Реклама: Здесь пневматические винтовки. | На сайте www.kuznica.ru предлагается аренда мачтового строительного подъемника за 1050 руб/сутки.

Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 

Серьезный тул

Обзор навигатора DeLorme Earthmate PN-40

Содержание

Часть 1. Навигатор Delorme Earthmate PN-40

Зачем растр и почему DeLorme

Про плюсы и минусы растровых и векторных карт написано уже много и повторяться не хочется. Отмечу только, что я целиком и полностью за векторные карты. С одной оговоркой. Если они есть и имеют достаточную степень детализации. А в нашей стране за вменяемые деньги хороших векторных карт нет, а то, что есть заслуживает названия максимум обзорной карты, а то и просто схемы, но никак не больше. За невменяемые деньги, не знаю, может и есть что-то более подходящее, но невменяемые деньги - это не для туриста. Короче, получилось так, что последние несколько лет карты для Garmin-ов я себе рисую сам. В основном, путем ручной векторизации гугловских космоснимков. Процесс небыстрый, трудоемкий, и в процессе подготовки прошлогоднего похода в Якутию он мне надоел окончательно. Поэтому где-то зимой голову посетила следующая мысль – а зачем векторизовать растр, если можно попытаться найти навигатор с поддержкой растровых карт? Тогда можно будет прямо в навигаторе использовать тот самый растр, который я руками векторизую. КПК меня, как альтернатива специализированному навигационному устройству не устраивает по причине нежности этих устройств, излишка функций, которые в навигаторе совершенно не нужны и вопросов, возникающих с электропитанием в походных условиях. В общем, решил я поискать навигатор с возможностью работы с растровыми картами.

Сказано-сделано. Прощупывание рынка выдало следующий результат – таких навигаторов мало, но они есть. Сначала я посмотрел, что есть у Garmin-а. А есть у него навигаторы серии Oregon, где растр пока поддерживается только на уровне просмотра картинок. Хотя, судя по последней информации, у самого Garmin-а средства делать нормальные растровые карты для этих навигаторов имеются, они простому смертному недоступны. Вобщем, гарминовские приборы даже на попадают в круг рассматриваемых - пользовательские растры грузить нельзя, а векторный гармин у меня и так есть. Дальше идёт Магеллан со своей серией Triton. У них примерно та же ситуация, но формат растровых карт народ таки расковырял и программа для привязки и заливки растра уже есть, что хорошо. Ещё есть Bushnell, но там тоже нет возможности закачки пользовательских карт.

В общем, при всем "богатстве" выбора, альтернативы не просматривалось. Я, было, уже всерьёз задумался о покупке Тритона, но тут мне попалась еще одна фирма-производитель, у нас достаточно мало кому известная. Это DeLorme со своей серией приборов Earthmate. Поизучав сайт www.delorme.com и тамошний форум, я обнаружил, что в отличие от других производителей, DeLorme от народа не сильно прячется, и простому смертному за вполне вменяемые деньги доступен софт для работы с растром (в последствии оказалось, что не только с растром). Собственно, такая поддержка со стороны производителя всё и решила, и несмотря на полное отсутствие русского языка в приборе и гарантии в России, я решил, что буду покупать именно Earthmate, тем более, что где-то примерно пол-года назад вышла новая модель, Earthmate PN-40. Некоторая опасность приобрести кота в мешке при этом, конечно же, присутствовала, но почитав, что пишут о приборе на англоязычных форумах, я нашел сильно больше положительных отзывов, чем отрицательных.

Решить-то я решил, но вот досада - DeLorme в нашей деревне никто не торгует. Причем, совсем. Amazon к нам электронику не возит, а со всякими посредниками связываться не хотелось. Заказ напрямую у производителя возможен, России нет в списке стран куда приборы не поставляются, но у меня нет карты, которая позволила бы оплатить такую покупку. Можно, конечно, и завести такую карту... Впрочем, в итоге нашелся другой способ – посылкой через третьи, но весьма надежные руки. И ни цента сверху.

Заказан был прибор Earthmate PN-40 ($400, версия с 1 Гб встроенной памяти) а также XMap 6 GIS Professional - программа, которая нужна для работы с пользовательскими растровыми картами ($200). Стоит заметить, что для тех, у кого прибор уже есть, XMap стоит вдвое дешевле - $100, но тогда заказ нужно оформлять по телефону, с чем возиться совершенно не хотелось.

В целом на все ушло примерно недели три (с покупкой, доставкой, пересылкой по почте и прохождением таможни) и 20 марта навигатор прибыл в мои руки.

Комплект поставки и характеристики

Итак, навигатор у меня, смотрим, что в коробке.

Комплект поставки
  • Собственно навигатор DeLorme Earthmate PN-40
  • Карта памяти формата SD объемом 1 Гб
  • Кабель USB для обмена данными
  • 2 батарейки AA
  • Ремешок
  • Руководство пользователя
  • Диск с программным обеспечением Topo USA
  • 3 DVD диска (больше 20 гигабайт)с детализированными картами Территории США
  • Сертификат на $100 для доступа дополнительным платным картам.
  • Наклейка с надписью Serious Tool

Ну и рядом коробочка с XMap 6 GIS Professional

Теперь о технических характеристиках навигатора. Посмотрим, что там за серьезный тул. :)

Итак:

  • 32 канальный чипсет Cartesio от STMicroelectronics;
  • 2-х ядерный процессор;
  • дисплей 2.2'' Transflectie TFT, 65 тыс. цветов, разрешение 220x176;
  • 1 Гб встроенной флеш-памяти (доступно пользователю 500 мб), можно поставить дополнительную в формате SD до 32 ГБ, поддерживается SDHC;
  • 3-осевой электронный компас;
  • барометрический высотомер;
  • хранит до 10 треков (10 000 точек на трек), 1 000 путевых точек, 50 маршрутов;
  • Защита от внешних воздействий по стандарту IPX7
  • Размеры: 133,3мм x 61,7мм x 38,1мм(5,25" x 2.43" x 1.5")
  • Вес: 150 гр. (5,35 oz)
  • Рабочая температура от -20°C до +75°C
  • Встроенная антена
  • Питание от 2 батареек АА

В общем, ничего лишнего, обошлось без звонилок и свистелок. Сразу обращает на себя внимание объем памяти, и карта на 1Гб в комплекте. Прибор явно разрабатывался и комплектовался с расчетом на то, что люди будут пользоваться растром. Отсюда же растут ноги и у наличия двухъядерного процессора, операции с растром вешь не быстрая, и именно на это было много нареканий у владельцев предыдущей модели навигатора - Earthmate PN-20.

Цвет корпуса - ярко оранжевый. Это хорошо, прибор такого цвета хорошо заметен, его трудно будет оставить незамеченным при уходе со стоянки или потерять. По размеру PN-40 близок к мобильному телефону, но чуть шире, длинее и существенно толще. Несмотря на толщину, прибор удобно лежит в руке, нижняя поверхность, она же крышка батарейного отсека, обрезинена, также есть резиновая вставка в верхней части корпуса. Корпус сделан качественно, ничего не скрипит и не болтается.

Крышка батарейного отсека крепится на двух винтах со скобками. Сам же батарейный отсек уплотнен дополнительной резиновой прокладкой. Под гнездом для батареек находится слот для карты SD.

Вид сбоку Кнопки Замок батарейного отсека Батарейный отсек

Стиль управления у PN-40 такой же как и у большинства навигаторов такого класса на рынке, отсюда и стандартный набор кнопок. Кнопки не очень крупные, но неудобств не вызвали, нажимаются четко, с характерным щелчком. Подсветки на кнопках нет. Навигационная клавиша восьмипозиционная, каждая позиция легко ловится пальцем благодаря тому же щелчку. Проверка работоспособности кнопок в аквапаке показала, что всё нормально, жить можно, кнопки успешно нажимаются.

Экран небольшой, но тут уж ничего не поделать, уменьшение размера экрана – средство борьбы с энергопотреблением. С одной стороны, хотелось бы большего, но с другой стороны, должно хватить, в конце концов, у гарминовских eTrex-ов серии Vista экран по размеру и разрешению аналогичный. В остальном к экрану претензий нет, у него хорошая подсветка, да и на солнце он не слепнет. При ярком солнце подсветку можно вообще отключить – все будет видно и так.

В целом впечатления от эргономики прибора положительные. Пока какого-либо дискомфорта использование устройства не вызвало. Но и опыт этот, собственно, пока небольшой.

Из внешних разъемов у навигатора имеется восьмиконтактный разъем для подключения USB кабеля. Больше никаких внешних интерфейсов у прибора нет. Работать с оборудованием, поддерживающим NMEA он также не умеет. Еще одной проблемой может стать для кого-то недокументированность протоколов обмена данными с устройством, что ведет к тому, что ни одна сторонняя программа на данный момент не умеет обмениваться данными с PN-40, поэтому все придется делать из родного софта. Для меня лично всё это проблемой не является. Впрочем, есть информация, что авторы GPSBabel пытаются раскопать протоколы обмена.

Теперь по поводу электропитания. Как уже говорилось, операции с растром - вещь накладная в плане вычислительных процессов. Поэтому в навигаторе применен аж двухъядерный процессор. Что, понятное дело, не могло не сказаться на энергопотреблении и, как следствие, времени работы от батареек. В форуме на сайте производителя есть ветка, в которой пользователи устройства делились результатами тестов на время жизни от одного комплекта элементов питания. В среднем получается, что от комплекта аккумуляторов прибор в нормальном режиме живет около 10 часов. Использование литиевых батареек и режима экономии энергии позволяет надеяться часов на 15. У меня у самого такого типа "тест" произошел случайно - уходя на работу я забыл включенный прибор на столе. Прием сигнала со спутников был отключен, батарейки уже несколько часов отработали на тот момент. Вернувшись где-то через 10 часов, я обнаружил, что навигатор еще жив, но сообщает о низком уровне заряда батарей. После этого батарейки отработали, кажется, еще пару часов.

Сравнивая с Garmin 76Cx

По сравнению с Garmin 76Cx, прибор от DeLorme выглядит немного меньше - он действительно меньше в длину и ширину, но где-то на сантиметр толще в районе батарейного отсека. Экран у гармина больше по размеру (2.2" против 2.6"), по разрешению примерный паритет (220x176 против 240x160), а вот по количеству отображаемых цветов PN-40 далеко впереди. Кнопки у 76Cx самую малость побольше, но тактильно мне кнопки PN-40 понравились больше. По весу навигаторы примерно одинаковы. Ожидаемое время работы от батареек у PN-40 примерно вдвое меньше, чем у данного гармина.

 


Встроенное ПО

Ко мне прибор попал с прошивкой версии 2.3. На момент приезда прибора в Москву последней официальной версией была 2.4. На данный же момент (май 2009г.) последней версией является 2.5. Прошивки 2.4 и 2.5 были загружены с сайта DeLorme и успешно прошиты в навигатор. В прошивке версии 2.5 из крупных изменений были добавлены функции для работы с данными сайта www.geocaching.com и функция предсказания положения спутников.

Вкратце пройдусь по основным экранам навигатора. Все скриншоты ниже получены непосредственно в навигаторе.

СпутникиСпутники

Здесь всё стандартно – схема расположения спутников, уровни сигнала, уровень заряда батарейки, время, режим и точность определения координат, высота.

 

Карта

Здесь тоже с виду ничего необычного – карта, координаты, масштабная линейка. А вот в настройках уже кое что интересное, сказывается заточенность прибора под растр – есть возможность быстро включить/выключить отображение растра, настройка порядка и видимости отображаемых слоев по типам данных и настройка видимости загруженных пакетов карт.

Масштаб, помимо линейки, может отображаться также как номер масштабного уровня либо в виде значения 1:x

Уровень
Деление линейки
Масштаб
Уровень
Деление линейки
Масштаб
1
1000 км
1:100 000 000
11
1 км
1:100 000
2
500 км
1:50 000 000
12
400 м
1:48 000
3
250 км
1:25 000 000
13
200 м
1:24 000
4
125 км
1:12 500 000
14
100 м
1:12 000
5
64 км
1:6 000 000
15
50 м
1:6 000
6
32 км
1:3 000 000
16
25 м
1:3 000
7
16 км
1:1 500 000
17
12 м
1:1 500
8
8 км
1:800 000
18
6 м
1:750
9
4 км
1:400 000
19
3 м
1:375
10
2 км
1:200 000
     
Карта Настройка карты
Слои карты Пакеты

КомпасКомпас

Он электронный и работает не только в движении. Легко калибруется, инструкции для калибровки прибор выдает сам.

 

Путевой компьютерПутевой компьютер

Всё стандартно – несколько полей с возможностью настройки типов отображаемых данных

 

Путевые точкиПутевые точки

Список точек, направление и расстояние до выбранной точки. Доступно 183 значка путевых точек. Загрузка пользовательских значков не предусмотрена.

 

Треки Свойства трека Трек на карте

Управление треками

Стандартные функции записи трека, редактирование свойств трека, просмотр трека на карте. Для трека можно задать один из 12 цветов. Единственный минус - трек пишется только в память прибора и не может быть даже скопирован на карту памяти.

Маршруты Редактирование маршрута

Маршруты

Управление маршрутами, редактирование маршрута. К сожалению маршруты с роутингом (для них Calculation Method ставится в значение Road) на территории нашей страны работать не будут. Это как-то связано с базовыми векторными картами, зашитыми в прибор, и поэтому роутинг возможен только на территории США, Канады и Мексики.

 

НастройкиНастройки

  • системные: режим работы, режим WAAS, тип батареек, режим питания от USB
  • экран: настройка цветовой схемы, яркости дисплея, режима работы подсветки
  • соединение с компьютером: настройка отображения этого режима и тип передачи данных
  • компас и высотомер: включение/выключение датчиков
  • звук: типы сигнала при различных событиях, громкость звука
  • время: формат времени, часовой пояс (может выбираться автоматически), режим летнего времени
  • единицы: настройка отображения координат, датума (пользовательский датум и формат координат не поддерживаются), единиц измерения расстояния, давления
  • порядок страниц: порядок и видимость страниц в интерфейсе

 

Также присутствуют экраны с отображением состояния солнца и луны, прогноз рыбалки/охоты и график приливов и отливов. К сожалению, последний для нашей страны бесполезен.

В целом, конечно, это вам, что называется, не гармин. Тема отсутствия звонилок и свистелок продолжена и в интерфейсе - здесь нет всяких красивых иконок в меню, большая часть информации представлена текстом и графикой с минимальными наворотами. Основные функции, однако, на месте. Но есть и кое-что, чего, на мой взгляд, не хватает:

  1. Не поддерживаются произвольный датум и формат координат.

  2. В единицах вывода у барометра нет миллиметров ртутного столба. Дюймы есть, а вот миллиметров нет.

  3. Нет возможности просмотра профиля трека. Наверное, было бы логично его иметь в приборе с высотомером.

  4. Нет возможности записи треков на карту памяти.

  5. Роутинга нет в наших условиях, хотя, наверное, кому-то он иногда не помешал бы. Впрочем, рискну предположить, что если кто-то смотрит в сторону растровой картографии, то, скорее всего, роутинг для него - не главная возможность в навигаторе.

 

Тестирование в реальных условиях

Ну и, в заключении первой части обзора, немного про тестирование прибора в действии. Тестов было два. Первый - сравнение с Garmin 76Cx в одинаковых условиях при записи трека в лесу, второй - использование в условиях, что называется, приближенных к боевым.

Условия первого теста были одинаковыми для обоих навигаторов - они лежали рядом в клапане рюкзака и писали трек. Сравнение записи треков в лесу показало, что ловит спутники, да и держится за них PN-40 несколько лучше, чем 76CX, трек пишется более ровный. У гармина явно заметны "выбросы" в сторону, характерные для SirfStar III в условиях, когда прием спутников не очень хорош и ловится отраженный сигнал. Был также момент, когда я нарвался на один из глюков актуальной на тот момент прошивки PN-40 - после потери спутников прибор никак не мог их нащупать, но после выключения/включения сразу быстро всё нашел. Гармин, правда, в этом месте тоже отличился, он вообще потерялся и так и не смог нащупать спутники до выхода на открытое место. Описанная проблема в прошивке PN-40 производителю известна, и похоже, что в новой прошивке версии 2.5 предприняты меры по её устранению.

Второй тест был предпринят в трехдневном походе. Целью было проверить работу и энергопотребление навигатора в том же режиме, в котором обычно использую гарминовский прибор. Навигатор работал от комплекта литиевых батареек, был включен режим экономии энергии, с этой же целью были отключены электронный компас и датчик давления. Была также залита самая свежая на тот момент прошивка версии 2.5. Использовался навигатор в таком режиме: постоянно включен, ведется запись трека, на стоянках и перекусах выключен, уровень подсветки - 50% с отключением через 15 секунд неактивности. Основной режим отображения - путевой компьютер, с периодическим переключением на просмотр растровой карты. Помимо записи треков, навигатор пару раз использовался для расчета длины участка маршрута по карте при выключенном GPS. Результат в таблице ниже.

Треков записано 2
Суммарная длина треков 78.42 км
Суммарное время треков 12 часов 51 минута
Навигатор был включен 14 часов 4 минуты
Использование с выключенным GPS 20-30 мин
Остаточный заряд батареи по показаниям навигатора 40-50%

Примечание по поводу остаточного заряда. Данные цифры взяты из показаний прибора, диапазон показан потому, что цифры эти колебались. При старте, как правило, показывается 100% заряда, затем он с некоторой скоростью снижается. Это, как я понял, частично зависит от температурного режима и характеристик самих батареек, а возможно, и от особенностей работы прибора. На реке в какой-то момент индикатор на странице спутников показывал 50% заряда, потом, когда прибор нагрелся от солнца - 75%. После этого на странице путевого компьютера было настроено отображение параметра Batterey Life, который дает более точное значение. На выброске при одном из включений при движении в автобусе, значение этого параметра примерно в течение получаса упало со 100% до 83%. Цифре в 83%, однако, я предпочитаю не верить, поэтому будем считать, что показатели находятся в указанном в таблице диапазоне.

По результатам второго теста я могу сказать, что подсознательно ожидал много худших результатов в плане энергопотребления, поэтому взял запасной комплект литиевых батареек. Но он, к счастью, не понадобился - навигатор отработал около ожидаемых 15 часов и при этом у него еще вполне рабочие батарейки. Впрочем, из одного коротенького похода окончательных выводов я делать бы не стал, а статистики пока нет.

 


 

Часть 2. Работа с XMap GIS

Программное обеспечение XMap 6 GIS Professional

В комплекте с навигатором поставляется программа Topo USA 7.0, которая предназначена для загрузки в навигатор карт и работы с точками, треками, маршрутами и т.п. Однако, с растровыми картами Topo USA может работать только в том случае, когда они специальным образом для использования в этой программе подготовлены. Самостоятельно подключать растровые карты Topo USA не умеет. Для этого предназначена другая программа - XMap GIS, её нужно приобретать отдельно. А т.к. основной целью приобретения навигатора была работа с растровыми картами, и XMap GIS была куплена, дальше буду рассматривать только её.

Topo USA и XMap GIS имеют общее ядро и визуально отличаются друг от друга только количеством закладок. XMap GIS Professional, в свою очередь, является урезанной версией полнофункциональной GIS системы производства всё той же Delorme. Ограничения выражаются, главным образом, в отсутствии возможности создания и детального редактирования векторных GIS-слоев карт, набора форматов экспортируемых и импортируемых данных, количества точек, используемых при геопривязке растровых изображений.

Инсталляция программы по большому счету не таит никаких подводных камней, но есть пара тонкостей.

  1. XMap GIS для хранения некоторых данных использует БД на MS SQL Server. Версия XMap GIS Professional поставляется с персональной версией MS SQL Express Edition.

  2. Программа, похоже, изначально не предполагает использования вне США/Канады и плохо дружит с русифицированными версиями Windows. Это выражается в категорическом неприятии запятой в качестве десятичного разделителя. Я заменил разделитель на точку, после чего программа заработала нормально.

Вообще говоря, программа существенным образом отличается от того, что предлагает для своих навигаторов Garmin (я имею в виду MapSource), поначалу несколько неинтуитивна в использовании, и имеет, как сейчас модно выражаться, не самую короткую learning curve. Однако, все это является следствием более богатых возможностей. Если в MapSource все, что можно делать - это работать с готовыми картами, то в XMap карты нужно делать самому. Поэтому придется разбираться со специфичной терминологией, учиться работать со слоями карт и т.д. И тому, кто к такому повороту событий не готов, а предпочитает путь "нашел карту - по-быстрому закачал в прибор", с продуктами от Delorme, наверное, лучше не связываться, потому, что для нашей страны готовых карт в природе нет. До кучи XMap еще и не блещет скоростью. Если быть до конца честным, софтина просто тормозная. Особенно это заметно при операциях с растром и подготовке данных для навигатора.

Главное окно XMapИз главного окна программы доступны две панели просмотра карты – Primary Map и Secondary Map. В них могут отображаться разные наборы данных, в разных масштабах и представлении, в панели Secondary Map может быть включено двухмерное и трехмерное представление карты. Справа от панелей карт находится панель управления масштабированием и поворотом карты, снизу – закладки управления проектом. Собственно, в этих закладках и сидит весь основной функционал XMap GIS. Про все закладки можно рассказывать долго, но мне не хотелось бы превращать обзор навигатора в руководство по использованию XMap. Поэтому дальше пойдет речь только о некоторых функциях, касающихся работы с растровыми и векторными данными.

Небольшое введение в терминологию.

В XMap существует понятие масштабных уровней (Zoom Levels). Есть 19 основных уровней, при этом XMap может отображать также семь промежуточных уровней (отображаются, например так: 10-1, 13-5 и т.п.), а в навигаторе, как было описано выше, доступны те же масштабные уровни, но без промежуточных. Имеется также понятие слоев данных, которые, собственно, и содержат картографический материал. Слои данных могут быть как растровыми так и векторными. Растровые слои могут содержать геопривязанные растры различных типов. В векторных могут находиться полигоны, линии, точки и т.п. Существуют также векторные GIS-слои, хранящиеся в базе данных. Для каждого слоя данных может быть указан диапазон масштабных уровней, при которых будет отображаться данный слой.

 

 

Подключение растровых карт

Как уже было отмечено выше, функция геопривязки в XMap несколько урезана функционально, к тому же мне по каким-то причинам так и не удалось заставить её нормально работать. Но расстраиваться рано, поскольку возможен импорт изображений, уже содержащих привязку. Для импорта доступны форматы GeoTIFF и MrSID, являющиеся одними из общепринятых стандартов для работы с растрами, содержащими привязку.

Если у нас в наличии имеются файл в одном из этих форматов, то всё просто. А если нет? Большинство растровых карт, доступных в российском интернете имеют привязку в формате программы OZI Explorer. В этом же формате сохраняют привязку многие программы, предназначенные для выкачивания и склейки карт из различных онлайн-сервисов. К сожалению, этот формат XMap не понимает, поэтому здесь пригодится программа, которая сможет преобразовать эти файлы в нечто, понятное XMap. Я пользуюсь для этого GlobalMapper-ом. Он умеет не только изменять формат файла и преобразовывать геопривязку из одного формата в другой, но и конвертировать карты из одной проекции в другую. В принципе, можно обойтись вообще без OZI и даже начальную привязку делать в Global Mapper.

Итак, порядок действий при подключении к XMap файлов с привязкой для OZI Explorer такой:

Шаг 1. Преобразование в GeoTIFF

Обрезка краев карты
Изменение проекции и датума

Открываем карту в Global Mapper. Обращаю внимание, что открывать нужно не файл привязки *.map, а графический файл карты, файл привязки Global Mapper найдёт сам. Первым делом у карты стоит отрезать поля. Для этого открываем Control Center и жмем кнопку Options. Появляется окно настройки растра, в нем выбираем закладку Cropping, устанавливаем вид обрезки по географическим координатам (Crop to Manually Specified Lat/Lon Boundary), жмем кнопку Specify Lat/Lon Boundary и в появившемся окне вводим значения с градусной сеткии в углах карты, пересчитывать ничего никуда не нужно, координаты вводятся в формате градусов и долей градуса, т.е., например, значение 62° 40' вводится в виде 62,6667. Закрываем окно ввода координат и настройки растра нажатием OK и видим на экране карту без полей.

Теперь в меню выбираем Tools -> Configure... и в появившемся диалоге переходим на страницу Projection. Если у нас стандартная генштабовская карта, то в поле Projection видим Transverse Mercator, меняем значение на Geographic (Latitude/Longitude), жмем OK. Карту на экране растянет по горизонтали, а её стороны станут параллельны сторонам экрана. Внимания на изменившиеся пропорции обращать не стоит, на результате это не сказывается.

Далее в меню выбираем File -> Export Raster and Elevation Data -> Export GeoTIFF, File Type ставим любой, например, 24-bit RGB (я использую Jpeg-компрессию), cнимаем галочку Always Generate Square Pixels. Жмем OK, указываем имя файла и ждем пока закончится экспорт. Результатом будет файл, готовый для подключения в XMap.

 

Шаг 2. Подключение GeoTIFF в XMap

Добавление растра в проект

В XMap переключаемся на закладку Map Data, жмем кнопку Data справа от панелей и в выпадающем меню выбираем Add. В появившемся диалоге выбираем файлы для подключения, там же можно указать, на каких из двух панелей карт будут видны подключаемые файлы – Primary, Secondary или на обеих. После подключения файлы появятся в ветках Raster Data\GeoTIFF соответствующих панелей настройки карт. Напротив каждого импортированного растра имеется галочка, включающая глобально видимость данного растра.

Шаг 3. Настройка отображения карт

Настройка растра

Мышкой выбираем в ветке Raster Data нужный растр, вызываем локальное меню и выбираем Properties – открывается пошаговый диалог настройки растра. На первой странице можно задать цвет, который будет считаться прозрачным. Для растров с 24-х битным цветом можно указать конкретный цвет, для растров с индексированной палитрой – цвет или индекс цвета в палитре. На второй странице указывается, как другие объекты карты отображаются поверх данного растра, оставляем значения по-умолчанию. На третьей настраивается, в каком диапазоне масштабных уровней будет виден данный растр. Диапазон устанавливается двумя слайдерами, зеленым цветом на шкале показывается диапазон, при в котором с одной стороны, еще различимы детали, а с другой стороны – не сильно заметна пикселизация картинки. Рекомендуется, выставлять слайдеры так, чтобы они находились внутри «зеленой зоны». Последняя страница позволяет настроить видимость растра в разных панелях системы, названия опций говорят сами за себя.

Настройка прозрачного цвета Установка масштабных уровней Настройка видимости
Настройка прозрачного цвета Установка масштабных уровней

Настройка видимости

Примечание. В работе с 8-битными GeoTIFF у XMap имеется странный глюк. После импорта вокруг растра рисуется толстая рамка цвет которой берется из первого элемента палитры. Эту рамку можно убрать только включив прозрачность для данного цвета, но если такой цвет есть где-то на карте, то он станет прозрачным тоже. Пока оптимального решения этой проблемы не найдено. Возможно, проблему решила бы такая модификация палитры, при которой в первом элементе стоял бы цвет, отсутствующий на карте. Впрочем, с 24-битными TIFF и файлами TIFF с JPEG компрессией таких проблем нет. Ну, кроме их большего размера и, соответственно, более медленной работы с ними.

Рамка вокруг восьмибитного GeoTIFF Черный цвет сделан прозрачным
Рамка вокруг восьмибитного GeoTIFF Черный цвет сделан прозрачным

 

Ну что ж, после некоторых не сильно сложных манипуляций карты подключить удалось. В результате получилось примерно вот что:

Карта подключена в XMap
Карта подключена в XMap

 

Аналогичным же образом производится конвертация и подключение файлов, сгенерированных программами типа GoogleMV или SAS.Планета. Разница только в том, что эти файлы изначально имеют проекцию Mercator и датум WGS84, поэтому, можно вообще обойтись без их преобразования, а только пересохранить в GeoTIFF. Однако, для файлов, покрывающих большие территории, например, если захочется сделать растровый обзорник на территорию России, все равно рекомендуется проекцию преобразовать к Geographic (Latitude/Longitude).

 

 

 

Векторные Draw- и GIS- слои

Закладка Draw - режим редактированияДля работы с векторными объектами в XMap GIS существуют специальные типы слоев - Draw и GIS. Основная работа с Draw-слоями производится из соответствующей закладки, которая имеет два режима отображения - режим редактирования объектов и режим работы с файлами слоев. В Draw-слоях могут находится следующие объекты: дороги и тропы с роутингом, путевые точки, треки, полигоны, линии и метки. Для разных типов объектов существуют разные типы слоев.

Тип слоя
Может включать объекты
Draw линии, полигоны, метки
Road дороги с роутингом
Trail тропы с роутингом
Waypoint путевые точки
Track треки

Общие правила работы со слоями:

  1. Слоев одного типа может быть несколько

  2. Есть только один активный слой конкретного типа

  3. При создании объект помещается в текущий активный слой подходящего типа, если такого слоя нет, он создается

Инструменты создания векторных слоев

Дорога/тропа. Эти два инструмента предназначены для создания троп и дорог с роутингом. Инструменты, кончено, отличные, но ввиду того, что, как уже говорилось, роутинг работает только на территории США, Канады и Мексики, совершенно бесполезные в наших условиях.

Трек, Путевая точка. Треки создаются в виде линий, для которых могут быть заданы цвет и стиль линии. Для точки можно задать символ, наименование, стиль и размер шрифта. Типы символов выбираются из нескольких наборов. Можно создавать свои наборы символов (имеется встроенный редактор). В навигаторе корректно отображаются только символы из набора "Earthmate PN-Series", символы из других наборов отображаются в виде "Красной булавки"

Полигон, прямоугольник, окружность. Для данных типов объектов могут быть заданы цвет заливки, цвет и тип контура или же тип объекта на местности (набор, правда, весьма ограниченный). Заливка может быть сделана полупрозрачной, это особенно удобно с учетом того, что векторные слои могут отображаться поверх растровых.

Линия, дуга, кривая. Можно задать цвет и стиль линии.

   

Метки. Метки чем-то похожи на путевые точки, но отличаются тем, что в навигаторе не будут отображаться в списке путевых точек. В XMap они также могут отличаться внешним видом - к ним привязывается надпись или изображение.

Примечание. Имена для объектов всех типов кроме путевых точек и меток можно задать после создания, из режима работы с файлами.

Закладка Draw- режим работы с файламиДля перехода в режим работы с файлами нужно нажать кнопку File... в панели Draw. В этом режиме панель разделена на две части. В верхней находится список слоев, в нижней - содержимое текущего выбранного слоя. Здесь доступны: управление глобальной видимостью и порядком следования слоев, создание новых слоев, копирование данных между слоями и экспорт в GIS-слои. Здесь стоит обратить внимание на то, что установить диапазон масштабных уровней, на которых будет виден данный слой можно на закладке Map Data, но не на закладке Draw.

Векторные слои могут быть не только созданы вручную, но и импортированы из внешних источников. Прежде всего это текстовые файлы определенного формата, в котором описаны различные типы векторных объектов. Формат описания на каждый тип объектов доступен на сайте DeLorme.com. Также поддерживаются файлы формата GPS Exchange (*.gpx), которые сейчас понимаются многими программами и могут быть использованы для передачи треков и точек между разными программами и моделями навигаторов. Еще одним источником треков и точек могут быть навигаторы DeLorme Earthmate. Копирование данных из навигатора доступно через стандартный диалог обмена данными с навигатором.

Начиная с версии 6.2 в XMap Professional стали доступны расширенные инструменты работы с GIS-слоями. В отличие от Draw-слоев, GIS-слои не могут содержать треков, меток и путевых точек, а только полигоны, линии и точки. Данные GIS-слоев XMap хранит на сервере баз данных Microsoft SQL Server. В принципе, помимо векторных данных GIS-слои могут содержать любую информацию географического характера. Например, в комплекте с XMap поставляется пример использования GIS слоев для вывода информации по некоей статистике о населении разных штатов США. Но для подготовки таких данных нужна более мощная версия XMap (загрузка готовых данных, подготовленных в старших версиях возможна).

В версии XMap Professional средства редактирования GIS слоев ограничены выбором стиля отображения и вида надписи для объектов этого слоя. Операции выполняются над всеми объектами слоя, индивидуальная тонкая настройка отдельных объектов внутри слоя невозможна. Также отсутствует векторный редактор для GIS-слоев. В принципе, для большинства случаев достаточно и имеющихся средств - объекты разного класса просто нужно располагать в разных слоях, а рисовать объекты вполне можно в Draw-слоях, а затем импортировать в GIS. Тем не менее, использование GIS-слоев удобно тем, что данные хранятся не в файлах, а централизованно в БД, а также тем, что настройки, отображения более тонкие, чем в Draw-слоях, хотя и применяются ко всем объектам слоя сразу.

Импорт векторных карт

Прежде всего стоит оговориться, что полноценный импорт векторных данных из форматов, предназначенных для персональных навигаторов невозможен. Во всяком случае, в версии XMap Professional. Это связано с тем, что набор типов данных в векторных слоях весьма ограничен. Также невозможно создание POI (Point Of Interest). Но даже в таком, ограниченном, варианте векторные данные могут быть весьма полезны.

В тонкости работы конкретных программ я вдаваться не буду. Для понимания процесса, описанного ниже необходимо умение работать с редактором векторных карт GPSMapEdit.

Итак, допустим, у нас есть некая векторная карта, имеющая исходники в польском формате и мы хотим импортировать её в XMap. Детали процесса могут различаться, всё завист от индивидуальных предпочтений. Я опишу это так, как делал сам. Общий принцип такой - сначала разделяем карту на части по типам объектов, затем делаем экспорт в формат ESRI Shape, а потом либо импортируем непосредственно шейпфайлы в GIS-слои либо конвертируем их в текстовый формат и импортируем в Draw слои.

 

Шаг 1. Подготовка и разделение карты

Открываем карту в GPSMapEdit. Для начала, если карта содержит названия на русском языке, имеет смысл преобразовать все строки в транслит. Выбираем Tools -> Convert Labels ставим опцию Transliterate и значение Russian. Жмем OK.

Теперь определяемся, какой из слоев .mp файла мы будем импортировать и удаляем все остальные слои. Это делается в окошке Map properties на закладке Levels. Получившуюся карту стоит сохранить, она еще не один раз понадобится.

После этого, собственно, и начинается процесс разделения. Это нужно для того, чтобы после импорта мы могли разные типы объектов расположить на разных слоях в XMap. Всё это просто добавит удобства в последующей настройке карты. В получившейся карте выбираем все объекты одного или нескольких типов. Затем инвертируем выделение и удаляем все выделенное. Теперь в нашей карте остались только те объекты, которые были изначально выделены. Результат сохраняем в новый файл.

Далее снова открываем файл с нужным нам слоем, выделяем новые объекты и т.д.

Шаг 2. Преобразование в шейпфайлы
PText2SHPДля этого используем утилиту PText to SHP, которую можно взять на сайте Михаила Шаронова. Она предназначена для преобразования векторных данных в польском формате в шейпфайлы. Разные типы объектов - полигоны, линии и точки - будут экспортированы в разные шейпфайлы, названия их можно задать в соответствующих полях ввода. Результатом работы программы будут несколько файлов, содержащих данные шейпфайлов.

Далее, как я уже писал выше, у нас есть два варианта - либо импортировать готовые шейпфайлы сразу в GIS- слои XMap либо предварительно сконвертировать их в текстовый формат и импортировать в Draw-слои.

Шаг 3, вариант 1. Импорт в GIS-слои

Открываем закладку GIS, там жмем кнопку Layers и в меню выбираем Import->NewLayer. В возникшем диалоге выбираем шейпфайл, указываем наименование слоя и задаем базу данных, в которую будет помещен результат импорта, если БД еще не создана, её можно создать здесь же. На следующем шаге в диалоге будет запрошен формат координат и датум. После чего пойдет процесс импорта, по окончании которого будет выдана диагностика корректности данных, например, может быть выдано сообщение, что некоторые полигоны имели самопересечения и были скорректированы для устранения этой проблемы.

В списке GIS слоёв появится новый слой, с иконкой, которая зависит от того, какие данные были импортированном шейпфайле. Собственно это всё. Параметры отображения импортированного слоя настраиваются стандартными средствами, доступными для GIS-слоев. В дальнейшем импортированные в БД GIS-слои могут быть легко подключены к любому проекту XMap.

Выбор источника для импорта
Создание новой БД
Настройка отображения
Выбор источника для импорта Создание новой БД Настройка отображения

 

Шаг 3, вариант 2. Импорт в Draw-слои

SHP2DRAW

Импорт данных из шейпфайлов непосредственно в слои этого типа невозможен, но зато есть программа Shp2Draw, которая может конвертировать их в текстовые файлы, которые понимает XMap. Операция простая - открываем шейпфайл, видим его содержимое в окне предварительного просмотра, задаем область для экспорта, выбираем в меню File -> Generate TXT, затем в появившемся окне выбираем поле, которое использовать в качестве наименования объектов. Жмем кнопку, ждем, пока закончится экспорт.

Теперь открываем в XMap закладку Draw, переходим в режим управления файлами, жмем кнопку Import и выбираем текстовый файл, который получился после экспорта шейпфайла. В результате импорта получим Draw слой, дальнейшая настройка которого делается стандартными для конкретного типа слоя средствами.

Внимание! Для импортированных объектов будут выставлены свойства, которые были последний раз использованы для редактирования объектов соответствующего типа. Например, если последний раз создавались линии зеленого цвета толщиной в два пикселя, то именно с такими параметрами из текстового файла будут импортированы все линии.

 

 

Результат импорта нескольких шейпфайлов в Draw слои




 

Подготовка и загрузка картографического материала в навигатор

При подготовке данных для заливки в навигатор нужно знать и помнить про следующие моменты:

  1. Единицей для загрузки данных в навигатор в XMap является пакет. Каждый пакет может включать несколько файлов, в зависимости от того, сколько типов данных было включено в пакет. В навигатор можно загрузить одновременно до 240 пакетов.

  2. Пакет имеет некие ограничения на размер внутренних структур данных, которые, увы, внятно нигде не описаны. Поэтому иногда карты придется разбивать на несколько пакетов.

  3. Данные масштабных уровней генерируются автоматически при построении пакетов. Количество генерируемых масштабных уровней зависит от настроек как самих слоев данных, так и от параметров экспорта.

  4. Картографический материал в проекте не ограничивается растровыми картами и может включать также векторные слои. Что конкретно будет включено в пакет, зависит от настроек экспорта и выбранной области.

  5. Сгенерированные файлы пакетов будут совместимы только с тем навигатором, для которого подготавливались и не будут работать в других приборах, т.к. используется шифрование, ключ которого завязан на серийный номер прибора. Это ограничение версии XMap Professional. Версия Enterprise может гененрировать нешифрованные пакеты, которые будут совместимы с любым навигатором.

Ну что ж, попробуем. Переходим на закладку Handheld Export. Слева видим настройки сетки для выделения областей, справа панель с подсказкой по действиям. Жмем кнопку Select/Edit, выбираем кусок карты, и видим в подсказке безрадостную надпись, гласящую, что пакет не может быть сохранен, т.к. набор данных слишком большой. Методом «в лоб» задача не решилась. Что ж, последуем совету, который дает XMap - будем оптимизировать. Попробуем уменьшить количество доступных масштабных уровней для данных, которые будут включены в пакет. Открываем диалог Options, в котором видим список типов данных, рядом с каждым из них – галочка, указывающая, будет ли включен конкретный тип данных в пакет а также ползунки, определяющие диапазон масштабных уровней. Последние чем-то похожи по смыслу на те, которыми настраивается видимость различных слоев данных и обе настройки влияют на конечный результат. То есть если какой-то слой виден на уровнях от 10 до 17, а для экспорта указана генерация уровней с 9 по 15, данный конкретный слой будет виден в навигаторе на масштабных уровнях с 10 по 15.

Какие цифры выбирать, например, для конкретных растров, зависит от самих растров – их типа (топокарты, спутниковые снимки и т.д.), разрешения, качества картинки. Для того, чтобы определиться проще всего закачать один фрагмент в навигатор, и посмотреть, при каких значениях карта будет выглядеть приемлемо. Для растровых карт, рассматриваемых в примере выше, оказалось достаточно уровней с 9 по 13. При меньших размерах на топокарте уже ничего не разглядеть, а большие уже ни к чему.

Итак, для типа данных User Raster Data ставим ползунки Zoom Range в значения 9 и 13, жмем OK и видим, что предупреждение исчезло, XMap с нами согласился. В поле ввода озаглавленное Save your Map for Exchange вписываем наименование пакета, оно будет видно в меню навигатора, затем жмем кнопку Save. Теперь можно идти заниматься чем-нибудь ещё – XMap будет очень долго скрипеть мозгами генерируя данные пакетов (для карт с большим числом векторных объектов процесс может легко затянуться на пару часов). Но и здесь иногда может ждать засада. В какой-то момент при работе может возникнуть такое сообщение: «The geographic area of the map package is too large for the specified export settings. Adjust the export mag ranges and try the export operation again». Это значит, что мы опять наткнулись на ограничения по размеру пакета. В этом случае, если не хочется уменьшать количество масштабных слоев, можно попробовать создать несколько пакетов, каждый из которых будет покрывать часть необходимой области.

Итак, мы сформировали один или несколько пакетов, предназначенных для загрузки в навигатор (файлы пакетов XMap складывает в каталог Мои документы\DeLorme Docs\Mobile Maps). Теперь приступим к собственно загрузке. Жмем кнопку Exchage и открываем диалог обмена данными. Слева список пакетов, которые хранятся на жестком диске, справа, пакеты в навигаторе. Выбираем нужный пакет, жмем Send и ждем пока закончится загрузка. Собственно, это всё. Можно смотреть карту в навигаторе.

Для ускорения загрузки данных в навигатор можно просто вынуть из него карту памяти, вставить её в картридер и в диалоге экспорта вместо навигатора выбрать карту памяти. А можно любой программой скопировать нужные файлы на карточку.

Ниже приведедны скриншоты с экрана навигатора с различными типами карт. Красные линии - треки, записанные в прошлом году в Якутии.

 

Генштаб Генштаб Спутник
Генштаб Спутник
Вектор Гибрид вектор+спутник Гибрид вектор+спутник
Вектор Гибрид вектор+спутник

 


Заключение

Ну что ж, я надеюсь, что для общего ознакомления с Earthmate PN-40 и программного обеспечения всего, что написано выше, хватит. Если спросить меня лично, получил ли я то, что ожидал от этого прибора, то я отвечу однозначно - да. И даже немного больше, чем предполагал получить. Скорее всего не все плюсы и минусы выявлены, не все глюки повылезали за то короткое время, которое навигатор находится у меня. На всё это нужно больше времени. Возможно, кому-то этот текст поможет принять решение при выборе навигатора и покупка уже не будет выглядеть приобретением кота в мешке. Тем, кто захочет заказать себе такой же навигатор, дам совет - сразу заказывать XMap GIS в комплекте с навигатором, а не надеяться, по вечной нашей привычке, найти софт ворованным. Не найдете, просто потеряете время и потом всё равно придется заказывать отдельно.

Да, еще. В последние пару недель поползли слухи о скором выходе новой модели прибора - Earthmate PN-30, появилась даже его фотография. Внешне разница с PN-40 только в том, что у PN-30 корпус зеленого цвета. Однако исходя из того, что у модели номер ниже, были сделаны предположения, что в новом приборе не будет каких-то функций, которые есть в PN-40, скорее всего, высотомера и электронного компаса. Косвенным подтверждением того, что новая модель готовится, было и упоминание этой, пока несуществующей, модели в списке моделей инсталлятора последней версии прошивки. Пока никакой информации по поводу нового навигатора на сайте производителя нет, но онлайн-продавцы ожидают начала поставок после 11 июня.

 

Ссылки

  1. Описание PN-40 и его технические характеристики на сайте DeLorme

  2. Форум на сайте DeLorme

  3. PN-40 на wikispaces.com

 

Алексей Вуколов aka Vuk

11 мая 2009 г.


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |