Катамараны - ответ профессионала
Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 

Катамараны - ответ профессионала

 

            С громадным удовольствием прочитал статью "Катамаран - записки дилетанта" Владимира, жаль что он не представился полностью. Это просто здорово что турист-самодельщик не исчез с появлением всего и вся в магазинах! Им нас не победить! Однако компетентный оппонент думаю будет весьма кстати, поэтому решил взять эту роль на себя. Я вовсе не ставлю перед собою задачу все замазать черной краской, мелко покритиканствовать и гордо удалиться. Наоборот хочу дополнить эту статью кое-какими сведениями из личного опыта.

            Чтоб у читателя не возникло сомнений в моей квалификации немного о себе любимом. Стаж в туризме более 25лет, сплавлялся на всех типах катамаранов (кроме "Бублика"), на надувных элементах из резины, ПЭ пленки, пляжных мячах, волейбольных камерах, надувных шариках, презервативах и черт знает на чем. Все эти годы занимался вопросами разработки и производства туристкого снаряжения (от пошива штормовых штанов из чего попало до изготовления скально-ледовых молотков из титана альфа+бета структуры). Создал с нуля производство на фирме "Басег", сейчас завпроизводством на предприятии "Аква-спорт", где опять же занимаюсь конструкторскими, технологическими, и инженерными вопросами по разработке и производству новых видов снаряжения в первую очередь катамаранов!). По лекалам моей работы ежегодно выпускается 500-600 катамаранов более 20-ти модификаций. Это я к тому, что человек не случайный, мимо тут проходил на чаек заглянул.

            Теперь о деле.

            1) Вызывают сильные сомнения приведенные Владимиром данные о массо-габаритных характеристиках изготовленного им катамарана. Возьмите в руки калькулятор и посчитайте (необходимые знания - в объеме начальной школы, IQ - не более 50). Площадь поверхности катамарана длиной 5м и диаметром 0,5м составляет около 17мв, если кат весит 6кг как он утверждает, то вес одного м.кв корпуса округленно 350 г/м.кв а ведь в него входит вес клапанов, петель крепления и пр. фурнитуры т.е реально вес м.кв корпуса не должен превышать 300г/м.кв. Это из каких же материалов он его изготовлял? Вес ткани которую он рекламирует 360г/мв, надувной баллон (а их в корпусе Два!) из ПЭ пленки 50-60 Г/м.кв, а пропитка столько же, а в несколько слоев, пусть только на днище. Короче что-то тут не то.

            2) О материалах оболочки (шкуры). Каты с оболочками целиком из тезы изготовляют многие фирмы, например "Рафтмастер", "Тритон","Кулик" и тд. В пользу такого решения у них есть, без сомнения, свои аргументы. Я лично против такого подхода (сколько людей, столько и мнений, у каждого свой опыт и свои взгляды), все мои каты имеют Верх баллона (деку) из капронового авизента (ткань арт.5020 пр-ва ОАО "ОРТОН" г. Кермерово) по трем основным причинам. Во-первых он существенно легче - 250+-10г/м.кв. Во-вторых легко сушить шкуру, вся влага сквозь него легко испаряется. Должен заметить что сушить кат с баллонами внутри обшивки как советует Владимир категорически не рекомендую. Теза, авизент, полиэтилен, вся синтетика это углеводороды, а это пища для многих микроорганизмов (бактерии, плесень). Если Вы хотите, чтоб кат служил Вам долго и счастливо долгие годы (15-20 лет), то сушите шкуру без баллонов. Каты с оболочками целиком из тезы очень трудно сушить, влаге некуда испаряться, приходится применять принудительную вентиляцию, короче тот еще геморрой. В-третьих авизент очень прочен, превосходит "Кордуру-1000" из которой тоже бывает делают деку. Я лично против нее, по тем же вышеперечисленным причинам.

            Теперь о тезе как о материале. Под этим названием турист-водник подразумевает любую ткань с ПВХ покрытием. Фирма "Рафтмастер" применяет автотентовую ткань пр-ва "АлександровИсКож", "Тритон" - "Виниплан", "Кулик" - "Феррари". Мы применяем ткань автотентовую облегченную пр-ва "ИвановоИсКож". В настоящее время на рынке появилась ткань Ю.Корейского пр-ва с очень хорошим соотношением цена/качество. Лично я не вижу настоятельной необходимости в переходе на дорогие импортные ткани. Качество и механические характеристики тезы меня как конструктора и как туриста вполне устраивают. От проколов и порезов импортные ткани не спасут, протираются с такой же скоростью, единственно превосходят нашу тезу по разрывной нагрузке, но в том и прикол, что наши ткани имеют вполне достаточную прочность. Могу назвать десяток фирм изготовляющих каты из отечественных материалов, тот же "Рафтмастер".

            О днище из ткани без покрытия скажу сразу - полный отстой! Лично ходил в молодые годы на таком кате по причине отсутствия тезы как таковой. Ничего хорошего. Можно конечно сшить из авизента, потом покрасить в два, три слоя пропиткой, но нахрена козе баян, а? Стоимость тезы меньше чем авизент + пропитка! Вес соизмерим! Спрашивается кому это надо? А гемор по поводу где взять да как нанести (и главное где, ведь это агрессивные среды, растворители и тд), ведь тот же Владимир по поводу ПУ лаков ничего толком не сказал, видимо не владеет нужной информацией или темнит (хотя зачем?).

            Если примите совет старого туриста, то лучше всего "ходить" на днище из тезы до первых признаков вытирания ПВХ-покрытия до армирующей сетки, а потом на накачанный и обезжиренный кат (Обезжиривать чистым, не автомобильным, бензином, ацетон разрушает ПВХ) нанести один, два слоя (по потребности) полиуретанового лака (все верно! чемпион по износостойкости на истирание). Учтите что на солнце лак постепенно приобретает кирпично-коричневую окраску, хотя первоначально безцветный. Можно применить лаки "Протект" или "Лактур" производства "сверхсекретного" НИИ Полимерных Материалов гермь. Дома сию процедуру советую не делать, соседи и близкие не поймут, к тому же срок полимеризации лака очень большой (от 6 часов до двух суток). Он полимеризуется за счет влаги находящейся в воздухе, инициатором служит ацетон (до 30% объема), поэтому лучше всего это делать в теплом и влажном помещении, идеально - парная (шутка, но недалекая от истины).

            3) О материалах баллонов. Сначала о так называемых монобаллонных катах. В последние пять-семь лет многие производители начали двигаться по пути производства катамаранов без надувного вкладыша (герметичная обшивка как у надувных лодок). Справедливости ради надо отметить, что такие каты выпускались отечественной промышленностью еще во времена "застоя", в той же Уфе из лодочной резины и в мизерных количествах. Сейчас пошел следующий круг на другом технологическом уровне (ткани второго, а то и третьего поколения). "Тритон" и "Кулик" начали серийный выпуск, остальные экспериментируют, в том числе и мы.

Но этот процесс будет очень долгий по весьма существенным причинам, и такие каты не вытеснят традиционные двухслойки с рынка возможно никогда! Самое главное им очень далеко по показателям надежности. У ката традиционной конструкции сквозной пробой  обшивки заканчивается потерей герметичности в одном случае из пяти, у монобаллонника сами понимаете. "Кулик" для повышения прочности и защиты днища от механических повреждений, наклеивает на напряженное дно второй ненапряженный слой тезы. Это излишний вес и деньги, но способ хорош. О них мы можем поговорить потом, если будет желание подискутировать. Итак баллон может быть из резины (имеется в виду двухсторонний прорезиненный капрон), армированная полиуретановая (или аналогичная) пленка, например фирмы "Каррингтон", полиэтиленовая пленка и еще кое что! Самый дешевый и легкий вариант - ПЭ. Только не надо его использовать как это делает Владимир. ПЭ баллоны делаются одноразовыми! Сплавился и выкинул их в костер или подарил местным на парники! Неча их волочь через полстаны обратно домой. Сварные пленки "Каррингтон" - быстро и технологично, но вот прикол, первосортную пленку по данным фирмы "Айсберг" (крупнейший поставщик импортных тканей) в Россию не завозят, дорого! до 9 фунтов стерлингов, везут только стоки, причем поставки крайне неритмичны и иногородним почти ничего не светит. "Тритон" тот опять из "Виниплана" соответствующего сорта, но опять же цена! 4-6 евро за мв в зависимости от типа это вам не хухры-мухры. Остается резина. Толсто и надежно ткань 1542 или БЦК пр-ва "Ярославльрезинатехника", мы - ткань 295 пр-ва "УЗЭМИК" поверхностная плотность 350г/мв (соотношение цена/качество на мой взгляд наилучшие), для тех кто хочет удавиться за лишний сэкономленный килограмм советую "чернуху" (тк.51-182) пл.250 г/м.кв или ткань «газгольдерную» (вариант "чернухи" артикул извините не помню) пл.150-175 г/м.кв, но заплатите за это лишними деньгами и коротким сроком эксплуатации.

            По большому секрету сообщу, что в настоящий момент у нас походят экспериментальные работы по изготовлению баллонов из неармированной ПВХ пленки, опытная партия будет отправлена на лето в прокат катамаранов, осенью посчитаем цыплят и решим, стоит это свеч или нет.

            Отдельно хотел заметить, что вышеупомянутый Владимир очень туманно сообщает о том, какую пленку он раскопал, ее химсостав и физикомеханические свойства, а так же ее производитель. По этому никаких за и против сказать не могу.

            4) И последнее - о весе и деньгах! Господа упертые водники крайне редко тащат свой скарб на расстояние больше 5 км.

И экономить несколько кг смысла не имеет. Сейчас даже рамы, все кто может по финансам, берут дюралевые. На месте редко кто рубит. Ущерб природе (ведь рубят молодые, живые деревья!), да еще полазь по лесу, да найди, да свяжи и тд. Дюраль приволок, за пятнадцать минут собрал, дело в шляпе. И никто не стонет, что надо 14-16 лишних кг на себе пердолить. Теперь экономика - кат четверка (баллоны) например "Артемон-4" стоит 8000руб, вес в упаковке 14кг (с мешком, насосомемкомплектом). Если заменить 295 резину на 191 то выйгрыш в весе составит 1,8кг, а кат подоражает на 1400-1500руб. Оно того стоит? На эти деньги можно взять два дюралевых, разборных, непотопляемых весла весом 400г. Вот вам реальная экономия веса, весло с пластмассовой лопастью тянет под кило, да помаши им целый день, да с плоской лопастью, что не "цепляет" воду - "гуляет".

            И на последок - большинство самодельщиков отчего то считают, что раз сделал сам, то сэкономил кучу бобла, как будто их личный труд ничего не стоит! Потратил деньги на материалы и все! Как бы не так. А найти эти материалы, а привести, а раскроить, сшитьклеить и тд, а нервотрепка себе и близким, а время потраченное на все, вместо отдыха, любимой, детей, казино, (нужное подчеркнуть). В конце концов если Вам не нравится серийная продукция, а хочется чего-то своего, эксклюзивного, то многие фирмы сделают на заказ что угодно, из чего угодно, за соответствующее вознаграждение. Ну а если Вы упертый фанатик и в надомном производстве катамаранов видите высший смысл и воплощение метаний Вашей многострадальной души то пожалуйста, при необходимости, можете обратиться за советом (пока бесплатно!). У нас секретов нету (почти).

 

С Уважением Михалев Александр Георгиевич (в туризме - Бармалей) гермь

тел.8-902-79-19-624. E-mail: superbarmaley@mail.ru


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |