МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛУБ

 

 

 

 

 

 


ОТЧЕТ

о водном туристическом путешествии  по маршруту:
 
 
г. Москва – г. Медвежегорск – г. Святуха – г. Медвежегорск – г. Петрозаводск
 – дер. Матросы (р. Южная Шуя, порог Большой Толли) –  г. Петрозаводск – г. Москва.
 
 
Район                            :  ЮЖНАЯ КАРЕЛИЯ

Сроки совершения     :  12 июля – 22 июля 2005 г.

Маршрутная книжка : № 1/4 - 109 выдана МКК МосГорЦТК
Руководитель               :  Лаврухин Д. В. ( Тел. дом. 371-51-75 )
 ( E-mail :  Denis_Lavruhin@mtu-net.ru  )
 
 
 
 
 
 
 
Москва 2005г.

 

 

 

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ.. 3

1.1 Паспорт маршрута.. 3

1.2 Состав группы.... 4

1.3 Средства сплава.. 4

2. ИДЕЯ И ОСОБЕННОСТЬ ДАННОГО ПОХОДА.. 5

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.. 5

12 июля 2005. День 1.  Дорога.. 7

13 июля 2005. День 2. 7

14 июля 2005. День3. 8

15.июля 2005. День 4. 8

16 июля 2005. День 5. 9

17 июля 2005. День 6. 10

18 июля 2005. День 7.  Переезд на порог Большой Толли.. 10

19 июля 2005. День 8. 11

20 июля 2005. День 9. 11

21 июля 2005. День10. Отъезд. 11

4. НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ ( ЗАНЯТИЯ ) НА МАРШРУТЕ.. 11

5. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.. 12

6. ЛИТЕРАТУРА.. 13

7. ПРИЛОЖЕНИЕ.. 13

7.1 Картография маршрута.. 13

7.2 Фотоматериалы.... 14

 


1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ

1.1 Паспорт маршрута

Вид туризма: водный

Категория сложности: нет

Район: Южная Карелия

Нитка маршрута:

г. Москва – г. Медвежегорск – г. Святуха – г. Медвежегорск – г. Петрозаводск
 – дер. Матросы (р. Южная Шуя, порог Большой Толли) –  г. Петрозаводск – г. Москва.

 

Протяженность маршрута: 48 км

Дней на заброску/выброску/переезды: 3

Ходовых дней: 5

Дневок: 3

Сроки проведения: 12 июля – 22 июля 2004 г.

Средства сплава: 3 каркасные байдарки (Салют-2, Таймень-2, Таймень-3)

Количество участников: 6


1.2 Состав группы

ФИО

Год
рожд.

Средство

 сплава

Опыт

Обязанности в группе

«МОСКВИЧИ»

1       

ЛАВРУХИН Денис Владимирович

1976

Салют

-

2

Сяпся-Шуя (Карелия,1-2р),

Суна (Карелия, 2р)

Охта (Северная Карелия, 2р)

Руководитель,
капитан

2       

ЛАВРУХИНА Елена Викторовна

1973

Салют

-

2

Сяпся-Шуя (Карелия,1-2у),

Суна (Карелия, 2у)

Охта (Северная Карелия, 2у)

Завхоз

3       

СОТНИКОВА Наталья Валентиновна

1973

Таймень

-

2

Опыта водных походов нет

Врач

«ПИТЕРЦЫ»

4       

ГАЛИН Дмитрий Александрович

1972

Таймень

-

2

Вуокса (Карельский перешеек)

Повар,
капитан

5       

ИВАНОВ Алексей

Павлович

1965

Таймень

-

3

Опыта водных походов нет

Капитан,
рыбак

6       

ТИТОВА
Елена Анатольевна

1958

Таймень

-

3

Опыта водных походов нет

Участник

 

1.3 Средства сплава

Три каркасные байдарки: Салют-2, Таймень-3 и Таймень-2, полностью снаряженные
(фартук, 2 юбки, 2 емкости непотопляемости, обвязка, спасательный конец).


2. ИДЕЯ И ОСОБЕННОСТЬ ДАННОГО ПОХОДА

Губа Святуха по праву может считаться одним из красивейших мест Карелии. Мы неоднократно слышали от знакомых туристов и рыбаков рассказы о красоте губы, видели и великолепные фотографии скалистых берегов. Поэтому невозможно было удержаться от соблазна увидеть все это своими глазами. Кроме того, данный маршрут удобен в качестве ознакомительного для впервые приехавших в Карелию или даже впервые севших в байдарку (таких участников в нашем походе было большинство - четверо из шести). Удобство подъездов делает губу Святуха интересной для всех: и для путешественников, и для рыболовов, а ближе к осени - для грибников и ягодников.

Посещение реки Южная Шуя, точнее порога Большой Толли, в самом конце похода преследовало, прежде всего, спортивно-тренировочную цель: освежить навыки прохождения относительно сложных порогов. Для начинающих ознакомление с порогом было психологически важно – особенно для того, чтобы они смогли понять,  готовы ли они в принципе (в будущем) участвовать в сплавах по рекам с препятствиями или нет.

 

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

3.1 Варианты подъезда и отъезда, аварийные сходы

Раньше до губы Святуха можно было добраться от Петрозаводска. Сначала по Онежскому озеру на «Ракете» до поселка Великая губа, потом от пристани на машине до так называемой «Летней фермы», расположенной прямо на берегу. К несчастью, весной 2005 года причал в Великой губе был разобран по причине ветхости, водное сообщение с Петрозаводском прекратилось.

Теперь легче всего добраться до губы Святуха на машине от Медвежегорска. Предварительное обследование города, проведенное нашими друзьями - каякерами в июне показало, что на городскую автостанцию рассчитывать не следует, отпадает и вариант с заказом такси- все машины легковые, плюс один километр стоит дорого. Лучше всего заранее созвониться с местным водителем Иваном Петровичем по телефону:
(814)-342-30-71 (домашний), что мы и сделали. За доставку в этот год он брал 1000р не зависимо от количества людей.

 


3.2. График прохождения маршрута

Дата

День пути

Участок маршрута

Интересные объекты (занятия) на участке

Км

12.07.2005
 
13.07.2005

1-2

г. Москва – г. Медвежегорск – губа Святуха (автомобильный мост)
Тепло

-

-

13.07.2005

2

Автомобильный мост - Неверьгуба
Время на воде:  5 часов
Очень жарко, облаков и ветра нет.

Вышли в 1330.

-

17

14.07.2005

3
М.н. –  остров напротив г. Зимняя
Время на воде: 3 часа

 

Облачно, ветер, солнце спряталось.

Постепенно небо разошлось, ветер – попутный.

Скалы вдоль берега

7

15.07.2005

4
ПОЛУДНЕВКА
М.н. –  стоянка на скале

Время на воде: »2 часа 20минут

Безоблачно.  Жара!

Вышли в  1830 .

г. Зимняя

(подъем на гору)

4

16.07.2005

5
М.н. – мыс вблизи устья р. Чужмукса
Время в пути: меньше 3 часов
На небе - ни облачка. Ветра нет. Очень жарко!
Вышли в 1100.

Водопад

(радиальный выход)

9

17.07.2005

6
М.н. – Автомобильный мост
Время в пути: 2 часа 10 минут
Ветер попутный. Переменная облачность..
Вышли в 1700.

-

11

18.07.2005

7
г. Медвежегорк - г. Петрозаводск
Ночью шел сильный дождь. Утром небо разошлось, вышло солнце.

Отправление поезда в 1335.

-

-

 г. Петрозаводск - дер. Матросы
Жарко
Отправление автобуса в около 1900.

19.07.2005

8

ТРЕНИРОВКИ НА ПОРОГЕ

Тепло. Днем периодически проходил грозовой фронт. К вечеру небо разошлось, вышло солнце.

Порог Большой Толли

(тренировки)

-

20.07.2005

9
ЭКСКУРСИЯ В КИЖИ. СБОРЫ.

Солнечно. ЖАРА!

КИЖИ

(экскурсия)

-

21.07.2005

10

Прогулка по Петрозаводску
С утра облачно и прохладно, потом вышло солнце.

(прогулка по городу)

-

21.07.2005-22.07.2005

10-11

г. Петрозаводск - г. Москва
Отправление поезда в 1335.

-

-

 

Итого пройдено: 48 км

 

3.3 Лоция маршрута

12 июля 2005. День 1.  Дорога

ВТОРНИК

В 1.17 ночи поезд №212 Москва-Мурманск (дополнительный) отправился с Ленинградского вокзала. Поход начался!

Во время стоянки в Петрозаводске встретились с нашим другом-туристом, договорились заехать к нему на обратном пути.  В 18.59 прибыли в Медвежегорск. Вторая, питерская, половина группы должна была приехать фактически завтра, в 01.33. Обладая массой свободного времени, мы совершили экскурсионную прогулку по городу, посетили местный пляж, переговорили с местным водителем Иваном Петровичем. 

 

13 июля 2005. День 2

СРЕДА

Встретили поезд №12А, объединенными усилиями быстро погрузили вещи в машину. Выехали с вокзала в 2.50 ночи. Дорога до моста заняла 1час 10 минут. Разбили лагерь, быстро вскипятили чай. В 4.30 легли спать.

Встали в 8.30, позавтракали, быстро собрали лодки. Отплыли в 13.30. Решили идти ближе к левому (восточному) берегу. За 2 часа дошли до первой скалы на левом берегу. Причалили на чай и полдник. Стояли 2 часа 40 минут.

Слева пошли скалы. За 1час достигли залива без названия, с рекой Чужмукса в глубине. На берегу табличка: «Аншлаг. Охота на крупного зверя! Лагерь не разбивать, костры не жечь». Еще через 1час 50 минут достигли губы Неверьгуба. Решили вставать на ночь на заросшем лесом берегу внутри губы, сразу напротив входа – войдя в губу, направились к противоположному берегу, справа миновав небольшой остров и мыс.  Причалили к берегу около 21.00.

 

14 июля 2005. День3

ЧЕТВЕРГ

 

Идем вблизи левого берега, миновали две занятые стоянки. Первая - на острове, следующая – на берегу. На берегу (то есть по левому борту) временами встречаются красивые скалы, но они слишком высокие для стоянки.

Миновав вторую из перечисленных  стоянок, вдали (на правом берегу) увидели строения форелевой фермы – это и есть обозначенная на карте: «Летняя ферма». Подплыв ближе, мы увидели и сами садки для рыбы. Местный житель в лодке посоветовал оплывать их стороной, дабы не смущать охрану.

Продолжая двигаться вдоль левого (восточного) берега губы, вскоре достигли высоченных скал, примерно в девятиэтажный дом, а то и больше. Это гора Зимняя. Плывшие навстречу на трех байдарках туристы из Коми (!!) сказали, что дальше - на участке от подножья горы до лодочного причала Космоозера - вдоль обоих берегов Святухи сплошные болота, разбить лагерь негде. Вняв совету, решили не искать лишних трудностей, прекратить дальнейшее продвижение вглубь губы. Вместо вечерних блужданий в поисках «сухого места», лучше прямо здесь и сейчас встать на полуднеку и осмотреть гору. Итак, мы причалили на вытянутом острове напротив второго по счету отвесного склона (второй скалы).

Сразу же после обеда, «московская» группа из трех человек переправилась на другой берег, разведать место для подъема на гору. Это оказалось совсем не просто, дело грозило обернуться провалом. Ситуацию спас очень кстати появившийся местный рыбак:

- Для того, чтобы взобраться по наверх, нужно причаливать к поросшему деревьями участку склона. Среди деревьев есть тропинка, идти по которой совсем нетрудно. Практически перед этим местом, среди деревьев на берегу проглядывает полуразрушенная часовенка, похожая на небольшую беседку с луковкой на крыше.

 

15.июля 2005. День 4

ПЯТНИЦА

 

Сразу после завтрака, еще одна группа из двух человек - «питерская» - переправилась на другой берег и забралась на гору. Излазив весь склон, они констатировали, что отмеченный на карте ручей, который должен стекающий с горы, пересох. Попутно был установлен прискорбный факт полного отсутствия мобильной связи. А ведь мы должны сообщить водителю дату своего возвращения в Медвежегорск!

 На месте ночевки стояли до 18.30, после чего отправились в обратный путь. Обогнули «наш» остров и, для разведки, пристали к острову сразу за ним, расположенному прямо напротив форелевых садков. Там тоже есть хорошая оборудованная стоянка. Разговорились с рыбаком «про связь». Он приезжает на Святуху уже много лет, но ничего лучшего, чем для звонка по телефону ездить на машине в Космоозеро не придумал. Кстати, точно так же поступают и работники фермы. 

Примерно через 30 минут хода прошли уже знакомую нам стоянку на восточном берегу. Теперь она была от нас по правому борту.

Миновали одинокий камень-островок с чайками в центре водной глади (практически по середине между левым и правым берегами губы), и вскоре встали на ночевку на высоком скалистом восточном (правом) берегу. Подходящее место для разгрузки лодок - чуть дальше, со стороны залива. Стоянка удобна для купания. Для еды есть небольшой столик, кострище со стенкой от ветра (место продувается). В целом хорошо, однако больше 4 палаток, пожалуй, не влезет. От горы Зимняя до этой стоянки примерно 2.10-2.30 чистого ходового времени.

 

16 июля 2005. День 5

СУББОТА

 

Сразу за нашей стоянкой – замеченная ранее стоянка на острове. Там стационарный лагерь рыбаков с огромным флагом. Еще через 40 минут дошли до стоянки 3 дня похода.

Еще через 1час 40 минут достигли «Аншлага». Вошли в залив и стали искать заросшее травой устье речки Чужмуксы «с развалинами мельничной плотины». Примерно за 20-30 минут мы нашли то, что искали - красивый водопад, точнее два: второй чуть дальше, буквально в десятке метров о первого. Искупались, сфотографировались на фоне водяных струй. Даже если перенести лодки наверх, за водопада, дальше пути по реке нет - выше по течению русло все замусорено ветками и камнями - по воде до Гаркхозера не дойти даже пешком. На расположенной рядом с водопадом большой сенокосной поляне тропы обноса мы не нашли.

Пробыв на водопаде примерно 1 час 20 минут, повернули назад, напоследок сфотографировав красиво извивающуюся среди травы и деревьев речку Чужмуксу.

Около часа покрутились в заливчике, осматривали потенциальные места для ночевки. Внутри заливчика, пожалуй, есть одно местечко, но уж очень холмистое!  Поэтому решили выйти обратно в Святуху и встать на ближайшем мыске. Это место хорошо обдувается, есть столик, кроме того, много ровного пространства - можно смело поставить даже пяток палаток.

Вечером на одной из байдарок еще поплавали вдоль берегов залива, искали начало описанной в лоциях тропы обноса в Гаркхозеро. К сожалению, ничего похожего так и не нашли.

 

17 июля 2005. День 6

ВОСКРЕСЕНЬЕ

 

Завтра (18.07) мы решили вернуться в Медвежегорск,  на поезде местного сообщения переехать в Петрозаводск, а оттуда - на порог Большой Толли.

Напоследок, для очистки совести, с утра еще одна группа отправилась на поиски потерянной тропы. Их вылазка увенчалась успехом! Оказалось, что тропа начинается не от берегу заливчика, а чуть дальше, от берегу речки. Надо зайти в русло, пройти заросли камышей на входе и вскоре справа (в самом начале сенокосной поляны) будет виден хороший выход на берег. Это и есть начало тропы. До Чужмозера идти примерно 10 минут (что-то около 500 метров). Тропинка хорошо утоптана, травы нет - «практически асфальт».

Отплыли в 17.00. За 30 минут дошли до места первого перекуса «среди скалок» (см. День 1). Еще через 1 час 40 минут подошли к автомобильному мосту, от которого 4 дня назад мы стартовали. Разгрузились, разбили лагерь на старом месте. Из-за облачности просушка лодок шла плохо.

В этом месте телефон не работает. Группа из двух человек, поймав попутную машину в сторону населенного пункта Шуньга, уехала звонить в близлежащий дачный поселок. В поселке сотовая связь уже работает, договорились о машине на завтра. Заодно зашли в магазин.

Где-то вдали, у самого горизонта, шел грозовой фронт - виднелись яркие вспышки молнии, сопровождаемые оглушительными раскатами грома.

 

18 июля 2005. День 7.  Переезд на порог Большой Толли

ПОНЕДЕЛЬНИК

 

Ночью шел сильный дождь, под утро - мелкий. Где-то около 9 утра вышло солнце, сушка пошла быстрее.

В 10.30 приехал водитель Иван Петрович, до 11.30 упаковывали вещи и грузились. Примерно к 12.30 добрались до Медвежегорска. Купили пирожков в дорогу, загрузили вещи в поезд местного сообщения Медвежегорск - Петрозаводск. В 13.35 поезд отправился.

Прибыли в Петрозаводск в районе 18 часов. Часть вещей перенесли на автовокзал, часть на машине отвезли на хранение к друзьям. Купили билеты на  последний рейсовый автобус в сторону поселка Пряжа, на котором доехали до деревни Матросы.

По дороге через деревню, примерно за 10-20 минут, дошли с вещами до порога Большой Толли. Палатки поставили на ровном берегу чуть ниже порога. Рядом каякеры и катамаранщики как раз сворачивали свой лагерь - грузили вещи в машину.

 

19 июля 2005. День 8

ВТОРНИК

Весь день, с самого утра, несмотря на постоянную смену погоды «солнце – дождь» тренировались на пороге. Хорошо отработали прохождение среднего слива. Левый слив, около противоположного по отношению к нашему лагерю берегу реки, не вызвал спортивного интереса. Кроме того, он очень неудобен для захода – начало перегорожено большим камнем, а за камнем очень мелко. Поэтому стали пробовать правый (относительно входа в порог) слив с бочкой. Он оказался сложнее, а может, просто начала сказываться усталость, ведь было уже за 23.00.

ВНИМАНИЕ! Сразу за порогом, ближе к левому берегу (на котором обычно лагерь коммерческих групп), стоят рыболовные сети местных жителей. Один раз, после неудачного прохождения среднего слива, мы в них попали, правда все обошлось.

 

20 июля 2005. День 9

СРЕДА

ЭКСКУРСИЯ В КИЖИ. СБОРЫ

 

21 июля 2005. День10. Отъезд.

ЧЕТВЕРГ

ПРОГУЛКА ПО ПЕТРОЗАВОДСКУ. ОТЪЕЗД

4. НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ ( ЗАНЯТИЯ ) НА МАРШРУТЕ

Среди всего увиденного на губе Святуха следует особо выделить:

§                               Вид с горы. Строго говоря, гора Зимняя (147м) расположена несколько вдали от берега, прибрежные скалы можно рассматривать только как своеобразное предгорье.   Но это лишь детали. От открывающегося сверху вида невольно захватывает дух – как на ладони видно практически всю Святуху.

§                               Водопад на речке Чужмукса. Ведущий к нему участок реки очень красив, чем-то он даже напоминает джунгли Амазонки. Сам водопад посещается, видимо, достаточно редко, вокруг нет ни мусора, ни следов всякого рода человеческих «усовершенствований» последних лет. Небольшой, примерно 3-4 метра, перепад высоты  позволяет легко взобраться наверх и даже удобно сидеть среди струй воды.

Порог Большой Толли понравился всем без исключения участникам похода. Тут, как говорится, «комментарии излишни». 

5. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

То, что мы увидели на губе Святуха, полностью оправдало наши ожидания. Природа и особенно отвесные скалы высотой более десятка метров, просто великолепны! Все стоянки хорошо продуваются, а значит, практически лишены комаров. Много ровных мест для постановки палаток, практически все кострища облагорожены. В целом, маршрут доступен туристам с любым опытом, включая нулевой. Можно приехать порыбачить, осенью насобирать грибов и ягод, отдохнуть с детьми. 

Заброска на маршрут очень легкая. Единственное, что следует отметить - это полное отсутствие телефонной связи на маршруте, даже в месте старта/финиша на автомобильном мосту. Поэтому с водителем надо сразу договориться о сроках возврата в Медвежегорск.

Конечно же, посещение порога Большой Толли на Южной Шуе является совершенно самостоятельным элементом маршрута, своеобразной «спортивной изюминкой». Вместо него можно усложнить маршрут, например, за счет волока в Чужмозеро и Гакхозеро. Мы от этой идеи отказались по причине того, что очень хотели посетить порог, а времени было мало. Последнюю точку в вопросе: «Ехать на порог или нет?» поставили разведчики тропы волока. Дойдя до берега Чужмозера и бегло осмотревшись по сторонам, они посчитали его не заслуживающим трудоемких манипуляций с лодками и вещами. Вполне может быть, что мы поторопились с выводами - например, в книге Шилова написано, что озеро очень красиво...

Для обеспечения безопасности на данном маршруте, реально вполне достаточно наличия фартуков и одного спасательного конца на всех. Юбки (и каски) могут пригодиться только на пороге. О спасательных жилетах  и обвязке лодок не говорим, так как эти элементы снаряжения подразумеваются “по определению”.


6. ЛИТЕРАТУРА

1.     Воронов Ю.Б. 100 Избранных маршрутов на байдарке. М.: Мир 1993

2.     Шилов А. Л. На байдарках по Карелии.

3.     Плечко Л., Сабанеева И. Водные маршруты СССР. Европейская часть. М.: ФиС 1973.

4.     Журнал "Турист" N8, 1984 г., стр. 26,27 - "Северная Карелия".

5.     Туристские спортивные маршруты: перечень классифицированных туристских спортивных маршрутов на 1989-1992 годы. М.: Профиздат, 1989.

6.     Снаряжение туриста-водника. М.: Профиздат, 1986.

7.     Отчет «Кереть – Святуха – Суна, 2000» от Ирины Терешкиной ( irina@idf.ru )

8.     Отчет «По озерам и рекам Заонежья» от Николая Семина (nick@ibrae.ac.ru)
  http://www.ibrae.ac.ru

9.     Отчет «Водное путешествие по рекам Илекса – Вама - Водла и озерам Заонежского полуострова. (Июль – август, 2000 год.)» от Кирилла и Ани Яночкиных
http://kirill-anya-travel.narod.ru/ileksa2000/ileksa2000.html

7. ПРИЛОЖЕНИЕ

7.1 Картография маршрута

На http://mapq36.narod.ru/index.html смотри листы старой карты (в 1см 2км):

Более новые карты (в 1 см 1км) выпущены издательством «АЭРО-Геодезия» в 2002г:


7.2 Фотоматериалы

 

 


Фото 1. Вид со стоянки на гору Зимняя

 



Фото 2. Вид с горы

 



Фото 3. Предпоследняя стоянка. Вид на губу Святуха

 


Фото 4. Водопад на реке Чужмукса

 



Фото 5. Последняя стоянка (на скалистом мысе)

 



Фото 6. Прохождение центрального слива порога Большой Толли


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |