Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 

Парус на катамаране.

 

 

 

Катамараны, для отдыха и походов под парусом, выпускают у нас в России, две всем известные фирмы. Это «Тритон» г. Санкт-Петербург и «Кулик» г.Новосибирск. Вполне возможно, где-то производятся еще. Кроме того,  есть клубы и просто энтузиасты этого дела, которые изготовляют такие суда самостоятельно. Да и на руках у народа есть масса продукции, еще недавнего советского прошлого – катамараны «Альбатрос» и «Простор». Все это суда, спроектированы и построены, для эксплуатации именно как парусные, хотя на альбатросовских  баллонах турье запросто ходит на сплавы. Речь пойдет немного об другом.

Ну а зачем сплавщику парус? На мой взгляд, есть две основные причины. Первая – с его помощью легко, в турпоходе, преодолевать открытые водные пространства в виде водохранилищ, озер, плесовых участков рек. За примерами далеко ходить не надо, та же карельская Охта. Второе – использовать имеющийся сплавной катамаран, в его парусной ипостаси. Ведь специализированное судно стоит весьма дорого, для рядового гражданина, от 70тыс. и выше. А если в наличии имеется сплавной катамаран, то это уже половина дела! По моим самым скромным прикидкам, у нас в стране в год, выпускается более пяти тысяч сплавных катамаранов. И желающих поставить на них парусное вооружение – масса. Ко мне лично каждое лето обращается 5-10 человек с подобными вопросами.  В преддверии наступающего сплавного сезона, хотелось бы им, да и всем остальным, помочь. Кому словом, кому делом.

И так. Установка парусного вооружения на имеющийся в наличии сплавной катамаран. Само собой разумеется, что этот катамаран имеет металлическую раму, как минимум, из дюралевой трубы 36*2 или 40*1.5. Да и эти рамы придется усиливать.

На мой взгляд, есть три варианта установки паруса, исходя из следующих предпосылок: 1) максимально простое в изготовлении и из недорогих, распространенных материалов, 2) минимальные затраты как финансовые, так и трудовые, 3) минимальные  размеры в сложенном состоянии, 4) минимальный вес.

Об аэро и гидродинамической эффективности движительно-рулевого комплекса давайте говорить не будем, поскольку задача построить рекордную гоночную яхту или винджаммер, перед нами не стоит. Нам всего лишь надо вспомогательное парусное вооружение, чтоб судно двигалось куда надо, под дармовой энергией ветра.

Вариант 1. Установка грота типа «Стриж» на свободно-стоящую мачту или мачту с распорками (верхними или нижними). По чему именно «Стриж»? Его гичек или, как вариант уишбон, что уж изготовите, не мешает экипажу, поскольку расположен достаточно высоко.

Вариант 2. Установка стаксельного вооружения, т.е. грот «Стриж» плюс вспомогательный стаксель. Годится для корпусов длиной более 4 метров. Мачту придется ставить на растяжки (ванты). В обоих случаях катамараны придется оснащать швертами, для сопротивления боковому дрейфу.

Всем рекомендую следующие книги, где очень подробно и доступно изложено как самому спроектировать и  из чего изготовить парусное  вооружение.

Ю. А. Кужель  «Парусный спорт и туризм».

В. М. Перегудов «Туристские разборные парусные суда».

Единственный вопрос, который у меня остался после вдумчивого изучения этих трудов, так из чего же, собственно говоря, все таки сшить парус или где достать? Отвечаю.

            Вариант «макси» - заказать парус по своим выкладкам на специализированное предприятие (их можно найти в инете или журнале «Катера и яхты») или парусному мастеру, если таковой есть поблизости. Стоимость от 15$ за м. кв. готового паруса, из яхтенного лавсана или дакрона ( майлар или что покруче нам без надобности).

            Вариант «миди» - купить готовый, максимально подходящий по размерам, или под него изготовить мачту и все остальное, что серийно изготовляется другими. К примеру, позвонил на «Тритон» и узнал, что у них без проблем можно приобрести парус для байдарки пл.3,5м.кв. причем как отдельно, так и в комплекте с мачтой и гичком. И стоит это вполне по карману. Вероятно возможно приобрести все это и от серийного катамарана, например «Бриз-микро» или «Ветер», но этот вариант может плавно перейти в «макси».

            Вариант «мини» - изготовить самому. Как – в вышеперечисленной или любой другой (а поверьте, ее масса) литературе. Из чего. Специальные яхтенные ткани простому смертному достать очень сложно (по себе знаю, особенно в малых количествах), да они и дорогие. Самое простое – для легких ветров (штормовать, я думаю, никто не собирается) использовать синтетические курточные ткани типа «Лаке»,  «Ника» пр-ва г. Балашов или «Нейлон Оксфорд 180-195» пр-ва Ю. Кореи. Для средних (наиболее универсальный вариант, на мой взгляд) – «Оксфорд 210» или тот капрон, что идет на изготовление тормозных парашютов самолетов (из него же шьют, всем туристам известные, палатки «Зима»). Ткань эту делают на ОАО «Ортон» г. Кемерово. Простите великодушно, но заводской шифр точно не помню (вроде арт.6021 вес 170 г/м.кв.). На заказ, завод ее изготовит с пропиткой, в противном случае готовый парус можно покрыть лаком. Учтите что, к примеру, полиуретановый бесцветный лак, на солнце, со временем, станет грязно-кирпичного цвета, а нитроцеллюлозный потрескается и сломается. Тут надо поэкспериментировать, например с акрилом.

            Я уже начал разрабатывать «универсальный» парусный комплект пригодный для установки на практически любой катамаран с рамой из труб 40мм (самый распространенный диаметр) и габаритами рамы 2*3 и 2*4 метра. Произвел расчеты и эскизное проектирование, но все работы по этому направлению временно прекратил.

Появился Вариант 3 (как всегда совершенно неожиданно). Роясь в памяти свого юношества, вспомнил, что видел в магазине спорттовары подвесной парус к любой лодке с транцевой кормой! В яхтенном мире сей парус известен, как «парус Катайнена» (финский конструктор Антеро Катайнен). На его основе (попросту слизали) выпускался в советские времена на Тюменском моторном заводе им. 50-летия СССР этот самый парус. Парус Катайнена имеет громадные преимущества перед любым другим типом парусного вооружения, призванного решить наши задачи. Это; а) небольшие вес и габариты  в сложенном состоянии (10-12кг на глаз, еще не взвешивал), б) простота и быстрота установки на любое судно, от надувной лодки до нашего ката, на дополнительный транец (изготовит любой из доски и двух труб с минимумом инструмента), в) все парусное устройство расположено за кормой и не мешает экипажу передвигаться по кату,  работать, фотографировать, любоваться красотами и тд, г) вопросы центровки судна легко решаются наклоном мачты,  д) сам парус от детского швертбота «Оптимист», е) киль выполняет роль шверта и руля одновременно, ж) простота управления и безопасность (например «автоматически» сбрасывает ветер при порывах), ну и куча прочих достоинств, например таких как, легко достать сей раритет. Я, приложив немного усилий, через две недели стал обладателем этого чуда, за сносные деньги. Поверьте,  на руках у народа этого добра должно быть немало, в совдеповские времена все ненужное выпускалось массовыми тиражами, а парус моторному заводу, сами понимаете, как был нужен, это то, что нужно хрен достанешь. Если полотнище самого паруса пришло в негодность, то можно легко купить новый или б/у от «Оптимиста», или сшить самому. Об этом хорошо рассказано в книге - С. Ветров «Пионерская судоверфь», к стати в инете она тоже выложена.

С нетерпением жду весны. Как только установится подходящая температура (конец мая) выйдем на ходовые испытания. Кому интересно, чем это закончится, пишите  в середине июня, когда будут практические результаты. Потом парус пойдет на пробную эксплуатацию в туристский прокат, договоренность об этом имеется. Осенью, на основе полученной информации, будем решать, имеет смысл внедрять его модификацию (я, все таки, его немного переделаю, под кат) в производство или нет. Вы, уважаемые читатели сего опуса, тоже можете повлиять на  работы в этом направлении своими откликами.

 

Михалев Александр Георгиевич, г. Пермь, E-mail: superbarmaley@mail.ru


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |