Как обмануть зиму
(о сплаве в Крыму в 2006 году)

Архипов Игорь

     Для туристов водников первый выход весной на воду, наверное, один из главных праздников. Всегда хочется сделать это побыстрее, пораньше. Хочется полной грудью вдохнуть весенней свежести и парить над водой. Но наш сезон обычно открывается в середине апреля, когда почти сходит лед. Вода при этом студеная, а по берегам еще лежит снег. В этом году мы решили не ждать начала весеннего сезона дома, а открыть его в более теплом месте, а точнее в Крыму.
     В прошлом году я вместе с командой Олега Сизона уже сплавлялся по Крымским речкам, поэтому данная поездка не воспринималась как первопрохождение, и ориентировочные сроки для сплава были известны (описание сплава 2005 можно посмотреть здесь). Если начать слишком рано, например в середине марта, то, поймав высокую воду, можно не почувствовать южного тепла, т.к. температура воздуха иногда приближается к нулю. Начать позже - не будет воды и придется идти по берегу с лодкой на плече. Поэтому мы выбрали конец марта и угадали. Воды в Большом каньоне оказалось больше, чем в прошлом году, а погода была просто замечательная. Хотя группа, которая шла этот же каньон на неделю раньше, попала в снегопад. Конечно и мы чувстововали, что зима еще не совсем отступила. Ночью была минусовая температура, и вода в рукомойнике замерзала.

    Поездка планировалась в альпийском стиле, мы рассчитывали уложиться в 5-6 дней - 2 дня на дорогу и 3 дня на сплав. Кроме этого еще один день заложили для катание на ХБ. Жить договорились в музее крымских народов, что находится в пос.Соколинное. Недорого, тепло, и до речки рядом. Ночевка здесь стоит 15 гривен (летом 7), плюс за 15 гривен вам приготовят ужин и подадут в самом музее, где согревшись у камина, можно хорошо отдохнуть. Есть там и баня, но довольно примитивная.

Планирование и сборы были недолгими. Наша команда это:

Усанов Андрей.

Хозяин старого ярославского родео-басика - с виду и по резвости его автобус VW T4 даст фору многим более молодым, что и не удивительно, т.к. Андрей между поездками занимается ремонтом подобных дизельных агрегатов. На каяке ходит давно и с удовольствием. На соревнованиях предпочитает катать девушек на байдарке. При этом, зачастую, этим девушкам и весла давать не надо.
С Андреем мы ходим вместе уже более 20 лет. На воде я доверяю ему как себе.
Ходит он на каяке Cross - Prijon.

 

Кузнецов Алексей (ALK) и Максим Жук.

Молодость - великая сила.
Леха ходит уже серьезно, на серьезные реки и с серьезными людьми (видимо мы с Андреем попали в эту категорию, и он решил сходить с нами;). Ради посещения Крыма приобрел супер-пупер лодку Nomad фирмы Dagger. Конечно, после Крыма лодка уже перешла в разряд б/у , но думаю, что поездка, а уж тем более лодка, стоили этого.

Максим, наоборот, ходит очень весело. Зажигает регулярно и не только на реке. Лодку взял серьезную LiquidLogic Huk, правда не свою. И очень переживал за ее состояние. Зачастую даже больше, чем за себя.

Архиповы Игорь (Old Paddler) и Лена.

Мы оставили детей на попечение родителей Лены, а сами сбежали на юг. Я сплавлялся, а Лена шла и снимала наши безобразия с берега. У меня были свои приключения, а у Лены свои, не менее интересные.
Я сплавлялся на каяке Stubby фирмы WaveSport - маленьком крикире.

 

Дорога.

     Мы собрались и выехали из города поздно вечером. До границы доехали без приключений. Таможню прошли достаточно быстро. Только нас запихнули вместо легкового транспорта на полосу автобусов и грузовиков. Там пришлось задержаться, т.к. таможенники попросили заполнить таможенные декларации. Народ достаточно трудно воспринимает "ридну мову", но потихоньку, методом проб и ошибок мы разобрались и сдали эти бумажки. На свою беду в графе валюта мы вписали те суммы в рублях, что везли с собой. Поэтому нас пригласили на показ этих денег таможенникам. Правда, этим все и ограничилось.
Через час после прохождения границы мы уже сидели в гостях у Олега Сизона, ели вкусный горячий обед, и просто болтали за жизнь. Он, по разным причинам не мог к нам присоединиться, и ,судя по всему, сильно нам завидовал.
     После Харькова Андрея, который за рулем уже сидел почти 20 часов, остановила ДАИ (Державна автоинспекция Укарины). Они долго смотрели документы, автобус внутри и снаружи, штампы регистрации, и даже хотли псмотреть таможенные декларации (их у нас забрали на таможне). Но все кончилось на этот раз только разговорами. По дороге мы встретили родеобас Лехи Калуги, они возвращались из Крыма.Кроме Лехи там были еще знакомые лица. Мы с удовольствием поболтали. К вечеру за руль сел я ,и начались мои дорожные приключения: довольно скоро остановили на посту и начали прессовать за то, что у меня нет вкладыша к правам (на Украине к водительскому удостоверению еще дополнительно выдается вкладыш, куда записывают нарушения). Отбиться смог только тем, что напугал их звонком по телефону доверия ДАИ Киева. Дальше попал уже на трассе: не заметил знак ограничение скорости 50 км./ч., сильно подозреваю, чтобы заметить этот знак, надо быть сверхвнимательным, потому что таких как я там было много. Машина ДАИшников стояла в темноте под знаком отмены ограничений. Опять пошли долгие разборки. Начали они разговор с того, что данное нарушение наказывается лишением прав. Права мне было жалко, поэтому пришлось бодаться. Как на рынке, после торгов, первоначальную сумму я сбросил в 3 раза и поехал дальше. Последнее мое приключение на этой дороге сильно напоминало разводку. Проезжая по всем правилам по городу, заметил машину ДАИ на пешеходном переходе и проехал мимо нее со скоростью 40 км. Буквально через 3 минуты, эта машина догнала меня, и менты начали втирать, что я на пешеходном переходе чуть не задавил двух девочек, которые (в 2 часа ночи!!!) буквально выскочили у меня из под колес. Предложение было проехать к отделению милиции. Сильно подозреваю, что на этом перекрестке у них могли найтись и нужные свидетели, хотя ни я, ни Лена никаких девочек и других пешеходов не заметили.
     Дальше дорога шла без приключений, и уже в 5 утра мы въехали в пос.Соколинное. Подремав в машине, дождались, когда появятся хозяева дома, жилье в котором мы заказали заранее. Быстренько позавтракав в кафе "Елькен", мы стартовали на р.Узун-Узень в Большом каньоне.

р.Узун-Узень

     Выгрузившись, мы начали собираться на сплав прямо на дороге, которая идет вверх на Ай-Петри. Мимо нас проезжали машины с прикрепленными на багажниках горными лыжами и сноубордами. Снега в этом году в Крыму выпало очень много и подъемники на Ай-Петри еще работали. Некоторые машины останавливались, чтобы поглазеть и поболтать. Мы им даже немного позавидовали и решили в следующий раз взять с собой горнолыжное снаряжение, чтобы один из дней посвятить катанию по склонам.
     Сплав по этой реке оказался самым интересным и сложным на всем маршруте, что и не удивительно. Воды в Большом каньоне было больше, чем в прошлом году. Река очень благородно дала нам немного времени на разминку , а потом узкими струями начала скакать между камней круто вниз. Тут были и чистые сливы, и водопады, и щели между камнями. К счастью, две предыдущие группы хорошо почистили каньон от бревен. Нам только несколько раз пришлось переползать через полузатопленные деревья.

Фотографий с первого дня много, но выложить здесь я постарался самые интересные, которые харатеризуют саму реку и то, что нам приходилось делать. Было несколько переворотов, но чаще всего народ успешно вставал. Один раз Макса перевернуло и прижало к камню, но он потихоньку умудрился выкарабкаться, встал и пошел дальше. В другом месте, после прыжка с красивого водопада, я пролетел струю и оказался внутри него, точнее за небольшой струей. Достаточно прикольно сидеть в пещерке и наблюдать людей через брызги воды.

Несмотря на то, что сплавной участок имеет длинну порядка 3-4 километров, к концу дня, лично я, был уже вымотан и ждал, когда же все это кончится. Постоянно приходилось бегать поберегу сначала для разведки, потом для страховки. Вода после киля немного обжигает, а в тени становится прохладно. Да и четыре часа напряженного сплава - это почти целый рабочий день.
     После слияния с Сары-Узень, у мостика, мы и закончили свой первый рабочий день.

     Наш автобус стоял здесь же наверху, под присмотром лесника. У автобуса мы перекусили, выпили немного вина и поехали в Соколинное, там нас ждал теплый дом, баня и ужин. Дом, конечно, был не слишком комфортабельный, но печка не давала замерзнуть ночью. Ужин состоял из плова, салатов, чая с восточными сладостями и бутылочки коньяка "Новый свет" (почему-то одесского производства). Баня была очень примитивная, но все равно там было тепло, и с некоторых даже тек пот. Кроме этого, к нам вечером еще приехали друзья из Симферополя. Мы все собрались в музее у камина, и нам было тепло и хорошо.

     Ночью, конечно же, никто дров в печку не подкладывал, поэтому в комнате к утру было прохладно. На улице, в тени, лежал иней. Рукомойник замерз. Андрей его отмораживал своими руками минут 10. Смысла рано идти на сплав не было, т.к. солнце каньен еще не освещало и в нем было достаточно прохладно. Завтракали тут же в музее. На воду собрались к 13 часам.

р.Кокозка

     Кокозка начинается после слияния Сары-Узень и Узун-Узень. Здесь нет такого сумасшедшего падения, долина реки шире. Автобус оставили рядом с кафе, заплатив сторожу небольшую денежку.
     Пока ходили по берегу, наконец-то, присмотрелся к окружающей природе. Не смотря на то, что листвы на деревьях еще нет, чувствуется весна здесь уже полновластной хозяйкой. С февраля месяца начали цвести кусты кизила. Они на солнце светятся золотым сиянием. Из земли выстреливают отдельные кустики травы, а на фоне прошлогодней листвы очень хорошо видны белые и голубые подснежники. Почки уже раскрылись и деревья как бы окутались зеленой дымкой. В горах еще виден снег, но уже чувствуется наступление настоящей весны и тепла. Если утром в тени еще лежит иней, то днем по настоящему жарко - можно ходить в шортах и футболке (пока не зайдешь в ближайшую тень). То же самое и на воде:: на солнце - тепло, в тени - прохладно. Еще прохладнее под водой.
     Машину оставили там же. Охранник по случаю рассказал байку про то, как кто-то решил сэкономить на стоянке и по приходу увидел свою машину без резины.

     Кокозка показалась более "доброй" рекой. После моста метров 500 она представляет собой маловодный поток с обливными камнями. Приходилось периодически проползать через камни. Далее ступень, имеющая большой уклон, заваленная камнями и бревнами. По моей информации она так пока и не пройдена. Мы тоже решили ее обнести. р.КокозкаПравда позже Андрей сказал, что к вечеру мы уже были бы "готовы" к ее прохождению. Опять много бегали по берегу - смотрели, страховали. Запомнился водопадный слив, под которым я сидел в прошлом году. Увы, и в этом году я умудрился немножко зажечь там же. Только сидел уже не под водой, а во внутренней пещере за струей. Причина та же: во время прохождения не смог разогнаться и тормознулся, задев за плиту, упал без скорости и после этого пришлось немножко "выживать".
В целом же сплав был менее напряженным, чем в первый день - река давала периодически отдохнуть - после ключевых участков были небольшие плесы и суводи. Так мы потихонечку дошли прямо до своего дома в пос.Соколинном.
     Вечером устроили праздничный ужин в кафе "Елькен". Заодно решали проблему , что делать с автобусом на Черной речке. Было бы очень обидно, если один из участников, забросив нас, просто просидит целый день в автобусе, дожидаясь группу. Поэтому, посовещавшись, решили пойти простым путем - заказать такси, которое бы доехало с нами до Морозовки, а потом на обратном пути, подвезла бы нас к началу старта.

р.Черная

     Утром, позавтракали, собрались и поехали. От Соколинного, к началу сплава ехать порядка часа. Грунтовая дорога идет через перевал. Высадив основную часть группы в кустах в районе начала каноьна, поехали на двух машинах в Морозовку. Автобус оставили у лесника и вернулись обратно. Там нас уже ждал сюрприз. Точнее охранник, который сразу же расставил все точки по местам. Нахождение, сплав, и др. виды деятельности в водоохранной зоне Чернореченского каньона - запрещены!

р.Узун-Узень
р.Узун-Узень
р.Узун-Узень

Причем мужик - классный. Такой загорелый крепыш, в защитной форме. Нам в этот раз удалось договориться, денег он не взял категорически, единственно сказал :"Я вас здесь не видел. На то, чтобы исчезнуть, у вас есть 2 минуты". Я сильно подозреваю, если на него давить или пытаться "уговорить" деньгами, результат был бы противоположный.

     Уровень на р.Черная был ниже, чем год назад. Река поэтому стала проще, мощи меньше. Некоторые ступени были замусорены бревнами, но, чаще всего, удавалось пролезть без обносов. Одну из ступеней решился идти только Андрей. Точнее он выступил в роли "одноразового" каякера, а мы все встали на страховку. Сложность заключалась в том, что щель, куда надо было попасть, была очень узкая, затем крутой слив, вода в конце которого уходила под поваленное дерево. Андрей попробовал. Сначала мы все вместе руками и ногами проталкивали его в щель. Потом он, как и предпологалось, влетел под дерево, откуда некоторое время ему пришлось выцарапываться. Остальные решили : "Такой Сплав нам не нужен!", и благополучно обнесли это место. Правда, уже взглянув снизу, я увидел, что есть "хороший" слив в правой части под кустами, но желания пройти "во что бы то ни стало" не было, поэтому мы пошли дальше.
Лена, вооруженная, фото, видеокамерами, рюкзаком с продуктами и теплыми вещами, сопровождала нас по берегу и периодически все снимала на камеру. Только в середине каньона тропа ушла от воды вверх, и наши пути разошлись.
     Еще одна проблема была в том, что те места, где в прошлом году мы пролетали со свистом, в этом году приходилось или проползать или на сливах утыкаться в камни.Однако,солнечная погода придавала нашему сплаву светлый и радостный оттенок.
     В середине дня, после небольшого перекуса, на одной из ступеней зажег Макс. Он, видимо, просто испугался и решил в последний момент остановиться, точнее кильнулся в ванне над сливом. В результате лодка упала вниз и стала колбаситься под водопадом, а Макс... пропал. Страховка стояла ниже ступени, стенки каньона в этом месте почти вертикальные, и мне стоило больших трудов вскарабкаться, чтобы осмотреть верхний участок. Макса я там не увидел (((((!!!! Только после того, как он откликнулся, я смог обнаружить его в кармане под берегом, почти над сливом. Он расклинился веслом и держался за него. Вобщем устроился как мог. Морковки у меня под рукой не было, поэтому я снял жилет и протянул ему лямку, чтобы у него была дополнительная точка опоры. Тем временем Андрей Усанов поднялся выше и, оценив ситуацию, после недолгих раздумий, предложил: "А давай я его на лиане вытащу?". (для справки, Крым - это же субтропики, и лиан, причем зеленых, даже в это время хватает. Старые отмирают и валяются тут же). - "Давай". Андрей берет лиану и начинает выдвигать ее вниз по течению. 2 метра выдвигает, 3, 4, 5, 6. Дальше Макс берется за нее руками , и Андрей его вытягивает на берег. Потом сгибает лиану , и она ломается у него в руках. Дело сделано, все живы, все спокойно. Единственный вопрос, а "морковка" где? Как оказалось, все это время она спокойно лежала у Андрея в кармане спасжилета. Он про нее просто забыл. ;))))
     Были еще ступени, сливы, щели, бревна и многое другое. Лена уже ушла, время шло к вечеру. Стало холодать, т.к. солнце уже не всегда нас освещало в каноьне. Сложные препятствия кончились, уклон стал меньше, и все чаще река разбегалась разбоями. В этих местах было много бревен. Все чаще приходилось вылезать и обносить завалы. Иногда удавалось некоторые бревна перепрыгнуть с разгона, только не всегда это удачно получалось. Подошли мы с Андреем к одной из проток.. Глубина небольшая, завал небольшой. Если постараться, то можно забраться на завал и съехать через него. Попросил Андрея постраховать в этом месте и потихонечку пошел. Но фокус не удался - факир был пьян. Произошло то, что должно было произойти. Корму сначала притопило, потом придавило на дно, я при этом провалился вниз. Голова и одна рука остались на поверхности. Вытащить себя с каяком на ветки я не мог, стреляться тоже не хотелось, так как я занимал при этом достаточно устойчивое положение. Андрей , увидев это, спросил: "Ты как?". Я сказал: "Нормально." В ответ слышу: "Сиди тогда, не дергайся, я фотоаппарат достану." Блин, и угораздило же меня сказать, что все нормально, вот теперь сиди в воде (а она нашла дырочки в моем уже давно мокром драйтопе), приятно охлаждающей мое замерзающее тельце. Не прошло и часа (шутка) как я был успешно спасен, и мы продолжили сплав.
     Река стала совсем спокойной, даже утки попадались в тихих заводях. В 18.00 мы дошли до развалин старого моста. Здесь решили закончить сплав, чтобы уже по лесной дороге дойти до домика лесника. Можно было бы еще часа полтора сплавляться по разбоям и прыгать через бревна, но всем это уже надоело, поэтому решили прогуляться пешком. Ребята ушли вперед, а я послал СМС-ку Лене, где она и как она. Как оказалось, она заблудилась в лесу. Солнце уже садилось, поэтому времени, чтобы что-то придумать, становилось все меньше. Оставалось надеяться, что она справится со своими страхами и найдет дорогу сама. На всякий случай у нее был фонарик и теплая одежда, но это не сильно придавало нам оптимизма. Так уж получилось, что ребята давно ушли, а я стоял на склоне и посылал в пространство СМС-ки, которые были для нас единственной связующей нитью.
     Через час мы встретились, но это был очень длинный час.

     Собрались и упаковались в автобус уже в темноте. Целый день мы где-то бегали и носились и теперь были голодные, как звери. Решили перкусить сначала где- нибудь по дороге, но ничего приличного не попадалось. Поэтому поехали в Бахчисарай (все равно по пути). Там есть одна небольшая аджарская хачапурня. Очень уютное место, где бесподобно вкусно кормят. Увы, хозяин был на месте, но он нам смог предложить только кофе: у него был день рождения, и хозяйка дома стряпала для него различные угощения. Выбора не было, поехали искать ужин дальше. Рядом с ханским дворцом оказалось небольшое кафе "Каир". Здесь, сидя на дастархане, мы и устроили праздничный ужин в честь нашего успешного сплава в Крыму.....

P.S.: Фотографий мы отщелкали очень много, я постарался выбрать тот минимум, который показывает дух и особенности сплава в Крыму, и просто красивые фотографии. Большинство фотографий снято во время сплава по Узун-Узень, это была самая, по нашему мнению, интересная река, и там были хорошие условия для съемок. Полностью фотоподборку выложил АЛК и ее можно посмотреть здесь.

17.04.2006.
Архипов Игорь
paddler@mail.ru

 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |