Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 


Ориентация в пространстве -3

 

 

КПК со  встроенной Sirf Star III  и растровая навигация последних версий

 

 

 

1. «Асик»…

КПК Asys MyPal 639

 

 

 

 

После продажи Соньки и блютузного 338-жопса я словно осталась без штанов, и озадачилась покупкой нового  гаджета. Хотела подождать до весны, но не выдержала… J

 

Собственно, условий для новой  навигации было несколько:

- КПК + GPS в одном флаконе. Это и удобно, и не тратится батарея на связь с автономным устройством.

- Версия навигатора Sirf Star III.  Опробована в бою, в целом  одобрена.

- хорошее время работы от аккумулятора и  хорошая его емкость (Sony  отличалась прожорливостью)

- возможность иметь большой объем флеш-памяти для карт

- диктофон, играние видео-фото, чтение и создание документов word, интернет

- Bluetoose,WiFi  (пригодятся…)

 

 

Первое, что я рассмотрела, благо знакомый в отделе как раз купил такой – это коммуникатор ETEN G500+. Он отвечает  почти всем требованиям. Етен работает под Win5, имеет в комплекте карту ГИС и вообще – вполне достойный вариант навигатора.  Но есть нюансы, из-за которых я стала посматривать на другие штучки: уменьшенный экран (2.8 дюйма против стандартных 3.5 у КПК), встроенная в корпус антенна навигатора (не оттопыривается, следовательно, может иметь слабый прием в сложных местах), а так же имеет ненужные оплачиваемые навороты типа камеры, FM-тюнера.  Зато нет WiFi, а динамик почему-то расположен сзади…  Правда, вайфай ему особо и не нужен, сам себе телефон J

 

Я долго вертела Eten в руках, но решила, что комбайн с уменьшенным экраном мне, наверное, не нужен, телефон я предпочитаю компактный, да и вообще с собой в походы его редко беру. И  стала рыть сеть в поисках подходящего КПК с навигатором.  Увы, «пальмы» не прошли отбор, пришлось отдаться дядюшке Гейтсу.  В результате, из нескольких кандидатов был выбран Asus 636, отличающийся, по результатам независимых тестов, очень хорошей экономичностью:

http://mobile-review.com/pda/review/asus-a636.shtml

  Неожиданно обнаружилось, что нигде на складах (в тот момент) реально этой машинки уже нет. Вот это да… что называется – партию смели с прилавков. Я стала с горя поглядывать на более старшую  версию -   прельстила встроенная флеш-память, из которой доступно для пользования 840 мег. Новая фишка хороша – не потеряешь карту, не сломаешь, не заглючит она в гнезде!  При этом карточное мульти-гнездо тоже имеется. Аппартная часть у 639 не поменялась, и он так же долго «играет»:  http://www.3dnews.ru/mobile/asus_mypal_a639/

http://www.mobile-review.com/pda/review/asus-mypal-a639.shtml 

На поддержку работы  встроенной флешки аккумулятор, конечно,  тратит лишние «калории». Но, в конце-концов, наверняка не больше, чем если считывать данные с внешней карточки.

 

В нескольких словах: Асус 639 мне понравился и «лег в руку» сразу. Экран, несмотря на 240х320, яркий, четкий, и, главное – большой (все-таки брато для навигации!).  Приятный корпус, удобный стилус.

Много настроек по грамотному расходу энергии. Все работает, все по-русски, причиндалов море (в т.ч. для атомобиля), PalmGIS  в комплекте с картой Москвы.  Играет видео mpg (прогу надо скачать откуда-нить), причем хорошо играет (только кэш не надо выставлять); видит фотки, ворд, ексель,  заметки можно диктовать  на микрофон и даже рукописно графоманить стилусом, как ручкой.  В общем,  минимальный «ноутбучный» набор у машинки имеется.  20-и канальный приемник,  горячий старт GPS – 5 секунд, а обновленный вай-фай будет незаменим, если приспичит пользоваться «тяжелым» интернетом.  В отличие от 636 имеется отключение идиотского режима сглаживания шрифтов.

 

Правда, есть у новинки и некоторые недостатки, по сравнению с Соней: нет колеса  прокрутки, экран у Сони закрывался крышкой и был всегда в безопасности. И хотелось бы VGA…. Ну, что есть, то есть! Зато имеется чехол  в комплекте и защитные пленки. Думаю, в походе не пропадет, все равно жить Асусу в герме с камерами.

Хочу отметить одну фишку: если вы работаете  разными десктопами и USB-портами на них (например, рабочий усб2 под XP и домашний усб1.1 под 2000), лучше  на КПК выставить общую, медленную скорость синхронизации.   Если у вас нет проблем со скоростными портами, и они одинаковы - оставьте  ускоренную связь. Разница в скорости  большая!

Асус запоминает разные десктопы, но заметки, органайзер и другие стандарты синхрит только с одного, первого в установке. Советую не активировать синхронизацию мультимедиа – замучит!

Кроме того, если вы хотите сберечь свой аккумулятор, оставьте в настройках USB медленную зарядку (100 мач). Тогда КПК будет просто питаться от кредла, но не заряжаться.  А реально заряжать лучше от сети.

 

Что еще хорошего?

Знаменитые скачки курсора 3 сирфа:  практически НЕ наблюдаются, если зацеплен хороший сигнал.

 

В длинных тоннелях навигатор может потерять небо, и грустно пискнет, но при выходе ловит его снова и продолжает трек.  GPS  ловит  сигнал  со сложенной антенной, и даже в чехле, лежа  на переднем сидении. С оттопыренной антенной сигнал улучшается, однако как показал первый же выезд на работу, это оказалось лишним. Возможно, пригодится где-то в совсем трудных местах или помещении.

Asus ловит у окна, и довольно хорошо, если нет бытовых электронаводок или какого-нибудь трансмиттера на крыше. Ловит в автобусе, лежа на коленях, в кармане куртки при ходьбе, и теряет трек, только когда вы войдете в подъезд.  Что, в общем-то, меня вполне устраивает J

 

Режим сбережения  ставлю Экономный, отключение устройства через минуту, подсветки – через 30 или 60 сек при неиспользовании, яркость порядка 30% (хватает даже днем!).  

До  50% уровня батареи 639 тратит примерно 10% заряда на 1 час 20 мин постоянной навигации (при температуре от +8 до +20).  На середине уровня КПК у меня держался  аж 2 часа на 10%. Но потом, как верно заметил Alex при обсуждении машинки, батарея действительно расходуется быстрее,  разряд нелинейный. 40-30 уже пролетают быстрее, а после 20% КПК начинает ругаться, считая уровень критически низким. В итоге  батареи хватает примерно на 8 часов растровой навигации.  Для КПК это  хороший показатель – при «точечной» навигации и необъёмных ежедневных чтениях-записях заряда должно хватить на неделю похода.  

Кредл 639 позволяет заряжать дополнительный аккумулятор,  есть прямой смысл его купить тем, кто не хочет заморачиваться с автономными зарядными  устройствами.

Асус в несколько раз экономичнее моей старой связки. Если верить обзорным тестам, экономичнее всех других КПК, предоставленных сегодня на рынке. Правда,  тесты проводились в основном в ненужных мне режимах – видео, mp3, чтение (до 35 часов!). Тем не менее, есть  реальные цифры из сети – работа навигатора с неизвестной подсветкой: 9 часов 20 минут,  с 50% подсветки: 7 часов 10 минут.  Это совпадает с моим  реальным использованием.  Остается  порадоваться удачному выбору…

 

 

Кто хочет – почитайте тестовые ссылки, а мы перейдем к главному, ради чего КПК был куплен – растровой навигации.

Чтобы распрощаться с векторной темой, скажу, что комплектная PalmGIS GPS v3.5 (kiberso.com) работает хорошо. Я даже не пыталась в ней разбираться –  поставила, села в  машину, включила – и очень быстро увидела себя на карте Москвы с практически идеальной точностью.  Час я ехала, курсор двигался по карте на «пять».  Несколько раз я уже пользовалась прогой для прокладки пешего и автомобильного маршрута к незнакомым домам - очень помогло, все просто, рисует наглядно, заблудиться сложно. Есть дома, построенные полтора года назад, позже нету (надеюсь, бывают обновления). И хоть кнопки меню несколько корявы на вид, ничего, кроме респекта создателям, сказать не могу. Буду пользоваться в Москве однозначно.

 

 

2. «Озик»…

OziExplorerCE, релизы  бета 1.12.3d и 3е

 

 

Итак, мы будем работать в походе только с топографическими картами. 

Про OziCE уже много  сказано и написано, повторяться особо нет смысла, но придется немного…

В принципе, Озик - испытанная народная прога, считается лучшей из растровых навигаторов. Пакет имеет мощный десктоп, а на КПК я ставила достоверно работающие версии.

 

У Ози есть два  недостатка – она не умеет калибровать карты (только через десктоп), и карты для КПК готовятся в двух экземплярах.   По одному из путей, JPG надо сначала сконвертить в специальный формат в отдельной проге-конвенторе (у меня Img2Ozf 2.08). После этого получившийся экземпляр  Ozf2 загрузить в десктоп ( у меня OziExplorer 3.95.2), откалибровать в нужном датуме по 4-5 точкам, получить map,  и уже два объекта закачивать в покет. Если  один вдруг потеряется – будет грустно… J

Кроме того, ОзиСЕ  не заточена под  Palm OS, что делает ее несколько однобокой для потенциальных пользователей. Тем не менее,  программу используют многие,  давно и с удовольствием. 

 

Поставив релиз бета 1.12.3d (один из последних), я подивилась малому  количеству  протоколов (всего пять), причем три из них, в том числе Sirf – на Асусе не работают.  Впрочем, в большинстве случаев достаточно стандартного NMEA. Для тестов были использованы GPRMS (9600), GRGGA (4800), и весловская jpg-карта, откалиброванная по 4 точкам Pulkovo. В OziCe везде так же выставлено Пулково.

 

И вот я весело иду к стоянке, КПК в правой руке, рука делает стандартную при ходьбе отмашку, все спутники видны. Посмотрите,  какой трек мы имеем в результате J

Сразу приношу извинения за отвратные фотки – на экране пленка, яркость 30%, съемка в режиме макро с руки… но суть на больших картинках видна:

 

 

 

 

Путь  больше смахивает на крылья ночи, чем на трек. А всего-то было несколько поворотов! Для сравнения - вот трек того же пути, при той же  манере ходьбы  в NMEA (9600) Пасэвея. Не идеально, но без криминала:

 

 

 

 

Несколько позже я погрузилась в маршрутку и попробовала записать трек в Озике до метро. Результат – ОЧЕНЬ сильная сдвижка на запад (видно, как трек сместился в тоннеле под кольцевой и далее вниз): Мелькнула мысль: моя кривая привязка? Порылась, нашла в сети готовую озёвую карту Москвы. На всякий случай поставила более свежий релиз  – «e».   Но ничего не изменилось, а стало хуже:

В общем, в какой-то момент я подумала, что Ози  нещадно глючит с 3 сирфом, и работать с «народной» программой мне не придется. Однако лекарство глюку нашлось опытным путем.   Оказывается, если карта была в Пулково, и откалибрована, как положено – в Пулково, в  OziCE NMEA Output Datum все равно надо выставлять = WGS84! При этом в общей конфигурации Display Datum  должен оставаться Pulkovo 1942. После этой манипуляции все глюки  почти исчезли.

Вот трек  (GPRMS, 4800), перенесенный для наглядности в OziExplorer

в старом варианте:

 

 

и после использования WGS - практически идеально!:

 

 

 

 

Но этот же трек на скачанной карте выглядит по-прежнему фигово (лишний повод все калибровать самому!). Все та  же «западная» сдвижка. Вот и думай теперь – я-таки  решила проблему сдвижек, или нет?... Или только для своих карт? При этом  в заголовках всех мапов строка  одинакова:

Pulkovo 1942,WGS 84, 0.0000, 0.0000,WGS 84

Видимо, дело в карте, все же. Скачанная не имеет сетки и привязана  «вручную» по  пересечениям дорог. Такой способ привязки –  прямой путь к глюкам (или невозможности их исправить).

Масла в кладовку сюрпризов Озика подлил трек на работу, всю дорогу писавшийся  без нареканий. Но  однажды я завернула в переулок, припарковала во дворе машину и пошла обратно с КПК в кармане, получился вот такой «ужастик»:

 

 

 

Почти перед опубликованием статьи я еще раз проехалась с WGS по Москве. Прием в тот день был очень плохой,  Ози в течении получаса с трудом нарыл и фиксил 4 спутника, и вот результат:

 

 

 

Скорее всего, Ози плохо отрабатывает знаменитый сирфовский Static Navigation, или слабый сигнал. Увеличение волшебной  опции Screen Update  с 2 до 10  сек, и включение Use Chk Sum не улучшило ситуацию, пляски  остались. Трек пишется хорошо только при уверенном приеме от 5 спутников.

Что  еще не  понравилось:

 

- Озик  задолбал на выходе, постоянно предупреждая,что я что-то не сохранила, например, точки или треки. После сохранения зачем-то выдает сообщение о сохранении.  Отдельно просит сохранить логи объектов и объекты на карте. Настроек автосохранения  отдельных объектов нету (они сыпятся кучей в стандартные CeTrack или CeWaypoint). Убицца!…

- не запоминает последнее положение карты после предыдущей работы – очень неудобно

- при тыке в экран вместо включения подсветки часто ставит точку, которая совершенно не нужна,  либо загружает паралелльную карту. В худшем случае – сбрасывается  навигация. Лечится отключением опции Screen Control. Но если ее отключить, то появляется возможность двигать экран во время записи трека! Иной раз тронешь пальцем экран - а запись уходит в режим Suspend (приостановка), при этом ни трек не видно, ни экран не подвинешь. Тьфу!   … В общем, нервных Озик способен довести до нецензурщины… и лучше КПК не трогать, пока он пишет трек J   Если не трогать – тогда все ок.

- нет физического удаления объектов из списка, пришлось через проводник КПК

- настройка хард-кнопок для внутреннего пользования возможна только извне с помощью спец. программы-менеджера. И если они не настроены, а вы случайно нажмете – то получите другую программу на экран (сработает внешняя прошивка КПК-кнопок).  Занятно скроено…

-  Невнятная работа с объектами.  Информация о треках делится на Лог и непосредственно Трек. То же самое с точками. ТракЛогФайл, ТракЛогМем… То  ли оба загружать, то ли один, то ли сами появятся - черт ногу сломит… Про сохранение я уже говорила.

- при загрузке именного трека указатель не перемещается к нему, и приходится искать, куда он лег

- поддержка только пяти треков.  В принципе, достаточно, но если делать один день – один трек, то увы…

- Если выйти из программы через "крестик" или кнопкой питания, Ози оставляет в памяти утилиту OziGPS, котороя мало того, что захватывает порт, так еще, по словам владельца Асус 632, продолжает работать(?) и отжирает батарейку. Корректный выход из программы - только через Quit

- звуковые подсказки! Намучалась я с ними изрядно, две недели шаманила. Шесть раз переставляла по-разному релиз 1.12.3e, но ни одного сообщения  не добилась даже при установке в основную память, хотя Say Fix Info установлен, и даже в Log Book  на всякий случай проставлены опции.  В релизе 1.12.3d, установленным прямым копированием с КПК знакомого, фишка то работала, то нет. На долгом теринистом пути я обнаружила странную корреляцию: если выставлены опции в меню Speed Monitor, сообщение о спутниках тоже стало появляться. Наконец-то!... Правда, бесконечные  «Радар!» или «Засада!» надоедают, но хоть так… Однако недолго я радовалась – на следующий день сообщения о фиксации  спутников почему-то исчезли… J  Тычусь в мануал по инсталляции: при установке Ози на флешку для ее корректной работы необходимо файлы из CE OziExplorer CE Common Files вручную переместить в CE OziExplorer CE.  Но  файл там один, служебный и защищенный от копирования. Зачем его перемещать?....  Все сношу, качаю официальую  распоследнюю 1.12.3e3, ставлю на флешку, показываю: знающие люди подтверждают, что все директории лежат верно (они и раньше так лежали!!!).  Сообщений о фиксации спутников нет, чего только не делаю. Неожиданно появились на 4800 GRGGA, раза четыре.  Радуюсь, как ребенок. Но  потом  Ози напрочь умолкает. Может, ему третий Сирф «жмет», как плохому танцору?... Или Asus  c Виндами?... Однако конкурент работает со озвучкой фиксации без проблем. Владелец релиза уверяет, что на Eten G500, типа,  все Ok (по непроверенным слухам). В общем, колдовство! Или плавающий баг. Признаю себя побежденной… J

 

 

Что понравилось:

- удобный драг точек,  в т.ч. привязанных к  маршруту 

- зуммирование с достаточно хорошим  качеством и мелким шагом, отлично реализовано

- быстрое передвижение карты стилусом

- отработка автонавигации при загрузке

- встроенный хелп

- голосовые подсказки можно записать свои  (если бы еще работали толком)

 

Итог:   реальная программа для работы с  топографическими картами. Имеет солидный список недостатков,  в главном – навигации – работает, с 3 сирфом почти дружит, глючит при неуверенном приеме  (до 4 спутников вкл.)  и/или медленном перемещении.

 

Полезная ссылка  http://www.geocaching.su/?pn=4

 

 

 

 

3. «Пасик»…

PathAway 4 Standart Edition for PocketPC, релиз  4.00.47 (самый последний на 7 Nov 2006), а так же другие

 

 

Пасик в четвертой версии меня порадовал – изрядно взматерел и оперился.

Правда,  туповатый десктоп программы по сравнению со старой версией практически не поменялся, но есть новшества:

- поинт-курсор стал удобнее

- появился кривоватый, но таки зум масштаба

- появился экспорт калибровки в текст (зачем?...)

В общем, до «большого» Ozi ребята не дотянули, как до Луны. Десктоп Map Manager годится только для   калибровки и конвертации  растрового изображения. Видимо, разработчик (http://pathaway.com, Muskoka Tech) сделал акцент на развитие именно пОкетной части.  Хорошо это или плохо? Трудно  сказать, я использую десктоп  по минимуму.  Для  походной навигации логично, если все навороты  придутся на КПК-часть, потому что  работа ведется именно там, а не дома за столом.  Но иногда явно не хватает скидки треков на десктоп для их вдумчивого изучения и скриншотов.
Конвертацию карты JPG или BMP в формат PRC можно произвести так же из командной строки с помощью утилиты PWMapConvert.exe (она тоже обновилась). Десктоп последней версии кушает
bmp, jpg, png, gif и tif

 

КПК-часть для более вольготного житья тоже лучше установить на флешку Асуса.

 

 

Карты

 

Калибровка карт  в КПК возможна по количеству точек от 2 до 9 (оптимально 5) – здесь Пасик переплюнул всех конкурентов.  Саму калибровку, естественно, лучше производить на десктопе, при конвертации. Нам реально пригодится перекалибровка, если в одной из координат обнаружен глюк. Ошибки иногда бывают на стадии обработки карт в десктопе, особенно если их делалось много. В качестве "живца" приведу пример, как откорректировать начальную привязку, увидев в КПК небольшую сдвижку трека. Лучший способ - меню Options - Calibrate Map - Calibrate by Three or more Points. Поочередно перебирая номера точек (1-5), мы увидим их положение и координаты. Часто бывает, что пара точек почему-то привязана чуть криво, буквально меньше миллиметра сдвижка - их можно подвинуть стилусом точно под перекрест сетки. Подвинув точку, надо "почистить" и координаты, у которых может обнаружится неприметный "хвостик", типа N55 40.000023. Вызываем клаву и чистим до N55 40.000000. После корректировки возвращаемся в карту (полезно сделать View - Refresh) и видим, что теперь наш трек лежит без нареканий!   В варианте с OziCE -  если вы ошиблись дома, то в походе попали… Пасэвэй рулит! .

 

Теперь у Паса навигатор  автоматически использует  датум  текущей карты.  В КПК-части вообще не настраиваются  никакие датумы.  Имеется встроенная оптимизация всех датумов, отличных от WGS, не заставляя человека, плохо разбирающегося в теме, париться с названиями и связанными с ними проблемами.

Навигация хорошая,  никаких криминальных сдвижек не замечено. Если карта была откалибрована в Пулкове, она отработается янками с достаточной точностью, вот тот же кусок автотрека из Перловки:

 

 

 

На КПК загружается один образ карты PRC, которая готовится предварительно в десктопе из файла изображения. Работа по калибровке  описана в других статьях Дупла по навигации.  Единственное, что поменялось – я теперь  партиотка и калибруюсь  как положено, в  Пулкове (1)

 

 

 

Я решила сравнить, как  обе программы «отрабатывают»  пешехода.   Треки писались в разные дни, но пройден одинаковый небольшой маршрут. Вот так примерно выглядит мой маршрут в реале ( масштаб 500%):

 

 

Макро-расшифровка  (старт с внешней стороны улицы – переход улицы – вниз по пешеходной дорожке вдоль дороги –  (для Паса: выключение – заход в магазин -  выход -  немного пройдено -  включение) - переход на обочину - вверх по автодороге у самого бордюра - переход улицы - далее вверх, переход улицы – на стоянку, повороты. Точки:  Пас раз в 10 сек, Ози – раз в 2 сек, средняя скорость 5 км/ч, остановки, КПК в опущенной руке,  с периодическим просмотром, спутников не менее 9)

 

Вот так  записал трек   Пасэвей (снимок с КПК):

 

 

…и Ози релиза «е» (снимок с десктопа):

 

 

 

В целом обе проги с задачей справились. При масштабе  100% треки будут выглядеть практически одинаково. Однако при точном разборе полетов видно, что Пасик отработал трек гораздо ближе к реалу, хотя его манера записи сегментов менее привлекательна на вид…  У Ози линия красива,  но видна  сдвижка к западу  более 15 м, почти совмещение трека в центре, глюки на повороте к обочине и неясная длинная «отмашка» на старте.

 

 

Пасэвэй теперь работает с растровыми картами до 120 мегов весом  (это очень много; по опыту, prc-лист 1 км в  исходном качестве - 4800 px в ширину - займет не более 42 мег, в немного ужатом виде  ~28).  При наличии приличной флешки проблема с картами, отчетами, песнями и плясками  решена, можно загружать мапы в разных масшабах, например, несколько километровок маршрута + обзорные 5– 10– километровки.  Обычно средний двухнедельный маршрут занимает не более 5 километровок, в самом роскошном качестве  нам понадобится порядка 200 мег.  В Асусе можно держать  кучу карт для разных программ, в том числе  векторную обзорку России и постоянную карту Москвы. Приятно иметь столько памяти!...

Пасэвей, как и раньше, работает с  картами разных масштабов одной местности, зуммирует текущий масштаб,  видит  дисплей высокого разрешения, в книжном и альбомном форматах.  Папки для карт  настраиваются. При навигации следующая карта выбирается из базы автоматически. Ну, тут ничего нового…

 

Хочу отметить одну засаду весловских «километровок» – у них очень большое белое поле вокруг сетки, так как сканировались они, естественно, полностью. На стыке двух смежных карт при навигации курсор легко может попасть в «молоко»,  и  упорно там висеть, не переходя на следующую карту,  пока координаты маршрута не изменятся достаточно сильно.  Чтобы  избежать  «молока», перед  калибровкой JPG  обрежте в Adobe Photoshop  методом CROP края карты, максимально возможно, почти до градусной сетки.

 

 

Возможности  и настройки  Пасэвея 4

 

 

GPS, навигация

 

-Большое количество  датумов (десктоп) и протоколов  (в случае с Asus 639 используется NMEA, COM5, 4800-14400).  Кроме того, релизы с 46-ого  работают с новым протоколом  Windows  Mobile GPS,  рекомендованным разработчиками в качестве  стандарта  для Покета.  

-Работа с GPS SDIO,  блютузными и  подключенными  через COM GPS

-Табличный просмотр данных увиденных спутников (до 12)

-Коррекция Sirf GGA

-Настройка режима перемещения клиента (от пешехода до самолета. Есть и лодка! Зачем -  пока не знаю, как-то связано с настройками времени перемещения на единицу дистанции…)

-Режим альманаха (спутники). Красные - зафикченные

-Режим электронного компаса (наконец-то!)

-Настройки дашборда (показ массы текущих параметров карты или навигации в нужных вам местах дисплея)  Дашборд можно вывести любым размером, цветом и бэкграундом. Очень удобная штука, чтобы без конца не лазить по меню, а видеть все нужное сразу на экране 

-Настройка алармов на ряд событий (фиксация и потеря спутников, повороты, изменение высоты, потеря трака, приближение к точкам и тп.). Есть встроенные стандартные звуки, есть так же и возможность  прикрутить WAV. Для эксперимента я взяла готовые WAVы из Ози и подкрутила к отлову спутников –  говорилка работает стабильно, без глюков.

--Импорт GPS данных из Data Logger NMEA файлов, новые форматы импорта данных: GPX, LOC

 

Треки, точки, маршруты

 

-Настройка записи точек трека (постоянно, или от 1 раза в секунду до 1 раза в час)

-Работа с треками (любое множество). В программе гораздо удобнее, чем в Ози, реализована логика работы с треками и точками. Они сохраняются по умолчанию с текущей датой-временем, лежат удобным списком; ненужные просто деактивируются «галочкой», или удаляются совсем (из программы).  Встав на трек, можно легко переместиться на него в карту.  Точки и треки можно раскладывать по разным именным базам, чтобы не было кучи. Это удобно, когда хочется работать только с точками определенных треков, к примеру. Иным способом можно «почистить поле»,  деактивировав ненужные треки.

-Возможность выбора перед навигацией готового трека или маршрута, добавление к старому или запись нового. С одной стороны, надоедает, с другой –  есть некая правда: можно сразу настроить форвард,  реверс по готовому треку, или навигацию к определенной точке

-Возможность создать свою серийную маску для названий точек

-Настройка цветов и толщины треков, маршрутов, точек, указателя

-Настройка формы и цвета точки (более сотни шаблонов), размеров точки, размер и цвет ее описания

-Возможна очень развесистая аннотация к точке 

-Привязка мультимедиа-даных к точкам и трекам (картинки JPG,  звук WAV)

-Перемещение точки на новое место, либо  маршрутной точки вместе с маршрутом. Делается несколько дольше, чем  в Ози, через меню Adjust Location

-Ввод точек вручную

-Создание маршрутов  стилусом из новых точек или через последовательность готовых точек (Strat, Insert, Insert,…. End)

-Опция Record While Moving Only, позволяющая избегать нагромождения точек при отсутствии движения

-Возможность разбить трек на два, указав стилусом точку разрыва (Split через трак-меню. У Ози  есть похожая функция, и она работает, но после «расчленения» программа задолбит вас просьбами сохранить все куски, в то время как Пас сделает это молча и сам)

-возможность любой трек сделать активным

-Возможность увидеть площадь, занятую треком или маршрутом, в  7 видах измерений, даже в гектарах. Проверяла на простейшем прямоугольном роуте,  вроде и не врет особо! J

-Возможность просмотреть все данные трека (13 позиций) в любом его месте, или любой точки посредством стилуса (выход в меню детализации объекта через экран)

-Перемещение, удаление, копирование, экспорт-импорт объектов

-Списочный просмотр дистанций между точками маршрута (Point ViewLeg Dist) …Как не хватало в 3 версии!!!   

-Автовычисление расстояния  от текущего положения курсора  одновременно для любого количества  точек (Proximity View), указание направления к точкам.  Есть просмотр всех аппроксимаций списком, или можно настроить одну запись где-нибудь на дашборде (Proximity). Там нарисуется иконка ближайшей к указателю точки,  если была привязана картинка-схема или фотография.  Причем не ближайшей по расстоянию, а ближайшей по направлению движения, естественно.

Если кликнуть на иконку, открывается на весь экран большая картинка, нажать на «рупор» -  зазвучит привязанный саунд. Например, так можно привязать схему порога и хриплый голос: «Водопад необносимый!» J  Кроме того, в   релизах после 46 появился значок «Т» - кликнув на него, можно сразу прочитать текстовую аннотацию. К сожалению, скопировать в окно аннотации текстовый блок я не сумела. Отправила предложение разработчикам. Если они сделают работу с клипбордом, или загрузку готового текстового файла в аннотацию – будет песня!  Но уже сейчас описание можно делать вручную через электронную клавиатуру – я набила тестовый кусок в 10 раз превышающий размеры дескриптора в Ози, а дальше стало лень. Проще наговорить в микрофон J Чтобы не гонять голосовые файлы с десктопа, их можно наговорить прямо в Асус, в формате WAV. Есть очень удобная программка Vito Sound Explorer, она же mp3-плеер! Рекомендую поставить и наговорить все необходимые звуковые сопровождения, куда-нибудь в папку "Личные" на флешке, откуда их заберет любая прога.

Если к точке информация не привязана никакая, виден только километраж до нее,  имя и стрелка направления   от вашего текущего положения.  

На приближении к точкам можно настроить аларм. Например, если это пороги, на определенных дистанциях (приближения и нахождения) прозвучит предупреждающее сообщение, которое можно заранее записать и прикрутить, типа «Впереди препятствие» или «Опасность, чалься!». А уж что конкретно за опасность – будет ясно из привязанной к точке информации.

 

Примечание:  Общая длина дистанций аппроксимаций настраивается  в меню Point. По умолчанию в  релизах стоит пара км, но лучше поставить сразу 100-200, чтобы видеть все точки. Если же все не нужны, поставьте In Proximity radius поменьше, и тогда в список будут попадать только точки, сумма дистанций которых до указателя не превысит заданный радиус.  Кроме дистанций, показывается направление точек относительно указателя: в градусах, N, Nx, NNx  (как настроите).

На дашборде при движении по умолчанию видно  ваше направление. Точность направления так же зависит о того, как  ее настроили. Это может быть, к примеру, Nxxx, NExxx, NNExxx, или только градусы. Я пользуюсь средним типом (NE). 

 

4-ая версия, кроме Sky View Satellite, имеет большой компас, который  можно просматривать и в двояком режиме, а именно:

- левый компас всегда показывает ваше направление относительно сторон света (главное – севера!). При этом меняется не положение стрелки, а крутится магнитный круг.  В общем, странно, но привыкнуть можно. Стороны света отслеживает грамотно.

- правый компас имеет еще красную стрелку, назначение которой я, надеюсь, угадала с третьего раза верно… J оказывается, она  всегда показывает на точку старта, и ее склонение относительно вашего направления – это удобно, если  нужно все время видеть в движении, в какой стороне от вас находится исходный пункт. Потестила, оценила. Не забудьте - чтобы красная стрелка вообще появилась, новый трек должен быть привязан к одному из предыдущих в режиме Forward или Revers. Если вы включили навигацию в режиме No Route, красная стрелка не отрабатывается.

 

 Компас оживает, естественно, только если вы начнете движение.  Очень хорошо работает в авто. Однако при пеших стабильных 3-5 км/ч  компас,   увы, глючит –  часто теряет  «разум», сбрасывая  скорость в 0 и  возвращаясь к исходному «North» (что уже само по себе глупо – лучше бы замораживал стрелку в последнем положении! ).  На качестве трека это не сказывается, а вот компас колбасит. Скорость: показывает похожую на правду. С отключенным SN - еще более похожую (об этом ниже)

 

 

Я надеялась найти лекарство к проблеме, отключив опцию GPS Calculated Speed/Course. Некоторые навигаторы глюковато отрабатывают скорость и курс; отключение опции позволит программе самой поработать.  Но ничего не изменилось, увы. Итак, пресловутые глюки 3 сирфа все же вылезли!.... мать-мать-мать… опять двадцать пять!.

Чем же вылечить компас?  Конечно, разработчик может  однажды  напрячься и обмануть SN,  но на текущий момент  решить проблему тоже можно,  используя программы, временно отключающие в GPS чувствительный режим Static Navigation, если  предстоит пешая, или неторопливая сплавная навигация.

 

Поставила прогу MMSirf, маленькую и простую, как апельсин.  Для корректной работы желательно везде выставить скорость 4800 бод, аппаратный COM у нас пятый.  Программный порт ни Пас, ни Ози  не видят. Поэтому работаем с «железным», пятым.

MMSirf одним кликом «лечит» проблему компаса (опция  GPS Calculated… при этом отключена). Вырубив SN, мы получаем сразу несколько плюсов:  компас работает стабильно даже при очень медленном движении, отлавливается больше спутников(!... но иногда с меньшей силой), качество трака на открытом пространстве не изменилось. Правда, Ози по-прежнему колбасит при остановках  и проблемы со звуком остались, увы – из шести фиксаций только два раза голосовое подтверждение. Пасик без SN невозмутим, трек ровный.  Глючок: при полной остановке пару раз выдал  ложное сообщение о потере спутников. Может, какой-то баг привязки звука, надо еще разобраться. Или вправду на секунду потерялось - там место "плохое".

Вывод:  без SN жизнь прекрасна! J  Правда, в помещении мы теперь слепы. А вот на сиденье авто "кастрированный" Сирф все равно работает и пишет трек без проблем!  Но на крайний случай всегда можно вернуть чувствительность назад. Решать, в каком режиме работать - вам. Если нужен компас - однозначно отключать SN, если сложные условия приема сигнала и важен трек - включать. Прога лежит в глобусе.

 

С включенным SN Пасик  стабильно рисует трек при разных скоростях бода – я проверяла  4800, 9600, 14000, 115200, а так же  AutoDetect. В принципе, если навигатор встроен, то  должно быть без разницы, какая скорость.  Ставила  постоянную запись точек, а так же 1, 2, 3, 5 и 10 секунд.  В итоге почти один фиг, но при высокой частоте точки начинают «громоздиться», не очень красиво.  Есть настройка минимальной дистанции перемещения, при  которой произойдет запись сегмента.  Самую мелкую я ставила полметра – не очень красиво.  Оптимальный выбор – 2-3 метра и раз в 5 секунд. Для машины – 10 х 10. Вне зависимости от параметров, интенсивности движения и силы сигнала со спутников  трек пишется ровно, без скачков и «отмашек».

Три пойманных спутника (например, в комнате) не обеспечивают нормальные координаты, указатель начинает крутится, появляется «ложная» скорость, высота и т.п.  Результат – сдвижка порядка 50 метров. Четыре – уже более-менее, пять – хорошо, а выше – очень хорошо.  Несмотря на то, что в машине «отлов» неба идет даже на сиденье, лучше все же воспользоваться предложенными Asusом автодержателями и закрепить КПК на лобовом стекле. Это заметно усиливает сигнал и прибавляет 1-2  «шарика», а с оттопыренным «ухом»  словит  весь доступный альманах.

 

У программы имеется настройка 4 хард-кнопок КПК под нужны программы,  любого пункта меню. Я ставлю карту, спутники, компас и навигацию. Жаль, кнопок мало!... :)

При установке нового релиза сохраняются  старые настройки (переустановленный Ози надо заново настраивать).  Это удобно, потому что у Паса море настроек, особенно числовых, и все их запомнить нелегко.

 

 

Недостатки, проблемки  и глюки

 

 

-  Протокол Windows Mobile GPS. По словам  разработчика,  для его активации на Асусе надо в настройках GPS включить автоматическое  управление навигатором.  Но  пассы не помогли – протокол не пишется. Над новинкой надо еще соображать…

- В Асусе навигация  отлично работает с русским языком – можно без боязни называть и аннотировать по-русски треки, точки и базы. В 3 версии с этим были проблемы. Но один минус остался – карты приходится называть по-латински. Это внешний объект, и прога  не видит чужой язык, поэтому не заносит русское название в список карт. Неудобно, но терпимо

- Активный трек можно окрасить в любой цвет. Остальные треки, в любом количестве, являются неактивными, и красятся в другой цвет, но все - в один. При большом количестве видимых неактивных треков это может вызвать неудобство.

- Программа может напугать  кривым альтметром, показывающим стабильную липу. Лечится отключением опции «Track Depth in Elevation Field» в системной настройке программы

-  При включении навигатора Пасик постоянно требует ввести данные – хочу ли я продолжать старый трек, каков нынче режим перемещения и т.п.  Это  надоедает, и непонятно, почему это  нельзя убрать в настройку

-  карта PRC для Пасика конвертится дольше и занимает больше места раза в 2, чем MAP+OZF2 для Ози.

- Соответственно, активный кусок двигается помедленнее при работе со стилусом, чем у Ози

- Если привязать WAV к достижению точки (именно к достижению, а не приближению!), то звук не отыгрывается, даже если "топтаться" по точке. Слышно его один раз - если при включенной навигации поставить точку - и тут же будет сообщение о нахождении в ней. В иных случаях отыгрывается какой-то служебный beep, либо вообще ничего. Явный баг, отправлен Скотту... При этом аларм приближения к точке работает нормально.
(Добавление от 9.11.06: Списалась с разработчиком и провела еще пару тестов (c отключенным SN). Скотт уверяет, что звук достижения срабатывает всего один раз за сессию навигации. Однако на деле я получала не мнее трех сообщений, три раза подходя к точке с разных сторон. Мое сообщение звучит "Я на точке!", а дистанция настроена как 5 метров. С такой точностью можно найти клад! :) Однако, кажется, я поняла, откуда лезут глюки. Для 5-метровой точности определения координат необходимо 6-7 зафикченых спутников с силой сигнала не менее 50% от линейки. Как только прием становится хуже, accuracy резко возрастает (например, до 25 метров) - и программа уже не в состянии определить, где она, дошла до точки, или нет? А звук приближения ("Приближаюсь к точке!"), настроенный не менее, чем на 50 метров, почти всегда, естественно, сработает, даже при плоховатой видимости спутников. Перед серьезными препятствиями лучше настраивать голос приближения не менее 100 метров, чтобы успеть зачалиться и т.п. Звук достижения не так важен, так как на самой точке (порог) навигатор уже никто смотреть не будет, естественно.

- У Пасика исторически крупные шаги зуммирования масштаба.  Это странно при таком объеме карты. Для навигации реально можно использовать только 2 шага уменьшения от 100%.  Хотя по опыту двух хватает (100 и 50), но все же

-  Пора делать нормальный десктоп!

 

Несмотря на ряд недостатков, PathAway 4 последних релизов   мне нравится больше, чем Ози.  Я пользуюсь  продуктом почти три года, и раньше не было крупных нареканий, а теперь Пасик вообще красавец! – хотя над ним еще надо поработать. Видно, что прогу активно  обновляет разработчик (for Palm & Pocket), в то время как ОзиСе «слегка заморозился» с 2005 года… Наверное, Des & Lorraine Newman считают продукт законченным. А здря...

 

Мною так же был испытан крякодел 40.00.29, но он кишит недочетами, и с тех пор сделана масса нового – лишний повод честно купить программу… ;) Стоит она недорого, но  сделать это нелегко – нужно иметь Visa или MasterCard с возможностью международных транзакций (деньги перечисляются через пуршазный сайт, при получении высылается код активации), либо просить дружественную Х-оказию, либо… традиционно рыть кряки. В России PathAway не продается.

Триал-версия и полный мануал в формате PDF качается с сайта разработчика.

Поговорить о глюках и помечтать можно на их форуме http://www.pathaway.com/forum/viewforum.php?f=33 (нужна регистрация).  Любопытно, что там уже появился глюк версии 4.00.48, которой  еще нет официально…))

 

 

Тонкости нештатной конвертации

 

 

У Паса есть штатный конвертор треков, работа с которым немного описана в предыдущей статье. Поговорим о других способах связи с Ози.
Попытка спарить ежа с ужом через конвертор myPW2Ozi не удалась. Конвертация треков из Пасэвея в ОзиЕксплорер (что было бы удобно, в общем) - действительно сработала, трек лег, но с сильной западной сдвижкой. Конвертация карты из Ози в PRC действительно породила карту приемлемого качества и небольшого объема, но с окривевшей напрочь калибровкой. Попытка перекалибровать карту в КПК привела к тому, что верхняя часть ее перестала быть видна вообще, словно отрубилась. Дальнейшее использование самопальной утилиты представилось нелогичным. Кто хочет поиграться - лежит в глобусе. А я расскажу, каким еще "ручным" способом можно перенести трек из Пасэвея в ОзиЕксплорер - что полезно, пока "мускоки" не написали нормальный десктоп.
В четвертой версии нам уже не понадобятся конверторы. Для начала нужный трек надо вытащить из базы - делается это из меню Option - Track - Import; куда-нибудь на флешку. Получаем файл типа "Track 06-11-07 13.09.pwtrk". В названии, как вы догадались - дата (гг-мм-дд) и время трека. Синхронизируем КПК и перетаскиваем файл в директорию DATA ОзиЕксплорера. Если заглянуть в файл, то мы увидим уже готовый трек, у которого только нет "шапки". Копируем любую шапку из ближайшего озевского *.plt. Трек к бою готов!
Почти то же самое делаем, но несколько сложнее, перетаскивая точки. Если нужно перетащиить 1 точку, ее сначала надо переместить в базу: Option - Points - Transfer - Move To... Получаем файл типа "Points 06-11-07 20-52.pwpts". Если всю базу точек (а точечных баз Пасик поддерживает много), то сразу идем в меню Option - Point Database - Import.... Файлу на компьютере делаем расширение wpt. Внутрь опять кладем "шапку", стащив ее из любого озевского файла *.wpt. Но далее начинается гемор - перед каждой строкой надо прописать текст типа -1,WP0, -1,WP1 и т.д. Лучше, наверное, это сделать через ексель.

Так одна родная точка выглядит у Ози:

OziExplorer CE Waypoint File Version 1.2
WGS 84
Reserved 2
Reserved 3
-1,WP0 , 55.9098377, 37.7142000,39014.8454051,,,,,,25 окт 2006 00:17:23,,,,-777

а так - от Пасевея для Ози (обратите внимание, что к точке привязана звукозапись, но для ОзиЕксплорера это по барабану):

OziExplorer CE Waypoint File Version 1.2
WGS 84
Reserved 2
Reserved 3
-1,WP0 , 55.91055900,37.71497100,447.00000000,,B>G:0 B5AB,0,?xml?\Flash Disk\8G=K5\vodopad.wav

Загружаем в Ози карту той же местности (привязанную, естественно), делаем Load трека и нашей точки - вот они, голубчики! Лежат красиво:

 

 

 

 

В заключении хочу сказать, что тандем «КПКGPS + программа» сегодня обогнал по функциональности все самостоятельные любительские навигаторы, вместе взятые (ОПЯТЬ ИМХО!!! 8))).  Кроме  внятной топографической навигации, в КПК можно загнать, по желанию, и вектор, и массу отчетов, лоций, схем,  фото и видео проходов препятствий, настучать или надиктовать дневник, нарисовать свои схемы…  Ни один автономный GPS этого не может и возвращает нас к бумажным технологиям. Кроме того, повторюсь – на удаленные уголки нашей родины хороших векторных карт для туризма не пока не существует, поэтому вектор в российских реалиях   откровенно не рулит (кроме городов и центральных областей)...

В качестве иллюстрации приведу две доступные карты кусочка местности, посещенной этим летом:

Растровая карта (по таким  производилась  навигация в Пасэвэе-3)

 

 

Векторная карта

 

 

Комментарии, как говорится, излишни… Тем не менее, гисовские векторные карты тьму-тараканей можно использовать в качестве обзорных.

 

У «тандема»  исторические недостатки  - плохая водо- и ударо-защищенность КПК, и меньшее время работы от одной зарядки  (невозможность работать с батарейками). Впрочем, кто читал мои тесты зарядных устройств, уже решил эту проблему.   Кроме того, 7-9 часов навигации Асуса – серьзный прорыв вперед в смысле автонома.

От воды и пыли этот КПК, я думаю,  можно просто запаять в обычный полиэтиленовый прозрачный мешок.  Вызов программы осуществлять  прошитой хард-кнопкой,  запуск навигации – тоже.  Отключение навигации производится  кнопкой выключения КПК. При новом включении навигация начнется с той же точки, где закончилась – в итоге в простейшем, «мешочном» варианте работы даже стилус не нужен… А ударять много чего не рекомендуется – рацию, фото, видео и собственную голову – КПК здесь не исключение… J   Правда, уронить Асус во время навигации и с открытой антенной я уже умудрилась. На работу это не повлияло. Час при легком морозе на открытом воздухе тоже не обидел машинку. Так что не все так страшно, как малюют…

 

КПК со встроенным  3-м сирфом  – на сегодня недешевый, но самый удобный и красивый   вариант  определения себя в пространстве.

Ну, а для любителей  экстрима, обычных GPS  и бумажных карт появилась весьма любопытная, сверхкомпактная и  водонепроницаемая штучка  под названием Forerunner 305

http://www.navicom.ru/articles/news_1159862314.shtml. Тоже удовольствие не из дешевых, увы. Куча наворотов, недостаток – маленький экран. Но если кто из Хронов решится на покупку - будет любопытно почитать тест. 

 

 

 

 

Обсудить в Дупле

 

 

Ханума

Veslo.ru ©

 

ноябрь 2006

 

 

 

 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |