Дмитрий Кувалин

Умба-Колвица (описание маршрута)

первоначальные версии текста с замечаниями читателей находится в Интернет-библиотеке Максима Мошкова по адресу: http://lib.ru/TURIZM/umbad.txt (и на других зеркалах библиотеки), а также на сайте Агентства Венгрова по адресу http://www.vengrov.ru/libs/kuvalin/um-kol02.htm

 

Подъезды

Наиболее традиционный способ попадания на реку: мурманским поездом до станции Апатиты, а затем на автомашине до моста через Умбу.

Попуток и такси, желающих подзаработать, сейчас полно на привокзальной площади в Апатитах. В основном это легковые машины. Но, думаю, что «Газель», УАЗик или ПАЗик тоже можно найти.

Мост через Умбу расположен на автодороге, ведущей к поселку Октябрьский. Полагаю, что нормальная машина от вокзала до реки довезет не более, чем за час.

Наиболее удобное место для стапеля находится на правом (орографически) берегу Умбы метрах в пятистах выше моста, где есть ровные и сухие поляны.

 

Уровень воды

Уровень воды в Умбе колеблется слабо (не более 1-2см в сутки) из-за большой зарегулированности стока реки озерами. В то же время уровень реки на участках ниже озер может изменяться из-за ветровых сгонов и нагонов воды. Общая длина описываемого сплавного участка - 110-120 км.

Начало всех порогов хорошо видно с наплыва, чалка перед порогами и их просмотр трудностей не представляют.

 

О классификации, применяемой в лоции

(специальное предупреждение!)

Классификация препятствий на реке приводится по принципам, принятым в Западной Европе. Там так же, как и в России, используются 6 категорий сложности. Но при этом есть и существенные различия. Например, участок без препятствий на Западе не имеет вообще никакой категории сложности, тогда как по старосоветским традициям такой участок классифицируется единичкой. С другой стороны, национальная («советская») шестерка - это вполне проходимое препятствие. По западным же меркам препятствие VI категории сложности "проходимо только при самых благоприятных обстоятельствах на пределе возможностей". Кроме того, на Западе для категорирования препятствий используют "плюсы" и "минусы" (и вообще там предпочитают классифицировать отдельные отрезки, а не реки в целом). Сравнение классифицированных отрезков в России и в Европе позволяет сделать следующие выводы. Для того, чтобы понять, какую категорию сложности получил бы порог в Западной Европе, надо от категории, принятой в традиционных советских описаниях, отнять:

- для рек с малыми расходами – 1,5-2,5 единицы;

- для рек со средними расходами – 1 единицу;

- для рек с большими расходами - от 0 до 1 единицы.

Пожалуй, западная система категорирования препятствий является более логичной, поэтому именно она и используется в данном описании.

Кто хорошо знаком с международной классификацией, тот поймет принципы, в соответствии с которыми определялась сложность порогов на Умбе и Колвице. А остальным не следует легкомысленно относиться к низкому номиналу категорий в лоции - он низок только для тех, кто видел и существенно более сложные реки.

И еще. Тем, кто идет реку на груженых серийных байдарках/каноэ или кто впервые попал на реку такой сложности, стоит, вопреки некоторым рекомендациям из моего текста, ПРОСМАТРИВАТЬ перед прохождением ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ ИМЕННЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ или, во всяком случае, наиболее сложные их отрезки.

Если при этом какие-либо пороги покажутся вам слишком сложными и опасными для вас, и вы примете решение об их ОБНОСЕ, то это будет АБСОЛЮТНО ПРАВИЛЬНЫМ действием.

 

рмба

(лоция написана после сплавов в 1981 и 1989гг.)

 

п/п (категория сложности)

Препятствие 1 (I...I+). Порог "Островной" («Островской»).

Находится в 3-4 км ниже выхода реки из Умбозера. Низкие, поросшие деревьями острова разбивают реку на несколько проток. В протоках мелководные шиверы. Правые протоки, кажется, поглубже. Затем вода постепенно собирается у коренного правого берега. В начале этого отрезка есть заметный сливчик через подводную плиту, а после стоят средних размеров валы. Траектория движения в пороге - произвольная. Просмотр – по желанию. За порогом на правом берегу - хорошая стоянка (место для стапеля).

 

Пр.2 (I)

Через 0,8-1 км после "Островного" находятся два моста: сперва железнодорожный, а затем мост автодороги Кировск - посктябрьский. Под вторым мостом - сильная струя. Сразу за автомостом - короткая простая шивера.

Эта шивера - неплохое место для тренировок, так как в ней имеются четко выраженные границы между сильной центральной струей и уловами у обоих берегов.

До "Падуна" - около 8 км практически гладкой воды. Кое-где на этом отрезке река протекает через широкие озероподобные плесы. Приплыв в первый такой плес, надо повернуть на 90 градусов направо и искать выход там, в самой правой части плеса. На остальных плесах, встречающихся до порога, выход находится в противоположном от входа конце.

Порог "Падун"

Пр.3 (III...IV-, в зависимости от траектории прохождения). Порог "Падун".

Самый красивый и интересный на реке.  Он же, пожалуй, и самый опасный.

Перед самим порогом - очередной широкий плес, за ним хорошо видны взлетающие вверх из-за крутого перегиба брызги. Отчетливо слышен шум падающей воды. Это начало порога.

Просмотр порога НЕОБХОДИМ. Необходим хотя бы потому, что у порога в последние годы сложилась плохая «кредитная история». Например, в 2006-07гг. при прохождениях порога погибло не менее четырех человек. Из них, по крайней мере, двое утонули после аварии, случившейся в результате захода катамаранов в Падун без просмотра. Об этих очень печальных историях можно прочитать здесь:

http://skitalets.ru/wwwthreads/showflat.php?Cat=0&Board=vesti&Number=107916&page=0&view=collapsed&sb=5∂=

http://www.gazeta2x2.ru/arch.php?n=30&st=031&y=06

http://www.hibiny.ru/news/ru/murmansk_region/incidents/2007/7/23/6916

Чалиться и смотреться лучше слева.

Если будет принято решение частично или полностью обнести порог, то это также удобнее делать по набитым тропам левого берега. 

Общая длина порога - более 1 км.

На входе река делится надвое скальным островком. В левой и более узкой протоке - водопадный слив высотой около одного метра с очень мощным пенным котлом за ним. Через 10м левая протока опять сливается с правой.

В правой протоке находится водоскат длиной 10-12м и перепадом около 2м. Верх и низ водоската обозначаются двумя поперечными грядами, каждая из которых образует рваные мощные бочки, расположенные поперек всей протоки. Бочки могут быть держащими и, следовательно, весьма опасными. Особенно в высокую воду.

В то же время в обеих грядах есть разрывы, которые образуют узкие, но сравнительно гладкие языки.

Ближе к островку языки, разрывающие первую и вторую гряду, находятся практически на одной продольной линии. Это наиболее удобный и безопасный проход, который, однако, не так просто увидеть с воды.

Все описанное называется первой ступенью порога.

Далее идет высокая, но длинная и мягкая стоячка. Через 100м на плавном левом повороте есть сужение, где высота валов становится еще больше и достигает 1-1,5м. Затем 100м очень быстрой, но практически гладкой струи.

Этот отрезок называется второй ступенью.

Далее расположены следующие друг за другом 3 поперечных каменных гряды. Гряды образуют мощные бочки. Каждая из гряд выдается от берега до середины реки. Первая и третья гряды - от левого берега, вторая - от правого. Места для маневра, позволяющего обогнуть бочки, при энергичной гребле вполне достаточно.

В районе второй гряды у правого берега имеется скальный островок, который отделяет часть струи, изгибающейся крутой подковой справа и позволяющей теоретически обойти все три гряды.

Длина описанного отрезка - около 300м. В лоциях он называется третьей ступенью.

Очевидцы говорят, что во второй по счету (и самой мощной) бочке третьей ступени придерживало, бывало, отдельно плывущих людей, которые болтались там чуть не по минуте. А еще говорят, что в высокую воду бочка способна прихватывать даже большие катамараны. По рассказам свидетелей, именно в этой бочке перевернулся с байдаркой, нахлебался и не сумел потом выплыть бедолага, погибший здесь в 1975 году (памятник ему стоит на левом берегу). Был он, кстати, без спасжилета.

Четвертая ступень - мелководная шивера.

Линия движения в пороге - достаточно произвольная. В конце порога на левом берегу - очень хорошая стоянка.

 

Капустные озера

Затем, после нескольких перекатов, Умба втекает в Верхнее Капустное озеро. Расстояние от "Падуна" до озера - около 3 км.

Войдя в озеро, надо двигаться, повернув градусов на 60 влево и постепенно приближаясь к правому берегу.

Всего по озеру плыть 4-6 км. Кое-где на берегах, особенно на правом, есть неплохие стоянки.

Река вытекает из озера двумя протоками. Начало обеих проток находится в заливах правого берега.

Вход в правую протоку находится в длинном заливе, оконечность которого скрывается из виду за поворотами русла. Залив угадывается по ощутимому течению, ведущему из озера. По некоторым сведениям, на выходе правая протока мелководна и может потребовать проводки судов, поэтому лучше миновать ее и двигаться дальше вдоль правого берега озера.

В 1км отсюда находится еще один небольшой залив, в оконечности которого видны брызги, взлетающие из-за перегиба, и отчетливо слышен шум порога. Это левая протока.

 

Пр.4 (II). Порог "Верхний Капустный".

Порог и левая протока из Верхнего Капустного озера в Среднее – это одно и то же. Суммарная длина - 300-400м. Начинается узкой (метров 20) струей с несколькими высокими валами. Далее протока расширяется, река становится мельче, а валы ниже. В основной струе кое-где торчат острые камни.

Опытным сплавщикам просматривать порог необязательно. А если это делать, то лучше, пожалуй, с правого берега.

 

Сильно вытянутое в длину и неширокое Среднее Капустное озеро имеет болотистые берега. Ощущается некоторое течение, по которому и надо плыть около 4 км точно в противоположный от входа конец. Стоянки средней паршивости имеются только в самом начале озера, далее их, кажется, нет.

Через пролив, соединяющий Среднее и Нижнее Капустные озера, переброшен мост. Мост низкий, большие суда, видимо, придется обнести.

По дороге, идущей по мосту, можно добраться до населенных мест.

 

Если смотреть от моста, то на правом берегу Нижнего озера видна гряда невысоких холмов (варак), покрытых редким (видимо, горелым) лесом. Плыть надо на правую оконечность этой гряды. Выход из озера находится как раз около этой точки, а само озеро тянется дальше. Всего по Нижнему озеру нужно плыть 3-4 км.

Нижнее Капустное озеро большей частью очень мелкое. В самой середине есть места, где можно встать на песчаное дно, и глубина будет меньше, чем по колено. Удовлетворительную стоянку на берегах найти не очень просто.

После выхода из озера на реке имеется пара перекатов. Затем, примерно в 1-1,5 км ниже озера находится широкий плес с возвышенным левым берегом. Из плеса река вытекает, поворачивая направо. Здесь начинается порог "Разбойник".

 

Порог "Разбойник"

Пр.5 (II). Порог "Разбойник" («Щелистый»).

Длина более 1 км. Просмотр (для людей с высокой квалификацией необязателен) - слева. На левом берегу перед порогом и в конце него есть хорошие стоянки.

Первые 500м - мелководная шивера с локальными бочечками, сливчиками и многочисленными камнями. Русло здесь широкое, уклон невелик. Под левым берегом есть чистый и вполне глубокий проход вдоль всего отрезка.

Далее река двумя небольшими островами делится на три протоки. Много воды лишь в центральной. Длина протоки - 150м, вода гладкая.

После островов, в месте слияния всех проток уклон возрастает. Здесь река усыпана заметных размеров пенными бочками и валами. Первые 100м этого бурного участка проще идти слева, затем почти все равно. Длина отрезка 400-500м.

Порог можно считать опасным для легкомысленных сплавщиков. Хотя бы в силу того, что сообщения о произошедших здесь несчастных случаях имеются:

http://www.mospravda.ru/issue/2007/09/04/article8230/

 

Далее несколько километров стоячих плесов. Затем реку пересекает полуразрушенный низкий мост (обычно байдарка под ним едва-едва пролезает).

У моста на правом берегу находится брошенная деревня Дедко-Ламбино (Дедкина Ламбина). От деревни есть выходы к населенке.

За мостом - напротив деревни - широкий плес. Река вытекает из плеса двумя протоками у самого левого берега среди камышей.

Сразу за плесом начинается участок реки, называемый "Семиверстным порогом".

 

Пр.6 (I+...II). Порог "Семиверстный".

Квалифицированным сплавщикам просматривать не обязательно.

Порог начинается двумя очень мелководными протоками, которые через 100-200 м сливаются. Левая, видимо, чуть глубже и потому предпочтительней.

Общая длина порога - около 7 км. На первом и пятом километрах заметные шиверы с валами и приличных размеров локальными бочками (кильнуть лодку, между прочим, эти бочки вполне способны). Остальное - перекаты или просто быстрая, но гладкая струя.

Стоянок вдоль порога мало.

 

Затем начинается неширокий, но длинный Жемчужный плес. Его длина - километра 3-4. Плес очень живописен. Дно песчаное, на берегах сосны. Комаров относительно мало. На высоком левом берегу повсюду есть очень хорошие стоянки.

 

После Жемчужного плеса с небольшим разрывом идут два простеньких, но именных переката: Карежка-1 и Карежка-2 (I к/с). Около них стоянки, кажется, даже еще лучше.

В перекатах много надводных камней. Вообще, большое количество надводных камней характерно для участка реки от Карежек до Канозера.

Через несколько сот метров после второй Карежки на прямом участке начинается порог "Карельский".

 

Пр.7(II). Порог "Карельский" («Долгий»?).

Длина примерно 1 км. Просмотр (для не очень опытных групп весьма желателен) возможен с обоих берегов реки. Около порога есть неплохие стоянки. Порог представляет собой шиверу с локальными бочками, заметными валами, многочисленными надводными камнями.

В начале порога основные проходы между камнями имеют достаточную глубину. Но ближе к концу порога становится мелковато, и  надо быть внимательным, чтобы со всего маху не сесть на одну из острых гранитных гряд, коих здесь хватает. С наплыва они видны плохо, а струя здесь очень быстрая. Поэтому, как говорят очевидцы, на них частенько налетают байдарочники. В иные годы обломки каркасов и клочки шкур на берегах наглядно подтверждают это.

Тем не менее, в целом траектория движения в пороге достаточно произвольная.

В 90-е годы на берегу порога появилась база для коммерческой рыбной ловли.

 

Далее опять гладкая вода. На этом отрезке стоянку найти, видимо, можно, но вряд ли она будет хорошей. Через пару-тройку километров сплава на довольно крутом правом повороте начинается порог "Канозерский".

 

Порог "Канозерский"

Пр.8(III-...III). Порог "Канозерский".

Длина больше 1 км.

Просмотр (обязателен почти для всех) возможен с обоих берегов, но, на мой взгляд, удобнее делать его справа.

Если будет решено сделать обнос, то тропы придется разведать дополнительно – они там довольно запутанные.

В начале порога - довольно крутой уклон. Вода переливается через гряды валунов и плиты, образуя весьма мощные сливы, бочки и валы. При этом чистые проходы узки, а расстояния между камнями и бочками довольно малы. Как следствие, прохождение требует интенсивной гребли и энергичного маневра.

Через 150-200м уклон выполаживается, размеры валов и бочек уменьшаются. Главное препятствие в оставшейся части порога - мелководье с острыми камнями.

В конце порога река разбивается на множество проток. Здесь уже совсем мелко, и поэтому весьма возможна проводка судов.

Линия движения в пороге достаточно произвольная. Однако прохождение начального отрезка вдоль правого берега представляется более простым.

Стоянки в районе порога есть, но не самые лучшие.

 

Канозеро

Сразу за порогом - Канозеро. По нему надо проплыть 18-20 км.

Выйдя в озеро, необходимо повернуть налево и плыть к пока невидимому дальнему берегу мимо круглого скалистого острова.

Хорошие места для стоянок есть на островах, а на коренном берегу найти удобную площадку очень непросто. Самая лучшая стоянка на озере, а может быть и на всем маршруте находится на уже упомянутом круглом острове. От места впадения Умбы в Канозеро он находится не более, чем в 3-4 км. На острове есть замечательные места для лагеря, купания и рыбной ловли. Если предшественники все не съедят, то на острове можно собрать немало ягод и грибов. А ветер, гуляющий по озеру, сдувает напрочь всех комаров. Короче, я рекомендую построить маршрут так, чтобы хотя бы одну ночевку можно было организовать на этом острове.

(По позднейшим сведениям, этот симпатичный островок, увы, прилично загадили. Вероятно, печальную роль в этом сыграла и моя рекомендация, растиражированная в сети. Так что сейчас вынужден просить всех относиться к острову особенно бережно и ни в коем случае не добавлять свои надписи к древним петроглифам. А от ночлега на нем лучше отказаться заранее).

В то же время одна из характерных особенностей Канозера заключается в том, что ветры здесь могут разгонять высокую волну. Особенно неприятен южный ветер, предельно затрудняющий движение в нужном направлении. Иногда такое движение просто невозможно. Причем труднее всего будет плыть в начале, так как волны, бегущие от южной оконечности озера, набирают за 15-20 км очень приличную высоту.

Как следствие, альтернативный теоретический подход к планированию похода по Умбе гласит, что если погода позволяет, Канозеро надо пересечь как можно скорее безо всяких остановок.

Двигаться по озеру лучше вдоль левого берега - он не такой изрезанный. Умба вытекает из Канозера двумя протоками. Левая носит название Кица, а правая – Родвиньга (Розвинга). Обе протоки вытекают из самого дальнего и самого южного залива озера.

Неподалеку от истока Родвиньги стоят домики брошенной деревушки. Они видны на правом берегу озера с расстояния 5-6 км. Исток Родвиньги находится чуть левее домиков (если смотреть на них со стороны озера). На правом берегу озера рядом с истоком Родвиньги видны также небольшие песчаные пляжики, намытые ветром.

Исток Кицы находится на левом берегу озера примерно напротив домиков. Иными словами, двигаясь вдоль левого берега, сначала подходишь к истоку Кицы, и только затем, после пересечения залива, к истоку Родвиньги.

Теория сплава по Умбе рекомендует выходить в Родвиньгу, так как это, в конечном счете, позволяет не заходить еще в одно озеро - Пончозеро.

 

Родвиньга и Низьма

До развилки Родвиньга течет среди болотистых берегов. Хорошие стоянки только у истока - фактически на озере.

Развилка находится в 2-3 км ниже Канозера. Здесь Родвиньга распадается еще на две протоки. Левая продолжает называться Родвиньгой и впадает затем, как и Кица, в Пончозеро. Правая протока носит название Низьма и обходит Пончозеро справа.

На развилке еще в 80-е годы можно было видеть остатки лесосплавных сооружений. Вода переливается через их бывшие сливы, образуя довольно бурный перекат. Проходя этот перекат, лучше придерживаться центра струи, так как у берегов могут попасться бревна с гвоздями.

Тем, кто торопится и не хочет пересекать лишнее озеро, плыть надо по правой протоке, т.е. по Низьме.

А тем, кто желает пройти длинный и интересный порог Большой Кривец, лучше продолжить сплав по Родвиньге.

В Низьме расход воды заметно меньше, чем был в Умбе в начале сплава. После развилки плесы чередуются с несколькими перекатами, на которых также можно увидеть остатки ряжевых стенок. Длина отрезка 2-4 км. Стоянку здесь найти, наверно, можно, но только плохонькую.

Затем река замедляется и 8-10 км очень тихо течет среди болот. Стоянок на этом отрезке, похоже, нет в принципе.

Наконец, берега и лес на них повышаются, и после одного переката следует симпатичный порожек под названием "Кривец".

 

Пр.9(II). Порог "Кривец".

Находится на S-образном участке. Просмотр (не очень обязательный) - справа. Длина 200-300м. В начале порога у правого берега стоит ряжевая стенка, левый берег заметно выше. В порожке есть невысокие валы, мелкосидящие камни, два достаточно крутых поворота с намеками на прижимы.

 

Затем перекаты и шиверки следуют довольно часто. Хотя эти препятствия не нумерованы, некоторые из них не уступают по сложности, например, шиверкам на пороге "Семиверстный".

Неплохие стоянки на этом отрезке встречаются достаточно часто. Могут попасться и остатки лесосплавных сооружений.

Через 50-60 минут сплава (6-7 км от "Кривца") находится порог "Падун".

 

"Падун-на-Низьме"

Пр.10(II+...III-). Порог "Падун" (он же "Низьменская ступенька").

Начало порога определяется по островку с остатками ряжевой стенки и бревнами на нем. В правую протоку идет совсем чуть-чуть воды. В левой с наплыва хорошо заметен крутой перепад на входном сливе.

Чалка и просмотр (весьма желательный) лучше слева. Кстати, предпорожная струя ощутимо тянет суда во входной слив. Поэтому в этом месте зевать не надо.

Длина "Падуна-на-Низьме" около 1 км.

Входной слив имеет перепад около 1м и представляет собой длинный острый язык. Сразу за ним идут высокие (выше 0,5м) и достаточно жесткие валы. Через 30-40м стоячка становится меньше по высоте, но остается достаточно крутой и жесткой, следуя без перерывов до самого конца порога. Обойти ее почти невозможно, поэтому лодку будет сильно захлестывать сверху.

Через 2-3 плавных поворота порог заканчивается.

 

Через несколько сот метров после порога Низьма опять сливается с Родвиньгой. Если от места слияния посмотреть вверх по течению Родвиньги, то будет хорошо виден выход из порога "Большой Кривец". На стрелке - домик лесников.

Далее вниз по реке препятствий естественного характера практически нет вплоть до моста автодороги Кандалакша - Умба.

 

После слияния проток в единую Умбу сразу за небольшим плесом расположен перекат "Малый Кривец" (смысл названия загадочен, так как перекат находится на абсолютно прямом участке реки). Длина его метров 200.

 

Вскоре за ним стационарная рыболовная сетка на семгу, перегораживающая всю реку. Проход в этом месте обычно находится у правого берега. Далее почти сплошные плесы.

Через 2-3 км после сетки первая (и последняя) населенная деревня на реке. Называется она, кажется, Погост. Из нее, наверно, можно уехать на машине. Машины, впрочем, заходят сюда нечасто, но этот вариант можно рассмотреть, если неохота шлепать еще 5-7 км по плесам, перебираясь при этом через запани.

Река у деревни опять раздваивается (или это впадает левый приток?). Плыть надо направо. Возможно, придется пересечь 2-3 запани, которые непонятно где начинаются и непонятно где заканчиваются. В запанях вполне могут быть и скопления бревен. Перебираться через эти запани довольно утомительно.

Повсюду встречаются большие поля белых лилий. На брегах есть неплохие стоянки.

 

Автодорога Умба - Кандалакша

Через 3-4 км река поворачивает налево и еще через 2 км подходит к мосту автодороги Умба - Кандалакша. У моста есть удобная, но грязноватая площадка для разборки судов.

До поселка Умба 4 км. Ехать к нему надо налево от моста (если смотреть вниз по течению реки).

Если ехать от моста в другую сторону, то попадаешь на Колвицу и в Кандалакшу. До моста через верховья Колвицы отсюда надо проехать около семидесяти километров, до Кандалакши - около сотни. Туда можно уехать на автобусе (билеты желательно покупать в Умбе), а можно и на попутке.

 

P.S. Ниже моста автодороги Умба - Кандалакша на отрезке до впадения Умбы в море есть еще 3-4 порога. Живьем видеть эти пороги не довелось, поэтому ниже предлагается их описание, сделанное по рассказам очевидцев, а также по результатам просмотра видеокадров.

 

Морские пороги (Морской каскад)

Пр.11 (II+…III+). Порог когда-то именовался «Паельга», но сейчас его название чаще произносится как "Паялка".

Находится в 4-5км ниже моста на дороге Умба - Кандалакша. Длина порога 600-800м. Судя по всему, перед порогом река делится надвое довольно большим островом, поросшим лесом. Кроме того, на острове расположено какое-то деревянное строение (или строения). Через левую протоку переброшен деревянный мост, а над правой протокой натянут трос. Далее по левому берегу на расстоянии 100-150 метров от реки видны строения поселка. Ближе к концу порога у левого же берега расположена ряжевая стенка, которая затем упирается в небольшой лесистый остров.

Порог начинается в обеих протоках (несколько выше моста и троса) разгонной шиверой. Самое сложное место порога находится на слиянии проток (в 20-30 метрах ниже троса и в 30-50 метрах ниже моста). Здесь сильные струи сбиваются почти под прямым углом, а затем переливаются через каменную гряду, образую весьма мощный рваный слив (высотой примерно 1м) поперек почти всей реки. Впрочем, этот слив можно обойти под самым правым берегом (а также, кажется, совсем слева - между маленьким скальным островком и коренным берегом).

Далее за сливом река плавно поворачивает влево. При этом почти по всей ширине реки стоят высокие стоячие валы, видны также 2-3 мощных локальных бочки. К концу порога высота валов уменьшается. По всей видимости, выбрать более-менее спокойный проход не очень сложно (например, обойти главный слив справа, а затем сместится в центр струи). Просмотр порога возможен с обоих берегов.

 

Пр.12 (II…II+) Порог средней сложности. Расположен вскоре после предыдущего и начинается на плавном правом повороте. Длина 500-600м. Во второй половине порога по левому берегу расположена низкая ряжевая стенка. За ряжевой стенкой глубоко влево вдается залив, на берегу которого стоят два каменных строения. Центральная струя порога образует несколько мощных бочек, которые, впрочем, без труда обходятся.

Судя по всему, если двигаться все время вдоль правого берега, можно пройти порог без каких-либо проблем. Просмотр порога лучше осуществлять справа.

 

Пр.13 (II+) «Сидор-Порог» (?). Расположен в поселке Умба. Очевидцы утверждают, что этот порог не сложнее порога "Островной".

 

ролвица

 (лоция написана после сплавов в 1989, 1993, 1999-2001гг.)

 

Подъезды

Подъезд к реке по автодороге Умба - Кандалакша.

В Кандалакше безо всякого труда можно нанять машину любой грузоподъемности, которая за 40-50 минут довезет до верховьев Колвицы. Аренда обычных легковых машин, естественно, дешевле, чем аренда автобусов и грузовиков.

Торговаться и сбивать  цену советую активно - кандалакшские таксисты сильно развращены потоком туристов, едущих на Тумчу-Кутсайоки, и потому цены ломят достаточно несуразные.  Если их расценки не устраивают, а объем снаряжения невелик, то можно спокойно уехать на рейсовом автобусе, идущем в деревню Колвица. Автобусы ходят несколько раз в день (в выходные чаще). С водителем можно договориться, чтобы он подвез от конечной остановки в деревне до моста через верховья Колвицы. Это еще 8-9 км по дороге.

Само собой, для заброски на Колвицу подойдет и автобус, следующий по рейсу Кандалакша-Умба или Умба-Кандалакша.

 Дорога пересекает реку в месте, где она вытекает из Колвицкого озера. В 200-300м выше моста - фактически на озере - расположено лесничество (на правом берегу). Там же сейчас функционирует турбаза, привечающая в том числе и туристов-водников.

Небольшие площадки для стапеля можно найти прямо около автомоста. Однако вблизи этого места довольно туго со стационарными стоянками. Можно порекомендовать только маленькую площадку на правом берегу Колвицы в 150-200м ниже моста (напротив пр.2).

 

Описание реки

Сток Колвицы зарегулирован очень большим Колвицким озером и несколькими другими водоемами, поэтому уровень воды в реке не должен испытывать резких колебаний. Вместе с тем в течение лета он может изменяться весьма значительно. Так, в июне 1993г. абсолютный расход воды в Колвице был, видимо, не менее 30-40 куб/сек., и в 1,5-2 раза превышал расход в июле 1989г. Судя по всему, уровень воды в Колвице снижается по мере того, как стаивают снега в Хибинах. Уровень воды также, вероятно, может меняться и под воздействием ветровых сгонов и нагонов воды в Колвицком озере. Дожди на уровень воды влияют мало.

Длина реки от озера до моря - 10-12км. Поэтому скоростной сплав без просмотров занимает на Колвице около часа.

Входы во все пороги хорошо видны с наплыва, зачаливаться перед ними легко. Единственное место, где требуются повышенные усилия при чалке и специальная страховка, - это участок между порогом №10 и водопадом.

У реки есть два заметных левых притока - ручьи Черный и Белый. В мае и начале июня в них достаточно воды для сплава на прочных полиэтиленовых каяках. Следует учесть, однако, что техническая сложность притоков заметно выше, чем у Колвицы.

По самой Колвице можно сплавляться на всех видах судов. Но наибольший интерес представляет сплав на каяках и байдарках.

 

п/п (к/с)

 

Пр.1(I). Это шиверка, которая находится под автомостом. Длина 50-70м.

Когда-то эту шиверу заметно усложнял старый автомост, основной пролет которого практически касался поверхности воды. Единственный нормальный проход имелся только под самым левым берегом, куда попасть без использования слаломных навыков было сложно. Но в июне 2000г.  этот мост разобрали (прямо при нас), и теперь от моста остались только 2 старых быка (по бокам основной струи).

 

Начало следующего препятствия хорошо видно уже от моста.

За пр.1 следует вдающийся далеко влево плес. Его длина 100-150 метров при сопоставимой ширине.

Затем русло реки снова сужается. В этом месте у левого берега находятся остатки деревянной дамбы.

 

Пр.2(I+). В сужении реки сразу за дамбой находится довольно волнистая шивера-порожек длиной 70-80м. Шивера абсолютно прямая. В малую воду в ней имеются мелкосидящие подводные камни, которые надо обойти. Просмотр (необязательный) - справа.

За шиверой следует 1-1,5км практически гладкой воды. В основном это широкие плесы со слабым течением.

 

Пр.3(II…II+). Интересный порожек ("Кривой").

Начинается на довольно крутом правом повороте. Общая длина порога 200-300м.

Раньше это препятствие надо было обязательно просматривать, поскольку в середине отрезка находился низкий мост, который не был виден от точки входа в порог.  Сейчас этого моста нет, что в целом упростило порог. Тем, кто все же захочет заглянуть за слепой поворот и просмотреть порог до конца, удобнее делать это с левого берега.

Первая половина порога имеет длину 100-150м и представляет собой шиверу с небольшими локальными бочками и заметными валами. Эта шивера начинается на правом повороте, а затем уходит за слепой поворот налево. На вогнутом берегу в месте левого поворота находятся остатки ряжевой стенки. Основная струя заметно тянет к этим остаткам, образуя небольшой прижим.

После конца ряжевой стенки валы заканчиваются, и остается 30-40м гладкой струи до остатков моста.

Вторая половина порога начинается сразу после моста и имеет длину примерно 100м. Она представляет собой серию валов и бочек, которые особенно мощны и высоки (до 1м) в правой части русла. Местами в струе лежат притопленные бревна – это остатки моста и ряжевой стенки.

Далее следует 700-800м гладкой воды.

 

Пр.4(I…I+). Простая шивера длиной 150-200м. Расположена на прямом участке реки. В конце шиверы в низкую воду может быть мелко. С наплыва просматривается практически до конца.

Затем следует еще 500-600м гладкой воды.

 

Пр.5(I…I+). Шивера, похожая на предыдущую. Расположена на прямом участке и целиком просматривается с воды. Длина 100-150м. В конце возможно мелководье.

Далее опять 600-800м гладкой воды.

 

Пр.6(II…II+). Интересный порожек длиной 150-200м ("Прижимистый").

Начинается на слабо выраженном левом повороте. Конец порога скрывается за плавным правым поворотом. В начале порога слева впадает небольшая речка (Черный ручей). В конце порога на левом берегу - невысокая скала. На правом берегу на небольшом пупыре находится очень хорошее место для стоянки.

Для просмотра целесообразнее чалиться справа. Для квалифицированных людей просмотр необязателен, но рекомендуется. Скорее из эстетических, чем из спортивных соображений. Поскольку место довольно симпатичное.

В пороге есть заметные валы и бочки. В малую воду появляется немало обливных камней. Струя, благодаря приличному уклону, разгоняется довольно сильно. Линия движения в пороге - произвольная.

Благодаря большому количеству теней у берегов и за бочками, резким границам струй, большой скорости течения и валам правильной формы порог представляет собой отличное место для тренировочного катания на каяках.

 

Черный ручей

(Черный ручей отчасти пригоден для сплава на прочных полиэтиленовых каяках в мае-июне. Техническая сложность 200-300 метров перед устьем - от II до III.

Но выше начинается довольно серьезный водопадный каскад (до V к.с.). По-видимому, он проходим в высокую воду. Но такая здесь случается, вероятно, только во время таянья снегов. А в июне расход воды в Черном ручье не превышает 2-5 куб/сек).

 

За порогом 6 находится широкий плес, благодаря чему до следующего порога есть метров 200 гладкой воды.

 

Пр.7(II). Порожек ("Прямой") начинается сразу за плесом. Его длина - 300-400м.

В начале порога реку пересекает высоковольтная линия. Колвица течет здесь довольно широко. Уклон на этом отрезке небольшой. Поэтому в пороге много мелкосидящих камней, особенно в конце. Валы здесь невысокие, но есть пара вполне кусачих косых бочек недалеко от входа в порог.

Просмотр необязателен, линия движения произвольная, но в конце порога надо быть внимательным, чтобы найти достаточно глубокий проход и не сесть на камни.

 

Пороги №7 и №8 разделяет 800-1000м гладкой воды.

При этом через 100-200 после окончания порога №7 с левой стороны в Колвицу впадает еще одна маленькая речка - Белый ручей.

 

Белый ручей

(Белый ручей также отчасти проходим на полиэтиленовых каяках. Видимо, он даже посложнее, чем Черный ручей. Достаточно сказать, что всего в 200-250м от устья на Белом ручье расположен великолепный каскад водопадов с общим перепадом 10-15м. С Колвицы этот водопад, кстати, не виден.

К сожалению, этот каскад водопадов в целом мало пригоден для прохождения, так как ручей в этом месте разбивается на многочисленные протоки, где вода падает прямо на камни. Вдобавок в русле валяется множество упавших деревьев. Но прыгнуть на каяке можно, например, с самой нижней ступеньки водопада (высота 2м) в основной протоке, поскольку перед ней и за ней имеются достаточно глубокие лоханки.

Расход воды и уклон в Белом ручье примерно такие же, как и в Черном. Техническая сложность отрезка ниже водопада – III…IV- к.с. Характеристики участка выше водопада мне неизвестны.)

 

За 150-200м до начала порога №8 на правом берегу расположена будка водомерного поста. Над рекой в этом месте протянуты тросы.

 

Порог «Белый»

Пр.8(II+…III+). Красивый порог ("Белый"), который по сложности превосходит все предыдущие.

Его начало находится на крутом левом повороте среди высоких берегов. Течение перед порогом слабое. Чалиться и просматривать порог лучше справа. Но можно делать это и слева.

Полный обнос порога удобнее делать по правому берегу, частичный возможен с обеих сторон.

Общая длина порога 150-200м. В начале расположены сливы с гранитных плит. В правой части русла перепад выбирается крутым сливом высотой около полутора метров.

Слева находятся две последовательные ступеньки, высотой 50-60см каждая. Через ступеньки можно пройти по более-менее гладким языкам. Но можно и через довольно глубокие бочки (что, конечно, более сложно).

Сразу за входными сливами река поворачивает направо. На повороте в струе стоят довольно высокие валы, которые постепенно уменьшаются. В вершине поворота есть средне выраженный навал на вогнутый берег, что надо учитывать при заходе в порог совсем слева.

Далее до конца порога тянется шивера с невысокими валами и локальными бочками.

Линия движения в пороге произвольная. Отметим только, что прыжки на каяках и байдарках с высокого входного слива в правой части русла нередко кончаются утыканием носа лодки в донную плиту, поскольку за сливом очень мелко.

В целом порог является хорошим местом для тренировок (в среднюю воду). Котлы за сливами и стоячие валы в целом умеренно жесткие, камней в струе почти нет.

За порогом следует метров 100-200 гладкой струи.

 

Пр.9(I+). Шивера длиной 400-500 метров. В начале довольно заметные валы. Затем немало мелкосидящих камней. Просматривать необязательно.

 

Далее за пр.9 следует двух-трехкилометровый участок, который нельзя назвать гладкой водой, так как перекаты и шиверистые отрезки следуют один за другим. Вместе с тем они довольно однообразны, сложность их не превышает первой категории, поэтому выделять их в лоции нет смысла.

Однако, чтобы не прозевать вход порог «Черный», следует обратить внимание на шиверу, в начале которой у левого берега лежит большой (2-2,5м высотой) валун.

Сразу за шиверой река образует небольшой плес. В пределах плеса в левой части русла находится небольшой травянистый островок с несколькими деревцами на нем. Через 50-60м после островка на плавном правом повороте Колвица резко сужается. В сужении видны высокие валы. Это и есть начало пр.10 (пор."Черный").

 

Порог «Черный»

Пр.10 (IV-…IV). Короткий, но сложный порог. Особенно внушителен в высокую воду.

Общая длина порога 120-150м. Просмотр и страховку предпочтительней осуществлять с правого берега.

Порог начинается цепью достаточно мощных локальных бочек, между которыми есть гладкие языки. Далее по всей ширине реки стоят довольно крутые и высокие валы, перемежающиеся с локальными бочками.

Затем река еще более сужается, а течение разгоняется еще сильней. Здесь струи, отраженные от берегов, образуют высокий стоячий вал в центре. Сразу за валом стоят одна за другой две мощные бочки поперек всей струи. Сразу после второй бочки на правом берегу - остатки ряжевой стенки.

Напротив ряжевой стенки стоит 3 или 4 постепенно уменьшающихся вала, а затем река разбивается на три шиверистые протоки. В этом месте порог 10, в сущности, и кончается, а следующий участок следует рассматривать уже как заход в водопад.

Заключительные бочки порога 10 смотрятся весьма угрожающе, особенно в высокую воду. Однако эти бочки, в общем, проносные, и пробить их не так сложно. Линия движения в пороге достаточно произвольная. Но наиболее логичный способ прохождения заключается в следующем: сперва надо постараться обойти наиболее мощные бочки и валы в начальной части порога, а затем, разогнавшись, по центру прострелить финишные бочки.

Пожалуй, наибольшей трудностью является не столько сам порог, сколько страховка за ним, так как менее чем в 100 метрах за порогом Колвица образует самый натуральный водопад.

Поэтому решение о прохождении порога стоит принимать только в том случае, если есть уверенность  в себе и в страховке.

 

На правом берегу перед входом в порог находится хорошая стоянка. В двухстах метрах от нее, за леском, - крайние дома деревни Колвица. До автобусной остановки отсюда метров 600-700.

 

Сразу после порога 10 река разбивается на три протоки. Если вода не паводковая, то левая и центральная протоки - мелкие. Попав в них, плывущий человек вполне может встать на дно и самостоятельно выйти на берег. Правая протока заметно глубже, течение в ней также более быстрое.

При этом основная струя после порога обычно сбрасывает все плывущие предметы именно в правую протоку. Поэтому оптимальной является одновременная страховка с правого коренного берега за порогом и с верхней оконечности правого острова. Для этого желательно иметь, как минимум, 2-3 морковки.

Страховка с воды нецелесообразна - страхующее судно струя запросто может утянуть в водопад. При низком уровне воды осуществлять страховку заметно проще.

 

Колвицкий водопад

Пр.11 (IV+…V). Водопад.

Река падает в водопад двумя протоками. При этом конфигурации водопадов в левой и правой протоках довольно сильно отличаются друг от друга.

Просмотр водопада в правой протоке осуществляется с правого коренного берега, водопада в левой протоке - с левого коренного берега. Этого достаточно, чтобы получить общее впечатление. Для более детального просмотра обоих водопадов надо перебраться на левый остров, так как отсюда гораздо более четко видны основные сливы.

Как уже говорилось выше, сразу после порога №10 Колвица разбивается на три протоки, но правая и центральная протоки сливаются перед самым началом водопада. В итоге правую протоку водопада попадает не менее 70-80% речной воды.

Конфигурация водопада в правой протоке довольно сложна и, кроме того, видоизменяется в зависимости от уровня воды. Там, где падает основная струя, перепад выбирается не одним сливом, а тремя ступенями общей высотой метров 5.

При этом в высокую воду на второй ступеньке образуется мощнейший косой котел. А сразу за второй ступенькой струя поворачивает вправо на девяносто градусов. При высокой воде именно это место ставит под сомнение благополучное прохождение порога даже на очень больших судах. В двух-трех местах прямо по центру основной струи торчат едва залитые водой острые гранитные зубья. Да и вообще струя в водопаде буквально мечется среди камней, особенно в низкую воду.

После сливов на протяжении 30-40м следует очень быстрая и мощная струя с высокими валами. В этом месте вода наваливается (не очень сильно) на бревенчатую стену бывшей электростанции, остатки которой расположены на правом берегу.

Часть воды падает через камни и бревна совсем справа - у остатков электростанции - и образует слив высотой около 3-4 метров и крутизной около шестидесяти градусов. Теоретически на каяках и даже катамаранах можно прыгнуть и здесь. Однако при этом придется заныривать в воду и маневрировать среди мощных завихрений воды в непосредственной близости от гвоздатых бревен и острых гранитных зубьев. Это очень опасно в случае переворота, который на этой траектории весьма и весьма вероятен.

Полноценную страховку в правой протоке организовывать весьма непросто. Для этого потребуется не менее трех-четырех человек и двух-трех спасательных концов, размещенных на разных берегах. И все равно, как мне кажется, после потенциального переворота от серьезных ударов о камни уберечься очень трудно.

В низкую и среднюю воду водопад в правой протоке - препятствие пятой категории сложности. (Каяк ведет себя в сливах водопада вполне предсказуемо, проходы достаточно широки и глубоки, а намеченная траектория спуска выдерживается без сверхусилий. В общем, на 95% успех прохождения зависит от квалификации каякера. Стало быть, по международной классификации водопаду надо давать пятую категорию сложности).

В условиях высокой воды категорийность водопада повышается до V+. А при паводке она, пожалуй, доходит и до VI.

Также добавлю, что линия "естественного" захода в водопад весьма кривая и сильно забита обливными камушками. Поэтому, чтобы обеспечить себе спокойный вход в первый слив, при двух своих прохождениях (1999 и 2001гг.) я стартовал из спокойной лагунки, которая расположена в 10м выше водопада сразу за правым островом. Каяк в это место я просто ставил с берега, переплыв перед этим на остров. Отсюда стартовал и вероятных катамаранных первопроходцев правой протоки водопада (смаратовские отчеты А.Климшина и Д.Постнова за 1995г., прохождение задокументировано фотографиями).

(В Курилке на сайте veslo.ru было сообщение о байдарочном прохождении водопада, имевшем место в августе 1984 или 85 года в условиях средней воды. Питерские водники Б.Свердлов и А.Белокуров на спортивной самодельной байдарке потеряли ориентировку на реке и случайно заехали сперва в «Черный», а за ним и в правую протоку водопада. Но устояли и доехали до конца на ровном киле. Весьма вероятно, что это было туристское первопрохождение водопада по правой протоке. Но поскольку оно оказалось несколько внеплановымJ, никаких фото и кино документов о нем не осталось).

 

В левую протоку водопада идет гораздо меньше воды. Перед водопадом расположена неглубокая простая шиверка длиной метров 60-80. В конце шиверы левая протока разбивается еще на три струи и падает с гранитной скалы крутизной 40-50 градусов. Высота всех трех сливов - 5-5,5 метров (длина водоската измерена веревкой, угол наклона оценен визуально).

Левый и правый сливы не имеют разумных проходов. Центральный же представляет собой практически идеальное место для прыжков (во всяком случае, в высокую и среднюю воду).

Струя перед сливом совершенно прямая и не очень быстрая, поэтому заход несложен (только непосредственно перед сливом может потянуть влево). Для того чтобы лучше видеть с наплыва, где находится наилучшее место для прыжка, можно выставить сигнальщика либо на краю слива, либо на высоком берегу за водопадом.

Выступов на скале немного, и они недостаточно высоки, чтобы всерьез осложнить прыжок вниз. В правой половине этого слива есть проход шириной метра полтора, где вообще нет выступов.

После слива вода падает в глубокую круглую лагуну. В середине лагуны растет гриб из отраженной ото дна воды, который образует медленное вращательное течение и сбрасывает все плавающие предметы прямо к берегам. Опасных камней в лагуне нет. Выход из лагуны не шире 4-5 метров, так что страховать прохождение в этом месте очень удобно и легко. Для этого достаточно одного человека с морковкой. Удар об воду после прыжка получается мягким при любой траектории падения судна. Поэтому для того, чтобы избежать травм, достаточно в полете не стучаться собою об скалу.

Однако, как показал опыт, проходить водопад при разных условиях воды желательно по-разному.

В низкую воду (июль-август), когда открываются выступы на скале, предпочтительнее прыгать в правой части слива. В этом случае лодка летит вниз по достаточно чистой поверхности, и вероятность того, что судно уткнется носом в какой-нибудь камень, минимальна.

В большую воду (май-июнь) этот способ не очень хорош. Турбуленция под сливом становится гораздо мощнее, и лодки легко и быстро опрокидываются либо через кормовую свечу, либо в мощных завихрениях под водой. Иногда лодки даже ненадолго зажевывает под сливом. Поэтому, чтобы гарантированно оторвать днище лодки от воды и избежать глубокого заныривания, лучше направить лодку через небольшой скальный козырек в левой части слива. В этом случае выступ сработает как небольшой трамплин. Вероятность утыкания при этом будет небольшой, так как в таких условиях все неприятные выступы закрыты достаточно толстым слоем воды

Категория сложности водопада в левой протоке – IV+…V-.

Я прыгал с этого водопада на каяке в общей сложности 12 раз. Впервые - 22.6.93г. В этот же день нашей командой были сделаны два прыжка и на катамаране-четверке, но, к сожалению, оба раза они закончились переворотом.  Я тоже, кстати, без переворотов обошелся только в 6 случаях.

 

Через 30-40 метров после правого водопада и через 50 метров после левого водопада основные протоки опять сливаются. Здесь начинается уже следующее препятствие.

 

Пр.12(I+…II). После слияния проток начинается несложная шивера длиной 300-400 метров. Река в этом месте довольно широкая. Быстрая основная струя с заметными валами и локальными бочками извивается среди мелководных участков и островков.

 

 В конце шиверы, уже в деревне, расположен старый автомост. Сразу за ним река впадает в Колвицкую губу Белого моря.

 

 

Отъезд

Возвращаться в Кандалакшу можно на рейсовых автобусах, которые привозят прямо на железнодорожный вокзал.

Некоторые плывут в Кандалакшу по морю. По расстоянию это примерно 30км. Говорят, что это очень живописный, хотя и трудоемкий маршрут. Главная сложность заключается в том, что морские ветры могут разогнать очень высокую волну, и тогда надо срочно причаливать к берегу. 

 

Некоторые дополнительные соображения общего характера:

1. Хотя Умба в целом не очень сложная речка, утонуть в ней можно. Опыт последних лет это, увы, подтверждает. Поэтому для сплава по Умбе наличие нормального спасжилета и каски у каждого участника – ОБЯЗАТЕЛЬНО. Наличие хорошего гидрокостюма и термобелья – ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО. Сплавные суда должны быть НЕПОТОПЛЯЕМЫ (за счет разного рода внутренних надувных емкостей). Всякие самоубийственные действия вроде привязки себя к сплавному судну и надевания на воду тяжелых резиновых сапог должны быть АБОЛЮТНО ИСКЛЮЧЕНЫ.

Постановка нормальной страховки на порогах (особенно на Падуне, Канозерском и некоторых других) – это тоже обязательный элемент. Про Колвицу уж и не говорю.

2. С хорошими стоянками на Умбе дела обстоят не очень. В этой связи рекомендую решать вопрос о месте ночлега заранее, а не в самом конце ходового дня. Для предварительного планирования можно использовать мою лоцию - все, что я называю хорошими стоянками, проверено мною лично.

3. Колвица - замечательная тренировочная речка. На ней есть и простые, и средние, и весьма сложные препятствия. При этом препятствия расположены так, что их сложность нарастает постепенно, а главные трудности сосредоточены в конце – уже ниже оптимальной точки для базового лагеря. Иными словами, и квалифицированные люди, и относительные новички без труда найдут наилучшие для себя варианты сплава и тренировок.

Хорошее место для базового лагеря у водопада, наличие турбазы с автостоянками и баней в истоке, асфальтированная дорога вдоль реки, большое число попутных машин и белые ночи позволяют сплавляться по Колвице хоть по 2-3 раза в день. Попасть на Колвицу из центров цивилизации также несложно. Единственный минус реки - северный климат (хотя солнечные дни здесь вовсе нередки), а то бы Колвица в качестве места для тренировочных сборов давно бы затмила собой Южный Буг.

4. Судя по карте и некоторым визуальным ощущениям, район Кандалакши и окрестности Колвицы могут быть местом серьезной долговременной экспедиции для сильной команды каякеров. Такие речки как Нижняя Лувеньга, верхняя часть Тикши (впадает в Колвицкое озеро со стороны гор), Валас и Гусеничный ручей (впадают в Кандалакшскую губу с стороны карельского берега) и некоторые другие явно должны иметь каскады сложных порогов (вплоть до 5 к.с.) и водопады. Правда, для того чтобы подробно исследовать все эти водотоки, надо выполнить 3 условия: взять с собой прочные полиэтиленовые лодки, иметь в своем распоряжении джипообразное транспортное средство, а также подгадать под высокий уровень воды (что возможно в мае-июне).

5. Раз в 2 дня в Москве к одному из кольских поездов цепляют багажный вагон. Этот вагон разгружается и загружается на всех крупных станциях, включая Кандалакшу. Поэтому любые неразборные лодки в этот район завозятся без труда.

6. К сожалению, в последние 10-15 лет на Умбе и Колвице стало больше мусора. С этим надо что-то делать. Вывозить или сжигать этот мусор можно далеко не всегда. Поэтому, кому не лень, возьмите с собой саперную лопатку. А то в некоторых местах попадется так много отходов, что захочется их закопать. Да нечем будет.

7. За последние годы на реках Кольского полуострова существенно осложнились отношения с рыбнадзором. Даже у тех,  кто вовсе не занимается рыбной ловлей. Для упрощения переговоров с рыбинспекторами лучше иметь при себе лицензии на рыбную ловлю. Лицензии для Колвицы закупаются в Кандалакше, лицензии для Умбы – вроде бы в Апатитах. (Хотя сразу замечу, что практически с рыбнадзором сталкивается далеко не каждая группа).

Конечно, и в отсутствие лицензии с рыбнадзором вполне можно договариваться. Но это может потребовать дополнительных затрат нервов, времени и денег.

Судя по сообщениям в сети, чаще всего с рыбнадзором встречаются: Умба – мост на дороге Апатиты – Октябрьский, мост между Средним и Нижним Капустными озерами, мост в Дедко-Ламбино, острова на Канозере; Колвица – у водопада.

8. Комары и мошка. Их может быть ОЧЕНЬ много в июне. В июле – терпимо, в августе – еще терпимее. На Колвице в целом меньше, чем на Умбе.

9. В заключение не могу повторить - ПРИ ОЦЕНКЕ СЛОЖНОСТИ ПРЕПЯТСТВИЙ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ МЕЖДУНАРОДНЫЕ КАТЕГОРИИ. Кто не знает, что это такое, на всякий случай прибавьте к традиционным карельско-кольским категорийным оценкам 1,5-2 единицы. Это позволит лучше представить, что такое водопад IV+ к.с.

 

Литература:

1) В.Ю.Визе. Из путевых заметок по рмбе. http://qwercus.narod.ru/vise_umba.htm

2) http://lib.ru/TURIZM/ymba.txt

3) http://www.veslo.ru/2006/otchet/umba/umba2006.html

4) http://www.whitewater.ru/tourism/rivers/kolsky/kolsky_kolvica_95_postnov.html

5) Фотоальбом: http://uldim.narod.ru/pages/foto/umba2000/umba2000.htm

6) Фотоальбом: http://www.hibiny.ru/gallery/ru/other/umba/227/

 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |