МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛУБ

 

 

 

 

 

 


ОТЧЕТ

о водном туристическом путешествии I  категории сложности по маршруту:
 
 
г. Москва - г. Петрозаводск – дер. Киндасово– р. Шуя – дер. Матросы – 
– г. Петрозаводск – г. Москва
(высокая вода)
 
 
Район                            :  КАРЕЛИЯ

Сроки совершения     :  27 апреля – 1 мая 2007 г.

Маршрутная книжка : № 1/4 - 104 выдана МКК МосГорЦТК
Руководитель               :  Лаврухин Д. В.

 
(тел. дом. (495) 371-51-75)
 (E-mail : Denis_Lavruhin@mtu-net.ru)
 
Зачтен МКК МосГорЦТК - 1 августа 2007
Рецензент - С. Климин
 
Москва 2007г.

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ.. 4

1.1 Паспорт маршрута.. 4

1.2 Состав группы... 5

1.3 Средства сплава.. 5

2. ИДЕЯ И ОСОБЕННОСТЬ ДАННОГО ПОХОДА.. 6

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.. 6

3.1 Варианты подъезда и отъезда, аварийные сходы... 6

3.2. График прохождения маршрута.. 7

3.3 Движение по маршруту.. 7

27 апреля 2006. День 1. Дорога. 7

28 апреля 2006. День 2. 7

29 апреля 2007. День 3. 8

30 апреля 2007. День 4. Вынужденная дневка. 9

1 мая 2007. День 5. Отъезд. 9

4. НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ ( ЗАНЯТИЯ ) НА МАРШРУТЕ.. 9

5. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.. 9

6. ЛИТЕРАТУРА.. 10

7. ПРИЛОЖЕНИЕ.. 10

7.1 Картография маршрута.. 10

7.2 Краткая лоция.. 12

7.3 Фотоматериалы... 12

 


1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ

1.1 Паспорт маршрута

Вид туризма: водный

Категория сложности: I

Район: Карелия

Нитка маршрута:

г. Москва – г. Петрозаводск – дер. Киндасово– р. Шуя – дер. Матросы –
– г. Петрозаводск – г. Москва

 

Протяженность маршрута:  26 км

Ходовых дней: 2

Дневок: 1

Сроки проведения: 27 апреля – 1 мая 2007 г.

Средства сплава: две каркасные байдарки (Салют-2, Таймень-3) 
полиэтиленовый каяк (Eskimo Salto), 
резиновая лодка (Турист-2)

Количество участников: 7


1.2 Состав группы

ФИО

Год
рожд.

Средство

 сплава

Опыт

Обязанности в группе

1

ЛАВРУХИН Денис Владимирович

1976

Салют

-

2

Суна (Карелия, 2р)

Охта (Северная Карелия, 3р)

Волома (Карелия, 2р)

Великая (Псковская обл.,1р)

Руководитель,
капитан

2

ИЛЮШКИН Александр Валерьевич

1971

Салют

-

2

Великая (Псковская обл.,1у)

Волома (Карелия, 2у)

 

Рыбак

3

ГАЛИЕВ
 Ринат Радифович

1981

Таймень

-

3

Малка (Кавказ,  3у)

Кубань (Кавказ, 3у)

Фотограф, Видео- оператор

4

КОРОСТЫЛЕВ Константин Александрович

1976

Таймень

-

3

Суна (Карелия, 2у)

Охта (Северная Карелия, 3у)

Волома (Карелия, 2у)

Великая (Псковская обл.,1у)

Капитан,
рыбак

5

ЖАРКОВ Михаил Валерьевич

1976

Каяк

Суна (Карелия, 2у)

Охта (Северная Карелия, 3у)

Волома (Карелия, 2у)

Великая (Псковская обл.,1у)

Завхоз

6

ОСИПОВ Александр Тимофеевич

1964

Турист

-

2

Сяпся-Шуя (Карелия,1-2р),

Суна (Карелия, 2р,2р)

Волома (Карелия, 2р,2у)

Охта (Северная Карелия(3р)

Штурман, капитан

7

ОСИПОВ Алексей Александрович

1987

Турист

-

2

Сяпся-Шуя (Карелия,1-2у),

Суна (Карелия, 2у)

Матрос

 

1.3 Средства сплава

Каркасные байдарки Салют-2 и Таймень-3, надувная лодка Турист-2, полиэтиленовый каяк Eskimo Salto.


2. ИДЕЯ И ОСОБЕННОСТЬ ДАННОГО ПОХОДА

В весенних походах наша группа придерживается «разминочно-проверочного» принципа. Руководствуясь данной идеей, в предыдущие годы была пройдена река Березайка, несколько раз река Великая (Псковская область). Эти маршруты, в принципе, можно повторить и в любое другое время года. Сезонные реки – проходимые только сразу после ледохода - более интересны со спортивной точки зрения, однако малоснежная и короткая зима 2006 - 2007 годов привела к аномальному («безводному») паводку.  В частности, уже к концу апреля реки Сережа (Тверская) и Шегринка оказались малопригодны для сплава.

Проблем с недостатком воды в Карелии весной традиционно нет, но на майские праздники обычно (по рассказам очевидцев) в лесу можно встреть немало снега. А местами озера еще стоят подо льдом!

Этой весной, раннее и стремительное наступление тепла привело к быстрому таянию снега, появилась реальная возможность организовать майский сплав в Карелии. Из соображений быстрого + удобного подъезда и отъезда, мы решили пройти нижнее течение реки Южная Шуя.

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

3.1 Варианты подъезда и отъезда, аварийные сходы

Поездка из Москвы в Петрозаводск традиционно проблемы не вызывает. Некоторые неудобства доставляет лишь тот факт, что в предпраздничные дни поезд Москва-Мурманск №382 «переименовывают» в №250 и отправляют через Питер. Данное изменение маршрута удлиняет поездку примерно на 3 часа - поезд прибудет на станцию уже после обеда.

С ж/д вокзала Петрозаводска до реки Шуя можно добраться на машине за 1-2 часа в зависимости от конкретного места начала сплава. Перед прибытием Московских и Питерских поездов на привокзальной площади всегда собираются водители. Нам надо было везти каяк, поэтому для страховки мы заранее созвонились с транспортной фирмой. Контактный телефон:

Павел (Газель – маршрутка, «казенная», 15рублей за 1км) 8-921-01-88-736

Дорога до деревни Киндасово (ниже моста) обошлась в 1000 рублей. Закончить маршрут удобно в деревне Виданы – здесь участок автомобильной дороги проходит прямо по берегу реки. При необходимости, можно организовать аварийный сход в районе военного городка Площадка или у деревни Матросы.

По ряду причин, изложенных ниже в описании, нам пришлось сниматься в Матросах. За дорогу обратно мы заплатили 560 рублей.


3.2. График прохождения маршрута

Дата

День пути

Участок маршрута

Сложные препятствия
на участке

Км

27.05.2007

– 28.07.2007

1-2

г. Москва – г. Петрозаводск – дер. Киндасово

Поезд №250,  отправление в 20.45

За окном временами идет снег. Облачно и ветрено.

ПОЕЗД,

МАШИНА

60 км

28.05.2007

2

Дер. Киндасово – м.н.
Время в пути: 30 минут

Отплыли в 18.50.

Днем +3¼+70С. Ветер утих к ночи. Ночью - примерно 00С. Капли воды на полиэтиленовой пленке замерзли.

-

3 км

29.05.2007

3
М.н. – стоянка на ЛБ[1] за пор. Малый Толли
Время на воде:

Отплыли в 11.50.

Температура около +40С. Временами сквозь облака выглядывает солнце.

Вечером пошел снег. Ночью - заморозки.

пороги:

Площадка (2 к.с.), 
Китижмский (1-2 к.с.),
Юманишки (2к.с.),
Большой Толли (2-3 к.с.)

23 км

30.05.2007

4
ВЫНУЖДЕННАЯ ДНЕВКА

За ночь весь лагерь засыпан снегом (толщина: 3 до 5 см). Около 14 часов снегопад закончился. К вечеру небо расчистилось, проглянуло солнце, снег стал подтаивать.

Совершили обзорную экскурсию «по зимнему лесу».

Ночь была холоднее, чем до этого: предположительно -50С.

-

-

01.06.2007

5
М.н - Дер. Киндасово – г.Петрозаводск

Проглядывает солнце. Снег по берегам практически растаял.

В 12.00 начали переправу вещей на ПБ[2] - в дер. Матросы.

МАШИНА

40 км

01.06.2007

- 02.06.2007

5 - 6

Г. Петрозаводск – г. Москва

Поезд №17А,  отправление в 19.00

ПОЕЗД

-

Итого пройдено: 26  км

3.3 Движение по маршруту

27 апреля 2006. День 1. Дорога 

ПЯТНИЦА

Выехали из Москвы.

 

28 апреля 2006. День 2. 

СУББОТА

В г. Петрозаводск поезд прибыл в 14.00. На станции к нам присоединились друзья - Петрозаводские туристы с надувной лодкой. По причине порывистого ветра решили не проходить Вагатозеро и начать сплав сразу на реке.

Примерно за час (около 16 часов) доехали до удобного для сборки лодок места – ниже Киндасовского моста по течению,  р. Шуя протекает рядом с автодорогой.

Отплыли в 18.50. Чувствуется течение. Примерно через 15 минут прошли дачный поселок на ПБ. Еще через 15 минут встали на ЛБ на ночевку (рядом с ручьем).

 

29 апреля 2007. День 3

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Примерно через 15 мин - небольшой перекат.

Через 40 минут - круглый разлив реки, обозначенный на карте. На ЛБ (сразу) хорошая стоянка среди елей. Берег высокий, ровный. Оборудовано. Вдалеке впереди видно одну из мачт - антенн. Несколько ниже по течению из-за леса появились и быстро «спрятались» уже все пять мачт.

Через 42 минуты снова «выглянули» пять мачт, рядом с этим местом на ЛБ хорошая стоянка.

Через 23 минуты достигли порога Площадка (2 к.с.) – длинный, с двумя поворотами. Ориентир: перед порогом на ПБ лежит много рыбацких лодок. Прошли сходу, по основной струе. В русле чисто, глубоко, стоят валы - некоторые высотой порядка метра. За порогом на ПБ строения насосной станции, к дому на возвышении подходит автодорога. На берегу тоже лежат лодки, есть место для костра.

Во время движения в пороге, один из мощных валов практически остановил груженый Таймень-3 (!), продавил заглушку на носу и сорвал юбку у матроса. Поступившая вода, однако, никак не повлияла на дальнейшее благополучное завершение прохождения. Салют-2 и каяк прошели порог без каких-либо затруднений.

Экипажу резиновой лодки пришлось оказывать помощь. На бревне, затонувшем у ПБ почти в самом конце порога, лодка очень сильно повредила передний баллон. К ним быстро подошел каяк, он взял тонущее плавсредство (с экипажем и всем грузом на борту!) на буксир и доставил  к берегу.

Вынужденная стоянка заняла примерно 5 часов: заклейка пробоины, переодевание «пострадавших» и чай у костра.

Отплыли в 18.50. Через 16 минут – слева втекла река Кутежма. В этом месте, на ЛБ, большая хорошая стоянка. Она была занята коммерческой группой на рафтах.

Порог Кутежма (1-2 к.с.) – локальный. Прошли сходу, по основной струе. Чисто, много воды,  валы не более 0.5-0.7м.

Через 18 минут - порог Юманишки (2 к.с). Длина около 2км. Порог очень красивый – ЛБ высокий, порос соснами. Прошли сходу. В данном препятствии можно выделить два участка, первый - с более высокими валами. В целом, порог проще, чем Площадка.

Через 13 минут (чуть позже 20 часов) подошли к ключевому препятствию маршрута - порогу Большой Толли (3 к.с.). Остров на входе (вблизи ЛБ) оказался залит водой. Камни - разделители сливов так же залиты. Таким образом, вместо привычных трех хорошо выраженных сливов, мы увидели один слив на всю ширину реки. У ПБ очень сильная бочка, в центре – беспорядочные высокие валы.  Было решено проходить вдоль ЛБ.

После просмотра, байдарки и каяк по очереди, со страховкой с берега, прошли порог. Экипаж резиновой лодки совершил обнос. Осмотр и прохождение с фото/видео- съемкой заняло чуть больше часа (80 минут).

Начиная с порога по ПБ расположились дома деревни Матросы.

До порога Малый Толли (1к.с.) около 10 минут хода. Препятствие представляет собой простой локальный слив или даже шиверку. Прошли сходу.

На ночевку встали за деревней, на оборудованном месте на высоком ЛБ. Ориентир: остатки деревянной лестницы перед небольшим мыском - поворотом реки. От Большого Толли до этого места идти примерно 30 минут.

 

30 апреля 2007. День 4. Вынужденная дневка

ПОНЕДЕЛЬНИК

Холодно, вокруг снег. В 16.30 было решено дальше не идти – надо эвакуировать в город заболевшего Сашу Илюшкина. У него поднялась температура. Через час вместе с Лешей Осиповым их переправили на другой берег и в 19.30 они были уже в теплой Петрозаводской квартире.

Водная часть похода завершена, разбираем каркасные лодки.

 

1 мая 2007. День 5. Отъезд

ВТОРНИК

Примено за час в резиновой лодке переправили все вещи на противоположный  «обитаемый» берег (ПБ). По тропинке перенесли рюкзаки в деревню Матросы.

Машина пришла в 14.00, через час были в городе. Сдали объемные вещи в камеру хранения, поехали за Сашкой.

В 18.00 вернулись на вокзал. Забрали вещи, погрузилось в поезд.

4. НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ ( ЗАНЯТИЯ ) НА МАРШРУТЕ

В силу малой продолжительности похода, времени на осмотр окрестностей у нас просто не было. Мы успели заметить лишь то, что лес и берега скорее напоминали осень, чем весну.

Однако, действительно, нет худа без добра. Затяжной снегопад и последовавшая за ним вынужденная дневка позволила спокойно насладиться красивейшими видами Карелии … в зимнем убранстве. Мы словно попали в сказку «Двенадцать месяцев»! Прогулки по заснеженному лесу придали походу некую изюминку и сгладили разочарование, связанное с краткостью активного водного участка маршрута. 

5. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

В целом, река Шуя оправдала наши ожидания. Весенний сплав оказался интересным и полезным в плане туристического опыта.

Течение сильное, русло широкое и чистое, поэтому (при особом желании) можно попытаться пройти участок реки от деревни Киндасово до деревни Виданы буквально за один ходовой день. Единственное пожелание: при составлении весеннего плана движения,  пожалуй, следует заложить запасной день «на погодные условия».

Не смотря на холодную погоду, встречаются туристы-байдарочники и коммерческие группы на рафтах. Оборудованных стоянок хватает всем.

Для обеспечения безопасности на данном маршруте совершенно необходимо на всех лодках иметь фартуки, плюс пару спасательных концов на группу. Обвязка лодок подразумевается «по определению». Реально нужны юбки, спасательные жилеты и каски, очень желательны неопреновые гидрокостюмы.

 Если летом маршрут вполне доступен туристам с любым опытом, включая нулевой, то весной для его прохождения уже необходимы опыт и специальное снаряжение - воздух и вода очень холодные. Ошибки создают риск для здоровья! Особое внимание следует обратить на прохождения порогов Площадка (2к.с.) и Большой Толли (3 к.с.).

6. ЛИТЕРАТУРА

1.     Шилов А. Л. На байдарках по Карелии.

2.     Туристские спортивные маршруты: перечень классифицированных туристских спортивных маршрутов на 1989-1992 годы. М.: Профиздат, 1989.

3.     Снаряжение туриста-водника. М.: Профиздат, 1986.

4.     Отчет «Южная Шуя» из библиотеки http://www.tourism.ru
(редактор Константин Бекетов)

7. ПРИЛОЖЕНИЕ

7.1 Картография маршрута

На http://mapp36.narod.ru/index.html размещены листы старой карты (в 1см 2км):

Более новые карты (в 1см 1км) выпущены издательством «АЭРО-Геодезия» в 2002г:

 

7.2 Краткая лоция

 

км

ОБЪЕКТ

ОПИСАНИЕ

0

Деревня Киндасово

Есть автомобильный мост. Стапель за деревней на ПБ (ниже моста).

2

Дачи на ПБ

Примерно через 15 минут. За ними - место для перекуса и купания.

3

Стоянка

Через 15 минут, на ЛБ, рядом с ручьем.

Берег высокий, места много. Хорошая

 

Шиверка

Длина 50м

Через примерно 15мин – похожа на небольшой перекат. Весной – залита.

8

Круглый разлив реки

 

Стоянки

Через 40 минут. Разлив обозначен на карте.

На ЛБ (сразу) хорошая стоянка среди елей. Берег высокий, ровный. Оборудовано. С этого места видно одну мачту-антенну.

Несколько ниже по течению из-за леса проглянули и спрятались уже все пять мачт – антенн.

Еще ниже (от разлива 40 минут хода), снова выглянули пять мачт, рядом с этим местом на ЛБ хорошая стоянка.

13

порог Площадка

II к.с.

Длина 600м

Через 23 минуты начался порог Площадка. Перед порогом на ПБ во множестве разложены деревянные рыбацкие лодки. Можно встать на стоянку.

В пороге два поворота. Валы, некоторые высотой около метра. Проход чистый. Сходу, по основной струе. В низкую воду можно осмотреть по ПБ.

За порогом широкий разлив с островом у ПБ. На ПБ строения насосной станции. На берегу, среди елей, есть место для обеда.

14.5

р. Кутижма

стоянка

Через 16 минут слева впадает река Кутежма.

В этом месте, на ЛБ, высокое место для стоянки.

16

порог Кутижмский

I-II к.с.

Длина 300 м

Практически сразу за Кутежмой. Локальное препятствие. Валы не более 0.5-0.7м. Сходу, по основной струе.

 

За порогом - разлив.

18.5

порог Юманишки

II к.с.

Длина 2км

Через 18 минут. В пороге можно выделить несколько участков, разделенных «пяточком» относительно спокойной воды. Есть повороты. Ближе к выходу валы уменьшаются. В целом, проще порога Площадка. Сходу.

ЛБ высокий (до 20 метров), порос соснами. ПБ - лиственный.

22

порог Большой  Толли

II-III к.с.

Длина 30м

Через 13 минут. Осмотр и тропа для обноса по ЛБ. Там же хорошая стоянка, которая традиционно занятая коммерческими группами.

Весной водораздела между тремя сливами не видно. Скальный выход на входе (от ЛБ) так же залит. Ниже порога - разлив с островком.

Проход - по левому сливу, недоступному для прохождения летом и осенью (удобнее всего для страховки).

 

Деревня Матросы

Расположена на ПБ, начиная от порога  Большой Толли. Регулярное автобусное сообщение с Петрозаводском (ехать около 35 километров).

23.5

порог

Малый Толли I к.с.

Через 10 минут хода. Весной это простой водослив - шиверка.

Валов нет.

26

стоянка

Примерно через 20 минут, на высоком ЛБ. Места много, остатки лестницы для подъема. Оборудовано. Много дров, есть мусорная куча.

7.3 Фотоматериалы

 


Фото 1. Вид на реку с места старта

 
 
 


Фото 2. Место первой ночевки

 
 
 


Фото 3. Мачты - антенны в районе порога Площадка

 
 
 


Фото 4. Буксировка поврежденной лодки

 
 
 


Фото 5. Разгрузка поврежденной лодки

 
 
 


Фото 6. Общий вид порога Большой Толли

 
 
 


Фото 7. Салют-2 проходит порог Большой Толли

 
 
 


Фото 8. На стоянке - утро 30 апреля

 
 
 


Фото 9. Вид на реку с места стоянки

 
 
 


Фото 10. В лагере

 
 
 


Фото 11. В лесу



[1] Здесь и всюду далее ЛБ следует читать как «левый берег»

[2] Здесь и всюду далее ПБ следует читать как «правый берег»

 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |