Маршрут «Водопады Приладожья» или по следам питерских товарищей.
на veslo.ru

Реки, где мы были

Уксунйоки (Уксун)

Тохмайоки (Тохма)

Китенйоки

Янисйоки (Янис)

Тулемайоки (Тулема)


    

Состав группы: Белоснежка…
Состав группы: …и семь гномов.

Организовать данный трип нас вдохновила статья питерских товарищей: http://www.tourism.ru/docs/desc/9/14/18/ Собраться на такой шаг раньше нас как-то сдерживали предрассудки отягощенного осторожностью разума и рассказы друзей о возможных заморозках по ночам, куче снега по берегам и льде на порогах. Да и находились более интересные районы для посещения, например, Армения и Турция.

Но в этом году нас все-таки прорвало, и шестеро человек на трех катамаранах – двойках подписались на поездку а-ля катамарановодопадинг. Незадолго до отъезда к нам присоединился еще один экипаж в лице известного падонка Веселого Роджера из команды Норд-Ост и I.K.S-а (с катамараном «Перец») (в дальнейшем – просто «Перцы»).

Поскольку поездка должна была состояться как минимум по трем-четырем рекам, решено было арендовать УаЗ-буханку с водителем на все время для быстрой переброски между водопадами. В этом нам помогли ребята из Северо-Западного бюро путешествий, за что им отдельное спасибо.

Поездку спланировали на вторые майские праздники, чтобы реки к тому времени уже успели окончательно очиститься ото льда, к тому же по сводкам весна в Карелии в этом году была поздней.



Уксунйоки

Уксун: «Розовый слон»

Для разминки после зимнего перерыва первой рекой был выбран Уксун с его падунами. Некоторые из нас были ранее на этой реке, правда, в июне месяце по малой воде. Чтобы сэкономить время и не сплавляться по плесам с верховьев, мы очень удачно заехали к порогу «Блюдце» по малоизвестной дороге со стороны поселка Салми.

Уксун: родео на «слоне»

Отстапелившись и спустив суда на воду, через полтора часа хода команда уже стояла над первым падуном «Розовым слоном». Воды в Уксуне, да, по всей видимости, и во всей Южной Карелии этой весной было меньше, чем обычно, т.е., как потом выяснили у местных, весна была поздней, но очень быстрой и жаркой, и снег успел сойти очень быстро. Тем не менее, один катамаран («Перцы»-2), зайдя снизу по течению в бочку, сумел отжечь в левой части основного слива, показав толпе, собравшейся на берегу, откровенное родео с налетом порно.

Уксун: в «Мельничном»

Вечером второго дня машина должна была забирать нас с устья для перевозки на Тохмайоки, поэтому в этот день нам предстояло пройти оставшиеся четыре падуна. С утра – очередные покатушки, на этот раз в «Мельничном», где мы получили удовольствие в левой и правой бочках, заезжая и выезжая из них раз по десять. Удивительно, но погода в этом мае ясная и солнечная – никаких намеков на север. Видимо, приход весны в этом году был быстрым, так как еще за полторы недели до отъезда нам по телефону говорили про метр снега в лесу, мы же по берегам лишь изредка видели крохотные островки снега.

Уксун: «Храмина»

На «Каньонный» и «Храмину» не тратили много времени, пройдя все с вещами в обход основных бочек. Под конец на пустых катах попрыгали интересный пятый падун. Как ни странно, большая часть групп, судя по описаниям, съезжает с реки перед ним.

наверх

Тохмайоки

Тохма: верхний водопад

Посчитав, что наши тела и суда уже адаптировались к окружающей действительности, мы решили приступить к более серьезным поступкам, как то переезд на водопады Тохмайоки. Катамараны, подспустив, просто привязали один на один на багажник. После заезда по пути на заправку-кафе ТНК, градусы в организмах некоторых членов группы заметно повысились. Ехать стало заметно веселее: Веселый Роджер все больше стал отмачивать своих фирменных шуток – атмосфера глума нарастала… С полной невозмутимостью заданный кассирше заправки вопрос: «А не подскажете, где здесь магазин коллекционного нижнего белья?» - мы лежали…

Тохма: «Очарование Раз», вид с ПБ

Уже ближе к полуночи заехали в верховья реки и остановились на ночлег на красивом озере на Рускеальском мраморном каньоне. Катамарану "Перец", как и всем веслам его хозяина, требовался небольшой ремонт, и пока экипаж был занят починкой, остальные сбегали на мини-экскурсию по каньону, посмотреть из чего и как добывался мрамор для многих станций метро града на Неве. В это время подъехали дайверы из Питера и занялись погружением в озеро. В этом озере они не нашли ничего интересного, но в соседнем, по их словам, есть затопленная штольня, в которой стоит БЕЛАЗ и прочая карьерная техника.

Тохма: «Очарование Раз», вид на петух с ЛБ

Во второй половине дня отчалили. Оказалось, что мы заехали довольно высоко по реке, и пришлось часа полтора грести до первых водопадов. В первом водопаде явно проходимой была только самая левая трековая протока, по которой мы все удачно и попрыгали. В связи с праздником 9-го мая на реке очень много отдыхающих, в общем, в роли дежурных клоунов выпала честь побывать и нам. Кому-то даже пришлось покатать самых настойчивых местных имбециллов, за что получили пиво в подарок.

Тохма: в водопаде «Очарование Раз»

Буквально в пяти минутах от первого на развалинах финской ГЭС находится второй, самый большой и известный водопад Тохмайоки – «Очарование Раз». Общий перепад - метров девять. Водопад поначалу внушает суеверный ужас, мысли о прохождении даже не лезут здравомыслящему человеку в голову. Только минут через тридцать начинаешь просматривать какую-нибудь линию движения, еще через тридцать приходит понимание, что ЭТО можно идти, еще тридцать минут дрочит первый экипаж. В этом маршруте родилась черная шутка, что расходными могут быть не только весла и другое снаряжение, но и экипажи. На этот раз расходными были «Перцы», которые и полетели первыми в водопад. Ребята проехались эффектно, но довольно мягко, и вышли на ровном киле. Их примеру последовали остальные экипажи. Все скатились удачно, правда, два ката полегли на выходе при пролете «петуха». Остаток вечера прошел в эйфории от пройденного.

Тохма: там же…скрытые пеной

Тохма: нижний водопад в Хелюля
Тохма: нижний водопад в Хелюля

Еще два водопада на Тохмайоки располагаются в низовьях реки в районе поселка Хелюля, но кроме этого, описания указывают еще несколько мощных порогов.

Поддавшись на соблазн, мы пошли вниз по реке на веслах. Три часа утомительного сплава по плесам с двумя непонятными порожками ввели всех в состояние аффекта. Народ стал брать каты друг друга на абордаж. Таким образом мы добрались до пос.Рюттю, где условились о дежурном пересечении с машиной. Во избежание нечаянных жертв на ровной воде, адмирал вынес неоспоримое решение: загрузить каты на машину и переехать непосредственно к нижним водопадам.

Тохма: верхний водопад в Хелюля, первый слив

Дорога подходит непосредственно к четвертому водопаду: 2-2,5 метровому сливу под опорами старой плотины. Бочка по такой воде почти не держала. Прокатились пару раз, и поднялись вверх по течению метров на пятьсот на третий водопад. Третий водопад Тохмы расположен в двух протоках острова. Прыгали несколько раз по левой протоке; в правой, более маловодной, по такой воде была опасность побить кат о камни, поэтому рисковать судами не стали.

Тохма: верхний водопад в Хелюля, второй слив

наверх

Китенйоки

Китенйоки: каньон

На ночевку решили переехать на реку Китенйоки, которая протекает по соседству, где в районе плотины Питкякоски, со слов принимающей стороны, есть интересный обводной каньончик. Мы прогулялись по каньону и, действительно, приметили пару интересных мест, которые представляли бы интерес по большой воде, но к нашему приезду вода, по-видимому, уже спала. Мы решили не тратить на него время, снова загрузились в машину и покатили на Янис, куда через два часа, уже ночью, и приехали.

наверх

Янисйоки

Янис: верхняя плотина, к сожалению, с 2005 г. правый проход, как и остальные забит досками

Утром оказалось, что Леонид (водитель) выбрал для нас на Янисе на редкость удачное, пикниковое место. Солнечное теплое утро, безмятежная широкая река – ничего не выдавало того, что рядом ревут бешеные плотины-водопады. Всех даже немного разморило.

Янис: жесткий industrial в Харлу.

Подъехав на верхнюю плотину в Хямекоски, с большим огорчением узнали, что осенью того года наконец-то был завершен ремонт ГЭС, проходы в плотине заставили досками, пустив тем самым почти всю воду в канал для работы турбины. Большое спасибо нашим энергетикам! Некоторым, правда, пришла в голову шальная мысль попытаться разобрать доски в правом проходе, быстренько попрыгать, а потом смотаться, но их также быстро остудили, дав понять, что сбой в работе целой электростанции уже будет расцениваться не как мелкое хулиганство, а нечто более серьезное. Решили, что свобода дороже. Мини-каньон сразу за плотиной при таком раскладе также автоматически становился обезвоженным.

Янис: жесткий industrial в Ляскеля

Заехали для интереса на вторую плотину в поселке Харлу, которая является действующей ГЭС и проходимой никогда не была. Зато насмотрелись на грандиозные индустриальные пейзажи по берегам.

Янис: водосброс плотины «Физрук» в Ляскеля

Еще двадцать минут дороги – и вот ОНО – Плотина в Ляскеля! Мощный водосброс возле мрачных построек какого-то целлюлозо-бумажного завода. «Ляскеля» - это ласкающее слух слово преследовало некоторых из нас последние недели перед поездкой, заставляя сжиматься сфинктер, сидя в своих офисах за компьютерами. Торчащие штыри по берегам и, быть может, под водой дополняли эту радостную картину.

В условиях все же не очень большой воды линия движения, в принципе, вырисовывалась, и все это выглядело относительно приемлемо для прохождения.

Янис: прохождение водосброса в Ляскеля
Янис: финал водосброса в Ляскеля

Тем не менее, только два расходных экипажа попрыгали в порог. Оба ката благополучно совершили прохождение, придерживаясь левого берега.

Янис: финал водосброса в Ляскеля

После чего в ближайшей палатке был скуплен весь запас пива и сухариков и переправлен в организмы спортсменов. В довершение расходники были сбрызнуты шампанским, удачно закупленным в той же палатки.

наверх

Тулемайоки

Тулема: верхняя плотина, прыжок с первой ступеньки
Тулема: верхняя плотина, после первой ступеньки
Тулема: верхняя плотина, кат приезжает в «гараж»
Тулема: верхняя плотина, кат в «гараже»

Вот так, выполнив план похода на два дня раньше, стали соображать, чем занять себя дальше. Всплыла идея арендовать в Сортавале катер и сгонять на Валаам, пытаясь тем самым сохранить группе любовь к прекрасному вкраплениями культурно-архитектурных ценностей. Сказано-сделано: через полтора часа мы на пристани в Сортавале договариваемся на послезавтра с капитаном разобранного на пирсе катера «Стриж». Судоходство на Ладоге еще не открывали и, по всей видимости, мы будем первой группой туристов на Валааме в этом году.

Тулема: верхняя плотина, прыжок с первой ступеньки
Тулема: верхняя плотина, после первой ступеньки
Тулема: верхняя плотина, второй кат приезжает в «гараж»

Завтра же решили попробовать посмотреть на Тулему, где, по обрывочным сведениям руководителя, должны быть плотины. Уже в сумерках, добравшись до верхней плотины Тулемы, некоторые пожалели, что так рано отзвонились домой, сообщив, что с ними все хорошо, т.к. даже невооруженным глазом было видно, что лучшего места для уборки не найти. Более детальный просмотр, чтобы не травмировать психику перед сном, решили оставить на утро.

Проходить препятствия Тулемы набралось четыре человека (акт о списании данных особей рода человеческого был тут же быстренько запротоколирован, чтобы никто из них уже не соскочил), остальные, типа, отмазались, что этой реки не было в списке, и вообще, мыслями они уже на Валааме.

Верхняя плотина Тулемы на действующей ГЭС (мы позволили себе назвать ее «Гараж») представляет собой грандиозное зрелище: подпруженная река шириной метров 100 валится 4 метровым отвесным сливом, далее, метров через 50, река, собираясь, валится в своеобразный гигантский «гараж», образованный скалой в левой части русла, в котором все и перемалывается. Уйти от «гаража» очень трудно, т.к. вода стекает по громадной наклонной плите правого берега как раз в центр русла. Для более детального осмотра мы даже перечаливались на левый берег. Долго думали, где прыгать, в итоге, проходили под правым берегом, в надежде уйти от приезда в «гараж», но оба ката скидывало как раз туда, откуда их и выплевывало уже перевернутыми. В общем, довольно мясное прохождение получилось.

Тулема: нижняя плотина, левая протока
Тулема: нижняя плотина, левая протока, выходная шивера

Вторая плотина (ГЭС-24) находится километром ниже. Река разбита на две протоки. В правой - более отвесный высокий слив, разбивающийся внизу о сливообразующую плиту-трамплин искусственного происхождения. В левой слив пошире и пониже, также с плитой внизу, но потом следует мощная выходная шивера с большой бочкой в конце.

Тулема: нижняя плотина, прыжок в правую протоку
Тулема: нижняя плотина, «Полет Перца»

Шли сначала левой протокой. «Перец» чисто спрыгнул возле быка, обошел обливняк и упорно не захотел лезть в выходную бочку, обогнув ее там, где, казалось, прохода под берегом не было. Внешне и для Рафтмастера основной слив проблем не представлял (правда, ребята прыгали не возле быка а поправее) но внизу катамаран от удара о подводную плиту носики все-таки сложил, а в конце шиверы, неудачно выполнив маневр, попал таки в основную бочку, где и отжигал несколько минут. Из непридуманного, или что подумали «Перцы», которые видели все это снизу: «Они там колбасятся, что ли?» - «Нет, не похоже... хотя... даже если и колбасятся, то их там давно уже имеет и основательно».

Правой протокой после этого пошел только катамаран «Перец», который представлял собой самодельную модель с сильно закаяченными носами. Ребят повело лагом на сливе и легко перевернуло внизу по диагонали. Рафтмастер, по нашему мнению, гораздо сильнее ударило бы носами о подводную плиту при падении с такой высоты, и чем бы это кончилось для катамарана, было не очень понятно, поэтому экипаж не рискнул.

Возвращение в лагерь на верхней плотине, разборка и сушка катамаранов, вечернее празднование успешного окончания активной части маршрута.

наверх

Валаам

Валаам: залив между островами
Валаам: вид на монастырь из бухты

Наутро – двухчасовой переезд в Сортавалу, где на парах стоял катер, полтора часа по Ладоге, и мы на Валааме. Погуляли по главной усадьбе с экскурсией, потом арендовали микроавтобус и посетили дальние скиты. Поднялись на гору, откуда со смотровой площадки открываются изумительные и умиротворяющие виды на остров.

Вечером домой на материк и дальше в Лодейное Поле, через уже ставшую культовой заправку ТНК, где некоторые по обычаю постарались прийти в состояние грогги.

Трип все посчитали удачным, цели поездки выполненными, а компанию теплой и веселой.


Всем привет.
Р.Айбатулин

наверх
Состав группы
Наталья Айбатулина
Равиль Айбатулин
Алексей Бородин
Весёлый Роджер
Кирилл Иванов
Анатолий Скуратов
Вячеслав Игнатьев
Петр Бакланов
(см. фото слева-направо)

Суда
Катамараны: 4 двойки

Длительность
Всего: с 6 по 14 мая 2006 года
На воде: 6 дней

Нитка маршрута

Москва - Лодейное Поле - Уксунйоки - Тохмайоки - Китенйоки - Янисйоки - Тулемайоки - Валаам - Лодейное Поле - Москва


Стоимость заброски

Москва-Лодейное Поле-Москва(ж.д.):
800 руб.

Машина Газель до Уксуна:
4000 руб.

Машина УАЗ до пор. "Блюдце":
2000 руб.

Машина сопровождения УАЗ:
3500 руб./день

Катер на Валаам и обратно:
6000 руб.

Машина по о.Валаам:
1000 руб.


Экскурсии
На о.Валаам 2-х часовая:
180 руб./чел.




 


   TopList    .
 |   |   |   |   |   |  () |   |   |   |   |   |   |   |   |  .  |   |  -  |   |  ! |   |   |   |   |   |   |   |