Сплав по Дубне (Вербилки – Кимры (Савёлово))

05 - 07.08.05

Щелкунов Александр

Идея этого похода, как мне казалось свежая и оригинальная, родилась зимой во время очередных лыжных покатушек. Опыта подобных мероприятий у нас ни у кого не было. До этого все наши водные круизы ограничивались однодневными плаваниями по стоячей воде местного водохранилища на видавшем виды и знававшем лучшие времена «Салюте». Но всё время хотелось чего-то большего. А тут довольно простой маршрут для начинающих водников, идущий большей частью параллельно дороге (т.е. в случае чего не будет особых проблем с эвакуацией), и возможность сократить его в районе впадения р. Сестры, выйдя к ж/д платформе Карманово, если не будем укладываться в график. Идею все тут же поддержали, но Серёга заявил, что подобные мысли я уже высказываю лет пять. В общем, было решено, что в этом году обязательно, кровь из носу, но плывём.

По случаю такого дела Серёга, давно мечтавший о собственном судне, прикупил себе «Тайменя» неопределенного года рождения, который был нами немедленно обкатан всё в том же водохранилище. Радость приобретения омрачалась отсутствием руля и, как следствие, необходимостью осуществлять все маневры при помощи вёсел.

И вот наступило время Ч. Изначально предполагалось добираться до места на электричке и начинать маршрут от ж/д моста в Вербилках. Но в последний момент нашлась добрая душа, которая в две ходки подбросила нас до автомобильного моста через р. Дубну трассы Дмитров – Талдом, который расположен километров на 5 выше по течению. Около в 7 часов утра мы были на месте. В утренней тишине встающее солнце золотило верхушки деревьев, над рекой клубился туман, но человек десять рыбаков, приехавших сюда так же на автомобилях, уже похоже давно не спали и то и дело взмахивали удочками по обоим берегам.

К девяти утра мы закончили сборку наших судов и торжественно спустили их на воду.

Получился следующий состав экипажей:

байдарка №1 «Таймень» - Гена, Наташа, Серёга;

байдарка №2 «Салют» - Саня, Юля, Тёма.

К моменту отплытия туман рассеялся, и солнце уже ощутимо пригревало. Экипаж первой байдарки оказался очень любопытным и носился по реке от берега к берегу, стуча вёслами и что-то громко обсуждая (наверно, хотели получше рассмотреть местные красоты). Но часа через два они уже вполне освоились с управлением и регулярно оставляли наш «Салют» безнадёжно далеко позади.

В Вербилках проход по реке ничем не затруднён, лишь в одном месте на мосту висела табличка с грозным предупреждением о наличии под ним некого бетонного препятствия для судоходства. Поэтому под мостом прошли практически с нулевой скоростью, не хотелось в самом начале нашего путешествия напороться на какую-нибудь арматурину, но ничего криминального так и не заметили. В целом же с реки Вербилки выглядят как большая деревня: частные домики с участками и ни одной пятиэтажки. Река и берега чистые, лишь в одном месте у берега из воды торчал остов «Запорожца».

Пройдя город, решили сделать первый пережор прямо на воде. Сцепили бортами две байдарки и, медленно дрейфуя мимо живописных берегов, немного перекусили. Где-то за километр до ж/д моста нам открылась любопытная картина. На левом берегу в лесу появились некие деревянные постройки, фонари а-ля конец XIX века, кафешка со столиками, стоящими на деревянном пирсе на воде, и народ с детьми, явно приехавший поглазеть на что-то тут. Подплыв ближе, читаем симпатичную вывеску, выполненную в этаком ковбойском стиле: «РАНЧО PROSTOKVASHINO»! Пригляделись, а там за забором олени пасутся. Однако! Частный зоопарк что ли?

Чуть ниже по течению после ж/д моста в том месте где река образует небольшой островок у нас произошло первое ДТП, ну или если хотите речное транспортное происшествие. Левая протока здесь довольно стремительная, не широкая, и на дне по диагонали к течению лежит бетонный столб. Экипаж идущего впереди «Тайменя» решает прорываться сходу, но по неопытности не справляется с управлением, их выносит носом на столб, разворачивает течением поперек реки, и в этот момент мы на «Салюте» въезжаем им в борт. Как говорится, надо было соблюдать дистанцию. Обошлось без последствий. Сразу за этим местом на реке небольшая заводь, и на левом берегу что-то типа дома отдыха: свежепостроенные деревянные двух-трёхэтажные домики, лавочки, стриженые газоны, волейбольная площадка.

Где-то после Новоникольского мы обходим остановившийся передохнуть экипаж тайменя и устремляемся вперёд в отрыв. Между Глинками и Вотрей  реку пересекает автомобильный мост, центральная опора которого находится посреди реки. Решаем проходить его через левый пролёт там, где идёт основной поток реки. На подходе к мосту течение ускоряется, мы правим в середину потока, чтоб пройти там, где как нам кажется максимальная глубина. И вдруг бац! И полная неподвижность. Начинаем ощупывать дно байдарки изнутри руками, и где-то под вторым пассажиром нащупываем здоровенную каменюгу. Наши попытки сплыть с неё ни к чему не приводят, и только воткнув вёсла вертикально в дно и приподнявшись на них, удаётся сойти с этой мели. Да, хорошо сели. Сразу после моста причаливаем, осматриваем повреждения, коих не оказалось, и решаем ждать «Тайменя». Я иду на мост, чтобы предупредить показавшийся второй экипаж о подстерегающей их опасности. Но они меня не слышат, им вообще не до меня. «Тайменцы» увлеченно преследуют уплывающий от них кроссовок, до этого мирно сохнущий у них на борту. Удар! И нос «Тайменя» гнётся градусов на сорок от неожиданной встречи на полном ходу с опорой моста. В следующее мгновенье нос распрямляется и отбрасывает лодку обратно в протоку, после чего она благополучно минует нашу каменюгу. Виновник же происшедшего – кроссовок, понуро опустив шнурки в воду, плывет прямо в руки к своим хозяевам. Осмотр байдарок не выявил каких-либо заметных повреждений, и мы решаем по случаю заодно и пообедать.

В начале второго загрузились и поплыли дальше. Между Коришево и Попадьино, в том месте, где реку пересекает высоковольтная линия, нашли отличный «пляж», чем решили обязательно воспользоваться. Место здесь довольно дикое, по крайней мере, с реки никаких признаков жизни не наблюдается. Дубна шириной метров 20-30, берега заросшие травой и кувшинками, а посредине прекрасная песчаная отмель, которая тянется метров на 100, где глубина всего по пояс и прозрачная вода. Привязав лодку к кусту и перевалившись через борт, долго плескались, позволив нетерпеливым «Тайменцам» уйти вперёд на поиски более «цивилизованного» по их словам пляжа.

Нагнали мы их у Попадьино (хотя местные уверяли, что это Власово). Они с гордостью продемонстрировали штук 6 краснопёрок сантиметров по 20 и заявили, что глушанули их веслом. Но вскоре рассказали, как оно было на самом деле: «Плывём мы и смотрим, по пояс в воде посреди реки стоит мужик и бросает удочку к берегу под кусты. Спрашиваем, есть ли рыба. Мужик ухмыляется, и со словами сейчас покажу, запускает руку куда-то, как нам показалось, в трусы. На судне небольшое замешательство, что за извращенец, что он нам сейчас покажет? Но мужик извлекает рыбу и демонстрирует свой улов: «Вот! За полчаса наловил». Сошлись на полтиннике». Надо сказать, что Тёма тоже во время всего похода пытался ловить на спиннинг, кидал и пробовал вести его за байдаркой, но кроме травы ничего не поймал.

Здесь же во взмученной воде деревенского пляжа с илистым дном «Тайменцев» потянуло купаться. Мы побрезговали, слишком разительным был контраст с тем местом, где мы только что были. После водных процедур Геннадий решил ознакомиться с ассортиментом местного магазина. Пообещав, что в походе будет вести здоровый образ жизни, он удалился и вернулся с мороженным и Балтикой «0». И в этот момент, когда мы были меньше всего похожи на прожженных всеми ветрами морских волков, покорителей четырех океанов, из-за поворота показалась и так же быстро скрылась за следующим байдарка-двойка. Она была нечета нашим, перевозящим в своей утробе уже второе поколение туристов-водников. В ней восседали два парня в одинаковых клетчатых рубахах и бейсболках (мы их прозвали близнецами).

Закончив пережор, мы двинулись дальше. По нашим планам пора было уже присматривать место для ночлега. Вскоре на нашем пути повстречались остатки подвесного моста через реку. Мы решили причалить и посмотреть что к чему. Оказалось, что мост вел к руинам пионерского лагеря. Появилась мысль не ставить палатки, а воспользоваться свободным домиком, коих в сносном состоянии было ещё не мало. Но тут откуда-то появился сторож и сказал, что это руины не просто так, тут, оказывается, полным ходом идет строительство дома отдыха. Он лично против нас ничего не имеет, но сегодня должен приехать хозяин, которому наше присутствие очень не понравится.

Нет, так нет. Отчаливаем. Берега – не фонтан: густые высокие заросли, выйти проблема. Но за очередным поворотом на правом берегу видим тропку от воды вверх на пригорок и удобное место как раз для двух байдарок. Вылезаем, осматриваемся. Похоже, этим местом периодически кто-то пользуется. Костровище, масса сушняка, так что даже топор не нужен. В кустах находим пол мешка угля для шашлыков! Решаем взять его с собой. Поставили две палатки, сварили «наловленной рыбы», купались, посидели у костра, травя разные байки, и по номерам.

Встали в девятом часу. Скоро из леса появилась здоровенная псина, а за ней и её хозяева – супружеская пара. Они удивились, что мы так рано проснулись, и сказали, что в прошлый раз их собачка успела поживиться курицей у таких же туристов, пока те продирали глаза. Кормить что ли они её сюда водят?! От них мы узнали, что в 10 мин ходу отсюда дачи, и там можно пополнить запасы питьевой воды, что мы и сделали.

Неспешно перекусив и упаковавшись, мы двинули дальше. Примерно через полчаса ходу миновали автомобильный мост в районе деревень Юдино – Бол.Страшево. Река стала гораздо спокойнее, уже практически не чувствовалось течения. В одном месте наткнулись на большую песчаную отмель. Кто-то дернул меня за язык сказать: «А вот я этим летом, когда был в командировке в Севастополе, на пляже видел…» После чего оба экипажа моментально решили сделать со мной то, что я там видел. Они закопали меня, впрочем, не высказывающего особого недовольства, по шею в песок, вылепили хвост, грудь пятого размера, соорудили парик из водорослей. Неплохая русалка получилась. «Следующий» - скомандовала Наталья. Следующим оказался Сергей. Здесь фантазия новоявленных ваятелей пошла дальше. Из него сотворили беременную женщину, из которой уже лезут чьи-то волосатые ноги. Короче, Церетели отдыхает! Это могло продолжаться ещё долго, если бы я не скомандовал: «По машинам!» Гребли сегодня ещё меньше часа, а уже два купались!

В первый день река сама несла лодки, течение было хорошее, грести можно было особо не утруждаясь. Сегодня же в основном стоячая вода, последнюю быстрину прошли в районе деревень Кутачи – Зятьково. У той же деревни Зятьково миновали мост, не отмеченный на карте. Мы в походе пользовались картами из атласа Московской области (километровка). Очень хорошая карта, достоверная, современная, а моста нет! Как так?!

После моста течение отсутствует вовсе, чувствуется подпор запруженной Волги (Угличское водохранилище). Река начинает делать большие плавные изгибы. Приходится грести не переставая. Жизнь оживилась. На реке стали попадаться моторки, на берегах отдыхающие. А в небе мы наблюдали целое авиашоу! Периодически то спортивные самолеты выделывали фигуры высшего пилотажа, то прилетал кукурузник, и из него начинали сыпаться парашютисты. Не могу спокойно смотреть на это зрелище после того, как в 2002 году на Дне ВМФ во Владивостоке в пятидесяти метрах от меня шлепнулся парашютист с высоты 800 метров с нераскрывшимся парашютом.

После впадения в Дубну Сестры на берегах стало яблоку негде упасть от отдыхающего народа. Сразу ясно: рядом большой город. Приходилось проходить длинные прямые перегоны по 2-3 км до поворота реки, прежде чем картинка за бортом сменится. Это действовало несколько угнетающе. Все сошлись во мнении, что путешествовать по малым рекам, где часты изгибы русла, и соответственно чаще сменяются пейзажи, гораздо интереснее. Где-то примерно в этом месте мы увидели на берегу «близнецов», которые обошли нас на кануне. Километров за 7 до выхода в Волгу по левому борту прошли поляну со множеством спутниковых тарелок.

По графику ночевать должны были на стрелке напротив деревни Прислон. Но место всем не понравилось, и решили идти дальше. Плыли вдоль Кларитинского бора. Несколько раз выходили на берег оглядеться. Место красивое, но народу не протолкнуться. Нам же всю ночь отбиваться от желающих покататься на байдарке не хотелось. Солнце клонилось к западу, а мы всё плыли вперед.

Команда начала роптать. В итоге решили плыть к совершенно голому левому берегу, на котором не было видно даже ни одного кустика. Гена пообещал, что дрова достанет хоть из-под земли, а если надо, сплавает за ними на противоположный берег, только давайте уже причаливать! Но рыть землю в поисках дров ему не пришлось. В прибрежной траве мы нашли выброшенное волнами бревно, которого нам хватило и на утро и ещё даже и осталось. В итоге мы ночевали на левом берегу в гордом одиночестве, лишь метрах в трехстах от нас стоял рыбак на машине. Всю ночь с противоположного берега доносились крики и музыка, а во время нашего позднего ужина мимо нас проплыла какая-то плавучая дискотека вся в огнях. Место стоянки оказалось приятным и для купания. Песчаное дно медленно уходящее в глубь. Метрах в десяти от берега еще по колено. Приятно было сплавать к буйку, забраться на него, покачаться на волнах проходящих теплоходов.

На следующий день отошли в первом часу. Поднялся сильный встречный ветер, и поднялась хорошая волна. Скрепя зубами и веслами мы шли вперед. В Кимрах были часа через два. Чалились на небольшом пляжике после берега, выложенного бетонными плитами. Отсюда не более десяти минут пешком до ж/д станции Савёлово.