Вниз по легендам или Чулышман-Башкаус 2006
на veslo.ru

Автор

Равиль Айбатулин

Комментарии по "горячим следам"

Макс Гончарук


Реки, где мы были

Чулышман

Башкаус


    

Экипажи
К1 - "Адмиральский":
Некрылов Алексей
Сулькин Родион
Короткий Сергей
Балашов Василий

К2 - "Штурмовой":
Гончарук Максим
Айбатулин Равиль
Хоменко Сергей
Сметанников Владимир

К3:
Львов Александр
Липин Владимир


Длительность
Всего:
с 22 июля
по 6 августа 2006 года

На воде:
Чулышман - 5 дней
Башкаус - 5 дней

Нитка маршрута

Москва - Барнаул - Акташ - Чулышман - Башкаус - Акташ - Барнаул - Москва


Команда, как ни странно, на такой, казалось бы, желанный для любого водника маршрут, набиралась медленно и со скрипом. Народ откалывался один за другим - только находишь замену кому-то одному, завтра не идет второй… Последнего, левого переднего, нашли буквально за неделю, и это еще притом, что третья "четверка" и так плавно превратилась в "двойку".

Гончарук: Маршрут наметили еще зимой. Около двух десятков московских водников разной степени близости к группе размахивали саблями и заявляли о железной готовности идти. Когда же дело дошло до дела (после майских), оказалось, что все вышеозначенные желающие не могут. Люди отпадали столь неожиданно, что на 6-7 "отпавшем" стала приходить мысль "а не звоночек ли это?", "может ну его нах?" - всё-таки не тот маршрут, чтобы команду по объявлению набирать.

Мужики, верхний ряд: Сметанников, Айбатулин, Некрылов, Балашов, Короткий, Липин, Львов, Хоменко.
Нижний ряд: Сулькин, Гончарук

Команду составили, в основном, ребята из Леракта и отдельно приглашенные товарищи, типа вашего покорного слуги или такой небезызвестной личности как Александр Львов. Предводительствовал всем этим "сбродом" Алексей Некрылов. Задача, которую адмирал поставил перед командой, была неслабой: Чулышман, начиная с Язулинского каньона и заканчивая порогом "Каша", плюс Нижнее ущелье Башкауса. И все это должно было уложиться в две недели, включая почти восьмисоткилометровую алтайскую заброску - выброску.

И вот мы весело и нетрезво катимся по Чуйскому тракту, все глубже и глубже забираясь в сердце Алтая. Короткая остановка в Акташе, где нас с распростертыми объятиями уже ожидает Костя Наумов, который уже воспринимается просто как близкий человек - в те или иные годы он многим из нас помогал с забросками в разные точки Алтая. В режиме жесткой экономии времени выезжаем в горы в ночь. Через поселок Улаган, затем вверх по Башкаусу, перевал ……, и вот мы спускаемся к Чулышману…



Чулышман

(От автора: "Здравствуй, старый знакомый! Третий год подряд твои воды предстают передо мной, словно наваждение. Надеюсь, и ты меня не забыл? Кроме меня, из нас на Чулышмане почти десять лет назад был Некрылыч, но очень много воды утекло с тех пор…")

Только к обеду следующего дня мы наконец-то подъехали к сожженному Солдатскому мосту, откуда и начинается самая интересная часть Язулинского каньона. Стапель затянулся несколько дольше, чем мы планировали, т.к. количество тостов, лившихся из уст ребят, явно стало превышать запланированную отметку.

Гончарук: "Стапелились" 1,5 дня - мы это называем акклиматизацией. Но как ни оттягивай, любой стапель в определенный момент заканчивается. Главное оттолкнуться от берега, тогда начинается сплав.

Но вот мы на воде. Первые километры нашей дистанции позволяют экипажам сработаться, узнать силу друг друга. Каждый из ребят знает свое дело, но, тем не менее, кормовые на четверках присматриваются к носовым, те, в свою очередь, привыкают к командам капитана. Еще немного, и мы уже стоим над "Чертовым мостом".

(От автора: "Помнится, с каким придыханием подошла моя группа три года назад к этому порогу-водопаду, как мы зачарованно смотрели на слив и переглядывались - кто же первым окажется Там…")

Сейчас больше рассматривали заходную, "грязную", часть порога - выбирали наиболее оптимальную линию движения для груженых четверок: хотелось безболезненно объехать все камни и ровно заехать в основной водопад. "Четверки" со своей миссией справились великолепно, а вот двоечка полегла где-то на заходе и прошла основной слив вверх килем. Экипаж были в периметре, и все кончилось удачно, хотя днем позже у идущей вслед московской группы довольно основательно помесило здесь же человека. Очень зрелищно выглядит водопад снизу, когда видишь с борта страхующего катамарана стену падающей воды, над которой в какой-то миг взлетают носы ката, с сидящими на них ребятами, приготовившимися вонзить свои весла в последний момент в бурлящую пену. И вот вроде бы не маленький Fox-800, как щепка, падает вниз… секундное ожидание... и, как судно, медленно взбирающееся во время морского шторма на очередной вал, катамаран, словно нехотя, выбирается из-под слива.

Чулышман: водопад «Чертов мост»

Гончарук: Смотрели "Чёртов мост": атмосфера в коллективе - "здесь ничего нет, прыгнули и всё". Хорошо сказать "прыгнули". Чтобы прыгнуть - надо красиво приехать к сливу, чего порог отнюдь не гарантирует. Поэтому, представляя, как себя ведет моя модель катера (а за 9 лет он лёг один раз в "Топорах" на Белой, да и то при неправильном заходе), основной слив нас не интересовал, обсуждали только заход. "Обсуждала" группа аккурат часа 1,5, и, к сожалению для зрителей на берегу, перенесла прохождение "на завтра". Не люблю я эти "на завтра". Надо - приехал, прыгнул и отдыхай - впечатлениями делись. А тут сиди и обсуждай планы. Утром группа в "слегка коричневых штанах" порог конечно прошла. Со страховки особенно трогательно смотрелся экипаж двойки на кромке слива на перевернутом кате: кат маленький, слив огромный, они сидят в периметре, держатся крепко за кат и друг за друга, очень собраны, смотрят вперед. Почему-то возникла мысль про Мазая и зайцев.

Небольшое лирическое отступление: каким же это было для некоторых из нас откровением, когда мы узнали, что все препятствия на маршруте мы собираемся идти гружеными! Костяк команды Некрылыча, прошедшей Обихингоу и Муксу, где в глухих каньонах либо нет места обносам, либо это отняло бы много сил и времени, привык к такому раскладу, но для некоторых из нас это было впервые. Хотя, как потом оказалось, мы сэкономили на этом кучу сил и времени, даже учитывая то, что ворочать груженый катамаран в потоке - занятие не для слабых. Пошли нескончаемой чередой пороги Язулинского каньона... Какие-то проще, какие-то, хоть и без названий, но довольно мощные. Удивительно! Идешь на большой "четверке", а ощущений не меньше, чем в свое время на "двойке". Подошли к сложнейшей связке "Три Вовы" - "Затычка". Решили оставить прохождение наутро и пообжиться на пороге, если можно так выразиться. Наутро испытываешь двоякое чувство: с одной стороны - прилив энергии от предвкушения предстоящего прохождения, с другой стороны - чувствуешь, как потихоньку начинают поигрывать нервишки, особенно, когда ты уже бывал раньше на перегибе слива "Трех Вов".

Гончарук: Ага. Опять "на завтра". Это у нас в этот раз стратэгия такая была. Вечером походили вдоль "связки", помудили, порядили.. в обчем хорошо провели время. Когда смотрели Вов, был лишь вопрос, в какой части слива падать. Пошли к "Затычке" - обосрались всем коллективом. Вообще это такой порог, в котором серьёзная дискуссия о "выдерживании линии движения" вызывает улыбку сочувствия у окружающих. Ехать в него после "Вов" вверх колёсами не хочется очень. Ощущения и ход мыслей: В "Три Вовы" то мы приедем, и скорее всего чётко, а если выедем из них попой вверх…. Вокруг группа ходит уже в коричневых штанах - уважает препятствия. Краем уха услышал "пройти Вов и обнести Затычку". Посмотрев вверх на кулуар, по которому в этой ситуации надо переть катер, устал от одной мысли об обносе. Ложились спать с мыслью: "В затычке оч. хочется влево".

Первым на прохождение пошел "штурмовой" катамаран. Начали от "Камня с дыркой" и неслабо застряли под хитрым сливом в ничем не примечательном 56-ом препятствии.

Чулышман: в «Трех Вовах»
Чулышман: в «Трех Вовах»
Чулышман: в «Трех Вовах»

(Здесь же год назад (когда я был на Чулышмане с командой Сереги Алтунджи) у нас полегла четверка, правда несколько меньшего объема. Тогда мы успели поставиться и благополучно совершить прыжок с водопада. В этом году я обратил внимание остальных на это место, но что нас так тряханет, мы не ожидали. Макс даже впоследствии предложил назвать это препятствие "Айбатулинской бочкой")

Гончарук: Предложил назвать "бочкой" или "ступенькой Айбатулина", посмотрим как приживётся в водном мире. Прижиться считаю надо, ибо нашу некислую посудину под 4т. измещением кусануло в ней неплохо. На названия народ хоть внимание обращает.

Ну ладно, собрались, сконцентрировались - кульминация дистанции уже совсем рядом. Приближаемся... ё-мое... как же далеко внизу фигурки ребят, приготовившихся опутать тебя спасконцами в случае неудачи. Неужели пять метров это так высоко? В сам водопад "Три Вовы" вошли очень ровно, прямо по центру, и рушились с него очень зрелищно. Вышли на ровном киле, зачалились.

Гончарук: В момент выхода из-под слива катер хорошенько получил от реки по жопе, и морковка утрамбованная(!) в кармане кормового наплыва и привязанная к задней поперечине не преминула вылететь наружу. Честно говоря, при наличии лишней морковки, в таких препятствиях я всегда привязываю одну на корму, чтоб была под рукой на случай, если спасение утопающих станет их личным делом. Но это первый раз в моей практике, когда морква вылетает (её оттуда блин обычно не вытащишь!). Так к чему это я… …а вот: в нашем случае "зачалились после "Вов" - это значит ткнулись носом в берег. Ибо вытащить катер мы не смогли, т.к. выбитая потоком и запутавшаяся на дне морква позволила нам аккурат лишь доплыть до берега. Судьба-с! А то болтались бы на ней под "Вовами" сидя в упорах. Короче, век живи - век… Нервных могу утешить - гранатку мы полиспастом вытянули до максимума и обрезали, так что 30-метровых верёвок на дне "Трёх Вов" - нет.

Чулышман: участок реки «Три Вовы» - «Затычка»

Адмиральский экипаж, полностью задействованный на страховке и съемке, посмотрев на это зрелище, решил, что ощущений хватает и в роли зрителей, и быстренько занесся с экипажем "двойки" сразу за "Затычку". "Штурмовой" же готовится к старту в бушующий поток этого, не менее опасного, порога. Страховка готовка? Поехали! Б…ять, каким же он мощным оказался на деле! С берега этого и не скажешь. В его сливах даже нашим четырем тоннам мало не показалось. Влево от камня-затычки в итоге не угребли, и кат стащило прямо в карман под скалу правого берега. "Левые" сразу бросились на раму, облегчая баллон, чтобы его не подкусило, "правые" усиленно отталкивались от скал. В общем, из объективов видеокамер экипаж скрылся секунд на тридцать. Но, видимо, объем все-таки сыграл свою роль, и "Затычка" отпустила нас с миром.

Чулышман: в «Затычке»

Гончарук: Зашли-то мы отлично (сам видел в кино), как хотели. Но там знаете ли, две бочки на подходе к запорному камню. Так вот: отлично мы зашли в первую. Дальше порог сказал "Вы чё это?!?", и до следующей бочки мы сделали принудительный (в смысле не по своей воле) телемарк к правому берегу. Поясню, между этими бочками всего метров 5 (длина ката - 5,35). Короче, мощь. Но мы к этому раскладу готовились заранее, экипаж не спасовал: ох как мы продолжали стремиться перед затычкой влево, но лишь передним гребцам удалось заехать на этот "петух". Дальше всё случилось согласно второму варианту. Приехали в карман и начали там жить, мля! Какова жизнь внутри "Затычки" (30-40 сек.): Помню…стена справа, и сзади, и спереди, и сверху. Грести слева нельзя (я на левой корме) - здесь поток идёт уже обратно вверх по реке. Правый баллон стоит(!) на скале (т.е. камень виден под ним): справа матерится Равиль, по диагонали матерится Вован. Дядя Серёжа на левом носу пытается ехать вперёд - он единственный почти проехал ("молодец!" - думаю). Втыкаю весло уже между баллонов, упираясь в 4-ю поперечину: теперь мы с рекой как-бы сотрудничаем: она давит снизу на лопату, я сверху на тэшку. Охреневаем всем составом! Когда это кончится!?! Метрах в 30-ти впереди стоит 4-ка Некрылыча: страхует блин! Лица у них такие внимательные. Хоть бы морковку кинули, гады! Подсознательно понимаю, что думаю хрень, да и ловить эту морковку некому: у нас тут, блин, все делом занятые ведь… Короче вывез нас "Мальчик" (это катер наш), а "Затычка" пропустила. И то, и другое мы оценили:

Дальше пошли в кильватерном строю. "Четверки", как верные псы, оберегали свою маленькую подругу-"двойку", готовые в любой момент прийти на помощь. Большинство номерных препятствий шли сходу. Но вот подошли к "Винту". Порог завораживает. Лезть в мощнейший, все переворачивающий винтообразный слив, не хочется ни за какие коврижки. Втайне думаешь про себя: "ну, сейчас все подрочат, и, как обычно, понесутся...". Но видим, что Макс очень долго примеривается к сливу, переводит взгляд на катамаран, сравнивает размеры, потом обводит экипаж глазами: "рискнем, мужики?" А экипаж и уговаривать долго не надо, и через секунду он уже согласовывает линию движения. Заходную часть порога все же решили обнести, поскольку в левой части русла не было габаритного прохода, а уйти вправо представлялось несколько проблематично - то есть была вероятность приехать к основному сливу уже "вверх колесами". Садиться в упоры было реально страшно, мысленно все уже отрабатывали свои действия в случае оверкиля. Больше всего не хотелось оказаться без катамарана под скалами правого берега, поэтому у всех в мозгу пульсировала одна мысль: "если что - вылезти в периметр".

Чулышман: в «Винте»

Гончарук: Смотрим "Винт". Мое мнение, что киль здесь неизбежен, но шанс есть. Шанс вполне обдуманный, что и отличает "риск" от "безрассудства". Кто-то предлагает концепцию "перенести на завтра". Четко заявляю, что лично я от постоянного ожидания очередной "именной" жопы конкретно устал и очень готов завершить прохождение таковых уже сегодня. После часа хождений по мукам (Равиль даже успел поспать) два катера понеслись. "А мы пойдём, а нам всё равно, а мы уже весь день в коричневых штанах, поэтому при киле имидж не пострадает : !!" Это было единственное препятствие на всём маршруте, где экипажу было конкретно сказано, что будет скорее киль; чё при этом делать и т.д.... За это "планирование киля" они меня, наверное, возненавидели. Зато как сработали! Ай, молодцы! Носы в левый берег, передние зарываются в "винт", задний правый падает в периметр и хватает раму (там же через правую корму принято ложиться). Короче, всё как хотели!

Чулышман: в пороге «Таганай»

Экипаж успешно выполнил самый главный в этом пороге маневр - зашел под прямым углом к сливу впритирку к камням левого берега, "правые" откренились, и катамаран под аплодисменты выскочил из порога. Оставшуюся часть Язулинского каньона проходили уже на следующий день. Запомнилась проводка катамаранов в первом сливе "Мариванны", оверкиль по диагонали К-2 в 73-ем препятствии,(Гончарук: двойка успела лечь перед "Мариванной" и сразу за ней. Одним словом: "обложили Мариванну со всех сторон!") радость в глазах ребят по выходу из каньона оттого, что самый сложный кусок Чулышмана позади. Мы даже позволили себе немного расслабиться и закинуть пару раз удочки, но рыба шарахалась от наших рыбаков как от чумных.

Чулышман: коварный «74-ый»

На Среднем Чулышмане выделяется протяженное Шавлинское ущелье с почти непрерывным набором препятствий. Сложность и мощь порогов нарастает постепенно. Мы практически все шли с наплыва, проведя разведку только порога "Кульминация". Но, несмотря на это, нельзя недооценивать всей мощи и коварства ущелья: буквально через неделю после нас здесь на каяке погиб М.Алехнович, а крест с памятными табличками, возвышающийся на высоком левом берегу, лишний раз напоминает, что все мы не вечны под луной...

Чулышман: в одной из ступеней «Каши»

После Шавлинского ущелья Чулышман успокаивается, горы отодвигаются от реки - казалось бы, все дышит спокойствием. Но, как будто напоследок, Чулышман приготовил вам изюминку Нижнего течения - порог "Кашу". Этот мощнейший двухкилометровый порог готов предъявить свои претензии любому посягнувшему на него экипажу. Мы провели глубокую разведку "Каши", разбили препятствие на три логических части, после чего приступили к поступенчатому прохождению. Месит в пороге жестко, название полностью оправдывает себя. Не успеваешь отойти от берега и сориентироваться во всей этой мешанине валов и бочек, как уже оказываешься в намеченном "ключевом" месте, и только зычные команды капитана возвращают тебя к реалиям порога. Расход воды на этом участке Чулышмана уже составлял порядка 80-ти кубов, и мощь потока явственно ощущалась даже для многотонных "четверок". Во втором участке "адмиральскую" "четверку" приложило к камню и сломало продолину.

Гончарук: Хочется отметить, что всё это случилось при прохождении "тандемом". Мы честно дожидались, пока Некрылыч заведёт носы в эту лазейку у правого берега, ибо нам ведь туда же. Смотрю, завёл - значит отчаливаем. Отчаливаем значит,… разворачиваемся лицом,… и видим: мужчины повторяют наш номер "Затычка". Разместили катер вдоль камня, поток валит, экипаж матерится. Ввиду того, что исполнение данного циркового номера двумя катерами возле одного камня нежелательно (могут пострадать сами клоуны), пришлось резко уходить на центр, в главную задницу второй ступени. В стремлении помочь ближнему зачалились аж в середине 2-й ступени. (Держу пари, что планово туда попасть сложно, но "паника" помогла.) Похватали морковки побежали обратно спасать (умники, блин! - ширина реки 35-40, расход 80 :). Быстро бегать по "Каше" нельзя, поэтому мы, к сожалению, опоздали к кульминации представления, ибо спортсмены уже покинули снаряд и отдыхали. Обстановка спокойная: два ката там, один - здесь. Правый берег несёт вещи, левый - просматривает.

Ребятам требовался ремонт, и они, оставив катамаран, пошли с вещами по правому берегу к концу порога ставить лагерь, отложив ремонт и дальнейшее прохождение на утро. "Двойка", невольно оказавшаяся рядом с ними, последовала их примеру. Вторая "четвера", зачалившаяся слева, решила довести дело до конца сегодня и, связавшись по рации с правым берегом и попросив страховки, благополучно прошла до вечера последний участок "Каши". Очень эффектно выглядит с берега прыжок в последний, кульминационный слив ступени.

Гончарук: Вечером обменялись впечатлениями. Вывод: ходить вдоль "Каши" неприятно как без рюкзака, так, тем более, с рюкзаком. Это максимально цензурная формулировка впечатлений группы. Наверное, именно поэтому большинство посетителей препятствия его обносят или ограничиваются, так называемым, "беглым просмотром" (в упор не понимаю как можно бегло просмотреть порог 6кс длиной 2км). А вообще "Каша" - красивейший порог в азиатском стиле. Втыкает отлично!

Наутро экипаж второй "четверки" отремонтировал катамаран и в тандеме с "двойкой" также удачно завершил прохождение "Каши". Далее оставался небольшой прогонный участок до того места, где дорога спускается с перевала Катуярык и где нас еще с вечера дожидался Костя для переброски на Башкаус. Изюминкой этих мест являются водопады, низвергающиеся в некоторых местах с высоких скал в Чулышман. И вот - последние метры по реке, и носы наших судов, подобно кораблям викингов, выезжают на береговой песок. Чулышман пройден! Могучие воды одной из легендарных рек Алтая ласково отпускают нас. Спасибо тебе, ведь нас еще ждет Башкаус…

Чулышман: виды с перевала Катуярык

Долгий серпантин перевала Катуярык… еще более долгое отмечание взятия перевала, с вершины которого открываются замечательные виды на окрестности… скупка всего пива в одном из магазинов Улагана… и полуночная выгрузка в десятке километров ниже по течению…

Гончарук: Оч. повеселил коллектив автомобилистов (человек 9-10) из Москвы, спустившихся посмотреть красоты Телецкого. Застали мы их на обратном пути при подъёме на вышеозначенный перевал: один за рулём, один толкает, один снизу советует в рацию, остальные 6-7 смотрят с разных точек. Мы присоединились к тому, который толкал (к другим - не имело смысла). Взяли 300м. Форд "Фокус" (насколько помню) на таком перевале это настоящее представление. (Ну не учёл старик Форд алтайские перевалы.) Дальше Костян (отныне "святой Благотворитель") тащил их на хвосте до верха. И правильно - отличные ребята! Отблагодарили от души - блоком напитка системы "Red Bull", и свинтили. Потом группа ещё минимум часа 3 любовалась красотами на перевале, пока Душа-человек Костя ремонтировал грузовик (надо было оставить этих краеведов внизу). Косте - респект!

наверх


Башкауc

Наутро Башкаус встретил нас прекрасной погодой и чистой, прозрачной водой. Эти два фактора являются практически необходимым условием для благополучного сплава по Башкаусу. Ни для кого не секрет, сколько групп в свое время снималось с Нижнего ущелья Башкауса, попав в большую воду, либо ожидая несколько дней спада воды. Ни тот, ни другой варианты нас категорически не устраивали и, понимая, что нам крупно везет, решаем как можно быстрее проходить реку.

Первые "шаги" по реке... мысленно шепчешь про себя: "вот оно - я на Башкаусе…, свершилось!". Из нашей группы до этого на реке были трое: Саша Львов (в составе нашумевшей в свое время экспедиции Сергея Лагоды), Леха Некрылов и Серега Хоменко. У каждого из них осталась череда воспоминаний о коварном Башкаусе. Подчас не самых приятных: команда Лагоды, например, нашла и вывозила тогда тело Северова, погибшего из предыдущей группы. Группа, в которой шел Серега Хоменко, сама "привезла труп". В общем, те еще "позитивные" моменты перед входом в Нижнее.

Река начинает сжиматься горами еще за добрый десяток километров до левого притока Тусколя - "точки отрыва" Башкауса, дальше начинается "шестерочная вода". Горы взлетают вверх на несколько сот метров и неприступными стенами стоят на страже ущелья, словно предостерегая всех: "оставь надежду всяк, сюда входящий…". Решаем поберечь свои нервы еще немного, и ночуем на небольшой полочке, не дойдя до Тусколя. В лунном свете очень символично смотреть на воды реки, бегущей мимо тебя и исчезающей в провале ущелья…

Гончарук: Честно говоря, сплав от Улагана до Тусколя прошёл в "пляжном режиме": сидишь на попе - болтаешь ногами, куришь. Народ как полоумный рыбачит (вообще у нас получилась такая команда рыбаков-гитаристов: количество удочек и исполнителей серьёзно превышало среднее по тур-сообществу). Хорошо бы, если б хоть уху сварили, мастера. Короче, текли в "режиме бревна", пиво опять же. Правда в "Глубоком каньоне" двойка-таки залегла об какой-то камень/стенку, но не стала беспокоить группу таким пустяком и догнала четвёрки уже на ровном киле.

Свой норов Башкаус уже стал показывать в "Безлюдном" - неказистые с виду "бочки" реально тормозили катамараны. Вода в реке явно "жестче" чем в Чулышмане. Работать на судне приходится изо всех сил - "Баррикадный" еще явственней это подтвердил. В "Крутой" влетели без просмотра: Некрылыч заверил нас, что это безномерная шивера, и пошел вперед. Мы поняли, что это не так, только перед кульминационным двухметровым сливом, за которым ехидно выглядывали лица ребят, уже зачалившихся на подстраховку. Немного волновались за "двойку", но ребята достойно вышли из слива.

Гончарук: Очень ждал "Баррикадного". Первый серьезный порог. Надо ж увидеть, наконец, тот самый "БАШКАУС"! Дело в том, что Великий Башкаус вообще не фото-кино-геничный, поэтому, в отличие от Чулышмана (которым водная братия восхищается дома у телика под пиво), реально его увидеть можно лишь на месте. К сожалению - лишь увидеть, забрать вид - увы нельзя. …и у нас тоже - с Башкауса материальчик не очень - смотришь и думаешь "где ж мне так навтыкало". Итак, приехали к Баррикадному. Похватали страховку-съемку-курево - приготовились УВИДЕТЬ! Вылезли на скалку - и тут я сдулся: "Ну, порог. Ну, длинный. Но линия очевидна. Чалка вон она. Смотреть не пойду". Не пошли все - так протекли, тандемом. Пришлось ждать встречи с Башкаусом дальше, аж до Ключевого.

Башкаус: в «Крутом»

Одной из особенностей Нижнего ущелья является то, что, как правило, все самые сложные препятствия образуют связки порогов: "Крутой"-"Мельница", "Капкан"-"Мясорубка"-"Каменный остров"-"Камикадзе", "Огозо"-"Семейный"-"Упрямый", "Тесный"-"Калибр". Немного отдельно располагаются "Баррикадный", "Ключевой" и "Селевой". И весь этот джентльменский набор хорошенько разбавлен еще полусотней "номерных" препятствий, большинство из которых даже по невысокой воде украсят любой пятерочный маршрут. И хотя на Башкаусе, в отличие от Чулышмана, нет таких порогов-водопадов и супер-порогов как "Чертов мост", "Три Вовы"-"Затычка", "Винт", очень большая их плотность и сложная береговая обстановка делает Нижнее ущелье очень опасным для прохождения, а при высоком уровне воды подчас и криминальным.

Гончарук: Да, "прогоны" приятные. По нашей низко-средней воде - особенно: камушки снаружи - сплошной маневр. Вообще к окончанию сплава аббревиатура "ПШ" (простая шивера) напротив номера препятствия в лоции - стала вызывать улыбку сочувственного умиления.

Немного поломали голову над первой ступенью "Ключевого": слева все лупило под неприятную стенку, справа же было довольно "грязно" и узко. Тем не менее, мы относительно удачно выполнили все маневры и прошли своими немаленькими "четверками" правой частью. "Адмиральский" кат при этом выехал на зуб, и его раскантовало в сливе. Снизу из улова раскантованный, падающий с камня в слив 800-ый "Фокс" смотрится очень поэтично!

Башкаус: 1-ая ступень «Ключевого»
Башкаус: 1-ая ступень «Ключевого»

Гончарук: Смотря на первую ступень Ключевого стало ясно, что скучать на реке не придется. Над порогом памятник Базилевскому говорит о том же. Затянув потуже коричневые штаны, мы потекли справа. Всё-таки цепанули камушек (он же "зуб" см. выше) у правого берега правым носом. Упали в слив кривенько. Эх, побольше бы водички налить! Ну, думаю, ща приедем!.. …ан нет - вывез родимый. Зачалились перед второй ступенью ждём-с Адмирала.

Но Некрылыч сотоварищи решил не выступать столь же банально и приехал в энтот камушек аж всем фасадом :. "Ну всё! Хватит! Второй раз на тот же зуб - перебор!" - сказал уважаемый порог, …и активно в дальнейшем прохождении ступени участвовал лишь сам Адмирал: Сулича выбило сразу, Короткий бросился спасать (а это сразу минус два носовых), Вася из слива вышел уже без весла. Согласно штатному расписанию экипаж расселся лишь тогда, когда остался один вариант - сесть на камень на входе во вторую ступень. Сели. Плотно. Очень. До камня и после него перепад сантиметров 80. До берега далеко, в 5 метрах ревет 2-я ступень. И важно не только спихнуться, но и успеть зачалиться. Провели они там минут 40. Получили массу удовольствия.

Пройдя "Ключевой" до конца, встали на ночь на обустроенной стоянке по левому берегу. Ближе к ночи пошел несильный дождь. "Началось..." - с опаской подумали мы, ожидая наутро подъема воды. Но, вроде бы, все обошлось, и на рассвете снова выглянуло солнце.

Башкаус: отель «Куриная ножка»

Гончарук: Стоянка сразу в конце порога в деревьях метрах в 6 над рекой. Приятная очень! Придя на неё, ты впервые понимаешь, сколько времени народ тут проводит. Ну, думаю, сразу видно, где на реке начинается ОБНОС: стол, скамейки, поделки, надписей за разные годы, вырезанных чуть ли не "готикой" - тьма. Это сколько ж надо времени, чтоб одну такую табличку вырезать? Видимо, кукуют тут иные люди дня по 2-3. Мы с нашим графиком "Башкаус - за 4 дня" кажемся спринтерами-идиотами, не ценящими красивейшие места Алтая.

Немного не доходя до "Капкана", мы вылезли на правый берег и провели долгую разведку всего каскада препятствий, дойдя до порога "Камикадзе". В первой ступени "Капкана" воды явно не хватало для прохождения, в результате перекидывали груженые катамараны через глыбы. В первой части "Мясорубки" также повылезали камни, а в противном случае порог, конечно, очень впечатляет своими декорациями. Решили нести суда по скалам левого берега. И если прыгать с рюкзаком по глыбам еще куда ни шло, то переваливать "четверки" через них же мы откровенно уморились. Кто-то даже пошутил: "украсили маршрут обносом шестой категории сложности". "Штурмовой" катамаран все же решил урвать хоть кусок порога, стартовав из маленького уловца посередине порога и благополучно пройдя два последних слива "Мясорубки".

Гончарук: Что могу сказать: "ОЧЕНЬ НЕ ЛЮБЛЮ ОБНОСЫ ! ! !". И идём мы всё подряд не потому что все такие "крутые" у нас в группе, а потому что ленивые, да и здоровье уже не то. Ну не выносят мои больные колени прыжки с 35-ю кг за спиной по 3-метровым камням на уклоне в 50°. Ох, как же за время обноса "Мясорубки" я укрепился в своей исторической занудности, что НЕ НАДО складывать в каны все "переходящие" остатки еды, перекусы, миски нерадивых участников и прочую шнягу (всё это хозяйство мне, как дежурному в тот день, обошлось в килограмм 10 плюс). При всём врожденном чувстве баланса - пару раз чуть не усвистел вниз. Этот день был самый короткий по километражу и самый сложный по нагрузке. Вообще, день "заладился" с утра. Протекли мы аккурат метров 30 (от ЛБ к ПБ). Посмотрели "Капкан" и 100%-ная перспектива обноса замаячила во всей своей неизбежности. Очень долго смотрели "Мясорубку", очень искали, где можно просочиться. Выходило, что успешно (т.е. на ровном киле и целом кате) мы приезжаем лишь в правый конец порога, откуда выход, как известно, отсутствует. А единственный традиционный (если можно конечно называть "традиционным" элемент порога, который практически не ходят) проходной коридор у ЛБ украшен эффектным зубом, ставящим под сомнение выход катера из препятствия в виде единого целого. Смотрели-смотрели, покурили, обматерили несправедливость и… понесли, БЛИН!! Кстати, в момент перекидывания через троллейбусы на заходе в Капкан, и случился единственный "квази-киль" К4 в этом маршруте (хорошо, что без экипажа) - вот уж действительно "перекинули" 1-ю ступень Капкана. Обнеся шмотьё и два катера за Мясорубку, наша психика не выдержала, и вторую половину Мясорубки мы-таки прошли. Как же это приятно - ходить реку "по воде"! Именно ради этого мы продолжаем заниматься этой фигнёй!

Вдоволь "нагулявшись" по берегу, решаем заночевать на "Куриной ножке" - легендарной стоянке под скалами перед порогом "Камикадзе". Ставим одну палатку, остальные размещаются в спальниках под тентом прямо под нависающей громадой скалы. Вечером читаем записи, оставленные предыдущими группами, побывавшими здесь в разные годы. Перед нами разворачиваются людские судьбы и трагедии. С особым почтением преклоняемся перед родителями Виталия Сырова, которые по прошествии долгих лет все продолжали ездить "к сыну".

В этом, 2006-ом, мы, видимо, первые на реке. Что будет дальше...?
Утро. Открываешь глаза, приспускаешь с лица отворот спальника. Первое, что видишь перед собой - памятную табличку на скале в двух метрах от тебя, поворачиваешь голову - уходящие вверх стены каньона с маленькой полоской неба над ними, а сзади под тобой ревет Башкаус - очень "жизнеутверждающее" начало дня…

Снова пошли пороги: "Камикадзе", "Стиральная доска", мощный "Троглодит", целый веер номерных препятствий. Где-то шли сходу, где-то высаживались для просмотра, но, в целом, получился очень динамичный, жесткий сплав.

Погода нас явно балует, освещая приветливым алтайским солнцем наше продвижение вниз по ущелью. Не перестаешь удивляться, насколько же оно длинное: на протяжении трех десятков километров река сжата уже, кажется, бесконечными стенами. И если идти Башкаус в более медленном темпе, чем у нас, то оно реально начинает немного давить на психику.

В "Огозо", навалившись на камень, ложится "двойка". Заталкиваем ее в улов непосредственно перед "Семейным". Надо отдать должное ее экипажу - Саше и Володе, которые идут практически везде наравне с "четверками", хотя подчас из "бочек" торчат только их каски.

Башкаус: в «Семейном»
Башкаус: в «Семейном»

"Семейный" оказался на удивление фотогеничным порогом. В прошлое пришествие на Башкаус у Некрылыча здесь разобрало один катамаран. Одновременно и грустно, и смешно видеть, как судно прыгает в слив, а выходит из слива "справа полката и слева полката". По теперешнему уровню воды и с измененными конструкциями катамаранов с нами река такой же фокус проделать не смогла, хотя "двоечку", например, умыло основательно. Прикинув, что мы движемся, даже немного опережая график, решаем в этот день больше не упираться и, пройдя "Упрямый", встаем на очень уютной скальной полочке прямо над выходом из порога. И уже далеко за полночь над Нижним раздавались "звоны бокалов" и гитарный перезвон - спортсмены снимали стресс, накопившийся за последние дни.

Вскоре после "Упрямого" стены каньона начинают постепенно расступаться, краски вокруг оживают. Препятствия упрощаются. Река уже начинает напоминать низовья каких-нибудь Саянских рек, как вдруг на этом благолепии черной громадой снова вырастает каньон. Он недлинный, но с довольно опасным порогом "Тесный". Русло забито двумя громадными обломками скалы. Вся вода валит между ними и скалой левого берега, через узкие практически негабаритные проходы. Правее же обломков идет совсем незначительная часть воды. Только "штурмовой" катамаран предпринял попытку прохождения, сумев пройти правее первого обломка, но перед вторым был скинут влево и навален на него. Все-таки, кроме действий экипажа, объем судна играет немалую роль в таких ситуациях: катамаран устоял на ровном киле, сполз кормой в слив, где ребята веслами оттолкнулись от скалы. На берегу тем временем произошло не менее интересное событие - при обносе "двойки" баллоном нечаянно чирканули камень, в результате чего экипаж обрек себя на осваивание шва вперед иголкой в ближайшие два часа.

Башкаус: заход в «Тесный»
Башкаус: в «Тесном»

Гончарук: "Ну, здрасьте-приехали!" - подумал я увидев Тесный. Мы-то уже плывём на расслабухе, курим, после двух дней в мыле - ждём только Селевой. А тут Тесный, понимаешь, нарисовался! Посмотрели, переварили и оценили название. Валит крепко. В сотый раз приходит мысль о недостаточном уровне воды - там, где надо ехать торчат камушки. Начинает накрапывать с неба, двойка порезалась на обносе, вторую четвёрку на проводке запарковали под береговую скалу минут на 30 (наигрались всеё группой), наш кат ещё и дежурит…БЛИН! Все 33 удовольствия одновременно. Короче, все факторы налицо - надо идти. Приехали в первую ступень - как по писаному, а вот во вторую не "как"… Приложило хуже, чем в Затычке: сначала о троллейбус в центре, затем между ним и скалой ЛБ. Это было самое моё выразительное ощущение грядущего киля в этом маршруте. Но пролетели. Экипаж, конечно, показательно прыгал на раму, затем обратно в упоры. Ай, мастера! Когда порог нас отпустил, мужчины в один голос орали слова уважения катеру - реально покатал дураков, который раз вывозит родимый!

Закрывает Нижнее ущелье и весь Башкаус порог "Селевой", образованный, исходя из названия, сошедшим относительно недавно селем. Перед порогом, служащим своеобразной плотиной, Башкаус широко разливается. Причудливо выглядят стволы деревьев, осколком прошлого одиноко торчащие из воды. Сам порог, конечно, впечатляет: в первой ступени - мощные сливы, во второй - просто хаос камней, - и все это на фоне огромного уклона реки. Ступени разделены коротким участком быстротока. Теоретически первая ступень очень даже идется, а вот вторая очень проблематична. И если по какой-либо причине не успеть зачалиться после первой или же приехать туда "вверх колесами", то участь катамарана и экипажа незавидна. Осмотр и обнос порога тоже не из легких - приходится скакать по "живым" камням селевого выноса. Два ката несли, отвязав баллоны от рамы - настолько это трудоемко.

Башкаус: «Селевой»

Обносить порог всегда неприятно, особенно когда видишь хотя бы теоретическую линию движения в препятствии - знаешь, что потом будешь винить себя за то, что дал слабину, почему-то не смог, не захотел, не в настроении... Потом в Москве все это будет казаться нелепыми попытками оправдаться перед друзьями. А в глубине души засядет сверчок, который будет долгими осенними вечерами вспыхивать, лишая тебя покоя и возвращая твою память на тот порог, в тот час, в ту минуту, когда ты принял решение об обносе. И ты пытаешься опять найти себе оправдание, и не находишь, и продолжаешь нести этот "груз" чего-то непройденного. Или пока не вернешься сюда (автор этих строк дважды возвращался на Чулышман), или пока с годами не забудешь.

На "Селевой" трудно решиться еще и психологически. Порог расположен в получасе сплава от точки окончания маршрута, когда позади уже десять дней шестерочных порогов, позади Нижнее ущелье Башкауса, и мысленно ты уже закончил этот поход. И здесь перед тобой такой Армагеддон... Знаешь, что практически все его обносят, знаешь про аварию Сергея Черника, когда ребята при попытке прохождения порога располосовали катамаран в первой ступени и с трудом смогли зачалиться и не уйти во вторую. В общем, еще в Москве ты был готов его обнести. Но, тем не менее, осадок от непрохождения хотя бы первой ступени остался. Члены "штурмового" экипажа все-таки предлагали своему капитану оставить кат наверху и подумать до утра, но Макс подвел черту под раздумьями: "Обнос...".

Гончарук: именно-именно: "ОБНОС" - сказал Макс"… ибо сколько ни смотрел я в глаза второй ступени, не увидел я там варианта прохождения. Именно вторая ступенька не пустила нас, ибо первая просто красота: мощнейший 2-х-ступеньчатый пенный водопад - реальная затея! А вторая, блин - жопа! Жопа в том, что на входе в неё основная масса воды валит под огромный булыган. Даже отбойник, собака, не образуется: видна стенка этого бульника, уходящая отрицательно вниз и уходящие вдоль неё (под неё) тонны воды. При попадании сюда (а "не попасть" Крайне Трудно) - можно поселиться под этим камнем навеки, независимо от того, куда колёсами ты идёшь. Несмотря на железные нервы и задницы ребят, "жить" лучше дома. Поэтому - ОБНОС, будь он неладен! Геморройный надо сказать обнос. Вроде уклон не такой, как возле Мясорубки, но камни "живые". Когда с катером на плечах из-под нас ушёл камушек килограмм под 200, мы пришли в тонус, не взирая на усталость. Ну и естессно, как и положено на обносах, не преминул пойти дождь, и игра обрела новый, свежий интерес.

А вообще Равиль прав: первая ступень идётся, надо её идти. Нам явно не хватило водички. При более высоком уровне открывается правая протока перед второй ступенью, и часть воды уходит в неё, давая более высокий шанс зачалиться (зайти в эту протоку) и не попасть во вторую ступень. В нашем случае прохождение возможно было лишь с принудительной чалкой, а это, как известно, ещё та лотерея. Приезжайте, граждане, на Селевой утром, денька на два - тогда можно обрабатывать сие препятствие!

Ночевка в камнях за "Селевым" - последняя ночевка под шум порогов. За ужином уже начинаются разговоры о новых планах, о новых маршрутах. Обводишь взглядом лица "боевых" товарищей - видишь, как постепенно сходит печать напряжения, лежавшая на них все эти дни.

С утра последний рывок к финишу, последние шиверы, последние взмахи веслом. Ненадолго остановились на стрелке с Чебдаром - негласном месте отмечания завершения сплава по Башкаусу. Стали отмечать... Искупали Васю, поздравив его тем самым с первой "шестеркой", потом искупали и Адмирала - просто так, по просьбе оставшегося в Москве Вадика Власова. Вовремя остановились отмечать, решив, что все-таки неплохо бы дойти оставшиеся пару километров до финиша не совсем нетрезвыми.

Сошли на берег в сотне метров от автомобильного моста - первого признака цивилизации после выхода из ущелья. Солнечная погода очень способствовала основательной просушке катамаранов. Костя Наумов должен был приехать за нами только на следующее утро, поэтому в нашем распоряжении еще оставалось целых полдня и ночь, которые мы и провели почти в полнейшем моральном и физическом разложении. Но теперь нам уже можно все!

До Москвы нам еще оставалось полдня выброски на Костином "танке" до Акташа, пересадка в "Газель" и 700 верст по Чуйскому тракту вниз до Барнаула, гуляние в ресторане, ночная сауна, перелет. А сейчас, подытоживая пройденный маршрут, можно сказать: "Отличные реки, отличная сплоченная команда, хорошая погода, почти оптимальный уровень воды, быстрое, техничное прохождение двух сложнейших алтайских "шестерок", и, конечно же, благополучное возвращение - что еще нужно?". Конечно, не будем отрицать, что Башкаус, в полной мере не предъявил нам свои претензии, подарив малую воду. Попади мы в большую, в Нижнем ущелье все могло бы быть не так весело. Хотя мы даже немного жалели, что порой для более успешного прохождения не хватало всего полуметра воды.

В полумраке утренней "Газели" окидываешь взглядом спящих ребят, и с некоторой грустью вновь и вновь всплывает:

"Мы по любимым разойдемся и по улицам,
оденем фраки и закружимся в судьбе….
Но мы когда нибудь куда-нибудь вернемся
и будем с вами просто МУЖИКИ!"


Р.Айбатулин

наверх
 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |