МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛУБ

 

 

 

 

 

 


ОТЧЕТ

о водном туристическом путешествии II категории сложности по маршруту:
 
 
г. Москва - г. Петрозаводск – район ж/д ст. Пенинга – р. Волома – 
оз.
 Петриярви – оз. Шуоньярви – оз. Кураньярви -  оз. Елозеро – оз. Сонозеро
– оз. Сяргозеро (пос. Сяргозеро) –г. Медвежегорск – г. Москва
 
(средняя вода)
 
 
Район                            :  КАРЕЛИЯ

Сроки совершения     :  9 июля – 22 июля 2006 г.

Маршрутная книжка : № 1/4 - 217 выдана МКК МосГорЦТК
Руководитель               :  Лаврухин Д. В.
(тел. дом.
(495) 371-51-75)
 (E-mail : Denis_Lavruhin@mtu-net.ru)
 
 
 
 
Москва 2006г.

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ.. 3

1.1 Паспорт маршрута.. 3

1.2 Состав группы... 4

1.3 Средства сплава.. 4

2. ИДЕЯ И ОСОБЕННОСТЬ ДАННОГО ПОХОДА.. 5

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.. 5

3.1 Варианты подъезда и отъезда, аварийные сходы... 5

3.2. График прохождения маршрута.. 7

3.3 Движение по маршруту.. 9

9 июля 2006. День 1.  Дорога. 9

10 июля 2006. День 2. 9

11 июля 2006. День 3. 9

12 июля 2006. День 4. 9

13 июля 2006. День 5. 10

14 июля 2006. День 6.  Дневка. 12

15 июля 2006. День 7. 12

16 июля 2006. День 8. 13

17 июля 2006. День 9. 14

18  июля 2006. День 10. 15

19 июля 2006. День 11.  Дневка. 16

20 июля 2006. День 12. 16

21 июля 2006. День 13.  Отъезд. 16

4. НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ ( ЗАНЯТИЯ ) НА МАРШРУТЕ.. 16

5. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.. 17

6. ЛИТЕРАТУРА.. 18

7. ПРИЛОЖЕНИЕ.. 18

7.1 Картография маршрута.. 18

7.2 Краткая лоция.. 19

7.3 Фотоматериалы... 22

 


1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ

1.1 Паспорт маршрута

Вид туризма: водный

Категория сложности: II

Район: Карелия

Нитка маршрута:

г. Москва - г. Петрозаводск – район ж/д ст. Пенинга – р.Волома – оз.Петриярви – оз. Шуоньярви – оз. Кураньярви -  оз. Елозеро – оз. Сонозеро – оз. Сяргозеро (пос. Сяргозеро) – г. Медвежегорск – г. Москва

 

Протяженность маршрута:  120 км [1]

Ходовых дней: 9

Дневок: 2

Сроки проведения: 9 июля – 22 июля 2006 г.

Средства сплава: две каркасные байдарки (Салют-2, Таймень-3) 
пластиковый каяк (Eskimo Salto) и надувная лодка Турист-2

Количество участников: 7

 


1.2 Состав группы

ФИО

Год
рожд.

Средство

 сплава

Опыт

Обязанности в группе

1

ЛАВРУХИН Денис Владимирович

1976

Салют

-

2

Сяпся-Шуя (Карелия,1-2р),

Суна (Карелия, 2р)

Охта (Северная Карелия, 3р)

Руководитель,
капитан

2

ИЛЮШКИН Александр Валерьевич

1971

Салют

-

2

Великая (Псковская обл.,1у)

Завхоз

3

СОТНИКОВА Наталья Валентиновна

1973

Таймень

-

3

Губа Святуха (Карелия, у)

Врач

4

КОРОСТЫЛЕВ Константин Александрович

1976

Таймень

-

3

Суна (Карелия, 2у)

Охта (Северная Карелия, 3у)

Великая (Псковская обл.,1у)

Капитан,
рыбак

5

ЖАРКОВ Михаил Валерьевич

1976

Каяк

Сяпся-Шуя (Карелия,1-2у),

Суна (Карелия, 2у)

Охта (Северная Карелия, 3у)

Участник

6

ОСИПОВ Александр Тимофеевич

1965

Надувная лодка ТУРИСТ-2

Сяпся-Шуя (Карелия,1-2р),

Суна (Карелия, 2р)

Волома (Карелия, 2р)

Охта (Северная Карелия, 3р)

Штурман

7

ПОПОВ Алексей

Михайлович

1965

Надувная лодка ТУРИСТ-2

Сяпся-Шуя (Карелия,1-2у),

Суна (Карелия, 2у)

Волома (Карелия, 2у)

Охта (Северная Карелия, 3у)

Рыбак

 

1.3 Средства сплава

Каркасные байдарки Салют-2 и Таймень-3, полиэтиленовый каяк Eskimo Salto, надувная лодка Турист-2.


2. ИДЕЯ И ОСОБЕННОСТЬ ДАННОГО ПОХОДА

Река Волома уже несколько лет притягивала наше внимание. Впервые мы услышали о ней летом 2004г. от петрозаводских туристов (во время путешествия по реке Охта). По их мнению, эта одна из красивейших рек Карелии.

Чтение отчетов, найденных в сети Интернет, показало, что река посещается сравнительно редко, она практически не «не испорчена цивилизацией». Хотя туристы традиционно считают ее «мало спортивной», изобилие рыбы, дары леса и красивая природа склонили чашу весов в пользу совершения похода. 

Пожалую, главная ожидаемая сложность данного путешествия - трудный подъезд и отъезд. К счастью, с помощью друзей из Петрозаводска, нам удалось найти подходящие машины и договориться с их водителями о доставке группы в оба конца.

 

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

3.1 Варианты подъезда и отъезда, аварийные сходы

Традиционно, до Воломы добираются поездом №680 Петрозаводск - Костомукша (отправление 19.25). Ближе всего железная дорога подходит к реке в районе станции Пенинга.

За несколько часов до этой станции, поезд переформировывают - он имеет длительную остановку на станции Суккозеро. Пока поезд стоит, можно обратиться к дежурной по станции с просьбой остановить поезд на мосту через Волому (199-й км ж/д) – это на 10 км севернее ст. Пенинга. Если компромисс достигнут, дежурная запросит разрешение у диспетчера и выдает предписание на остановку с указанием причины - "туристы". Его надо отдавать машинисту. К сожалению, в последнее время этот вариант не всегда работает, по рассказам друзей, им приходиться искать все более и более весомые аргументы для остановки поезда.

Другой, способ выходить на станции Пенинга и искать транспорт до реки. Можно поговорить с водителями на станции (если будут встречать поезд), с дежурным по станции или даже сходить в поселок Пенинга раньше там была автобаза. По непроверенным данным, здесь тоже возможны трудности – либо машин у местных жителей стало меньше, либо закрыли автобазу.

Не смотря на возможные осложнения, мы хотели воспользоваться именно последним способом. Однако, совершенно внезапно, нашим друзьям – туристам из Петрозаводска – удалось найти знакомого водителя, который согласился по дружбе помочь, отвезти нас до моста через Волому прямо с ж/д вокзала … г. Петрозаводск !!!  А этот не много ни мало 420¸450 км по лесовозной дороге. За услугу он просил всего 3000 рублей, то есть практически  стоимость бензина!

Вдохновленные неожиданным успехом, мы созвонились со знакомыми водителями и легко договорились об обратной дороге: из поселка Сяргозеро до ж/д вокзала г. Межвежегорск. За этот участок пути мы платили уже по стандартным расценкам: 25 рублей х 120км = 3000 рублей. Контактные телефоны водителей:

Иван Петрович 8-(814)-342-30-71 (домашний, г. Медвежегорск)
Валера                 8-(911)-403-91-92 (мобильный, г. Медвежегорск)

В качестве альтернативы, уехать из Сяргозера можно попутными машинами или проходящим рейсовым автобусом Маслозеро - Медвежьегорск (ехать около 4.5 часа), его остановка расположена прямо на берегу озера Сяргозеро. При необходимости можно попытаться сесть на этот автобус раньше, на мосту вблизи деревни Венгигора (почти сразу за Лазаревским порогом). В любом случае, заранее уточните вместимость автобуса и расписание его движения. Например, это можно сделать на автовокзале г. Медвежегорск (если где-то удастся найти его телефон) или на странице «Петрозаводск - транспортный» по адресу http://ptz-trans.ru/.  И еще, так как автобус проходящий, в нем может и не оказаться  достаточного числа свободных мест.


3.2. График прохождения маршрута

Дата

День пути

Участок маршрута

Сложные препятствия на участке

Км [2]

9.07.2006

– 10.07.2006

1-2

г. Москва – г. Петрозаводск
Поезд №382 Москва – Мурманск, отправление в 20.45

ПОЕЗД

-

10.07.2006

2

г. Петрозаводск – р. Волома
Время в пути: 7 часов 30 минут

МАШИНА

 420 км

11.07.2006

3
М.н. – стоянка на ЛБ  
Время на воде: 3 часа 10 минут

Комаров очень мало. Тепло.

Отплыли в 14.40.

-

7 км

12.07.2006

4
М.н. – озеро Пертиярви

Время на воде: около 7 часов

Ночь была холоднее, чем до этого: в 24.00 примерно +200С.

Отплыли в 11.20.

После «Зигзага» начался дождь, перешедший в  ливень, который продолжался вплоть до момента высадки и полной разгрузки лодок на озера Пертиярви.

На озерах ветер умеренный.

Вечером +180С.

«мост с порогом»,
порог «Зигзаг»,

озеро Сонозеро,
озеро Пертиярви

8 км

13.07.2006

5
М.н. – озеро Кураньярви
Время в пути:  10 часов 10 минут
Переменная облачность.

На озерах - штиль

Отплыли в 12.20,
на стоянку встали в 22.30.

озеро Шуоньярви,
П8,

порог

«Каменная лестница»,
озеро Малое Кураньярви ,

П12 и П13 (1к.с.)

25 км

14.07.2006

6
ДНЕВКА
Переменная облачность.

-

-

15.07.2006

7
М.н. – озеро Елозеро

Время на воде: 4 часа 17 минут

Температура воздуха 220С.

На озерах ветер умеренный

Отплыли в 13.30

П14 (1к.с.),

озеро Лайгаярви,

озеро Елозеро

11 км

16.07.2006

8
М.н.  порог Медвежий
Время на воде:  3 часа 50 минут

Ночью похолодало: в 1 час ночи +12оС

Отплыли в 11.50

порог Деврума-Коски,  порог  Медвежий (1к.с.)

15 км

17.07.2006

9
М.н.  порог Сиг-2

Время на воде:  6 часов 13 минут

Температура воздуха  упала, утром  на градуснике всего +100С!

Вышли в 11.50.

Отбой в 0.30. Температура воздуха +150С.

Островские пороги (1к.с.), Ложный Сиг-порог (1 к.с.),

порог Сиг-2 (1 к.с.)

 

14 км

18.07.2005

10

М.н.  озеро Сонозеро

Время на воде: 8 часов 7 минут

Сразу за порогом начался сильный дождь - практически стеной. Иногда ливень немного ослабевал, но совсем закончился только к ночи.

Отплыли в 11.45.

порог Лазаревский

(2 к.с.),

озеро Петрогорское,

озеро Сонозеро

32 км

19.07.2005

11

ДНЕВКА

-

-

20.07.2006

12

М.н.  – деревня Сяргозеро

Время на воде: 1 час 16 минут

Вышли в 12.40

Ночью температура воздуха + 6 0 С.

озеро Сонозеро ,

озеро Сергозеро

6 км

21.07.2006.

13

М.н.  – г. Медвежегорск
Время в дороге: 2 часа 30 минут

МАШИНА

120 км

21.07.2005

-

22.07.2005

13

-

14

г. Медвежегорск - г. Петрозаводск - г. Москва
Отправление электрички в 1335.

Поезд №17А («Карелия») отправился из Петрозаводска в 19.00

ПОЕЗД

-

 

Итого пройдено:  120 км

 


3.3 Движение по маршруту

9 июля 2006. День 1.  Дорога

ВОСКРЕСЕНЬЕ

В 20.45 поезд №382 Москва - Мурманск отправился с Ленинградского вокзала.

 

10 июля 2006. День 2

ПОНЕДЕЛЬНИК

С опозданием примерно на 30 минут (то есть около 11.30) прибыли в Петрозаводск. Купили тушенку, макароны и прочие «простые» продукты. Около 18.30 погрузили все запасы в машину, выехали из города. На берег реки мы прибыли уже на утро следующего дня.

 

11 июля 2006. День 3

ВТОРНИК

Прибыли на место в 2.00 утра. Разбили лагери, в 3.40 легли спать. Подъем - в 9.30.

Отплыли в 14.40. Река очень узкая (ширина порядка 5-10 метров), постоянно изменяет направление, течение практически не ощущается. Многого упавших деревьев, в русле попадаются камешки. Разобрали и затем прошли «рыбацкий мост» в два бревна.

Примерно через 1 час – в русле остров, с обеих сторон – камни. Слева воды больше – там и пошли, хотя очень мелко.

Через 54 минуты неспешного хода – опять остров. Проход справа завален, воды мало. Пошли слева – заход «через травяную кочку» у ЛБ[3], так как иначе нужен резкий маневр. Прижима к ЛБ не чувствуется, хотя струя идет прямо на него.

Еще через 51 минуту на ПБ[4] – высокий холм – хорошее место для кратковременной стоянки. За холмом начинается болото, поэтому ночевать тут нельзя! Холм неровный, не очень большой,  дрова есть. Стояли на холме примерено 15 минут.

Через 25 минут встали на ночевку на ЛБ. Есть кострище, место оборудовано бревнами для сидения.

 

12 июля 2006. День 4

СРЕДА

Отплыли в 11.20. Сразу за стоянкой – длинная шивера на повороте, воды очень мало. На ее проводку потратили примерно 20 минут.

Через 32 минуты – следующее препятствие того же типа – проводка заняла 11 минут.

Через 16 минут – достигли низкого деревянного моста. Он разрушается на глазах, но пока еще достаточно крепок – по описаниям это «мост с порогом». Тропа обноса проходит по ПБ, там же, практически на старой дороге, некоторые группы устраивают стоянку. Нам данное место показалось не удобным – иногда мостом и дорогой пользуются рыбаки. Заклейка небольших повреждений лодок и обнос порога за мостом заняли 54 минуты.

От моста до порога «Зигзаг» еще примерно 4 мелких препятствия («примерно» из-за их плохой выраженности) всего 41 минута ходового времени. Порог расположен на левом повороте реки, сразу после бобровой хатки с плотиной. Данное препятствие мелкое, точнее сказать, почти безводное. Воды хватает только примерно на первые 30 метров, потом - проводка. Преодоление порога и следующих за ним мелей (маловодной шиверы) заняло 58 минут.

Начался дождь.

Через 52 минуты вошли в озеро Сонозеро, пересекли его за 12 минут. Выход из озера скрыт густым камышом. Сразу в протоке, справа от неотмеченного на карте островка, мелкий перекат. Снова нужна проводка.

Далее в протоке нам встретилась еще одна мелкая шивера, снова проводка. В Салюте-2 медленно пребывает вода, понемногу отчерпываемся.

Вышли в следующее озеро озеро Пертиярви (кар. «озеро с избой»). На ночевку пристали к пляжу, расположенному справа от острова в центре озера. На противоположном берегу (ЛБ) тоже есть стоянка, но ей очень давно не пользовались, все заросло. Рядом с нашими палатками – развалины очень старой избы.

 

13 июля 2006. День 5

ЧЕТВЕРГ

Отплыли в 12.20. Сразу вошли в озеро Шуоньярви протока расположена прямо напротив нашей стоянки. На правом берегу протоки – изба, в конце протоки – быстроток. На озере Шуоньярви много стоянок, очень хорошая стоянка - на выходе из озера (ПБ).

На входе в следующее озеро – чистый быстроток. Озеро поросло высокой травой, шли вдоль ПБ. На выходе – простой порожек П6 (сходу, проход под кустами вдоль ПБ), за ним – ламбина. С момента отплытия до ламбины шли 52 минуты. Перед выходом из ламбины, на ПБ, небольшая стоянка.

Через 40 минут – быстроток, за ним – П7. Слева воды нет совсем. Порог прошли справа, сходу. Валов и бочек нет – 1к.с. (в некоторых описаниях не ему заслуженно присваивают 2 к.с). Далее снова встречаются быстротоки – проводка. В целом, П7 и все «сопутствующие» ему препятствия преодолели за 16 минут. Таймень-3 получил большую пробоину в носу, пришлось совершить экстренную остановку для ремонта на ЛБ. Берег илистый, заболоченный, годен только для отдыха или еды. Дно топкое. Ремонт занял 1час 32 минуты.

Через 10 минут достигли озера Шуя, выход из которого нашли не сразу. На поиски ушло примерно 30 минут. Надо было не мудрить, а сразу идти вдоль его заболоченного ЛБ…

Еще через 30 минут – быстроток – мелко!

Через 9 минутП8: в середине реки расположен длинный узкий остров, справа от которого завал из бревен и мусора. Слева вода есть, но ее недостаточно для байдарок – очень мелко, смог проскочить только каяк. Остальные лодки провели вдоль ПБ острова, через завал.

Через 36 минут – на ЛБ пригодная для жилья изба. За ней 2 быстротока, плес, автомобильный мост.

Река  Талвиесдеги впадает справа, она гораздо уже Воломы. Примерно через 30¸40 минут от места впадения – новый автомобильный мост, рядом с которым на ЛБ построена будка косцов и сарай-навес для хранения сена. Берега реки сырые – идет сплошной плес, туристических стоянок не видно.

В 25 минутах хода от моста в русле реки расположился большой (чуть вытянутый) заросший лесом остров, диаметром примерно 0.5км. Он несколько смещен к ПБ, поэтому изначально мы приняли его за выступ берега. Выход из правой протоки завален, срезать нельзя. Шли по чистой основной протоке, огибая остров слева.

За островом – порог «Каменная лестница» (1к.с.). Перепад уровня виден издалека. Имеются две ступени. При высокой воде порог будет сложен (страховка, осмотр по ПБ). В нашем случае воды мало, даже «вход» очень мелкий: он представляет собой разлив реки среди камней. I степень – прошли. II ступень (слева от островка, в самом конце порога) – небольшой котелок, но воды нет! «Салют» провели по бывшей основной струе, через бывший котел слева от острова. «Таймень» провели с другой стороны – по мели справа от острова, вдоль ПБ реки. Каяк смог проскочить по камням.

Река постепенно поворачивает. До выхода в озеро Малое Кураньярви, мы преодолели еще 5 мелких шивер[5]. В частности, 2 из них – на участке с «С-СЗ» направлением русла. В целом, от моста до озера 4 часа 20 минут «хорошего крейсерского хода на веслах». На этом отрезке пути, с воды мы видели только одно место для стоянки – на ПБ возле холма (холм отмечен на карте). Вечерело,  поэтому толком рассмотреть стоянку нам не удалось – качество берега осталось не известно.

На озере есть отличная стоянка – на втором мысе по ПБ – с пляжем и даже бревенчатой баней!

Мы достигли пляжа примерно в 21 час. Однако, к нашему глубокому сожалению, место было занято большой группой рыбаков, которая стартовала двумя днями ранее с уже описанного нами автомобильного моста вблизи места впадения  реке  Талвиесдеги.

Не смотря на сильную усталость, нам пришлось продолжить движение. Пересекли озеро, вышли в протоку. Вскоре достигли 2х порогов подряд: П11 и П12 – оба 1 к.с.. Первый – «чистая горка», не смотря на уже привычную проблему с недостатком воды, в нем глубоко, есть «хорошие» валы.  Данный поразительный факт не мог не порадовать порядком утомившихся путешественников! Во втором пороге – слив тоже чистый, валы еще больше, прокатились «с ветерком».

Прошли красивый высокий «бараний лоб» на ПБ.

В самом конце протоки – старый, но вполне еще крепкий мост. Сразу за ним, на правом повороте – шивера «в 3 камня». За шиверой –  долгожданный выход в озеро Кураньярви. Итак, переход из одного озера в другое занял примерно 30 минут.

Мы пересекли почти все озеро и встали на острове в его восточной части. С острова открывается замечательный вид на  гору Нестерова. Есть пляж, но правда у берега очень мелко, невозможно толком окунуться – воды примерно 40¸50см. Также были обнаружены целых две бани: одна полуразваленная бревенчатая и одна целая «каркасная».

 

14 июля 2006. День 6.  Дневка

ПЯТНИЦА

С утра разобрали старую бревенчатую баню. Используя добытые колья и бревна «модернизировали» каркасную баню: выровняли пол, сложили сруб, подсыпали песка, построили новую каменку.

В 14.00 разожгли огонь, топили печь 6 часов. Выгребли угли, закрыли верх заготовленным полиэтиленом. Баня вышла по первому разряду!

Жизнь в лагере шла своим чередом. Рыбаки поймали двух сигов, щуку, и еще несколько разных рыб. Капитаны провели мелкий ремонт своих лодок.

 

15 июля 2006. День 7

СУББОТА

Отплыли в 13.30. За 27 минут достигли выхода из озера. В этом месте расположено   П13 (1к.с.) – два порога подряд. Вода есть в обоих, последний несколько более сложный. Сходу, прохождение заняло 10 минут.

Через 13 минут – препятствие П14 (1к.с.) – снова два порога подряд. В первом пороге шум воды более сильный, чем в П13. «Горка» выражена, но воды уже так много, как хотелось бы – необходим маневр среди камней. Сходу. Второй порог начинается сразу за первым.

Сразу за препятствием, на  ЛБ, хорошее место для стоянки.

Через 10 минут вышли в озеро Лайгаярви. По озеру шли 35 минут, на  ЛБ видели занятую стоянку. На выходе из озера препятствий нет, до первого из них, небольшой шиверы  16 минут. В русле периодически попадаются мелкие камни.

Примерно через 50 минут миновали деревянный автомобильный мост.

Через 26 минут – в русле реки лежит огромный камень, на который при желании можно забраться.  Рядом на ЛБ есть стоянка. Вообще, на этом участке реки мы заметили еще 3-4 хорошие стоянки.

Через 18 минут – еще один мост, точнее, развалины моста. Проход слева вдоль берега, под последним из сохранившихся пролетов – смотри туристическую маркировку на натянутом поперек реки тросе! От этого моста до озера Елозеро еще 22 минуты хода.

По Елозеру шли примерно 30 минут. Встали на стоянку на ЛБ, практически на выходе.

Вечером шел дождь.

 

16 июля 2006. День 8

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Отплыли в 11.50, сразу вышли в реку. По берегам песчаные пляжи, много стоянок. На поворотах реки мелко – видно дно. Первый заметный быстроток встретился нам только через 55 минут.

Через 47 минут – быстроток с ряжевой стенкой на ПБ.

Через 21 минуту – на ЛБ квартальный столб старой вырубки «14/4»(?) – цифры почти стерты.

Через 30 минут – справа втекла река Перкула. В этом месте пристали к берегу размяться.

Через 31 минутупорог Деврума-Коски. На самом деле, это не порог, а шивера, или даже быстроток. Описанной в лоциях стоянки на этом пороге не видели!

Начался «прямой как стрела» плес среди болота.  Течения нет, практически озеро. Шли 34 минуты. Плес закончился непосредственно у  I-ой ступени порога Медвежий. Воды очень мало, вдобавок к этому, поперек  реки лежит упавшее дерево (начиная от ПБ) проводка вдоль ЛБ заняла 12 минут.

II-я ступень  мелко, но смогли проскочить вдоль ПБ.

На ЛБ перед началом III-ей ступени есть стоянка, но ее заняли рыбаки из Москвы. Мы разбили лагерь напротив, на острове у ПБ. Рядом – остатки двух старых срубов, построенных еще сплавщиками леса. О том, что это остров узнали только тогда, когда углубились в лес: от «истинного берега» (с разрушающейся баней) стоянку отделял небольшой ручеек.

 

17 июля 2006. День 9

ПОНЕДЕЛЬНИК

Вышли в 11.50. Вдоль ЛБ прошли III-ю ступень порога Межвежий (воды мало). Сразу за ней   быстроток. Чуть дальше – на высоком ЛБ – неплохое место для стоянки.

Через 34 минутыпервый из островских порогов.

Через 12 минут – домик на ПБ.

Еще через 39 минут – завал из плавающих бревен, который в некоторых описаниях называют бобровой плотиной – буквально протиснулись впритирку с ПБ.

+21 минута,+19 минут,+11минут – Островские пороги

Через 37 минут – еще один порожек, на выходе из которого (вдоль ЛБ) Салют-2 получил большую пробоину. Пришлось срочно причалить к ПБ (дно топкое, илистое). Ремонт занял примерно 1 час.

Через 40 минут прошли домик на ПБ, чуть позже – на ЛБ видели небольшой бревенчатый мостик.

До порога Ложный Сигпорог шли около 1 часа. На нем есть стоянка (на ЛБ), которая была занята уже знакомыми нам рыбаками из Москвы. Порог не очень сложен (1к.с.), воды достаточно. Прошли сходу.

С этого момента мы начали внимательно осматривать ПБ. Однако описанного в нескольких отчетах волока на реку Елма мы так и не нашли – берега сплошь заболоченные, много древесного мусора – очевидного места для высадки на берег нет. Может быть, тропы больше и не существует…

Еще примерно через 40 минут достигли порога Сиг-2. В нем две ступени, разделенные заводью округлой формы.  Вдоль ПБ – ряжевая стенка. Воды не много, но достаточно для прохождения. Порог не сложен (1 к.с.), обе ступени прошли сходу. Единственное затруднение состояло в том, что на самом выходе какой-то «шальной камень» сорвал старую заплату на оболочке одной из байдарок. В открывшееся отверстие стала быстро поступать вода…

Встали на стоянку сразу за порогом, на ЛБ. Рядом с палатками – очень старые развалины, полностью укрытые растительность (мхом и деревьями). На противоположном, правом берегу реки – чуть поодаль от воды – стоит старый сруб сплавщиков. По рассказам, в нем обитает домовой. Интересная деталь: хотя дом и начал разрушаться, железная печь по-прежнему исправна, поэтому для защиты от непогоды он еще вполне пригоден.

 

18  июля 2006. День 10

ВТОРНИК

Отплыли в 11.45. За 50 минут дошли до стоянки на ЛБ   это лагерь уже знакомых нам  москвичей. По их словам, место хорошее.

Еще через 1 час 25 минут достигли порога Лазаревский. Не доходя порога, на ПБ – хорошая стоянка – рядом с мостом через протоку в озеро Лазаревское. Москвичи решили сворачивать в протоку.

Порог Лазаревский (2 к.с.) – длинный (около 200м) и красивый, расположен на правом повороте реки. Содержит три ступени, разделенных небольшими заводями. В средней части вдоль ПБ построена ряжевая стенка. Проходили за один раз, так как приставать не где, да и в этом нет нужды. I-я ступень – простая шивера – прошли по центру. II -я ступень – более мелкая шивера – прошли несколько ближе к ПБ.  III-я ступень – валы в коротком каменном каньоне (небольшой прижим к левому, более высокому берегу) шли строго по центру. Прохождение порога (с осмотром и съемкой) заняло 1 час 16 минут. На ПБ практически вдоль всего порога стоянка. Есть баня, но не очень хорошая. Много черники.

Начался ливень.

За 1 час 3 минуты, сквозь завесу дождя мы дошли до автомобильного моста у деревни Венгигора. Под мостом поели бутербродов, но дождь все не кончался, и через 47 минут мы отплыли – просто сидеть в лодках очень холодно. 

За 16 минут пересекли озеро без названия (краем, вдоль ПБ), вошли в реку. До озера Петрогорское шли 1 час 7минут.

Дождь по-прежнему стеной.

За 43 минуты дошли до озера Сонозеро, вышли в него через самую правую протоку.  Слева в протоке – оставшиеся после лесосплава столбы.

 Выйдя из зарослей травы на открытую воду, мы оказались практически по середине между левым и правым берегами озера. На наше счастье, волны и ветер увлекали лодку в нужном направлении – «вперед и чуть левее» – через озеро к берегу. За 40 минут достигли песчаной косы вблизи рукава – прокопа в озеро Сяргозеро.

Под дождем встали на стоянку.

 

19 июля 2006. День 11.  Дневка

СРЕДА

Перманентно идет дождь. Температура воздуха днем +180 С, вечером +70 С.

 

20 июля 2006. День 12

ЧЕТВЕРГ

Вышли в 12.40. Через 19 минут достигли мыса, за которым прорыт искусственный переход между озерами.

Попутный ветер, волны.

За 41 минуту дошли до деревни Сяргозеро.

Вдоль деревни шли 16 минут, осматривали ЛБ на предмет места для стоянки. Впереди, прямо по берегу озера, проходит автомобильная дорога. На дороге – автобусная остановка (с воды не видно, закрыта деревьями).

Разбили лагерь на ЛБ озера – за деревней, на краю старого футбольного поля. Полем давно не пользовались, местами оно поросло маленькими елочками. Сразу за полем – грунтовая дорога в Сяргозеро.

Разбираем лодки, сушимся, пакуем вещи.

Переменная облачность. Несколько раз начинал моросить дождь.

 

21 июля 2006. День 13.  Отъезд.

ПЯТНИЦА

Машина из Медвежегорска пришла в 7.30. Выехали  примерно в 8 часов, пребыли на вокзал в 10.30. Электричка до Петрозаводска отошла в 13.30.

Поезд №17А («Карелия») отправился из Петрозаводска в 19.00

 

 

4. НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ ( ЗАНЯТИЯ ) НА МАРШРУТЕ

Среди всего увиденного на реке Волома следует особо выделить:

§       Стоянку на озере Кураньярви. С места нашей стоянки на острове открывался замечательный вид на три покрытые лесом горы: Нестерова, Муттавара и Мяндувара. К сожалению, усталость после сложного ходового дня и недостаток времени не позволили нас совершить восхождение на ближайшую из них - гору Нестерова. Сооруженная своими руками и успешно испытанная бревенчатая баня добавила стоянке особого очарования.

§       Лазаревский порог. Порог длинный и красивый. Воды достаточно, есть неплохие валы. Прохождение порога проще, чем кажется с берега - можно хорошо прокатиться.

§       Стоянку на озере Сонозеро. Отличный непрерывный песочный пляж (как на море!), красивый лес с мягким моховым ковром, грибы и рыба, много сухого плавника для костра. Это место понравился всем без исключения участникам похода. Если погода была бы теплее, то прямо сказка!

 

 

5. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

В целом, река Волома оправдала наши ожидания. Туристов мало, поэтому по берегам нет мусора. Все стоянки оборудованы, хорошо продуваются. Комаров не больше, чем в Подмосковье.

Теперь о маршруте. Изначально, мы  периодически справлялись о «предстоящих опасностях» в лоции, составленной на основе всех прочитанных отчетов (среди них особо отметим описание от Евгения Денисова [7]). Но уже на второй-третий день пути стало ясно, что основные препятствия на реке связаны не с наличием валов или сложных бочек, а наоборот, с отсутствием воды в русле. Преодоленные преграды представляли скорее «пешеходную трудность». По этой причине, производить их осмотр с берега не было нужды. К слову, берега для осмотра мало приспособлены.

Анализ поперечного профиля реки, еще в Москве наводил нас на мысль о слабости течения. На практике, течения не оказалось вовсе. Вода в реке стоит, словно в длинном узком озере, а перепад уровня строго локализован на порогах.

В целом, маршрут вполне доступен туристам с любым опытом, включая нулевой. Можно приехать порыбачить, осенью насобирать грибов и ягод. Только с одной оговоркой: из-за сложной и весьма утомительной заброски/выброски, частой проводки, а так же необходимости постоянно грести, отдыхать с детьми здесь будет не совсем удобно.  

Малый уровень воды в реке резко повышает вероятность повреждения чисто каркасных судов. По нашему мнению, для путешествия по Воломе лучше всего подходят каркасно-надувные суда или даже рыбацкие резиновые лодки с надувным дном. Чисто надувные байдарки не очень удобны с точки зрения удобства гребли и прохождения озер, а катамарану местами будет просто негде развернуться.

Для обеспечения безопасности, на данном маршруте вполне достаточно наличия фартуков и одного спасательного конца на группу. Спасательные жилеты  и обвязка лодок подразумеваются “по определению”. Что касается юбок и касок, то они  реально могут пригодиться на порогах П11 - П13 и пороге Лазаревский. 

 

 

6. ЛИТЕРАТУРА

1.     Воронов Ю.Б. 100 Избранных маршрутов на байдарке. М.: Мир 1993

2.     Шилов А. Л. На байдарках по Карелии.

3.         Плечко Л., Сабанеева И. Водные маршруты СССР. Европейская часть. М.: ФиС 1973.

4.     Туристские спортивные маршруты: перечень классифицированных туристских спортивных маршрутов на 1989-1992 годы. М.: Профиздат, 1989.

5.     Снаряжение туриста-водника. М.: Профиздат, 1986.

6.     Отчет «Карелия. По рекам Волома - Елма – Онда» от Константина Бекетова http://www.tag.spb.ru или http://info.poehali.net

7.     Отчет «Волома - Ёлма - Онда. Лоция 2003» от  Евгения Денисова
см. в библиотеке на http://tourism.karelia.ru/

8.      Отчет «Волома, Елма, Онда. 2003» от Александра Суркова
surkov собако bianca.ru

9.     Отчет «Волома,1998» от Ольги Зацепиной
oz@glasnet.ru

10.  Отчет «Волома-Елма-Онда-2005» от Юлии Лавровой Юлия
 drema_super@mail.ru  

 

 

7. ПРИЛОЖЕНИЕ

7.1 Картография маршрута

На http://mapp36.narod.ru/index.html смотри листы старой карты (в 1см 2км):


7.2 Краткая лоция

 

км

ОБЪЕКТ

ОПИСАНИЕ

0

р. Волома

Сборка лодок - на ПБ, в 100м ниже деревянного моста.

В истоке реки- завалы,  перекаты, шиверы.

 

П1 = мелкая шивера

В 1 часе хода  от моста. В русле - остров. Проход слева

 

П2 = мелкая шивера

Через 54 минуты – опять остров. Проход слева – заход «через травяную кочку». Далее плесы чередуются с мелкими шиверами.

 

Стоянка на ПБ

Через 51 минуту. Ночевать тут нельзя!

 

Стоянка на ЛБ

Через 25 минут. Хорошая. Место оборудовано.

 

П3 = мелкая шивера

Сразу за стоянкой, на левом повороте

 

П4 = мелкая шивера

Через 32 минуты

8.4

«Мост с порогом»

Через 16 минут. На ПБ – тропа обноса (50м), прямо на грунтовой дороге - место для стоянки (не удобное).

Сразу за мостом – небольшой порог.

 

порог «Зигзаг»

Длина 200м, осмотр по ПБ

После примерно 4-х шивер и бобровой плотины – всего хода 41 минута.

На правом повороте. В сливе воде есть, можно пройти. Далее примерно100м  мели с  кучей камней. Проводка.

11.2

оз. Сонозеро

В 58 минутах хода от порога. Выход из озера в реку прячется в камышах

 

П5= две мелкие шиверы

Расположены в протоке

14

оз. Пертиярви

Стоянки: на ЛБ и на ПБ (рядом с пляжем, хорошая). Обе напротив острова в центре озера.

16

оз. Шуонярви

В протоке – быстроток с поворотом.

Озеро красиво. Много стоянок. Отличная стоянка на выходе - на ПБ.

 

П6 = порожек (1к.с.)

На входе в озеро - небольшой порожек. Левый поворот, небольшой навал на кусты у ПБ. Камни. Сходу.

 

Ламбина

Перед выходом из ламбины (на ПБ) - небольшая стоянка.

 

П7  =  порог (1к.с.)

Через 40 минут быстроток, за ним – П7.Слева воды нет, проход справа. Сходу!  

20.5

оз. Шуя

Через 10 минут, пересекать вдоль ЛБ

 

П8 = порог

Длина 200 м

Через 30 минут от озера - мелкий быстроток. «П-8» – за ним (через 9 минут).

В середине русла расположен длинный узкий остров. Справа –

завал из древесного мусора, слева чисто, но для байдарок слишком мелко. Проводка: вдоль ПБ острова, через завал.

 

Изба на ЛБ

Через 36 минут. На вид пригодна для жилья.

Далее - 2 быстротока, плес, автомобильный мост.

26

река
Талвиесдеги (ПБ),

мост

Впадает справа.

В 30¸40 минут от места впадения – автомобильный мост

 

П9 =  порог «Каменная лестница» (1к.с.)

Примерно через 30 минут. Длина 200м.

Первая ступень проходима. Во второй ступени очень мало воды – проводка!

 

П10 = цепь шивер

На участке от П9  до озера Малое Кураньярви 5 маловодных шивер.

 

Стоянка на ПБ

Возле холма, отмеченного на карте. Качество берега неизвестно.

36

оз. Малое Куранярви

Очень красивое. Стоянка с бревенчатой баней на втором мысе по ПБ.

 

П11 =

порог (1 к.с.)

Сразу на выходе из озера. Чистый слив, есть валы. Сходу!

 

П12 =

 порог (1 к.с.)

Через 50-100 м. Воды больше. Слив чистый, есть валы. Сходу!

 

Мост

В конце протоки. Сразу за ним - шивера «в 3 камня».

40

оз. Куранярви

Хорошая стоянка с бревенчатой баней на острове в восточной части озера

 

П13 = два порога

(1 к.с.)

Воды достаточно. Сходу!

 

П14 = два порога

(1 к.с.)

Через 13 минут. «Горка» хорошо выражена, но воды мало - необходим маневр среди камней. Сходу.

Второй порог – сразу за первым. Так же сходу.

 

Стоянка на ЛБ

За вторым порогом из «П14».

43

оз. Лайгаярви

Через 10 минут. На ЛБ есть стоянка

 

П15 = шивера

Через 16 минут

 

Деревянный мост

Через 50 минут

 

Стоянка на ЛБ

Через 26 минут – в русле реки лежит огромный камень  Стоянка рядом. На этом участке реки есть еще 3- 4 стоянки.

 

Развалины моста

Через 18 минут. Проход ЛБ, под последним из сохранившихся пролетов – смотри туристическую маркировку на натянутом поперек реки тросе!

48

оз. Елозеро

Через 22 минуты. Хорошая стоянка на ЛБ, практически на выходе.

 

П16 = быстроток

Через 55 минут

 

П17 = быстроток

Через 47 минут – быстроток с ряжевой стенкой на ПБ

 

Квартальный столб

Через 21 минуту – на ЛБ

 

река Перкула.

Через 30 минут – впадает справа

60

П16 = порог Дяврума –Кошки

Через 31 минуту. Скорее шивера. Стоянки нет!

 

 Болотный плес

По плесу 34 минуты хода

66

П17 = порог Медвежий (1к.с.)

стоянка на ЛБ, стоянка на ПБ

I-я ступень - сразу за плесом. Воды очень мало, поперек  реки лежит упавшее дерево  – проводка вдоль ЛБ.

II-я ступень –  мелко, вдоль ПБ.

III-я ступень – меско, вдоль ЛБ

 

Стоянка на ЛБ

Сразу за порогом –  быстроток. Стоянка за ним, на высоком берегу

 

П18 = Островские пороги

Через 34 минуты – первый из Островских порогов.

Через 12 минут – домик на ПБ.

Через 39 минут – завал из плавающих бревен – проход впритирку с ПБ.

+21 минута,+19 минут,+11 минут,+37 минут –  еще Островские пороги

 

Изба на ПБ

Через 40 минут

 

Мостик на ЛБ

Через несколько минут (небольшой бревенчатый мостик-настил).

 

П19 = Ложный Сиг-порог (1к.с.)

Через 1 час. На ЛБ  порога есть стоянка.

80

П20 = Сигпорог-2 (1 к.с.)

Длина 150м

Примерно через 40 минут. Две ступени, разделенные заводью.  Вдоль ПБ – ряжевая стенка. Воды не много, но достаточно для прохождения. Сходу!

За порогом на ЛБ есть стоянка

 

Стоянка на ЛБ

Через 50 минут

 

Стоянка на ПБ, Мост на ПБ

Через 1 час 20 минут. Место хорошее.

Рядом - мост через протоку в озеро Лазаревское.

92

П 21 = порог  Лазаревский

(2 к.с.)

Длина 250м

Осмотр по ПБ!

 

Через  5 минут.

Порог – длинный и красивый, расположен на правом повороте реки. Содержит три ступени, разделенных небольшими заводями. В средней части вдоль ПБ построена ряжевая стенка.

Проход за один раз: I-я ступень – простая шивера – по центру. II -я ступень – более мелкая шивера – ближе к ПБ.  III-я ступень – валы в коротком каменном каньоне (небольшой прижим к левому, более высокому берегу) – строго по центру.

На ПБ стоянка вдоль всего порога. Есть баня, много черники.

 

автомобильный мост

Через 1 час, у деревни Венгигора

 

Озеро

(без названия)

Через 16 минут. Пересекать не надо – идти краем, вдоль ПБ

 

оз. Петрогорское

Через 1 час 7 минут. Пересекать не надо – идти краем, вдоль ПБ.

112

оз. Сонозеро

Через 43 минуты. Удобный выход - через самую правую протоку.

Курс на озере: « вперед и чуть левее».

На ЛБ - на песчаной косе вблизи прокопа в озеро Сяргозеро - отличное место для стоянки.

 

оз. Сяргозеро

От стоянки до прокопа 20 минут хода

118

деревня Сяргозеро,

От прокопа до деревни по Сяргозеру  идти 40 минут.

Можно встать на ЛБ, за деревней (на краю старого футбольного поля).

В глубине залива по берегу проходит автомобильная дорога. Есть остановка проходящего автобуса

 

 


7.3 Фотоматериалы

 

 

 

 


Фото 1. Вид на реку с места первой ночевки

 

 

 

 

 



Фото 2. Экипаж байдарки «Салют» осуществляет проводку препятствия П3

 

 

 

 

 



Фото 3. Вид с «моста-порога» (направление съемки - по течению реки)

 

 

 
 
 


Фото 4. Вид на слив порога «Зигзаг»

 
 
 
 
 


Фото 5. Баня на озере Куранярви

 

 

 

 

 



Фото 6. Общий вид порога «Каменная лестница»

(направление съемки - против течения реки)

 

 

 

 

 


Фото 7. «Салют» проходит последнюю ступень порога Лазаревский

 
 
 
 
 


Фото 8. На берегу озера Сонозеро

 
 
 
 
 


Фото 9. Берег озера Сонозеро



[1] Вычислено по карте масштаба  «в 1см 2 км». Фактическая длина маршрута больше - см.  примечание к пункту 3.2

[2] Из-за извилистости русла реки, а так же относительно мелкого масштаба использованной нами карты («в 1см 2км») приведенные в данной колонке расстояния являются приблизительными – они явно занижены. Более точные величины можно получить, исходя из времени движения и средней скорости лодки (порядка 3-4 км/час).

[3] Здесь и всюду далее ЛБ следует читать как «левый берег»

[4] Здесь и всюду далее ПБ следует читать как «правый берег»

[5] При высоком уровне воды данные препятствия, скорее всего, превратятся в небольшие порожки.


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |