МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛУБ

 

 

 

 

 

 


ОТЧЕТ

о водном туристическом путешествии III категории сложности по маршруту:
 
г. Москва - г. Петрозаводск - оз. Чудоярви - р. Тарасйоки - оз. Сариярви - оз. Женское
 - р. Тарасйоки - р. Шуя - пос. Соддер - г. Петрозаводск - г. Москва 
(высокая вода)
 
 
Район                            :  КАРЕЛИЯ

Сроки совершения     :  1 июля – 10 июля 2007г.

Маршрутная книжка :  1/4 - 320  выдана МКК МосГорЦТК
Руководитель               :  Лаврухин Д. В.
(тел. дом. (495) 371-51-75)
(E-mail : Denis_Lavruhin@mtu-net.ru)
 
 
Москва 2007г.

 
 
 


1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ.. 4

1.1 Паспорт маршрута.. 4

1.2 Состав группы... 5

1.3 Средства сплава.. 5

2. ИДЕЯ И ОСОБЕННОСТЬ ДАННОГО ПОХОДА.. 6

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.. 6

3.1 Варианты подъезда и отъезда, аварийные сходы... 6

3.2. График прохождения маршрута.. 8

3.3 Движение по маршруту.. 10

1 июля 2007г.  День 1. 10

2 июля 2007г.  День 2. 11

3 июля 2007г.  День 3. Дневка. 13

4 июля 2007г.  День 4. 13

5 июля 2007г.  День 5. 15

6 июля 2007г.  День 6. 17

7 июля 2007г.  День 7. Дневка. 18

8 июля 2007г.  День 8. 18

9 июля 2007г.  День 9. 20

10  июля 2007г.  День 10. Отъезд. 21

4. НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ ( ЗАНЯТИЯ ) НА МАРШРУТЕ.. 22

5. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.. 22

6. ЛИТЕРАТУРА.. 23

7. ПРИЛОЖЕНИЕ.. 23

7.1 Картография маршрута.. 23

7.2 Краткая лоция.. 25

7.3 Фотоматериалы... 30

 


 


1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ

1.1 Паспорт маршрута

Вид туризма: водный

Категория сложности: III

Район: Карелия

Нитка маршрута:

г. Москва - г. Петрозаводск - оз. Чудоярви - р. Тарасйоки - оз. Сариярви - оз. Женское -
р. Тарасйоки - р. Шуя - пос. Соддер - г. Петрозаводск - г. Москва

 

 

Протяженность маршрута:   142 км [1]

Ходовых дней: 7

Дневок: 2

Сроки проведения: 1 июля – 10 июля 2007 г.

Средства сплава: две каркасные байдарки (Салют-2, Таймень-3) 
и пластиковый каяк (Eskimo Salto)

Количество участников: 5


1.2 Состав группы

ФИО

Год
рожд.

Средство

 сплава

Опыт

Обязанности в группе

1

ЛАВРУХИН Денис Владимирович

1976

Салют

-

2

Суна (Карелия, 2р)

Волома (Карелия, 2р)

Охта (Северная Карелия, 3р)

Руководитель,
капитан

2

ГОРБАЧ
Юлия
Юрьевна

1983

Салют

-

2

Пеший туризм: Хибины (б/с)

Участник

3

СОТНИКОВА Наталья Валентиновна

1973

Таймень

-

3

Волома (Карелия, 2у)

Врач

4

КОРОСТЫЛЕВ Константин Александрович

1976

Таймень

-

3

Суна (Карелия, 2у)

Волома (Карелия, 2р)

Охта (Северная Карелия, 3у)

Капитан,
рыбак

5

ЖАРКОВ Михаил Валерьевич

1976

Каяк

Суна (Карелия, 2у)
Волома (Карелия, 2р)

Охта (Северная Карелия, 3у)

Завхоз

 

1.3 Средства сплава

Каркасные байдарки Салют-2 и Таймень-3, полиэтиленовый каяк Eskimo Salto.


2. ИДЕЯ И ОСОБЕННОСТЬ ДАННОГО ПОХОДА

В последнее время популярные маршруты по Карелии испытывают буквально нашествие коммерческих групп. Это привело к загрязнению стоянок, возникли трудности в выборе ночевок и т.д., но главное, начинает теряться ощущение ухода от цивилизации.

Желание совершить оригинальный поход заставило нас пристальнее вглядеться в карту. Оказалось, что, не смотря на относительную доступность, крупный приток Шуи - река Тарасйоки практически никем не посещается. В сети Интернет нам удалось обнаружить только два противоречивых описания, еще одна старая (похоже, непроверенная ?) лоция принадлежит Шилову. Отчасти, вероятно, это связано с сильной зависимостью возможности сплава по реке от уровня воды.

Не зависимо от способа прохождения Тарасйоки («чистый» сплав или сплав с частичной проводкой), наличие достаточного количества порогов на заключительном участке маршрута - реке Шуя - должно придать походу так необходимый «спортивный элемент». Кроме того, данный маршрут по верховьям реки Шуя можно рассматривать и как некое логическое продолжение совершенного весной этого года похода по нижнему течению Шуи: от деревни Киндасово до деревни Матросы.

 

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

3.1 Варианты подъезда и отъезда, аварийные сходы

До места начала водной части маршрута можно добраться двумя способами: на машине от ближайшей ж/д станции (Поросозеро и Суоярви) или на машине из Петрозаводска. Оба способа обладают своими плюсами и минусами.

Хотя путь от железной дороги до реки значительно короче, за счет необходимости пересесть на поезд Петрозаводск - Костамукша теряются почти сутки: поезд выходит из Петрозаводска вечером и прибывает к месту назначения глубокой ночью (в Суоярви -поздно вечером) + вероятнее всего, водителя удастся найти только утром. Кроме того, принимая во внимание постоянный пересмотр вопроса о ширине закрытой для посещения приграничной зоны, путешествие на поезде повышает шансы вступить в нежелательные прения с пограничниками.

Прямой путь из Петрозаводска будет дороже, но быстрее - можно выехать из города сразу же после выгрузки вещей из поезда. Нами был выбран именно этот способ. С водителем мы договорились заранее, по телефону из Москвы. Контактная информация:

СЕРГЕЙ  8 – 911 - 401-30-71 (мобильный, г. Петрозаводск)

Собственный микроавтобус Мерседес. Цена: 15 рублей за 1км.

Хотя мы проехали порядка 230¸250 км, дорога обошлась в 3000 рублей.

Вариантов аварийного схода с маршрута несколько:

§                                         Можно сняться рядом с поселком Тойвола или чуть дальше, у моста на выходе из озера Кайтаярви. Здесь по берегу проходит автомобильная дорога с достаточно оживленным для Карелии движением, поэтому можно рассчитывать на попутную машину до города Суоярви -  крупной ж/д станции.

§                                         Примерно на половине пути можно сняться у ж/д станции Настеньярви-2.

§                                         Ближе к концу маршрута, во время сплава по реке Шуя, в случае необходимости можно сняться в деревне Суоеки, на Хуатоварском а/м мосту или на плотине Игнойльской ГЭС.

Заканчивать маршрут удобное всего на а/м мосту перед деревней Соддер, что собственно мы и сделали. Конечно, можно на этом не останавливаться, пересечь сначала озеро Шотозеро, затем «срезать угол» озера Вагатозера и далее идти по реке Шуя до деревни Киндасово или даже до Матросов. Однако для реализации подобной возможности, необходимо иметь в запасе хотя бы еще три дня, а таким временем мы уже располагали.

Во время заброски, мы сразу договорились с водителем о месте возврата, и в подтверждении своих намерений внесли аванс 500 рублей. Обратная дорога составила примерно 100 км (2 часа) и обошлась нам в 1500 рублей (аванс в сумму включен).


3.2. График прохождения маршрута

Дата

День пути

Участок маршрута

Сложные препятствия на участке

Км [2]

1.07.2007

1

г. Петрозаводск – оз.Чудоярви

Время в пути: 4 часа 40 минут

МАШИНА

230¸250 км

1.07.2006

1

М.н. – озеро Ала - Маткилампи  
Время на воде: 3 часа 45 минут

Тепло. Временами мелкий дождь.
Отплыли в 14.40.

разрушенный а/м мост

 

порог Обозначенный

(к.с 1Б).

13 км

2.07.2006

2
М.н. – озеро Ила-Тарасъярви

Время на воде: 5 часов 15 минут

Переменная облачность. Временами дождь.

Отплыли в 13.45

разрушенная плотина + порог (к.с. 1Б)

 

порог (2 к.с.) + деревянный а/м мост

23 км

3.07.2006

3

ДНЕВКА

Тепло. Солнечно. Временами мелкий дождик.

-

-

4.07.2006

4
М.н. – озеро Женское
Время в пути:  8 часов
Солнце. Небо безоблачное, жарко.

На озерах – штиль.

Отплыли в 12.00

разрушенная плотина +

мост +порог (2 к.с.)

 

Ж/д мост + порог (к.с. 1Б)

 

порог (2 к.с.)

27 км

5.07.2006

5
М.н. – порог Луки
Время на воде: 6 часов
Небо полностью затянуто дымкой. Ветрено. Весь день с перерывами шел мелкий дождь.
Отплыли в 15.45

а/м мост + порог Найстенкоски (к.с. 2А)

а/м мост + порог (к.с. 2А)

порог Медвежий (2 к.с.)

18 км

6.07.2006

6
М.н.порог Собачий (Островной)

Время на воде: 7 часов 50 минут

Пасмурно, но дождя нет.

Отплыли в 14.25

порог Олененок (к.с. 1Б)

порог Сизовский  (3 к.с.)

порог Островной (2 к.с.)

28 км

7.07.2006

7

ДНЕВКА

Яркое солнце, безоблачно.  Жарко.

-

-

8.07.2006

8

М.н.  Порог Кумио

Время на воде:   5 часов  30 минут

С утра до обеда шел  дождь.

Отплыли в 13.45

Игнойльская ГЭС

порог Кенякоски (3 к.с.)

порог Сарикоски-I (2 к.с.)

порог Сарикоски-II (к.с. 1Б)

21 км

9.07.2005

9

М.н.  – мост перед деревней Соддер

Время на воде: 2 часа 30 минут

С утра до примерно 16 часов шел сильный дождь.  Далее -  периодически накрапывал  мелкий.

Отплыли в 15.30

порог Кумио (3 к.с.)

12 км

10.07.2005

10

М.н.  – г. Петрозаводск

Время в пути: около 2 часов

Переменная облачность.

МАШИНА

100 км

 

Итого пройдено:   142 км

 


3.3 Движение по маршруту

1 июля 2007г.  День 1.

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Прибыли в Петрозаводск, перегрузили вещи в машину.

В 10.20 выехали из города. В пути сделали остановку, осмотрели исток реки Контийоки: река вытекает из озера Сури - Контиоярви, берег которого в этом месте заболочен, кроме того, спуск к воде плохой. Здесь грунтовая автомобильная дорога (без каких-либо следов покрытия) проходит по мосту, сразу за которым старый сгоревший остов другого, «предыдущего» моста. Несколько ниже по течению, в русле Контийоки лежат бревна - с дороги очень похоже на точечный завал.

Примерно к 15.00 мы достигли запланированной для старта точки – деревянного моста через реку Тарасийоки, чуть выше озера Чудоярви. Вопреки карте, река в окрестностях очень узкая и озера не видно. Удобный ориентир: справа от действующего моста, расположен старый, но вполне еще пригодный для использования тоже деревянный мост. Собрали лодки на широкой обочине. Место хорошее, ровное. Два раза, не останавливаясь, мимо нас проезжали пограничники.

Отплыли в 18.30. Примерно через 15 минут достигли небольшого завала, преграждающего выход в озеро. Расчистка прохода заняла 15 минут. Причиной затора явились развалины старого моста - на ЛБ[3] видны остатки заброшенной дороги. Похоже, что именно этот мост отмечен на использованной нами карте. И именно с него мы хотели начинать поход…

Вошли в озеро Чудоярви, на ЛБ было замечено несколько стоянок (2-3 шт.), из которых последняя – примерно через 1 час 20 минут с момента старта (включая разбор завала).

Через 6 минут на ЛБ (на мысе) - домик рыбака с баней и другими хозяйственными постройками.

Вышли в реку. Через 46 минут, считая от мыса, достигли порога, который не обозначен на карте, но упомянут (без названия) в описании Шилова. Для определенности, его можно назвать «порог Обозначенный» (к.с. 1Б). Длина препятствия около 500м. Слив чистый, валы - низкие (до 0.4м), бочек нет. Прошли сходу, по основной струе.

Следующий порог - через 24 минуты - менее интересен (1 к.с.). Это локальный слив, длиной 30¸50 метров.

Далее - три совсем простых локальных препятствия – это шиверы или порожки (без к.с.). Ниже этих препятствий по обоим берегам реки разбросаны камни. Возможно, в низкую воду здесь «проявятся» еще несколько шивер или даже мелей.

Достигли расширения реки или подобия озера с заболоченными берегами. Лес мертвый, сплошной сухостой. На ЛБ где-то вдали построен домик, с воды видно только крышу. Для выхода из «расширения» взяли курс на юг.

Лес постепенно стал становиться суше, по берегам стоят уже живые деревья. Ближе к выходу из озера Ала-Маткилампи, на ЛБ расположен сухой холм, поросший соснами.  Здесь оборудована старая рыбацкая стоянка, которой давно не пользовались. Встали на ночевку. Место отлично продувается, без проблем можно разместить не менее трех палаток. В низкую воду прилегающий к стоянке берег может иметь вид песчаного пляжа.

 

2 июля 2007г.  День 2

ПОНЕДЕЛЬНИК

Отплыли в 13.45. За 32 минуты пересекли озеро Ала-Маткалампи. На ЛБ озера, почти у самой его южной оконечности, за мысом, «спрятался» пляж с небольшой стоянкой, которая похоже плохо продувается.

На выходе из озера – старая плотина (или остатки моста), которую мы прошли через чистый левый пролет. ВНИМАНИЕ! При осмотре плотины были замечены две гадюки!

Сразу за плотиной начинается порог (к.с. 1Б): слив чистый, на выходе валы. Прошли сходу. За 9 минут миновали протоку, вошли в озеро Луовусъярви.

На выходе из озера - порог с правым поворотом русла реки (2 к.с.). Порог короткий, в конце (у ПБ[4]) есть место для причаливания. Валы - невысокие. Прошли по основной струе в походном порядке.

Сразу за порогом расположен деревянный автомобильный мост – так же сходу, в пролет правее центрального (там, где кончается длинная продольная балка). На выходе из-под моста (справа) лежит совершенно незаметный с воды большой обливной камень, поэтому надо стараться прижиматься ближе к концу балки, то есть к ЛБ. На этот камень по очереди «сели» сначала Салют-2, а затем Таймень-3. Избежать «знакомства» удалось лишь каяку с малой осадкой. К счастью, все обошлось без каких-либо последствий.  Суммарная длина данного комбинированного препятствия (порог + мост) - примерно 300м. Осмотр по ПБ неудобен и не очень полезен, разве что для разведки моста.

Несколько ниже по течению, на ПБ реки построены изба и сушилка-решетка для травы.

За 38 минут пересекли озеро Леукуньярви. При желании на ЛБ можно причалить для перекуса.

Вышли в реку - пока все «проходы» обнаруживаются без каких-либо проблем. В потоке ведущей  в следующее озеро, нам встретились 4 (или 5?) чистых локальных слива (без к.с.). В протоке так же много мест  для перекуса / стоянки на высоких берегах.

Озеро Муртсхаккименъярви несколько отличается по форме от своего изображения на карте. Собственно входу в него предшествует разлив с болотистым мысом слева. Озеро словно «прячется» за мысом, который пришлось огибать 11 минут. На входе - на ПБ – небольшой пляж, на котором лежит сломанный корабельный винт. Устроили десятиминутный перетоп. Место не продувается, поэтому много мошки. ВНИМАНИЕ! Есть змеи!

За 29 минут пересекли озеро. На ЛБ, на полянке, стоит домик. В месте выхода в реку / протоку при понижении уровня воды, похоже «проявится» простой локальный слив.

Протоку шли 31 минуту. Всего, между озером Муртсхаккименъярви и следующим – озером Сариярви – вместо описанных в лоциях пяти локальных сливов мы обнаружили только три. При этом последний порожек расположен не на выходе из протоки!

В самом начале озера Сариярви, на ЛБ, есть небольшая стоянка, с которой открывается хороший вид на гору Вирунвара (279м). В прочитанных описаниях утверждается, что данная стоянка маленькая и не очень хорошая: почти сразу «за берегом» начинается холм. Из-за обилия мошки - с момента перетопа мы плывем, словно в облаке - на берег, для проверки этой информации никто не высаживался. Хотя местами на ЛБ и возвышаются высокие песчаные склоны-осыпи, в целом, берега озера Сариярви заболочены. Пресечение озера заняло 24 минуты.

Через 44 минуты, в протоке встретился единичный локальный слив (без к.с.). Еще через 22 минуты мы вышли в «расширение русла». Здесь берега радикально повысились: вокруг песчаные осыпи с соснами наверху. Места сухие, но для стоянки слишком высоко / слишком крутой подъем! Следующий участок реки больше похож на заливной луг или болото… В целом, «непонятное расширение» мы прошли примерно за полчаса – оно гораздо длиннее и извилистее, чем его весьма отдаленно напоминающее изображение на карте.

На входе в озеро Иля - Тарасъярви по обоим берегам расположены отличные песчаные  пляжи. Первая хорошая стоянка - за мысом по ПБ. До нее мы шли по озеру примерно 20 минут. Там и встали на ночевку.

 


3 июля 2007г.  День 3. Дневка

ВТОРНИК

С утра начали перестройку старой бани на берегу. Переложили печь, сложенную из огромных валунов - к сожалению, в окрестностях стоянки мелких камней просто нет. Примерно в 13.00 начали топить. Реально для использования баня стала пригодна только к  21 часу.  Камни уж очень велики, поэтому даже к вечеру их удалось нагреть лишь весьма условно.

Пока шло обустройством бани, жизнь в лагере не останавливалась: испекли блины с тушенкой, поймали щуку, искупались, потренировались в каяке и даже совершили небольшую фотоэкспедицию по озеру на Таймене-3.

На стоянке хорошая связь МЕГАФОН. Однако, к сожалению, роуминг и прочие заготовленные «хитрости» нам не помогли,  телефоны МТС здесь не работают!

За время дневки уровень воды в озере упал примерно на 5¸7см.

 

4 июля 2007г.  День 4

СРЕДА

Отплыли в 12.00. На ПБ периодически встречаются песочные пляжи, но (по субъектному мнению) «наш» пляж – все же самый сухой и удобный. До выхода из озера шли  35 минут.

В протоке растут кувшинки. Берега заболочены, хотя местами встречается песочек. Через 10 минут вошли в следующее озеро.

На ЛБ озера Ала – Тарасъярви много хороших песчаных пляжей, но оборудованных стоянок нет. Для устройства лагеря нужно самостоятельно расчищать площадки от валежника. Пересечение озера заняло 40 минут.

Протока в следующее озеро не соответствует карте по форме! Шли примерно 10 минут.

На входе в озеро Кайтаярви расположен небольшой порог (1 к.с.) – это остатки старой плотины (чистый локальный слив). Сразу за ним - еще один простой слив (без к.с.). Оба препятствия прошли сходу.

Поселок Тойвола расположен на ЛБ озера Кайтаярви. С воды хорошо видны водонапорная башня, постройки и жилые дома, среди которых есть даже пятиэтажки. Прохода слева от обозначенного на карте крупного острова нет, это место полностью заросло высокой водной растительностью. Шли вдоль ПБ озера, встретили несколько рыбаков в лодках. Пересечение озеро заняло 53 минуты.

На выходе из озера Кайтаярви, один за другим расположены разрушенная плотина, автомобильный мост (по которому мы ехали во время заброски) и длинный порог (2 к.с.) протяженностью порядка 500м. Данное комбинированное препятствие, за исключением конца порога, мы предварительно осмотрели по ПБ.

Все створы плотины чистые. Из соображений удобства, для прохождения мы выбрали центральный створ – из него сразу попадаешь в чистый центральный пролет моста. Под мостом держались чуть левее центра пролета, так как справа, у опоры, лежит обливной камень. За мостом - крошечное улово и сразу начинается порог. В начале порога несколько небольших бочек. Примерно в центре, под проводами ЛЭП (на нашей карте ЛЭП не обозначена), просторное улово. На выходе из порога по обоим берегам реки сооружены ряжевые стенки, на которых стоят местные рыбаки. В целом, препятствие не сложное: воды достаточно, русло везде чистое, переход плотина – мост – порог, а так же дальнейшее движение в пороге маневров практически не требует. Прошли все сходу, походным порядком, с промежуточным зачаливанием в улове под ЛЭП - для отдыха и взаимной страховки. Страховка с берега излишня, да и не удобна. Перекус на плотине, осмотр и прохождение данного комбинированного препятствие в сумме заняли 50 минут.

Через 16 минут достигли еще одной пересекающей реку ЛЭП (обозначена на карте), сразу за которой расположен простой порожек (1 к.с.) - локальный слив.

Далее с интервалом примерно 100 метров, один за другим следуют несколько несложных локальных сливов (без к.с.), рядом с которыми стоят рыбаки. Река извилистая, местами одета в ряжевые стенки. На прохождение данного участка ушло около 15 минут.

 За 25 минут хода по гладкой воде мы достигли железнодорожного моста, под которым расположился порог (к.с. 1Б)  с небольшими валами и бочками, порог продолжается и за мостом. Данное препятствие прошли без осмотра: через центральный пролет моста и далее по основной струе. За мостом на ЛБ (сразу после выхода из порога)– стоянка.

До следующего препятствия шли 10 минут  – это простой локальный слив (без к.с.).

Еще через 17 минут достигли порога (2 к.с.), обозначенного на карте. Препятствие локальное, прошли сходу. На берегах в районе порога много рыбаков, на ЛБ(?) есть стоянка.

Через 35 минут причалили к ПБ для перетопа, стояли около получаса. Здесь (почти у самой воды) есть кострище, в десятке метров от которого лежит хорошая деревянная лодка, а чуть поодаль, в лесу - рыбацкая стоянка. Место не ровное, поэтому для установки палаток оно годится, да и продувается плохо. Сквозь деревья, буквально рядом, хорошо видна вышка сотовой связи (МЕГАФОН) - ее макушку мы впервые увидели на дневке.

Через несколько минут после отплытия оказалось, что мы стояли практически в устье реки Ирста. Разлив несколько отличается по форме от своего изображения на карте - «в жизни» он более извилист. На ПБ виден городок Настеньярви: подъемные краны, дымящие трубы, старые причалы. Издалека слышен монотонный гул. Местами река проходит практически под стенами завода. Несмотря на это, на ПБ встречаются купальщики. 

Войдя в узкий проход среди травы по ЛБ, мы оказались в озере Саариярви. Озеро небольшое, на противоположном берегу хорошо видно остатки старой плотины, сооруженной из поставленных вертикально бревен. От места перетопа до плотины шли около 50 минут. ВНИМАНИЕ! Обозначенного на карте переезда по плотине нет! Скорее всего, он развалился от старости. Неширокий проход, переходящий в быстроток расположен справа от плотины - через него (после осмотра по ПБ), мы прошли в походном порядке.

Протоку в озеро озеро Женское (дословный перевод кар. «Найстенъярви») миновали за 10 минут. На ЛБ есть стоянка, но ночевать здесь плохо - от завода много шума.

На озере много красивых песчаных пляжей (в основном по ЛБ), есть острова разной величины. Железнодорожная станция Настеньярви-2 расположена на ПБ озера вдали от воды. Сквозь деревья хорошо видны краны, осветительные вышки и другие постройки. Однако, ни дыма, ни шума станция не производит.

Пересекали озеро 1 час 30 минут. В самом его конце, на мысе по ЛБ (напротив выхода в протоку), есть оборудованная и хорошо продуваемая каменистая стоянка. Однако при нашем (высоком) уровне воды выход на берег не удобен - крутой подъем по камням через растительность. На ночевку мы пристали напротив, на песчаном пляже по ПБ. Это место так же оборудовано, единственный недостаток: валяется много пивных банок - из Настеньярви по берегу сюда ведет наезженная велосипедами или мотоциклами тропинка. День был рабочий, поэтому ни вечером, ни следующим утром местные жители замечены не были.

 

5 июля 2007г.  День 5

ЧЕТВЕРГ

Отплыли  в 15.45. Вошли в протоку, сразу же – комбинированное препятствие:

В русле встретился небольшой островок, который мы обошли слева, так как справа - завал. На повороте налево начались камни. Впереди (вдалеке) виднеется новый автомобильный мост, не обозначенный на карте. Что бы приблизиться к нему, нужно пересечь разлив реки. Хотя течение не сильное, это оказалось не так уж легко - очень мелко, местами экипажу Салюта -2 пришлось даже совершить проводку.

Собственно порог Найстенкоски (к.с. 2А) начинается перед и заканчивается под мостом. Воды достаточно, основная струя чистая. Прошли сходу, в походном порядке: вошли в средний пролет моста, пересекли валы (порядка 0.5 м) и небольшую бочку.

За мостом начинается разлив реки или даже небольшое озерцо. С момента отплытия до этого места мы шли  20 минут. На ПБ разлива - стоянка (сразу), на противоположном берегу («впереди») - уложенный на насыпь железнодорожный путь. В том месте, где разлив снова приобрел вид реки, на ПБ видели рыбаков.

Через 19 минут - следующий по ходу нашего движения разлив («озеро Латгалампи»). Он  несколько отличается по форме от своего изображения на карте. Само озеро мы не видели, оно расположено слева за длинным мысом, в котором есть два прохода. Берега сырые!

Следующий разлив не имеет названия. Отмеченный на карте остров в нем на местности больше похож на мыс.

Последний разлив на реке Тарасйоки расположен пред деревней Суойоки. Считая от озера Латгалампи, до него идти порядка 40 минут. Сразу на выходе из разлива - ряжевая стенка, отходящая от ПБ. Проход расположен вблизи ЛБ, через простой порожек (без к.с.).

Пройдя порог в походном порядке, мы увидели впереди себя обозначенный на карте большой автомобильный мост, под и за которым порог без названия (к.с. 2А): валы порядка 0.5 метра, есть небольшие бочки. Выход не очень чистый, встречаются  камни - надо «читать воду». Все экипажи преодолели препятствие сходу, через центральный пролет моста. Некоторые сложности были связаны только с подходом к мосту – мелко, в русле много камней. Салют-2 пошел мосту напрямик и «сел» на камень буквально в 30 метрах перед порогом. Экипаж Тайменя-3 выбрал заход из-под ЛБ, это действительно оказалось удобнее. От разлива до моста шли примерно 20 минут.

Далее большой остров разделяет реку на два широких рукава. Это «стрелка» главных притоков (истоков) реки Шуя – рек Суойоки и Тарасйоки. Для  осмотра местности, здесь группа временно разделились. Салют-2 пошел через геометрически более короткую левую протоку. Оказалось, что выход из нее засыпан камнями - пришлось совершить проводку. Таймень-3 и каяк без проблем обогнули остров по правому рукаву (на ПБ были замечены постройки деревни Суоеки).

На ЛБ,  сразу за островом расположены  две связанные между собой красивые, но сильно замусоренные стоянки на высоком песчаном берегу. Вероятно, где-то рядом начинают свой маршрут коммерческие группы на рафтах. Путь от моста до стоянки занял около 40 минут, включая прохождение порога и проводку насыпи. В этом месте мы устроили перекус.

Буквально за 5¸7 минут достигли порога Медвежий (2 к.с.).  Просмотр обязателен! Для высадки удобен ЛБ, на котором заодно можно осмотреть и старые окопы. В самом начале порога, русло реки сужено каменной глыбой у ПБ, справа от которого – сплошной завал. В пороге две струи: около ЛБ с большой V-образной бочкой и около ПБ, по которой  и прошли все экипажи (место захода плохо видно с воды). Стоянки: на ЛБ в пороге, на ЛБ за порогом и сразу после порога на ПБ (плохая).

Поперек линии движения последовательно расположены две небольшие бочки: сначала прямая, а затем косая. Препятствие преодолевали по очереди – первым прошел каяк (по краям всех бочек), потом байдарки (в обход бочек, прижавшись почти «впритирку» к ПБ). Страховать только с берега не очень надежно: от ЛБ до струи далеко, а на ПБ нет удобных мест. Осмотр и прохождение препятствия заняло примерно 50 минут.

После порога начинается длинный однообразный плес. Через 40 минут достигли расширения русла, к которому слева и справа подходят маленькие речушки-ручейки (опознать это место на карте трудно). Чуть поодаль, на ЛБ виден вход в небольшое озерцо.

Еще через 13 минут достигли развалин обозначенного на карте моста (без к.с.). Ориентир: в этом месте на ЛБ лежит много камней, которые хорошо видны издалека. Опор практически нет - они вровень с водой, только самые макушки разбивают текущую воду на четыре чистые струи. Прошли сходу, через третий (считая от ЛБ) пролет. Сразу за препятствием, на ПБ, расположена хорошая оборудованная и чистая стоянка. Однако здесь лучше не останавливаться - поперек берега натянут шнурок с большой буквой «Д». Скорее всего, это место ночевки какой-то коммерческой группы.

Протоку в озеро Кангозеро (на ЛБ) мы не видели.

За 18 минут достигли острова, расположенного почти в центре реки. Справа - русло засыпано камнями. Порог Луки (1 к.с.) расположен в проходе слева: струя чистая, но есть валы (до 0.5 метра). Препятствие преодолели сходу.

Сразу за порогом река расширяется. На ПБ разлива есть отличная стоянка: высокий сухой песчаный берег (сосны), отличная продуваемость, удобный сход к воде. Есть столы со скамейками, несколько кострищ, можно поставить до десяти (!) палаток. Много дров!

Встали на ночевку. Вечером произвели мелкий ремонт байдарок. Впервые за поход видели проплывающих по реке туристов.

 

6 июля 2007г.  День 6. 

ПЯТНИЦА

Утром неожиданно обнаружилось, что у Салюта-2 поврежден фальшборт. Быстро выполнив ремонт, мы отплыли в 14.25.

Через 20 минут - порог Олененок (к.с. 1Б) - сходу.

Начался длинный и извилистый плес до озера Шуясалма, который мы шли 1 час 45 минут. Хороших стоянок  на этом участке нет. Ближайшая удобная площадка для лагеря расположена перед самым выходом в озеро, среди сосен на ПБ реки. Место было занято группой рыбаков-байдарочников (8 больших палаток). 

Войдя в озеро, сразу повернули направо, и пошли вдоль ПБ. Вышли в реку. Примерно через 10 минут прошли мимо обжитого домика на ПБ с каркасной теплицей.

Через 46 минут хода (от домика), достигли длинного каскада простых каменистых шивер (без к.с.), который мы преодолели за 16 минут. Каскад закончился порогом Ступенька (1 к.с.). Он несколько сложнее остальных - есть небольшие валы. Преодолели сходу, в походном порядке. Ниже порога - разлив реки, на ПБ которого есть оборудованная стоянка. Здесь был устроен получасовой перекус. Для ночевки место не подходит: оно плохо продувается, кроме того, сразу за берегом (в лесу) - болото.

За 28 минут достигли Хаутоваарских мостов: сначала автомобильного, затем железнодорожного. Некоторые коммерческие группы здесь начинают свой маршрут. На ЛБ перед а/м мостом есть две большие стоянки со столами.

Еще через 17 минут хода нам встретились остатки опор моста, от старости местами полностью заросшие травой. Этот мост отмечен на карте. Помех для движения лодок в этом месте нет. Несколько дальше, на ЛБ, есть рыбацкая стоянка.

Через 42 минуты достигли следующего препятствия, Первого Хаут - переката (1 к.с.). Порог расположен справа от небольшого острова, перед проводами обозначенной на карте ЛЭП. Еще одна ЛЭП пересекает реку несколько позже, рядом с ее опорами на ПБ есть место, с воды очень похожее на стоянку.

Через 23 минуты преодолели Второй Хаут-перекат. Несколько ниже препятствия расположено небольшое озеро, в дальний правый угол которого бурным порогом впадает приток Шуи – река Пюхяйоки.

За 30 минут достигли порога Сизовский (3 к.с.), шум которого слышен издалека. Просмотр по ПБ обязателен! Порог очень красивый, он расположен на зигзагообразном повороте русла: сначала направо, затем налево. Берега скалистые, по мере движения к концу порога их высота постепенно повышается. В начале порога расположены две мощные бочки (слева и справа), далее - система хаотических валов. Общая длина препятствия порядка 150 метров.

Сначала (со страховкой спасконцом с ПБ), по возможности в обход бочек и высоких валов препятствие прошел каяк, далее (уже со страховкой еще и с воды) Салют-2 и Таймень-3. Обе байдарки входили в порог через левую бочку, ближе к ЛБ - у ПБ слишком мелко, из воды торчат камни. Осмотр и прохождение заняли 30 минут.

Оборудованные стоянки: одна на ЛБ (есть баня) и две соединяющихся друг с другом на ПБ - тянутся вдоль всего порога. «Дальняя» стоянка на ПБ расположена уже за порогом, на скальной полке, откуда открывается потрясающий вид на реку. К моменту нашего прихода, все места оказались уже заняты байдарками и рафтами коммерческих групп (стартовали с Хаутоваары). Поэтому, несмотря на усталость и позднее время, нам пришлось продолжили движение.

До порога Собачий (или «Островной») (2к.с.) шли 20 минут. Это самый красивый порог на Шуе. Здесь река «сжата» слева небольшим скалистым островом, покрытым соснами - слева от острова прохода нет, только справа. Протяженность порога 30¸40 метров, есть небольшие бочки. На входе основная струя камнем делится на две: ближе к ПБ не пройти, слишком мелко. Полезно высадиться на остров и осмотреть препятствие.

Имея надежное описание, осмотр решили не производить - тем более на это просто уже не было времени. Прошли походным порядком по основной струе под ЛБ.

На пороге несколько оборудованных стоянок: (1) на ЛБ (густой лес, возвышение), (2) на острове (редкие сосны, есть баня, дров нет) и (3) на ПБ (над порогом, красивый вид). К нашему счастью, третья стоянка оказалась свободной. Места здесь не очень много, но три палатки встанут без проблем. Есть стол, скамейки. Отличная продуваемость. Подъем на берег расположен ниже порога.

Разбили лагерь примерно к 23 часам.

7 июля 2007г.  День 7. Дневка

СУББОТА

Сушим мокрые вещи. Устойчивой связи с МТС по-прежнему нет, дозвониться до «большой земли» удается лишь в редкие моменты. На одном и том же месте связь возникает и исчезает совершенно стихийно. После завтрака, захватив с собой сплавное снаряжение, в Таймене-3 и каяке переправились на противоположный берег, на остров. С фото- и кино - съемкой совершили два учебных прохождения. Отработали самосплав, технику страховки спасательным концом и каяком. Тренировки и купание заняло примерно три часа.

Переплыли обратно в лагерь к обеду. Перед сном провели профилактический ремонт байдарок.

 

8 июля 2007г.  День 8

ВОСКРЕСЕНЬЕ

В 13.45 отплыли под проливным дождем. За порогом начинается длинный плес (не менее 10 км) практически без течения.

§                 Через 10 минут прошли добротный дом рыбака на ЛБ.

§                 Еще через 10 минут - стоянка на ЛБ, в 5 минутах хода - еще одна на ПБ.

§                 Через 13 минут - стоянка на ЛБ, чуть ниже которой по течению, на ПБ видны развалины какого-то строения.

§                 Еще через 10 минут прошли остатки старого моста через заливчик или приток реки на ПБ. От этого места 10 минут хода до хорошей оборудованной стоянки на ЛБ.

Через 40 минут, то есть примерно через 1 час 40 минут после отплытия, достигли  деревянного автомобильного моста через реку, рядом с которым над водой проходит ЛЭП. Это очень удобный ориентир: плотина Игнольской ГЭС расположена через 100¸150 метров.

Прошли мост через самый левый пролет (справа - завал) и причалили на ПБ около бани - практически перед самой плотиной. Здание ГЭС - на противоположном берегу. Начали разгрузку вещей и обнос. По берегу, мимо хозяйственных построек и дома местных жителей, проходит удобная тропа обноса, длиной  порядка 150 метров. Фотосъемка окрестностей, перекус, обнос и последующая погрузка заняли 40 минут. Далее капитаны начали проводку байдарок среди камней ниже плотины, которая заняла еще 25 минут.

В начале «глубокой Шуи» на ПБ расположена большая стоянка, которая была занята коммерческой группой на рафтах. От плотины к ней ведет тропинка по берегу. Чуть ниже по течению на ЛБ к дереву прикреплена табличка-указатель:  «Холодное пиво, вода, сигареты».

До порога Кеняйкоски (или «Падуна») (3 к.с.) дошли за 15 минут. Порог представляет собой крутой слив поперек всего русла, сразу за правым поворотом. Слив плохо видно с воды, кроме того, ему предшествует каменистая «входная шивера». Ширина реки в этом месте не менее 50¸70 метров, течение до и после препятствия сильное. Основная струя проходит примерно по середине - рядом с расщелиной в сливе - поэтому страховка с берега не очень надежная.

Шиверу на входе прошли сходу, для просмотра «падуна» причалили к ЛБ непосредственно перед сливом, к хорошей стоянке, которая была занята коммерческой группой. Каяк успешно прошел данное препятствие - страховка спасконцом с большого камня около ЛБ. Байдарке попасть в «нужное место» слива не просто, а сильное течение и неглубокие острые камни могут сильно повредить каркасное судно в случае малейшей ошибки. Поэтому байдарки провели (без разгрузки) вдоль ЛБ. В сумме, на Кеняйкоски мы провели 55 минут.

Порог Валойне (1 к.с.) можно считать продолжением Кенякоски. Он представляет собой красивый короткий слив в неком подобии каньона. Прошли сходу. Сразу за порогом – большой разлив с островом. Стоянка на острове была занята.

Примерно в 500 метрах ниже порога Валойне (после разлива) расположен порог Сарикоски-I (2 к.с.). Длина - порядка 50 метров. Перед порогом река сильно сужается. На входе, прямо по центру стоит большой вал высотой около метра, справа от которого - бочка. Преодолели сходу: сначала каяк (в обход вала и бочки), затем Таймень-3 (через вал), последним шел Салют-2 (через бочку).

После плеса, похожего на озеро - порог Сарикоски-II (к.с. 1Б). Он расположен в начале протоке, слева от небольшого острова с высоким песчаным берегом. Есть валы. Справа прохода нет – рукав узкий, мелко и замусорено. Прошли без осмотра, походным порядком: на входе в порог держались  ближе к ПБ, на выходе - ближе к ЛБ.

Для перетопа и осмотра местности высадились на остров. Считая от Кенякоски, до этого момента прошло около 45 минут. На острове, образующем порог, есть стоянка с деревянными поделками. На берегу остатки бани, есть старая лестница к воде. Однако место не очень хорошее: грязное, не ровное (много пеньков), нет дров.

Примерно через 35 ¸ 40 минут достигли порога Кумио. Высадились на бараний лоб на ЛБ, по тропе произвели разведку. Порог длинный, осмотр местности занял 20 минут. Есть несколько стоянок: перед порогом на ЛБ, на пороге - на ЛБ и за порогом – на ЛБ. Последние две оказались заняты, соответственно группами на катамаранах и на рафтах, поэтому прохождение порога отложили на завтра.

Встали на ночевку на первой стоянке – на небольшой оборудованной площадке на ЛБ немного не доходя до порога. Разбили лагерь. Место продувается не очень хорошо, кроме того, в лесу влажновато, зато есть дрова.

 

9 июля 2007г.  День 9

ПОНЕДЕЛЬНИК

Отплыли в 15.30 под проливным дождем.

Порог Кумио (3 к.с.) представляет собой  протяженное скальное сужение (местами ширина русла не превосходит 10¸15м) общей длиной порядка 100¸200м. Порог очень живописен, по берегам тянутся пологие каменные лбы, уходящие в воду. В нем выделяются три части, разделенные небольшими уловами. Первая - несложный вход. Вторая - большая бочка на левом повороте, затем система валов высотой до 0.5¸0.6м, в том числе отбойные, обусловленные отражением воды от «стен». На этом участке груженный Таймень-3 был практически остановлен! Третья, финальная часть – заход по дуге в серию прямых валов.

 Прошли препятствие в походном порядке: сначала каяк, потом Таймень-3 и Салют-2, со взаимной страховкой с воды. При желании, можно легко организовать страховку и с берега. Если есть время, здесь интересно тренироваться, однако тропа для переноски байдарок к началу порога неудобная. Прохождение порога и фотосъемка сквозь мелкий дождь заняли 30 минут.  За порогом начинается широкий разлив реки, на ЛБ которого есть, по меньшей мере, два места для стоянки.

От разлива до моста перед поселком Соддер примерно 11¸12 км плеса, которые мы прошли за  два часа. Непосредственно под мостом расположена короткая шиверка (без к.с.), пройдя которую через центральный пролет моста (сходу), мы причалили к камням у ЛБ. Место безлесное, дров нет - за прибрежными лиственными деревьями расположена довольно большая грязная поляна. По дороге мы обогнали коммерческую группу на двух рафтах, поэтому появилась редкая в этом походе возможность выбрать место для лагеря по своему желанию.

Разбираем и пакуем сырые лодки и сырые вещи. До магазина в поселке Соддер по грунтовой дороге идти 2¸3 км. Часы работы: 9.00-21.00. Время обеденного перерыва неизвестно.

 

10  июля 2007г.  День 10. Отъезд

ВТОРНИК

Свернули лагерь, погрузили вещи в машину. Выехали около 12 часов и в 14.00 прибыли Петрозаводск. Сдали вещи в камеру хранения, отправились в город обедать.

В 19.00 поезд №17А («Карелия») отправился из Петрозаводска.

 


4. НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ ( ЗАНЯТИЯ ) НА МАРШРУТЕ

Среди всего увиденного на реках Тарасйоки и Шуя следует особо выделить:

§                               Озеро Иля – Тарасъярви. Из всех озер оно выделяется своими великолепными пляжами. Сооруженная и успешно испытанная баня добавила дневке особого очарования.

§                               Гора Вирунвара (279м)

§                                              Порог Островной (Собачий). Не смотря на малую протяженность, данный порог можно считать самым красивым на Шуе. Со стоянок открываются замечательные виды на реку. По сравнению с порогом Сизовский, он более «уединенный» - нет ни шума, ни мусора от коммерческих групп. Возможность организации надежной страховки делают его удобным для тренировок, в том числе по самосплаву и спасательным работам. Короткий обнос по острову к началу порога дает возможность с удовольствием покататься.

§                               Плотина Игнольской ГЭС. Многие туристы не любят встречаться на маршруте с искусственными сооружениями считая, что они разрушают гармонию с природой. Такая точка зрения имеет под собой определенные основания, однако для данного объекта она не совсем годится. Переливающиеся через верх плотины потоки воды красиво блестят на солнце среди гранитных берегов - скал. Поэтому сооружение выглядит на фоне природы вполне  гармонично.

§                               Порог Кумио. Благодаря обрывающимся в воду пологим каменным лбам, порог очень живописен. Однако для тренировок он неудобен - слишком длинный.

5. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Маршрут проходит по южной части Карелии. Берега рек Тарасйоки и Шуя красивые - покрыты хвойными и смешанными лесами. Места преимущественно сухие. Населенность не высокая, однако, имеется много точек  пригодных для аварийного схода. Примерно до 70-х годов XX века по Шуе и притокам осуществлялся лесосплав, поэтому встречаются разрушенные гидротехнические сооружения и топляки.

Поход вполне по силам для туристов со средним опытом. При желании, сложные препятствия можно обнести или провести. Наличие плесов со слабым течения и большого числа озер делает байдарки предпочтительными судами для сплава. Для обеспечения безопасности, реально нужны фартуки с юбками, и хотя бы один спасательный конца на группу. Спасательные жилеты  и обвязка лодок подразумеваются “по определению”, желательны каски.

Река Тарасйоки превзошла наши ожидания: она действительно практически не посещается туристами, вдобавок, при высоком уровне воды она оказалась очень «спортивной». По совокупности впечатлений, некоторые участники даже сравнивают прохождение данного маршрута с путешествием по реке Охта.

Если бы уровень воды был ниже, первая половина путешествия стала бы менее интересной – локальные вполне могут превратиться в «шкуродеры», в некоторых местах «проявятся» даже мели. Поэтому в маловодные годы от идеи совершить путешествие по Тарасйоки лучше отказаться.

 Некоторые рекомендации общего характера:

1.     С точки зрения затрат времени, вариант приезда и отъезда на машине из Петрозаводска по-видимому наиболее удобен.

2.     На маршруте можно надежно использовать только телефоны МЕГАФОН.

3.     При планировании графика движения по реке Шуя, лучше не рассчитывать на стоянку, а тем более – дневку, на крупных порогах – заранее предусмотрите запасные варианты!

6. ЛИТЕРАТУРА

1.         Шилов А. Л. На байдарках по Карелии.

2.     Туристские спортивные маршруты: перечень классифицированных туристских спортивных маршрутов на 1989-1992 годы. М.: Профиздат, 1989.

3.     Снаряжение туриста-водника. М.: Профиздат, 1986.

4.     Отчет «Тарасйоки – 2006» от Олега Барыбина
http://w-tourism.boom.ru/2006/2006.html

5.     Отчет «Тарасйоки - поперечная река (2004г)» от Юрия
смотри на http://easyall.narod.ru/News.htm

6.     Отчет по «Самодеятельному водному походу (2004г)» от Андрея Артюшина
E-mail: gutoptica@peterstar.ru

7.     Статья «Южная Шуя» из библиотеки http://www.tourism.ru
(редактор Константин Бекетов)

8.     Отчет «Южная Шуя-2000г» от Голых Алексея
E-mail: algol@east.ru

7. ПРИЛОЖЕНИЕ

7.1 Картография маршрута

На http://mapp36.narod.ru/index.html смотри листы старой карты (в 1см 2км):

 

7.2 Краткая лоция

ВНИМАНИЕ: Далее символом « > » отмечена непроверенная нами информация!

 

км

ОБЪЕКТ

ОПИСАНИЕ

0 км

а/м мост

Рядом расположен еще один мост - старый, но исправный. Нет на карте.

1 км

Разрушенный а/м мост

Отмечен на карте.

6 км

оз. Чудоярви

На ЛБ было несколько стоянок (2-3 шт.),

На мысе в конце озера (на ЛБ) - домик рыбака с баней и другими постройками.

9 км

порог Обозначенный  (к.с. 1Б).

Длина около 500м. Слив чистый, валы - низкие (до 0.4м), бочек нет. Сходу.

11 км

порог (1 к.с.).

Локальный слив длиной 30¸50 метров.

 

три шиверы (без к.с.).

Совсем простые локальные препятствия. Сходу. Возможно, в низкую воду здесь «проявятся» еще несколько шивер или даже мелей.

 

 

 

 

 

 

16 км

оз. Ала - Маткилампи

 

 

 

 

 

Разрушенная плотина + порог (к.с. 1Б)

  Ближе к выходу из озера, на ЛБ расположен сухой холм, поросший соснами.  Здесь рыбацкая стоянка. В низкую воду прилегающий к ней берег может иметь вид песчаного пляжа.

  На ЛБ озера, почти у самой его южной оконечности, за мысом, «спрятался» пляж с небольшой стоянкой, которая похоже плохо продувается.

 

На выходе из озера. После осмотра по ЛБ - через чистый левый пролет.

Сразу за плотиной порог: слив чистый, на выходе валы.  Сходу

20 км

оз. Луовосъярви

 

порог (2 к.с.) +

деревянный а/м мост

На выходе из озера - порог с правым поворотом русла: короткий, в конце (у ПБ) есть место для причаливания. Валы - невысокие. Сходу.

  Сразу за порогом - а/м мост. Сходу, в пролет правее центрального.

Суммарная длина препятствия (порог + мост) - примерно 300м. Осмотр по ПБ неудобен - только для разведки моста.

  Несколько ниже по течению, на ПБ реки построены изба и сушилка-решетка для травы.

 

оз. Леуконъярви

При желании на ЛБ можно причалить для перекуса.

24 км

протока

В потоке расположено 4 (или 5?) чистых локальных слива (без к.с.).

Есть много мест  для перекуса / стоянки на высоких берегах.

 

оз. Муртсхакки-меняви

 Входу в озеро предшествует разлив с болотистым мысом слева. Озеро - за мысом. На входе (на ПБ) – небольшой пляж. Далее, на ЛБ - домик.

 В месте выхода в протоку при понижении уровня воды, может «проявиться» простой локальный слив.

 

протока

Есть три локальных слива (последний - не на выходе из протоки!). Сходу.

29 км

оз. Сариярви

  В самом начале озера, на ЛБ - небольшая стоянка, с которой открывается хороший вид на гору Вирунвара (279м).

>Стоянка маленькая, пыльная, невзрачная. Места на 2 палатки, все с >уклоном. Сразу за стоянкой круто вверх уходит горка

  Хотя местами на ЛБ и возвышаются высокие песчаные склоны-осыпи, в целом, берега озера заболочены.

 

> прогулка на гору

>Переплыть озеро напрямик, к подножию песчаной горы (песок). >Прямо через лес - до дороги, по дороге налево до заросшего поворота >направо, вверх. Дальше прямо, в направлении вершины. Связь МЕГАФОН.

>Возвращаться другим путем: выйти на колею, отходящую от главной >дороги в сторону вершины (см. карту), по колее вниз, дальше налево, >по дороге, до того же места, где вышли на нее по пути на гору. По >ходу - несколько малинников.

 

протока

Примерно через 4 км от начала - единичный локальный слив (без к.с.).

Далее берега сначала повышаются, затем снижаются и перед выходом в озеро превращаются болото

36 км

 

оз. Ила - Тарасъярви

На входе в озеро по обоим берегам расположены отличные песчаные  пляжи. Хорошая стоянка - за мысом по ПБ.

Долее на ПБ есть еще пляжи, но стоянка за мысом все же самая удобная.

 

протока

Короткая, берега заболочены. Растут кувшинки.

 

оз. Ала – Тарасъярви

На ЛБ много хороших песчаных пляжей, но оборудованных стоянок нет.

 

протока

Не соответствует карте по форме!

 

43 км

оз. Кайтаярви

 

 

 

поселок Тойвола

  На входе в озеро расположен небольшой порожек (1 к.с.), представляющий собой  остатки старой плотины - чистый локальный слив. Сразу за ним еще один простой слив (без к.с.). Оба препятствия - сходу.

  С воды хорошо виден поселок.

>От причала до магазина 250м.

  Прохода слева от обозначенного на карте крупного острова нет, это место полностью заросло высокой водной растительностью.

46 км

разрушенная плотина +

мост +

порог (2 к.с.)
длиной порядка 500м

 На выходе из озера один за другим расположены три препятствия. Русло чистое. В центре порога, под ЛЭП (нет на карте), просторное улово. На выходе из порога - ряжевые стенки. Проходить после осмотра по ПБ!

 

ЛЭП + порог

 

порожки

  За ЛЭП расположен простой порожек (1 к.с.) - локальный слив. Сходу.

  Далее с интервалом примерно 100 метров, один за другим следуют несколько несложных локальных сливов (без к.с.). Река извилистая, местами одета в ряжевые стенки. Все сходу.

50 км

Ж/д мост +

порог (к.с. 1Б)

стоянка

Порог начинается под и заканчивается за мостом: небольшие валы и бочки. Сходу - через центральный пролет моста и далее по основной струе.

 За мостом на ЛБ (сразу после выхода из порога) –  стоянка.

51 км

порог

 

порог (2 к.с.)

 Примерно через 1 км – простой локальный слив (без к.с.).

 Еще через 1.5 км - обозначенный на карте порог (локальный слив). На берегах в районе порога много рыбаков, на ЛБ(?) есть стоянка. Оба препятствия - сходу.

 

плохая стоянка

На ПБ, в лесу - рыбацкая стоянка. Для установки палаток место не годится. Сквозь деревья, буквально рядом, хорошо видна вышка сотовой связи МЕГАФОН.

55 км

р. Ирста

По ЛБ, в разливе.

 >Есть поляна на перекус/перетоп

 

пос. Найстенъярви

Река приобретает вид озера. На ПБ - трубы, краны, шумно.

58 км

оз. Саариярви

 

плотина

  Расположено слева, за травяным мысом.

  На выходе из озера - остатки старой плотины, сооруженной из поставленных вертикально бревен. Обозначенного на карте переезда по плотине нет! Проход расположен  справа от плотины – форсировать после осмотра по ПБ.

 

 

 

 

63 км

оз. Женское

 

 

ж/д станция Настеньярви-2

 

 

 

стоянки

  Много красивых песчаных пляжей (в основном по ЛБ), есть острова разной величины.

  Ж/д станция расположена на ПБ вдали от воды.

> Для выхода к станции пристать к кустам в 250 метрах перед кранами на >берегу. За кустами - большая поляна в лесу с кострищем. До станции от >поляны 100м, до магазина-300м. Поезда: через день (ночью).

  В самом конце озера, на мысе по ЛБ (напротив выхода в протоку), есть хорошая каменистая стоянка. Напротив - еще одна, на песчаном пляже по ПБ (оборудовано, по берегу в поселок ведет наезженная тропинка).

64 км

а/м мост

 

 

 +

порог Найстенкоски (к.с. 2А)

  Буквально сразу в протоке - небольшой островок (обход слева, так как справа – завал). Далее - на повороте налево начинаются камни, а/м мост - за ними. Что бы приблизиться к нему, нужно пересечь разлив реки. Течение не сильное, но очень мелко (может понадобиться проводка).

   Порог начинается перед и заканчивается под мостом: валы порядка 0.5м, есть небольшая бочку. Воды достаточно, основная струя чистая. Сходу - через  средний пролет моста.

 

разливы

За мостом начинается разлив реки. На ПБ - стоянка (сразу)

  Примерно через 1.5-2км следующий разлив («озеро Латгалампи»). Он  несколько отличается по форме от своего изображения на карте. Самого озеро не видено, оно расположено слева за длинным мысом, в котором есть два прохода. Берега сырые!

  Следующий разлив не имеет названия. Отмеченный на карте остров представляет собой мыс.

  Последний разлив расположен пред деревней Суойоки. На выходе из него - ряжевая стенка, отходящая от ПБ. Проход расположен вблизи ЛБ, через простой порожек (без к.с.). Сходу. Впереди виден а/м мост.

72 км

а/м мост

+

порог (к.с. 2А):

Препятствие расположено под и за мостом: валы порядка 0.5 метра, есть небольшие бочки. Выход не очень чистый, надо «читать воду». Удобный заход из-под ЛБ. Сходу, через центральный пролет моста.

 

дер. Суоеки

>В деревне есть 2 магазина.

 

 

Большой остров

 

стоянки

Разделяет реку на два широких рукава. Это «стрелка» главных притоков (истоков) реки Шуя – рек Суойоки и Тарасйоки. Обход по правому рукаву.

 На ЛБ,  сразу за островом расположены  две связанные между собой красивые, но сильно замусоренные стоянки на высоком песчаном берегу.

74 км

порог Медвежий
(2 к.с.)

Длина около 100м

Просмотр по ЛБ обязателен!

Расположен буквально в 5¸7 минутах от стоянок.

В пороге две струи: около ЛБ с большой V-образной бочкой и около ПБ, по которой удобно проходить. Страховать с берега не очень надежно: от ЛБ до струи далеко, а на ПБ нет удобных мест.

 

стоянки на пороге

Стоянки: на ЛБ в пороге, на ЛБ за порогом и сразу после порога на ПБ (плохая). Далее начинается длинный однообразный плес

79 км

Древний мост

Ориентир: на ЛБ лежит много камней, которые хорошо видны издалека. Опор практически нет - они вровень с водой, только самые макушки разбивают текущую воду на четыре чистые струи. Сходу, например через третий (считая от ЛБ) пролет.

 

Стояка коммерсантов

Сразу за препятствием, на ПБ, расположена хорошая оборудованная и чистая стоянка. Это место ночевки какой-то коммерческой группы - поперек берега натянут шнурок.

81 км

порог Луки

(1 к.с.)

Через 1.5 км. Почти в центре реки расположен остров. Справа русло засыпано камнями. Порог расположен в проходе слева от острова: струя чистая, но есть валы (до 0.5 метра). Сходу.

 

 Стоянка

Сразу за порогом река расширяется. На ПБ разлива есть отличная стоянка

83 км

порог Олененок (к.с. 1Б)

Через 1.5 км. Сходу. За порогом начинается длинный и извилистый плес.

 

Стоянка

Ближайшая удобная площадка для лагеря расположена только перед самым выходом в озеро Шуясалма, среди сосен на ПБ.

93 км

оз. Шуясалма

Войдя в озеро, повернуть вправо - река вытекает почти сразу. Менее чем  через 1 км на ПБ - обжитой домик с каркасной теплицей.

97 км

Каскад шиверок

Примерно через 3 км от домика начинается длинный каскада простых каменистых шивер (без к.с.). Сходу.

 

99 км

порог Ступенька

(1 к.с.)

плохая стоянка

Каскад заканчивается данным «именным» порогом Он несколько сложнее остальных - есть небольшие валы. Сходу

Ниже порога - разлив реки, на ПБ которого есть оборудованная стоянка. Для ночевки место не подходит: оно плохо продувается + в лесу болото

101 км

Хаутаваарские мосты

стоянка

  Через 2 км. Сначала а/м, затем ж/д. Некоторые коммерческие группы здесь начинают свой маршрут.

  На ЛБ перед а/м мостом есть две большие стоянки со столами.

102 км

Древний мост

стоянка

Мост отмечен на карте. Остатки опор от старости местами полностью заросли травой. Помех для движения лодок в этом месте нет.

Несколько дальше, на ЛБ, есть рыбацкая стоянка.

106 км

Первый Хаут – перекат (1 к.с.)

Расположен справа от небольшого острова, перед проводами обозначенной на карте ЛЭП. Еще одна ЛЭП пересекает реку чуть позже, рядом с ее опорами на ПБ есть место, с воды очень похожее на стоянку. Сходу.

108 км

Второй Хаут-перекат

река Пюхяйоки

  Через 2 км. Берега скалистые. Препятствие простое. Сходу.

Ниже препятствия расположено небольшое озеро, в дальний правый угол которого бурным порогом впадает приток Шуи – река Пюхяйоки.

111 км

Порог Сизовский
 (3 к.с.),

Общая длина 150м

Просмотр по ПБ!

   Через 3 км плеса. Порог очень красивый, он расположен на зигзагообразном повороте русла: сначала направо, затем налево. Берега скалистые, по мере движения к концу порога их высота постепенно повышается. В начале порога расположены две мощные бочки (слева и справа), далее - система хаотических валов.

  Проход - через левую бочку, ближе к ЛБ - у ПБ слишком мелко, из воды торчат камни. Страховка с воды и с ПБ.

 

Стоянки на пороге

Оборудованные стоянки: на ЛБ (есть баня) и две соединяющихся друг с другом на ПБ - тянутся вдоль всего порога. «Дальняя» стоянка на ПБ расположена уже за порогом, на скальной полке, откуда открывается потрясающий вид на реку

113 км

Порог Собачий (Островной)

(2 к.с.)

Длина 30¸40 м

Просмотр по ЛБ

  Это самый красивый порог на Шуе. Здесь река «сжата» слева небольшим скалистым островом, покрытым соснами - слева от острова прохода нет, только справа.

  На входе основная струя камнем делится на две: ближе к ПБ не пройти, слишком мелко. В пороге есть небольшие бочки. Удобная страховка с острова. Полезно высадиться и осмотреть препятствие.

  Проходить по основной струе под ЛБ.

 

стоянки на пороге

  На пороге несколько оборудованных стоянок: (1) на ЛБ (густой лес, возвышение), (2) на острове (редкие сосны, есть баня, дров нет) и (3) на ПБ (над порогом, красивый вид).

  Места на третьей стоянке не очень много, но три палатки встанут без проблем. Есть стол, скамейки. Отличная продуваемость. Подъем на берег - ниже порога.

 

Плес

 

Длина не менее 10км

  Течения нет. Менее чем в 1 км от порога Собачий на ЛБ стоит добротный дом. Далее - ряд удовлетворительных стоянок на ЛБ и ПБ.

  Ниже остатков старого моста через заливчик (на ПБ) расположена хорошая оборудованная стоянка на ЛБ.

 

а/м мост через реку

  Рядом с мостом над водой проходит ЛЭП. Проход - через самый левый пролет (справа - завал).

124 км

Игнойльская ГЭС

 

Обнос по ПБ,

 длиной  150м.

  Расположена через 100¸150 метров от моста. Удобно причалить на ПБ около бани - практически перед самой плотиной. По берегу, мимо хозяйственных построек и дома местных жителей, проложена удобная тропа обноса.

  Ниже плотины - много камней и мелко, необходима проводка.

 

Стоянка на плотине

  Удобная большая стоянка расположена в начале «глубокой Шуи» на ПБ. От плотины к ней ведет тропинка по берегу.

  Ниже по течению на ЛБ к дереву прикреплена табличка-указатель:  «Холодное пиво, вода, сигареты».

126 км

Порог Кенякоски

(«Падун»)

 (3 к.с.)

 

Осмотр по ЛБ!

  Крутой слив поперек всего русла, сразу за правым поворотом. Слив плохо видно с воды, кроме того, ему предшествует каменистая «входная шивера». Ширина реки в этом месте не менее 50¸70 метров, течение до и после препятствия сильное. Основная струя проходит примерно по середине - рядом с расщелиной в сливе - поэтому страховка с берега не очень надежная.

   Шиверу на входе - сходу, для просмотра «падуна» причалить к ЛБ непосредственно перед сливом, к хорошей стоянке. Попасть в «нужное место» слива не просто, а сильное течение и неглубокие острые камни могут сильно повредить судно. Каркасные суда лучше провести (без разгрузки) вдоль ЛБ.

 

порог Валойне

(1 к.с.)

стоянка

  Порог можно считать продолжением Кенякоски. Он представляет собой красивый короткий слив в неком подобии каньона. Сходу.

  Сразу за порогом – большой разлив с островом. На острове есть стоянка.

128 км

Порог Сарикоски - I
(2 к.с.)

Длина порядка 50 м

Примерно в 500 метрах ниже порога Валойне (после разлива) Перед порогом река сильно сужается. На входе, прямо по центру стоит большой вал высотой около метра, справа от которого - бочка. Сходу.

 

Порог Сарикоски-II

(к.с. 1Б)

 После плеса, похожего на озеро. Он расположен в начале протоке, слева от небольшого острова с высоким песчаным берегом. Есть валы. Справа прохода нет – рукав узкий, мелко и замусорено. Сходу: на входе в порог держаться  ближе к ПБ, на выходе - ближе к ЛБ.

 

стоянка на пороге

  На острове, образующем порог, есть стоянка с деревянными поделками. На берегу остатки бани, есть старая лестница к воде. Место не очень хорошее: грязное, не ровное (много пеньков), нет дров.

 

131 км

Порог Кумио

(3 к.с.).

длина порядка 150 м

 

Просмотр по ЛБ желателен

 

 

  Порог представляет собой  протяженное скальное сужение (местами ширина русла не превосходит 10¸15м). Он очень живописен - по берегам тянутся пологие каменные лбы, уходящие в воду.

В нем выделяются три части, разделенные небольшими уловами. Первая - несложный вход. Вторая - большая бочка на левом повороте, затем система валов высотой до 0.5¸0.6м, в том числе отбойные, обусловленные отражением воды от «стен». Третья, финальная часть – заход по дуге в серию прямых валов.

  Легко организовать страховку с берега ЛБ. Если есть время, здесь интересно тренироваться, однако тропа для переноски байдарок к началу порога неудобная.

 

Стоянки на пороге

  Есть несколько стоянок: перед порогом на ЛБ (небольшая, влажновато), на пороге - на ЛБ и за порогом – на ЛБ.

  За порогом - широкий разлив реки, на ЛБ которого есть, по меньшей мере, два места для стоянки.

 

плес
(длина 11
¸12 км)

Начинается после разлива. Стоянок нет.

142 км

а/м мост +

Шивера Соддер

Непосредственно под мостом расположена короткая шиверка (без к.с.).

Сходу, через центральный пролет моста

 

стоянка

На ЛБ, причалить к камням сразу за мостом. Место безлесное, дров нет - за прибрежными лиственными деревьями расположена довольно большая грязная поляна.

 

 

Поселок Соддер

(бывший поселок сплавщиков)

До поселка по грунтовой дороге идти 2¸3 км. Есть магазин. Часы работы: 9.00-21.00. Время обеденного перерыва неизвестно.

>Кроме магазина имеется почта и столовая.

 


7.3 Фотоматериалы

 
 


Фото 1. Вид на разрушенный а/м мост (направление съемки - против течения реки)

 
 


Фото 2. Остатки плотины на выходе из озера Ала-Маткалампи

 
 


Фото 3. «Салют» на фоне горы Вирунвара

 
 


Фото 4. Дневка на озере Иля - Тарасъярви

 
 


Фото 5. «Таймень» проходит простой слив на входе в озеро Кайтаярви

 
 


Фото 6. Разрушенная плотина на выходе из озера Кайтаярви

 
 


Фото 7. Автомобильный мост с порогом без названия в районе деревни Суоеки

 
 


Фото 8. «Салют» проходит порог Медвежий

 
 


Фото 9. Вид на порог Ступенька

 
 


Фото 10. Общий вид порога Сизовский

 
 


Фото 11. «Салют» в порогe Сизовский

 
 


Фото 12. «Таймень» входит в порог Сизовский

 
 


Фото 13. Вид на порог Островной с острова

(направление съемки - против течения реки)

 
 


Фото 14. Тренировки по спасательным работам в пороге Островной

 
 


Фото 15. Лодки за плотиной Игнойльской ГЭС

 
 


Фото 16. Вид на слив порога Кенякоски

 
 


Фото 17. Вид со стоянки перед порогом Кумио

 
 


Фото 18. Выход из порога Кумио



[1] Вычислено по карте масштаба  «в 1см 2 км».

[2] Приведенные расстояния являются примерными - измерены по карте («в 1см 2км»). По возможности, они согласованы с оценками, сделанными исходя из средней скорости и времени движения: 1 км проходится примерно за 10-12 минут.  Расхождения с «действительность» возникают главным образом на плесах.

[3] Здесь и всюду далее ЛБ следует читать как «левый берег»

[4] Здесь и всюду далее ПБ следует читать как «правый берег»


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |