 4 и втулку. Втулку соединяем с ручкой с помощью шурупов.
Порученную ручку на клею запрессовываем в рукоятку. От поворота ручку
дополнительно стопорим заклепкой см рис.
15. Перед запрессовкой ручки внутрь рукоятки необходимо засыпать мелко
измельченного пенопласта. Это придаст будущему веслу плавучесть.
Рис. 15.
9.
Как и в предыдущем
варианте, полосами стеклоткани усиливаем самые нагруженные места весла и придаем
прочность креплению ручки к рукоятке см. рис. 16. Да и руками гораздо приятней браться
за пластик, чем за металл. Прежде чем приступить к обтягиванию рукоятки
стеклотканью ее необходимо зашкурить и обезжирить ацетоном, чтобы убрать пленку
окислов, которые всегда образуются на поверхности дюраля.
Рис. 16.
10.
Зачищаем
поверхность стеклопластика, полируем рукоятку весла и ручку и т. д.
11.
С помощью
автошпаклевки шпаклюем все переходы, щели, места заклепок, канты и т. д. см. рис. 17 (красным выделены места
шпаклевки). Перед шпаклевкой так же необходимо тщательно зачистить и обезжирить
поверхность металла. Я использовал автошпаклевку NAVOL, она
недорогая, одной баночки 250 г хватает
на 3-4 весла.
Рис 17.
12.
Окончательно зачищаем
и полируем готовое весло. Поверхность ручки и рукоятки в местах хвата чтобы
весло не скользило можно сделать слегка
шероховатыми. Для этого наносим тонкий слой эпоксидной смолы, когда смола
начинает затвердевать, посыпаем нужное нам место сахарам со всех сторон. Когда
смола затвердеет, сахар удаляем с помощью теплой воды. Остается только слегка
пройтись по поверхности мелкой шкуркой.
13.
Остается только
покрасить весло. Лучше всего использовать автомобильные грунты и эмали. Перед
нанесением грунта так же необходимо зачистить и обезжирить поверхность весла.
Весло готово.
Примечание. Несколько советов по
работе со стеклотканью и эпоксидной смолой.
![]() |
|
Лента | Форумы | Клуб | Регистрация | События | Слеты | Маршруты (Хронобаза) | Фото | Хроноальбом | Видео | Радио Статьи | Лодки | Турснаряжение | Тексты | Отчеты | База треков | Творчество | Марфа Московская | Марфа - рассказы | Заброска | Пойду в поход! | Карты | Интерактивная карта | Погодная карта | Ссылки | Поиск | Реклама | База | |