Клуб Туристов МГТУ им. Н.Э. Баумана

 

 

 

Технический отчёт о водном туристском спортивном походе III (третьей) категории сложности в районе Кольского полуострова

 

 

по маршруту:

 

 

 

г.Апатиты – р. Умба – оз.Канозеро – р.Родвиньга – р.Низьма – р.Умба – п.Умба – р.Колвица – дер.Колвица – г.Кандалакша

 

 

 

Маршрутная книжка №1/4-329

 

 

 

 

Руководитель: Беспалов И.А.

г. Москва, ул. Дубнинская, 42-2-114

тел. 485-98-61, e-mail: bespalovvv@mail.ru

 

 

 

 

Отчёт составил: Беспалов И.А..

 

 

 

 

 

Маршрутно-квалификационная комиссия ФСТ-ОТМ рассмотрела отчет и считает, что поход

соответствует __________категории сложности.

 

 

Поход может быть зачтён всем участникам и руководителю.

 

 

 

 

 

Москва

2006 г.


Оглавление.

1. Паспорт маршрута.. 3

2. Список группы... 3

3. График движения группы по маршруту. 4

4. Общие сведения о маршруте. 4

5. Выбор маршрута.. 5

6. Заброска.. 5

7. Техническое описание реки Умба.. 5

Порог Падун. Категория III*. 6

Порог Верхний. Капустный. Категория I*. 7

Порог Разбойник. Категория II. 7

Порог Семиверстный. Категория I-II 7

Порог Карельский. Категория II 7

Порог Канозерский. Категория II* -  III 8

Родвиньга и Низьма. 8

Порог Кривец. Категория II. 8

Порог Падун на Низьме. Категория III. 8

Порог Паялка. Категория III. 9

Порог Горка. Категория II 10

Порог Морской. Категория I*. 10

8. Переброска.. 10

9. Техническое описание реки Колвица.. 11

Порог Кривой. Категория II*. 11

Порог Прижимистый. Категория II 11

Порог Прямой. Категория I 12

Порог Белый. Категория III 12

Порог Черный. Категория III*. 12

10. Выброска с Маршрута.. 13

11. Краткая лоция.. 13

Река Умба. 13

Река Колвица. 17

12.Снаряжение. 18

13.Смета расходов на группу из 8 человек. 18

14. Выводы и рекомендации.. 19

15. Материалы, использованные при написании отчета. 19

Приложения - фотоматериалы


 

1. Паспорт маршрута

Вид туризма

Водный

Категория сложности

Третья

Район путешествия

Кольский полуостров

Нитка маршрута

г.Апатиты – р. Умба – оз.Канозеро – р.Родвиньга – р.Низьма – р.Умба – п.Умба – р.Колвица – дер.Колвица – г.Кандалакша

 

Протяжённость сплава

146 километров

Продолжительность

15 дней, из них 7 дней сплава и 4 днёвки 

Количество участников:

·                     р.Умба

·                     р.Колвица

 

8 человек

4 человека

Средства сплава

3 «Таймень-2 ПВХ», КНБ

Время проведения похода

1 – 15  августа 2006 года

Уровень воды

·                     р.Умба

р.Колвица

 

Средний

Низкий

Проводящая организация

Клуб туристов МГТУ им. Н.Э. Баумана

Адрес хранения отчёта

Г. Москва, ул. Б. Коммунистическая, 17, БиблиотекаМГЦТК

Маршрут рассмотрен

МКК ФСТ-ОТМ

2. Список группы

Фамилия, Имя, Отчество

Год рождения

Туристский опыт

Обязанности в группе и распределение по средствам сплава

Пройденные на этом маршруте реки.

1

Беспалов Иван Александрович

1985

Охта - Кереть 3У

 Писта -Чирко-Кемь 3У

Пшеха 3У Мста 2Р

Руководитель

Капитан КНБ

Все

2

Каликина Светлана Романовна

1985

Писта -Чирко-Кемь 3У      Пшеха 3У

Писта –Поньгома 3У

Фотограф

Матрос КНБ

Все

3

Матвеев Дмитрий Петрович

1986

Мста 2У

Завхоз

Капитан Т2

Умба

4

Кондратюк Мария Сергеевна

1987

Мста 2У

Хронограф

Матрос Т2

Умба

5

Смирнов Анатолий Анатольевич

1986

Мста 2У

Реммастер

Капитан Т2

Умба

6

Гольтер Анастасия Андреевна

1986

Мста 2У

Медик

Матрос Т2

Умба

7

Жуков Василий Николаевич

1984

Писта 3У

Костровой

Капитан Т2

Все

8

Храмова Ольга Александровна

1985

Мста 2У

Матрос Т2

Все

 

3. График движения группы по маршруту.

День

Дата

Участок маршрута

Протяженность участка

Продолжи- тельность сплава

Средство передвижения

1

1.08

г.Москва – г.Апатиты

Поезд

2

2.08

г.Апатиты – мост через Умбу – пор.Падун

9 км

1ч 15мин

Автотранспорт

суда

3

3.08

Дневка

4

4.08

Пор.Падун – Жемчужный плес

44 км

9 ч

суда

5

5.08

Жемчужный плес – остров в центре оз.Канозеро

24 км

9ч 10мин

суда

6

6.08

Остров – исток р.Родвиньга

16 км

2ч 40мин

суда

7

7.08

Дневка

8

8.08

Исток р.Родвиньга – слияние р.Родвиньга и р.Низьма

18

9 ч

суда

9

9.08

Слияние рек Родвиньга и Низьма – берег Белого моря

26

6ч 45 мин

суда

10

10.08

Дневка

11

11.08

п.Умба – мост через р. Колвица – пор.Черный

11 км

3ч 40мин

автотранспорт

суда

12

12.08

Дневка

13

13.08

Пор.Черный –г.Кандалакша

Автотранспорт

14

14.08

г.Кандалакша – г.Москва

Поезд

15

15.08

Прибытие поезда в г.Москва

Поезд

4. Общие сведения о маршруте

Кольский полуостров находится в северо-восточной оконечности Балтийского кристаллического щита, сложенного в основном древнейшими изверженными породами - гранитами, гнейсами. Рельеф полуострова обусловлен многочисленными разломами и трещинами кристаллического щита, а также носит следы воздействия ледников. Крупные реки полуострова, образовавшиеся еще до оледенения, текут в U-образных долинах, разработанных ледником, а мелкие, появившиеся после оледенения,- в узких каньонообразных долинах.
Основным источником питания рек Кольского полуострова служат талые снеговые воды, составляющие до 60% годового стока. Весеннее половодье длится 2-2.5 месяца (май-июнь), после чего реки сильно мелеют. Уровень воды в них зависит от летних дождей.

Река Умба – одна из крупнейших рек Кольского полуострова, вытекает из самого большого и глубокого озера полуострова - Умбозера,. Длина реки 123 км, площадь бассейна 6250 км2. средний расход воды 78,2 м3/сек. Река проходит капустные озера, из Канозера вытекает двумя протоками: Кицей и Родвиньгой. Позже от Родвиньги отделяется еще одна протока – Низьма. Кица и Родвиньга впадают в Пончозеро и вытекают оттуда одной протокой – Родвиньгой, которая вскоре сливается с Низьмой. После озера Медвежье плесо и цепочки морских порогов Умба впадает в Кандалакшский залив Белого моря. Река не сильно глубокая, чистая – хорошо видно дно – и  быстрая: течение чувствуется даже на небольших озерах.

Река Колвица. Сток Колвицы зарегулирован большим Колвицким озером и несколькими другими  озерами, поэтому  уровень  воды в реке не должен испытывать  резких колебаний. Однако год от года уровень воды в одни и те же месяцы сильно меняется.
Длина реки  от озера до  моря - 11 км, падение – 61 м. У реки есть два заметных левых притока - ручьи Черный и Белый. Колвица представляет собой цепочку порогов-шивер, разделенных небольшим плесами. Самый большой из них около 1 км.
Реки Умба и Колвица семожные. Лов рыбы на них лицензирован. Кроме того реки протекают через заказники и сплав по ним без разрешения запрещен. Рыбнадзор может брать штраф, как за лов рыбы, так и просто за присутствие на реке. К нам он приехал на антистапель, пожурил, полистал маршрутную книжку и отпустил. Они сами не знают, кто же должен давать эти разрешения. Кстати разрешения МурманРыбВода уже не действительны. Вроде теперь их надо брать в РосПриродНадзоре. А где искать их филиал никто не знает.

5. Выбор маршрута

Идея связать реки Умба и Колвица не нова и напрашивается сама собой, так как трасса Умба – Кандалакша проходит вдоль всей р.Колвица. Однако, немногие группы проходят Умбу до моря: большинство снимается с моста перед поселком Умба. На цепочку морских порогов нет даже толкового описания.

При выборе маршрута преследовались следующие цели:

Также оценивался критерий отсутствия пеших частей и проводок, простота и дешевизна заброски/выброски.

6. Заброска

До г.Апатиты можно добраться любым Мурманским поездом (из Москвы № 16, 212, 382). Поезд 212 прибывет в Апатиты около 10 утра, так что рабочий день уже начался.

Далее необходим автотранспорт до поста через р.Умба (около 40 км). Можно договориться о машине заранее. Во многих отчетах пишут, что найти машину на станции не проблема. Действительно площадь у вокзала уставлена машинами, но только легковыми.

Нам удалось взять телефон местного таксопарка: 8-921-280-41-81

Там сказали, что микроавтобусы у них ходят только зимой (возят горнолыжников). Сейчас они могли предложить только 3 легковушки: «Волга», «Лада» 2115 и «Форд-Мондео», модель не помню. После некоторых торгов договорились на 550р с машины. Тем временем на вокзал приехал «коммерческий» автобус ПАЗ, с которым группа катамаранщиков тотчас договорилась за 3000р доехать до той же Умбы. Автобус сразу стал «заказным». Водитель предложил и нас захватить с собой еще за 3000р. Мы отказались и были на мосту на 40 мин раньше автобуса и за вдвое меньшую сумму.

7. Техническое описание реки Умба

Автодорога Кировск – Октябрьский пересекает Умбу чуть ниже ее истока из Умбозера. Выше по течению от моста расположен первый порог Островной. Однако, по описаниям порог I категории сложности и спортивного интереса не представляет, поэтому смысла тащить вещи более 500м через лес и железнодорожные пути особого нет. Чуть ниже моста есть довольно обширная, но не очень ровная поляна для сборки судов. ДРОВ НЕТ.

Под автомобильным мостом быстроток. В нем были замечены куски арматуры.

 

До пор. Падун 9 км. У байдарочной группы это занимает чуть больше часа. Даже на озероподобных плесах чувствуется течение. Между ними несколько перекатов. Далее пара простых шиверок.

 

Порог Падун. Категория III*.

Самый красивый и интересный порог на реке. Его длина около 800 м. Ориентиры порога: небольшой разлив с заболоченными берегами впереди видно сужение реки, сильное падение (по деревьям на берегах) и брызги вылетающие из-за перегиба, левый берег из болотистого превращается в каменистую отмель. Чалиться к этой отмели.

На входе в порог ближе к левому берегу расположен островок с несколькими деревьями. Слева от него широкая мощная бочка. Протока неглубокая и в 4м от слива под водой виден огромный валун, о который обязательно приложит головами экипаж перевернувшийся байдарки. Справа от острова широкий длинный водоскат, заканчивающийся бочкой. В середине он разорван каменной грядой (в нашу воду кое-какие камни было даже видно из воды). Это первая ступень порога. Достаточно чистый проход есть у правого берега, но ему предшествует мель. Сойти с основной струи бьющей в середину и уйти под правый берег после мели достаточно сложно. Слева, возле острова, тоже достаточно чистый проход, заканчивающийся слегка косой бочкой. Однако, струя сильно прижимает к острову, и обычно из-за этого происходит переворот судна.

Далее следует участок быстротока, за ним река сужается и на небольшом левом повороте образует цепочку высоких валов чуть ближе к правому берегу. Это вторая ступень порога. На скальном выступе левого берега единственное место для страховки: сужение реки и улово за этим выступом.

Далее еще участок быстротока и третья ступень: 3 бочки почти через всю реку. 2 первых образованы плитами, выступающими с левого берега, а третья – плитой с правого берега (а точнее острова, но правая протока крайне мелководная). 2 первых бочки, идущие одна за другой, показались нам мелкими, то есть в них можно было задеть камни. Их свободно можно обойти у правого берега. А вот третью, самую мощную и серьезную, перегораживающую 2/3 реки, обойти нельзя из-за сильного течения и того, что после обхода двух первых оказываешься у правого берега.

Далее за порогом широкая мелководная шиверка.

Стоянки есть: одна в начале порога и 2 в конце. Все по левому берегу.

 

Наша группа порог обносила, за исключением одной байдарки КНБ с самым опытным экипажем (Беспалов, Каликина). Мы заходили в первую ступень с середины реки с расчетом попасть в бочку справа от острова в 2-3 метрах от него. Это позволило не быть прижатыми струей к острову и попасть в бочку перпендикулярно. У матроса здесь сорвало юбку. В третьей ступени обошли справа 2 бочки у левого берега и пробили третью бочку где-то в центре. Из-за сорванной юбки байдарка была полна воды. (Вот в чем преимущество КНБ – Таймень бы утонул).

 

За Падуном следуют 2 шиверки, далее по озерам около 1 часа гребли до порога верхний капустный.

 

 

 

Порог Верхний. Капустный. Категория I*.

Представляет собой шиверы в двух протоках длиной метров 300, соединяющих Верхнее и Среднее Капустные озера. Говорят, что левая протока более полноводная, но мы попали в правую.

 

Среднее Капустное озеро очень мелкое: в середине глубина по щиколотку. Глубокие проходы ближе к берегам. Через пролив, соединяющий Среднее и Нижнее озера переброшен мост. В нашу воду под ним можно было пройти на байдарке, пригнув голову. Под мостом течение. Говорят, на мосту встречается рыбнадзор.

На выходе из Нижнего озера шиверка. За ней на правом берегу стоянка. Где-то в километре дальше на правом повороте реки начало порога Разбойник.

 

Порог Разбойник. Категория II.

Порог представляет собой длинную шиверу с валами и множеством обливных камней. Длина порога около 500 м. В начале справа в реку вдается каменная гряда. Обходить ее лучше держась левее центра. Далее по струе. Дальше река разбивается островами на 3 протоки. Много воды лишь в центральной. Где-то в середине этой протоки мягкая бочка во всю ширину реки.

За порогом на левом берегу хорошая стоянка.

 

После порога небольшое озерко, а за ним пара шиверок. Около часа гребли до разрушенного моста у деревни Дедкова-Ламбина. У моста спилен 1 пролет. Здесь тоже может встретиться рыбнадзор. Еще около часа до выхода из озера.

 

Порог Семиверстный. Категория I-II

Начинается на выходе из озера Дедкова-Ламбина и представляет собой 7 километровую цепочку шиверок и перекатов. Наиболее интересна вторая по счету шиверка: в ней под правым берегом 3 очень мягкие маленькие бочечки. Приятно покататься.

 

Тактика прохождения сводилась к перечаливанию по уловам между шиверками для подстраховки и сохранения дистанции прямой видимости предыдущего и последующего экипажей. Она себя оправдала. Где-то в середине порога произошел переворот Красного Тайменя (Жуков, Храмова) на валу. Помогли вытащить лодку на берег, отчерпались и пошли дальше.

 

Ориентир конца порога -  высокий песчаный обрыв на левом берегу. Здесь начинается жемчужный плес. Левый берег значительно выше правого. На нем много хороших стоянок, однако с дровами не очень хорошо.

Через час гребли по плесу идут один за другим 2 именных переката: Карежка-1 и Карежка-2. между ними около 15 минут гребли. Во второй Карежке есть островок. В нашу воду справа от него было глубже и меньше камней.

Еще 200м до порога Карельский

 

Порог Карельский. Категория II

Порог представляет собой довольно мощную шиверу с большим количеством обливных камней. Длина порога около 1 км. Линия движения произвольная. В начале уклон довольно большой, в конце малый, река разливается в большую мель. Кое-где в конце нужна проводка.

После порога широкие мелководные шиверки идут одна за другой минут 20 до Канозерского.

 

Порог Канозерский. Категория II* -  III

Ориентир порога – крутой правый поворот реки на 90 градусов, за которым видно начало порога. Хорошая стоянка на левом берегу перед порогом. Чалиться для осмотра можно к левому или правому берегу прямо на повороте. Довольно сильное течение: при траверсе струи на повороте надо быть внимательным, чтобы не уйти в порог раньше времени.

Длина порога около 1 км. Порог представляет собой участок реки с неплохим падением, в начале которого в центре выступают плиты коренных пород. Далее шивера с большим количеством обливных камней. Ближе к концу порога в центре островок. Слева от него слив около 0,7 м, справа – мелководная шивера. После острова в дельте Умбы  широченная длинная мель (воды по щиколотку). Нужна проводка. Большой остров в дельте надо обходить слева – ближе.

 

Осмотр с левого берега в нашу воду чистых проходов не показал. При осмотре с правого берега был обнаружен узкий извилистый проход между камнями с небольшим течение у самого правого берега. Конец порога просматривать смысла не было – простая шивера. Проходили вдоль правого берега и справа от острова. Слив слева от острова видно не было, и мы о нем не подозревали. Насколько он чистый и глубокий сказать не можем, но при нас его прошла «Свирь» без каких либо проблем. После мели долго клеились на острове в дельте Умбы.

 

Сразу после порога начинается Канозеро. Выйдя в него, нужно свернуть налево и грести за горизонт к невидимому пока берегу. В 3-4 км от входа в озеро расположен небольшой круглый островок – «остров Буян». На нем есть наскальные рисунки 3-4 тыс. лет до н.э. стоянка  здесь разрешена только на восточном берегу острова.

За островом чуть левее невидимого за горизонтом берега еще в 5 км расположены еще 2 острова. На ближайшем к центру озера острове много стоянок, но не очень хороших: сильно наклонные скальные лбы и черничник. Комаров ничуть не меньше, чем в других местах и групп стоит обычно много. Еще есть проблема с дровами.

Далее еще около 10 км до выхода из озера. За мысом левого берега влево уходит протока Кица. Ближе к правому берегу озера у поляны с Иван-чаем, обозначающей место бывшей деревни, за крохотным островком находится исток Родвиньги. Между этими двумя протоками на песчаных пляжах есть несколько хороших стоянок.

 

Родвиньга и Низьма

На выходе из озера пара перекатов. Примерно через 40 минут развилка. Направо уходит протока Низьма. От описанных Кувалиным остатков лесосплавных сооружений на развилке ничего не осталось – простой перекат.

Минут через 20 следует еще пара шиверок. За ними около часа гребли по широкому плесу. Берега заболочены. Дальше еще шиверка. Еще 10 минут сплава и начинается порог Кривец.

 

Порог Кривец. Категория II.

S-образная шивера с обливными камнями. Длина порога около 500 м. Линия движения произвольная. После порога на левом берегу есть стоянка.

 

Далее мелкие перекаты и шиверки следуют около 1ч 20 мин. До порога Падун.

Порог Падун на Низьме. Категория III.

Ориентиром порога можно считать видимую далеко впереди на прямом участке реки груду бревен. Это остатки ряжевой стенки. Кувалин пишет, что она расположена на острове, но это скорее правый берег реки. Слева от бревен расположен сам слив, а справа журчит небольшой ручеек. Перед порогом справа по берегу следует небольшой глубокий улов, за ним участок высокого берега с песчаным обрывом. На нем очень хорошая стоянка. Затем большой но мелководный залив справа. Чалиться для просмотра, съемки и страховки нужно к левому берегу напротив стоянки (песчаного обрыва и залива с правого берега). Широкая тропа обноса проложенная по старой дороге начинается перед самым сливом, поэтому без просмотра зачалиться туда довольно сложно. Тропа в конце заросла малинником.

Порог представляет собой слив около 1м с длинным и острым языком с и бочкой. Дальше довольно высокие валы. Небольшую трудность создает то, что основная струя идет вдоль левого берега, и если идти по струе, в бочку попадаешь лагом. После слива следует мощная шивера длиной 1 км с большими обливными камнями. В конце река делает долгий плавный левый поворот.

После порога слева тихий заливчик, к которому выводит тропа обноса. Просматривать имеет смысл только слив. Также нужно выставить страховку и фото-видеосъемку.

На левом берегу над сливом хорошая стоянка.

 

При прохождении Падуна на Низьме зеленый Таймень (Смирнов, Гольтер) заходил в слив по основной струе у левого берега и попал в бочку лагом. В результате переворот. Спасконцами был вытащен на берег экипаж, однако байдарка проплыла еще треть порога и застряла в камнях. После обноса вещей и вычерпывания Таймень был сплавлен своим ходом до конца порога. Байдарка отделалась парой сломанных стрингеров и потерей фартука. Без ремонта группа продолжила сплав до стоянки.

 

За Падуном следует еще пара мелких перекатов и начинается плес. В 10 минутах от Падуна слева впадает Родвьньга и виден порог на ней. После слияния хорошая стоянка на правом берегу.

В 5 минитах от слияния рек расположена простенькая шиверка Малый Кривец. Смысл названия загадочен – река абсолютно прямая. Далее 20 минут плеса, потом река сужается и начинается 5 минутный участок быстротока, заканчивающийся разливом. Здесь река поворачивает направо под 90 градусов. На левом берегу деревня Погост  (жилая). Говорят, в ней есть магазин.

Есть табличка, предлагающая туристам УАЗ «Буханку» тел. 8-921-270-72-32.

После деревни начинается озеро Медвежье Плесо. Оно сильно заросло водорослями, белыми лилиями и какими-то мелкими розовыми цветочками. Через час гребли по озеру встречается стационарная сеть на семгу. В ней есть проход для лодок. Еще через 40 минут мост автодороги Умба – Кандалакша. Перед мостом на левом берегу стоянка. Можно здесь найти машину и уехать. Стоянки также можно найти на всем протяжении озера на скальных лбах левого берега.

В 20 минутах сплава от моста реку пересекает ЛЭП. Открывается отличный вид на гору Паяльская. Вскоре следует широкий разлив. В середине виден остров. Слева от него деревянный мост и еще какие-то строения на берегу. К острову через разлив идет цепочка боновых заграждений из бревен, заросшая кустами. Справа от острова начинается порог Паялка.

 

 

Порог Паялка. Категория III.

Просмотр и страховка с правого берега.

В месте слияния проток за островом из воды торчит каменная гряда. Воды в правой протоке больше и основная струя проходит вдоль гряды камней образуя 2 высоких вала. Около 1.5 метров. Ближе к правому берегу валы переходят в бочечку. Вплотную к гряде есть почти чистый язык. В большую воду на месте этой гряды должна быть хитрая сбойка струй под углом 90 градусов. Далее еще череда валов и простая, но мощная шивера. Длина порога 500 м.

 

При прохождении Паялки произошел переворот голубого Тайменя (Матвеев, Кондратюк) из-за захода лагом на высокие валы. В результате был потерян еще один фартук. Зеленый Таймень (Смирнов, Гольтер), уже шедший без фартука, пришлось проводить более опытному экипажу (Беспалов, Каликина) под самым правым берегом через край бочки. Однако, к концу порога после череды валов, которые нельзя было обойти, байдарка была полна воды по фальшборта.

 

Есть стоянка на правом берегу. После Паялки следует небольшой участок плеса – метров 200. за ним следующий порог.

 

Порог Горка. Категория II

Представляет собой каменистую горку на прямом участке реки – мощная шивера с большим количеством камней. Длина порога 250 м. слева идет низкая ряжевая стенка, за ней залив и на его берегу строения. Над порогом на правом берегу есть стоянка.

Просмотр справа, но он необязателен. Вдоль правого берега практически чистый проход.

После порога 5 минут плеса. За ним скальное сужение с быстротоком. В русле пара больших валунов.

Еще 10 минут плеса до моста в деревне Умба. (деревня на правом берегу, а одноименный поселок на левом).

 

Порог Морской. Категория I*

Это несложная двухступенчатая шивера, начинающаяся сразу за мостом.

 

Через 20 минут гребли выход в Белое море. В устье островок. Сразу после последнего порога слева есть гостиница. Стоянки на море есть на левом берегу напротив островка на скальных лбах; на правом берегу прямо у выхода в море, где расположен небольшой плоский островок, в отлив соединяющийся с берегом широкой отмелью. Есть еще много уютных бухт.

После последнего порога по правому берегу идет поселок, после него кладбище. Вдоль всего берега идет широкая тропа в поселок, посему на ночь необходимо оставлять дежурных. Между кладбищем и морем возле скальных лбов есть родник.

В поселке Умба есть магазины, аптека, почта, а также очень интересный «Центр поморских ремесел», где можно приобрести сувениры.

8. Переброска

Из поселка Умба можно переброситься на Колвицу или уехать сразу в Кандалакшу. До Колвицы около 70км, до Кандалакши – 100 км.

Перед мостом шоссе Умба – Кандалакша к нам подошел мужик и предложил свои услуги по перевозке, дал свою визитную карточку, так что машину искать не пришлось.

Горчаков Николай Иванович. 8-921-165-54-59 или 8-(259)-50385

Прохождение морских порогов двумя тайменями без фартуков показало, что это хоть и возможно, но очень сильно задерживает продвижение группы. Кроме того, полная воды байдарка плохо управляется, что на быстрой и порожистой Колвице чревато аварией.

Поэтому было принято решение 4 человека и 2 байдарки отправить на конечную стоянку на Колвице перед порогом Черный той же машиной, то есть обнести 11 км реки. Остальные 4 человека должны были продолжить сплав, поэтому было необходимо 2 лодки довезти до реки в собранном виде. Для этого нужна была машина с багажником. Поэтому вместо мужика, предлагавшего нам услуги приехал другой на УАЗ –«Буханке» с багажником на крыше. Его имя и номер телефона не узнали, но они все друг друга знают. Переброска с доставкой половины группы на конечную стоянку вышла 2500р.

9. Техническое описание реки Колвица

Мост автодороги Умба – Кандалакша находится у истока реки из Колвицкого озера. Под мостом и сразу за ним мелкая шиверка. Ниже моста по правому берегу на высоком берегу есть стоянка. У самого моста на том же берегу площадка для стапеля. Спуск к воде неудобный.

Описанного Кувалиным старого моста НЕТ. После шиверки у моста небольшой разлив. За ним виден первый порог.

Остатков деревянной дамбы НЕТ. В  сужении  реки находится  довольно волнистая шивера-порожек длиной  70-80м. Шивера абсолютно прямая. В малую воду в ней имеются  мелкосидящие подводные камни, которые  надо  обойти. 
За шиверой следует 1-1,5км практически гладкой воды, в основном широкие плесы со слабым течением.
 

Порог Кривой. Категория II*

Начинается  на  довольно крутом правом повороте. Первая половина порога имеет длину 100м и представляет собой шиверу с и заметными  валами. Эта шивера  начинается на правом повороте,  а  затем уходит  за слепой  поворот налево. На  вогнутом берегу в месте левого поворота  расположена  ряжевая стенка.  Основная  струя заметно тянет к этой стенке, образуя довольно сильный прижим. В большую воду вода вероятно переливается через эту стенку.
После  конца  ряжевой стенки  валы  заканчиваются,  и  остается  10 – 20 м гладкой струи до моста. Средний пролет моста спилен и проход свободен, а вот зачалиться здесь, как о том пишет Кувалин малореально: даже в нашу низкую воду струя очень сильная. Впрочем при спиленном мосте это и не нужно.
Вторая  половина  порога начинается сразу  после  моста  и  имеет длину примерно  200м. Она представляет собой серию валов и обливных камней.
Общая длина порога 300м. далее 700 -800 м гладкой воды.
 
Далее простая шивера длиной 200м на прямом участке реки. В конце широкая мель. Возможна проводка Еще 500м плеса и еще простая шивера, похожая на предыдущую. В конце тоже мель. Далее еще 600м гладкой воды.
 

Порог Прижимистый. Категория II

Интересный порожек  длиной  200-250м. Начинается  на слабо выраженном левом  повороте. Конец порога скрывается за плавным правым поворотом.
В начале порога слева  впадает небольшая речка (Черный  ручей). В конце порога на  левом  берегу  - невысокая скала.  На правом  берегу на небольшом пупыре находится очень хорошее место для стоянки.
Это мощная шивера с обливными камнями. На выходе несколько огромных почти полусферических обливных камней с гладкой поверхностью, слегка скрытых под водой. Прижимов и даже намеков на них не заметно. Возможно, из-за низкой воды.
 
 
 

Порог Прямой. Категория I

Начинается метров через 200 от предыдущего. Длина его 600м. в начале порога реку пересекает ЛЭП.
Через 100 – 200 м от порога слева впадает ручей. Еще около 1 км плеса до порога Белый.
 

Порог Белый. Категория III

За 300м до порога справа ржавая будка водомерного поста. Через реку натянут трос.
Порог начинается на левом повороте. Зачалиться нужно к левому берегу перед поворотом. Стоянки есть на обоих берегах, но смотреть и снимать прохождение лучше слева.
В начале порога поперек реки лежат 2 плиты через всю реку. В первой плите есть 2 прохода у двух берегов. между ними мелко в нашу воду. Вторая плита образует слив с бочкой через всю реку. Слева он высотой 0,5 метра, а справа около 1м. после слива река поворачивает направо. На повороте в середине скала, едва скрытая пеной. Далее шивера с сильным прижимом под скалу левого берега. Общая длина порога 300м. 
Мест для страховки с берега нет. Тропа обноса не очень удобна. 
 
Прохождение порога КНБ (Беспалов, Каликина) показало, что слив со второй плиты очень мелкий, к тому же основная струя выбрасывает лодку на обливную скалу в центре реки за сливом. Обойти ее достаточно сложно. Кроме того, прижим под нависающую скалу левого берега оказался сильнее, чем можно было предположить. Было принято решение красный Таймень (Жуков, Храмова), уже имевший несколько пробоин, обнести в связи с большим риском поломки байдарки в этом пороге.
 
После порога следует 3-х километровый участок реки, где мелкие шиверки и перекаты идут одна за другой почти без промежутков. Струя  в русле сильно петляет от берега к берегу. Сложность их не превышает 1кс.
За  шиверкой,  в  начале которой у левого  берега лежит большой (2-2,5м высотой)  валун, река  втекает в очередной плес. В конце плеса в левой части русла находится небольшой низкий островок с  несколькими деревцами  на  нем. Через  50-60м  после  островка  на  плавном  правом  повороте Колвица  резко сужается. В сужении видны высокие валы. Это начало пор."Черный". справа перед порогом хорошая стоянка, но за дровами придется прогуляться.
 

Порог Черный. Категория III*

Это очень мощная шивера с хорошим падением в скальном сужении длиной 150м. участок реки здесь практически прямой. В начале порога обливные камни, в середине косой слив с бочкой (тоже косой, соответственно). В конце порога жесткие валы и бочки следуют одна за другой. Мощность бочек к концу порога увеличивается. Однако все они проносные.
Сразу за последней бочкой справа остатки ряжевой стенки. через 10 метров влево уходит шиверистая протока в левый водопад. До самого водопада еще метров 70. дальше идет разлив метров 30, переходящий в другую шиверистую протоку к правому водопаду. До него метров 50. Кроме того, из середины разлива вытекает еще одна маленькая и мелкая средняя протока.
В большую воду, как говорят, основная струя идет в правую протоку. В нашу же низкую воду основная струя шла в левую протоку. Страховку необходимо организовывать с правого берега у ряжевой стенки. В низкую воду, однако, глубина реки в разливе не выше колена, что сильно упрощает страховку.
Колвицкие водопады очень интересны: правый хорошо видно с правого берега, а чтобы посмотреть левый необходимо пройти метров 500 до деревни, перейти по мосту реку и подняться вверх по левому берегу.
Магазина в деревне нет. Автолавка приезжает раз в неделю.
На стоянке необходимо на ночь оставлять дежурных. У предыдущей группы украли гидрокостюмы, но потом какой-то местный мужик принес их обратно. Кроме того, мы видели местного парня, напоказ одевавшего спасжилет «Простор2000», явно не в автолавке купленный.

10. Выброска с Маршрута

До Кандалакши около 30км. Из деревни Колвица часто ходят автобусы до Кандалакши, однако, даже местным жителям приходится брать его штурмом со всеми своими корзинками, авоськами и коробками.
Валентин тел. 8-921-162-15-48  отвозит группы на фургоне «Рено» в Кандалакшу за 500р. Что 6, что 8, что 9 человек: сколько влезет в машину. Он живет на левом берегу Колвицы в конце поселка ближе к морю. Однако, он, как и все жители деревни, не местный, а дачник. Местный остался один – лесник.
Из Кандалакши поезда идут вечером и ночью. Так что сниматься со стоянки имеет смысл часов во второй половине дня. Проблем с билетами нет.

11. Краткая лоция

Время в лоции указано для байдарочной группы. Категорийность препятствий авторская, указана для байдарок. Принятые сокращения: УВП – условное время прохождения, зависит от технической подготовленности группы, не учитывает время на ремонт судов, указано для группы 3-4 байдарки; ВПП – время от предыдущего препятствия, может зависеть от погодных условий, ветра и волн на озерах; ОХВ – общее ходовое время от начала маршрута, включает время просмотра и прохождения. ЛБ и ПБ – соответственно левый и правый берег.

Река Умба

Лоция приведена для среднего уровня воды

 

ОХВ
ВПП
УВП
№ пр
Препятствие или
объект
Кат.
Тактика
Комментарии
0
 
 
 
Мост автодороги Кировск – Октябрьский
 
 
Ниже моста по ПБ поляна для стапеля.
До Падуна 9км. несколько перекатов и 2 небольших шиверки перед самым Падуном
2ч 45м
1ч 15м
1ч 30м
1
Порог Падун
Ориентиры: небольшой разлив с заболоченными берегами. Впереди видно сужение реки, сильное падение, брызги вылетающие из-за перегиба, левый берег из болотистого превращается в каменистую отмель. Чалиться к этой отмели
3*
Осмотр ЛБ
Длина 800м. 1 ступень –длинный крутой водоскат с бочкой. 2 ступень – цепочка валов. 3 ступень – 3 мощных бочки
Стоянки ЛБ в начале и в конце порога.
4ч 10м
1ч 10м
15м
2
Порог Верхний Капустный
 
Ориентры – выход из верхнего капусного озера по ПБ. Две протоки
1*
Сходу по струе
Мелководная шивера метров 300
Говорят, что в левой протоке воды больше
5ч 10м
 
 
Мост над протокой между Средним и Нижним Капустными озерами
 
 
В среднюю воду проходить пригнув голову
6ч 00м
50м
 
3
Выход из Нижнего Капустного озера. На входе шиверка
1
По струе
После шиверки стоянка ПБ
6ч 30м
10м
20м
4
Порог Разбойник
Ориентир – сужение на выходе из озера
2
Сходу по струе
Достаточно мощная шивера 500м. в середине разбивается островами на 3 протоки. Идти в среднюю. Можно осмотреть начало ЛБ. Хорошая стоянка ЛБ за порогом
7ч 40м
1ч 10м
 
 
Разрушенный мост у деревни Дедкова-Ламбина (нежил.)
 
 
Перед выходом в озеро Дедкова-Ламбина 2 шиверки
10ч 
50м
1ч 30м
5
Порог Семиверстный
 
Ориентр – выход из озера
1-2
Сходу по струе
7км цепочка перекатов и шиверок. За порогом начинается Жемчужный плес с высоким ЛБ. Много хороших стоянок ЛБ
11ч 
 
6
Перекат Карежка 1
1
По струе
 
11ч 20м
20м
 
7
Перекат Карежка 2
1
По струе
 
11ч 45м
20м
8
Порог Карельский
Ориентир: Строения на ЛБ – «Американский лагерь» 
2
Сходу по струе
Шивера с обливными камнями около 1км. мощная в начале с мелью в конце
13ч 25м
10м
1ч 30м
9
Порог Канозерский
 
Ориентир: крутой правый поворот на 90 градусов. За ним виден порог.
 
После порога выход в Канозеро. Свернуть налево и грести за горизонт.
2*-3
Осмотр ЛБ или ПБ
Порог представляет собой участок реки с неплохим падением, в начале которого в центре выступают плиты коренных пород. Далее шивера с большим количеством обливных камней. Ближе к концу порога в центре островок. Слева от него слив около 0,7 м, справа – мелководная шивера. После острова в дельте Умбы  широченная длинная мель (воды по щиколотку). Стоянка над порогом ЛБ
14ч 40м
1ч 15м
 
 
Остров Буян
 
 
Стоянка разрешена на восточном берегу. Интересно осмотреть наскальные рисунки.
16ч
1ч 20м
 
 
Остров в центре Канозера.
 
 
Неплохие стоянки по берегу. Мало комаров и дров. Много туристов
18ч 40м
2ч 40м
 
 
Исток р.Родвиньги возле поляны от брошенной деревни за небольшим островком. На входе несколько перекатов
 
 
Слева от истока много хороших стоянок на песчаном пляже
19ч 30м
45м
5
10
Развилка Родвиньги и Низьмы. На Низьме шивера
1
Сходу по струе
 
19ч 55м
20
5
11
Пара шивер
1
Сходу по струе
Далее широкий плес в заболоченных берегах
20ч 50м
50м
12
Шивера
1
Сходу по струе
 
21ч 20м
10м
20м
13
Порог Кривец
2
Сходу по струе
S образная шивера 500м. За ней стоянка ЛБ. Далее до Падуна следует цепочка мелких перекатов и шиверок почти беспрерывно
24ч 10м
1ч 20м
1ч 30м
14
Порог Падун на Низьме или Низьменская ступенька
Ориентиры: Ориентиром порога можно считать видимую далеко впереди на прямом участке реки груду бревен. Это остатки ряжевой стенки. Слева от бревен расположен сам слив, а справа журчит небольшой ручеек. Перед порогом справа по берегу следует небольшой глубокий улов, за ним участок высокого берега с песчаным обрывом. На нем очень хорошая стоянка. Затем большой, но мелководный залив справа. Чалиться для просмотра, съемки и страховки нужно к левому берегу напротив стоянки (песчаного обрыва и залива с правого берега).
3
Осмотр ЛБ
Порог представляет собой слив около 1м с длинным и острым языком с и бочкой. Дальше довольно высокие валы. Небольшую трудность создает то, что основная струя идет вдоль левого берега, и если идти по струе, в бочку попадаешь лагом. После слива следует мощная шивера длиной 1 км с обливными камнями. В конце река делает долгий плавный левый поворот. После порога слева тихий заливчик, к которому выводит тропа обноса. Просматривать имеет смысл только слив. Широкая тропа обноса начинается от самого слива, но зачалиться там трудно. Лучше сделать это заранее. Над порогом стоянка ЛБ
24ч 20м
10м
 
 
Слияние Родвиньги и Низьмы. Широкий разлив
 
 
 
Хорошая стоянка ПБ после разлива
24ч 25м
5
 
15
Порог Малый Кривец
Просматривается с воды
1
Сходу по струе
 
24ч 50м
20
5
 
Быстроток в сужении реки
 
 
Далее разлив, река сворачивает на право под прямым углом. На ЛБ жилая дервня Погост. Далее оз.Медвежье Плесо, заросшее лилиями и др.
25ч 50м
 
 
Стационарная рыбацкая сеть на семгу
 
 
Стоянки на озере на лбах ЛБ
26ч 30м
40м
 
 
Мост шоссе Умба – Кандалакша 
 
 
Стоянка ЛБ
28ч 30м
30м
1ч 30м
16
Порог Паялка
 
Ориентиры: широкий разлив. В середине виден остров. Слева от него деревянный мост и еще какие-то строения на берегу. К острову через разлив идет цепочка боновых заграждений из бревен, заросшая кустами. Справа от острова начинается порог. Чалиться к ПБ
3
Осмотр ПБ
В месте слияния проток за островом из воды торчит каменная гряда. Воды в правой протоке больше и основная струя проходит вдоль гряды камней образуя 2 высоких вала. В большую воду на месте этой гряды должна быть хитрая сбойка струй под углом 90 градусов. Далее еще череда валов и простая, но мощная шивера. Длина порога 500 м. над порогом стоянка ПБ
28ч 40м
17
Порог Горка
 
Ориентир – правый поворот реки около 200м  после Паялки
2
Сходу по струе
Представляет собой каменистую горку на прямом участке реки – мощная шивера с большим количеством камней. Длина порога 250 м. слева идет низкая ряжевая стенка. Над порогом на ПБ есть стоянка. Просмотр справа, но он необязателен. Вдоль правого берега практически чистый проход.
28ч 50м
18
Быстроток в скальном сужении с парой больших валунов
1
По струе
 
29ч 5м
10м
19
Порог Морской
Ориентир – бетонный мост
1*
Сходу по струе
2-х ступенчатая шивера. Расположена прямо в поселке
29ч 25м
20м
 
 
Выход в Белое море
 
 
Стоянки есть в бухтах, а также на лбах ЛБ напротив островка в устье и на ПБ после кладбища и песчаного пляжика. Между морем и кладбищем под скальными лбами есть родник
 

Река Колвица

Лоция приведена для низкого уровня воды
 
ОХВ
ВПП
УВП
№ пр
Препятствие или
объект
Кат.
Тактика
Комментарии
0
 
 
 
Мост автодороги Умба – Кандалакша
 
 
У моста по ПБ место для стапеля. Неудобный спуск. Под мостом мелкая шиверка
1
Шивера 
Ориентиры: видна с моста после небольшого разлива
1*
Сходу по струе
Длина 70м
Остатков дамбы и старого моста НЕТ. 
33м
10м
15м
2
Порог Кривой
Ориентир – крутой правый поворот
2*
Сходу по струе
Шивера с хорошим падением длиной 300м. Делает левый поворот – прижим к ряжевой стенке справа. Дальше мост, но средний пролет спилен.
45м
3
Шивера
Просматривается с воды
1
Сходу по струе
Простая шивера, но в конце мель с хорошим течением
55м
4
Шивера
Просматривается с воды
1
Сходу по струе
Простая шивера, но в конце мель с хорошим течением
1ч 10м
10м
5
Порог Прижимистый
Ориентир – слабо выраженный левый поворот, конец порога скрыт за правым поворотом
2
Сходу по струе
Стоянка ПБ. В малую воду прижимов нет. В конце несколько больших покатых и гладких обливных камней. В середине слева впадает Черный ручей
1ч 17м
6
Порог Прямой
Ориентир – ЛЭП перед порогом
1
Сходу по струе
Простая шиверка 600м. через 150м после порога слева впадает Белый ручей
2ч 30м
13м
7
Порог Белый
Ориентир – за 250м до порога ржавая будка водомерного поста ПБ. Здесь же трос через реку. Начало порога за левым поворотом. Чалка к ЛБ перед поворотом.
3
Просмотр ЛБ
В начале поперек реки 2 плиты через всю реку. В первой плите есть 2 прохода у берегов. Вторая плита образует слив с бочкой через всю реку. Слева он высотой 0,5 метра, а справа около 1м. Далее река сворачивает направо. На повороте в центре плита, едва скрытая пеной. Далее шивера с сильным прижимом под скалу левого берега. Общая длина порога 300м. Мест для страховки с берега нет. Тропа обноса ЛБ, но не очень удобна. Стоянки на ЛБ и ПБ
0
30м
 
Цепочка мелких шиверок и перекатов около 3 км.
1
По струе
Очень живописные места
0
8
Порог Черный
Ориентиры: за  шиверкой,  в  начале которой у левого  берега лежит большой (2-2,5м высотой)  валун, река  втекает в очередной плес. В конце плеса в левой части русла небольшой низкий островок с  несколькими деревцами. Через  50-60м  после  островка  на  плавном  правом  повороте Колвица  резко сужается. В сужении видны высокие валы.
3*
Осмотр ПБ
В начале порога хорошая стоянка ПБ. Это очень мощная шивера с хорошим падением в скальном сужении длиной 150м. Участок реки здесь практически прямой. В начале обливные камни, в середине косая бочка В конце порога жесткие валы и бочки следуют одна за другой. Мощность бочек к концу порога увеличивается. Однако все они проносные.
За порогом 30м широкий мелководный разлив. Из него вытекают 3 шиверистых протоки длиной около 50м, которые заканчиваются водопадами.
 

12.Снаряжение

Личное специальное снаряжение (на одного человека):

·                     Спасательный жилет – 1 шт.

·                     Каска – 1 шт.

·                     Весло – 1 шт.

·                     Гермоупаковки – комплект не меньше 80 литров

Групповое специальное снаряжение:

·                     КНБ «Истра – 1 шт.»

·                     Каркасная байдарка «Таймень - 2» с ПВХ–оболочкой – 3шт.

·                     Вёсла запасные – 2 шт.

·                     Спасательный конец – 4 шт.

·                     Карабины - 8 шт.

13.Смета расходов на группу из 8 человек.

Питание на маршруте:                                                                    ~ 11 000 р.

Расходные материалы (аптечка, ремнабор и т.д.)                       ~ 1 500 р.

Транспорт на маршруте:                                                                 ~ 21 500 р.

Итого:                                                                                                ~ 34 000р.
 
 
 
 

14. Выводы и рекомендации

Маршрут пройден нашей группой полностью в установленные сроки.
Данный маршрут короткий, но интересный. Небольшое количество порогов, перемежающихся плесами и озерами, и их разнообразие (и мощные шиверы, и ярко выраженные сливы с бочками или высокими валами), а также выход в Белое море позволяют развить навыки управления судном, получить удовольствие от прохождения порогов и в тоже время отдохнуть. 
 
По итогам похода можно сделать следующие выводы:
·            Без прохождения самых сложных порогов: Падун на Умбе и Черный на Колвице – это хороший тренировочный маршрут для байдарок (для людей с опытом Мсты).
·            Мы не рекомендуем данный маршрут для байдарок с резиновой шкурой: отмели с острыми камнями почти после каждого порога доставили немало проблем «Тайменям» даже с ПВХ шкурой. КНБ отделалась маленькой заплаткой на баллоне и такой же на шкуре.
·            Мы настоятельно рекомендуем хорошо закреплять фартуки на «Тайменях», чтобы их не смывало при оверкиле. Без фартука байдарка в самом простом пороге становится полным воды корытом, не управляется, собирает все камни со дна и норовит перевернуться при самом малом крене.

В целом, маршрут очень понравился, он оказался очень полезен как для участников, так и для руководителя группы.

Группа туристов МГТУ им. Н.Э. Баумана достойно завершила водный сезон 2002 года.

15. Материалы, использованные при написании отчета.

·        Кувалин Д. – Лоция по рекам Умба и Колвица. - 1999г. WWW.Afanas.ru

   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |