Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 

Равнинные лыжи – борьба с откатом

 

 

То, что по почти все лыжи  для взрослых сейчас пластиковые - явилось для меня  откровением. 25 лет не интересовалась я лыжными новинками, и вот те раз…

Не мудрствуя лукаво, купила обычную «Вятку», на которых написано «пластик», пластиковые палки, обычные кожаные ботинки и самые простые крепления.  Получилась некая бюджетная версия выходного дня, учитывая, что на лыжи я становлюсь несколько раз в год,  просто погулять по лесу, что-то более крутое мне совершенно не нужно.

Пришлось несколько помучиться,  устанавливая крепления на пластик. Просверлить дырки в пластике ручной дрелью оказалось куда сложнее, чем в дереве, причем надо было исхитриться не сделать их особо большими, чтобы саморезы входили достаточно жестко. Ввинчивать ответкой саморезы тоже оказалось не по-женски отвратительным -   отвертка просто рвала крестовину – винты-то сделаны из  дерьмового дюраля… Подпятники оказались с горбом и рассчитанны на каблуки с канавкой. Понятно, что продавщица забыла предупредить об этом, продавая мне комплект.  Совок неубиваем никаким капитализмом…  Пришлось присобачивать простые резинки, а так как гвозди в пластик не забьешь,  вновь мучиться с саморезами, причем на это раз микроскопическими, я и отвертку-то такую не сразу нашла.  Потом сверлила ботинки.  Это полегче, но там главное – вовремя остановиться J.  Если честно, знала бы – купила то, с чем не надо мучиться, даже если оно стоит дороже. Но что куплено, то куплено.

В конце-концов, все получилось, и лыжи  вывелись на испытания.

 

Я была приятно удивлена отличным «катом» лыж, несмотря на липкий снег – он совершенно не прилипает к пластиковому низу, словно это просмоленные и грамотно смазанные деревяшки.  Однако палка оказалась о двух концах – лыжи с такой же легкостью катились назад! О том, что существуют модели с насечками по колодкой, я просто не знала, так что поздно пить боржоми.  В результате прогулка по бульвару оказалась пыткой, грубо говоря, три шага вперед – один назад. Нетренированные ноги заболели тут же, пытаясь хоть как-то застопорить откат.  В общем, домой вернулась я в мрачном расположении духа. Постучав лыжами у подъезда, сбрасывая снег с креплений и верха,   поднялась в квартиру и  начала думать, как исправить положение с откатом.

Кстати, зря я стучала… Задками пластиковых лыжами  свершенно нельзя стучать об асфальт -  в отличие от деревяшек,  они тут же начинают расслаиваться… Прогресс, блин!

 

Итак, вернемся к  барану. Первую мысль подсказали на форуме – лыжная мазь, которую мажут под колодку. Как-то хитро надо подбирать температурный ее диапазон, а, кроме того, выяснилось, что через полчаса хорошего хода она просто стирается  с пластика. То-есть  часа на три сходить в лес – это постоянно подмазываться? Нет, не за то баррикадах стояли…

Вторая мысль – существуют ли синтетические камуса?  Чтобы их можно было надеть или наклеить на лыжу? Должно же что-то придумать человечество от отката!

Выяснилось, что оно придумало. Но только не для беговых лыж, а для туристическо-прогулочных, более широких и коротких. Эти самые камуса  - в основном, из нейлона (иногда из синтетического мохера) – длиной по метр восемьдесят, крепятся на всю лыжу. А самое прикольное, что их просто не достать в Москве.  «Сейчас нет. Скоро будет завоз.  Уже кончились!» - вот  ответы крупных спормагазинов. Подозреваю, что «мальчиков и не было», потому что когда я в лоб спросила  менеджера в крупнейшем маге на Красной Пресне, в отделе лыж, она вытаращилась на меня, как овца – что такое камус?  Я ей объяснила. Тогда она  бойко ответила: скоро будут, заходите еще!…

Порадовал только магазинчик на Проспекте Мира, по  наводке bentosa (http://www.sherpa.ru): есть такой, приезжайте, один штук остался,  по дешевке отдаем - 60  убиенных енотов. А так обычно по 80-100. Нехило, да? Почти как  весь мой лыжный комплект.  За такое дерьмо даже   две тыщи рублей отдавать жалко. И, главное, зачем мне такая длина?! Мне надо сантиметров 20-30 одна штука, не более! «Ладно, думаю - отрежу».   Но тут выясняется, что лента слишком широка для беговых, а подрезать бока нельзя – крепления на краях завулканизированны и все такое прочее.  После душевного разговора с менеджером  я поняла, что камусов на узкие беговые лыжи попросту не существует. В общем,  качайте  ножки и ходите коньковым бегом…

Ну уж, хренушки. 

 

Пришлось вернуться к старому охотничьему способу… Итак, берется камус. Это шкурка с нижних частей ног лося, или, на крайняк, оленя. Она очень плотная, а главное – у нее очень жесткий направленный ворс. «По шерсти» камус обычно гладок, как масло, против шерсти топорщится так, что хода нет. Хорошо выделанный  камус долговечен, не боится сырости, его не надо ничем обрабатывать. Толщина кожи колеблется от 0,8 до 3 мм. Брать лучше шкурку толщиной не более 1-1,5  мм. Слой шерсти  у камуса густой, имеет толщину примерно 0,5 см, поэтому общая толщина будет немаленькой. У меня кожа оказалась немного толстовата, к сожалению, но клеим что имеем…

 Одной шкурки, которая обычно размером 50х20 см, достаточно для пары беговых лыж.  Мой старый камус продержался на деревяшках порядка двадцати лет.  Где взять ЭТО? У меня просто было. Все остальным - пошариться по охотничьим сайтам и форумам, поспрашать знакомых охотников, позвонить в охотничьи магазины. Я не думаю, что одна маленькая шкурка может стоить дорого. Ну уж точно дешевле синтетического! При покупке надо обратить внимание на качество мездры – чтоб не гнилая была, не пересушенная,  гибкая, равномерная по толщине. Хорошая мездра обычно светлая, мягкая, без «чешуйчатости». А мех должен быть гладким,  блестящим и жестким, лежать ровно, и, главное -  однонаправленно: на некоторых камусах он расходится «елочкой», что не очень хорошо для нашей цели.

Итак, камус у вас в руках!

Что дальше?

Дальше дело техники – измеряется ширина носовой части лыжи, и из куска шкурки вырезается лента, по центру.  Ширину ленты можно сделать на пару миллиметров поуже лыжной, чтобы мех не мешал кантоваться. Но, с другой стороны, в этом нет особой  необходимости, так как кантуются  обычно не носами, а мы будем клеиться на нос.

Ножницы нужны мощные и острые. А так же после резки надо сразу пропылесосить все вокруг – когда режешь камус, на пол падают сотни мелких волосков.

Дальше лента  разрезается на две половинки. Каждую прикладываем  к носу лыжи, ручкой очерчиваем по мездре форму носика, и обрезаем в точности. Я думаю, вы уже поняли, как прикладывается  камус – шерсть  должна «смотреть» назад!  Теперь самое главное – какова длина камуса «подлыжной» части, там, где изгиб заканчивается, и лыжа уже прикасается к земле?  Тут хитро.  У меня получилось порядка 5 см.  Меньше, я считаю, нельзя, нечем будет бороться с откатом, больше – может тормозить ход (теоретически).   Вся длина одного кусочка - 19 см, ширина равна ширине лыж (у меня 4,8 см).  Когда переносишь на лыжу центр тяжести тела, она выгибается, и и получается, что к земле (снегу) плотно прикасается только 2-3 см шкурки.  Этого  должно быть достаточно для  эффекта антиотката. Можно попробовать  сделать площадку «соприкосновения» еще меньше, чтобы при переносе центра тяжести лыжа почти не стояла на шкурке; но тут надо долго все высчитывать, к чему я непривычная, полагаюсь «на глаз».

Вот, кусочки готовы.  Они полностью идентичны по форме 19 см носовой части лыж. Теперь клеимся. Клей надо брать такой, чтобы клеил и кожу, и пластик. У меня  это «Квинтол-ЛЮКС», продается везде, по-моему. Процесс клейки стандартен – все должно быть сухим; мажется кожа, мажутся лыжи. Мажутся однородно, без «дырок»! Первый слой высыхает, через 10 минут кладем второй.  Прижимаем, кладем носики  под  ненадолго под пресс и оставляем сохнуть на сутки.

 

 

После наклейки  шкурки я каталась  несколько раз,  в разную погоду.  Лыжи идут легко – у камуса отличные свойства скольжения.  Откат   практически исчез – просто небо и земля по сравнению с первыми мучениями!  Проявляется он только тогда, когда идешь по  льду  – но на лед лучше выходить на коньках! J

Я не совсем уверена, что камус подойдет для бегунов, которым критичны время и скорость хода; вероятно, наклеенная шкурка  должна  подтормаживать, но для себя я больших проблем не заметила. Думаю, что по такому же принципу можно попробовать наклеить на передки что-то другое, например,  гибкий пластик миллиметра 3 толщиной, и немного подлинее.  Скольжение будет не хуже, а антиоткат осуществится за счет запцепа рубчиком за снег. Правда, это актуально только для  накатанной лыжни; в целинном снегу таким рубчиком фиг зацепишься, в отличии от камуса, который топорщится до полутора сантиметров в толщину и тормозит всей своей поверхностью. Умные люди, эти охотники…

В общем – дерзайте, и удачи в борьбе с откатом!

 

 

Редактор Veslo.ru

 

 

 

 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |