В декабре
я порадовала себя новым навигатором с революционным чипсетом SiRFStarIII,
который, по слухам,
работает
даже из гаража J Покупала на http://webpanel.ru с доставкой курьером. Технические
характеристики вы можете прочитать на любом сайте-продавце.
Про этот
навигатор достаточно уже материалов в Интернете, повторяться не хочется,
поэтому опишу лишь собственные впечатления.
До него у
меня был BT-48, а так же имеется самостоятельный
малыш Geko 201, брат Etrex (работа обоих девайсов с КПК подробно
описана в статьях в «Снаряжении»). В общем, опыт общения в «jопсами» есть. Будучи поклонником
беспроводных технологий, я решила опять обзавестись навигатором из серии
«голубых», и надеялась, что новый девайс станет достойным переемником
маленького «48-ого», который тоже был ничего, но весьма прожорлив и все-таки
связь терял в «трудных» местах.
Первое, на
что я натолкнулась – проблемы с прошивкой. Вернее, при ближайшем рассмотрении
проблемы, как таковой, не оказалось, но крови глюк мне попортил. Интернет
пестрит воплями «потерпевших», однако, если разобраться, не все так страшно.
В
стандартном режиме у навигатора меняются характеристики позиции. Если ты
стоишь, держа в руках навигатор и КПК, то позиционер «скачет» вокруг точки
нахождения. При этом сама точка стабильна! Но высоты и азимут меняются
ежесекундно. «Стрелка», не переставая, пляшет вокруг точки, создавая
впечатление неверного позиционирования и хаоса.
Однако
стоит двинуться в какую-то сторону, стрелка послушно поворачивается мордой в нужном
направлении, градусы азимута приходят в норму. Чем быстрее вы идете, тем
устойчивее стрелка. А если едете в машине, то вообще песня, глюк исчезает, зато
сигнал не теряется в тоннелях. При этом навигатор может лежать на сиденье или
между сидениями, а не под стеклом. Или в кармане.
Итак, позиционируемся
мы отлично, но пляска «святого витта» бесит. Как с этим бороться?
Чтоб вы не
путали - новая прошивка чипсета версии 3.1.1 не устраняет данную проблему! Производители
SiRFstarIII решили ее введением режима "Статической Навигации" - SN
(Static Navigation). В этом режиме GPS замораживает позицию, если вы движетесь медленно. В результате при неторопливом движении
позиция будет замирать и реже обновляться (только через каждые 50 метров!).
Конкретно
это делается с помощью SiRFDemo v 3.81 http://www.gpspassion.com/forumsen/topic.asp?TOPIC_ID=25575
Программа устанавливается на десктоп и с помощью блютузного порта перепрошиваются
нужные параметры в навигаторе. Делать это нужно очень аккуратно и только при использовании SiFR-протокола.
По слухам,
GlobalSat уже начал выпускать (и поставлять в Россию) GPS приёмники BT-338 с
заранее отключённым режимом SN,
и все последующие покупатели не увидят глюка. Но хорошо ли это?... После
"заплатки" кастрированный GPS уже вряд ли сможет привязаться в
середине комнаты, в середине машины, в густой чащобе под елкой в метель и тп..
Я прошивку-то
скачала в порыве истерики, однако, при зрелом размышлении, решила не применять.
Она удалит «скачки», но сделает GPS
чувствительностью на уровне моделей 48 или 307, с «мозгами» версии
SiRFStarII. А на фига тогда, спрашивается, козе баян?...
В общем,
поелику я сама заплатку так и не применила, то утверждать наверняка, что
произойдет, не буду. Возможно, кто-то это сделает кто-то из Хронов и напишет, понравилось ли ему :). Но теоретический вывод безрадостный. В
итоге решено было оставить все, как есть. ВТ-338 действительно ловит в
середине комнаты с окнами, даже метрах в четырех, захватывая в работу от 3-4,
иногда до 5 (!) спутников. В помещении без окон связь теряется, конечно. В
комнате в трех метрах от окна в бетонном здании выключенный и включенный GPS прекрасно определился по топокате.
Причем «видит» он спутников больше раза в два, чем фиксит! Видимо, остальные
сигналы доходят слабо, но и пойманных в сети достаточно для отличного
определения. Навигатор внутри здания тестился как на работе в офисе, так и
дома.
ВТ-338
уютно чувствует себя в кармане или в чехле на поясе под одеждой, ни на минуту
не теряя координат.
Я провела
простейший полевой тест, неторопливо двигаясь в течении часа на лыжах в полю и
по лесу. Тест шел «вслепую» - в один карман куртки положила включенный
навигатор, в другой – включенный КПК*, с установленной связью перед началом
трека. Путь мой проходил через заросшие высоким старым лесом участки. Про наш
лес я неоднократно писала – типичная «черная дыра», там и радиосвязь глючит, и
48-ой иногда терял спутники, и Geko – а куда деваться! Обратно шла тем же
путем.
Вынула оба прибора только через час, не дойдя до исходной точки. Карта традиционно –
километровка севера Москвы 85 года, скачанная с родного Весла. Кривовата, конечно, но другой
топографии нет. В итоге весь трек прорисован, разрывов нет нигде, все работает, диоды связи
моргают, неплохо! Собсно, это мне и было нужно от навигатора - не терять связь... На тесте антенны "Сова" я специально залезала
в самые "густые" места, сидела буквально под еловыми лапами со снегом - навигатор показывал до 6 зафиксенных спутников,
в то время как другие показывали либо 2-3, либо вообще теряли небо.
Добрые языки утверждают, он и в каньонах ловит без проблем, так что, наверное, подойдет горникам.
Однако у
меня возникло подозрение, что координаты у трека все же глючат. «Скачки» для
воображения, конечно, не прошли даром. Я решила это проверить и выкачала с
Соньки записанную дорожку, чтобы переконвертировать и осмыслить ее в OZiExplorer. Трек на десктопе лег абсолютно
так же, как и на экране КПК. Единственно, что мне осталось неясным, верно ли
залегли высоты. На вид в футах они лежат нормально. Файл для любопытных прилагаю.
Видно, что координаты пишутся примерно раз в 12 сек (это настрйока программы КПК).
Один из старых файлов (от другого GPS и не совсем этой, но прилегающей местности) выглядит так. Там футы тоже скачут, как зайцы - может, и новый трек пишется вполне нормально?
Отмечу так же, что трек пишется одинаково при установленных в программе навигации протоколах NMEA,Garmin-NMEA,SIRF-NMEA.
От моей старой
версии навигатор отличается ионно-литиевым съемным аккумулятором 1700 мАч., вместо батареек. С одной стороны,
это не плюс для похода, с другой – непрерывная работа рассчитана на 15 часов,
это достаточно неплохой показатель. Учитывая, что я определяюсь «дискретно» в
пространстве не больше 5 раз в день обычно, без записи трека, мне для двухнедельного автонома может хватить одной зарядки. Для тех, кому мало: в комплекте идет адаптер
от прикуривателя на 5 вольт, и навигатору можно организовать автономное
питание от батареек, подобно тому, как я это сделала год назад для своего КПК**.
Но, конечно, чувствительный к холоду и сырости литий в походе капризен.
Поэтому навигатор лучше всего держать всегда на «теле», тем паче, что на
качестве приема сигналов это уже – ура! - не отражается.
Удобнее
всего таскать приборчик в кармане на молнии или на поясе (к BТ-338 в комплекте идет удобный поясной
чехол, молодцы). А от воды GPS
традиционно защитит хороший презерватив. «Резинка» просто завязывется узлом;
через латекс видны диоды и доступна кнопка включения. Поэтому навигатор можно
держать при себе всегда, даже во время сплава. Прошлый поход у меня так
проездил ВТ-48, одного презерватива хватило на весь поход J Как ни смешно, но это наилучший способ водозащиты
маленьких устройств, которые работают автономно и не имеют экрана.
При потере
связи с КПК через 10 минут навигатор отключается. Это удобно, когда GPSзавалялся где-то в кармане,
компьютер выключили, а про ВТ «забыли». Кроме того, у новинки 20 спутниковых
каналов, и никакие габариты и вес, как и всех блютузников, хотя немного больше,
чем у ВТ-48; но так и мозгов скоко! J
В общем,
мнение неоднозначное, но больше приятное, чем нет. Несмотря на глюк, я довольна
чувствительностью прибора и рада, что сменила машинку. Надеюсь, что
производитель не остановится на достигнутом, сделает внешнюю кнопку
переключения режимов и версию с батареями. Или, еще лучше, научит свой новый чипсет
не скакать в статике.
Сейчас
ВТ-338 продается повсеместно, купить его не проблема. Цены в сети пляшут от 165
до 260 уе, поэтому сначала неплохо бы
порыскать. Там, где я покупала, 338-ые шли уже с прошивкой 3.1.1 и в
полном комплекте, за 170 уе. Поэтому не совсем понятно, чем обусловлены более
высокие цены.